Проект "Наши пальчики играют - речь нам развивают"
презентация к уроку

Трубчанинова Ирина Геннадьевна

Развитие мелкой моторики очень важно для детей с нарушениями речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_razvitiyu_melkoy_motoriki_paltsev_ruk.pptx708.21 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Проект по развитию мелкой моторики «Пальчики играют – речь нам развивают» Учитель-логопед: Трубчанинова И.Г.

Слайд 2

Актуальность проекта Выбор темы проекта не случаен и обусловлен рядом причин. Во-первых, родителей детей старшего дошкольного возраста всегда волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе. Однако, большая часть родителей думая о том, как лучше подготовить ребенка к школе, обращают внимание, как правило, на чтение и счет. Взрослые даже не представляют насколько важно развивать мелкую моторику у ребенка, а ведь развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Во-вторых, группу комбинированной направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции и наиболее отчетливо в серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность , застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов в другие особенности. Учеными давно доказано, что от степени сформированности мелкой моторики зависит и уровень развития речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев.

Слайд 3

Цель проекта выявление и создание условий, способствующих развитию мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи

Слайд 4

Задачи проекта Разработать комплекс мероприятий по организации процесса развития мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи. В процессе работы над мелкой моторикой способствовать развитию у детей следующих психических процессов: -произвольного внимания; -логического мышления; -зрительного и слухового восприятия; -памяти, речи детей. Формировать и совершенствовать пространственные представления: -ориентацию на листе; -ориентацию в пространстве на примере собственного тела. Формировать навыки учебной деятельности: -умение действовать по словесным инструкциям; -контроль за собственными действиями. На основе изученных литературных источников, практического опыта сформировать рекомендации по эффективному использованию упражнений и игр, направленных на развитие мелкой моторики у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Слайд 5

Реализация проекта I этап - подготовительный (сентябрь) Изучение: научно-методической литературы по теме исследования, понятий, касающихся темы проекта, подбор диагностического материала, разработка игровых комплексов по развитию мелкой моторики, создание предметно-развивающей среды; Диагностическое обследование уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и координации движений рук; Изучение полученных результатов, выводы. II этап – основной (октябрь – I половина мая) Работа выстраивалась в двух направлениях: с детьми – в специально организованной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей; с родителями – посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечения родителей в единое общеобразовательное пространство. III этап – заключительный (май) Разработка рекомендаций по развитию мелкой моторики у дошкольников с нарушениями речи

Слайд 6

Основные принципы работы учителя-логопеда при реализации проекта • уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью; • комплексный подход при разработке занятий; • систематичность и последовательность занятий; • вариативность содержания и форм проведения занятий; • наглядность; • адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий; • постепенность и систематичность в освоении и формировании школьно-значимых функций, следование от простых и доступных знаний к более сложным, комплексным; • индивидуализация темпа работы - переход к новому этапу обучения только после полного освоения материала предыдущего этапа; • повторность (цикличность повторения) материала, позволяющая формировать и закреплять механизмы реализации функции.

Слайд 7

Реализация проекта Решая задачи развития мелкой моторики, были созданы необходимые условия в группе. Предметно - развивающая среда в группе представлена следующими компонентами: •мячи (колючие, рифленые, плюшевые, вязаные); •пробки от пластиковых бутылок: всех цветов радуги – для игр на запоминание названий цветов; парами – как «башмачки» для пальцев; просверленные посередине – для нанизывания бус; •веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) – для завязывания узлов и с уже завязанными узлами – для перебирания узлов пальцами; •кистевые эспандеры – для развития мышечной силы кисти; •прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук; •щетки для волос, аппликаторы Кузнецова, коврики типа «травка» – для массажа и самомассажа ладоней; •клавиатура старого компьютера, кнопочный телефон – для развития дифференцированных движений пальцев рук; •шаблоны (лекала) по лексическим темам – для обведения, раскрашивания, штрихования; •игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами – пластмассовыми пульками, копейками; •игрушки из «киндер-сюрпризов» – для вытаскивания из «сухих бассейнов»;

Слайд 8

•«сухие бассейны» – емкости, наполненные горохом, фасолью, рисом – для самомассажа кистей; •моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений; •грецкие орехи – для самомассажа кистей; •«волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами; •мелкая мозаика; •мелкий конструктор; •разрезные картинки; •рабочие тетради «прописи»; •изготовлены информационные стенды для родителей. В группе все эти компоненты должны находиться в свободном доступе, вызывать у детей интерес и желание играть с ними. Изготовлены следующие пособия: игры на развитие мелкой моторики: «На лесной полянке», «Подбери иголки к елке и ежику», «Почини расческу», «Рыбка», «Найди крышку для кастрюли», «Зашнуруй ботинок», «Пришей пуговицу», изготовлен и оборудован центр «Игры с манкой».

Слайд 9

•«сухие бассейны» – емкости, наполненные горохом, фасолью, рисом – для самомассажа кистей •моталки – веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений •грецкие орехи – для самомассажа кистей •«волшебный мешочек» с мелкими предметами, буквами •мелкая мозаика •мелкий конструктор •разрезные картинки •рабочие тетради «прописи» •изготовлены информационные стенды для родителей. В группе все эти компоненты должны находиться в свободном доступе, вызывать у детей интерес и желание играть с ними.

Слайд 10

Результативность Систематическая работа в данном направлении позволила достигнуть положительных результатов. К концу года все дети научились ориентироваться на листе бумаги и в пространстве, усовершенствовались их умения действовать по словесным инструкциям и самоконтроль. Значительно повысился уровень произвольного внимания, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление. Улучшились память и речь. Стоит отметить, что все воспитанники группы научились завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговицы, чего не было в начале года. Одному ребенку со слабым мышечным тонусом в течение года уделялось больше внимания по развитию мелкой и общей моторики на индивидуальных занятиях с логопедом, воспитателями и инструктором по физической культуре. Родителям были даны рекомендации по проведению массажа направленного на укрепление мышечного тонуса. Совместными усилиями педагогов, специалистов и родителей удалось добиться положительной динамики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "С пальчиками играем речь развиваем"

Используемая система работы по развитию мелкой моторики включает в себя знакомство детей со строением руки, по средствам пальчиковой гимнастики, масс, игр, упражнений. Развитие графо моторных навыков....

«С пальчиками мы играем, речь свою мы развиваем!»

в консультации описана роль пальчиковых игр в развитии речи дошкольников...

Буклет "С пальчиками играем- речь развиваем"

Буклет "С пальчиками играем- речь развиваем"...

Консультация "ПАЛЬЧИКИ ИГРАЮТ, РЕЧЬ РАЗВИВАЮТ!"

laquo;Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобре...

Картотека пальчиковых игр "Пальчики играют, речь нам развивают"

В дошкольном возрасте самое пристальное внимание надо уделять развитию мелкой моторики. Развитие и улучшение речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук...