Дифференциация твердых и мягких согласных, обозначение мягкости/твердости согласных спомощью букв у - ю.
план-конспект урока
Конспект урока по логопедии для учащихся 3 класса I варианта обучения. Практическое овладение обзначением на письме твердости и мягкости согласных с помощью гласных У - Ю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oboznachenie_myagkosti_tverdosti_soglasnyh_glasnymi_u_-_yu.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
«Практическое овладение обозначением на письме мягкости и твердости согласных с помощью гласных У - Ю»
Логопедическая тема: Дифференциация твёрдых и мягких согласных, обозначение твёрдости\ мягкости согласных гласными у – ю.
Лексическая тема: обогащение словаря по теме «Продукты питания».
Грамматическая тема: употребление глаголов единственного числа 1-го лица в изъявительном наклонении.
Цель: формирование слухопроизносительных дифференцировок, закрепление умения обозначать твёрдость и мягкость согласных на письме посредством гласных букв у,ю.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания о гласных у – ю;
- Учить дифференцировать твёрдые и мягкие согласные перед гласными у - ю в слогах и словах;
Коррекционные:
1) Закрепить знания о звуках речи;
- Учить сравнивать согласные по твёрдости/мягкости на уровне звука – слога – слова;
- Развивать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слогов и слов;
- Развивать слуховое и зрительное внимание;
- Обогащать словарь словами по теме «Продукты питания»;
- Учить образовывать глаголы единственного числа 1-го лица изъявительного наклонения.
Воспитательные:
- Формировать усидчивость;
- Формировать функцию самоконтроля.
Оборудование: доска, большая картина с изображением семьи за столом, мяч, иллюстрации с изображением гномов, предметные картинки, цветы с цветными буквами Т (синяя, зелёная) в серединке, гласные буквы, буквы У, Ю по количеству детей, слоговая таблица, картинки с изображением продуктов питания и подписи к ним с пропущенными буквами, тексты по количеству детей, тетради, ручки, карандаши.
План урока:
I Вводная часть
1) Организационный момент
2) Закрепление пройденного материала:
- закрепление знаний о звуках речи
- уточнение знаний о твёрдых и мягких согласных
- развитие фонематического анализа. Игра «Наоборот».
- развитие навыков звукового анализа и синтеза. Игра «Подари подарки».
- припоминание гласных букв, которые используются для смягчения согласных.
II Основная часть
- Определение и запись темы урока.
- Закрепление знаний о гласных У – Ю.
- Чтение слоговой таблицы.
- Развитие фонематического слуха и восприятия. Различение гласных У – Ю в слогах.
- Развитие звукового анализа и синтеза. Различение гласных У – Ю в словах. «Вставь пропущенную букву».
- Работа в тетради.
- Физкультминутка.
- Развитие навыков словообразования и словоизменения. Развитие слогового анализа и синтеза. «Допиши слово».
- Развитие звукового анализа и синтеза и составление словосочетаний.
III Заключительная часть
- Подведение итогов.
- Организационный момент.
I Вводная часть
1) Логопед: Здравствуйте, ребята. Поздоровайтесь, пожалуйста, с нашими гостями. Начнём урок.
Логопед: Сегодня на уроке мы с вами будем художниками. Кто такие художники?
Дети: Это люди, которые рисуют картины.
Логопед: Чем можно рисовать картины?
Дети: Красками, карандашами, мелками.
Логопед: Правильно, материалов и инструментов, которыми можно рисовать очень много. А мы с вами будем рисовать с помощью наших умений и знаний. Посмотрите перед нами чистый лист, но как только вы справитесь с очередным заданием, будет открываться фрагмент нашей картины. Ну что приступим?
2) Логопед: Ребята, чтобы открылся первый фрагмент нашей картины, мы должны вспомнить всё про речевые звуки.
Логопед: Что такое речевые звуки?
Дети: Это звуки, из которых состоит наша речь. Это то, что люди произносят, говорят и слышат.
Логопед: На какие две большие группы делятся речевые звуки? Звуки, которые тянутся и звуки, которые тянуть нельзя. Как называются эти звуки?
Дети: Гласные и согласные.
Логопед: Давайте вспомним и вместе пропоём гласные звуки русского языка.
Логопед и дети: А, о, у, э, и, ы.
Логопед: Какие бывают согласные звуки?
Дети: Звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими.
Логопед: Молодцы ребята. Всё правильно рассказали о речевых звуках. А вот и наш первый фрагмент.
Логопед: Чтобы «нарисовать» следующий кусочек картины, нам надо вспомнить всё, что мы знаем о твёрдых и мягких согласных.
Давайте все вместе произнесём звуки, послушаем, как они звучат и посмотрим, что происходит с нашим артикуляционным аппаратом.
Логопед и дети: «М» и «Мь».
Логопед: Сколько звуков мы произнесли?
Дети: Два.
Логопед: Как звучит звук «М»?
Дети: Твёрдо.
Логопед: Что делают наши губы?
Дети: Они сомкнуты и напряжены.
Логопед: Что делает наш язык?
Дети: Спокойно лежит во рту.
Логопед: Как звучит звук «Мь»?
Дети: Мягко.
Логопед: Что делают губы?
Дети: Сомкнуты, но напряжения стало меньше.
Логопед: Что делает язык?
Дети: Спинка языка поднялась горкой, изогнулась.
Логопед: Покажите рукой, как изогнулась спинка языка.
Логопед: Давайте сделаем вывод. Когда мы произносим твёрдый звук, у нас во рту много напряжения, спинка языка не работает. когда мы произносим мягкий звук, у нас во рту напряжения становится меньше, спинка языка выгибается горкой.
Логопед: А теперь поиграем в игру «Наоборот». Я буду бросать вам мячик и называть твёрдый звук. Вы будете бросать мячик мне обратно и называть как этот звук звучит мягко.
Логопед: Молодцы, мы с вами нарисовали ещё один кусочек картины.
Логопед: Ребята, к нам сегодня на урок пришли гномы Том и Тим.
Какой первый звук в имени Том?
Дети: Твёрдый согласный «Т».
Логопед: Кто догадался, почему у Тома синяя одежда?
Дети: Твёрдые согласные мы обозначаем синим цветом.
Логопед: Какой первый звук в имени Тим?
Дети: Мягкий согласный «Ть».
Логопед: Каким цветом мы обозначаем мягкие согласные?
Дети: Зелёным.
Логопед: Одежда у Тима тоже зелёная.
Логопед: Гномики очень любят получать подарки. Подарков много, но как же их распределить, чтобы никто не обиделся? Давайте Тому подарим игрушки, в названии которых первый звук звучит твёрдо, а Тиму подарим игрушки, где первый звук звучит мягко.
(Учащиеся из мешка достают картинки, называют, выделяют первый звук и «дарят» подарок)
Логопед: Ребята, гномики тоже принесли нам подарки. Это цветы. Том принёс цветок и Тим принёс цветок. (Два цветка. В серединке написаны буквы Т, одна синяя, другая зелёная. Лепестки пустые. ) Что написано в серединках?
Дети: Буквы Т.
Логопед: Это первая буква в именах гномиков. Буква одна, а звуки звучат по-разному. В имени Том, звук Т звучит твёрдо, а в имени Тим, звук Ть звучит мягко. Гномики просят нас помочь правильно расставить гласные буквы, чтобы у Тома в цветке, звук Т стал твёрдым, а у Тима – мягким.
Дети: расставляют гласные.
Логопед: Рядом с какими гласными звук Т звучит твёрдо?
Дети: А, о, у, ы, э.
Логопед: Рядом с какими гласными звук Т звучит мягко?
Дети: Я, ё, ю, е, и.
Молодцы, ребята. Вместе с гномиками мы нарисовали следующий фрагмент картины.
II Основная часть
- Определение и запись темы урока
Логопед: На предыдущих уроках мы с вами учились различать гласные «ы - и», «а - я», а с какими гласными мы будем работать сегодня, догадайтесь сами, прослушав стихотворения.
Буква У напоминает ушки
У зайчонка на макушке.
У улитки рожки тоже
Так на букву У похожи
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка,
Что случилось:
Получилась… буква Ю.
Логопед: И так, тема нашего сегодняшнего урока: гласные буквы У – Ю.
Откройте тетради. У вас уже записано число и слово «Различай». Что мы будем сегодня различать?
Дети: буквы У – Ю.
Логопед: Так мы и запишем.
Логопед: Вы правильно определили тему нашего урока и открывается ещё один кусочек нашей картины.
- Закрепление знаний о гласных У – Ю
Логопед: Эти гласные называются парные, потому что они похожи. Похожи по артикуляции. Давайте произнесём У. Губы вытягиваются трубочкой. Произнесём Ю – губы тоже вытягиваются трубочкой. А чем они отличаются при произношении? Когда мы произносим Ю, язык в самом начале выгибается горкой, а потом опускается. Они похожи по звучанию. Если долго тянуть У и Ю, то мы слышим звук У. Так как эти гласные похожи, мы можем их путать на письме. Сегодня на уроке будем учиться их различать и узнаем, в каких случаях пишется буква У, а в каких буква Ю.
3) Чтение слоговой таблицы
Логопед: Давайте все вместе прочитаем слоги, записанные в таблице (хором читаем слоги ТУ – ТЮ, МУ – МЮ, КУ – КЮ) Теперь вернёмся к первой строчке и прочитаем ещё раз ТУ – ТЮ. В слоге ТУ как звучит согласный Т?
Дети: Твёрдо.
Логопед: Какая стоит гласная после твёрдого согласного?
Дети: У.
Логопед: В слоге ТЮ как звучит согласный Т?
Дети: Мягко.
Логопед: Какая стоит гласная после мягкого согласного?
Дети: Ю.
Логопед: Прочитайте столбик, где все согласные звучат твёрдо.
Дети: Читают первый столбик.
Логопед: Прочитайте столбик, где все согласные звучат мягко.
Дети: Читают второй столбик.
Логопед: Какой мы можем сделать вывод. Если после согласного стоит буква у, согласный произносится твёрдо. Если после согласного стоит буква ю, согласный произносится мягко. Тоже правило и на письме. Если согласный звучит твёрдо, пиши у. Если согласный звучит мягко, пиши букву ю.
Логопед: Запомнили?
Дети: Да.
4) Развитие фонематического слуха и восприятия. Различение гласных У – Ю в слогах.
Логопед: Сейчас мы это проверим. У вас на партах лежат буквы У Ю. Я буду называть слоги, а вы будете поднимать гласную, которую надо написать в этом слоге.
Молодцы, всё выполнили правильно. Открылся наш следующий фрагмент.
- Развитие звукового анализа и синтеза. Различение гласных У – Ю в словах. «Вставь пропущенную букву»
Логопед: Ребята, по дороге в школу я зашла в магазин. Посмотрите целый пакет покупок. Только в магазине случилась беда, когда печатали названия товаров, сломались буквы «У» и «Ю». Поэтому в надписях пропущены эти буквы. Давайте посмотрим, что я купила, а заодно исправим ошибки.
(Логопед достаёт картинки с продуктами. Дети называют, что нарисовано. Читают подпись, вставляют пропущенную букву)
Логопед: Какие молодцы, все ценники поправили. Ребята, в магазине я была в разных отделах. Как вы думаете, что я купила в отделе «Ягоды»?
Дети: Клюкву, клубнику, изюм.
Логопед: Что я купила в отделе «Выпечка»?
Дети: Плюшки, ватрушку.
Логопед: Что я купила в отделе «Овощи»?
Дети: Брюкву, кукурузу, лук.
Логопед: Что я купила в отделе «Крупы»?
Дети: Мюсли, геркулес.
Логопед: А как можно назвать всё, что я купила одним словом?
Дети: Еда, продукты.
Логопед: А кто догадался в каком я была магазине?
Дети: В продуктовом.
6) Работа в тетрадях.
Логопед: Ребята, возьмите ручки и запишите названия продуктов, которые я купила в отделе «Овощи» и в отделе «Ягоды». Подчеркните гласную, которую мы вставили и согласную, которая стоит перед ней.
Логопед: Молодцы выполнили задание и «нарисовали» ещё один кусочек картины.
- Физкультминутка.
- Развитие навыков словообразования и словоизменения. Развитие слогового анализа и синтеза. «Допиши слово»
Логопед: Ребята, посмотрите ещё раз на слова, которые вы записали. Скажите, что из этих продуктов можно есть сырым.
Дети: Брюкву, лук, клубнику, клюкву, изюм.
Логопед: А кукурузу можно есть сырой?
Дети: Нет.
Логопед: Её надо приготовить. Сейчас мы с вами будем помогать на кухне маме. Давайте прочитаем, что написано у вас на листах и у меня на доске.
Логопед и дети:
Мама готовит и я го – тов – …
Мама варит и я ва – …
Мама жарит и я жа – …
Мама солит и я со – …
Мама печёт и я пе – …
Логопед: слова у нас не дописаны, возьмите ручки и допишите слоги.
Дети: работают на листах.
Логопед: Молодцы, выполнили задание, и у нас появился ещё один фрагмент.
- Развитие звукового анализа и синтеза и составление словосочетаний.
Логопед: Все продукты и блюда из них приготовленные имеют свой вкус. Какие бывают продукты на вкус?
Дети: Сладкие, солёные, горькие, кислые.
Логопед: Правильно, а вот и наше последнее задание. Посмотрите на листочки. У вас записаны два столбика слов. Прочитайте правый столбик. Вставьте пропущенные буквы. Это названия продуктов и блюд. Прочитайте левый столбик. Что здесь написано?
Дети: Разные вкусы.
Логопед: Вам надо соединить слова, чтобы получились правильные словосочетания.
Дети: выполняют задания на листах.
Вкусная с .п
Солёный кл . ква
Кислая пл . шка
Логопед: Молодцы, выполнили все задания и нарисовали красивую картину. Что нарисовано на картине?
Дети: Семья сидит за столом.
Логопед: Мы с вами вспомнили, какие бывают продукты, помогли их приготовить, вспомнили, какие бывают продукты на вкус и в результате накрыли стол, за который села целая семья.
III Заключительная часть
- Подведение итогов.
Молодцы, ребята. Вы сегодня все хорошо потрудились.
Уберите у себя на столах. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Различие твердых и мягких согласных"
В данной презентации рассказывается о том,как различить мягкие и твердые согласные....
Итоговое занятие по теме: «Твердые и мягкие согласные».
Данная работа - итоговое обобщающее занятие по теме: «Твердые и мягкие согласные». Детям предлагаются различные упражнения на уточнение и закрепление умения выделять и дифференцировать гласные 1 ...
Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.
Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные звуки I ...
Презентация "Дифференциация твердых и мягких согласных.Буквы у - ю"
Буква У - гласная первого ряда - показатель твердости предшествующего согласного звука.Буква Ю - гласная второго ряда - показатель мягкости предшествующего согласного звука.Используются слова в непров...
Дифференциация твердых и мягких согласных
Дифференциация твердых и мягких согласных. Лексический материал - загадки.1-2 класс...
Логопедическая викторина "Твердые и мягкие согласные"
Логопедическая викторина для группы учащихся 2 класса со смешанной дисграфией....
Согласные твердые и мягкие/ Согласные звонкие и глухие
План-коспект урока по русскому языку ( 5 класс) на тему:Согласные твёрдые и мягкие / Согласные звонкие и глухие...