Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО "Возвращаясь памятью к войне"
материал (5 класс)
Направление: комплекс воспитательных мероприятий, деятельность ученических сообществ, педагогическая поддержка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vneur_antonova_ev.docx | 42.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Иркутской области
Управление образования АГО
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 14»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В РАМКАХ ФГОС ООО
Направление внеурочной деятельности:
Комплекс воспитательных мероприятий, деятельность ученических сообществ, педагогическая поддержка обучающихся и обеспечение их благополучия в пространстве школы
«Возвращаясь памятью к войне»
Авторы-разработчики практики:
- Труфанова Светлана Валентиновна, директор МБОУ «СОШ №14», учитель русского языка и литературы
- Антонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №14»
- Ярмощук Татьяна Николаевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №14»
г. Ангарск, 2024
Пояснительная записка
Направление внеурочной деятельности: Комплекс воспитательных мероприятий, деятельность ученических сообществ, педагогическая поддержка обучающихся и обеспечение их благополучия в пространстве школы | «Возвращаясь памятью к войне» | ||||
|
| ||||
| Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 14» | ||||
| Мероприятия проводятся в течение учебного года в соответствии с планом. | ||||
| Воспитание гражданина - важная задача государства и школы, одна из самых острых и актуальных проблем общества. Среди целей образования в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения выделяются основные: «воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины». В основе данной программы лежат базовые национальные ценности, представленные в ФГОС и в «Стратегии развития воспитания в РФ»: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, искусство и человечество. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств выпускника школы. Ученик выступает как личность, осознающая свою нераздельность, неразрывность с Отечеством. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. | ||||
| Актуальность напрямую связана с основными задачами Федерального государственного стандарта. Важную роль в воспитании молодого поколения играет патриотическое воспитание, направленное на развитие любви к Родине, преданности Отечеству, стремления личным трудом содействовать прогрессивному развитию своей страны. Патриотическое воспитание школьников приобретает особо важное значение по нескольким причинам: возрастает уровень информированности молодого поколения, имеются определенные трудности в понимании современной молодежью сущности патриотизма, его ценностно-целевых приоритетов. Следует отметить и тот факт, что сегодняшнее искажение отечественной истории становится фактором идеологической борьбы за умы подрастающего поколения. Новизна представленной программы заключается в осуществлении патриотического воспитания школьников на качественно новом уровне через деятельностный подход, что способствует выработке у обучающихся правильного понимания патриотизма, собственной позиции по данному вопросу, твердой гражданской позиции патриота. | ||||
| Цель программы «Возвращаясь памятью к войне» : целенаправленное формирование у обучающихся высокой социальной активности, гражданственности и патриотизма, чувства гордости за своё Отечество, малую родину, свой народ через совершенствование и развитие системы патриотического воспитания в школе. Задачи реализации программы:
Проблемы, решаемые в процессе реализации данной программы: - недостаточный уровень знаний подрастающего поколения о событиях Великой Отечественной войны; - отдаленность событий Великой Отечественной войны от современных школьников; - несформированность критического отношения школьников к информации, размещенной в интернете (зачастую сознательно искаженной); - вторжение в менталитет школьной молодежи ценностей западной культуры, способствующих ослаблению чувства патриотизма и национальных духовных ценностей; - низкий уровень читательской грамотности современных школьников; - проявление апатии и равнодушия, нигилизма и цинизма, безответственности и немотивированной агрессивности в сознании молодого поколения. | ||||
| Программа предназначена для обучающихся 5–11 классов, носит комплексный характер, охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Задачи программы и запрос родителей обучающихся по воспитанию детей требуют того, чтобы воспитывающая среда школы была как можно более разнообразной, вариативной. Реализация программы позволяет создавать условия для освоения нравственных ценностей школьником, так как происходит погружение ребенка в каждую из сфер: учебную деятельность, воспитательную работу, проектно-исследовательскую деятельность, социально-значимые дела и акции, взаимодействие с родителями. В ходе работы ученики осваивают различные виды деятельности: проблемную коммуникативную, творческую, поисково-исследовательскую. Данная программа патриотического воспитания обучающихся реализуется во время учебного процесса, при проведении внеклассных мероприятий, в традициях, сложившихся в школе, в окружающем социуме школы. | ||||
| Реализация патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы содержания, форм и методов патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Программа «Возвращаясь памятью к войне» реализуется в течение учебного года, начиная с тематических классных часов, посвященных Великой Отечественной войне (для школьников 5-11 классов). Деятельностный компонент программы по патриотическому воспитанию позволяет вовлечь обучающихся в активную социальную деятельность и принять сознательное участие в ней: оформление учениками 5-11 классов и их родителями Стены Памяти; реконструкция солдатского быта времени Великой Отечественной войны (создание блиндажа, пополнение экспонатов школьного музея). В основе патриотического воспитания лежит воспитание чувств, поэтому фактором их развития становится целенаправленно созданная ситуация, когда ребенок переживает гордость за Отечество, малую родину, свою семью; за коллектив, его достижения и совместный успех. Воспитанию патриотических чувств способствуют традиционно проводимые мероприятия, такие как литературно-музыкальные композиции, фестиваль военной песни, конкурсы чтецов, участие во всероссийской акции «Бессмертный полк». Для реализации проектно-исследовательской и краеведческой деятельности школьников ежегодно проводятся научно-практические конференции, посвященные изучению произведений советских писателей о войне, о солдате-герое. Патриотическому воспитанию также способствует проведение учениками 5-11 классов флэш-моба «Мир без нацизма». | ||||
| Классные часы. Тематика и глубина погружения в тему зависит от возрастных групп обучающихся. Для подростков 5–8-х классов актуальна потребность анализировать и обобщать факты и явления действительности, вырабатывать собственные взгляды на окружающее, на нравственные требования и оценки. Наиболее значимыми темами классных часов являются темы по формированию у них ценностных ориентиров. Период взросления обучающихся 9-11-х классов - это период формирования научного мировоззрения, интеллектуального и физического развития школьника. Тематика классных часов должна быть посвящена событиям в стране не только в период Великой Отечественной войны, но в современное время; формировать у школьников ответственность за её будущее, прививать общественно ценный опыт защиты своей Родины.
Стена Памяти. Стена Памяти включает в себя информационный материал о героях Великой отечественной войны, который ищут и оформляют ученики школы. Ученики 5-11 классов совместно с родителями оформляют материал о своих прабабушках и прадедушках, героях войны и тыла. Материал включает в себя фотографии из семейного архива и описание военного или трудового подвига. http://school14angarsk.ru/p113aa1.html Реконструкция солдатского быта времени Великой Отечественной войны. Обучающиеся 7-8 классов под руководством старшеклассников и учителей истории и технологии по чертежам воссоздают военный блиндаж, обустраивают его, наполняют экспонатами. http://school14angarsk.ru/p113aa1.html Литературно-музыкальные композиции. Цель проведения литературно-музыкальных композиций о Великой Отечественной войне: расширение представления детей о родной стране, о ее истории, о Великой Отечественной войне, способствование сохранению исторической памяти у детей через музыкальную и художественную культуру. Литературно-музыкальная композиция, посвященная узникам концлагерей, проводится ежегодно в первой половине учебного года, литературно-музыкальная композиция, посвященная снятию Блокады Ленинграда, - во второй половине учебного года. Литературно-музыкальная композиция – это своеобразная демонстрация моральных качеств участников мероприятия, их собранности, дисциплинированности, ответственности, взаимопонимания, взаимовыручки. Участниками литературно-музыкальных композиций являются ученики 7-10 классов. Литературно-музыкальные композиции демонстрируются ученикам всех параллелей с 5 по 11 классы. https://youtu.be/nALGFtVLpWY Фестиваль военной песни. Ежегодно в школе проводится фестиваль военно- патриотической песни, посвящённый Победе в Великой Отечественной войне. Данный фестиваль проводится в два этапа: для 5-7 классов, 8-11 классов. Вниманию зрителей и жюри классы представляют военно-патриотические песни о солдатском подвиге и славе, о мире и о войне. Звучат песни, наполненные патриотическими чувствами, любовью к отчему дому, к родине. Многие классы (исполнители) используют костюмы или военные атрибуты. Фестиваль военной песни имеет большое воспитательное значение, школьники исполняют песни серьезного содержания, которые воспитывают патриотические чувства, верность и любовь к Отечеству. http://school14angarsk.ru/p113aa1.html Флэш-моб «Мир без нацизма». С целью создания условий для укрепления дружбы детей различных национальностей, формирования навыков толерантности в рамках поликультурного общества, проводится флэш-моб «Мир без нацизма». Данное мероприятие содействует сплочению детских коллективов, укреплению идей добрососедства и взаимопонимания посредством совместной детско–взрослой деятельности. https://www.youtube.com/watch?v=lWyS6WjAPAg Также проводятся такие мероприятия: - научно-практическая конференция по рассказам советских писателей о Великой Отечественной войне (https://www.youtube.com/watch?v=CfcJ4O1GIPc ); - семейная квест-игра «Дорогами победы»; http://school14angarsk.ru/p113aa1.html - оформление газет о военной технике и оружии Великой Отечественной войны; http://school14angarsk.ru/p113aa1.html - выставка экспонатов школьного музея, посвященных солдатскому быту (https://www.youtube.com/watch?v=jrtICwH9pVc ); - интеллектуальный баттл «Правда и ложь о войне», проведенный среди обучающихся 10-11 классов; -участие во всероссийской акции «Бессмертный полк». http://school14angarsk.ru/p113aa1.html | ||||
| Оценка результативности реализации программы «Возвращаясь памятью к войне» осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами. Инструментарий: анкетирование, наблюдение, собеседование, изучение документации и мониторинг воспитательной системы школы. Нравственно-духовные параметры: 1. Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям: - патриотизм и любовь к Родине; - права и свободы человека и гражданина; - символика Российской Федерации; - национальное самосознание; - уважение чести и достоинства других граждан; - гражданственность. 2. Сформированность гражданских навыков: - умение работать и действовать индивидуально и в коллективе; - умение принимать и защищать свои решения; - готовность к участию в общественных делах. Количественные параметры: 1. Включенность каждого школьника в воспитывающие ситуации. 2. Снижение количества детей с девиантным поведением. 3. Деятельность детской пионерской организации и волонтерского отряда. 4. Участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике. Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость. В результате реализации программы ожидается: 1. В школе как в образовательной системе: - создание системы гражданско-патриотического воспитания; - вовлечение в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности. 2. В образе выпускника: - в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности; - в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений; - в социальной сфере: формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства; - в познавательной сфере: развитие интеллектуальных и творческих способностей. Программа «Возвращаясь памятью к войне» отражает необходимый обществу социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации практики должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся как основы личности будущего гражданина России, духовно-богатая, творческая личность, способная и выразить себя. | ||||
| SWOT-анализ эффективности внедрения практики»:
| ||||
| |||||
| Необходимые навыки и компетенции авторов программы: умение работать в команде, ответственность, принятие решений, лидерство, ориентация на результат. Необходимые навыки и компетенции исполнителей программы: умение работать в команде, ответственность в принятии решений, лидерские качества, надежность и этика, ориентация на результат. Самое главное, изначальное в деле патриотического воспитания молодёжи — твёрдое убеждение учителя, что эта работа необходима, что в каждом человеке должно жить ощущение Родины, своих исторических корней, своей принадлежности к определённой культуре, традициям, народности. Опыт учителя подскажет и содержание, и формы данной работы. | ||||
| В основу общей методологии доказательного анализа программы положена модель сбора и анализа данных, позволяющая комплексно подходить к получению новых и оценке имеющихся сведений о замысле, реализации и социальных результатах практики. Информационное обеспечение реализации программы. Федеральный государственный образовательный стандарт https://fgos.ru/ Стратегии развития воспитания в РФ http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf Всероссийская многофункциональная гражданско-патриотическая платформа «Живая история» https://xn----7sbfpkcaba0dcvcjgaj5ug.xn--p1ai/osnovnaya-shkola.html Архив концертов, спектаклей, экскурсий, фильмов и книг с бесплатным доступом на портале культурного наследия России «Культура.РФ»: Каталог лекций ведущих ученых и деятелей культуры: https://www.culture.ru/lectures Трансляции в рамках национального проекта «Культура»: https://www.culture.ru/s/nacionalnyj-proekt-kultura/#schedule Образовательные ресурсы: Более 1000 лекций ведущих ученых и деятелей культуры на портале культурного наследия России «Культура.РФ» Навигатор образования - сервис онлайн-курсов по различным направлениям дополнительного и дополнительного профессионального образования для учеников, учителей и родителей (Минпросвещения России, Агентство стратегических инициатив). Раздел «Музыка» https://resh.edu.ru/subject/6/ Аудиолекции об искусстве, музыке, литературе, истории и философии на портале «Magisteria» https://magisteria.ru/ Проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (доступ к онлайн-курсам, разработанным вузами на разных платформах онлайн-обучения) https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/63322/episode_id/1956051/video Театры мира, открывшие онлайн-доступ к своим постановкам (подборка ссылок) Архивы аудио и видеозаписей классической музыки: «Classic-online» https://classic-online.ru/ «Погружение в классику» http://www.intoclassics.net | ||||
| Можно ли заставить ребенка любить страну, в которой он живёт? Однозначно, нет. Чтобы достучаться до молодого человека, эта работа должна вестись от сердца к сердцу, поэтому громкие мероприятия, посвящённые какому-то историческому событию, не приносят желаемого результата. Желаемый результат приносит совместная подготовка учеников, учителей и родителей к мероприятиям патриотического направления. Авторами данной программы проведен социологический опрос среди обучающихся и их родителей, позволяющий сделать вывод об эффективности проводимых мероприятий в рамках программы «Возвращаясь памятью к войне»: вовлечение в систему патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности; включенность каждого школьника в воспитательные ситуации; увеличение количества учеников, принявших участие в мероприятиях по патриотической тематике. | ||||
| Социальные партнеры в реализации программы: - Ангарская городская централизованная библиотечная система, - Музей Победы, - городской Совет ветеранов войны, - общественная организация «Алые зори», - Станция юных техников г. Ангарска, - ДК «Нефтехимик», - ДК «Энергетик». | ||||
| По итогам реализации программы у благополучателей повысится информированность о патриотическом воспитании в МБОУ «СОШ №14» города Ангарска; увеличится число участников сферы детства, публично представляющих доказательства достижения результатов за счет применения социальных практик; использование доказательного подхода при принятии решений со стороны специалистов и организаций, работающих в сфере детства. Технологический подход к реализации программы «Возвращаясь памятью к войне» предусматривает системный взгляд на методологию организации воспитательного процесса, которая отражена в следующих принципах:
Воспитание патриотизма играет важнейшую роль в гражданском и духовном развитии детей и подростков, о чем говорил В.В. Путин: «Решая стоящие перед нами задачи и используя при этом все самое современное, все самое новое, мы вместе с тем должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России, за более чем тысячелетнюю свою историю». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС. "Я гражданин"
Рабочая программа " Я _ГРАЖДАНИН" по внеурочной деятельности по ФГОС.Для учащихся 5-6 классов.Программа предназначена в целях гуманитарного развития детей.Привития чувства патриотизма к РОДИ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Общая физическая подготовка » в рамках ФГОС для 5 класса
Рабочая программа внеурочной деятельностипо спортивно-оздоровительному направлению«Общая физическая подготовка »в рамках ФГОС для 5 класса...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Общая физическая подготовка » в рамках ФГОС для 5 класса
Программа общей физической подготовки составлена на основе материала, который дети изучают на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, дополняя его с учетом и...
Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Безопасность и ЗОЖ» 6 класс
Программа курса разработана с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся и Примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 6 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС «Мир вокруг» 6 класс
Программа рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю) и предназначена для учащихся 11-13 лет.Цель изучения заключается в развитии и воспитании гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно о...
Рабочая программа внеурочной деятельности по ФГОС «Культура речи»
Рабочая программавнеурочной деятельности по ФГОС«Культура речи»...
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ внеурочной деятельности по ФГОС
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований,обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего,основного общего, ...