Доклад "Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках физики"
консультация

Педагогические чтения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках физики

Доклад подготовил учитель физики

Гераськин Сергей Анатольевич

2022 год

Раньше стандарт содержал требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания, освоение которого обеспечит достижение планируемых образовательных результатов. Для реализации стандартов второго и третьего поколения необходимо формирование универсальных учебных действий.

Под универсальными учебными действиями (УУД) подразумевается совокупность действий обучающегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность.

В широком значении УУД – умение учиться, способность к саморазвитию путем активного поиска и усвоения знаний.

Выделяют следующие группы УУД:

- регулятивные;

- личностные;

- коммуникативные;

- познавательные.

Процесс освоения обучающимися универсальных учебных действий ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и приобретать компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

В качестве учебного предмета физика в школе формирует систему знаний об окружающем мире. Для формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от обучающихся самостоятельной деятельности по их разрешению.

Личностные универсальные учебные действия способствуют формированию:

- способности к ценностно-смысловой ориентации учащихся;

- жизненного, личностного, профессионального самоопределения;

- знания моральных норм, умения выделить нравственный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентации в социуме и межличностных отношениях;

- готовности к жизненному и личностному самоопределению.

Цели урока физики, должны быть ориентированы прежде всего на развитие личности обучающегося, личного и ценностного отношения обучающихся к окружающим, к физике, к себе. Формируется самостоятельность в приобретении новых знаний, практических умений, готовность к выбору своего жизненного пути, ценностное отношение к себе и окружающим, к приобретению новых знаний, отношение к физике, как элементу общечеловеческой культуры, уважение к творцам науки и техники. Реализация возможна в рамках:

- урока, когда мы знакомим обучающихся с личностями ученых и тернистым путем их открытий.

- проектной и творческой деятельности, когда учащиеся имеют возможность почувствовать себя исследователем, самостоятельно добывая знания.

Обучающимся предлагается ознакомиться с биографией ученого. Для этого возможно использование самых различных вариантов: рассказ учителя, сообщение ученика, знакомство с текстом, просмотр фильма или презентации. Потом дается задание выделить в биографии ученого событие, имеющее этическую окраску. Обучающиеся высказываются, формулируя свое мнение о мотивах, побудивших ученого поступить именно таким образом. При этом необходимо отметить, что актуальным оказывается вопрос об однозначности моральной оценки поступка, совершенного в сложных исторических обстоятельствах, о допустимости подобной оценки вообще со стороны лиц, в подобной ситуации не оказывавшихся.

Изучение биографии ученого дает и другую интересную возможность. Это выделение ключевых эпизодов в биографии и выяснение причин, которые привели именно к такому развитию событий.

«Практическое применение физического явления», 8-12 класс.

Обучающимся предлагается описать возможные проявления данного физического явления в природе и указать, каким образом это явление влияет на жизнь людей. После этого предлагается определить, как можно уменьшить или устранить негативные последствия или усилить позитивные результаты. Помимо выдвижения вариантов решения проблемы, предлагается обосновать свое предложение, учитывая ресурсы, необходимые для его реализации. Потом обучающиеся описывают технические устройства, использующие в своей работе изучаемое явление. При этом рассматривается как техническая реализация этой идеи, так и плюсы, и минусы (неизбежные), сопровождающие ее применение. Акцентируя внимание обучающихся на многообразии последствий любого практического решения, мы обращаем внимание на необходимость учета не только технической стороны, но и этических, социальных или экологических аспектов.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности:

- целеполагание, как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

- контроль в форме сравнения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- волевая саморегуляция, как способность к волевому усилию, к преодолению препятствий;

- оценка - выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Регулятивные универсальные учебные действия лучше всего формируются на уроках физики при выполнении лабораторных работ, при решении экспериментальных задач, при решении качественных и количественных задач.

При обучении физике деятельность, связанная с проведением физического эксперимента, включает в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. В конечном итоге можно говорить об усвоении экспериментального метода познания физических явлений.

Познавательные универсальные учебные действия.

Общеучебные УУД включают в себя:

- поиск и выделение необходимой информации, с применением методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- самостоятельное выделение и формирование познавательной цели;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- структурирование знаний;

- смысловое чтение, при котором происходят процессы постижения учеником ценностно-смыслового содержания текста, т. е. осуществляется процесс интерпретации, наделения текста смыслом;

- рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;

- действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование);

- умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной речи.

На уроках физики обучающиеся учатся воспринимать, перерабатывать, предъявлять информацию в словесной, образной и символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. Знакомство с любой новой физической величиной предусматривает действие со знаково-символическими средствами. Большой опыт на уроке физике обучающиеся приобретают в кодировании и декодировании приобретенной информации с помощью формул.

Универсальные логические действия.

В рамках школьного обучения под логическим мышлением понимается способность и умение производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.).

Совокупность логических действий представляет собой:

- анализ выделение элементов, расчленение целого на части;

- синтез составление целого из частей;

- сравнение конкретно-чувственных и иных данных, определения общих признаков и составление классификации;  

- сериация - упорядочение объектов по выделенному основанию;

- обобщение - генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

- доказательство, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;

- классификация - отношение предмета к группе на основе заданного признака;

- установление аналогий.

Решение специальных заданий на выявление ошибок различного уровня и вида: логических, случайных и преднамеренных, математических формируют личностные качества: трудолюбие, логическое мышление, заинтересованность. Развивают внимательность, навыки по-быстрому и эффективному поиску логических ошибок, умение прислушиваться к аргументам других участников, умение показать и отстоять правильность полученного ответа.

Особую роль в формировании познавательных УУД играет работа обучающихся над проектами, подготовка к выступлению на ежегодной конференции. В основе этого метода лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

- постановка вопросов - сотрудничество в поиске и сборе информации;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- владение монологической и диалогической формами речи;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Такие способности наиболее эффективно приобретаются в групповой и коллективной работе, например, в исследовательской и проектной деятельности, в постановке экспериментов на уроке физики.

Урок-конференция - особая форма учебного занятия, сочетающая индивидуальную работу каждого обучающегося (подготовка сообщения и выступление с ним на уроке) с активной работой всего класса (конспектирование выступлений, обсуждение докладов, оценивание выступлений). На уроке - конференции обучающиеся с одной стороны являются выступающими, с другой стороны оценивают труд своих товарищей, задают вопросы, участвуют в дискуссии, проводят самооценку своей работы.

Задание «За страницами учебника физики», 8-12 класс.

Задание формулируется достаточно просто:

- обучающийся выбирает любую тему из предложенного списка либо формулирует свою, согласовывая ее с преподавателем;

- осуществляет самостоятельный поиск информации;

- получает консультацию у учителя по содержательным вопросам сообщения;

- готовит устное сообщение по выбранной теме на 7–10 минут;

- готовит презентацию, иллюстрирующую сообщение, используя необходимые способы представления информации (текст, схемы, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, анимации, фотографии, модели, видео);

- выступает перед одноклассниками с сообщением;

- отвечает на вопросы.

Система практических заданий в курсе физики средней школы создает замечательную возможность для формирования коммуникативных УУД. Групповое выполнение практических работ формирует у обучающихся «умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение».

Научная конференция. Конференция, являясь межпредметной, выходит далеко за пределы учебников и для раскрытия требует самостоятельного информационного поиска материала в Интернете, умения использовать ТСО. Таким образом, появляется возможность формирования у обучающихся умения активно защищать свою позицию, представлять свое мнение. Обучающиеся хорошо представляют материал по каждому вопросу, с интересом готовят презентации. Таким образом, формируется и ИКТ-компетентность обучающихся.

Говоря о формировании универсальных учебных действий обучающихся, мы говорим об умениях и навыках, которые позволят им самостоятельно усваивать новые знания, а также навыков самоорганизации своей деятельности по их поиску. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения опыта школьника, основой для получения новых знаний.

Уровень самостоятельности обучающихся зависит от степени сформированности универсальных учебных действий. Таким образом, основная цель, которая стоит перед учителем - научить детей самостоятельно добывать знания.

Структура современных уроков должна быть более разнообразной, что повышает интерес обучающихся к ним. Развивающим обучение делают деятельностностные формы, которые учитывают индивидуальные возможности ребенка. Представление о функциях, содержании, видах универсальных учебных действий и способах их формирования должно быть положено в основу всего учебно-воспитательного процесса.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 3

Цели урока физики, должны быть ориентированы прежде всего на развитие личности обучающегося, личного и ценностного отношения к окружающим, к физике, к себе.

Слайд 4

Задание «Исключи лишнее» Материал: карточка с заданием. Найти лишний термин и вычеркнуть его. 1) Сила, ньютон, время, масса. 2) Масса, километр, килограмм, дециметр. 3) Плотность, движение, время, скорость. 4) Миллиметр, динамометр, часы, спидометр. 5) Термометр, весы, насос, динамометр, мензурка.

Слайд 5

Закрепление по теме «Механические колебания и волны» путем сравнения графика колебаний и графика волны. 1. В чем сходство и отличие двух графиков? 2. Какие физические величины можно найти из графика колебаний? 3. Какие физические величины можно найти из графика волны?

Слайд 7

В обоих случаях совершается механическая работа. (рисунок) Физическая величина «энергия», так же как и «мощность», измеряется в «джоулях». Сила тяжести, действующая на поднимающийся воздушный шарик, совершает положительную работу. Сердце человека за одно сокращение совершает приблизительно 1 Дж работы, что соответствует работе, совершенной при поднятии груза массой 10 кг на высоту 1м. Задание «Найди ошибки» Я думаю - я работаю . Я иду - я тоже работаю

Слайд 8

Задание «Найди ошибки» Карточка-задание Незнайка допустил ошибки при выполнении следующих вычислений: 1 м=100см 1м3=1000 см3 4 см3 =4000 м3 Найдите и исправьте все ошибки, которые допустил Незнайка.

Слайд 9

Пример качественной задачи Зачем к корпусу автомашины, перевозящей горючие смеси, прикрепляют цепь, которая волочится по земле? Ответ: При перевозке жидкости взбалтываются и электризуются. Чтобы избежать искр и пожара, прикрепляют цепь, которая отводит заряды в землю . Установление причинно-следственных связей, построение логической цепочки рассуждений, умение грамотно и осознанно строить высказывания.

Слайд 10

Задание « Проведи домашний опыт и объясни наблюдаемое явление» 1) Проверьте, измениться ли температура воды и как, если в ней растворить соль. Объяснить явление. Приборы и материалы: стакан с водой, соль, термометр. 2) Оберните толстый гвоздь полоской бумаги в один слой. Подержите над пламенем свечи до момента возгорания, засеките время. Объясните, почему бумага загорелась не сразу. Приборы и материалы: толстый гвоздь, бумага, свеча.

Слайд 11

Потребность в изучении физики формируется у обучающихся в процессе реального усвоения ими теоретических и экспериментальных знаний.

Слайд 12

Пример экспериментальной задачи Рассчитайте плотность мыла, зная его массу. Этапы решения : -Вспомнить определение плотности вещества и формулу для ее определения. -Понять, значения каких величин известны в задаче, а какие нужно узнать. -Как можно найти неизвестные величины? Ученики предлагают план: Измерить грани мыла, вычислить по формулам объем , плотность. -Оценить результат, сравнив его с табличным значением.

Слайд 13

Задание «Ситуативная задача» Тема «Простые механизмы» Вопрос: Покажите, как расположить палку, на которой весит груз, на плече так, чтобы сила давления на плечо была наименьшей? Почему вы считаете, что груз должен располагаться именно в этой точке?

Слайд 14

Тема «Механическая работа» Вычислить механическую работу, которая совершается при равномерном движении с первого на второй этаж здания. Все необходимые данные должны получить самостоятельно, результат записать в тетрадь.

Слайд 15

Коммуникативные универсальные учебные действия это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, владение определенными нормами общения, поведения. умение выражать свои мысли. Результатами деятельности по формированию коммуникативных учебных действий являются: умение обучающихся учитывать позиции других людей; умение слушать, вступать в диалог, спрашивать; умение участвовать в коллективном обсуждении .

Слайд 16

Задание «Составление кроссвордов» 1) Составить кроссворд из 6-7 терминов, изученных в данной главе. 2) Кроссворд-наоборот.

Слайд 17

Физические фокусы Можно использовать физические фокусы и занимательные опыты. Они просты, связаны с учебным материалом, требуют самого доступного оборудования, их разгадка имеет физический смысл. Зачастую ученики пытаются повторить их в домашних условиях самостоятельно, что тоже важно. При изучении вращательного движения в качестве домашнего задания можно предложить такой фокус : П однимите лежащий на столе пластмассовый шарик стеклянной банкой (нельзя подкатывать шарик к краю стола, брать его в руки, пользоваться посторонними предметами, наклонять стол). Секрет фокуса. Нужно накрыть шарик банкой, круговыми движениями заставить его кататься по стенкам банки и затем быстро повернуть банку дном вниз- шарик окажется в банке. Фокусы, вызывают оживлённые дискуссии, пробуждают мысль, так как стимулируют к поиску объяснения увиденного, к использованию своих знаний .

Слайд 18

Заключение Что дают универсальные учебные действия? – обеспечивают обучающемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения в ситуации выбора, ставить учебные цели в различных видах деятельности (при проведении эксперимента, исследования и т.п.), искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность, в том числе и при работе в группе и ее результаты; – создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками; – обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности

Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках физики

В данной работе  представлены некоторые типовые задачи для формирования УУД на уроках физики. Ранее стандарт содержал требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания,...

Формирование универсальных учебных действий на уроке физике по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело"

Урок разработан в рамках городского семинара в 2015 года по теме: «Личностно-смысловое включение учащихся в учебную деятельность на уроках естественно – математического цикла» ...

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках математики (8-9 класс)

В работе представленыы методиеские рекомендации по ормированию универсальных учебных действий на уроках математики в 8-9 классах....

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии

Типовые задания, нацеленные на развитие личностных универсальных учебных действий...

Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках географии

Примеры типовых задач по формированию познавательных УУДУниверсальные учебные действия – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному ...

Доклад "Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках физики"

Педагогические чтения«Информационно-методическая компетентность педагога сельской общеобразовательной школы»...