Инновационная и экспериментальная деятельность
материал по теме

       Особенности обучения в современной школе во многом определяются всё нарастающим объёмом информации, интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Очевидно, что подобные условия обучения требуют соответствующей организации этого процесса. При этом важно иметь в виду также здоровьесберегающий аспект обучения, так как современный ученик часто испытывает колоссальные психоэмоциональные и физические перегрузки в процессе обучения, приводящие к подрыву здоровья. Поэтому важно стремиться к такой научно обоснованной организации учебного процесса, при которой не наносился бы ущерб здоровью учащихся, не угасал интерес к знаниям, не утрачивалась вера в себя и свои силы и при этом в достаточно полном объёме решались задачи обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл интерактивные уроки17.01 КБ
Файл интегрированные уроки19.33 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ УРОКИ

В основе современных инновационных технологий лежит личностно-ориентированное обучение. В практике преподавания английского языка я применяю ряд личностно-ориентированных технологий. Технология интерактивного обучения одна из них. Слово «интерактивный» происходит от слова «интеракция» - взаимодействие (учителя и обучаемых, детей друг с другом и т.п.) Технология обучения во взаимодействии основана на использовании различных методических стратегий и приемов моделирования ситуаций реального общения и организации взаимодействия учащихся в группе (в парах, в малых группах) с целью совместного решения коммуникативных задач. Конечно, для педагогов не новы такие формы обучения во взаимодействии, как - диалогическая, - парная; - полилогическая; - групповая; - игровая. Это так называемые традиционные формы обучения. Главная же идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять что-то вместе! Это делает процесс изучения предмета интересным, формирует и развивает у учащихся мотивированный интерес к предмету. Используемые методы интерактивного обучения направлены на усиление роли активности учащихся. В настоящее время существует противоречие между потребностью общества в социально активной, творческой, самостоятельной личности и реальным состоянием учебного процесса в отечественной школе. Поэтому применение интерактивного метода обучения в школе является, сегодня очень актуальным. Хотя мнения педагогов на интерактивные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие, наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться. Но я пришла к выводу, что применение интерактивных форм урока обогащает не только ученика, но и учителя, расширяет его методический инструментарий, стимулирует поиск, инициативу, заставляет его идти в ногу со временем. Целью применения интерактивного метода обучения является формирование мотивированного интереса к английскому языку, создание условия для развития речевой компетенции учащихся в различных видах речевой деятельности, которая ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих вопросов. Задача состоит в том, чтобы сделать каждый урок интересным, увлекательным и добиваться того, чтобы он развивал познавательный интерес, побуждал учащихся к активному участию в учебном процессе. Итак, существует несколько вариантов метода обучения в сотрудничестве.

 1. «Учимся вместе». Такой подход к организации обучения в сотрудничестве разработан в университете Миннесота в 1987 г. Класс разбивается на разнородные (по уровню обученности) группы. Каждая группа получает одно задание, являющееся подзаданием какой-то большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп достигается усвоение всего материала. Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: академическую – достижение познавательной, творческой цели; социальную, или социально-психологическую – осуществление в ходе выполнения заданий определенной культуры общения. Роль учителя – контроль. Этот вариант я использую при изучении грамматики, при работе с текстом.

2. Исследовательская работа учащихся в группах - следующий вариант вовлечения учащихся в интерактивную деятельность. Акцент делается на самостоятельную деятельность. Учащиеся работают индивидуально или в группах. Они выбирают подтему общей темы. Совместно составляется доклад, который и подлежит презентации на уроке перед всем классом. Чаще я использую этот вариант в проектной технологии. Например, в 9 классе по теме «Как выглядеть хорошо?» учащиеся выполняли проекты и оформили их виде буклетов.

Можно выделить следующие типы интерактивных уроков, приемлемых для уроков иностранного языка:

Урок - ролевая игра

Урок - консультация

Уроки творчества

Урок - аукцион

Урок - зачет

Уроки сомнения

Урок - конкурс (викторина)

Урок фантазий

Урок-игра

Урок-концерт

Урок - экскурсия

Урок - коллаж

Интегральные уроки

Интерактивный урок - это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Легко заметить, что в разряд интерактивных уроков вошли некоторые типы занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы, а их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Я пришла к выводу, что учащиеся на интерактивных уроках прилежны и усердны. Им не приходится скучать. И, наконец, отметки, которые ребята получают за урок, намного, выше тех, что они получают на традиционных уроках. Интерактивные методики обучения - это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Место учителя в интерактивных уроках зачастую сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Он же разрабатывает план урока (как правило, это совокупность интерактивных упражнений и заданий, в ходе работы над которыми ученик изучает материал).

Таким образом, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Принципиальное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что в ходе их выполнения не только и не столько закрепляется уже изученный материал, сколько изучается новый. И потом интерактивные упражнения и задания рассчитаны на так называемые интерактивные подходы.

Апеллируя высказыванием Конфуция «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – может быть, я запомню; вовлеки меня – и я пойму», я делаю вывод, что интерактивный урок – это оптимальный опыт активного сотрудничества учителя и ученика. Особо надо отметить положительно эмоциональное настроение учащихся не только друг к другу, но и к уроку в целом, а также их повышенную активность, желание расширять свой кругозор, овладевать новыми знаниями по изучаемой теме. Это подтверждает эффективность интерактивного метода обучения. Таким образом, использование интерактивных форм преподавания английского языка показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к изучаемому языку; создает положительное отношение к его изучению; стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность учеников; дает возможность более целенаправленно осуществить индивидуальный подход в обучении; повышает положительную мотивацию учения иностранного языка у учащихся; поддерживает внутреннюю мотивацию учения. Интерактивные аспекты преподавания стимулируют интеллектуальную активность старшеклассников при обучении иностранному языку. И на вопрос «стоит ли прибегать к интерактивным формам обучения на уроках иностранного языка?» можно смело и утвердительно ответить, что «стоит».



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

Особенности обучения в современной школе во многом определяются всё нарастающим объёмом информации, интенсификацией прохождения материала, постоянной модернизацией и усложнением учебных программ. Очевидно, что подобные условия обучения требуют соответствующей организации этого процесса. При этом важно иметь в виду также здоровьесберегающий аспект обучения, так как современный ученик часто испытывает колоссальные психоэмоциональные и физические перегрузки в процессе обучения, приводящие к подрыву здоровья. Поэтому важно стремиться к такой научно обоснованной организации учебного процесса, при которой не наносился бы ущерб здоровью учащихся, не угасал интерес к знаниям, не утрачивалась вера в себя и свои силы и при этом в достаточно полном объёме решались задачи обучения.

Интеграция в начальном обучении позволяет перейти от локального, изолированного рассмотрения различных явлений действительности к их взаимосвязанному, комплексному изучению.  

Основой разработки интегрированных уроков является интегративно-тематический подход, обоснованный Г.Ф. Федорцом. При таком подходе к обучению знания приобретают качества системности, умения становятся обобщёнными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся.

Интегративно-тематический подход позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана начальной школы, т.е. в изученной теме могут действовать внутрипредметные, внутрикурсовые и межпредметные связи одновременно.

Основные преимущества интегрированного урока:

1.Формируют целостную картину мира

2.Являются источником нахождения новых связей между фактами в различных предметах.

3.Дают возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя.

4.Побуждают к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей.

5.Побуждают к активному познанию окружающей действительности.

6.Способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса.

7.Способствуют воспитанию широко эрудированного школьника.

8.Развивают потенциал учащихся, образное мышление.

9.Снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счёт переключения на разные виды деятельности.

10.Формируют познавательный интерес учащихся.

11.Способствуют формированию умений учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.

12.Использование различных видов работ поддерживает внимание учащихся на высоком уровне.

13.Предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся.

14.Служат развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти учащихся.

15.Углубляют представление о предмете, расширяют кругозор учащихся.

16.Способствуют повышению мотивации учения.

17.Урок решает не множество задач, а их совокупность.

Структура интегрированных уроков отличается: чёткостью, компактностью, сжатостью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативной ёмкостью материала.

В форме интегрированных уроков целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов. Каждый из этих уроков ведут два или более учителей-предметников. Материал таких уроков показывает единство процессов, происходящих в окружающем нас мире, позволяет учащимся видеть взаимозависимость различных наук.

Закономерности интегрированного урока:

1) Весь урок подчинён авторскому замыслу;

2) Урок объединяется основной мыслью (стержень урока);

3) Урок составляет единое целое, этапы урока – это фрагменты целого;

4) Этапы и компоненты урока находятся в логикоструктурной зависимости;

5) Отобранный для урока дидактический материал соответствует замыслу;

6) Цепочка сведений организована как “данное” и “новое” и отражает не только структурную но и смысловую связанность;

7) Связанность структуры достигается последовательно, но не исключает параллельную связь (в первом случае соблюдается очерёдность действий, во втором выполняются сопутствующие задания, отвечающие другой логически выстраиваемой мысли).

Соблюдение указанных закономерностей позволяет рассматривать урок как научно-деловое построение, в котором, с точки зрения содержания важны:

  1. Комплекс знаний и умений и свободное оперирование ими;
  2. Соотношение изученного и изучаемого;
  3. Соединение отдельных компонентов в одно общее;
  4. Предупреждение недочётов.

В школе целесообразно проводить работу над созданием системы интегрированных наук.

Первым этапом данной работы является согласование учебных программ по предметам, обсуждение и формулирование общих понятий, согласование времени их изучения, взаимные консультации учителей.

На втором этапе необходимо рассмотреть, как подходит к изучению одних и тех же процессов явлений, теорий в различных курсах учебных дисциплин.

Третий этап – планирование тематики и конспектов интегрированных уроков.

Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворённости личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя (уважают, любят, доверяют), а учитель расположен к детям (вежлив, ласков, внимателен). Педагог больше даёт детям, если откроется им как личность многогранная и увлечённая.

Педагогические и методические технологии интегрированных уроков могут быть различными, однако в любом случае необходимо их моделирование, самостоятельный поиск новых оптимальных (по И. Бабанскому) схем-моделей, проявление творческой активности учителя.

При интегрировании уроков английского и русского языка у учителей могут возникнуть определенные трудности: недостаток общих тем и трудности в установлении связей между интегрируемыми компонентами, совершенно разные методы и принципы обучения этим дисциплинам, разная структура урока, разный уровень владения детей русским и английским языком.

Вместе с тем, на мой взгляд, существует необходимость создания системы интегрированных уроков русского и английского языка. На начальном этапе изучения иностранного языка велика связь с родным языком, зачастую дети не видят различий в языковых явлениях родного и иностранного языков (например, предложения с глаголом-связкой), в их сознании эти явления накладываются друг на друга и возникает языковая интерференция. Интегрированные уроки русского и английского языка дают детям комплексное представление о лексико-грамматических явлениях в разных языках, позволяют глубже усваивать материал, снимают напряжение, вызывают интерес, развивают творческие способности, логическое мышление, память, внимание.

Мной была предпринята попытка интегрирования уроков русского и английского языка и есть задумка создания целой системы интегрированных уроков для начальной школы. В качестве основных методов интегрированного обучения нужно использовать игровые приемы, грамматические сказки, загадки, ребусы, проблемные вопросы и ситуации, драматизацию. В интегрированном обучении английскому и русскому языку большую роль играет наглядность (репродукции, фотографии, аутентичные материалы) и технические средства обучения (магнитофон, видео, DVD).

Особенностью интегрированных уроков русского и английского языка является их принадлежность к одной образовательной области “Филология”. Поэтому такие уроки могут проводиться как одним, так и двумя учителями. Однако сценарии этих уроков обязательно должны составляться совместно. Рекомендуют проводить интегрированные уроки русского и английского языка разными учителями, так как методика преподавания этих предметов существенно отличается, преподавая “свой” предмет, учитель чувствует себя комфортнее. Но так как имею образование учителя начальных классов, могу справиться с поставленной задачей самостоятельно. С другой стороны, детям было бы намного интереснее видеть на уроке двух учителей, а не одного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационная и экспериментальная деятельность в образовании. Эффективность проектов.

Статья об эффективности проектно-исследовательской деятельности в образовательном процессе...

Инновационная и экспериментальная деятельность.

Представлен опыт работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ....

Участие в инновационной и экспериментальной деятельности

В разделе представлены документы, подтверждающие участие педагога в инновационной и экспериментальной деятельности, в апробации новых оценочных моделей....

Участие в инновационной и экспериментальной деятельности

В разделе представлены документы, подтверждающие участие в инновационной деятельности....

Инновационная и экспериментальная деятельность

разработку и внедрение,реализация...

Участие в инновационной или экспериментальной деятельности

Включение метода проектов в учебный процесс дает возможность учителю значительно расширить и раскрыть свой творческий потенциал, разнообразить формы проведения занятий, развить мотивационную сферу шко...

Инновационная и экспериментальная деятельность. Инновации на уроках физической культуры.

Во все времена здоровье считалось для человека единственной, абсолютной и непреходящей ценностью. Оно влияет на все сферы человеческой деятельности, способствует полноценному включению человека в соци...