Речевой материал по дифференциации твёрдых и мягких согласных
методическая разработка на тему
Речевой материал по дифференциации твёрдых и мягких согласных
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevoy_material_po_differentsiatsii_tvyordyh_i_myagkih_soglasnyh.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Речевой материал
по дифференциации твёрдых и мягких согласных,
посредством парных гласных Ы-И, А-Я, О-Ё, У-Ю.
В своей работе часто сталкиваюсь с проблемой смягчения звуков у младших школьников и плохого различения твёрдых и мягких согласных при речевом диагнозе ФФНР (фонетико-фонематическое или фонематическое недоразвитие речи). Например, дети не могут понять и правильно различить слова-паронимы, отличающиеся одной буквой, такие как «мишка-мышка», «Дина-дыня», «рад-ряд», «нос-нёс», «лук-люк» и т. д. В их восприятии эти слова звучат одинаково. Это грубое нарушение фонематического слуха требует целенаправленной коррекции.
Работа над дифференциацией звуков играет огромную роль в формировании слуховой и произносительной системы языка. Приходится прорабатывать и выделять эту часть коррекционной работы в отдельный блок. Столкнулась с проблемой недостатка речевого материала по данной теме. Разработала материал в виде слоговых и словесных таблиц, который поможет детям справиться с этой речевой проблемой.
Твёрдые и мягкие согласные, посредством Ы – И
- Произношение слогов:
1) произношение слогов со звуком Ы;
2) произношение слогов со звуком И;
3) произношение слогов парами Ы-И;
4) произношение слогов парами , начиная с И, затем Ы.
5) произнесение слоговых "троек":
БЫ – БИ
ПЫ – ПИ
ДЫ – ДИ
ТЫ – ТИ
МЫ – МИ
НЫ – НИ
СЫ – СИ
ЗЫ – ЗИ
ЛЫ – ЛИ
РЫ - РИ
ГЫ – ГИ
КЫ – КИ
ВЫ – ВИ
ФЫ – ФИ
БЫ – БИ - БЫ
ДИ – ДЫ - ДЫ
ТИ – ТИ – ТЫ …
- Произношение парами слов, введение их в предложения:
1) сначала произносим слова с гласным Ы;
2) – затем произносим слова с гласным И;
3) – произнесение слов парами)
были – били лыжи – лижи
быль – бил лыко – липа
пыль – пил лысый – лисий
пыжик – пижама лысина – лисья
дым – Дима лыжник - лишний
тын – тина дыня – Дина
нытик - нити слоны - кони
ныть - нить сын - синий
тысяча – тишина мыши – Миша
мыть – Митя мышка – мишка
мыло – милый сыч - ситец
сынок – синяк сытый – сито
сыр – синь зыбко – синий
сыпь – осип язык – Тузик
- Произнесение слов в предложениях.
Затем задаём вопрос на понимание предложений:
Их трубы идёт дым. Дима нарисовал дым, идущий из трубы.
Дина ела дыню. Дима гвозди не забил, потому что молоток забыл.
У сынка синяк. Тузик высунул язык.
Зина молчит, словно проглотила язык. На липе липовое лыко.
Этот лыжник на лыжне лишний. В тишине шуршат тысячи листьев.
Мой милый, мой руки с мылом. Бегут мои лыжи и снег лижут.
Стали зубы ныть, надо взять зубную нить. Рысь не ест рис.
Мишка лапкой ловил мышку, а мышка убежала.
Баба с дедом жили-были и яйцо от курицы-рябы били, били, не разбили.
- Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки Ы – И:
Сыны, пылинка, пыхтит, кипятит, дымит, забыл, лысый, плыли, пили, мыши,
алиби, хилые, камыши, тигры, винтик, рисовый, пилили, сидим, личный, отличный, чистый, малыши, вымочить, рыжик, красивый, пушистый, сырые, душистый, киты, вытащил, пупырышки, вишнёвый, свинина, выскочил, дышит, выбыл, выбил, выкинул, выкипел, выбросил, выбежит
Картинный материал: мышка - мишка
Твёрдые и мягкие согласные, посредством А – Я.
- Произношение слогов по таблице:
1) произношение слогов со звуком А;
2) произношение слогов со звуком Я;
3) произношение слогов парами А-Я;
4) произношение слогов парами , начиная с Я, затем А.
5) произнесение слоговых "троек":
БА – БЯ
ПА – ПЯ
ДА – ДЯ
ТА – ТЯ
МА – МЯ
НА – НЯ
СА – СЯ
ЗА – ЗЯ
ЛА – ЛЯ
РА - РЯ
ГА – ГЯ
КА – КЯ
ВА – ВЯ
ФА – ФЯ
БА – БЯ - БА
ПЯ – ПА - ПЯ
ДА – ДА – ДЯ …
2. Произношение парами слов, введение их в предложения:
1) сначала произносим слова с гласным А;
2) затем произносим слова с гласным Я;
3) произнесение слов парами
БАС – БЯЗЬ РЫБА - ТЕБЯ
ТРУБА – ТРУБЯТ РУБАХА – РУБЯТ
ПАР – ПЯТЬ ПАШЕТ – ПЯЛИТ
ПАШТЕТ – ПЯТНЫШКО ПАЛЕЦ – ПЯТНИЦА
ТАНЯ – ТЯНЕТ ТАНЕЦ – ТЯГАЧ
ТАЩИТ – ТЯНЕТ МАТЬ – МЯТЬ
МАША – МЯСО НАДЯ – НЯНЯ
ВАННА – БАНЯ ИННА – ВАНЯ
САД – СЯДЬ САНИ – СЯДУ
КОСА – КОСЯТ ЗАЙКА – ЗЯБКО
КОЗА – ХОЗЯИН ВАНЯ – ВЯЖЕТ
ЛАПУ – ЛЯГУ ЛАПУШКА – ЛЯГУШКА
РАЯ – РЯДОМ РАД – РЯД
ПАРАД – НАРЯД ВАТА - ВЯЖЕТ
ФЛАГИ – ФЛЯГИ ТАПКИ – ТЯПКИ
- Произнесение слов в предложениях.
Затем задаём вопрос на понимание предложений:
На Иване рубаха мокрая, они с отцом рубят дрова.
На платьишке от паштета пятнышко. Сяду только в свои сани.
Под щёку лапу и в берлогу лягу. Маша ест мясо.
Косари косами косят. Пойди в сад, на скамейку сядь.
Инна, Ваня, Надя зовут няню. Ваня рад, что попал в первый ряд.
Меня просила мать рубашку не мять. Рая, будь рядом.
Зайке зимой не зябко. Из ваты одежду не вяжут.
Наряд для парада. Наша Таня время тянет.
- Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки А – Я:
котята, телята, волчата, жеребята, цыплята, лисята, воронята, ежата, бельчата, девчата, одеяло.
Картинный материал: флаги - фляги
Твёрдые и мягкие согласные, посредством О - Ё.
1. Произношение слогов по таблице:
1) произношение слогов со звуком О;
2) произношение слогов со звуком Ё;
3) произношение слогов парами О-Ё;
4) произношение слогов парами , начиная с Ё, затем О.
5) произнесение слоговых "троек":
БО – БЁ
ПО – ПЁ
ДО – ДЁ
ТО – ТЁ
МО – МЁ
НО– НЁ
СО – СЁ
ЗО – ЗЁ
ЛО – ЛЁ
РО - РЁ
ГО – ГЁ
КО – КЁ
ВО – ВЁ
ФО – ФЁ
БО – БЁ - БО
ПЁ – ПО – ПЁ
ДО – ДО – ДЁ …
2. Произношение парами слов, введение их в предложения:
1) сначала произносим слова с гласным О;
2) затем произносим слова с гласным Ё;
3) произнесение слов парами
ПОСТ – ПЁС ПОРТ – ПЁТР
ДОМА – ДЁМА ДОШЁЛ – ДЁШЕВО
ДОСКА – ДЁСНА ТОПОР – ТЁРКА
ДОРОГА – ДЁРГАТЬ ТОРТ – ТЁРТ
ТОРМОЗ – ТЁМНЫЙ МОЛОКО – МЁД
МОРОЗ – МЁРЗ НОС – НЁС
НОВЫЙ – КОНЁК СТАНОК – САНЁК
ЗАРОК – ЛАРЁК СОЛЬ – (МНОГО) СЁЛ
ФАСОЛЬ – ОСЁЛ СОТНИ – СЁСТРЫ
ЗОЛОТО – КОЗЁЛ ФОЛЬГА – ФЁКЛА
ВОЛ – ВЁЛ РОТ – ОРЁТ
РОМА – РЁВА ЛОТ – ЛЁД
ЛОДКА – ЛЁНЬКА
- Произнесение слов в предложениях.
Затем задаём вопрос на понимание предложений:
Пёс не покидает свой пост. Пётр потрошил осётра.
На торт орех натёрт. В мороз нос замёрз.
Наш Дёма уже дома. Сумку нёс в мороз, нос замёрз.
В огороде осёл съел фасоль. Володя вола вёл.
- Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки О – Ё:
дёшево, жеребёнок, домовёнок, много пелёнок, котёнок, козлёнок, кутёнок, цыплёнок, телёнок, топорёнок, поварёнок, ребятёнок, опёнок.
Картинный материал: торт - тёрка
Твёрдые и мягкие согласные, посредством У - Ю.
- Произношение слогов по таблице:
1) произношение слогов со звуком У;
2) произношение слогов со звуком Ю;
3) произношение слогов парами У-Ю;
4) произношение слогов парами , начиная с Ю, затем У.
5) произнесение слоговых "троек":
БУ – БЮ
ПУ – ПЮ
ДУ – ДЮ
ТУ – ТЮ
МУ – МЮ
НУ– НЮ
СУ – СЮ
ЗУ – ЗЮ
ЛУ – ЛЮ
РУ - РЮ
ГУ – ГЮ
КУ – КЮ
ВУ – ВЮ
ФУ – ФЮ
БЮ – БУ - БЮ
ПУ – ПУ - ПЮ
ДЮ – ДУ – ДЮ …
- Произношение парами слов, введение их в предложения:
1) сначала произносим слова с гласным У;
2) затем произносим слова с гласным Ю;
3) произнесение слов парами
КРУЖЕВА – БРЮКВА ТУФЕЛЬКА - ТЮТЕЛЬКА
СУДА – СЮДА ТУМБОЧКА - ТЮФЯЧОК
РУКИ – БРЮКИ ТУРИСТ - АВАНТЮРИСТ
ЛУК – ЛЮК ГРУШИ - РЮШИ
ДУШ – ДЮШЕС БЕРУ - БОРЮ
ДУЮ – ДЯДЮ ГОРУ - ГОРЮ
ТУМАН – ТЮЛЬПАН ДЕРУ - ДАРЮ
ТУЧА – ТЁТЮШКА КУПЛЕТ - КЮВЕТ
ТУГОЙ – ТЮФЯК ЗУБРЫ - ИЗЮБРИ
КАТУШКА – КАТЮШКА К СТОЛУ - КОРМЛЮ
ПОДУШКА – ДЯДЮШКА ЛУЧИК – КЛЮЧИК
- Произнесение слов в предложениях.
Затем задаём вопрос на понимание предложений:
В тумане не видно тюльпана. Туфельки тютелька в тютельку.
У Луки всегда руки в брюки. В зоопарке зубры и изюбри.
В огороде лук, на дороге – люк. Беру Борю в игру.
Катюшка катала катушку. Дядюшка налил воды в кадушку.
По морю суда плывут туда-сюда. На ветке груши, на блузке – рюши.
Зову к столу, гостей кормлю. Крапиву деру, козам дарю.
Забрался в гору и от счастья весь горю.
У солнца золотой лучик, у Буратино – золотой ключик.
- Проговаривание слов, одновременно содержащих звуки У – Ю:
В бурю, утюг, утюжок, утюжить, урюк, курю, дурю, пробурю (дырку, отверстие), дежурю, балагурю, гутарю (просторечное – говорю), кухарю…
Картинный материал: лук-люк, руки-брюки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.
Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...
Презентация к урокам по теме "Твёрдые и мягкие согласные"
В презентации представлены упражнения, которые можно использовать на логопедических занятиях или на уроках русского языка по теме "Твёрдые и мягкие согласные", "Способы смягчения согласных"....
Открытый урок русскогоязыка в з классе МС(К)ОУ "С(К)ОШ № 15 по теме: "Различение твёрдых и мягких согласных гласными".
Урок создан на основе модели личностно-ориентированной технологии обучения. На уроке используется ЦОР, мотивация учебной деятельности, реализованы основные этапы урока. Организована последовател...
Формирование дифференциации твёрдых и мягких согласных у учащихся младших классов школы VIII вида.
Статья для сборника «Здоровьесберегающие и логопедические технологии в образовании: традиции, поиск, новаторство (сборник научных трудоврегиональной научно-практической конференции) ГОУ ВПО Магн...
Дифференциация твердых и мягких согласных, обозначение мягкости/твердости согласных спомощью букв у - ю.
Конспект урока по логопедии для учащихся 3 класса I варианта обучения. Практическое овладение обзначением на письме твердости и мягкости согласных с помощью гласных У - Ю....
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Веселое занятие, подготовка к новому году.
Занятие помогает Развитию фонематической дифференциации на материалетвердых и мягких согласных звуков в изолированном виде, в слогах, в словах. Новогодние праздники, традиции нового года....
Согласные звуки и обозначающие их буквы. Твёрдые и мягкие согласные
презентация к уроку русского языка 5 класс по теме "Согласные звуки и обозначающие их буквы. Твёрдые и мягкие согласные"...