Методическая рекомендация для педагогов дополнительного образования "Современные образовательные технологии – основа достижения качества учебно-воспитательного процесса"
методическая разработка по теме
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные образовательные технологии – основа достижения качества учебно-воспитательного процесса
Современная реформа системы образования предполагает два основных направления:
- первое - обновление содержания образования;
- второе - внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.
Если содержание образования претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная классно-урочная система, а с новыми технологиями многие активно борются.
Понятие – «технология» имеет отношение к любой практической деятельности и каждому профессионалу дает мастерство: действия мастера всегда совершенны, а значит технологичны.
По данным Психологического института РАО, когда вводится новая программа, лишь 20% в ее реализации связано с содержанием, а 80% - с технологией. Иначе эффективность образовательного процесса будет низкой.
Сегодня в педагогической литературе встречается много определений понятия «педагогическая технология». Приведем наиболее общее: "Педагогическая технология - это комплекс способов, средств, методик и форм организации образовательного процесса, используемых для достижения качественного результата на основе общепедагогических и специальных знаний умений и навыков обучающихся».
Выделяют отличительные признаки «педагогической технологии»:
- в основе технологии лежат конкретные педагогические теории и идеи;
- функционирование технологии предполагает строгий и определенный порядок всех действий;
- реализация технологии предусматривает совместную деятельность педагога и детей с обязательным обеспечением индивидуального и дифференцированного подходов;
- педагогическая технология должна быть посильной для осуществления любым педагогом в любом учебном заведении;
- психологическая сущность педагогической технологии - планирование учебного процесса «от ученика».
Проектирование технологий предполагает следующие операции:
- постановка диагностических целей, которые выражены в конкретных действиях ученика (знать, уметь и т.п.);
- разработка теоретического обоснования - концепция (система идей и принципов) - описание - педагогического процесса, гипотеза его осуществления, версия возможного достижения замысла и вариант окончательного результата;
- выделение этапов педагогической деятельности (разделение учебного материала на элементы с закрепленными результатами на каждом из них и установленными преемственными связями), т.к. строгое соблюдение последовательности этапов гарантирует достижение цели (результатов обучения);
- определение средств, методов для осуществления педагогического процесса;
- разработка критериев определения результатов технологического замысла.
Таким образом, в основе педагогической технологии лежит идея проектирования и анализа образовательного процесса.
В дополнительном образовании педагогические технологии имеют особое значение и место по ряду причин:
- выбор способа решения дидактической задачи предоставляется самому педагогу, но опыт показывает, что такая задача посильна далеко не каждому; происходит это по ряду причин, связанных с уровнем профессиональной компетенции, так как зачастую у нас работают высоко квалифицированные специалисты по профилю, но не имеющие педагогического образования и опыта работы с детьми; следовательно, полезнее вооружить их готовой технологией;
- в условиях дополнительного образования важнее ответить на вопрос не чему учить?", а как учить?", т.к. при разнообразии содержания дополнительного образования целесообразно не бесконечно расширять набор программ, а искать детей, которым обеспечат комфортное развитие;
- учреждение дополнительного образования - особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей - пространством разнообразных форм общения.
Следовательно, объектом технологии дополнительного образования является не столько предметное содержание, сколько способы организации различных видов деятельности обучающихся и организационные формы образовательного процесса.
Современная школа перегружает головы учеников знаниями, их роль преувеличивается, они выступают как цель, а не как средство развития способностей ребенка. Учебные задания в основном носят репродуктивный характер, сводятся к выполнению действий по образцу, что перегружает память и не развивает мышление школьника. Учреждение дополнительного образования детей, в отличии от массовой школы, имеет все возможности для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам и учить всех по-разному, причем содержание, и методы обучения могут быть рассчитаны на уровень умственного развития ребенка и корректироваться в зависимости от его конкретных возможностей, способностей и запросов. В результате для большинства детей создаются оптимальные условия обучения: они реализуют свои способности, осваивают программы и вообще никто не «выпадает» из учебного процесса.
Организация образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей характеризуется особенностями, которые позволяют внедрять в практику их деятельности современные педагогические технологии:
- обучающиеся приходят на занятия в свободное от основной учебы время;
- обучение организуется на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
- психологическая атмосфера носит не формальный, а комфортный характер, не регламентируется обязательствами и стандартами;
- детям предоставляются возможности удовлетворять свои интересы и сочетать различные направления и формы занятий;
- допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по тематике, возрастному составу, уровню интеллектуального развития).
Очевидно, что образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер и направлен, прежде всего, на развитие природных задатков, на реализацию интересов детей и на развитие у них общих, творческих и специальных способностей.
Учебное занятие - основной элемент образовательного процесса, но существенно меняется его форма организации.
Главное - не сообщение знаний, а выявление опыта детей, включение их в сотрудничество, активный поиск знаний.
Превратить учебное занятие педагогу дополнительного образования в технологичное помогает:
- организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе;
- четкое, поэтапное объяснение на высоком уровне учебного материала или обучение практической операции;
- установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;
- обязательный контроль, который можно осуществить по ходу объяснения
новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку;
- реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей).
Для успешной реализации дополнительных образовательных программ педагоги Дворца творчества детей и молодёжи в своей деятельности успешно используют следующие педагогические технологии:
- «технология личностно-ориентированного обучения»;
- «технология дифференцированного обучения»;
- «технология проблемного обучения»;
- технология модульного обучения;
- «технология развивающего обучения»;
- «технология игрового обучения»;
- «технология концентрированного обучения»;
- «технология программированного обучения»;
- «технология саморазвития»;
- «технология комплексного обучения»;
- «технология «Диалог - культура»;
- «проектная технология».
Название технологии |
| Сущность | Методы |
Технология проблемного обучения | Развитие познавательной и творческой активности | Последовательная и целенаправленная постановка перед обучающимися познавательных задач, решая которые обучающиеся активно осваивают знание и опыт познавательной деятельности | Поисковые методы, Постановка и решение познавательных задач |
Технология концентрированного обучения | Создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры учебного процесса | Объединение занятий в блоки для более глубокого изучения предметов. | Методы, учитывающие динамику работоспособности обучающихся. |
Технология модульного обучения | Обеспечение гибкости образования, применяя его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки. | Самостоятельная работа по индивидуальной программе. | Проблемный подход, индивидуальный темп обучения. |
Технология развивающего обучения | Развитие личности и её способностей | Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности обучающихся и их реализацию | Вовлечение обучающихся в различные виды деятельности |
Технология дифференцированного обучения | Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей | Усвоение программного материала на различных уровнях. | Методы индивидуального обучения |
Технология активного обучения | Организация активности обучающихся | Моделирование предметного и социального содержания будущей профессиональной деятельности | Методы активного обучения |
Технология игрового обучения | Обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения ЗУНов. | Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку и освоение информации, обеспечивающей успех в игре. | Игровые ситуации, решение ситуативных задач. |
Технология программированного обучения | Учет индивидуальных особенностей личности обучающихся | Пошаговое освоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств | Репродуктивные и алгоритмические методы |
Технология «Диалог –культур» | Формирование диалогического мышления за счет насыщения его фактами из различных культур и цивилизаций. | Построение обучения на основе стабильных программ и на сквозном диалоге двух основных сфер учебного процесса. | Проблемные методы |
Технология саморазвития | Воспитание самостоятельности. | Построение развивающей культурной среды с активным участием в этом процессе самих обучающихся. | Игровые и проблемные моменты |
Технология личностно-ориентированного обучения | Развитие индивидуальных способностей и профессионального самоопределения обучающихся | Нормативно-сообразная деятельность | Самообразование и саморазвитие |
Методическую основу большинства технологий составляют дифференциация и индивидуализация обучения.
«Дифференциация» в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части. Это учет индивидуальных особенностей детей в такой форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей для обучения.
В условиях дополнительного образования существует реальная возможность для детей отводить то время, которое соответствует их личным способностям и возможностям. Это позволяет им усвоить учебную программу, поэтому зачастую учебные группы формируются по темпу обучения: (высокий, средний, низкий), в процессе которого обеспечивается переход детей из одной группы в другую внутри одного направления. Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей.
Обучение в дополнительном образовании организуется на разных уровнях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, а также с учетом специфики учебного предмета, на основе активности, самостоятельности общения детей и на договорной основе, каждый отвечает за результаты своего труда. Главный акцент в обучении ставится на самостоятельную работу в сочетании с приемами взаимопроверки, взаимопомощи, взаимообучения.
Технология дифференцированного обучения
предполагает несколько этапов.
Ориентационный этап (договорной). Педагог договаривается с детьми о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый, отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
Подготовительный этап Дидактическая задача – обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения. Нужно объяснить детям, почему надо научиться это делать, где это пригодится и почему без этого нельзя, т.е. «завести мотив».
Вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строится занятие.
Основной этап - усвоение умений. Учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образы. После чего дети должны перейти к самостоятельной работе и взаимопроверке. Главное - каждый добывает знания сам.
Итоговый этап - оценивание лучших работ, ответов, обобщение пройденного на занятии материала.
Содержательной основой уровневой дифференциации является наличие нескольких программ учебной дисциплины, отличающихся глубиной и объемом материала: обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу ("взять" столько, сколько он может).
Широко распространена в дополнительном образовании дифференциация по интересам (углубления, уклоны, профили, клубы). Каждый предмет позволяет ребенку выявить свои способности и задатки, т.е. осуществить социально-педагогическую пробу личности.
При контроле знаний дифференциация углубляется и переходит в индивидуализацию обучения, что означает организацию учебного процесса, при которой выбор способов, приемов и темпа обучения обусловлен индивидуальными особенностями детей.
Основной принцип педагогической технологии - признание индивидуальности ребенка и создание необходимых условий для его развития.
В учреждении дополнительного образования детей может применяться несколько вариантов индивидуализации и дифференциации обучения:
- Комплектование учебных групп однородного состава с начального этапа обучения на основе собеседования, диагностики динамических характеристик личности.
- Внутригрупповая дифференциация для организации обучения на разном уровне при невозможности сформировать полную группу по направлению.
- Профильное обучение, начальная, профессиональная и допрофессиональная подготовка в группах старшего звена на основе психолого-педагогической диагностики профессиональных предпочтений, рекомендаций учителей и родителей, интересов обучающихся и их успехов в определенном виде деятельности.
- Создание персонифицированных учебных программ по направлениям.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет школьнику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.
Для каждого ребенка составляется индивидуальная образовательная программа, которая, в отличие от учебной, носит индивидуальный характер, основывается на характеристиках, присущих данному ребенку, гибко приспосабливается к его возможностям и динамике развития.
Групповые технологии
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь.
Выделяют следующие разновидности групповых технологий: групповой опрос; общественный смотр знаний; учебная встреча; дискуссия; диспут; нетрадиционные занятия (конференция, путешествие интегрированные занятия и др.)
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач, задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого обучающегося. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого: обучение есть общение обучающих и обучаемых. Основные принципы групповой технологии - самостоятельность и коллективизм (все учат каждого, и каждый учит всех).
Технологичность становится сегодня главной характеристикой деятельности педагога дополнительного образования и означает переход на более высокую ступень организации образовательного процесса.
Большой интерес для системы дополнительного образования представляют личностно- ориентированные технологии обучения и воспитания, в центре внимания которых - личность ребенка, который должен реализовать свои возможности.
Изучая опыт педагогов-новаторов, можно выделить следующие виды педагогических технологий, которые обеспечивают реализацию личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов:
- развивающие технологии;
- технологии адаптивной системы обучения;
- технологии, построенные на интегративной основе.
Развивающие технологии
Основные черты обобщенной модели развивающего обучения и его технологии:
- процессуальная целевая направленность – обучение способам теоретического мышления, приемам учебно-познавательной деятельности, процедурам поисковой деятельности как основному содержанию и результату образования;
- приближенность учебной деятельности к научному познанию:
– стимулировать у обучающихся потребность в преодолении противоречий между новыми учебными задачами и прежними знаниями и умениями;
- постановка ребенка в позицию исследователя, первооткрывателя;
- выявление и формулирование проблемы, сбор данных, выдвижение гипотез, анализ данных, проверка гипотез, формулирование выводов, применение на практике, обобщения;
- рефлексивная деятельность обучающихся как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане;
- основная позиция школьника в учебном процессе – активно-деятельностная, субъектная (самостоятельный поиск, принятие решений, оценочная деятельность);
- основная позиция педагога – научный руководитель и партнер по учебному исследованию.
Технологии адаптивного обучения
Основной признак данных педагогических технологий – мера адаптивности (приспособления) всех элементов педагогической системы:
целей, содержания, методов, способов, средств обучения, форм организации познавательной деятельности учащихся, диагностики результатов обучения.
Центральное место в данных технологиях занимает обучающийся – его деятельность, качества его личности. Обучение школьника рассматривается не только как результат, а прежде всего как процесс: результат проявится со временем, если будут соблюдены условия процесса. Особое внимание уделяется формированию учебных умений.
Педагог, использующий эту технологию, работает в двух режимах:
- обучает всех (сообщает новое, объясняет, демонстрирует, показывает, тренирует и т.д.);
- работает индивидуально с отдельными обучающимися (управляет самостоятельной работой; осуществляет контроль, включенный в самостоятельную работу; работает по очереди со школьниками).
Обучающиеся организуют свою деятельность: совместно с педагогом, индивидуально с педагогом, самостоятельно под руководством педагога.
Весь процесс обучения представлен следующими этапами:
- педагог обучает всех обучающихся;
- педагог работает индивидуально на фоне самостоятельно занимающейся группы.
Учение в таких технологиях становится активной самостоятельной деятельностью, предполагается осуществление сплошной контролируемости результатов всех видов работ.
Предполагается многоканальная обратная связь: педагог – обучающийся,
обучающийся – обучающийся, педагог – коллектив обучающихся.
Технологии, построенные на интегративной основе
Вслед за дифференциацией в проектировании учебного процесса предполагается эффективный процесс интеграции, который ведет к связному объединению отдельных элементов и частей разных предметов в единое целое при общности целей и функций обучения. Использование технологий, построенных на интегративной основе, ведет к повышению целостности педагогического процесса. Наиболее эффективным и целесообразным принципом таких технологий является принцип, учитывающий различную роль учебных дисциплин во всей интегрируемой системе. Основа этого принципа – процедура структурирования, которая опирается на принцип генерализации учебного материала. Генерализация учебного материала предполагает проникновение в сущность конкретной учебной дисциплины с целью выявления главного и подчинения ему всего курса.
Создание педагогических технологий на интегративной основе, прежде всего, предполагает структурирование самой учебной дисциплины, а также междисциплинарное, межпредметное структурирование. Оно подчиняется генеральной идее, связывающей содержание всех предметов. Кроме того, выделяется своеобразная иерархия, роль предметов в отражении генеральной идеи на основе учета теоретической и практической направленности каждой дисциплины, соотношения между дисциплинами по принципу «общее - частное», интегративная емкость; интегративная емкость содержания каждого предмета.
Необходим учет интегративной емкости различных предметов. Та дисциплина, в которой в большей мере раскрывается сущность генерализируемой идеи, обладает наибольшей интегративной емкостью, она и является содержательной основой.
Содержание интегративного характера не само по себе оказывает развивающее действие, а только через адекватные ему педагогические технологии.
Создание, а точнее проектирование педагогических технологий на интегративной основе составляет важнейшую часть деятельности педагога по реализации современной стратегии образования и выступает как компонент, характеризующий индивидуальное творчество педагога.
Такие технологии ориентированы на личность, их ценность состоит в том, что в них запланированы и задача, и игра, и диалог, и другие методы.
В технологиях, построенных на интегративной основе, возможна компьютерная поддержка обучения и управления образовательным процессом.
Здоровьесберегающие технологии
Проблемы сохранения здоровья школьников стали особенно актуальными на современном этапе. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у школьников, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в их социальном поведении.
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий, нацеленных на охрану здоровья школьников. По словам профессора Н.К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии - это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, как решается задача сохранения здоровья педагога и обучающихся.
Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н.К. Смирнов:
- «Не навреди!» - все применяемые методы. Приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ребенка и педагога.
- Приоритет заботы о здоровье педагога и обучающегося – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса.
- Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.
- Субъект – субъектные взаимоотношения – обучающийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий.
- Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям школьников – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту школьников.
- Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
- Успех порождает успех – акцент делается только на хорошее, в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки.
- Активность – активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
- Ответственность за свое здоровье – у каждого ребенка надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Перед любым педагогом неизбежно встает задача качественного обучения предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении данных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить ребенка с малых лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить не болея.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого школьника и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед педагогом встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого обучающегося в работе группы; стимулирование обучающихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на занятии, позволяющих каждому школьнику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения обучающихся.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
- создание положительного эмоционального настроя на работу всех обучающихся в ходе занятия;
- использование проблемных творческих заданий;
- стимулирование обучающихся к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
- применение заданий, позволяющих ребенку самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
- рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что – нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Исходя из сказанного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому школьнику, учесть индивидуальные особенности каждого обучающегося, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы навести вред его здоровью.
Игровые технологии
Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психолого-педагогическую природу ребенка, отвечает его потребностям и интересам. Игра формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые и индивидуальные действия.
Игровые технологии на занятиях дают возможность повысить у школьников интерес к учебным занятиям, позволяют усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, помогают ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях.
Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемых и, таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению учебного материала.
С точки зрения О.С. Газмана, игровая деятельность состоит из трех компонентов:
- Игровое состояние, которое характеризует эмоциональное отношение субъекта к реальной действительности в определенный промежуток времени. Игра будет только в том случае, если есть определенное эмоциональное состояние играющих.
- Игровое общение. Игра как социально-культурное явление реализуется в общении. Через общение она передается, общением она организуется, в общении она функционирует.
- Собственно игровая деятельность строится на анализе трех важных элементов деятельности: субъект (индивид, группа, коллектив); объект (характеризуется в зависимости от игры, цели, участников игрового взаимодействия); активность, которую направляет субъект на объект.
Игра дает человеку возможность за сравнительно короткий срок и в конкретных условиях его существования овладеть личностным смыслом общественного опыта, выработать отношение к нему, приобрести определенную направленность личности.
Игровые формы работы в учебном процессе могут нести на себе ряд функций. Выделяют следующие функции игры:
- Обучающая функция – развитие памяти, внимания, навыков владения иностранными языками, восприятия информации.
- Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях. Превращение занятия в увлекательное действо.
- Коммуникативная функция – сплочение коллектива обучающихся и установление внутри него эмоциональных контактов.
- Релаксационная функция – снятие эмоционального напряжения, возникающего в результате интенсивного обучения.
- Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности и усвоения большего объема информации.
- Развивающая функция – гармоничное развитие личностных качеств.
- Воспитательная функция – психотренинг и психокоррекция проявления личности в игровых моделях жизненных ситуаций.
Необходимо определить условия проведения игры:
- материал должен быть знаком, так как игра опирается на опыт;
- должно быть заложено преодоление чего-либо, так как только в этом случае возможна активность действия;
- игры должны быть законченными и понятными (постепенное усложнение, как правил, так и содержания);
- в основе игры должна лежать соревновательность, что дает движение, толчок к развитию принятых игровых ролей;
- игроки должны быть свободны от воздействия побочных факторов, следовательно, игра должна контролироваться;
- не допускается «зацикленность» в игровом действии, должна быть заложена смена деятельности;
- наличие оформления игрового пространства (оснащение игры необходимым оборудованием, оформлением) позволит создать внутреннюю эмоциональную насыщенность.
Игровые технологии легко воспринимаются, и их можно применять любым педагогам. У каждой науки, учебной дисциплины есть своя занимательная сторона, есть большое количество игр и игровых форм. Есть игры литературные, лингвистические, математические и т.п.
Как правило, они требуют от школьников умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать сам предмет.
Игровая технология универсальна. Любая из рассмотренных организационных форм легко воспроизводима. Например, популярные телевизионные игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг», «Счастливый случай» и т.п. можно перенести в учебный процесс. Это удобная форма занятий, которую любой педагог может наполнить своим содержанием, используя ее для умственных упражнений обучающихся, их самопроверки, творческого интеллектуального развития. Творчество в обучении начинается с разрушения стереотипов.
Технология «Метод проектов»
В связи с выходом современного общества на более высокий технологический уровень возрастает значимость информационных ресурсов, они становятся основным средством труда. Раньше результатом качественного образования считался высокий уровень теоретического знания, то сейчас это высокий уровень способностей, готовности к их применению. Поэтому на сегодняшний день метод проектов является решением основной задачи педагога - создание ситуаций, в которых формируются способности обучающихся.
Новый подход к обучению, нацеленный на всестороннее развитие личности, формирование мобильного человека, способного искать и находить различные пути решения поставленных перед ним жизненных задач накладывает на педагога ряд требований.
Педагог должен:
- вовлечь обучающихся в процесс решения проблем, используя при этом основные научные методы и в первую очередь, метод контроля качества обучения;
- поделиться с обучающимися информацией, способствующей возникновению мотивации к творческой деятельности, осознавая, что при педагогическом подходе «сверху - вниз» редко возникает желание учиться;
- развивать умения и навыки разрешения проблем, конфликтных ситуаций, проявляя при этом большую терпимость и уважение к интересам других в создавшейся ситуации, обеспечить систематическое и постоянное взаимодействие всех членов команды в общем деле;
- не опускаться до снисходительности к подростку; личным примером показывать, какими качественными характеристиками должны быть наделены современные люди; уметь слушать, предоставить самостоятельность и разрешить рисковать, проявляя при этом справедливость и понимание.
В.Д. Симоненко дал следующее определение методу проектов:
«Метод проектов – способ организации учебной деятельности, при котором учащиеся приобретают знания в процессе организации и выполнения постепенно усложняющихся творческих заданий – проектов, обладающих субъективной новизной ».
Под проектом понимается самостоятельная итоговая работа учащихся, выполненная под руководством педагога и состоящая из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и письменной части. Выполнение проекта осуществляется по определенному, общему для всех обучающихся плану алгоритму, но объектом труда каждый может выбрать, что захочет и что сумеет сделать, учитывая личные интересы, наклонности, способности и решая определенную проблему.
С целью нахождения как можно большего количества вариантов при поиске оптимального
решения проблемы возможно применение популярного метода активизации творческой деятельности обучающихся – «мозгового штурма». Суть метода состоит в том, что дети генерируют как можно большее количество идей, иногда самых смелых, даже фантастических, а затем, анализируя эти идеи, отбирают те, которые реально можно реализовать.
Основные принципы метода:
- обсуждение происходит в доброжелательной атмосфере;
- принимаются к обсуждению все идеи (реальные и нереальные);
- не допускается критика идей;
- уточняется, улучшается любая из выдвинутых идей;
- выявляется рациональная основа в каждой из выдвинутых идей.
Все проекты можно разделить: по доминирующей в проекте деятельности на:
- исследовательские; поисковые: творческие: ролевые;
- прикладные (практико-ориентированные); ознакомительно-ориентированные и т.п.
- по предметно-содержательным областям: монопроекты (в рамках одной предметной области); межпредметные;
- по количеству участников и характеру контактов в проекте: индивидуальные; групповые; коллективные; школьные; российские; международные;
- по продолжительности выполнения проекта: краткосрочные; долгосрочные.
Процедуру работы над проектом можно разделить на 6 этапов:
Поисковый
1. Определение тематического поля и темы проекта.
2. Поиск и анализ проблемы.
3. Постановка цели проекта.
Аналитический
1. Анализ имеющейся информации.
2. Поиск информации.
3. Сбор и изучение информации.
4. Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.
5. Составление конструкторской и технологической документации.
6. Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
7. Анализ ресурсов.
Практический
1. Выполнение запланированных технологических операций.
2. Текущий контроль качества.
3. Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
Презентационный
1. Подготовка презентационных материалов.
2. Презентация проекта.
3. Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация)
Контрольный
1.Анализ результатов выполнения проекта.
2. Оценка качества выполнения проекта.
Технология проектного обучения относится к числу наиболее современных образовательных технологий и составляет альтернативу классно-урочной системе. Особенности и структурные составляющие проектного обучения.
Этапы работы над проектом:
1.Постановка цели: выявление проблемы, противоречия, формулировка задач.
2.Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов.
3.Самообразование и актуализация знаний при консультативной помощи педагога. 4.Продумывание хода деятельности, распределение обязанностей.
5.Исследование: решение отдельных задач, их компоновка.
6.Обобщение результатов и выводы.
7.Анализ успехов и ошибок.
Роль педагога в проектной технологии:
• помогает школьникам в поиске источников, способных помочь им в работе над проектом;
• сам является источником информации;
• координирует весь процесс;
• поддерживает и поощряет обучающихся;
• поддерживает непрерывную обратную связь, чтобы помогать ребятам продвигаться в работе над проектом.
В полной форме работа над проектом проходит 6 стадий:
1 стадия Подготовка
Содержание работы: Определение темы и целей проекта.
Обучающиеся: Обсуждают предмет с педагогом и получают дополнительную информацию. Устанавливают цели.
Педагог: Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует деятельность обучающихся.
2 стадия Планирование
Содержание работы: Определение источников информации, способов ее сбора и анализа. Определение форм отчета. Установление критериев оценки результатов. Распределение задач между членами команды.
Обучающиеся: Вырабатывают план действий. Формулируют задачи.
Педагог: Предлагает идеи, высказывает предположения.
3 стадия Исследование
Содержание работы: Сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты - интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.
Обучающиеся: Выполняют исследование, решая промежуточные задачи.
Педагог: Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью.
4 стадия. Результаты и выводы
Содержание работы: Анализ информации. Формулирование выводов.
Обучающиеся: Анализируют информацию.
Педагог: Наблюдает, советует.
5 стадия Отчет
Содержание работы: Представляются результаты по одной из форм: устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет.
Обучающиеся: Отчитываются, обсуждают.
Педагог: Слушает, задает вопросы.
6 стадия. Оценка результатов и процесса
Обучающиеся: Участвуют в оценке путем коллективного обсуждения.
Педагог: Оценивает усилия обучающихся, креативность, качество использования источников, качество отчета.
Достоинства проектного метода.
• позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле:
• приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда.
Заключительный этап состоит из оценки качества выполнения проекта, анализа результатов, изучения возможностей использования результатов проектирования. Качество изделия рекомендуется оценивать по следующим критериям:
- соответствие своему целевому назначению (выполняет ли свои функции);
- надежность в эксплуатации;
- внешний вид;
- оригинальность исполнения;
- использование новых идей;
- экономия материалов и инструментов;
- соответствие стоимости продукта рыночной цене;
- качество оформления проектной документации.
Анализ и оценка проектной деятельности проводится педагогом последовательно на всех этапах проектирования. Рекомендуется оценивать работу на каждом занятии, что способствует активизации деятельности обучающихся.
Защита проектов проходит внутри учреждения дополнительного образования, лучшие работы рекомендуются для участия в творческих конкурсах, олимпиадах, научно – практических конференциях.
Технология модульного обучения
На сегодняшний момент преобладающим методом в учебном процессе является объяснительно-иллюстративный, который не обеспечивает обучающемуся развитие его интеллекта, склонностей, самостоятельности, коллективизма. Модульное обучение позволяет практически решить эту задачу, в корне изменить учебный процесс.
Его основная идея состоит в том, что ребенок должен учиться сам, а педагог – осуществлять управление его учением. Он должен мотивировать, организовывать, координировать, консультировать, контролировать его деятельность.
Технология модульного обучения базируется на следующих принципах:
- частные дидактические цели обеспечивают достижение интегрированной цели модуля;
- учебный материал излагается доступно, конкретно в диалогической форме;
- обратная связь – основа управляемости и контролируемости процесса усвоения знаний.
Что такое модуль? Это узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в одно целое.
Модуль выступает средством модульного обучения. Это программа обучения, индивидуализированная по содержанию, методам обучения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Создание учебных модулей подчиняется системе требований к заданиям. Задания:
- осуществляют непрерывность внутриконкретных и межпредметных связей;
- дифференцированы по содержанию и уровню познавательной самостоятельности;
- проблемны;
- отражают механизм усвоения знаний (восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация0.
Начиная работу с новым модулем, нужно проводить входной контроль знаний обучающихся, чтобы иметь информацию об уровне готовности к работе. Важно осуществлять промежуточный контроль (самоконтроль, взаимоконтроль, сверка с образцом «Проверь себя» и т.д.) После изучения всей темы проводится выходной контроль (проверочная, контрольная работа). Выходному контроля обязательно предшествует резюме педагога (краткий обзор всей темы, акцентирование внимания на сложных вопросах, анализ их и совместное решение). При обобщении используются самые разнообразные формы и методы.
Деятельность педагога принципиально меняется. Его главная задача – разработать модульную программу, а на занятии он мотивирует, организует, координирует, то есть, используя потенциал модульного подхода, осуществляет мотивационно-рефлексивное управление обучением.
Для успещной работы по технологии модульного обучения, педагог должен глубоко продумать систему своих действий, которая включает в себя разработку модульной программы (тематическое планирование темы курса, раздела).
Деятельность обучающихся:
- проходит в зоне его ближайшего развития;
- ориентирована на самоуправление и взаимоуправление;
- формирует навыки общения;
- дает возможность работать в индивидуальном темпе;
- рационально распределять свое время;
- реализует рефлексивные способности ребенка на каждом занятии.
Алгоритм технологии модульного обучения:
1. Уметь выделить оптимальную модель обучения, то есть первичное конструирование материала, наглядное представление по всему курсу, теме, занятию.
2. Этап проектирования - это составление технологической карты модуля, что ведет к закономерности учебного процесса.
3. Педагог создает развивающее поле на определенное количество занятий в зависимости от поставленных целей. Комплексная дидактическая цель формируется на трех уровнях: ЗУН и значение их для последующего усвоения материала, для жизненной практики, для духовного развития.
4. Отбор содержания модуля, который составляет законченный блок информации, при этом учебный материал рассматривается не только как порция информации, которую надо усвоить, но и как источник ценностных ориентаций.
5. Задания (групповые, парные) направлены на формирование системного мышления (раскрывается использование понятий в разных разделах, в новых ситуациях).
6. Разработка процедур контроля, измерения, диагностики качества усвоения материала.
Уровни планируемого результата:
- базовый;
- продвинутый;
- творческий (тренинг- минимум, решение задач повышенной сложности).
Модульное обучение вводится постепенно с тем, чтобы сохранить незаменимое слово педагога, чтобы дети не разучились говорить. Модульное обучение несомненно имеет преимущество перед другими методами обучения.
- Обучающийся учится сам (планирует свою работу, организует ее, контролирует и оценивает себя и свою деятельность).
- Изменяются отношения педагог – обучающийся. У них есть больше времени общаться как индивидуально, так и посредством модулей.
- Изменяется роль педагога, он готовится к тому, как лучше управлять деятельностью школьников, а не как лучше организовать объяснение материала.
Для того, чтобы обеспечить результативность учебного процесса необходимо выбирать образовательную технологию в соответствии с индивидуально-психологическими и возрастными особенностями обучающихся.
Например, ребята младшего школьного возраста сейчас обучаются по технологиям развивающего обучения. Это показано, потому что ведущей деятельностью в период обучения в начальной школе является учение, активность детей в этом направлении очень высока, доверие к педагогу безгранично. Педагог конструирует педагогические воздействия на обучающихся, располагая их в зоне ближайшего развития ребенка. Зона ближайшего развития у каждого ребенка своя и это дает основания для дифференциации, индивидуального подхода. Конечная цель развивающего обучения - это обеспечение каждому обучающемуся условий для полноценного развития, формирование познавательной самостоятельности, обучение целеполаганию и контролю
В среднем звене (подростковый период) тяга к учению ослабевает, ведущей деятельностью становится общение. Это означает, что традиционные методы обучения перестают быть эффективными. Подростки должны учиться, активно общаясь друг с другом в группах, а задача педагога - организовать это общение, наблюдать за ходом процесса, выступать в роли консультанта и советчика. Фигура педагога не должна как прежде доминировать в учебном процессе, так как обучающиеся достаточно самостоятельны и навязывание готовых решений и способов действий их не устраивает. Наиболее действенными в этот период являются технологии активного обучения, например, проектное обучение, предполагающее конечной целью формирование компетенций, а также модульное обучение, где ответственность за результат лежит в равной степени па педагоге и обучающемся.
В старшей школе качество образования может быть высоким только в том случае, если будут учитываться индивидуальные образовательные запросы и потребности обучающегося. Этой цели отвечает технология личностно-ориентированного обучения, которая во главу угла ставит самобытность, субъективность процесса учения. Условия обучения организуются таким образом, что востребован личный опыт школьника: выявляются предпочитаемые способы учебной деятельности, его индивидуальные особенности, темп деятельности, мотивация.
Особенно эффективно технология личностно-ориентированная может быть реализована в условиях профильной школы, так как у обучающихся появляется возможность выбора и практического применения полученного интеллектуального багажа в будущей профессии. Кроме базового компонента в учебном плане старшей школы содержатся элективные курсы, то есть свободно выбираемые предметы, когда обучающиеся самостоятельно определяют свою индивидуальную траекторию.
Новые педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В учреждениях дополнительного образования не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны.
Педагогическая технология обеспечивает безусловную реализацию целей обучения с наивысшей эффективностью.
- Выводы:
Обновление учебного процесса возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии. Наиболее удачно отражают сущность педагогических технологий следующие определения:
* «Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования» (ЮНЕСКО).
* «Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» (В.Монахов).
Литература:
- Советова Е.В. Эффективные образовательные технологии, Ростов на Д, Феникс, 2007 г.
- Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989 г.
- Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах: Конспект-пособие для студентов-педагогов и учителей. – М.: МПУ, 2005 г.
- Гузеев В.В. Три парадигмы и четыре поколения в развитии образовательной технологии. Завуч. № 1, 1998 г.
- Кларин М.В. Технология обучения: идеал и реальность. – Рига: Эксперимент, 1999 г.
- Кушнир а. Азбука чтения: Как правильно учить читать. Школьные технологии, 1999 г.
- Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении. – М.: Просвещение, 2002 г.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002 г.
- Чошанов М.А. Гибкая технология проблемного и модульного обучения. – М.: Народное образование, 2002 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные образовательные технологии – основа достижения качества учебно-воспитательного процесса
На сегодняшний день в педагогике многогранно трактуется понятие «технология», наиболее выверенное из них можно определить таким образом: "Педагогическая технология - это комплекс способов, средств, ме...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования «Проектная деятельность обучающихся по профориентационной тематике как технология педагогического сопровождения процессов их профессионального самоопределения»
Цель предлагаемого материала - оказать педагогам дополнительного образования методическую помощь в области педагогического сопровождения процессов профессионального самоопределения детей и...
Современные образовательные технологии - основа достижения качества учебно-воспитательного процесса
В дополнительном образовании технологии имеют особое значение. Учреждение дополнительного образования - особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей - пространством разнообр...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методики и технологии дополнительного образования детей».
При всем разнообразие программ, методы, формы, средства должны быть разнообразными и должны учитывать особенности программы. Метод обучения- это прием, или способ который используется...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Современные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся "
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Современные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся "...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»
laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Использование информационных технологий в образовательной деятельности"
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Использование информационных технологий в образовательной деятельности"...