"Проектно-исследовательская деятельность" (10-11 классы)
рабочая программа (10, 11 класс)
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1
с углублённым изучением отдельных предметов»
Утверждена приказом МБОУ «СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов» от _______ №___ |
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Индивидуальный проект»
для 10 -11 класса на 2022-2027 годы
Составитель:
Л.А.Пешкова учитель обществознания,
права, экономики
г. Великий Устюг
Нормативное правовое обеспечение по разработке и реализации рабочих программ (ФГОС СОО):
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (с последующими изменениями);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с последующими изменениями);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с последующими изменениями);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 года № 2/16-з);
Письмо Департамента образования Вологодской области от 10.01.2017 № ИХ.20-0036/17 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке и реализации рабочих программ по учебным предметам, курсам при реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
- Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающиеся получат представление:
– о философских и методологических основаниях научной деятельности и научных методах, применяемых в исследовательской и проектной деятельности;
– о таких понятиях, как концепция, научная гипотеза, метод, эксперимент, надежность гипотезы, модель, метод сбора и метод анализа данных;
– о том, чем отличаются исследования в гуманитарных областях от исследований в естественных науках;
– об истории науки;
– о новейших разработках в области науки и технологий;
– о правилах и законах, регулирующих отношения в научной, изобретательской и исследовательских областях деятельности (патентное право, защита авторского права и др.);
– о деятельности организаций, сообществ и структур, заинтересованных в результатах исследований и предоставляющих ресурсы для проведения исследований и реализации проектов (фонды, государственные структуры, краудфандинговые структуры и др.);
Обучающийся сможет:
– решать задачи, находящиеся на стыке нескольких учебных дисциплин;
– использовать основной алгоритм исследования при решении своих учебно-познавательных задач;
– использовать основные принципы проектной деятельности при решении своих учебно-познавательных задач и задач, возникающих в культурной и социальной жизни;
– использовать элементы математического моделирования при решении исследовательских задач;
– использовать элементы математического анализа для интерпретации результатов, полученных в ходе учебно-исследовательской работы.
С точки зрения формирования универсальных учебных действий, в ходе освоения принципов учебно-исследовательской и проектной деятельностей обучающиеся научатся:
– формулировать научную гипотезу, ставить цель в рамках исследования и проектирования, исходя из культурной нормы и сообразуясь с представлениями об общем благе;
– восстанавливать контексты и пути развития того или иного вида научной деятельности, определяя место своего исследования или проекта в общем культурном пространстве;
– отслеживать и принимать во внимание тренды и тенденции развития различных видов деятельности, в том числе научных, учитывать их при постановке собственных целей;
– оценивать ресурсы, в том числе и нематериальные (такие, как время), необходимые для достижения поставленной цели;
– находить различные источники материальных и нематериальных ресурсов, предоставляющих средства для проведения исследований и реализации проектов в различных областях деятельности человека;
– вступать в коммуникацию с держателями различных типов ресурсов, точно и объективно презентуя свой проект или возможные результаты исследования, с целью обеспечения продуктивного взаимовыгодного сотрудничества;
– самостоятельно и совместно с другими авторами разрабатывать систему параметров и критериев оценки эффективности и продуктивности реализации проекта или исследования на каждом этапе реализации и по завершении работы;
– адекватно оценивать риски реализации проекта и проведения исследования и предусматривать пути минимизации этих рисков;
– адекватно оценивать последствия реализации своего проекта (изменения, которые он повлечет в жизни других людей, сообществ);
– адекватно оценивать дальнейшее развитие своего проекта или исследования, видеть возможные варианты применения результатов.
Личностные результаты.
-личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
-действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Учащийся должен задаваться вопросом о том, какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
-действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Метапредметные.
Регулятивные:
-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
-планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
-прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; его временных характеристик;
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него;
-коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;
-оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
Познавательные:
-самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
-поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
-знаково-символические: моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
-умение структурировать знания;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
-смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
Коммуникативные:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
-владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Предметные результаты:
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Логические общеучебные умения и навыки
- Разностороннее рассмотрение объектов, выявление в них различных свойств и особенностей.
- Выявление различий при сравнении объектов.
- Установление существенных и несущественных свойств объектов (понятий).
- Классификация объектов множества по некоторому основанию.
Подведение объектов под известные понятия.
- Выделение в определении понятия рода и видовых признаков.
-Установление необходимости или достаточности или необходимости и достаточности известного признака (условия) понятия.
- Определение причинно-следственной зависимости.
- Подбор примеров, иллюстрирующих общее правило (определение).
- Приведение контрпримеров для неверных утверждений.
- Формулирование выводов по результатам анализа.
- Формулирование утверждения в форме условного предложения.
- Формулирование утверждения, обратного данному.
- Формулирование утверждения, противоположного данному.
- Формулирование гипотезы.
- Построение по правилу (формуле) пошаговой программы.
- Построение плана-схемы изученного учебного раздела или темы.
- Моделирование и построение эскизов будущего проекта.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебную работу
- Четкое и правильное осознание цели своей работы.
- Составление плана своей работы (достижения цели).
- Разработка режима дня.
- Контроль за соответствием выполняемой работы поставленной цели.
- Контроль за правильностью результата работы.
-Оценка правильности выполнения задания.
- Самооценка уровня овладения учебным материалом.
Умение работы с текстом
- Постановка вопросов к прочитанному тексту.
- Подбор заголовков к абзацам (разделам) текста.
- Формулирование главной мысли, содержащейся в тексте.
- Разбивка текста на смысловые части.
- Составление плана текста.
Информационно-библиографические умения и навыки
-Умение пользоваться предметным и именным указателями, оглавлениями.
- Нахождение в учебнике ответов к задачам.
- Умение пользоваться терминологическими словарями
- Умение пользоваться каталогами библиотеки.
- Правильное библиографическое оформление цитат, выписок и списков литературы.
Культура устной и письменной речи
- Выступление с докладом на заданную тему
- Рецензирование текста или выступления.
- Составление характеристики географических объектов, исторических деятелей, литературных героев.
- Описание рисунка или картины.
- Передача своего впечатления от прослушанного музыкального произведения.
- Составление конспекта прочитанного текста или прослушанного выступления, лекции, доклада.
- Составление реферата на определенную тему по нескольким литературным источникам.
- Написание отзыва на прочитанный текст.
Индивидуальный проект/исследование является кульминацией системы проектных работ и, в некотором смысле, всего обучения в школе. Индивидуальный проект/исследование покажет все те навыки, которыми овладел старшеклассник за все года школьного обучения.
По своей сути предмет является также и подготовкой к институту. Достаточно часто ученики связывают тему своего проекта с направлением, по которому собираются поступать. Таким образом, индивидуальный проект/исследование – это хорошая возможность прочувствовать выбранную специальность еще до момента поступления, осознать правильность своего выбора и успеть переориентироваться в случае необходимости. Кроме того, при работе над проектом старшеклассник осваивает те необходимые навыки, которые в любом случае потребуются ему в институте и в его профессиональной деятельности.
Учащиеся учатся самостоятельно:
-определять и формулировать задачу;
-планировать свою работу;
-обращаться за помощью к специалистам (иногда, к незнакомым);
-искать необходимую информацию;
-применять коммуникативные способности;
-организовывать работу других людей;
-профессионально использовать ИКТ в процессе работы и для подготовки презентации;
-выступать с докладом;
-к нужному сроку доводить работу до запланированного результата
Содержание предмета курса
Культура исследования и проектирования
Что такое проект и почему реализация проекта – это сложно, но интересно. Учимся анализировать проекты. Выдвижение идеи как формирование будущего. 120 лет на службе стране: проект П.А. Столыпина. Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности. Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живем. Волонтерские проекты и сообщества. Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного солнца». Анализируем проекты сверстников: возможности IT-технологий для междисциплинарных проектов. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности. Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования.
Самоопределение
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности. Создаем элементы Образа будущего: что мы хотим изменить своим проектом. Формируем отношение к проблемам: препятствие или побуждение к действию. Знакомимся с проектными движениями. Обоснование актуальности темы проекта или исследования.
Замысел проекта
Понятие «проблема и позиция» при осуществлении проектирования. Формулирование цели проекта. Целеполагание и постановка задач. Прогнозирование результатов проекта. Роль акции в реализации проектов. Ресурсы и бюджет проектов. Поиск недостающей информации.
Условия реализации проекта
Планирование действий – шаг за шагом по пути к реализации проекта. Источники финансирования проекта. Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать уникальный вклад каждого участника. Модели управления проектами
Трудности реализации проекта
Переход от замысла к реализации проекта. Риски проекта. Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика». Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов. Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение
Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ
Позиция эксперта. Критерии анализа и оценивания проектной работы. Оцениванием проекты сверстников: проект «Разработка портативного металлоискателя». Оценка начального этапа исследования
Дополнительные возможности улучшения проекта
Технология как мост от идеи к продукту. Видим за проектом инфраструктуру. Опросы как эффективный инструмент проектирования. Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов. Использование видеоролика в продвижении проекта. Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности
Презентация и защита проекта
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов (исследований) старшеклассников.
Рефлексия
Рефлексия проектной (исследовательской) деятельности.
Тематическое планирование 10-11 классы
№ | Тема (раздела), урока | Количество часов | Основные виды деятельности обучающихся с учётом направлений рабочей программы воспитания | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
10 класс | ||||
Культура исследования и проектирования | 22 | |||
Что такое проект и почему реализация проекта – это сложно, но интересно | 2 | Групповая (анализ проектов) | Единый реестр «ЦОР» | |
Учимся анализировать проекты | 2 | |||
Выдвижение идеи как формирование будущего | 2 | |||
120 лет на службе стране: проект П.А. Столыпина | 2 | Парная (работа с источником) | ||
Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности | 2 | Индивидуальная | ||
Социальное проектирование: как сделать лучше общество, в котором мы живем | 2 | |||
Волонтерские проекты и сообщества | 2 | Парная (работа с источником) | ||
Анализируем проекты сверстников: социальный проект «Дети одного солнца» | 2 | Парная (работа с источником) | ||
Анализируем проекты сверстников: возможности IT-технологий для междисциплинарных проектов | 2 | Парная (работа с источником) | ||
Исследование как элемент проекта и как тип деятельности | 2 | Индивидуальная | ||
Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и субъект исследования | 2 | |||
Самоопределение | 16 | |||
Проекты и технологии: выбираем сферы деятельности | 2 | Индивидуальная (работа над проектом) | Единый реестр «ЦОР» | |
Создаем элементы Образа будущего проекта | 2 | Индивидуальная (работа над проектом) | ||
Формируем отношение к проблемам | 2 | Индивидуальная (работа над проектом) | ||
Формируем отношение к проблемам | 2 | Индивидуальная (работа над проектом) | ||
Знакомимся с проектными движениями | 2 | Групповая (анализ информации) | ||
Знакомимся с проектными движениями | 2 | Групповая (анализ информации) | ||
Обоснование актуальности темы проекта или исследования | 2 | Индивидуальная (работа над проектом) | ||
Обоснование актуальности темы проекта или исследования | 2 | Индивидуальная (работа над проектом) | ||
Замысел проекта | 22 | |||
Понятие «проблема и позиция» | 2 | Индивидуальная (работа над проектом) | Единый реестр «ЦОР» | |
Понятие «проблема и позиция» | 2 | Индивидуальная (работа над проектом) | ||
Формулирование цели проекта | 2 | Индивидуальная (работа над проектом) | ||
Целеполагание и постановка задач. | 2 | Индивидуальная (работа над проектом) | ||
Прогнозирование результатов проекта | 2 | Индивидуальная (работа над проектом) | ||
Роль акции в реализации проектов | 2 | Индивидуальная (работа над проектом) | ||
Ресурсы и бюджет проектов | 2 | Индивидуальная (работа над проектом) | ||
Ресурсы и бюджет проектов | 2 | Индивидуальная (работа над проектом) | ||
Поиск недостающей информации | 2 | Индивидуальная (работа над проектом) | ||
Поиск недостающей информации | 2 | Индивидуальная (работа над проектом) | ||
Поиск недостающей информации | 2 | Индивидуальная (работа над проектом) | ||
Условия реализации проекта | 8 | |||
Планирование по пути к реализации проекта | 2 | Парная (работа с источником) | Единый реестр «ЦОР» | |
Источники финансирования проекта | 2 | Парная (работа с источником) | ||
Сторонники и команда проекта: как эффективно использовать уникальный вклад каждого участника | 2 | Парная (работа с источником) | ||
Модели управления проектами | 2 | Парная (работа с источником) | ||
11 класс | ||||
Трудности реализации проекта | 12 | |||
1 | Переход от замысла к реализации проекта | 1 | Парная (работа с источником) | Единый реестр «ЦОР» |
2 | Переход от замысла к реализации проекта | 1 | Парная (работа с источником) | |
3 | Риски проекта | 1 | Парная (работа с источником) | |
4 | Риски проекта | 1 | Парная (работа с источником) | |
5 | Риски проекта | 1 | Парная (работа с источником) | |
6 | Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Завод по переработке пластика» | 1 | Групповая (анализ информации) | |
7 | Практическое занятие. Анализ проектного замысла «Превратим мусор в ресурс». | 1 | Групповая (анализ информации) | |
8 | Сравнение проектных замыслов | 1 | Групповая (анализ информации) | |
9 | Сравнение проектных замыслов | 1 | ||
10 | Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение | 1 | Групповая (анализ информации) | |
11 | Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение | 1 | ||
12 | Практическое занятие. Анализ проектов сверстников: туризм и краеведение | 1 | Групповая (анализ информации) | |
Предварительная защита и экспертная оценка проектных и исследовательских работ | 5 | |||
13 | Позиция эксперта | 1 | Групповая | Единый реестр «ЦОР» |
14 | Критерии анализа и оценивания проектной работы | 1 | Групповая | |
15 | Критерии анализа и оценивания проектной работы | 1 | ||
16 | Критерии анализа и оценивания проектной работы | 1 | ||
17 | Оцениванием проекты сверстников | 1 | Групповая | |
Дополнительные возможности улучшения проекта | 5 | |||
18 | Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов | 1 | Парная (работа с источником) | |
19 | Возможности социальных сетей. Сетевые формы проектов | 1 | ||
20 | Использование видеоролика в продвижении проекта | 1 | Парная (работа с источником) | |
21 | Использование видеоролика в продвижении проекта | 1 | ||
22 | Оформление и предъявление результатов проектной и исследовательской деятельности | 1 | Индивидуальная (работа над проектом) | |
Презентация и защита проекта | 6 | |||
23 | Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов (исследований) старшеклассников | 1 | Индивидуальная (работа над проектом) | Единый реестр «ЦОР» |
24 | Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов (исследований) старшеклассников | 1 | Индивидуальная (работа над проектом) | |
25 | Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов (исследований) старшеклассников | 1 | Индивидуальная (работа над проектом) | |
26 | Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов (исследований) старшеклассников | 1 | Индивидуальная (работа над проектом) | |
27 | Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов (исследований) старшеклассников | 1 | Индивидуальная (работа над проектом) | |
28 | Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных проектов (исследований) старшеклассников | 1 | Индивидуальная (работа над проектом) | |
Рефлексия | 6 | |||
29-34 | Рефлексия проектной (исследовательской) деятельности | 6 | Индивидуальная (работа над проектом) | Единый реестр «ЦОР» |
Итого за 10-11 класс | 102 |
Список литературы
Индивидуальный проект. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / М.В. Половкова, А.В. Носов, Т.В. Половкова, М.В. Майсак. – М.: Просвещение, 2019. – 160 с.
Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 классы/ под ред. А.В. Леонтовича. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2018. – 160 с. – (Современная школа: управление и воспитание)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Числа вокруг нас (проектно-исследовательская работа учащихся 1 «В» класса МОУ СОШ № 4 на школьную научно-исследовательскую конференцию)
Чтобы заметить огромное влияние математики на личность, достаточно представить себе какие общечеловеческие умения выполняет ученик, изучая математику: доказывает, аргументирует, анализирует, обо...
Проектно-исследовательская учебная деятельность как инновационная образовательная технология.15.02.15
в статье идет речь о организации проектно-исследовательской деятельности на уроках математики, формах работы...
Создание условий для развития навыков проектно-исследовательской, творческой деятельности, мотивация воспитанников к саморазвитию
В образовательном процессе очень важно развитие творческих способностей воспитанников во всех значимых для них видах деятельности. Необходимо научить самостоятельно двигаться к намеч...
Положение о проведении городского конкурса проектно-исследовательских работ учащихся 3 – 6 классов и конференции «Young Explorers» -2015
В Положении представлены организационно-методические условия проведения конкурса проектно- исследовательских работ учащихся 3-6 классов по предмету "английский язык" и конференции ....
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «ВОЗЬМЕМ ПОД ЗАЩИТУ ПРИРОДУ»
Цель урока:ü формирование общего представления о необходимости защиты природы.Задачи урока:Образовательные:ü познакомиться с Красной книгой России; ü ознакомить с экологическими проблемами;ü создать с...
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 6 КЛАССЕ ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ПО ТЕМЕ «КОЖА, ЕЁ СТРОЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ»
Цель урока:ü дать представление о новом органе, познакомить со строением, значением и функциями кожи.Задачи урока:Образовательные:ü дать представление о значении и строении кожи её свойст...