Что такое финансовая грамотность и с чем ее едят?
методическая разработка (7 класс)
Что такое финансовая грамотность и с чем ее едят? - игра по финансовой грамотности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_meropriyatiya_markina.docx | 36.49 КБ |
tekst.docx | 14.9 КБ |
urok.pdf | 813.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта конкурсного мероприятия
Лучшая методическая разработка урока по финансовой грамотности для учеников начальной, основной и старшей школы
(указать номинацию участия)
Тема | Что такое финансовая грамотность и с чем ее едят? | |||
Цель | Вызвать у учащихся интерес к новому курсу на основе понимания ими зависимости материального благополучия семьи от финансовой грамотности всех её членов, в том числе и самих учащихся, а также определить учебные цели развития финансовой грамотности и пути их достижения. | |||
Планируемые образовательные результаты | Личностные результаты:
Познавательные: выполнение логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, доходов и расходов, об основных статьях расходов семьи, о финансовых рисках. Регулятивные:
Предметные результаты:
| |||
Основные понятия | Финансовая грамотность, обмен, деньги, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, финансовые риски, девальвация. | |||
Целевая аудитория | Учащиеся с 10 – 13 лет | |||
Формы, методы, технологии обучения, в том числе ЭО и ДОТ | Практикум; активные (беседа), пассивные (рассказ, опрос) и интерактивные (игры, задачи) методы; игровая или интерактивная технологии. | |||
Средства обучения | Компьютер, проектор или мессенджер, раздаточный материал, палочки для счета или интерактивное задание для счета, стикеры. | |||
Организационные условия | Занятие на 30-40 мин. В аудитории или через мессенджеры. | |||
Учебно-методическое обеспечение | УМК: Финансовая грамотность: 5—7 классы общеобразоват. орг. / Е.А. Вигдорчик, И.В. Липсиц, Ю.Н. Корлюгова, А.В. Половникова — М.: ВАКО, 2018 (пособия для учителя, пособие для ученика, рабочая тетрадь); УМК: Финансовая грамотность: Методические рекомендации для учителя. 8–9 классы общеобразоват. орг./ О.И.Рязанова, И.В. Липсиц, Е.Б. Лавренова — М.: ВАКО, 2018 (пособия для учителя, пособие для ученика, рабочая тетрадь). | |||
План занятия / мероприятия | ||||
Этапы занятия / мероприятия (время этапа) | Используемые дидактические средства | Деятельность учителя | Деятельность участников | Образовательный результат |
Знакомство и введение в сюжет (5 мин.) | Беседа, опрос. | Что такое деньги? Что такое финансы? Зачем деньги нужны человеку? Как тратить деньги? Что такое бюджет и какой он бывает? Кто такие финансовые мошенники? Хорошо. Спасибо за ответы. Ответить грамотно на эти вопросы мы попытаемся сегодня на занятие. На примере одной семьи я вам покажу как важно быть финансово грамотным. Давайте знакомиться. Это семья Озеровых: бабушка Елена Сергеевна, её старший сын Антон, невестка Наталья и двое внуков. Младшему – Димке – всего 7 месяцев, а Серёжа учится в 6 классе. Ещё к Озеровым часто захаживает племянник Елены Сергеевны Виктор –студент третьего курса университета, который живёт в общежитии. Вместе с любознательным Серёжей нам предстоит узнать много интересного о мире финансов и правилах обращения с ними. Ну что ж, не будем терять времени и приступим к рассказу о первой из историй, приключившихся с Серёжей. | Слайд 2. Предполагаемые ответы: Деньги используют для покупки товаров и услуг. Это доходы и расходы семьи Люди, которые обманывают и отбирают деньги. Слайд 3. Знакомятся с семьей Озеровых. | Постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи; владение базовыми предметными понятиями: финансовая грамотность, обмен, деньги, семейный бюджет. |
История первая. Мужской разговор о деньгах (3 мин.). | рассказ | В тот день Серёжа, как обычно, делал уроки, а бабушка смотрела в соседней комнате телевизор. Дверь она оставила приоткрытой, чтобы приглядывать за внуком, а звук убавила, чтобы не мешать его занятиям. Но Серёжа успел подглядеть, что передача называлась «Секреты мира денег», и ещё удивился: чего там смотреть – ну какие у денег могут быть секреты?! Вечером, когда бабушка в очередной раз пожаловалась папе Антону, что Серёжа опять больше часа играл на компьютере, он не выдержал и возмутился: – Зато я сумел дойти до пятого уровня! Вот ты говоришь, что я трачу время на всякую ерунду, а сама смотрела по телику про то, чего на свете вообще не бывает! Как будто у денег и впрямь есть секреты! – Так! – осадил сына Антон. – Во-первых, бабушка у нас на пенсии, у неё нет несделанных уроков и тройки за четверть, и, в отличие от тебя, она может проводить время так, как захочет. Это раз. К тому же ты не прав и в другом: в мире денег полным-полно секретов, и после ужина мы о них поговорим. Это два. Пришлось Серёже после ужина остаться на кухне для беседы о деньгах. Разговор папа начал с вопроса: - А что это такое вообще – деньги? Ну, тут и думать нечего, и Серёжа сразу выпалил: – Деньги – это такие бумажки и монеты, которыми можно платить в магазине! Он довольно улыбнулся и горделиво посмотрел на отца, явно рассчитывая на похвалу за быстрый ответ. Но оказалось, что это лишь малая часть того, что называется деньгами и ради чего деньги нужны людям. И дальше папа рассказал Серёже вот что. - Деньги – великое изобретение людей. Если бы люди не придумали деньги, ещё неизвестно, как бы мы сегодня жили. Дело в том, что жизнь людей невозможна без обмена товарами или услугами. Каждый меняет то, что умеет делать сам, на то, что ему нужно, но что умеют делать другие. | Слайд 4. Слушают рассказ. | Постановка цели деятельности на основе определённой проблемы экономики семьи; владение базовыми предметными понятиями: финансовая грамотность, обмен, деньги, семейный бюджет. |
Игра «Обмен» (5 мин.) | Игра, групповая работа. | Играющие получают таблички. На одной стороне записано название профессии, а на другой – что хочет обменять герой. Расположите цепочку обмена, так чтобы Парикмахер получил доски для строительства. Дровосек: -Мне нужен кувшин, мой вчера разбился. Гончар: -Мне нужны башмаки для дочери. Сапожник: - Мне надо новую рубашку. Швея: - Мне нужен новый стул. Столяр: - У меня болен ребёнок, мне необходимо лекарство. Фармацевт: - Мне нужны бананы. Садовник: - Мне нужна рыба. Рыбак: -Я хочу, чтобы мне сделали модную, стильную стрижку. Сложно было составлять круг обмена? | слайд5+раздаточный материал. Правила игры: Играющие получают таблички. На одной стороне записано название профессии, а на другой – что хочет обменять герой. Расположите цепочку обмена, так чтобы Парикмахер получил доски для строительства. Сложно. Можно проще получить товар или услугу? | Владение базовыми предметными понятиями: финансовая грамотность, обмен, деньги, семейный бюджет; умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях. |
(3 мин.) | Рассказ | Меняться на основе прямого обмена – дело долгое и трудное. Совсем непросто выстроить такую цепочку участников обмена, чтобы обмен «сошёлся» и каждый получил желаемое в обмен на своё. Но в конце концов люди придумали, как облегчить и ускорить обмен: они стали использовать товары-посредники - деньги. Деньги стали своего рода «общим знаменателем» для сложных операций обмена. И все проблемы получения нужных благ свелись к одной: Как заработать деньги, чтобы купить то, что нужно? - Вот почему человеку надо постоянно заботиться о том, чтобы иметь деньги на жизнь. Беда только в том, что научиться зарабатывать достаточно много для хорошей жизни очень трудно. А ещё труднее, как грустно сказал Серёже папа, не дать деньгам просочиться сквозь пальцы. Научится их грамотно распределять. На курсе Основы финансовой грамотности вы сможете ответить на вопросы: Как заработать деньги, чтобы купить то, что нужно? Как грамотно тратить деньги? | Слайд5. Слушают рассказ, возможна запись вопросов (Как заработать деньги, чтобы купить то, что нужно? Как грамотно тратить деньги?). | |
История 2. Откуда берутся деньги? (2 мин.) | Рассказ, опрос. | – Мам, дай мне двести рублей! – попросил Серёжа, покончив с яичницей за завтраком. – Зачем тебе столько? – явно не обрадовалась этой просьбе мама, наливая сыну чай. – Надо на сотовый бросить, а то там совсем мало осталось… – Ну вот, опять двадцать пять! Ты же недавно клал! Опять всё на игрушки ушло?! Ты хоть понимаешь, что деньги не на дереве растут и как тяжело они достаются? Отвечать на этот вопрос Серёжа не стал, зная по опыту, что лучше всего промолчать, ведь мама, остыв, всё равно деньги даст. Серёжа действительно плохо представлял, как родителям достаются деньги на жизнь. Нет, он, конечно, понимал, что отец ходит на работу и за это получает зарплату. Да и бабушке пенсия приходит… Но как это всё у взрослых устроено в деталях, он понятия не имел. Откуда же у человека могут появиться доходы, причём в таком размере, чтобы их хватало на приобретение еды, одежды и обуви, а также оплату жилья, воды, электричества и отопления? | Слайд 6, 7. Источники семейных доходов могут быть разные. Первый источник – заработная плата. Второй источник – социальные выплаты (пособия, пенсия бабушки, стипендия). Третий источник – доходы от владения собственностью Четвёртый источник – заёмные средства (средства, взятые в долг у знакомых или в банке в виде кредита). | |
Задача (2 мин.) | Решение экономической задачи. | Решение задачи суммарный доход семьи составляет: 35 000 + 11 000 + 8 000 + 18 000 = 72 000 руб. | Слайд 8. Подумаем, посчитаем В семье Серёжи пять человек. Папа работает на предприятии и «чистыми» (то есть за вычетом уплаченных в пользу государства обязательных платежей – налогов) приносит домой 35 тыс. руб. в месяц. Мама временно не работает, так как ухаживает за маленьким Серёжиным братом, которому всего семь месяцев. Она получает пособие по уходу за ребёнком в размере 11 тыс. руб. (40% от той суммы, которую она в среднем зарабатывала в месяц до родов). Серёжина бабушка уже не работает и получает пенсию в размере 8 тыс. руб. Бабушка живёт с семьёй старшего сына, но у неё есть своя квартира, которую она сдаёт за 18 тыс. руб. в месяц. Посчитайте доход семьи Озеровых. | Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания. |
История третья. Куда уходят деньги? | Рассказ, игра. | Вернувшись из школы, Серёжа рассчитывал побыстрее разделаться с уроками и приступить к освоению новой компьютерной игры, которую все только и обсуждали в школе. Но у мамы, как оказалось, были другие планы. – Погоди-погоди, – удержала она Серёжу, когда он, поев, попытался улизнуть из кухни. – Я хочу с тобой поговорить. Только достань сначала из шкафа большую разделочную доску – она нам понадобится. Пришлось достать доску и снова усесться за стол. – Давай-ка мы с тобой разберёмся с деньгами, – сказала мама. – А то мне кажется, что ты считаешь наш кошелёк бездонным. Вот смотри… Задание на листке А4 (приложение 1)+палочки для счета+стикеры. И какие расходы обязательные? | Задание на листке А4 (приложение 1)+палочки для счета+стикеры. Учащиеся перечисляют. | Умение сотрудничать со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях, участвовать в решении вопроса, вести диалог об особых жизненных ситуациях и их влиянии на благосостояние семьи и достигать обоюдного взаимопонимания. |
История четыре. В ЖИЗНИ ВСЯКОЕ МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ... | Решение экономически задач. | В один вечер за ужином разговор в семье Озеровых незаметно перешёл на возможность покупки нового телевизора – давней мечты Елены Сергеевны (и Серёжи, конечно!). Её старенький телевизор постоянно барахлил, да и звук оставлял желать лучшего. Серёжа в ходе разговора пытался ненавязчиво убедить родителей купить не просто новый телевизор, но обязательно с 3D. У одного парня в их классе такой был, и тот часто хвастался, как здорово смотреть по такому телевизору новые фильмы в специальных очках. Папа в принципе не возражал против подобной покупки, но говорил, что надо подождать. – Вот если к новому году дадут премию и ничего с нами не случится, то посмотрим, – уклончиво произнёс он. – Ну, пап, – не сдавался Серёжа, чувствуя, что ещё не всё потеряно. – ну что ты всё время твердишь: «если ничего не случится, если ничего не случится . . .» Да что с нами может случиться?! Чего ты боишься-то?! Чего боится папа Антон? Жизнь полна неожиданностей. И, к сожалению, не только приятных. Конечно, при разумном поведении многих неприятностей можно избежать, однако предугадать и предотвратить все без исключения вряд ли возможно. Поэтому надо предполагать финансовые риски. | Слайд 10, 11. Учащиеся получают лист А4 с экономическими задачами (приложение 2), решают и проверяют вмести с учителем. | |
Выводы: | опрос | Давайте подведем итоги занятия. Что такое Финансовая грамотность? Зачем она нужна мне? Что можем узнать на курсах Основы финансовой грамотности? | Отвечают на вопросы, делают вывод что знание основ финансовой грамотности важны для семьи и для лично ученика. | Понимание необходимости собственной финансовой грамотности и мотивации к её развитию. владение базовыми предметными понятиями: финансовая грамотность, обмен, деньги, семейный бюджет, особая жизненная ситуация, финансовые риски, девальвация. |
Приложение 1
Игра в спички
– Здесь 72 спички – по спичке на каждую тысячу рублей нашего семейного бюджета. Папа приносит зарплату в 35 тысяч рублей. Бабушка получает пенсию 8 тысяч, и ещё 18 тысяч ей платят за квартиру, которую она сдаёт. На твоего младшего братика мне дают детское пособие в 11 тысяч рублей. Итого 72 тысячи рублей, или 72 спички. Расходы.
Первым делом отложим деньги на еду. Без неё никак нельзя обойтись, и на это у нас в месяц уходит 35 тысяч – почти половина всех денег. Отсчитай 35 спичек и отложи их отдельно - «Питание 35 000 руб.»…– Хорошо, – удовлетворённо сказала мама, глядя на результат их совместных трудов. – Поехали дальше. Теперь нам надо убрать из общей кучи денег то, что мы каждый месяц платим за квартиру, воду, свет, газ, телефон… В общем, откладывай ещё 12 спичек, то есть 12 тысяч рублей, на то, чтобы нам свет не выключили и на улицу не выселили. И на столе появилась уже третья кучка спичек, а первая из них стала заметно меньше. – И сколько же у нас с тобой осталось? – поинтересовалась мама. – Ровно 25 тысяч! – чётко отрапортовал Серёжа, которому процесс делёжки «спичко-денег» стал даже нравиться. – Что ж, верно, – кивнула мама. – Теперь откладывай ещё 4 спички. – А это на что пойдёт? – На проездные для папы, меня и тебя, чтобы мы могли ездить на работу, в поликлинику и в школу, – объяснила мама. На столе появилась четвёртая группа спичек. – Ну, теперь-то всё? – Как бы не так! – загадочно протянула мама, сама, похоже, вошедшая во вкус процесса раскладки спичек. – Ещё 3 спички откладывай на лечение. Бабушке лекарства нужны, малышу – само собой, да и тебя шапку надеть не заставишь, а потом ты хлюпаешь носом и кашляешь так, что без капель и микстуры не обойтись…Так что меньше 3 тысяч в месяц никак не выходит. Понимая, что возразить нечего, Серёжа, насупившись, молча отложил три спички - «Лечение и лекарства – 3000 руб.» в кучку номер пять. – Хорошо, – кивнула мама. – Поехали дальше…– Неужели ещё не всё? – уныло протянул Серёжа. – Ещё телевизор, стиральная машина, компьютер, от которого тебя не оторвать, – хмыкнула мама. – А это всё денежек стоит, и немалых, и купили мы это, взяв кредит в банке, то есть в долг. И теперь каждый месяц должны отдавать банку 6 спичек, тьфу, тысяч, оговорилась… Пришлось Серёже отложить отдельно ещё 6 спичек «Возврат долгов – 6000 руб.». Затем Серёжа молча взял из сильно похудевшей первой кучки ещё 2 спички на оплату дополнительных занятий по английскому языку в школе, на которые по настоянию мамы он ходил два раза в неделю. – Ну, остальные-то деньги – свободные? – обречённо спросил он, глядя на оставшиеся 10 спичек и догадываясь, что выпросить игровую приставку будет ох как непросто… – Что значит «свободные»? – пожала плечами мама. – Это как посмотреть. Мы, когда тебя в этом году собирали в школу, потратили 14 тысяч рублей – с ума сойти можно! Считай, что каждый месяц надо по тысяче с лишним рублей откладывать, чтобы в августе тебе купить всё, что нужно для школы. Так что ещё одну спичку из кучки отодвинь-ка в сторонку. Вот так, верно… И что же у нас там осталось? Подскажи-ка мне, дружок? – нежно пропела мама, когда Серёжа, выпятив от огорчения нижнюю губу, отодвинул в сторону ещё одну спичку. – Да ладно, ты и сама всё видишь, – удручённо ответил Серёжа. – Всего-то 9 спичек и осталось. Но хоть это свободные деньги?! – Ну, как тебе сказать? – задумалась мама. – Вообще-то, нам с папой и бабушкой тоже надо время от времени покупать новую одежду и обувь. А приличные зимние сапоги для меня дешевле 6 тысяч не купить – мне ведь тоже хочется выглядеть красиво! И в кино хочется сходить хоть раз в месяц. А это тоже немногим меньше тысячи рублей… А ведь ещё подарки на дни рождения, стиральный порошок, зубная паста, да мало ли хозяйственных расходов…
– Мам, мы что же, выходит, бедные?! – вдруг сделал для себя горестный вывод Серёжа. – мы-то? – удивилась мама. – Да нет, уж совсем бедной нашу семью никак не назовёшь – ты, по счастью, не знаешь, что такое настоящая бедность. Но и особо богатыми мы себя считать тоже не можем. Так что ты не сердись, когда я на твои просьбы говорю «нет». Ты уже парень большой и должен понимать – мне надо свести концы с концами, чтобы наша семья ни в чём действительно важном недостатка не испытывала. Вот станешь совсем взрослым, начнёшь много зарабатывать и тогда будешь себе покупать всё, что захочешь и на что хватит денег после оплаты обязательных расходов.
Приложение 2
- Варвара Леонидовна оказалась в сложной ситуации: её сын попал в аварию и срочно понадобились деньги на операцию. Поскольку она была художником и зарабатывала только продажей своих картин, не имея постоянной работы, все банки в кредите ей отказали. Она обратилась в Кредитный союз «Выручаю», где ей предложили 120 тыс. руб. под 1,5% в день. Сколько придётся заплатить Варваре Леонидовне за кредит в этой компании?
- У Анны Петровны сгорела дача, которую вся семья строила целых пять лет. Все были очень расстроены, ведь на строительство было потрачено столько сил и средств! Сестра Анны Петровны Елена боится, что и с её квартирой или дачей может случиться такая же история, а денег на ремонт и восстановление утраченного имущества нет. Вопрос Что необходимо предпринять Елене Петровне, чтобы свести к минимуму риск потери своего имущества?
- Степанов Илья решил в июне отправиться в путешествие по Австрии. Когда он рассчитывал стоимость своего путешествия, курс составлял 45,50 руб. за евро. В этом случае поездка обошлась бы в 50 050 руб. Но когда он через некоторое время стал покупать билеты на самолёт и заказывать отель, то сумма увеличилась на 4780 руб. оказалось, что, пока Илья раздумывал о покупке валюты, произошла девальвация рубля. На сколько рублей увеличился курс евро для россиян за это время.
Предварительный просмотр:
Игра в спички
– Здесь 72 спички – по спичке на каждую тысячу рублей нашего семейного бюджета. Папа приносит зарплату в 35 тысяч рублей. Бабушка получает пенсию 8 тысяч, и ещё 18 тысяч ей платят за квартиру, которую она сдаёт. На твоего младшего братика мне дают детское пособие в 11 тысяч рублей. Итого 72 тысячи рублей, или 72 спички. Расходы.
Первым делом отложим деньги на еду. Без неё никак нельзя обойтись, и на это у нас в месяц уходит 35 тысяч – почти половина всех денег. Отсчитай 35 спичек и отложи их отдельно - «Питание 35 000 руб.»…– Хорошо, – удовлетворённо сказала мама, глядя на результат их совместных трудов. – Поехали дальше. Теперь нам надо убрать из общей кучи денег то, что мы каждый месяц платим за квартиру, воду, свет, газ, телефон… В общем, откладывай ещё 12 спичек, то есть 12 тысяч рублей, на то, чтобы нам свет не выключили и на улицу не выселили. И на столе появилась уже третья кучка спичек, а первая из них стала заметно меньше. – И сколько же у нас с тобой осталось? – поинтересовалась мама. – Ровно 25 тысяч! – чётко отрапортовал Серёжа, которому процесс делёжки «спичко-денег» стал даже нравиться. – Что ж, верно, – кивнула мама. – Теперь откладывай ещё 4 спички. – А это на что пойдёт? – На проездные для папы, меня и тебя, чтобы мы могли ездить на работу, в поликлинику и в школу, – объяснила мама. На столе появилась четвёртая группа спичек. – Ну, теперь-то всё? – Как бы не так! – загадочно протянула мама, сама, похоже, вошедшая во вкус процесса раскладки спичек. – Ещё 3 спички откладывай на лечение. Бабушке лекарства нужны, малышу – само собой, да и тебя шапку надеть не заставишь, а потом ты хлюпаешь носом и кашляешь так, что без капель и микстуры не обойтись…Так что меньше 3 тысяч в месяц никак не выходит. Понимая, что возразить нечего, Серёжа, насупившись, молча отложил три спички - «Лечение и лекарства – 3000 руб.» в кучку номер пять. – Хорошо, – кивнула мама. – Поехали дальше…– Неужели ещё не всё? – уныло протянул Серёжа. – Ещё телевизор, стиральная машина, компьютер, от которого тебя не оторвать, – хмыкнула мама. – А это всё денежек стоит, и немалых, и купили мы это, взяв кредит в банке, то есть в долг. И теперь каждый месяц должны отдавать банку 6 спичек, тьфу, тысяч, оговорилась… Пришлось Серёже отложить отдельно ещё 6 спичек «Возврат долгов – 6000 руб.». Затем Серёжа молча взял из сильно похудевшей первой кучки ещё 2 спички на оплату дополнительных занятий по английскому языку в школе, на которые по настоянию мамы он ходил два раза в неделю. – Ну, остальные-то деньги – свободные? – обречённо спросил он, глядя на оставшиеся 10 спичек и догадываясь, что выпросить игровую приставку будет ох как непросто… – Что значит «свободные»? – пожала плечами мама. – Это как посмотреть. Мы, когда тебя в этом году собирали в школу, потратили 14 тысяч рублей – с ума сойти можно! Считай, что каждый месяц надо по тысяче с лишним рублей откладывать, чтобы в августе тебе купить всё, что нужно для школы. Так что ещё одну спичку из кучки отодвинь-ка в сторонку. Вот так, верно… И что же у нас там осталось? Подскажи-ка мне, дружок? – нежно пропела мама, когда Серёжа, выпятив от огорчения нижнюю губу, отодвинул в сторону ещё одну спичку. – Да ладно, ты и сама всё видишь, – удручённо ответил Серёжа. – Всего-то 9 спичек и осталось. Но хоть это свободные деньги?! – Ну, как тебе сказать? – задумалась мама. – Вообще-то, нам с папой и бабушкой тоже надо время от времени покупать новую одежду и обувь. А приличные зимние сапоги для меня дешевле 6 тысяч не купить – мне ведь тоже хочется выглядеть красиво! И в кино хочется сходить хоть раз в месяц. А это тоже немногим меньше тысячи рублей… А ведь ещё подарки на дни рождения, стиральный порошок, зубная паста, да мало ли хозяйственных расходов…
– Мам, мы что же, выходит, бедные?! – вдруг сделал для себя горестный вывод Серёжа. – мы-то? – удивилась мама. – Да нет, уж совсем бедной нашу семью никак не назовёшь – ты, по счастью, не знаешь, что такое настоящая бедность. Но и особо богатыми мы себя считать тоже не можем. Так что ты не сердись, когда я на твои просьбы говорю «нет». Ты уже парень большой и должен понимать – мне надо свести концы с концами, чтобы наша семья ни в чём действительно важном недостатка не испытывала. Вот станешь совсем взрослым, начнёшь много зарабатывать и тогда будешь себе покупать всё, что захочешь и на что хватит денег после оплаты обязательных расходов.
– А какие расходы обязательные?
Подумаем, посчитаем
1. Предположим, что в вашей семье совокупный доход составляет 60 тыс. руб. На содержание квартиры уходит 8 тыс. руб.; на продукты питания – 20 тыс. руб.; на бытовую химию и предметы личной гигиены (стиральный порошок, зубная паста, шампунь и прочее) – 3 тыс. руб.; на проезд – 1,5 тыс. руб.; на оплату обедов в школе – 0,5 тыс. руб.; на развлечения (походы в кино, в кафе, покупка компьютерных игр) – 3 тыс. руб.; на дополнительные занятия (спорт, иностранный язык) – 2 тыс. руб.; на одежду, обувь – 10 тыс. руб.; на непредвиденные расходы – 5 тыс. руб. Сколько рублей составляют обязательные расходы? На семейном совете было принято решение купить новый телевизор за 30 тыс. руб. Сколько месяцев нужно откладывать деньги на эту покупку?
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие по финансовой грамотности "Что такое деньги? Откуда они взялись и как их тратить"
Данная методическая разработка предназначена обучающимся 2 класса. Форма проведения занятия - путешествие в прошлое, в ходе которого ребята знакомятся с историей появления денег,их функциям, назначени...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...
Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...
Педагогическая мастерская «Учим финансовой грамотности: различные виды заданий по финансовой грамотности и возможность их использования в рамках изучения отдельных учебных предметов»
Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, навыки, мотивация и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуа...
Методическая разработка по Финансовой грамотности "Что такое семейный бюджет?"
Методическая разработка в рамках курсов повышения квалификации: Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности ...
Урок по финансовой грамотности :"Кредит:что это такое и где его получить?"
На занятии по финансовой грамотности на тему: «Кредит: зачем он нужен и где его получить?» рассматриваются следующие вопросы: виды кредитов, условия кредитования, полная стоимость кредита....