Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Современные подходы к формированию воспитательной системы образовательного учреждения»
материал

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Современные подходы к формированию воспитательной системы образовательного учреждения»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rek.docx16.94 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Современные подходы к формированию воспитательной системы образовательного учреждения»

Система дополнительного образования детей (далее - ДОД) является неотъемлемой составной частью единого образовательного процесса.

Организации дополнительного образования детей ориентированы на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Социальная ценность дополнительного образования заключается в том, что личностно-ориентированные подходы, положенные в основу образовательной деятельности, позволяют удовлетворять образовательные и культурные запросы различных категорий детей разного возраста (в том числе социально незащищенных, детей с ограниченными возможностями здоровья, одаренных и других), используя потенциал свободного времени.

Целями методических рекомендаций по увеличению охвата детей услугами дополнительного образования детей являются:

обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;

расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;

развитие инновационного потенциала общества;

К актуальным задачам методических рекомендаций по увеличению охвата детей услугами дополнительного образования детей относятся:

интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности системы образования в целом;

повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;

обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;

формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей.

С 1 января 2014 года обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования (подпункт 3 пункта 1 статьи 8пункт 2 статьи 111 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" и поручениями Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2012 г. № N ДМ-П12-6997 и от 22 ноября 2012 г. № ОГ-П8-7022 необходимо разработать комплекс мер по модернизации сферы дополнительного образования детей с учетом ее принадлежности к разным ведомствам.

При решении задачи по увеличению к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70 - 75 процентов необходимо учитывать следующие направления:

 

1. Обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ:

расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ;

модернизация системы статистического учета вовлеченности детей в дополнительное образование и его результативности на основе интеграции электронных систем учета;

внедрение механизмов поддержки организаций дополнительного образования, реализующих программы для детей в сельской местности;

поддержка дополнительного образования в семьях, родительских сообществах, а также совместных (семейных, детско-взрослых) практик дополнительного образования детей;

ресурсная и нормативная поддержка обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения и повышения квалификации педагогов;

разработка и внедрение специальных адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей, способствующих их социально-психологической реабилитации;

нормативная регламентация, методическая и кадровая поддержка усиления образовательного характера программ отдыха и оздоровления детей и подростков, укрепляющих здоровье, формирующих мотивацию к познанию и творчеству.

 

2. Развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ:

разработка и внедрение механизмов, критериев и инструментария для независимой оценки и государственного контроля качества реализации дополнительных общеобразовательных программ, эффективности деятельности образовательных организаций, индивидуальных предпринимателей;

организация регулярных исследований общественного заказа к содержанию и формам реализации дополнительных общеобразовательных программ;

поддержка эффективных традиционных и развитие перспективных моделей конкурсов и соревнований для детей в системе дополнительного образования;

внедрение системы выявления и учета (в том числе при поступлении в организации профессионального образования, образовательные организации высшего образования) достижений детей в дополнительном образовании, а также результатов, отражающих их социальную активность, общественную (в том числе волонтерскую) деятельность.

 

3. Развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей:

апробация и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования;

модернизация требований к уровню подготовки педагогических работников сферы дополнительного образования в системах образования, культуры, спорта, аттестации педагогических кадров с опорой на уровневый профессиональный стандарт и модель карьерного роста;

разработка и внедрение механизмов эффективного контракта с педагогическими работниками и руководителями организаций дополнительного образования;

внедрение механизмов адресной поддержки педагогов, работающих с талантливыми детьми, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми с ограниченными возможностями здоровья;

привлечение к деятельности в сфере дополнительного образования индивидуальных предпринимателей, волонтеров и представителей науки, высшей школы, студенчества, родительской общественности;

поддержка включения в систему дополнительного образования детей педагогических работников в статусе индивидуальных предпринимателей, имеющих право на оказание услуг дополнительного образования без получения лицензии;

поддержка создания и деятельности профессиональных сообществ педагогов сферы дополнительного образования детей.

 

4. Расширение участия негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, внедрение механизмов государственно-частного партнерства:

обеспечение конкурентного доступа негосударственных и государственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, к бюджетному финансированию;

развитие механизмов, предусматривающих возможность снижения ставок арендной платы за государственное/муниципальное имущество, для негосударственных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы;

увеличение масштабов поддержки некоммерческих организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, через систему грантов социально ориентированным некоммерческим организациям;

формирование механизмов стимулирования благотворительности физических и юридических лиц, содействия развитию корпоративной социальной ответственности в сфере дополнительного образования детей.

 

5. Модернизация инфраструктуры дополнительного образования детей:

развитие сети организаций дополнительного образования на территориях в соответствии с демографическими тенденциями, социокультурными особенностями, градостроительными планами, стандартами определения нормативной потребности в объектах социальной инфраструктуры;

модернизация и развитие инфраструктуры: физического воспитания в организациях дополнительного образования в области физической культуры и спорта; образования, досуга и оздоровления детей в каникулярный период; музеев, библиотек и выставочных залов для реализации интерактивных образовательных программ для детей и подростков;

внедрение современных условий реализации специальных адаптированных дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

создание механизмов вовлечения в систему дополнительного образования детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, из неблагополучных семей (в настоящее время низкой является доля детей с ОВЗ и инвалидов, вовлеченных в программы дополнительного образования);

стимулирование и поддержка средств массовой коммуникации (СМИ, телевидение, Интернет и др.) в расширении репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, мобильного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей, подростков и молодежи.

Необходимо создать стимулы и условия для расширения предложения дополнительных общеобразовательных программ со стороны организаций профессионального и высшего образования. Особенно важно для работы с одаренными детьми - очно-заочные и заочные школы, профильные смены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования "Современные образовательные технологии – основа достижения качества учебно-воспитательного процесса"

Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования по использованию современных образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для педагогов дополнительного образования «Методика подготовки и проведения открытого занятия в учреждении дополнительного образования»

Методические рекомендации содержат  материалы  для педагогов системы дополнительного образования  по подготовке и  проведению открытого занятия в образовательных учреждениях.Методи...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования :" Современные актуальные тренды системы образования"

В современном мире большинство знаний систематически устаревают и требуют обновления, поэтому постоянное обучение персонала является необходимым условием профессионального успеха организации. Педагоги...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Современные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся "

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Современные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся "...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»

laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Организация поликультурной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Организация поликультурной образовательной среды в учреждениях дополнительного образования»...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Безопасная цифровая образовательная среда в системе дополнительного образования»

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Безопасная цифровая образовательная среда в системе дополнительного образования»...