Рабочая программа кружка "Художественное слово"
рабочая программа (5 класс)

5-6кл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka_hudozhestvennogo_chteniya.docx30.14 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа кружка художественного чтения

.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Формирование устойчивого интереса и любви к чтению художественной литературы, обучение восприятию и воспроизведению художественного слова.

ЗАДАЧИ: обучающие:

  • учить школьников «медленному» - глубокому и вдумчивому - чтению художественных текстов;
  • учить основам бытовой и сценической культуры;
  • учить приёмам сосредоточения внимания;
  • учить основам владения артикуляцией и внятной речью;
  • учить приёмам общения с различной аудиторией в условиях сценического выступления; развивающие:
  • развивать выразительность речи, творческий потенциал детей для более глубокого понимания литературного произведения и его сценического воплощения в звучащем слове;
  • способствовать развитию у школьников гибкости голоса, умения пользоваться силой и высотой звука, темпом речи, изменением тембра;
  • развивать чувство ритма, фонематический и речевой слух ребёнка;
  • развивать кругозор ребёнка в области словообразования, литературы, искусства;
  • развивать эмоциональные и интеллектуальные задатки ребёнка;

-развивать мотивацию личности к познанию и творчеству, способность к образному мышлению; воспитательные:

  • прививать любовь к книге;
  • воспитывать художественный вкус, чувство прекрасного;

-способствовать творческой самореализации, раскрепощению личности младшего подростка;

-способствовать социализации и формированию адекватной самооценки, уверенности в себе.

Педагогические условия реализации программы:

В основе кружковой работы лежит принцип добровольности.

Основными педагогическими принципами, обеспечивающими реализацию программы, являются:

  • учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка;
  • доброжелательный психологический климат на занятиях;
  • личностно-деятельный подход к организации учебно-воспитательного процесса;
  • оптимальное сочетание форм деятельности;
  • доступность.

Обучение по программе осуществляется в виде теоретических и практических занятий с учащимися. Занятия могут проводиться в различных формах:работа в группах, дискуссии, беседы, викторины, конкурсы, литературные вечера. Результатом занятий являются практические работы, выступления, конкурсы.

Используются следующие педагогические технологии:

культуровоспитывающее обучение, проблемное, развивающее обучение, игровая, личностно-ориентированная, интеграционная, информационнокомпьютерная технологии.

Программа содержит разный уровень сложности изучаемого материала, что позволит найти оптимальный вариант работы с той или иной группой обучающихся. Данная программа является программой открытого типа, т.е. открыта для расширения, определенных изменений с учетом конкретных педагогических задач, запросов детей.

Программа развивает познавательный интерес к художественным произведениям.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И СПОСОБЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТЕПЕНИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Предлагаемый курс даёт возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, её неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми мастерски пользуются русские поэты и писатели. Кроме этого систематическое и целенаправленное формирование у школьников навыков

лингвостилистического анализа художественного текста и его фрагментов откроют способность оценить эстетическую ценность любого текста, объяснить языковые истоки его образности и выразительности, уметь отличать подлинно талантливый текст от пустого вычурного текста, не имеющего никакой художественной ценности.

Обучающая значимость такого анализа очевидна: с его помощью развиваются художественные языковые способности детей, чувство языкового вкуса, воспитывается читательская культура, способность не только замечать и воспринимать образность и выразительность лучших образцов художественного слова, но и совершенствовать свою речь, прививается истинная любовь к родному языку как культурному достоянию нации, гордость за него.

Обучающиеся после прохождения курса «Логос» должны ЗНАТЬ:

  • понятия: словесное действие и подтекст; художественные особенности литературного произведения; творческое внимание; хорошая дикция, активный артикуляционный аппарат; исполнительские задачи;
  • собственные речевые и голосовые возможности и недостатки; элементы актерского мастерства;
  • приемы разбора литературного произведения; УМЕТЬ:
  • использовать возможности своего голоса;
  • самостоятельно готовить артикуляционный и голосовой аппарат к звучанию

(правильно дышать);

  • сосредоточивать внимание на главном;
  • воспроизводить слышимое, определять логические и действенные различия в человеческой речи;
  • сознательно выполнять наиболее часто встречающиеся в жизни словесные действия,
  • убедительно передавать интонациями содержание текста ;
  • общаться со слушателями в камерной обстановке;
  • самостоятельно осуществлять выбор художественного произведения и обосновывать свой выбор;
  • осуществлять разбор художественного произведения: идея, основная мысль, художественные особенности произведения, взаимоотношения и поступки, событийный ряд.


При высоком уровне освоения программы обучающийся:

1 – знает и успешно выполняет упражнения по артикуляционной и дикционной гимнастике, упражнения на развитие голоса;

  1. – знает и успешно выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма;
  2. – умеет произносить одно и то же предложение с переменой логического ударения; объяснить изменения в смысле произносимого;
  3. - умеет разобраться в смысле целого произведения, составить о нём своё мнение и успешно донести его до аудитории;
  4. - использует полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых; в школе имеет авторитет грамотного чтеца;
  5. - заинтересован в занятиях, активен и инициативен во время групповой творческой работы.

При среднем уровне освоения программы обучающийся:

  1. – недостаточно хорошо знает и выполняет упражнения по артикуляционной и дикционной гимнастике;
  2. – знает, но недостаточно хорошо выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма;
  3. – допускает ошибки при произнесении одного и того же предложения с переменой логического ударения; путается при объяснении изменения в смысле произносимого;
  4. - умеет разобраться в смысле целого произведения, имеет о нём своё мнение, но не убедителен при донесении его до аудитории;
  5. - не стремится использовать полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых; в школе не знают о его занятиях, т.к. он не выступает со своим репертуаром;

6- заинтересован в занятиях, но часто невнимателен.

При низком уровне освоения программы обучающийся:

  1. – плохо знает и плохо справляется с упражнениями по артикуляционной и дикционной гимнастикам, с упражнениями на развитие голоса;
  2. – не очень хорошо знает и недостаточно хорошо выполняет упражнения на развитие фонематического и речевого слуха, на чувство ритма;
  3. – не справляется с произнесением одного и того же предложения с переменой логического ударения; не ориентируется в изменениях в смысле произносимого;
  4. - пытается разобраться в смысле целого произведения, но не имеет о нём своего мнения и не убедителен при донесении его до аудитории;
  5. - не стремится использовать полученные навыки в общении с кругом близких, друзей и знакомых;

6 – слабо заинтересован в занятиях, зависит от своего настроения, на занятиях невнимателен, недостаточно хорошо работает.

Занятия кружка «Логос» состоят из нескольких РАЗДЕЛОВ:

  1. Практические упражнения по технике и логике речи.
  2. Индивидуальная работа учащихся над созданием собственных рассказов, стихов, сказок, очерков.

ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Каждое занятие содержит темы из разных разделов:

  • Техника речи (упражнения на подготовку голосового аппарата, постановку речевого дыхания и т.п.).
  • Эмоционально - образная выразительность речи (отработка умения нотировать текст, составлять партитуру чтения, выделять логическое ударение, выстраивать ритмический рисунок фразы).
  • Собственное исполнительское литературное и исследовательское творчество.

В работе кружка «Логос» находят применение

следующие ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: проектная, проблемного преподавания, педагогических мастерских, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология «Образ и мысль», технология ценностно-смыслового диалога, информационные технологии.

Основу занятия составляет обязательное практическое воспроизведение заданий педагога каждым обучающимся.

Для реализации программы используются следующие ФОРМЫ РАБОТЫ: - практические и теоретические занятия,

  • игры,
  • дискуссии,
  • репетиции, - праздники,
  • конкурсы,
  • концертные выступления,
  • устный журнал,
  • литературные встречи,
  • литературные гостиные,
  • посещение библиотеки,
  • экскурсии.

ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В конце курса обучения проходит отчетный период в форме конкурса чтецов или литературно-музыкального концерта.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

При реализации программы используются:

-фонохрестоматии и видеотеки с записями исполнения текстов профессиональными мастерами художественного чтения, бардами, певцами музыкантами для учебных и концертных целей;

  • специально подобранные по теме и распечатанные по количеству обучающихся литературные тексты;
  • публицистические издания по развитию кругозора «Читайка», «Детское чтение для сердца и разума», «Путеводная звезда» («Роман-газета» для детей), «Кукумбер», «Филиппок», «Литературная газета»; «Фома»,

«Непоседа»;

  • художественная литература;
  • толковые, энциклопедические, и орфоэпические словари;
  • литература по искусству, истории, литературоведению;

-Журналы «Русский язык в школе», «Русская речь», «Русская словесность»,

«Литература в школе»

-Аудиокниги, аудиоспектакли, видеофильмы.

  • Энциклопедический словарь юного лингвиста, словарь эпитетов, словарь фразеологизмов, словарь сочетаемости слов русского языка, словарь «Жесты и мимика в русской речи» и др.











Календарно-тематическое планирование занятий кружка

п/п

Тема занятия

Дата

1

Введение. «Художественное слово: Стихи и проза».

2

Детский фольклор: скороговорки, чистоговорки, потешки.

3

«Душа народа русского». Русские песни.

4

«Богатырская наша сила». Русские былины.

5

Практикум. Выделение отличительных черт былины как жанра русского фольклора.

6

Поэты и писатели о Рождестве Христовом

7

Выразительное чтение художественных произведений к конкурсу «Вифлеемская звезда»

8

«Свет звезды Вифлеемской». Урок-концерт.

9

Русские народные сказки. Практикум по знакомству с речевым аппаратом.

10

Сказки А.С.Пушкина. Подготовка к выразительному чтению.

11

Сказки А.С.Пушкина. Инсценирование.

12

Стихи о природе русских поэтов. Подготовка к литературной гостиной.

13

Стихи о природе русских поэтов. Литературная гостиная.

14

«Такой разный Чехов». Обучение выразительному чтению.

15

«Такой разный Чехов». Инсценировка рассказов.

16

Урок письма. Учимся писать письма.

17

Лаборатория по анализу художественного текста

18

Сочинение письма с рассказом о своей жизни. Участие в конкурсе Почта России

19

«Уж сколько раз твердили миру..!» Басни И.А.Крылова

20

Защита иллюстраций к басням , инсценировка.

21

«Человек – собаке друг!» Работа над пересказом произведений о животных с сохранением стиля автора.

22

Литературный эксперимент: сравнение звучания джаза и его описания.

23

«Современные писатели - детям»: Посещение библиотеки

24

Выбор отрывка, пересказ от своего имени.

25

Конкурс «Живая классика». Чтение прозаических отрывков.

26

«Люблю природу русскую!» Стихи о русской природе поэтов 20 века.

27

«Поэты родной земли». Произведения костромских писателей.

28

Сочинение стихотворения о родном крае.

29

Литературная гостиная, посвящённая творчеству костромских писателей»

30

Стихи о Родине, о Великой Отечественной войне

31

Конкурс чтецов. «Сороковые, роковые!»

32

«От благодарных читателей».Итоговое занятие.

33

Защита презентаций проектов по итогам работы кружка.

34

Викторина «По страницам прочитанных книг». Итоговое занятие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Родное слово"

Дополнительная общеобразовательная программа «Родное слово» предназначена для обучающихся V-VIII классов, в своих целях и задачах соотносится с Федеральным компонентом государственного образовательног...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Слово о словах, или занимательная этимология"

Рабочая программа внеурочной деятельности содержит познавательный и занимательный материал по этимологии, раскрывающий загадки топонимики и ономастики; способствует повышению уровня языковой и коммуни...

Рабочая программа "Живое слово 5 класс"

Рабочая программа "Живое слово 5 класс"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Феде­рального государственного образовате...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Создаём портрет слова, или Почтительное отношение к слову"

Курс направлен на подготовку и реализацию индивидуальных проектов обучающихся....

Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 5 класс

Учебная деятельность ученика в рамках курса «Истоки. Слово и образ России», как и в предыдущие годы, должна строиться на основе единения восприятия, мышления, чувствова...

Рабочая программа "Истоки слово и образ России" 6 класс.

Рабочая программа для 6класса составлена на основе: - авторской учебной программы «Истоки», автор А.В.Камкин, И.А.Кузьмин М: Издательский дом &laq...