Методическая разработка интерактивного занятия профориентационной направленности «Как не провалить собеседование»
методическая разработка (9, 10, 11 класс)

Федорова Елена Владимировна

Материал представляет собой методическую разработку занятия с обучающимися 9-11 классов, а также студентами старших курсов ПОУ, цель которого - научить грамотно составлять резюме и строить общение с потенциальным работодателем при прохождениисобеседования. Включает описание содержания занятия и приложения, в которых содержатся раздаточный материал для работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка интерактивного занятия профориентационной направленности 

«Как не провалить собеседование»

Федорова Е.В.

ГБНОУ ЦОПП СПб

методист

Пояснительная записка

Актуальность темы. В современных условиях быстро меняющейся экономической ситуации на рынке труда особенно остро встает проблема помощи подросткам в осознанном выборе профессии, развития мотивационной сферы как основы данного выбора.

Формирование у подростков мотивации к труду, потребности приобретения востребованной на рынке труда профессии, становятся приоритетными в системе общего и профессионального образования. Важной проблемой является соответствие выбираемой сферы профессиональной деятельности личностным особенностям (способностям) и потребностям (интересам) обучающихся. Наиболее актуальным при реализации этого направления является компетентностный подход, который в школьном образовании понимается как ориентация образовательной практики на развитие такого интегрального качества личности, как способность и готовность ученика решать проблемы, типичные и нетрадиционные задачи, возникающие
в актуальных для него жизненных ситуациях, с использованием ценностей, способностей, образовательного и жизненного опыта.

Не меньшую значимость имеет навык подготовки резюме и общения
с потенциальным работодателем. Очень редки случаи, когда старшеклассники уже сталкивались с подобной ситуацией, поэтому важно разъяснить не только правила написания резюме, но и показать подводные камни, которые могут поджидать соискателя при очной встрече с работодателем. «Отсутствие исследований, основанных на количественных данных, приводят к заключению, что до сих пор не выявлены устойчивые критерии прохождения собеседования
с положительным результатом. Перечисленные приемы, которые кандидаты могут использовать во время собеседований, не подкреплены соответствующими количественными данными о проценте прохождения соискателей, использовавших ту или иную стратегию поведения… Когда рекрутер оценивает кандидата во время интервью, он отчасти руководствуется своей интуицией. Данное «чутье» зависит не только от объективных
и формальных характеристик кандидата, … но и от впечатления, которое кандидат оказал на рекрутера. ... Таким образом, здесь именно кандидат оказывает существенное влияние на рекрутера» (3). Тем не менее, владение информацией о возможных поворотах событий при прохождении собеседования может оказаться решающим фактором для соискателя.

Цель занятия: научить старшеклассников грамотно составлять резюме
и строить общение с потенциальным работодателем при прохождении собеседования.

Задачи:

  • создать игровую ситуацию поиска работы;
  • ознакомить с правилами написания резюме;
  • рассмотреть основные вопросы, которые могут прозвучать на собеседовании при приеме на работу;
  • рассмотреть основные ошибки при собеседовании;
  • проработать ситуацию собеседования в безопасных игровых условиях.

Целевая аудитория: обучающиеся 9-11 классов общеобразовательных учреждений; студенты старших курсов профессиональных образовательных учреждений (педагог знаком с аудиторией).

Занятие рассчитано на 90 минут.

Планируемые результаты:

Развитие коммуникативных навыков, в том числе работа в команде.

Формирование и развитие навыков, необходимых для трудоустройства; обеспечение грамотных осознанных действий в реальной жизненной ситуации.

Развитие аналитического и синтетического мышления, креативности.

Достижению более высокого образовательного результата способствуют специально созданные безопасные комфортные условия тренинга.

Педагогические технологии:

  • информационно-коммуникационная технология,
  • технология развития критического мышления,
  • технология развивающего обучения,
  • здоровьесберегающие технологии,
  • технология проблемного обучения,
  • игровые технологии,
  • педагогика сотрудничества,

Условия реализации, материально-техническое обеспечение:

Помещение, оборудованное столами и стульями, которые можно перемещать (количество стульев должно быть не меньше количества участников занятия);

компьютер (ноутбук) с возможностью проецирования информации
на экран (электронная доска);

раздаточный материал в удобном для работы формате (распечатка
на 1 листе формата не более А4 (в Приложении);

бумага и пишущий инструмент (ручка, карандаш, фломастер)
для участников

Требования к педагогу – наличие педагогического образования, опыт работы профориентатором, желателен опыт работы в качестве психолога
(при наличии документов, подтверждающих право деятельности).

Сведения об апробации:

Апробация программы состоялась в 2023 году в рамках реализации Дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Методики разработки и проведения профориентационного тренинга»
(ГБНОУ ДУМ СПб, 25 слушателей из учреждений общего, дополнительного
и профессионального образования). Занятие было с интересом принято слушателями, они активно участвовали в выполнении заданий, отметили разнообразие упражнений, логичность построения занятия, возможность проявить креативность и развить коммуникативные навыки. Отдельные упражнения  и их блоки проводились со старшеклассниками разных школ Красногвардейского, Московского и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга.


Обобщенное содержание

Интерактивное занятие «Как не провалить собеседование»

Педагог приветствует аудиторию, предъявляет тему занятия и его цели. Проводит сбор информации о степени знакомства аудитории с понятием «резюме». На бланке (Приложение 1) участникам занятия необходимо отметить свой вариант ответа.

Упражнение 1.

Задача: Назвать ассоциации, возникающие у Вас, когда Вы слышите слово «Резюме».

Педагог обобщает услышанное и формулирует определение: «Резюме - документ, содержащий информацию о навыках, опыте работы, образовании,
и другую относящуюся к делу информацию, обычно требуемую
для рассмотрения кандидатуры человека для найма на работу». Затем предлагает ознакомиться с памяткой «Как составить резюме» (Приложение 2) и просит назвать основные позиции, определяющие это понятие. Используя Приложение 3, участники обсуждают требования к составлению резюме.

Упражнение 2.

Задача: Используя полученную информацию, подготовить резюме (возможны варианты: собственное или сказочного героя).

При работе обучающиеся могут пользоваться материалами Приложения 4. Несколько резюме зачитываются (по желанию составителя).

Педагог акцентирует внимание аудитории на цели написания резюме, способах его рассылки и переходит к логическому продолжению ситуации – собеседованию с потенциальным работодателем. Проводит сбор информации
о степени знакомства аудитории с понятием «собеседование при приеме
на работу». На бланке (Приложение 1) участникам занятия необходимо отметить свой вариант ответа.

Упражнение 3.

Педагог предлагает аудитории ознакомиться со списком 50-ти причин,
по которым соискатели не получают работу, подготовленным на основе обзора Ф. Эндикота, бывшего директора службы трудоустройства Северо-Западного университета (Бостон, США) (Приложение 5).

Задача – отметить 10 причин, по которым Вы, будучи работодателем, отказали бы соискателю. Время на работу – 7 минут. Затем проходит сбор информации – педагог зачитывает каждую причину и отмечает количество обучающихся, отметивших ее в своих «черных списках». Наиболее часто встречающиеся причины озвучиваются. Участникам предлагается объяснить, почему именно эти причины оказались в «топовом» списке.

Упражнение 4.

Обучающимся предлагается рассмотреть вопросы, которые могут быть заданы на собеседовании, и их назначение (Приложение 6).

Задача: отобрать 5 вопросов, наилучшим образом помогающих понять, нужен ли работодателю на вакантную должность такой потенциальный сотрудник.

Возможны варианты работы в зависимости от состава группы – индивидуальная работа, работа в парах, работа в мини-группах.

Упражнение 5.

Используя Приложение 7, необходимо выбрать 3 свои сильные стороны
и сформулировать 3 слабые стороны, а также 3 положительных
и 3 отрицательных качества руководителя.

Деловая игра «Собеседование»

С помощью разминки «Броуновское движение» выбираются кандидаты
на роли соискателя и работодателя. Всем участникам занятия предлагается представить себя атомами. Под музыку они двигаются по помещению
в хаотичном порядке
 (стулья отодвинуты в сторону для обеспечения безопасности, педагог отслеживает ситуацию, не допуская травмоопасных ситуаций). По хлопку педагога им предстоит собраться в молекулы, количественный состав которых – 2, 3, 4 атома – определяет педагог, называя соответствующее число. Так делают несколько раз, меняя количество атомов
в молекуле. В результате участники разделяются на пары, в которых
и определяют, кто какую роль будет играть.

Используя материалы, полученные при выполнении упражнений, обучающиеся моделируют ситуацию собеседования: «Работодатель» задает вопросы, «Соискатель» рассказывает о себе и отвечает на задаваемые вопросы. В случае, если резюме представлено от имени литературного героя
и не зачитывалось при выполнении упражнения 2, то «Соискатель» не называет своего имени, и аудитория должна догадаться, кто претендует на вакантное место. Вакантная должность может быть выбрана из предложенного списка
(как вариант – игра «Профессионалы», созданная ИЦАЭ) или названа «Работодателем». Проигрывается 3-4 ситуации, каждый раз «Работодатели» решают, принимают ли они своего «Соискателя» на работу. Вариант игры –
на одно вакантное место заслушивается несколько «Соискателей» и выбирается один кандидат, которого «примут на работу».

Педагог подводит итоги игры. В заключение обучающимся предлагается просмотреть видеофрагмент «Как провалить собеседование» и с точки зрения экспертов назвать основные ошибки, допущенные героиней.

В завершение педагог получает обратную связь (устно - что понравилось, что не понравилось или не имело ценности, какие моменты можно использовать
в реальных ситуациях, таблица Приложение 8), благодарит аудиторию и подводит итоги занятия.


Список использованной литературы

  1. Концепция системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Санкт-Петербурга [Электронный ресурс] Доступ: https://k-obr.spb.ru/media/uploads/userfiles/2020/06/15/%D0%9A%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf?ysclid=lrap9e2fnz824168493 (дата обращения: 12.01.2024)
  2. Блинов В.И., Родичев Н.Ф., Сергеев И.С. Образовательная профориентация - издательство «Лань», 2023
  3. Собеседование при приеме на работу в международную компанию: исследование слабых и сильных сторон кандидатов с точки зрения рекрутера [Электронный ресурс] Доступ: https://scipress.ru/economy/articles/sobesedovanie-pri-prieme-na-rabotu-v-mezhdunarodnuyu-kompaniyu-issledovanie-slabykh-i-silnykh-storon-kandidatov-s-tochki-zreniya-rekrutera.html?ysclid=lrg31ujbj432342964 (дата обращения: 12.01.2024)
  4. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. Программа предпрофильной подготовки. - М.: Генезис, 2017.
  5. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб.: Питер, 2016. – 271с.
  6. Пряжников Н.С. Активизирующая профконсультация: теория, методы, программы. - Академия, 2014.


Приложение 1

понятие

в первый раз слышу

знаком с чужих слов

интересовался

просматривал информацию в разных источниках

знаком из личного опыта

резюме

собеседование при приеме

на работу


Приложение 2

«Как составить резюме» – памятка

        Резюме - это документ, содержащий краткую историю карьеры и описание профессионально важных качеств человека, который ищет работу.

        Резюме используется при поиске работы и трудоустройстве в большинстве зарубежных и отечественных коммерческих фирм.

        Резюме составляется человеком, который ищет работу, печатается на пишущей машинке или принтере, оставляется работодателям при их посещении, высылается им по почте или факсу, или передается фирмам-посредникам, которые занимаются наймом и подбором персонала по заявкам работодателей.

        Резюме имеет рекламный характер и предназначено для того, чтобы предварительно ознакомить работодателя с профессиональными возможностями ищущего работу, привлечь к нему внимание, заинтересовать и побудить к встрече. Цель резюме - получить приглашение на собеседование для более подробного знакомства и принятия решения о предложении работы.

        Иногда используются синонимы резюме - CV ("Си-Ви") от Curriculum Vitae (жизнеописание) или "объективка".

        Аналогом резюме, используемым в большинстве российских государственных учреждений и предприятий, является автобиография. Автобиография, как и резюме, представляет собой краткое описание истории жизненного пути. Однако автобиография составляется в произвольной форме, может быть написана от руки, и в большинстве случаев заполняется работником уже в процессе трудоустройства.

        Не существует стандартной формы резюме. Необходимо указать информацию:

1. Вместо заголовка используется фамилия, имя и отчество (заголовок "Резюме" использовать не принято).

2. Адрес.

3. Телефон.

3. Дата и место рождения.

4. Семейное положение.

5. Цель (описание искомой должности или работы).

6. Опыт работы (перечисление работ в обратном хронологическом порядке, начиная с последнего места работы, включающих дату, место работы, занимаемую должность, функции, достижения)

7. Образование (перечисление учебных мест, включающее даты, названия учебных заведений, специальностей, полученных документов)

8. Дополнительные сведения (достижения, знания и навыки, владение иностранными языками, навыки работы на компьютере, наличие водительских прав, общественная работа, хобби, личные качества)

9. Дата составления резюме


Приложение 3

Требования к резюме

Краткость

Объем текста не должен превышать двух страниц. Больший текст, вероятно, не будет читаться работодателем.

Уместность

Пишите только о том, что имеет отношение к работе, избегайте ненужных деталей и подробностей.

Правдивость

Представляйте только ту информацию, которую вы можете полностью подтвердить. Сведения, сообщаемые в резюме, могут в последующем проверяться.

Позитивный характер

Создавайте благоприятное впечатление, подчеркивайте только положительные качества и сильные стороны, перечисляйте только успехи. Не включайте информацию, которая может не понравиться работодателю.

Систематичность

Излагайте информацию последовательно, не допускайте пропусков во времени.

Уникальность

Пишите о том, что характеризует именно вас, отличает вас от большинства других кандидатов

Хороший стиль изложения

Пользуйтесь точными формулировками, избегайте непонятных сокращений и жаргона,

Приятное оформление

Используйте только качественную бумагу и хороший шрифт. Удобно располагайте текст, разделяйте его на параграфы. Проверьте и исправьте ошибки и опечатки. Резюме должно легко читаться.


Приложение 4

Истинное красноречие — это умение сказать все, что нужно, и не более, чем нужно.

Франсуа де Ларошфуко

КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ РЕЗЮМЕ

        Резюме - краткий отчет о личных характеристиках, образовательном уровне и профессиональном опыте кандидата. С помощью резюме осуществляется первый формальный контакт между компанией-работодателем и потенциальным сотрудником, и в определенном смысле он является наиболее важным. В большинстве корпораций менеджеры по персоналу могут уделить не более 20-30 секунд каждому из множества резюме, которые они просматривают ежедневно. Поэтому для того чтобы произвести благоприятное впечатление, резюме кандидата должно быть составлено таким образом, чтобы передать всю необходимую информацию о себе в максимально простой, полной и доходчивой форме.

        Рассмотрим восемь основных пунктов резюме.

        1. ФАМИЛИЯ, ИМЯ И ОТЧЕСТВО. Слово «резюме» писать не следует. Лучше напишите крупными буквами (18—20-й шрифт) по центру сверху вашу фамилию и имя (студентам отчество можно не писать). Такой заголовок поможет быстро найти ваше резюме в стопке из сотен подобных бумаг. Сами слова «фамилия», «имя» и «отчество» тоже писать не надо.

        2. КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Здесь необходимо предоставить информацию, которая позволит быстро и эффективно связаться с вами в случае, если вас решат пригласить на собеседование. Если ваш адрес проживания временный, укажите, до какого срока вас можно застать по нему. Указывая телефон(ы), не забудьте сделать пометки, например, «рабочий», «домашний», «сотовый», «для сообщений» и т. д., укажите также время, когда вам лучше звонить. Если вам доступны другие средства связи, например, факс, е-mail, «Сферум», «Телеграмм», «WhatsApp» укажите их, детализируя по возможности условия связи с вами. Помните: чем быстрее сотрудник отдела кадров свяжется с вами, тем больше у вас шансов обойти ваших конкурентов в получении той или иной работы.

        3. ЦЕЛЬ. Набор, как правило, проводится на несколько вакансий, поэтому следует написать, на какую вакансию, работу или область деятельности вы претендуете. Никто не будет думать, какую работу можно вам предложить. Здесь также можно указать ваши пожелания и требования к будущему месту работы.

        4. ОБРАЗОВАНИЕ. Перечислите учебные заведения (специализированные школы, курсы, вуз и т. д.), которые вы уже окончили или в которых еще продолжаете учиться.

• используйте или обратный хронологический порядок, т. е. последнее место учебы укажите первым, или принцип значимости, т. е. укажите сначала место учебы, наиболее значимое для искомой работы.

• для каждого места учебы сообщите период обучения с точным (месяц, год) указанием дат начала и окончания обучения; место учебы (если из названия учебного заведения не следует его расположения, укажите город, страну) и, наконец, укажите ту квалификацию, которую вы получили по окончании обучения, т. е, укажите звание (аттестат, диплом, сертификат и т. д. по специальности).

• Перечислите только те места учебы, которые важны для данной искомой работы.

        5. ОПЫТ РАБОТЫ. Перечислите места вашей бывшей работы.

• Используйте или обратный хронологический порядок, т. е. последнее место работы укажите первым, или принцип значимости, т. е. укажите сначала место работы, где полученный вами опыт наиболее значим для будущей работы.

• По каждому месту работы предоставьте следующую информацию: период занятости с точным (месяц, год) указанием дат начала и окончания работы; сведения о работодателе (укажите название фирмы, город, страну); название вашей бывшей должности; обязанности (в трех-четырех предложениях изложите круг ваших обязанностей, которые вы выполняли).

• Перечислите только те места работы, которые Важны для искомой работы.

• Не оставляйте пробелов в датах периода занятости.

        Для студентов и выпускников этот раздел может содержать как оплачиваемую, так и неоплачиваемую работу. Например, написание курсовой работы, диплома, волонтерская или общественная деятельность и т. д.

        Если вы добросовестно писали резюме и добрались до этого места, можете себя поздравить — полдела сделано. Далее вам предоставляется возможность указать дополнительные сведения о себе, но помните: вы должны указать только то, что имеет непосредственное отношение к цели.

        6. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Например, вы умеете работать на компьютере, владеете иностранными языками, машинописью, вышиваете болгарским крестиком, у вас есть водительские права. Если какие-либо из этих навыков помогут вам справиться с вашими будущими обязанностями, укажите их, создав соответствующие заголовки, например, «знание компьютера», «иностранные языки» и т. д.  Специалистам рекомендуем указать более детальную информацию (для программиста: языки программирования, операционные системы, базы данных). В разделе «Иностранные языки» желательно указать не только уровень владения языком, но и где и как долго вы его учили. В зависимости от цели может быть уместным указать награды, публикации, участие в конференциях и т. д.

        7. ЛИЧНЫЕ ДАННЫЕ. Такие сведения, как пол, возраст, здоровье, увлечения, семейное положение, гражданство, вероисповедание, отношение к воинской обязанности и т. д., являются сугубо личными, и ваше право, писать их или нет. Помните, сведения, предоставленные вами в данной графе, могут быть использованы для дискриминации по тому или иному признаку.

        8. РЕКОМЕНДАЦИИ. Если у вас есть договоренность с людьми, которые могут предоставить вам рекомендательные письма, то в заключение можно указать этих людей, как правило, двоих, с указанием того, как с ними можно связаться. Если они попросили вас по той или иной причине их не указывать, но в случае необходимости готовы предоставить рекомендации, можно написать в конце резюме такую фразу: «Рекомендации предоставляются по требованию». Она повышает презентабельность резюме.

СОВЕТЫ ПО НАПИСАНИЮ РЕЗЮМЕ

        Если работодателя ваше резюме не заинтересовало больше, чем на 30 секунд – все пропало. Оно ляжет в стопку до следующего подходящего случая. Поэтому представьте резюме таким образом, чтобы оно подчеркивало вашу индивидуальность. Резюме не место для упражнений в скромности. Чем лучше вы сможете преподнести свои сильные стороны – тем вероятнее положительный эффект.

  1. Резюме должно содержать краткие, но полные сведения о вашем образовании, профессиональных навыках, опыте работы, достижениях и доступных рекомендациях.
  2. Резюме не должно превышать одной печатной страницы
  3. Каждое резюме индивидуально, и должно быть составлено на конкретную вакансию.
  4. В написании резюме использовать хорошо читаемый шрифт, например, Times New Roman и Arial. Не используйте более двух типов шрифтов в резюме.   Bold, Italic и Underline желательны для выделения важных частей резюме, так как привлекают внимание читающего.
  5. Ваше резюме не должно содержать грамматических, орфографических ошибок и неправильных фразеологических оборотов. Перечитывайте резюме несколько раз, дайте его прочесть друзьям м близким.
  6. Печатайте резюме на белой плотной качественной бумаге.
  7. Пишите правду, поверьте, работодателю не составит труда навести необходимые справки о вашей предыдущей деятельности. Обман всплывет, и это может поставить под угрозу всю вашу карьеру. Стоит ли рисковать?

        Резюме – это одежка, по которой вас встретят: пишите резюме заранее; выверяйте каждое слово; показывайте резюме знакомым; шлифуйте, шлифуйте и еще раз шлифуйте ваше резюме.


Приложение 5

50 причин, по которым не получают работы

Подготовлено на основе обзора Ф. Эндикота, бывшего директора службы трудоустройства Северо-Западного университета (Бостон, США)

1.  Жалкий внешний вид.

2.  Манеры всезнайки.

3. Неумение изъясняться, слабый голос, плохая дикция, грамматические ошибки.

4. Отсутствие плана карьеры, четких целей и задач.

5. Недостаток искренности и уверенности.

6. Отсутствие интереса и энтузиазма

7. Невозможность участия в делах помимо обусловленного графика.

8. Чрезмерная концентрация на деньгах, заинтересованность в более высокой зарплате.

9. Низкая успеваемость во время учебы.

10. Нежелание начать снизу, ожидает слишком многого и слишком быстро.

11.Стремление к самооправданию, уклончивость, ссылки на неблагоприятные факторы.

12. Недостаток такта.

13. Недостаточная зрелость.

14. Недостаточная вежливость.

15. Презрительные отзывы о предыдущих работодателях.

16. Недостаточное умение ориентироваться в обществе.

17. Выраженное нежелание учиться.

18. Недостаточная живость.

19. Нежелание смотреть в глаза интервьюеру.

20. Вялое, «рыбье рукопожатие».

21. Нерешительность.

22. Бездельничанье во время отпуска, приоритет пляжным удовольствиям.

23. Неудачная семейная жизнь.

24. Трения с родителями.

25. Неряшливое обращение.

26. Отсутствие целеустремленности (просто «ищет местечко»)

27. Желание получить работу на короткое время.

28. Отсутствие чувства юмора.

29. Мало знаний по специальности.

30. Несамостоятельность (родители или супруг принимает решение).

31. Отсутствие интереса к компании или отрасли.

32. Подчеркивание того, с кем имеет знакомство.

33. Нежелание отправляться, куда потребуется.

34. Цинизм.

35. Низкий моральный уровень.

36. Лень.

37. Нетерпимость при сильно развитых предубеждениях.

38. Узость интересов.

39. Неумение ценить время.

40. Плохое ведение собственных финансовых дел.

41. Отсутствие интереса к общественной деятельности.

42. Неспособность воспринимать критику.

43. Отсутствие понимания ценности опыта.

44. Радикальность идей.

45. Опоздание на интервью без уважительной причины.

46. Отсутствие каких бы то ни было сведений о компании.

47. Невоспитанность.

48. Отсутствие вопросов о работе.

49. Сильно давящий тип.

50. Неопределенность ответов на вопросы.


Приложение 6

Содержание вопросов

Назначение

Что Вы знаете об этой работе? Что Вы знаете о нашей организации?

Определение уровня профессиональной информированности кандидата.

Почему Вас заинтересовала именно эта работа? Что еще повлияло на Ваш выбор?

Определение мотивов выбора работы: содержание, условия, оплата труда, перспективы, престижность, стабильность, приобретение опыта и т.п.

Какие требования предъявляет эта работа к человеку? К его здоровью, квалификации, знаниям, навыкам, способностям, характеру?

Определение информированности о профессиональной деятельности.

Что Вы умеете делать? Что у Вас лучше всего получается? К чему Вы способны в наибольшей мере? Не могли бы Вы привести примеры Ваших успехов?

Определение отношения кандидата к своим возможностям и способностям.

В чем Вы испытываете наибольшие затруднения? Почему?

Определение представлений кандидата о вероятности и содержании проблем.

Чем Вы любите заниматься? Каковы Ваши увлечения, хобби?

Определение сферы увлечений, интересов и склонностей.

Что Вам больше всего не нравится делать? Почему?

Определение источников стресса.

Что Вам нравилось больше всего, а что меньше всего на прошлой работе? Почему Вы оставили свою прежнюю работу?

Выяснение причин перехода с одной работы на другую в каждом эпизоде. Определение стиля руководства на предыдущих работах, характеристик команды, роли кандидата.

Чему Вам хотелось бы научиться? Для чего? Как это можно сделать?

Определение отношения клиента к себе, стремления к личностному и профессиональному росту.

Каковы Ваши цели в жизни? Как Вы намерены их достичь?

Определение содержания потребностей, ценностей: материальное благополучие, безопасность и стабильность, дружеское общение, семейные взаимоотношения, отдых и развлечения, повышение своего положения, реализация своих возможностей, творчество, чувство долга.

Как выбранная работа поможет Вам в этом? Что хотелось бы получить от работы?

Определение направленности поведения: стремление к чему-то привлекательному (удовольствие, зарплата, интересное дело) или избегание чего-либо негативного (однообразия, бедности). В первом случае человек стремится к изменению и поиску новых возможностей, во втором – к поддержанию и сохранению уже имеющегося.

Как Вы собираетесь выполнять свою работу?

Определение ориентации на немедленные действия или на предварительный анализ ситуации.

Как Вы узнаете, что выполняете свою работу хорошо?

Определение внутренних или внешних критериев контроля качества, принятия решения, ответственности

Что может помочь Вам в работе на данной должности? Что может помешать? Что Вы будете делать в случае неудачи?

Определение представления клиента о собственных ресурсах, возможных проблемах.

Назовите три хороших и три плохих качества начальника.

Выяснение управляемости, лояльности, конфликтности. Определение эффективных способов управления работником.

Назовите свои хорошие и плохие качества.

Определение уровня и адекватности самооценки.

Вам удается зарабатывать столько, сколько Вы заслуживаете? Если нет, то почему? На какую зарплату Вы рассчитываете?

Определение того, насколько претендент способен брать на себя ответственность за собственную жизнь и работу. Выяснение его материальных запросов.

Если бы Вам захотелось помечтать, кем Вы бы увидели себя в профессиональном плане через год, три, пять лет?

Выяснение позиционирования кандидата в жизни, отношение к текущей работе как к случайному эпизоду, ступеньке наверх или пожизненному занятию.


Приложение 7

СПИСОК НАВЫКОВ, СПОСОБНОСТЕЙ И СИЛЬНЫХ СТОРОН

Способность к конструированию и

изобретательству

Исполнительность

Умение работать в команде

Расчетливость

Хорошая память

Умение аккуратно и с толком обращаться с деньгами

“Золотые руки”

Готовность менять привычную рутину

Способность находить ответы на поставленные вопросы

Умение планировать

Умение вводить в курс дела и сообщать необходимые сведения

Умение формулировать проблему

Умение принимать решения

Умение помогать другим

Умение контролировать

Умение читать чертежи

Умение слушать

Умение налаживать контакт с другими людьми

Способность руководить командой

Умение работать самостоятельно

Способность находить общий язык с другими людьми

Готовность идти на риск

Умение “подавать товар лицом”, убеждать других

Быстрая реакция

Доброжелательность

Умение собирать и систематизировать информацию

Умение решать проблемы

“Твердый характер”

Организаторские способности

Математические способности

Умение красноречиво говорить и писать

Умение управлять работой других

Умение чинить, ремонтировать вещи

Умение пользоваться инструментами

Умение пользоваться машинами/оборудованием

Умение четко выполнять полученные инструкции


Приложение 8

понятие

моя осведомлен-ность не изменилась

узнал

что-то новое

буду использовать на практике

не имеет для меня практического смысла

степень важности для меня (от 0 до 5, где 5 – наивысший балл)

резюме

собеседование при приеме

на работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка группового занятия с применением методов активного социально-психологического обучения «Трудоустройство: собеседование с работодателем» Проводится в группах III курса техникума

       Выпуск студентов в нашем подразделении начального профессионального образования в ГБПОУ МО «Шатурский энергетический техникум» осуществляется в конце января. На...

Методическая разработка интерактивного занятия "Мотивация и успех"

Занятие разработано с целью активизации интереса подростков к проблеме самопознания и развития навыка постановки цели....

Методическая разработка практического занятия "Я - дирижёр" в рамках профориентационной программы "Профитроль"

Данная методическая разработка представляет собой развёрнутый план-конспект профориентационного занятия, направленного на знакомство с музыкальной профессией «дирижёр».В ходе занятия учащи...

Методическая разработка учебного занятия по теме "Арифметическая прогрессия" с применением интерактивной технологии с помощью метода"Аквариум"

Цель разработки – показать методику организации учебной    деятельности в группах    при проведении    комбинированного занятия с применением и...

Методическая разработка современного занятия. Введение в курс дополнительных общеразвивающих программ по направлению «Технология» «Интерьер 3Д» и «Autodesk Fusion 360». Разработка модели дизайна интерьера и создание логотипа «Точка роста».

Методическая разработка    современного занятия.  Введение  в курс дополнительныхобщеразвивающих программ по направлению «Технология»«Интерьер 3Д» и &l...

Методическая разработка интерактивного занятия в библиотеке «Портреты великих… Д.И.Менделеев»

Методическая разработка «Портреты великих… Д.И.Менделеев» предназначена для преподавателей общеобразовательных дисциплин в качестве методических рекомендаций в условиях реализации Ф...