Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Веселое занятие, подготовка к новому году.
план-конспект
Занятие помогает Развитию фонематической дифференциации на материале
твердых и мягких согласных звуков в изолированном виде, в слогах, в словах. Новогодние праздники, традиции нового года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovoe_zanyatie._novogodnie_traditsii.docx | 161.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад «Радонежский» г.Строитель»
Яковлевского района Белгородской области
Конспект итогового логопедического занятия
«Подготовка к новому году. Новогодние традиции»
Подготовительная группа компенсирующей направленности
(6-7 лет)
Автор:
Любимова Анастасия Сергеевна
Учитель-логопед
2022г.
Тема: Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Веселое занятие, подготовка к новому году.
Логопедическая тема – Развитие фонематической дифференциации на материале
твердых и мягких согласных звуков в изолированном виде, в слогах, в словах. Новогодние праздники, традиции нового года.
Задачи:
- Совершенствование фонематической дифференциации на материале твердых и мягких согласных звуков в изолированном виде, в слогах, в словах.
- Упрочение звуко-буквенных связей.
- Развитие простых и сложных форм фонематического анализа.
- Развитие осознания смысловой стороны речи.
- Закрепление навыка звукобуквенного анализа и синтеза.
- Развитие фонематического восприятия, воспитание правильных фонематических представлений.
- Развитие слухового внимания.
- Совершенствование общей моторики, координации движений.
- Совершенствование и развитие умения выполнять действия согласно заданному алгоритму.
- Воспитание усидчивости, аккуратности, организованности, дисциплинированности.
- Воспитание интереса к занятиям с логопедом.
Ход занятия:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Развитие ВПФ.
Развитие слухового внимания, координации движений.
- Поиграем в игру, в игру «Делай так, как я скажу» (Перед каждым ребенком лежит набор из одинаковых новогодних атрибутов).
Ваша задача – внимательно слушать и делать то, что я говорю. Не давайте себя запутать!
Положите пред собой синий колокольчик, справа от него положите оранжевый шар, теперь между ними положите желтый флажок, слева от всех фигур положите зеленый шар….
Повторение изученного материала.
Закрепление понятий «твердый-мягкий согласный» и их обозначений.
Развитие фонематического восприятия.
- Посмотрите, к нам в гости пришли два мальчика. (На доске изображения
Тим и Том)- мальчики в синей и зеленой шапке. Они хотят вместе снами готовиться к празднику! Но сначала, давайте познакомимся с ними поближе!
Когда Том был маленький и только учился говорить, он часто повторял такие звуки. Послушайте внимательно.
[М, Т, П, К, Р..] – Какие это звуки? Как мы их обозначаем? (Твердые синим и зеленым цветом).
- А когда Тим был маленьким и только учился говорить, он часто повторял другие звуки. Послушайте.
[М’, Т’, П’, К’, Р’..] – Какие это звуки? Как мы их обозначаем? (Мягкие, зеленым цветом).
- согласные, твердые, синим кружком
- согласные, мягкие, зеленым кружком.
Ребята, вы молодцы! А кто же мне скажет, может ли гласный звук сделать согласную твердой или мягкой?
Все верно, молодцы! Так давайте с вами вспомним, какие гласные делают предшествующий согласный твердым, а какие, мягким.
У Тима и Тома есть специальные диванчики, куда они рассаживают своих друзей, как вы думаете, какие гласные будут сидеть на зеленом диванчике? Все верно, те которые делают мягкой предшествующий согласный. А какие на синем?....На доске картинки двух диванов синего и зеленого цветов, дети распределяют карточки с гласными буквами (на синий диван гласные которые делают предшествующий согласный -твердым, на зеленый-мягким). Молодцы, вы справились и с эти заданием.
Развитие простого фонематического анализа.
- Назовите первый звук в имени Том?
- Назовите первый звук в имени Тим?
- Чем они различаются?
Том выбирает все, что звучит твёрдо.
Он носит шарф, играет в футбол.
А Тим любит все, что звучит мягко, также как и согласная в его имени.
Он ест леденцы, играет в мяч.
- Сегодня мы будем тренироваться не путать твердые и мягкие согласные, ведь от этого может зависеть смысл целого слова.
мягкостью и твердостью
Развитие простого фонематического анализа.
- Ребята предлагают вам сыграть в игру «светофор». Правила простые: если вы услышите твердый согласный звук, то вы поднимаете синий кружок, если мягкий согласный, то зеленый кружок.
а) На уровне звука.
- Я буду произносить звуки. А вы должны определить, твёрдый или мягкий согласный звук вы услышали, и поднять соответствующий кружок (твёрдый – синий, мягкий – зелёный).
Лексический материал: [к, ль, т, в, фь, сь, н, ж, с..]
б) На уровне слогов.
- Усложняем задачу. Слушайте слоги. Задание прежнее.
Лексический материал: [су, ра, ме, ле, ош, вю..]
Развитие звукобуквенного анализа
А для начала, давайте вспомним, какое сегодня число и месяц?
А день недели?
А как вы думаете, какой праздник скоро мы с вами будем отмечать? Наверное, это самый главный праздник году!
Конечно, праздник новый год! И сегодня я вам предлагаю нарядить елочку, а нашими помощниками будут Тим и Том.
Итак, чтобы новый год был веселым и радостным, нам с вами понадобится не только наряженная елочка, но еще и гирлянда из флажков. Дети берут флажки, на которых написаны слоги, на синюю елку вешают флажки с твердыми согласными, на зеленую с мягкими.
А чтобы собрать гирлянду, нам с вами надо правильно расположить слоги с мягкими или твердыми согласными…
КА, МЯ, ТО, ПЕ, БУ, ЛЮ, НЫ, ВИ, ГЭ, ДЕ
Физкульминутка.
А сейчас я думаю самое время нам немножко отдохнуть и сделать зимнюю зарядку:
Ой, мороз, мороз, мороз (кончиками пальцев обеих рук пощипываем себя)
Щиплет щеки (пощипываем за щечки)
Щиплет нос (пощипываем за нос)
Щиплет ушки (пощипываем за ушки)
Щиплет губки (пощипываем губки)
Забирается под шубки (прячем руки подмышки).
Чтоб согреться, посмотри (трут ладони друг о друга),
Все, как следует потри:
Щеки (потереть ладонями щеки),
Носик (потереть нос),
Ушки (потереть уши),
Губы (потереть губы),
Пар пошел даже от шубы (разводим руки в стороны, складываем губы трубочкой , вдыхаем через нос, а выдыхаем через рот).
Развитие фонематического анализа
Тим и Том очень любят читать. И хотели показать, сколько зимних слов они знают. Но вот беда, в окно подул ветер, и все карточки со словами перепутались! Поможем ребятам разобраться, где, какое слово? Давайте сыграем в игру «Читалочка»
САНКИЛЫЖИМОРОЗСНЕГЛЕД
Детям раздаются карточки со словами:
Дети «собирают» слово правильно и приклеивают на плакат под нужной картинкой.
Какие вы молодцы, какой красивый зимний плакат у вас получился! Давайте его приклеим на доску, рядом с нашими елочками!
Подведение итогов занятия (рефлексия).
Ребята, к какому празднику мы сегодня готовились? (Новый год). Какие традиции нового года вы знаете? (Украшать елку, печь пряники и т.д.). А что мы узнали на занятии нового? Какие звуки мы сегодня учились различать? Что вам понравилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Презентация к урокам по теме "Твёрдые и мягкие согласные"
В презентации представлены упражнения, которые можно использовать на логопедических занятиях или на уроках русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные", "Способы смягчения согласных"....
Открытый урок русскогоязыка в з классе МС(К)ОУ "С(К)ОШ № 15 по теме: "Различение твёрдых и мягких согласных гласными".
Урок создан на основе модели личностно-ориентированной технологии обучения. На уроке используется ЦОР, мотивация учебной деятельности, реализованы основные этапы урока. Организована последовател...
Речевой материал по дифференциации твёрдых и мягких согласных
Речевой материал по дифференциации твёрдых и мягких согласных...
Формирование дифференциации твёрдых и мягких согласных у учащихся младших классов школы VIII вида.
Статья для сборника «Здоровьесберегающие и логопедические технологии в образовании: традиции, поиск, новаторство (сборник научных трудоврегиональной научно-практической конференции) ГОУ ВПО Магн...
Дифференциация твердых и мягких согласных, обозначение мягкости/твердости согласных спомощью букв у - ю.
Конспект урока по логопедии для учащихся 3 класса I варианта обучения. Практическое овладение обзначением на письме твердости и мягкости согласных с помощью гласных У - Ю....
Логопедическое занятие для учащихся 2-го класса. Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв.
Конспект логопедического занятия в условиях школьного логопункта для учащихся 2-го класса.Тема: Буквы О - Ё после твёрдых и мягких согласных звуков, букв....