Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» 11 класс
рабочая программа (11 класс)

Подчасская Елена Сергеевна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opd_11_klass_podchasskaya.doc189.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия №61
Выборгского района Санкт-Петербурга

____________________________________________________________________

ПРИНЯТО

на заседании

Педагогического совета

Протокол от______ № ___

УТВЕРЖДАЮ

       И.о.директора ГБОУ Гимназия №61

________________ Н.С.Андреева

     Приказ №    ____ от___    .08.2024

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

« Основы проектной деятельности»

 

в 11-х классах

Составитель:

Подчасская Елена Сергеевна

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора по воспитательной работе

Юрчик А.Е.

_------------------------------------------------

Санкт – Петербург,

2024/2025 учебный год

Содержание

1 Вступление

  1. Пояснительная записка
  2. Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа
  3. Сведения о программе
  4. Обоснование выбора программы
  5. Информация о внесенных изменениях
  6. Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.
  7. Информация о количестве учебных часов
  8. Формы организации образовательного процесса
  9. Технологии обучения
  10. Механизмы формирования ключевых компетенций
  11. Виды и формы контроля

2.Содержание курса

3.Тематическое планирование

4.Поурочно-тематическое планирование

5.Приложение (информация об используемой литературе)

1 Вступление                                                                                                                                                  1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                 

«Творчество – это деятельность, результатом которой является создание

 новых материальных или духовных ценностей»

В.И.Даль

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ внеурочной деятельности начального и основного образования (Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский. А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 111 с. - (Стандарты второго поколения), с учетом авторской программы Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Методическое пособие по основам проектной деятельности школьника»

      Учебная нагрузка по курсу «Основы проектной деятельности» в 9 классе выделена из часов, отведённых на внеурочную деятельность.

      Главное в программе «Основы проектной деятельности» - создание условий для  самопознания и самовоспитания. При этом важно помочь учащимся освоить основы выполнения и презентации проектов. Она представляет собой определённую систему содержания, форм, методов и приёмов педагогических воздействий.

      Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

      Цель и задачи:

Цель курса - формирование ключевых компетентностей обучающихся (проектной, рефлексивной, технологической, социальной, коммуникативной, информационной) для решения конкретных практических задач с использованием проектного метода; развитие личностных качеств обучающихся на основе формирования ключевых компетентностей (комплексное применение знаний, умений и навыков, субъективного опыта и ценностных ориентаций в решении актуальных проблем личности и общества).

Задачи курса:

Образовательные задачи: познакомить с алгоритмом работы над проектом, структурой проекта, видами проектов и проектных продуктов; знать о видах ситуаций, о способах формулировки проблемы, проблемных вопросов; уметь определять цель, ставить задачи, составлять и реализовывать план проекта; знать и уметь пользоваться различными источниками информации, ресурсами; представлять проект в виде презентации, оформлять письменную часть проекта; знать критерии оценивания проекта, оценивать свои и чужие результаты; составлять отчет о ходе реализации проекта, делать выводы; иметь представление о рисках, их возникновении и преодолении; проводить рефлексию своей деятельности.

Развивающие задачи: формирование универсальных учебных действий; расширение кругозора; обогащение словарного запаса, развитие речи и дикции школьников; развитие творческих способностей; развитие умения анализировать, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать материал (в том числе и в письменном виде), самостоятельно применять, пополнять и систематизировать, обобщать полученные знания; развитие мышления, способности наблюдать и делать выводы; на представленном материале формировать у учащихся практические умения по ведению проектов разных типов.

Воспитательные задачи: способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии; развивать у обучающихся сознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности; дать возможность обучающимся проявить себя.

Место предмета в учебном плане

На изучение предмета отводится  2 часа в неделю, итого 68 часов за учебный год.

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности является средством реализации требований Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной общеобразовательной программы, конкретизирует методы формирования УУД учащихся в части повышения мотивации и эффективности учебной деятельности учащихся. Программа направлена на развитие творческих способностей учащихся, формирование основ культуры проектной деятельности, позитивного социального опыта применения технологий этого вида деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Программа ориентирована в первую очередь на развитие познавательной мотивации школьников и формирование их ценностного отношения к знанию, науке, исследовательской деятельности.

Курс реализуется в 9 классе, рассчитан на  68 ч. в год 2 часа в неделю.

1.2        Нормативно-правовые документы, на основании которых составлена программа

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основании:

1.        Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.        Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) с изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1644)

3.        Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (далее – ФГОС среднего общего образования);

4.        Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 16.04.2020 No 988-р «О формировании календарного учебного графика государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, в 2020/2021 учебном году»;

5.        Распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.04.2020 N 1011-р "О формировании учебных планов образовательных организаций Санкт-Петербурга, реализующих основные общеобразовательные программы, на 2020/2021 учебный год

6.        Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 No 189 (далее - СанПиН 2.4.2.2821-10)

7.        Нормативных правовых документов. Патриотическое воспитание 2-е издание, переработанное. М.:2009

8.         Концепции гражданского образования в общеобразовательных учреждениях.        Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. //Преподавание истории и обществознания в  

            школе. – 2009- №4.

9.         Концепции военно-патриотического воспитания в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр

1.3 Сведения о программе

Актуальность программы

Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах и в индивидуальной проектной деятельности. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, проектная работа способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам.

В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет тему проекта, его содержание, в какой форме и как пройдет его презентация. Работа над проектом ведется поэтапно. На каждом этапе решаются определенные задачи, намечается деятельность обучающихся и учителя. Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом — дело творческое.

Особенности программы. Проектная деятельность в школе невозможна без организационной и культурной позиции учителя. Учитель становится организатором познавательной деятельности своих учеников, консультантом и помощником. Со стороны ученика такая деятельность ведёт к повышению мотивации учения, со стороны учителя позволяет осуществить индивидуальный подход к ребенку.

Кроме того, ученик, выполняя собственный проект, решая какую-либо практическую, исследовательскую задачу, включается в реальную деятельность, овладевает новыми знаниями.

Следовательно, «Проектная деятельность» будет являться для обучающихся накоплением опыта, обсуждением полученных знаний, переходом от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, переходом от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика.

Внеурочные занятия имеют большое значение для развития личности, только здесь в полной мере можно осуществить индивидуальный и дифференцированный подход. Сюда приходят не за отметкой, а за радостью познания, своего собственного открытия, только здесь идёт оценка развития обучающегося в сравнении с самим собой, а не соответствие нормам и требованиям стандарта образования.

Новизна курса заключается в том, что обучение навыкам проектной деятельности является требованием новых ФГОС основного общего образования, как составляющей личностного и метапредметного развития школьников.

Программа курса составлена с учетом психологических особенностей обучающихся среднего звена их уровня развития, рассчитана на среднего ученика. Материал курса излагается логически, доступным языком, опирается на достижения современной науки, расширяет базовые знания обучающихся 9-х классов.

Для успешного управления проектно-исследовательской деятельностью обучающихся используются следующие принципы организации данного процесса:

  1. Доступности – знание проектно-исследовательской деятельностью предполагает освоение материала за рамками школьного учебника.
  2. Естественности – тема исследования, за которую берётся обучающийся, не должна быть надуманной взрослым. Она должна быть интересной и настоящей, а значит, реально выполнимой. Естественность заключается в том, что ученик сможет исследовать тему самостоятельно, без каждодневной и постоянной помощи взрослого, когда ребёнок может сам «потрогать» проблему, ощутить возможности её решения, стать первооткрывателем без подсказки и руководства учителя.
  3. Наглядности или экспериментальности, - в исследовательской деятельности человек познаёт свойства веществ и явлений не только зрением, но и с помощью других анализаторов. Таким образом, принцип наглядности позволяет учащемуся выходить за рамки только созерцательной стороны восприятия предметов и явлений и экспериментировать с теми предметами, материалами, вещами, которые он изучает в качестве исследователя.
  4. Осмысленности – для того чтобы знания, полученные в ходе исследования (проекта, стали действительно личными ценностями ученика, они должны им осознаваться и осмысливаться, а вся его деятельность в ходе работы должна быть подчинена поиску единого поля ценностей в рамках проблемы.
  5. Культуросообразности – это воспитание в ученике культуры соблюдения научных традиций, научного исследования с учётом актуальности и оригинальности подходов к решению научной задачи. Этот принцип можно считать принципом творческой исследовательской деятельности, когда обучающийся привносит в работу что-то своё, неповторимое, пронизанное своим мироощущением и мировосприятием.
  6. Самодеятельности – ученик может овладеть ходом своей исследовательской (проектной) работы только в том случае, если она основана на его собственном опыте.

Принцип самодеятельности является самым главным из перечисленных принципов, так как именно она в ходе учебной проектно-исследовательской работы – основной показатель понимания обучающимися изучаемой им проблемы, становления его мировоззренческой позиции. Именно принцип самодеятельности подкрепляется принципами доступности, естественности и экспериментальности, а не наоборот.

1.4        Обоснование выбора программы

Программа соотносится с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и реализует принцип непрерывного образования, что соответствует современным потребностям личности и общества.

1.5 Информация о внесенных изменениях

В программу существенных изменений не внесено. Настоящая программа учитывает особенности __9__ класса.

1.6        Определение места и роли предмета в овладении требований к уровню подготовки обучающихся.

Данный учебный курс в полном объеме соответствует федеральным государственным образовательным стандартам. Патриотическое воспитание рассматривается как одно из приоритетных направлений современного школьного образования. Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды, таким образом, способствует формированию патриотического общества.

1.7        Информация о количестве учебных часов

В соответствии с учебным планом, а также годовым календарным учебным графиком рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю (68 часов в год). Сроки реализации программы – 1 год.

1.8        Формы организации образовательного процесса

Изложение теоретического материала занятий может осуществляться с помощью традиционных словесных и наглядных методов: рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов, наглядного материала, различного оборудования. На занятиях применяются различные формы работы, такие как групповые, парные, индивидуальные в формате видеоконференций. На каждом из этапов обучения предполагается выполнение и защита творческих работ обучающихся - «продукта» (мини-проекты). Система занятий  должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума, оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

1.9        Технологии обучения

          Урок предполагает использование определенных образовательных технологий, т.е. системной совокупности приемов и средств обучения и определенный порядок их применения. На этапе углубления и расширения изученного материала новым будет использована технология проблемно-диалогического обучения,  которая предполагает открытие нового знания самими обучающимися.   При проблемном введении материала методы постановки проблемы обеспечивают формулирование учащимися вопроса для исследования или темы урока, а методы поиска решения организуют «открытие» знания школьниками.    В преподавании используются практические занятия, информационно-рецептивные и исследовательские методы, аутентичные материалы, видео, проектная и информационно-коммуникативные технологии.

Учителем могут использоваться:

•        общеисследовательские методы (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация)

•        эмпирические (наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия)

•        умения и навыки, которые формируются в процессе работы над проектом или исследованием:

•        мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

•         презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

•        коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

•         поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

•         информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

•         проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

По итогам реализации курса проводится итоговое мероприятие «Ученическая конференция» в форме представления и защиты проектов.

1.10        Механизмы формирования ключевых компетенций

Требования к личностным и предметным результатам освоения данного курса должны включать требования к результатам освоения базового курса и дополнительно отражать:

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Ученик получит возможность для формирования:

  • внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
  • адекватного понимания причин успешности/неспешности внеучебной деятельности;
  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни.

Регулятивные

Обучающихся научится:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
  • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  • различать способ и результат действия.

Ученик получит возможность научиться:

  • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающийся  научится:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения внеучебных заданий с использованием учебной литературы и в открытом информационном пространстве, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), контролируемом пространстве Интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • строить сообщения, проекты в устной и письменной форме;
  • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;
  • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах.

Ученик получит возможность научиться:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Коммуникативные

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего – речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Ученик получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
  • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

• основы методологии исследовательской и проектной деятельности;

• структуру и правила оформления исследовательской и проектной работы. Учащиеся должны уметь:

• формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;

• составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;

• выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;

• определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;

• работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;

• выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности, адекватные задачам исследования;

• оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;

• рецензировать чужую исследовательскую или проектную работу;

• наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;

• описывать результаты наблюдений, обсуждать полученные факты;

• проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять результаты;

• проводить измерения с помощью различных поборов;

• выполнять инструкции по технике безопасности;

• оформлять результаты исследования.

Обучающиеся должны владеть понятиями: анализ, апробация, библиография, гипотеза исследования, закон, концепция, моделирование, наблюдение, наука, обобщение, объект исследования, предмет исследования, принцип, рецензия, сравнение, теория, факт, эксперимент.

Организация исследовательской работы.

Подробное описание исследования

Независимо от качества исследования и полученных данных исследование будет практически недоступно для других, пока данные не будут представлены в виде сообщения, которое необходимо оформить соответствующим образом.

  1. Введение: включает основную идею, проблемы, гипотезы и цели (т.е. что вы хотели сделать и почему).
  2. Метод: стратегия программы, т.е. что вы делали (сделали) раннее, где и как это было сделано, включая все существенные особенности работы приборов и методов, применявшихся в поле и в лаборатории.
  3. Результаты и наблюдения: данные, сведенные в таблицы, графики, диаграммы, а также данные, представленные любыми другими наглядными и информационными способами.
  4. Обсуждение результатов: включает анализ результатов (желательно количественных), по возможности пробные выводы, сделанные на основе представленных данных и ссылок на уже опубликованные материалы.
  5. Выводы: критическая оценка применяемых методов, разбор источников ошибок и предложения для дальнейших исследований.
  6. Список использованной литературы

Последовательность действий при проведении исследования

  1. Определение объективной области (области исследования), объекта и предмета исследования.
  2. Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности.
  3. Изучение научной литературы и уточнение понятий.
  4. Формулирование гипотезы.
  5. Формулирование цели и задач исследования.

Объектная область - это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования.

Объект исследования - носитель проблемы, на который направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск (явления, отдельные их стороны, некоторые аспекты и т. д.).

Тема исследования - это сфера производимой исследовательской деятельности. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Проблема исследования - это некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения по итогам исследовательской работы. Проблема определяет тактику и стратегию исследования.

Цель - это конечный результат, который бы хотелось  достичь исследователю. Чаще всего он формулируется с помощью слов: «выявить», «установить», «обосновать», «уточнить», «разработать».

Задачи исследования -это пути и средства достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой.

Гипотеза - это научное предположение о явлении, процессе, деятельности, которое подтверждается (или не подтверждается) в ходе исследования. Для гипотез типичны формулировки: «если..., то...»; «так... , как...».

После формулирования гипотезы окончательно определяются цели и задачи исследования, сформулированные в начале деятельности.

Виды проектов.

Виды проектов: экологические; физико-географические; социально-экономические; комплексные; краеведческие; монопредметные (на материале географии).

Типы проектов: по содержанию, по уровню интеграции, межпредметные (на материале нескольких предметов), надпредметные (на основе сведений, не входящих в школьную программу).

По продолжительности - мини-проект (несколько недель), средней продолжительности (несколько месяцев), долгосрочные (в течение года).

По количеству участников: индивидуальные, групповые, коллективные.

По способу преобладающей деятельности: познавательные, творческие, игровые, практико-ориентированные, исследовательские.

Используемые средства обучения:

■ печатные (учебники, атласы, научно-популярная литература, справочники, энциклопедии, словари);

■ средства массовой информации (статьи газет и журналов, радио-и телепередачи);

■ технические (измерительные приборы, видеофильмы, ресурсы Интернет);

■ материалы краеведческого музея, архива.

Этапы работы над проектом.

1. Начало проекта.

Тема проекта не предлагается, а выбирается учащимися самостоятельно. Определение темы и целей проекта. Формирование инициативной группы или выбор учащегося для индивидуальной работы. Обсуждение тему проекта и при необходимости получение дополнительной информации.

2. Планирование работы.

Определение источников необходимой информации.

Определение способов сбора и анализа информации. Определение способа представления результатов. Установление критериев оценки результатов проекта.

3. Сбор информации.

Сбор и уточнение информации. Выбор оптимального варианта хода проекта. Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

4. Структурирование информации.

Ученики систематизировали информацию, обсудили, как лучше оформить результат групповой работы, сделали наброски чернового варианта.

5.Расширение информации.  Анализ информации. Формулирование выводов. Выполняют исследование и работают над проектом.

Оформление результатов работы. Оформление творческих проектов. Подготовка презентации по теме проекта.

  1. Презентация проекта.

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с  объяснением полученных результатов. Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

  1. Рефлексия. Подведение итогов.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Проектная технология включает промежуточную и итоговую оценки проекта.

Проект может оценивать и учитель, и независимые эксперты из числа обучающихся

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Результат 1 уровня: приобретение школьниками знаний об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации в ходе работы над проектами;

Результат 2 уровня: формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом в ходе организации коллективной творческой деятельности;

Результат 3 уровня: приобретение опыта исследовательской и проектной деятельности; публичного выступления; интервьюирования и проведения опросов общественного мнения;  общения с представителями других социальных групп, других поколений.

Основные результаты реализации программы оцениваются через выступление с темой проектной работы по выбранному предмету.

Ожидаемый результат:

1. Обучающиеся должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике (метод проекта).

2. Обучающиеся должны уметь:

- самостоятельно конструировать свои знания;

- ориентироваться в информационном пространстве;

- анализировать полученную информацию;

- самостоятельно выдвигать гипотезы, применять решения;

3. Защита проектной работы в конце учебного года.

1.11. Виды и формы контроля.

Согласно уставу ГБОУ Гимназии №61  и локальному акту образовательного учреждения основными видами контроля считать текущий (на каждом уроке), тематический (осуществляется в период изучения той или иной темы), промежуточный (ограничивается рамками четверти, полугодия), итоговый (в конце года).

Данные виды контроля заложены в календарно-тематическом планировании. Текущий контроль проводится на каждом уроке, промежуточный - в конце раздела. Контроль осуществляется в форме презентаций по различным этапам проектных работ.

Итоговый контроль проводится при защите проектной работы, которая может быть представлена в одном из следующих результатов:

  • альбом,
  • газета,
  • журнал, книжка-раскладушка,
  • коллаж,
  • выставка
  • коллекция,
  • костюм,
  • макет,
  • плакат,
  • серия иллюстраций,
  • сказка,
  • справочник,
  • стенгазета,
  • сценарий праздника,
  • учебное пособие,
  • фотоальбом,
  • экскурсия,
  • презентация,
  • видеоролик

Результат предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

2. Содержание курса

1. Введение (2 ч).

Цели и задачи программы. План работы. Научная деятельность.

Образование как ценность. Роль науки в развитии общества. Особенности научного познания.

2. Реферат как научная работа (6 ч).

Реферирование. Реферат, его виды: библиографические рефераты (информативные, индикативные, монографические, обзорные, общие, специализированные), реферативный журнал (библиографическое описание, ключевые слова, реферативная часть), научно-популярные рефераты, учебный реферат. Структура учебного реферата. Этапы работы. Критерии оценки. Тема, цель,

задачи реферата, актуальность темы. Проблема, предмет и объект.

Практическая работа № 1. Формулирование темы реферата, определение актуальности темы, проблемы.

3. Способы получения и переработки информации (4 ч).

Виды источников информации. Использование каталогов и поисковых программ. Библиография и

аннотация, виды аннотаций: справочные, рекомендательные, общие, специализированные, аналитические. Составление плана информационного текста.

Формулирование пунктов плана. Тезисы, виды тезисов, последовательность написания тезисов. Конспект, правила конспектирования. Цитирование: общие требования к цитируемому материалу; правила оформления цитат. Рецензия, отзыв.

Практическая работа № 2. Использование каталогов и поисковых программ.

4. Проект (48 ч).

Особенности и структура проекта, критерии оценки. Этапы проекта.

Ресурсное обеспечение. Виды проектов: практико-ориентированный, исследовательский, информационный, творческий, ролевой. Знакомство с примерами детских проектов.

Планирование проекта. Формы продуктов проектной деятельности и презентация проекта.

Практическая работа № 3.   Работа над проектом.

5. Исследовательская работа (6 ч).

Структура исследовательской работы, критерии оценки. Этапы исследовательской работы. Работа над введением научного исследования:

- выбор темы, обоснование ее актуальности (практическое задание на дом: выбрать тему и обосновать ее актуальность, выделить проблему, сформулировать гипотезу);

- формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования (практическое задание на дом: сформулировать цель и определить задачи своего исследования, выбрать объект и предмет исследования).

Работа над основной частью исследования: составление индивидуального рабочего плана, поиск источников и литературы, отбор фактического материала. Методы исследования: методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент); методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.); методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Результаты опытно-экспериментальной работы: таблицы, графики, диаграммы, рисунки, иллюстрации; анализ, выводы, заключение.

Тезисы и компьютерная презентация. Отзыв. Рецензия.

Практическая работа № 4. Работа над введением научного исследования.

Практическая работа № 5. Работа над основной частью исследования. Создание компьютерной презентации.

6. Публичное выступление (2ч).

Как знаменитые люди готовились к выступлениям.

Публичное выступление на трибуне и личность. Главные предпосылки успеха публичного выступления. Как сделать ясным смысл вашего выступления. Большой секрет искусства обхождения с людьми. Как заканчивать выступление.

Практическая работа № 6 Публичное выступление.

3. Тематическое планирование

Раздел

Количество часов

1

Введение

2

2

Реферат как научная работа

6

3

Способы получения и переработки информации

4

4

Проект

48

5

Исследовательская работа

6

6

Публичное выступление

2

ИТОГО:                                                                                            68

№ п/п

Тема урока

Теоретические занятия

(кол-во часов)

Практические занятия

 (кол-во часов)

Планируемые сроки

1

Обсуждение плана работы над проектом

2 часа

02.09-07.09

2

Формирование направлений деятельности

2 часа

09.09-14.09

3

Выбор индивидуальных тем. Актуализация.

2 часа

16.09-21.09

4

Составление индивидуального плана работы

2 часа

23.09-28.09

5

Работа над проектами: сбор материала по теме

1 час

1 час

30.09-

05.10

6

Работа над проектами: сбор материала. Источники

2 часа

07.10-

12.10

7

Работа над проектами: сбор материала. Источники

2 часа

14.10-19.10

8

Представление структуры своей работы

2 часа

21.10-26.10

9

Представление структуры своей работы

2 часа

28.10-04.11

10

Работа над проектами: систематизация материала

2 часа

05.11-12.11

11

Работа над проектами: систематизация материала

2 часа

13.11-30.11

12

Работа над проектами: систематизация материала

2 часа

01.12-07.12

13

Работа над проектом:систематизация материала.

2 часа

08.12-13.12

14

Работа над проектом:систематизация материала.

2 часа

14.12-

20.12

15

Корректировка  планов работы (акценты, уточнения)

2 часа

21.12-28.12

16

Консультации для учащихся по вопросам выполнения исследовательского проекта

2 часа

29.12-05.01

17

Консультации для учащихся по вопросам выполнения исследовательского проекта

2 часа

06.01-13.01

18

Представление структуры своей работы

2 часа

14.01-20.01

19

Консультации для учащихся по вопросам выполнения исследовательского проекта

2 часа

21.01-28.01

20

Индивидуальные консультации

2 часа

29.01-04.02

21

Индивидуальные консультации

2 часа

05.02-12.02

22

Промежуточные отчеты по исследовательским работам

2 часа

13.02-20.02

23

Консультации для учащихся по вопросам выполнения исследовательского проекта

2 часа

21.02-28.02

24

Работа над проектами: оформление работ

2 часа

01.03-07.03

25

Работа над проектами:  оформление работ

2 часа

08.03-15.03

26

Индивидуальные консультации

2 часа

16.03-23.03

27

Методические консультации для оппонентов исследовательских работ

2 часа

24.03-30.03

28

Работа над проектами: подготовка представления работ

2 часа

01.04-08.04

29

Работа над проектами: подготовка представления работ

2 часа

09.04-16.04

30

Презентация как инструмент представления исследовательской работы.

2 часа

17.04-24.04

31

Работа с программой Microsoft Power Point.

2 часа

25.04-01.05

32

Работа с программой Microsoft Power Point.

2 часа

02.05-09.05

33

Работа с программой Microsoft Power Point.

2 часа

10.05-17.05

34

Итоговое занятие.

2 часа

18.05-25.05

Итого: 68 часов

Приложение 1

Информация об используемой литературе

1. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А. Чуракова О.В. Метод проектов - технология компетентностно-ориентированного образования: методическое пособие для педагогов.

2.Дягилева деятельность в школьной библиотеке и изменение структуры и качества чтения учащихся: Методические рекомендации библиотекаря ГОУ СОШ № 000 . Москва // Из выступления на Форуме школьных библиотекарей «Михайловское 2008»

3.Пахомова Деятельность на уроках.- Российский образовательный портал

4. Поливанова деятельность школьников: пособие для учителя.- М.,2008.

5.Романовская  проектов в учебном процессе: методическое пособие. - М.: Центр «Педагогический поиск». - 2006.

6. «Школа, где процветает грамотность»: путь от мечты к реальности. // ШБ. – 2005. — №3. – С. 6-11

Список Интернет-ресурсов для педагога-библиотекаря и учащихся

       1.Русская школьная библиотечная ассоциация (РШБА). Информационный портал школьных библиотек России

       2.Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников» http://www. researcher. ru/ (большое количество материалов по методике и практике исследовательской деятельности учащихся, а также содержится дополнительная информация, которая поможет учителю в повседневной образовательной и методической деятельности)

       3. Сайт свободной энциклопедии Википедия http://ru. wikipedia. org/wiki/

  1. Сайты библиотек
  2. Российская государственная библиотека http://www. rsl. Ru
  3. Государственная научная педагогическая библиотека им. http://www. gnpbu. ru
  4. Электронная библиотека учебно-методических и научных изданий филологического факультета МГУ http://www. philol. msu. ru/webprojects/elibrary/
  5. Электронная библиотека филологии http://www. gumer. info/bibliotek_Buks/Linguist/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»

Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Рабочая программа по основам проектной деятельности разработана для 5 класса  на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской ...

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Проектная деятельность» 5 класс

Адаптированная рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность" составлена на основе:  Федерального  государственного образовательного стандарта основного о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы проектной деятельности»

Содержание курсаВведение Что такое проект.Понятие о проектах и исследовательской деятельности учащихся. Важность исследовательских умений  в жизни современного человека. Презентация исследов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»

Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы проектной деятельности»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Основы проектной деятельности»(общеинтеллектуальное направление)Возраст обучающихся – 5-6 класс          ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Основы проектной деятельности". 6 класс

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»,  для обучающихся 6 класса, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,...