Урок по музыке во 2 классе по теме "Орган"
план-конспект урока
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
МБОУ Дячкинская средняя общеобразовательная школа
Величественный орган
(урок музыки 2 класс)
Учитель музыки
МБОУ Дячкинская СОШ
Полевая Наталья Владимировна
2013-2014 учебный год
Цели: познакомить с великим музыкантом И.С.Бахом и его творчеством; музыкальным инструментом органом; с историей возникновения и устройства органа.
Задачи: развивать интеллектуальные и коммуникативные способности обучающихся; воспитывать чувство прекрасного через органную музыку; развивать целеустремленность и системность в деятельности.
Знать новые понятия: клавиатура, клавиши, педаль, басовый клюв; музыкальные инструменты, внимательно слушать музыку и определять её характер.
Уметь исполнять вокальные произведения с сопровождением и без него.
Умения и виды деятельности: умение выявления с помощью сравнения отдельных признаков.
Контрольно- оценочная деятельность: вид – текущий; форма – устный опрос.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся научатся распознавать тембр инструмента органа, давать определения общего характера музыки,
распознавать жанры музыки. Получать возможность развивать вокальные и исполнительские способности, формировать певческие навыки; повторить песни «Веселый музыкант», «Паровоз».
Метапредметные:
*познавательные – внимательно слушают, формируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;
*коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения;
*регулятивные – организовывают свою деятельность. Принимают её цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.
Личностные: оценивают результаты деятельности.
Музыкальный репертуар: Слушание: И.С. Бах «Токката ре минор», органные хоральные прелюдии. Пение: Повторение изученных песен «Веселый музыкант», «Паровоз».
Оборудование: фортепиано, магнитофон, компьютер, интерактивная доска.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Дидактическое обеспечение: компьютерная презентация.
Оборудование: аккордеон, магнитофон, компьютер.
Ход урока
#1052;узыкальное приветствие:
-Прозвенел звонок.
-Начался урок.
-Здравствуйте, ребята!
-Здравствуйте!
-Прошу садиться.
-Спасибо.
2. Повторение изученного материала.
А) Ребята, посмотрите на эти яблоки.
-Правильно. Вот это целое, а это разрезано на пополам, еще на четыре части.
О какой теме нам напоминают эти яблоки? О нотах. Какие они бывают? Правильно, длинные и короткие. Давайте их назовем.
Б) Задание: соедините название длительность и рисунки нот.
Половинная
Четвертная
Целая
Восьмая
Шестнадцатая
В) Задание: расселите ноты по этажам.
-Покажите, какие ноты звучат долго, а какие коротко.
Г) Сравни музыку.
-Прослушайте фрагменты пьес композитора Мусоргского «Рынок» и «Катакомбы» и определите: какие длительности использовал композитор.
Д) Итог: -Молодцы, ребята. Вы хорошо разобрались в длительностях. Эти знания вам очень будут полезны в дальнейшем изучении музыки и пении.
#1055;остановка цели урока.
-Давайте посмотрим какие вы нарисовали инструменты. А какие вы еще знаете названия инструментов? Как вы думаете, глядя на эти рисунки, о чем мы с вами сегодня будем говорить? Что узнаем нового?
-Правильно, мы познакомимся еще с одним музыкальным инструментом, но не простым, необыкновенным.
#1040;ктуализация опорных знаний.
А)Этот инструмент специального внимания заслуживает – это ОРГАН.
Орган Собора Святого Петра в Мельбурне
Другие инструменты, как детей, на руках носят. В крайнем случае самые тяжелые на колесики ставят. А это же эта громадина размером с дом.
По высоте — Ваше высочество,
По величине — Ваше величество.
А голос такой, что воскликнуть захотелось:
Ваше всемогущество!
(Звучит музыка органа)
Б) По звуковому богатству и обилию музыкальных средств орган занимает первое место среди всех инструментов.
«Король музыкальных инструментов»– именно так называл орган В.А. Моцарт.
— Кто вы. Ваше всемогущество?
— Инструмент.
- Не понял меня, что ли, великан? Как вас зовут?
— Инструмент. Это мое имя. А если по-латыни — Орган.
-- Вот это имя! Инструмент, что называется, с большой буквы! Bсe равно что человек по имени Человек.
-- Орган — самый большой клавишный духовой музыкальный инструмент, который звучит при помощи труб различных тембров.
— Неужели и вы, Ваше всемогущество, как другие инструменты, были когда-то малышом?
В) история создания.
— Я, представьте, очень старый инструмент и начал свой путь с самого простого — со связки нескольких деревянных дудочек разной длины.
Одна из разновидностей такого инструмента называется шэн.
Шэн — древний китайский народный духовой язычковый музыкальный инструмент, «тростниковый органчик». Он состоит из 16 стеблей тростника.
-- Говорят, что орган произошел от флейты Паны, которая названа в честь древнегреческого божества стад, лесов и полей.
- Это многоствольный духовой музыкальный инструмент. Он состоит из набора параллельно расположенных и скрепленных между собой трубочек-флейт разной длины похожие на заборчик.
А в самой Греции ее называют сиринкс.
Г) Легенда под музыку
Давным-давно в Древней-древней Греции жил-был козлоногий бог по имени Пан. Он родился таким некрасивым, что все вокруг пугались его. Однажды бродя по лесу, он встретил нимфу, по имени Сиринга.
Но увидев Пана, она бросила свой лук и стрелы, с которыми вышла на охоту, и в страхе помчалась прочь от козлоногого чудовища. Напрасно Пан кричал ей о своей любви, умоляя остановиться. Сиринга мчалась быстрее ветра. И вдруг дорогу ей преградила река. Сиринга стала умолять реку укрыть ее от бородатого чудовища. И река превратила Сирингу в тростник.
Опечалился Пан. Срезал он несколько стеблей с того тростника и смастерил новый музыкальный инструмент. А назвал он его именем красавицы нимфы – «сиринга» или «сиринкс». Печальные, нежные звуки сиринги с тех пор часто раздавались в окрестных селах и горах. Это играл опечаленный Пан, оплакивая свою несчастную судьбу.
Вот такая легенда. Ей 4 тысячи лет.
В древней Александрии был изобретен гидравлический орган. Число труб и органа доходит до нескольких тысяч.
В средние века органами заинтересовалась церковь. В храмах были построены большие и малые органы.
Средневековые органы, в сравнении с более поздними, были грубой работы; ручная клавиатура, например, состояла из клавиш шириной от 5 до 7 см. Ударяли по клавишам не пальцами, как теперь, а кулаками.
Были уменьшены клавиши и увеличено число трубок.
Д) составные части
Орган - инструмент с «постоянным местом жительства»: чаще всего он строится для конкретного помещения.
Человека, исполняющего музыкальные произведения на органе, называют органистом.
Все большое сооружение, именуемое органом, состоит из трех частей:
- звучащие труб различной величины и формы;
2) механизм управления;
3) меха, вентилятор и мотор, нагнетающие воздух.
Орган - инструмент клавишный и духовой одновременно.
Трубы.
Каждая труба в органе издает звук одной высоты, одного тембра и одной силы. Поэтому труб в органах так много (до 10 тысяч). А в самом большом органе мира 33 тыс.труб.
Звучание труб во многом зависит от материала, из которого они изготовлены. Некоторые из них делаются из древесины, большая часть из металла.
Каждая органная труба издает только один звук определенной высоты, громкости и тембра.
Высота звука определяется длиной трубы: чем меньше труба, тем выше звук. Самые большие трубы достигают 10 метров, а самые маленькие- всего несколько сантиметров.
Органист играет на инструменте, сидя за его кафедрой.
Клавиатуры для рук называются мануалами (от лат. manus - рука) Клавиатура для ног- называется педаль (от лат. –нога). Это 32 педали, на которых играют носком и каблуком. С её помощью органист исполняет низкие ноты, которые долго тянутся.
Записываются низкие ноты в басовом ключе.
Двух одинаковых больших церковных или концертных органов не существует. Каждый орган строится специально для данного собора или концертного зала и уже хотя бы поэтому уникален.
Е) Органную музыку писали многие известные композиторы: Георг Фридрих Гендель, Доминико Циполи. Из русских композиторов значительное внимание уделяли органу –Михаил Иванович Глинка и Петр Ильич Чайковский.
Ё) Бах
Ребята, посмотрите на портрет внимательно. Как вы думаете, этот человек когда жил и чем он занимался?
Человек, изображенный на портрете жил давно в 17-18 веке, он музыкант, ноты в руке.
Перед вами портрет самого знаменитого немецкого композитора из многочисленного семейства Бахов – Иоганн Себастьян Бах. В переводе с немецкого « бах» означает «ручей». О Бахе говорили, что он не ручей, а океан. И.С. Бах знал все про работу органа, и к нему часто обращались за советом, как улучшить звучание того или иного инструмента.
И.С.Бах смотрит на нас через три столетия. Надеюсь, вы заметили на нем парик с буклями, темный кафтан, на шее белый платок – так одевались музыканты того времени.
Ж) Музыка, которую написал композитор, может приоткрыть тайну его бессмертия.
Сейчас с вами послушаем произведение, написанное И.С.Бахом, а потом мы обсудим его звучание.
Слушаем «Токкату и фугу ре минор»
Ребята, на каком инструменте звучало это произведение? Да, это орган. Так звучит органная музыка. А какое настроение вызывает у вас услышанная музыка?
Ребята, перед вами карточки с эпитетами, выберите те, которые характеризуют звучание музыкального инструмента «органа».
(торжественно, мощно, величественно, ярко).
Наше знакомство с музыкой великого немецкого композитора еще не закончилось. И.С.Бах сочинил свыше 1000 музыкальных произведений.
Органная музыка издревле наполняет сердца людей высокими чувствами и заставляет задуматься о вечных ценностях человеческого бытия.
З) Итак, подведем итог.
Орган – это какой музыкальный инструмент? Что вы можете рассказать об его истории создания? Как устроен орган? Что означает по-латыни слово «педаль»? С помощью какого ключа записываются низкие звуки? Имя какого композитора связано с органом? Как называется произведение, которое вы слушали?
Сейчас вы прослушаете ещё раз фрагмент «Токкаты и фугу ре минор».
Слушаете внимательно и постарайтесь ответить на два вопроса: #1053;равится ли вам органная музыка?
#1061;отели бы вы увидеть орган и услышать его звучание вживую?
(карточки «Да», «Нет»).
Звучит органная музыка
Божественную музыку небес
Орган неустающий зажигает.
Он растворяет мглу немых завес,
И струны душ Незримое ласкает…
Органа плачь всесильною волной
Заполнит пустоту уставших глаз,
Он все простит, заметив сразу в нас
Мир наших душ, мир хрупкий, мир родной…»
5. Физминутка. Игра-потешка «Кто на чем играет?»
-А помните ли вы, как зовут человека, играющего на органе? Органист.
Сейчас посмотрим, насколько хорошо вы знаете, как называют других музыкантов, играющих на других инструментах. Только вы будете не только говорить, но и показывать.
-На баяне. Баянист.
-На гитаре. Гитарист.
- На трубе. Трубач.
- На флейте. Флейтист.
- На пианино. Пианист.
- А кто играет на барабане? Барабанщик.
- На балалайке? Балалаечник.
-На скрипке? Скрипач.
-На контрабасе? Контрабасист.
- А на органе? Органист.
Итак, кто на каком инструменте играет, разобрались. И переходим ко второй части нашего урока – пение.
Разучивать новую песню мы будем с вами на следующем уроке, А сегодня
Мы вспомним изученные песни. Какую вы знаете песню об инструментах? Правильно, «Веселый музыкант».
Но прежде мы должны распеться.
Для чего?
6. Распевка.
#1044;икционная речевая разминка.
-баран-буян залез в бурьян.
-хороши в дорожку пирожки с картошкой.
-расскажите про покупки.
#1059;пражнения вокального аппарата.
-вверх по ступенькам поднимись (медленно, быстро)
- теремок (эхо)
-в погреб лезет Жучка. (ряды)
#1042;окальная работа.
Исполнение песен «Веселый музыкант», «Паровоз».
8. Рефлексия учебной деятельности.
У вас на партах лежит солнышко. Я включу вам музыку композитора, перевод его фамилии означает «ручей». Кто это? Правильно, Бах. Итак, я включу произведение Баха, а вы под чарующие звуки условно изобразите ваше настроение от урока.
--Дорисуйте у солнышка очертание рта.
-радость;
-- Грусть;
-- Безразличие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Богатырская тема в музыке.Открытый урок по музыке 5 класс.
Предмет: музыка. Цель урока: Выявить какое эмоциональное воздействие оказывают на личность учащихся произведения музыки, изобразительного искусства, литературы. Тип урока: урок комплексного применения...
Открытый урок по музыке 6 класс.Гармония. Что такое гармония в музыке.
Урок поможет учащимся осознать и осмыслить, что значит музыкальная гармония. Урок способствует развитию эстетических чувств у школьников, приобщает к музыкальным ценностям на примере...
Урок по музыке 6 класс "В чем сила музыки В.А.Моцарта"
Урок музыки разработан для проведения в 6-м классе, во 2-м полугодии по программе по музыке 1–8-м классе под руководством Д.Б. Кабалевского....
Конспект урока по музыке. 3 класс. День, полный событий. Портрет в музыке.
Урок изучения нового материала с использованием межпредметных связей. Расширение представления детей о театре и балете на примере "Золушки" С.С.Прокофьева....
Урок по музыке 5 класс «Народная хоровая музыка. Хоровая музыка в храме»
Раскрытие понятия жанра хоровой музыки.Усвоение особенностей жанров народно-хоровой, хоровой храмовой и светской музыки.Знакомство с музыкальными образцами этих жанров....
План-конспект урока по музыке (7 класс) по теме: Интегрированный урок музыки и технологии трудового обучения 7 класс. "Греция. Традиции и современность". Учителя Зырянова Т.В. и Некрасова Е.Г.
Тема урока: Искусство Греции- традиции и современность. 7 классеЦель урока: 1)формирование представлений о искусстве Древней Греции, ее отличительных особенностях; 2) развитие творческого н...
конспект урока по музыке 5 класс: Может ли музыка выразить характер человека
5 клас: Может ли музыка выразить характер человека...