Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках географии
тест
Примеры типовых задач по формированию познавательных УУД
Универсальные учебные действия – это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, т. е. способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т.е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых характеристик.
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
типовые задачи УУД география | 25.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках географии
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
В составе основных видов универсальных учебных действий, диктуемом ключевыми целями общего образования, выделяется четыре блока:
1) личностный;
2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
3) познавательный;
4) коммуникативный.
1. Личностные УУД позволяют формировать готовность к жизненному и личностному самоопределению, знанию моральных норм, умению выделить нравственный аспект поведения. Уметь соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, а также ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
Задание № 1 «Верные – неверные утверждения»
Приём прогнозирования поможет развить способности у детей и повысить мотивацию к изучению материала.
Используя прием «Верные – неверные утверждения», на стадии вызова учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. В любом случае они настраиваются на изучение темы, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными.
«Верные – неверные утверждения» 6 класс
1. Евразия – самый маленький материк Земли.
2. Австралия – открыт последним из материков Земли.
3. Тихий океан – самый глубокий из всех океанов.
4. Экватор пересекает только три материка.
5. Нулевой меридиан пересекает Африку.
«Верные – неверные утверждения»7 класс
1. Коренные жители Ю. Америки – индейцы.
2. В Ю. Америке находилось могущественное государство инков с развитым хозяйством и культурой.
3. Большинство населения Ю. Америки говорит на английском языке.
4. На территории Ю. Америки много стран, как и в Африке.
5. Потомки от браков европейцев и индейцев – мулаты.
Методический прием «Верите ли вы, что …» 6 класс
- что суша занимает 3\4 поверхности Земли?
- что Океаны Земли никак не связаны между собой?
- что вода в морях и океанах пресная?
- что подземные воды никогда не выходят на поверхность?
- что ледники, это скопления пресного льда на суше?
Задание № 2 «Дети капитана Гранта».
Формирование умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ориентироваться в окружающем мире с помощью информации.
Описание задания: учащимся предлагается прочитать текст и выполнить задания, включённые в текст.
Материал: отрывок фильма «Дети капитана Гранта», карточки с текстом, карта атласа, контурная карта.
Текст.
Из брюха пойманной акулы вынули бутылку, где была найдена записка: «7 июня 1862 года трехмачтовое судно „Британия“, из порта Глазго, затонуло у берегов Патагонии, в Южном полушарии. Два матроса и капитан Грант попытаются достигнуть берега, где попадут в плен к жестоким индейцам. Они бросили этот документ под… градусами долготы и 37° 11’ широты. Окажите им помощь, иначе их ждет гибель». И пришлось героям романа совершить полное приключений путешествие вдоль 37 параллели.
Почему герои романа не смогли установить точное место кораблекрушения? Вы капитаны кораблей и ваш долг помочь детям капитана найти их отца и спасти тех, кто просит о помощи.
Задание № 1.
Ваша задача – определить возможные места нахождения капитана Гранта.
Критерии оценки:
умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;
находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
2. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование — определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии,
- способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий.
Задание №1: «Глобус и карта, план местности».
Формирование умения самостоятельно приобретать новые знания, работать в группе, распределять задания, контролировать себя и товарищей.
Описание задания: обучающиеся получают карточки с заданием для групп, планируют и оценивают результат своей деятельности с помощью учителя.
Материал: карточки с заданием, план местности, глобус, карты атласа, тетради, ручки, линейки.
Инструкция: С помощью таблицы, работая в группе, сравните возможности карты, глобуса и плана местности.
Задание.
Сравните глобус, план и карту, дайте рекомендации для их использования.
Критерии оценивания:
- постановка целей;
- умение предвидеть возможные результаты своей деятельности;
самоконтроль и оценка своей деятельности.
Задание №2 «Найди ошибку».
Формирование умения определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, слаженно работать для осуществления цели; оценивать правильность выполнения задания; вносить необходимые коррективы после завершения задания на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; развитие интереса к географии, внимательности, умения применять полученные знания.
Описание задания: Класс делится на пары. Каждая пара получает карточку с необходимым текстом. Необходимо найти ошибки в тексте.
Инструкция:
- Внимательно прочитайте текст.
- Вспомните особенности природных зон Африки.
- Каждый выскажите свою точку зрения.
- Приступайте к выполнению задания.
- Проверка выполнения учащимися-консультантами.
- Работаем над ошибками.
- Самооценка своей деятельности.
Текст. В саваннах Африки
Африканская саванна отличается более буйной растительностью, чем экваториальные леса. Среди густой травянистой растительности возвышаются баобабы. В высокой траве пасутся стада антилоп, зебр, слонов окапи. Животные африканских саванн могут долго обходиться без воды. В поисках водоема они
преодолевают большие расстояния. Около водопоя можно встретить удивительную антилопу гну, ростом всего 30 см. Огромная горилла привела своих детёнышей к воде и грозно смотрит на слонов, зебр, страусов и носорогов. Длинноногая птица-секретарь расправляется со змеей. Лисичка фенёк осторожно крадется в тени зонтичной акации. Но вдруг налетел страшный самум, несущий смерть всему живому.
Критерии оценивания:
- · правильность выполнения задания;
- · умение найти и исправить свои ошибки;
- · умение прислушиваться к мнению друг друга, слаженность работы;
- · уважение и доброжелательные отношения;
- · умение давать самооценку своей деятельности.
3. Познавательные УУД
Познавательные универсальные учебные действия формируются через развитие познавательной активности и интереса.
Познавательная активность – любознательность, любопытство, потребность в расширении кругозора, активность, направленная на познание себя и действительности.
Познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым и более полным, глубоким знаниям. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у человека постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.
Задание № 1: урок-практикум по теме «Географическая карта»
Формирование умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ориентироваться в окружающем мире с помощью карт атласа.
Описание задания: учащимся предлагаются задания на карточках с учетом индивидуальных способностей.
Задания: Вариант-1 (базовый уровень)
1. Определите географические координаты: водопад Виктория, город Каир (Обозначить на контурной карте названные географические объекты).
2. На каком расстоянии друг от друга находятся эти географические объекты?
3. В каком направлении от г. Каира находится водопад Виктория?
Вариант – 2 (повышенный уровень)
На контурной карте обозначьте найденные объекты:
1) 10 января 1821 г русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Координаты его 69 ю.ш. и 91 з.д. Как он называется и в каком океане находится?
2) На большом острове, центральная часть которого расположения на 19 ю.ш. и 47 в.д. водятся самые маленькие полуобезьяны (длина их тела 12 см). По карте определите, какой это остров.
3) На 80с.ш. и 14 в.д. ученые обнаружили новый подводный хребет, который тянется через северный полюс к острову Гренландия.
Критерии оценки:
умение воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи;
находить в тексте информацию, необходимую для ее решения.
Здание № 2 «Найди лишнее».
Создание мотивации на успех для каждого учащихся, формирование положительного отношения к процессу обучения и логического мышления, развитие интереса к географии и личностных качеств: стремление к достижению целей, трудолюбие, внимание, терпение.
Описание задания: учащимся предлагается внимательно прочитать карточки и найти лишний объект в каждой цепочке и объяснить свое решение.
Подготовительный этап – работа с картами атласа.
8 класс. Природа России. [3]
1) Лаба, Казбек, Егорлык, Скалистый, Кунгур, Маныч, Кубачи;
(Ответ: Кунгур – находится на Урале, а все остальные – на Кавказе)
2) Пенжина, Оймякон, Джугджур, Ямал, Бурея, Терпения, Певек;
(Ответ: Ямал – полуостров в Западной Сибири, а остальные объекты – с Дальнего Востока)
3) Селигер, Эльтон, Кижи, Вилюй, Жигули, Вятка, Хибины.
(Ответ: Вилюй-река Восточной Сибири, а остальные объекты находятся в европейской части России )
6-7 классы. Гидросфера.
1) Баффина, Саргассово, Белое, Карпентария, Тасманово.
(Ответ: Карпентария, так как это залив, а другие объекты- моря).
2) Пиренейский, Скандинавский, Гренландия, Индостан, Балканский.
(Ответ: Гренландия, так как это остров, а другие- полуострова).
3) Бенгальский, Мексиканский, Берингов, Бискайский, Калифорнийский.
(Ответ: Берингов, так как это пролив, а остальные объекты- это заливы).
4) Верхнее, Чад, Титикака, Лобнор, Чёрное.
(Ответ: Чёрное, так как это море, а остальные- названия озёр).
5) Гибралтарский, Ла-Манш, Суэцкий, Карские Ворота.
(Ответ: Суэцкий, так как это канал, а остальные объекты- проливы).
Критерии оценивания:
- умение находить верный ответ;
- умение аргументировать свой выбор;
- умение работать в группе.
4. Коммуникативные УУД
Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Для диагностики и формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- игровые задания;
- групповая работа по составлению кроссвордов, ребусов, чайнвордов, тестов;
- групповое исследование;
- отзыв на работу товарища;
- создание проектов;
- подготовьте рассказ;
- задания на диалоговое общение;
- совместное рисование;
- компьютерная презентация;
- опишите объект, явление и т.д.
Задание №1: «Сотрудничество».
Формирование умения устанавливать рабочие отношения и способствовать продуктивной кооперации.
Описание задания: учащимся предлагается с помощью текста учебника выполнить задания на карточках. Класс делится на четыре группы. Каждая группа составляет характеристику одной из рас, заносит результаты своей работы в таблицу «Расы Земли», отвечает на поставленные вопросы. Затем в классе идет обсуждение полученной информации.
Материал: учебники, тетради, ручки, карточки с заданиями.
Инструкция: учащиеся получают карточки с заданиями и приступают к их выполнению.
Задание: Заполните сводную таблицу «Расы Земли».
Таблица
Расы Земли
Расы | Цвет кожи | Волосы | Другие внешние признаки | Районы проживания |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание №2 «Групповая работа».
Упражнение проводится при делении класса на малые группы 4–6 человек. Этот вид работы можно использовать как на отдельных этапах урока, так и проведении целого урока.
Тема «Горные породы, минералы, полезные ископаемые»
Работают три группы.
Этап проверки знаний.
Задание: используя конспект в тетради и текст учебника, выполните задание:
1-я группа: колебания температуры воздуха, влияние ветра, текучие воды… О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород.
2-я группа: магма, излившиеся, глубинные. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород.
3-я группа: опускание, давление, высокая температура. О каких горных породах идет речь? Объясните их образование и приведите примеры таких горных пород.
Этап – практическая работа.
Задание: пользуясь планом, опишите предложенные группе образцы горных пород и минералов. Результаты занесите в таблицу.
Название | Цвет | Блеск | Твёрдость (определяем по шкале) | Применение |
Ссылки на источники
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 года №1897
- А.Г.Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А. Володарская Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли; система заданий. Пособие для учителя. М,: Просвещение, 2010.
- География. 6-8 классы: олимпиадные задания/ авт.-сост. Т.К. Торопова, И.В. Кривоногова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 83 с.;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках физики
В данной работе представлены некоторые типовые задачи для формирования УУД на уроках физики. Ранее стандарт содержал требования к уровню подготовки выпускников и обязательный минимум содержания,...
Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках математики (8-9 класс)
В работе представленыы методиеские рекомендации по ормированию универсальных учебных действий на уроках математики в 8-9 классах....
Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках технологии
Типовые задания, нацеленные на развитие личностных универсальных учебных действий...
Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках английского языка
В данной статье рассмотрены теоретические вопросы о видах универсальных учебных действий и их роль в современном учебном процессе, а также приведены типовые задачи по формированию универсальных учебны...
Доклад "Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках физики"
Педагогические чтения«Информационно-методическая компетентность педагога сельской общеобразовательной школы»...
Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках математики
Типовые задачи по формированию универсальных учебных действийна уроках математики...
Доклад "Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий на уроках физики"
Педагогические чтения...