Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности УГПС 19.00.00, 35.00.00, 36.00.00.
статья
Разработка и внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Преподаватель ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж»
Бабакова Н.С.
Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин
с учетом профессиональной направленности
УГПС 19.00.00, 35.00.00, 36.00.00
Современное общество предъявляет высокие требования к студентам среднего профессионального образования в овладении иностранными языками. Владение которыми необходимо, чтобы быть конкурентоспособной личностью на рынке труда. Он стал не просто предметом желания, а необходимостью к требованиям жизни. Отсюда вытекает потребность в использовании новых технологий при изучении английского языка, подготовке студентов по разным специальностях: курс английского языка для одной группы специалистов отличается от английского языка другой группы специалистов. Необходимо ставить цель обучения и в соответствии с этим строить процесс обучения. Поэтому следует связывать обучение иностранными языку с будущей профессией.
В настоящее время перед профессиональными образовательными организациями стоят задачи, направленные на совершенствования системы преподавания общеобразовательных учебных предметов.
Согласно новым требованиям ФГОС, в СПО предусмотрено внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности. Профессионально ориентированный подход к обучению направлен на развитие профессионального мышления, формирование способности применять теоретические знания и практические умения, полученные при изучении дисциплин общеобразовательного цикла, в конкретных профессиональных ситуациях.
Дисциплина «Иностранный язык» в ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж» имеет профессиональную направленность и преподается с учетом требований стандартов. Колледж готовит студентов по разным направлениям, в том числе, по программе подготовки квалифицированных рабочих служащих 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства. В рамках измененной рабочей программы общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» введен раздел «Иностранный язык для специальных целей» с целью более глубокого понимания выбранной профессии, повышения мотивации к изучению иностранного языка и пониманию его роли в дальнейшей профессиональной деятельности. Конечно, хотелось бы отметить, что основная часть профессионально-направленного содержания приходится на 2-4 курсы, когда параллельно с освоением профессиональных дисциплин, на уроках иностранного языка студенты получают знания, отражающие профессиональную направленность курса.
Профессиональная направленность в обучении иностранному языку осуществляется посредством речевой деятельности. Важно, чтобы студенты овладели профессиональной лексикой. С этой целью преподавателю необходимо произвести отбор лексического материала с учетом профессиональной специализации: предлагать задания, направленные на формирование необходимых навыков работы с технической литературой, совершенствование базового словарного запаса, приобретение разговорных навыков по профессии. Например, по теме «Специфика работы и основные принципы деятельности по профессии» можно просмотреть видео «Рабочий день на производстве», прочитать и перевести текст (транскрипция видео), ответить на вопросы (проверка понимания просмотренного – верно/неверно), соотнести понятия с их изображениями, распределить лексемы по категориям, принять участие в диалоге по изучаемой теме, составить список терминов, освоенных в процессе работы с видео. При изучении грамматических явлений предлагать студентам предложения с упоминанием лексических единиц, содержащих название профессии, некоторых инструментов, а также мотивирующих по смыслу предложений, отражающих положительные стороны профессии.
Эффективными в вопросе обучения профессиональной лексике на уроках английского языка показывают себя такие приемы работы, как составление ментальных карт, глоссариев, визуальных схем основных понятий профессии, соотнесение терминов с их определениями или изображениями, заполнение пропуска в тексте профессиональной лексемой, подбор синонимов и антонимов, поиск устойчивых словосочетаний, содержащих профессиональный термин, их перевод, прослушивание диалогов и монологов, в которых употребляется профессиональная лексика, их заучивание или составление собственных, перевод профессиональных текстов и т. п.
Как показывает опыт, использование интенсивных технологий обучения, позволяет сформировать устойчивый интерес к изучению иностранного языка. К ним можно отнести такие как методы ускоренного обучения, активизации резервных способностей, погружения, эмоционально-смысловой метод, метод речевого поведения, игровой метод.
1. Ускоренный метод, или «интерпонимание»
Этот метод основан на языковой догадке – применении международных слов, а также опоре на профессиональные знания студента. Например, mixture – смесь, engineer – инженер, oil – масло, engine – двигатель; air – воздух и т.д. Это международные слова. Или если мы берем за основу профессиональные знания, то тут примером может быть (для мастеров-наладчиков и мастеров сельскохозяйственного производства) описание состава топливно-воздушной смеси на русском – «смесь бензина и воздуха для двигателя внутреннего сгорания». Зная на русском, что это горючая смесь, топливо студенты могут предположить перевод слова «fuel».
2. Метод активизации резервных способностей
Упражнения на соотнесение единиц языка друг с другом содержат задание распознать соотносящиеся друг с другом элементы, предварительно разрозненные, и объединить их в пары. В основе таких упражнений лежит соотнесение как один из приемов познавательной и речемыслительной деятельности. Этот прием тесно связан с другими умственными действиями, такими как узнавание, выбор, сравнение, группировка. Например, предложить обучающимся выбрать все глаголы, описывающие производственный процесс, или все слова, являющиеся терминами. Так же, задания на понимание текста «true or false» - где нужно определить, верным или неверным является высказывание.
3. Метод погружения
Данный метод основан на том, что для объяснения какого-либо понятия (например, для семантизации лексических единиц) преподаватель исключает русский язык, а дает определение на английском языке. Это может быть вариантом игрового задания, например, для мастеров сельскохозяйственного производства: «К вам приехал специалист сервисного центра завода «Агромаш», какие неполадки в тракторе МТЗ-82 он обнаружил?» – для лучшего понимания можно применить картинки с неисправной частью трактора. Метод погружения сложен для обучающихся, поэтому требует дополнительной подготовки, например, эти лексические единицы должны быть заранее выучены студентами.
4. Эмоционально-смысловой
Этот метод опирается на родной язык, исходит из потребности обучающегося выразить мысль. Здесь очень полезным может быть использование языковых шаблонов, которые помогут студенту оформить высказывание правильно. Но основная задача – мотивировать обучающегося высказать свое мнение, то есть коммуникативная успешность ставится выше грамматической правильности.
5. Метод речевого поведения
Метод речевого поведения показывает образцы речевого поведения, соотносимые с культурой стран изучаемого языка. Здесь изучается не только грамматическая конструкция, но и ее этикетный смысл. Например, типичная для русского языка клишированная фраза «Дайте мне, пожалуйста», будучи переведенной на английский язык дословно «Give me, please» для носителя языка будет очень грубой, приказной, даже несмотря на слово «please». И поэтому важным является донести до обучающихся культурную разницу и научить передавать эту фразу не дословно, а как клише «Can I have.., please?» или «Could you pass me…, please?».
6. Игровой метод
Игровой метод, в частности, деловые ролевые игры, является самым любимым у студентов. Он хорошо применим в различных ситуациях. Например, при инсценировке диалогов. Для мастеров сельскохозяйственного производства диалог в виде ролевой игры – «Бригадир-механик и механизатор» уже сразу задает возможную профессиональную ситуацию обмена информацией о состоянии техники. Или, в рамках темы изучения слесарных инструментов и материалов, успешно можно использовать ролевую игру, когда две команды механизаторов в пункте технического обслуживания составляют перечень необходимых для ремонта того или иного узла расходных материалов и запасных частей, обсуждают последовательность работы, выявляют причины поломки и принимают меры по их устранению.
На старших курсах ролевая игра в «собеседование между работодателем и соискателем» позволяет закрепить в речи лексические единицы и клише по теме, а также выйти за рамки действительности. Ведь в ролевой игре студент может сыграть роль более успешного и храброго человека, чем есть на самом деле, что способствует более высокой мотивации. Для студентов по профессии «Мастер сельскохозяйственного производства» может быть применена ролевая игра «Работа на производстве» для закрепления лексики по теме «Промышленные технологии».
Необходимо отметить, что применение игрового метода обычно способствует усилению мотивации к изучению новой лексики у студентов колледжа. Использование данного метода помогает в непринужденной обстановке осваивать профессиональные термины. В качестве примера можно привести следующие игры: guess – один из студентов загадывает слово по изучаемой теме, а остальные пытаются его угадать; домино – на карточках игры указываются термины на английском и русском языках; bingo – вместо цифр используются профессиональные лексемы; tick-tack boom – студенты должны назвать термин по одной из лексических тем до звукового сигнала, имитирующего звук взрыва.
Основными формами освоения материала при обучении иностранному языку являются аутентичные аудио- и видеоматериалы, а также аутентичные печатные тексты. Использование реальных сюжетов о людях их профессии за рубежом или реальные процессы производства, позволяет студентам почувствовать связь изучаемых профессиональных дисциплин, иностранного языка и реальной жизни.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Дудова Н. А., Апаршева В. В. Профессиональная направленность в обучении иностранному языку в колледже//ИНСАЙТ. 2022. №3 (11). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-napravlennost-v-obuchenii-inostrannomu-yazyku-v-kolledzhe (дата обращения: 20.03.2024).
- Об утверждении концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования: распоряжение Минпросвещения РФ от 30.04.2021 г. № Р-98. URL: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-minprosveshcheniia-rossii-ot-30042021-n-r-98/ (дата обращения: 20.03.2024).
- Слепкова Ф.Т. Преподавание общеобразовательной дисциплины «Иностранный язык» с учетом профессиональной направленности (из опыта работы) // Процветание науки. 2022. №5 (11). С. 46–54. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prepodavanie-obscheobrazovatelnoy-distsipliny-inostrannyy-yazyk-s-uchetom-professionalnoy-napravlennosti-iz-opyta-raboty (дата обращения: 20.03.2024).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cерия семинаров, посвященных профессиональному обсуждению разработанных методик преподавания общеобразовательных учебных дисциплин
19 и 20 июля 2021 года пройдет серия семинаров, посвященных профессиональному обсуждению разработанных методик преподавания общеобразовательных учебных дисциплин («Русский язык», «Ли...
Статья: "Методика преподавания общеобразовательной дисциплины "математика" с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО.
В статье приведены примеры задач с профессиональным содержанием для профессии : "повар, кондитер"....
Доклад "Опыт преподавания иностранного языка в колледже с учетом профессиональной направленности и применения современных образовательных технологий
2018г.Всероссийская научно-практическая конференция «Современные проблемы профессионального образования: опыт и пути решения»...
Выступление на тему «Формы и методы текущего контроля общеобразовательной дисциплины с учётом профессиональной направленности основной образовательной программы»
Выездное заседание научно-методического объединения преподавателей русского языка и литературы Курских техникумов и колледжей25 мая 2022 г состоялось выездное заседание научно-методического объединени...
Презентация к выступлению на тему «Формы и методы текущего контроля общеобразовательной дисциплины с учётом профессиональной направленности основной образовательной программы»
Выездное заседание научно-методического объединения преподавателей русского языка и литературы Курских техникумов и колледжей25 мая 2022 г состоялось выездное заседание научно-методического объединени...
Шаблон участника Конкурса«Лучшая модель профессионально-ориентированного содержания дисциплин общеобразовательного блока с учетом профессиональной направленности ОП СПО»
Шаблон Конкурса «Лучшая модель профессионально-ориентированного содержания дисциплин общеобразовательного блока с учетом профессиональной направленности ОП СПО»...