Инновационная и экспериментальная деятельность
план-конспект урока

Технологическая карта урока географии в 7В классе с применением кейс-технологии по теме «Особенности отдельных океанов» и доклад с анализом эффективности применения кейс-технологии 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 7В классе по теме «Особенности отдельных океанов»

Учитель

Коляда Ольга Николаевна, учитель географии и биологии ГБУ ОО ЗО «СОШ № 5 им. Героя Советского Союза П.И.Матюха» г. Токмак

Класс

Тема урока

Особенности отдельных океанов

Место урока в учебном плане

15 урок, раздел «Вода на земле».

Описание используемых технологий

ИКТ, исследовательская, кейсы, представленные в виде судовых дневников.

Ведущая идея урока

урок-путешествие с заполнением судовых дневников (кейсы).

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование; объяснять особенности рельефа дна; описывать географическое положение океанов по карте; составлять сравнительные характеристики океанов. Развивать умения работы с географической картой.

Познавательные: уметь выделять проблему и логически ее решать, доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.; уметь работать с разными источниками географической информации: находить географическую информацию в различных источниках (тексте учебника, географические карты), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные: уметь формулировать цели, планировать и оценивать результат работы.

Коммуникативные: уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, работать в группе.

Воспитывать убеждения бережного отношения к природе.

Решаемые учебные проблемы

Чем отличаются океаны Земли? В чем особенности каждого из океанов?

Основные понятия, изучаемые на уроке

Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый океаны, Гренландия.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. ЭТАП Актуализация знаний

Орг.момент: Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Начинаем урок. Мы продолжаем изучать части Мирового океана. Перечислите их.

Отвечают. Перечисляют.

2. ЭТАП  Создание проблемной ситуации

Ответьте на вопросы:

- Как вы думаете, какой океан самый молодой?

- Почему роль Индийского океана в мировом рыболовстве невелика?

-С чем связано наличие такого большого числа островов в Тихом океане?

Затрудняются ответить на вопросы.

Что нужно узнать, чтобы ответить на вопросы?

Осознают и проговаривают, что нужно узнать об океанах более подробно.

3. ЭТАП целеполагания

Какова же будет тема урока?

Какие цели урока мы поставим?

Называют. Узнать особенности и хозяйственное значение океанов. Составить характеристику о каждом океане.

4. ЭТАП планирования.

Любая характеристика составляется по плану. Составьте план изучения океана.

Составление ПЛАНА:

- ГП океана

- свойства водных масс

- рельеф дна океана

- моря и острова океана

- использование океана в хозяйственной деятельности человеком.

5. ЭТАП "Открытие" нового знании (Изучение новой темы)

Для достижения целей урока класс делится на 4 группы. Каждая группа получает материал для изучения одного океана и отправляется в путешествие. Приложения №1-4, дополнительный материал «О рельефе дна всех океанов», контурные карты с обозначенными заранее портами.

С возвращением на Родину, путешественники! Представьте результаты экспедиций.  

Презентация «Физкультминутка».

Работа с текстом в учебнике, с дополнительным материалом. Распределяют задания между товарищами в команде. Обсуждают в группах и совместно выполняют учебные задачи. Представители от групп сообщают о результатах коллективной поисковой работы, отвечают на вопросы учеников из других групп. Фиксируют на бумаге, на доске результат своей работы - таблицы. Делают выводы.

Оценивают правильность своих выводов, решений. Осуществляют самооценку полученных результатов.

6. ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания (Закрепление)

Посмотрите на экране  «Хозяйственное использование океанов».  

Что вы можете сказать о хозяйственном использовании океанов? Какой океан и почему самый загрязненный?

Анализируют информацию. Отвечают. Сравнивают использование всех океанов. Делают выводы.

В экспедициях путешественники всегда узнают много увлекательного. Вот ребята сейчас и расскажут нам интересные факты, привезенные из их экспедиций. Послушайте каждого и определите, что же они привезли из дальнего плавания.

Итак, что в черном ящике лежит? Показать.

Путешественники привезли и видеоматериал. Если будет время, можно включить и видео «Особенности отдельных океанов».

А теперь обещанное испытание. Проверим, насколько вы были внимательны. Ответь на вопросы теста. Приложение №5. 

Заранее подготовленные ученики рассказывают индивидуальные сообщения: Остров Маврикий – «сахарница» Индийского океана, про айсберги Ледовитого океана, Филиппинские острова, Саргассово море.

Слушают. Отвечают.

В черном ящике – сахар, кусочек льда, банан с Филиппинских островов, водоросли - морская капуста.

Отвечают на тест индивидуально. Затем работают в парах. Обменялись тетрадями, проверили друг друга, оценили работы.

7. ЭТАП Рефлексия (итог урока).

Вспомним тему и цели урока. Достигли мы целей? Сможем мы ответить на вопросы:

- Как вы думаете, какой океан самый молодой?  Почему роль Индийского океана в мировом рыболовстве невелика? С чем связано наличие такого большого числа островов в Тихом океане?

- Что узнали нового об океанах? Что вам запомнилось? Как вы оцените работу товарищей, групп, класса?

Подводит итоги урока. Мы работали энергично, по-деловому, динамично. В классе была исследовательская атмосфера. Комментирует и выставляет оценки за работу на уроке. Спасибо за активную работу.

Называют тему и цели урока. Отвечают на вопросы.

Делятся впечатлениями. Отмечают понравившиеся моменты урока. В целом оценивают работу товарищей, групп, класса.

8. ЭТАП Домашнее задание.  По учебнику §15, см слайд - выполнить любое по выбору задание.

Приложение №1.

Судовой дневник первой команды «Тихий океан»

Капитан ____________________________ . Дата отплытия _______________ на корабле «_______________________». Порт Находка, Приморский край. Россия.

Уважаемые исследователи! Сегодня вы совершите морское путешествие по Тихому океану. В конце путешествия вас ждет небольшое испытание, которое покажет, насколько внимательны вы были. Вам предстоит провести множество наблюдений. Записывайте результаты в судовой журнал. Желаю вам приятного путешествия!

Цель экспедиции:____________________________________________________ .

День первый.

Используя текст в учебнике на с.76-77 и карты в Атласе, опишите по плану (он на слайде) географическое положение Тихого океана.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День второй.

Используя текст в учебнике, карты в Атласе и дополнительную информацию, заполните таблицу:

S, млн.кв.

км.

Средняя глубина, м

Глубочайшая впадина, м

Средняя t в поверхностном слое, 0С

Средняя соленость океана, 0/00

промилле

Рельеф дна океана

Важнейшие течения

Теплые

Холодные

Шельф:

Материковый склон:

Котловина:

СОХ:

Желоба:

День третий.

Используя карты в Атласе, заполните таблицу «Номенклатура Тихого океана».

Моря (Их 25)

Заливы

Проливы

Острова (Их более 10 тыс.)

Нанесите эти географические объекты на контурную карту.

День четвертый.

Вставьте в тексте пропущенные слова.

Название Тихому океану дал ______________________________ . Совершая первое кругосветное плавание, он за ___ месяца пересек этот огромный океан. И за все это время не было ни одного заметного шторма, и поэтому он назвал его «мирным, тихим». На самом деле Тихий океан – самый ___________________ океан планеты. Ветры над ним разгоняются до огромных скоростей и порождают волны до 30м высотой. Это разрушительной силы сейсмические волны называют ______________ . Они возникают при подводных ________________ и вулканических ___________________ .  

День девяностый.

Возвращение на Родину. Расскажите о своем путешествии и представьте результаты экспедиции перед классом. Оцените работу товарищей в команде.

Подведите итоги плавания: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение №2.

Судовой дневник второй команды «Атлантический океан»

Капитан ____________________________ . Дата отплытия _______________ на корабле «_______________________». Порт Калининград. Россия.

Уважаемые исследователи! Сегодня вы совершите морское путешествие по Атлантическому океану. В конце путешествия вас ждет небольшое испытание, которое покажет, насколько внимательны вы были. Вам предстоит провести множество наблюдений. Записывайте результаты в судовой журнал. Желаю вам приятного путешествия!

Цель экспедиции:____________________________________________________ .

День первый.

Используя текст в учебнике на с.76-77 и карты «» в Атласе, опишите по плану (он на слайде) географическое положение Атлантического океана.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День второй.

Используя текст в учебнике, карты в Атласе и дополнительную информацию заполните таблицу:

S, млн.кв.

км.

Средняя глубина, м

Глубочайшая впадина, м

Средняя t в поверхностном слое, 0С

Средняя соленость океана, 0/00

промилле

Рельеф дна океана

Важнейшие течения

Теплые

Холодные

Шельф:

Материковый склон:

Котловина:

СОХ:

Желоба:

День третий.

Используя карты в Атласе, заполните таблицу «Номенклатура Атлантического океана».

Моря

Заливы

Проливы

Острова

Нанесите эти географические объекты на контурную карту.

День четвертый.

Вставьте в тексте пропущенные слова.

Название Атлантического океана произошло от имени __________________________ в греческой мифологии. Первыми европейцами, пересекшими Атлантический океан, насколько известно, были мореплаватели-викинги. В 80-е гг. Xв. Они достигли берегов острова ____________________ , а около 1000г. сын Эйрика Рыжего _____________________ со своими людьми исследовал северо-восточное побережье нынешней Канады и создал недолго просуществовавшее поселение на острове Ньюфаундленде.

На берегах Атлантического океана расположено ____ стран с населением в _____ млрд. человек. Именно в этом океане в 1912г. произошло столкновение всем известного корабля «Титаник» с ______________________ .

День девяностый. 

Возвращение на Родину. Расскажите о своем путешествии и представьте результаты экспедиции перед классом. Оцените работу товарищей в команде.

Подведите итоги плавания: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение №3.

Судовой дневник третьей команды «Индийский океан»

Капитан __________________________ . На самолете до порта Калькут. Индия. Дата отплытия _______________ на корабле «_______________________».  

Уважаемые исследователи! Сегодня вы совершите морское путешествие по Индийскому океану. В конце путешествия вас ждет небольшое испытание, которое покажет, насколько внимательны вы были. Вам предстоит провести множество наблюдений. Записывайте результаты в судовой журнал. Желаю вам приятного путешествия!

Цель экспедиции:____________________________________________________ .

День первый.

Используя текст в учебнике на с.78-79 и карты в Атласе, опишите по плану (он на слайде) географическое положение Индийского океана.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День второй.

Используя текст в учебнике, карты в Атласе и дополнительную информацию, заполните таблицу:

S, млн.кв.

км.

Средняя глубина, м

Глубочайшая впадина, м

Средняя t в поверхностном слое, 0С

Средняя соленость океана, 0/00

промилле

Рельеф дна океана

Важнейшие течения

Теплые

Холодные

Шельф:

Материковый склон:

Котловина:

СОХ:

Желоба:

День третий.

Используя карты в Атласе, заполните таблицу «Номенклатура Индийского океана».

Моря

Заливы

Проливы

Острова

Нанесите эти географические объекты на контурную карту.

День четвертый.

Вставьте в тексте пропущенные слова.

Индийский океан ранее назывался Восточным. В его названии отразилось стремление европейцев найти ___________ путь  в сказочно богатую и диковинную, по представлениям тех времен страну ______________ .  Португальский _________________________ никуда не ездил, по профинансировал кучу экспедиций и страстно мечтал, что на его деньги кто-нибудь _____________ путь в ___________ . В 1487г. _____________________ все-таки обогнул мыс _________________ и мыс ____________________, и ___________ путь в ____________ был открыт. В 1497г. ___________________________ успешно доплыл до ___________________ .

День девяностый.

Возвращение на Родину. Расскажите о своем путешествии и представьте результаты экспедиции перед классом. Оцените работу товарищей в команде.

Подведите итоги плавания: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение №4.

Судовой дневник четвертой команды «Северный Ледовитый океан»

Капитан ____________________________ . Дата отплытия _______________ на ледоколе «_______________________». Порт Архангельск. Россия.

Уважаемые исследователи! Сегодня вы совершите морское путешествие по Северному морскому пути от Архангельска до Берингова пролива. В конце путешествия вас ждет небольшое испытание, которое покажет, насколько внимательны вы были. Вам предстоит провести множество наблюдений. Записывайте результаты в судовой журнал. Желаю вам приятного путешествия!

Цель экспедиции:____________________________________________________ .

День первый.

Используя текст в учебнике на с.79-80 и карты в Атласе, опишите по плану (он нам слайде) географическое положение Северного Ледовитого океана.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День второй.

Используя текст в учебнике, карты в Атласе и дополнительную информацию, заполните таблицу:

S, млн.кв.

км.

Средняя глубина, м

Глубочайшая впадина, м

Средняя t в поверхностном слое, 0С

Средняя соленость океана, 0/00

промилле

Рельеф дна океана

Важнейшие течения

Теплые

Холодные

Шельф:

Материковый склон:

Котловина:

СОХ:

Желоба:

День третий.

Используя карты в Атласе, заполните таблицу «Номенклатура Северного Ледовитого океана».

Моря

Заливы

Проливы

Острова

Нанесите эти географические объекты на контурную карту.

День четвертый.

Вставьте в тексте пропущенные слова.

Северный Ледовитый океан почти целиком лежит в пределах ____________________________ .  Больше _______________ он полностью покрыт льдом, толщина которого может достигать ___ м, а в районе Северного полюса поверхность океан скрыта подо льдом _________________ год. Только _______________ и______________ моря Ледовитого океана не замерзают даже в самые суровые зимы, благодаря водам ______________________________ течения.

День девяностый.

Возвращение на Родину. Расскажите о своем путешествии и представьте результаты экспедиции перед классом. Оцените работу товарищей в команде.

Подведите итоги плавания: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Приложение №5

Проверочный тест по теме «Особенности отдельных океанов»

1. Площадь какого океана составляет 178,62 млн. км2:

А) Атлантический.

Б) Тихий.

В) Северный Ледовитый.

2. В Атлантическом океане находится  течение:

А) Куросио.

Б) Гольфстрим.

В) Сомалийское.

3. В Тихом океане находится самая глубочайшая впадина 11022м:

А) Зондский желоб.

Б) Гренландское море.

В) Марианский желоб.

4. -10С; -20С – это средняя температура в поверхностном слое:

А) Северного Ледовитого океана.

Б) Тихого океана.

В) Индийского океана.

5. Теплое Мозамбикское течение является частью:

А) Северного Ледовитого океана.

Б) Атлантического океана.

В) Индийского океана.

6. Какой океан не имеет связи с Северным Ледовитым океаном:

А) Тихий.

Б) Атлантический.

В) Индийский океан.

7. Про Тихий океан можно сказать:

А) Он самый глубокий, древний, имеет множество вулканов, огромный запас тепла.

Б) Он вытянулся от субарктических широт до Антарктиды, согласно теории литосферных плит – сравнительно молод.

В) Самый мелководный, занимает все пространство Северного полюса.

8. В бассейн этого океана входит самое соленое море мира  - Красное море 420/00:

А) Атлантический.

Б) Индийский.

В) Тихий.

9. Климат этого океана разнообразен, так как лежит во всех климатических поясах:

А) Атлантический.

Б) Тихий.

В) Индийский.

10. Самая высокая степень загрязнения нефтью приходится:

А) на Тихий океан.

Б) на Индийский океан.

В) на Атлантический океан.



Предварительный просмотр:

Анализ эффективности применения кейс-технологий

на уроках географии.

Автор: Коляда Ольга Николаевна, учитель географии и биологии ГБУ ОО ЗО «СОШ № 5 им. Героя Советского Союза П.И.Матюха» г. Токмак.

Ведущая идея: развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение, учиться работать с информацией.   

        Об эффективности применения кейс-технологий: при кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.

Актуальность: кейс - метод в нашей школе использовался недостаточно широко и тем самым вызвал у меня интерес. Считаю, что достоинством кейс - метода по сравнению с традиционными, является то, что работа с кейсами обогащает учеников новыми знаниями, пробуждает и укрепляет в нем интерес к познавательной деятельности, помогает систематизировать знания, обобщать их, развивает творческий потенциал. Уеников привлекает исследование. Нужно только по-настоящему увлечь их предметом исследования. Его может предложить учитель, руководствуясь требованиями программы, и быть при этом уверенным, что «самостоятельно добытые» учениками знания усвоятся надёжнее и прочнее. Очень важно, что цель кейс – метода направлена именно на достижении практического результата, т.е. кейсы используются с целью, позволяющей что-то узнать, выполнить, открыть что-то новое.

Новизна: проведение кейс-уроков дает возможность рассматривать процесс обучения как активное вовлечение учащихся в конструирование своих собственных знаний и умений, самостоятельное выстраивание целеполагания в самообразовательной деятельности. Тем самым учащиеся осознают ответственность за свое обучение.

Аннотация.

Работа в школе учителем географии вывела меня на проблему, которая всегда остро стояла перед педагогами: создание педагогических условий для активизации деятельности учеников на уроке.  На применение кейс-технологии в моей работе повлиял тот факт, что у учащихся часто страдает мотивация учения и интерес к получению новых знаний.  Какие плюсы и какие минусы использования кейс-метода?

Плюсы:

- меняется роль учителя: она заключается в создании учебной ситуации для самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности учащихся;

- активное вовлечение учащихся в учебный процесс;

-знакомство с учебным материалом (просмотр видео, изучение параграфа, совместная работа учащихся посредством ИКТ) по новой теме;

- создаются условия для творческой работы, применение знаний и умений в новой ситуации.

Минусы:

- большая подготовительная работа учителя;

- в первые годы не находили взаимопонимания с администрацией;

- в первые годы не было взаимопонимания с родителями (считали, что учитель не учит детей на таких уроках, а заставляет детей самостоятельно изучать новые темы).

Каким образом можно постараться устранить негативные стороны данной работы. От большой подготовительной работы вряд ли можно уйти, особенно в первое время. И только проработав несколько лет с кейс-уроками, создав банк кейсов по многим темам уроков, будет проще.

Администрации, которая, возможно, будет считать, что учителя «слишком мало на уроке» (а такая администрация ещё есть) необходимо подробно объяснить методику кейс- технологии, познакомить с результатами диагностических работ учащихся, с тестированием учеников и родителей.

Чтобы родители не предъявляли претензий к тому, что учитель не объясняет новую тему, нужно чтобы родители стали союзниками учителя, а не его противниками. Лично я решила этот вопрос таким образом: я подготовила и провела родительское собрание по сценарию кейс-урока. Родители почувствовали себя своими детьми, погрузились целиком и полностью в процесс обучения по данной технологии. Результат превзошёл ожидания. Отзывы о собрании ещё долго приходили мне на почту. Родители были в восторге и проблем с внедрением новой формы обучения у меня не возникло.

Есть и ещё одна проблема - не все дети добросовестно работают на уроке. Они могут просто надеяться на членов группы, работающей по одному кейсу. Работа с такими учащимися - это отдельный разговор. Здесь необходимо развитие мотивации, и роль учителя в этой работе огромна и неоценима. Но если это не система, а отдельные случаи, можно поступать так: проводить небольшой тест в конце урока на понимание того, состоялось ли вообще знакомство с новым материалом у детей на уроке. Если нет, то данный ученик сидит и читает параграф.

Мои ученики (5 класс - 2022г.) привыкли к самостоятельной работе на уроке и им уже нравится так работать. Они не испытывают проблем при работе в сменных парах, группах. Они умеют работать по инструкции, осуществлять самопроверку, коррекцию и оценку своих результатов.

     Инструментов для организации подобной работы много. Я кратко опишу некоторые из них, которые наиболее прижились в нашей школе, и работа с которыми вызывает у детей активную познавательную деятельность. Мой опыт показывает, что применение кейсов на уроках позволяет сделать учащихся не пассивными наблюдателями, а активными участниками работы, повышает заинтересованность ребят в изучении предмета, заставляет их подходить к работе творчески, добывать знания самостоятельно. Урок превращается в настоящий творческий процесс, осуществляются принципы развивающего обучения.

Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу. Виды, используемых кейсов:

Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).

Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).

Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра  искажение информации и ошибки).

Ребята с большим удовольствием работают с кейсами, заметно повышается их мотивация и познавательная активность за счёт разнообразия форм работы, включения игрового момента.

Таким образом, использование современных образовательных технологий, и, в частности, кейс-технологии, позволяет учителю сделать урок современным, влияет на профессиональный рост педагога, что способствует значительному повышению качества образования, приводит к решению главной задачи образовательной политики. Такие уроки являются важным результатом инновационной работы в школе.

Анализ эффективности применения кейс-технологий:

1. SWOT анализ

Преимущества

УЧАЩИЕСЯ

УЧИТЕЛЯ

  • повышение        мотивации        к обучению;
  • повышение увлеченности работы на уроке;
  • понимание важности командной работы;
  • ответственности за свое обучение;
  • помогают друг другу в учебе;
  • критически оценивать источники информации.
  • выступает в роли координатора;
  • по-другому        организовывает учебную деятельность;
  • ученики        активно        работают        над заданием;
  • большое количество кейсов на педагогических порталах и сайтах;

Недостатки, риски

УЧАЩИЕСЯ

УЧИТЕЛЯ

  • материалы урока доступны только на уроке;
  • трудно        привыкнуть        к        такому построению урока;
  • находить        и        критически        оценивать источники информации;
  • могут надеяться на других при групповой работе.
  • ложится        большая        первичная нагрузка;
  • нужно        владеть        технологиями групповой работы;
  • иметь        группу        поддержки        в своем ОУ;
  • объяснять        родителям достоинства методики.

2. Диагностика готовности и желания учащихся и родителей в 2014г. к применению кейс-технологий (анкетирование).

Заметно прослеживается динамика роста: учащиеся и родители до применения технологии имели меньшее желание, но готовы были взаимодействовать. После проведения первых двух кейс-уроков показатели заметно увеличились.

3. Результаты анкетирования учащихся о критериях заинтересованности кейс-уроком:

  1. Использование телефонов и компьютеров, как необходимого средства обучения – 100%.
  2. Инициативность: возможность использования телефонов для поиска дополнительной информации – 90%.
  3. Самостоятельность: учащиеся сами контролируют своё продвижение по теме – 75%.
  4. Интерактивность и доступность: возможность со стороны учителя увлечь учащихся интерактивными заданиями, поддерживающих процесс учения, постоянный контроль – 55%.

  1. Результаты анкетирования родителей о критериях заинтересованности кейс-уроками:
  1.  Использование телефонов и компьютеров, как необходимого средства обучения – 75%.
  2. Инструментарий: для обеспечения комфортной работы в сети подбираю сайты, которые соответствуют возрасту, которые в зависимости от формы проведения кейс- урока имеет различное содержание – 55%.
  3. Самостоятельность: учащиеся сами контролируют своё продвижение по теме – 50%.

5. Мониторинг. Постоянно осуществляется мониторинг и комплексный анализ результатов учебной деятельности каждого учащегося. Достаточно высокий уровень качества полученных знаний свидетельствует о том, что учащиеся применяют результаты деятельности на уроках, с применением кейсов, в конкретных ситуациях, т.е у учащихся активно формируется организационно-деятельностный компонент.

Советы по организации модели кейс-урока:

Этапы разработки кейса: определение места кейса в системе образовательных целей, выбор темы кейса, построение, или выбор модели ситуации, создание описания, сбор дополнительной информации, подготовка текста, презентация кейса, организация обсуждения.

Этапы организации работы с кейсом: 

1.Этап погружения в совместную деятельность.

Основная задача этого этапа - формирование мотивации к совместной деятельности, проявление инициатив участников обсуждения.

2.Этап организации совместной деятельности.

Основная задача этого этапа – организация деятельности по решению проблемы.

3.Этап анализа и рефлексии совместной деятельности.

Основная задача этого этапа – проявить образовательные и учебные результаты работы с кейсом.

  

   При работе с кейсами класс разбивается на группы по четыре - пять человек, т.к. объединение учащихся в небольшие группы позволяет включить в работу каждого ученика, предоставив им, возможность выбора уровня ее сложности, учит трудиться в коллективе, пользоваться при необходимости помощью членов группы. А один ученик берет главную роль на себя, т.е. координирует работу. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы. Ученики сознательно ищут, какими способами можно лучше добиться поставленной цели. Эта работа предполагает включение учащихся в активный познавательный и практический поиск решения проблемы.  

Становлюсь наблюдателем: нормально ли идет ход деятельности, определяю уровень самостоятельности. Результат работы с кейсом - найденный способ решения его проблемы.

Для успешной работы на завершающем этапе учу учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение. Это необходимо для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы.

Следует стремиться к максимально возможной на данном уровне самостоятельности учащихся, оценивая их возможности и не пуская работу на самотек.

Заключение.

В сентябре 2022 года я впервые попробовала использовать в своей работе кейс-технологию на уроках закрепления знаний в 5 классе.

Что не получилось:

  1. Не смогла использовать интернет-ссылки, а это очень завлекает детей в работу. Возможности не было из-за отсутствия интернета в кабинете;
  2. Не смогла составить четкие инструкции к работе с кейсами.

Что получилось:

  1. Организация работы с изученным материалом.
  2. Учащиеся сами нашли новые ресурсы.
  3. Вызвать интерес у учащихся новой формой работы.

Таким образом, кейс-технология предполагает изменение роли учителя. Становится более тесным сотрудничество во время учебного процесса. Меняется и роль учащихся. Они перестают быть пассивными участниками образовательного процесса. Технология позволяет возложить ответственность за знания ученика на его собственные плечи, тем самым давая ему стимул для дальнейшего творчества, направляя процесс обучения в русло практического применения.

Список использованной литературы:

1. Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.-№ 10-11.- С. 177-189.

2. Специальный сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов: http://www.casemethod.ru/ 

3. Реферативный обзор на тему «Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения» подготовлен коллективом Отдела методического обеспечения учебного процесса под руководством Н.Н.Комиссаровой с использованием литературных источников (учебных пособий, сборников статей, материалов периодических изданий), опубликованных в открытой печати на русском языке.

 4. Ресурсы в сети Интернет: http://volkov.mmm-tasty.ru/entries/31269, http://www.casemethod.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная и экспериментальная деятельность

     Особенности обучения в современной школе во многом определяются всё нарастающим объёмом информации, интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложне...

Инновационная и экспериментальная деятельность в образовании. Эффективность проектов.

Статья об эффективности проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе...

Инновационная и экспериментальная деятельность.

Представлен опыт работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ....

Участие в инновационной и экспериментальной деятельности

В разделе представлены документы, подтверждающие участие педагога в инновационной и экспериментальной деятельности, в апробации новых оценочных моделей....

Участие в инновационной и экспериментальной деятельности

В разделе представлены документы, подтверждающие участие в инновационной деятельности....

Инновационная и экспериментальная деятельность

разработку и внедрение,реализация...

Участие в инновационной или экспериментальной деятельности

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу шко...