Выступление на тему «Формы и методы текущего контроля общеобразовательной дисциплины с учётом профессиональной направленности основной образовательной программы»
материал
25 мая 2022 г состоялось выездное заседание научно-методического объединения преподавателей русского языка и литературы образовательных учреждений, реализующих программы СПО на территории Курской области.
На площадке Курского государственного политехнического колледжа были рассмотрены ключевые цели и актуальные задачи обновления содержания и повышение качества преподавания русского языка и литературы. Участники познакомились с лучшими практиками внедрения интенсивных образовательных технологий и концепции преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего образования. Представители курских техникумов и колледжей посетили открытые уроки и внеклассные мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_tekushchego_kontrolya_1.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы текущего контроля
В условиях модернизации общества в целом и образования в частности растет потребность в высококвалифицированных специалистах, владеющих передовыми достижениями науки и производства, навыками профессионального труда и профессионального общения. Этот факт обусловил необходимость формирования у студентов разных специальностей умения организовывать свою речевую деятельность языковыми средствами и способами.
Как известно, на протяжении последних десятилетий основные тенденции развития образования претерпели и претерпевают значительные изменения. В настоящее время целью образования становятся не просто знания и умения, но развитие определенных качеств личности, формирование ключевых компетенций, которые должны «вооружать» молодежь для дальнейшей жизни в обществе, ее профессиональной самореализации.
Одной из важнейших компетенций, основами которой должны овладеть еще на студенческой скамье молодые люди, является профессиональная компетенция, под которой принято понимать совокупность компетенций, обеспечивающих готовность выпускников к профессиональной деятельности и дальнейшему профессиональному росту.
Формирование профессиональных компетенций возможно не только в рамках основных профессиональных модулей, но и в рамках дисциплин общегуманитарного цикла, в частности предмета «Русский язык».
В современных учебниках по русскому языку справедливо делают упор на профессионально ориентированную подачу материала. Это не только повышает интерес к самому предмету («Русский язык»), но и выполняет пропедевтические функции — вводит в мир будущей профессии через значимую для будущей профессии информацию, полученную на занятиях по данному предмету.
Не представляется возможным создание отдельных учебников для каждой специальности или даже группы специальностей. В то же время, как показывает опыт, возможны такие формы работы, которые помогут осуществить дифференцированный подход в преподавании предмета «Русский язык» на разных специальностях.
К таким формам работы следует отнести следующие:
1. Деловая и/или ролевая игра для реализации профессионально-ориентированных задач.
Это совместная деятельность группы обучающихся и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение ориентированных анализировать и решать типичные профессиональные задачи.
Так, например, студентам, обучающимся по специальности «СЭЗС»
(«Строительство и эксплуатация зданий и сооружений») предлагались следующие задания:
— продумать название для собственной строительной фирмы и обосновать его.
На занятии такие номинации комментировались, обсуждались их достоинства и недостатки; проводился конкурс на лучшее название турфирмы.
— сравнить определение понятия «архитектура» в словарях, изданных в
советское время и в современных лексикографических изданиях. Изменилось ли понимание слова «архитектура» в обществе?
2. Рефераты
Продукт самостоятельной работы обучающихся, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Реферат по данному курсу является одни из методов организации самостоятельной работы.
Например, для студентов, обучающихся по специальности "Строительство и эксплуатация зданий и сооружений" темой реферата может быть "Особенности словообразования профессиональной лексики специалистов строительного профиля"
3. Кейс задача.
Проблемное задание, в котором обучающемуся предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения данной проблемы.
Есть практическая ситуация, есть решение. Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответ. Например, согласны ли вы с выражением Ральфа Уолдо Эмерсона, что "знания — это город, в строительство которого каждое человеческое существо вносит свой камень"
4. Контрольная работа.
Средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу.
5. Устный опрос.
Целевая подборка работ обучающегося, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах.
6. Разноуровневые задания
Различают задачи и задания:
а) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать диагностировать знание фактического материала (базов понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины;
6) реконструктивного уровня, позволяющие оценивать диагностировать умения синтезировать, анализировать и обобщать фактический и теоретический материал формулированием конкретных выводов, установление причинно-следственных связей;
в) творческого уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения.
7. Практическая работа.
Средство проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по модулю или дисциплине в целом.
С этой целью в рамках изучаемой дисциплины рекомендуется освоение лексического минимума (60 80 слов), который предполагает знание лексического значения слов и работу с толковыми словарями, словарями иностранных слов, энциклопедическими словарями.
Помимо таких слов, как менталитет, толерантный, интеллигентный,
бестселлер, блокбастер, конгениальный, банальный, креативный, консенсус и под., в лексический минимум следует включать и отдельные общенаучные и специальные термины (парадигма, система, оппозиция, нанотехнологии, дефиниция, интерактивный, ноу хау)
В качестве контролируемой работы студентов рекомендуется составление индивидуальных лексических минимумов, включающих языковой материал с учетом будущей профессии.
8. Проект.
Частично регламентированное задание, имеющее
нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся
9. Тест.
Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.
10. Эссе.
Средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы. самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Родной язык» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 09.02.06 Сетевой и системный администратор 11.02.15 Инфокоммуникационные сети и сист
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raq...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Родной язык» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 20.02.04 Пожарная безопасность
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raqu...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 10 «Родной язык» основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 09.02.07 Информационные системы и программирование
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raqu...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 08 «Родной язык» основной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования 08.01.24 Мастер столярно-плотничных, паркетных и стекольных работ
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raqu...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД. 08 «Родной язык» основной образовательной программы по профессии среднего профессионального образования 15.01.35 Мастер слесарных работ
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Родной язык&raqu...
Презентация к выступлению на тему «Формы и методы текущего контроля общеобразовательной дисциплины с учётом профессиональной направленности основной образовательной программы»
Выездное заседание научно-методического объединения преподавателей русского языка и литературы Курских техникумов и колледжей25 мая 2022 г состоялось выездное заседание научно-методического объединени...
Внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности УГПС 19.00.00, 35.00.00, 36.00.00.
Разработка и внедрение методик преподавания общеобразовательных дисциплин с учетом профессиональной направленности программ среднего профессионального образования, реализуемых на базе основного общего...