ПРОГРАММА ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ-2022 уч. г.
рабочая программа
ПРОГРАММА ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ-2022 уч. г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
(КГПУ им. В.П. Астафьева)
Институт социально-гуманитарных технологий
Кафедра коррекционной педагогики
Направление подготовки: 44.03.03
Специальное (дефектологическое) образование
Направленность (профиль) образовательной программы
Дошкольная дефектология
ПРОГРАММА ДВИГАТЕЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАС И УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Разработали
к. п. н., доцент
Жуковин И.Ю.
Студенты группы 5 курса SZ-Б17Г
Прокопенко А.Н.
Прокопенко Т.С.
Красноярск
2021-2022
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………………………………………………………….. | 88 |
1.1. Цели и задачи образовательной Программы…………………………………………………………………….. | 89 |
1.2. Принципы Программы…………………………………………………………………………………………….. | 90 |
2. Характеристика детей с аутизмом…………………………………………………………………………………….. | 90 |
3. Планирование образовательной деятельности………………………………………………………………………. | 91 |
4. Алгоритм подготовки к двигательно-коммуникативным играм…………………………………………………. | 95 |
5. Двигательно-коммуникативные игры для старших дошкольников с РАС и умстенной отсталостью……… | 96 |
7. Работа с родителями…………………………………………………………………………………………………….. | 99 |
6.Этапы развития коммуникативных умений………………………………………………………………………….. | 99 |
8. Двигательная диагностика……………………………………………………………………………………………… | 100 |
9.Заключение………………………………………………………………………………………………………………… | 102 |
10. Список литературы……………………………………………………………………………………………………... | 103 |
1.Пояснительная записка
Индивидуальная программа развития коммуникативных умений детей с РАС и умственной отсталостью основана на результатах мониторинговых диагностических процедур, которые специалисты используют в процессе комплексного коллегиального обследования. Чаще всего результаты обследования коммуникативной сферы у детей с РАС описываются фрагментарно.
Развитие коммуникативной сферы напрямую будет связано с формированием представлений о себе, как о личности с собственным самосознанием, умеющей ориентироваться на собственном теле и в пространстве, что является необходимым в обучении и развитии. Так как у детей с РАС представления о схеме собственного тела фрагментарны, искажены, дефицитарны, перед нами стоит задача разработать комплекс коррекционно-развивающих двигательных упражнений направленных на развитие представлений о схеме собственного тела у старших дошкольников имеющих РАС.
Одной из основных форм взаимодействия дошкольников со сверстниками и взрослыми является игра. Подвижная игра - это эмоционально окрашенная, осознанная, активная деятельность дошкольников, которая характеризуется решением двигательных задач и выполнением правил игры. Все подвижные игры активизируют функциональное развитие органов и систем организма, стимулируют улучшение функций различных анализаторов, нервных процессов, двигательной сферы, способствуют сохранению нейродинамического равновесия, то есть процессов возбуждения и торможения в нервной системе.
У детей с детским аутизмом определяется отсутствие навыков игровой деятельности. Создается потребность формирования для их применения в коррекционно-педагогическом процессе.
Данная программа предназначена для формирования коммуникативных навыков у старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра средствами двигательно-игровых упражнений в условиях групп компенсирующей и комбинированной направленности.
Образовательная программа двигательной диагностики для детей старшего дошкольного возраста имеющих различную степень выраженности с РАС разработана в соответствии с:
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 286) (далее - ФГОС);
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организациях 2.4.1.3049-13 (Утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26);
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»;
- Уставами: МБДОУ № 9 г. Канска и МБДОУ №1 «Большеулуйский детский сад» с. Большой Улуй.
1.1 Цель и задачи Программы
Цель: формирование коммуникативных умений у старших дошкольников с РАС и умственной отсталостью, посредством двигательно-игровых упражнений.
Задачи:
- Формировать проектную группу;
- Обследовать сформированность коммуникативных умений, средств вербальной и невербальной коммуникации, образа тела.
- Оповестить узких специалистов в родителей о начале проекта;
- Разработать игровое оборудование;
- Определить этапы проекта;
- Выстроить алгоритм «образ тела + движение»= «действие»;
- Создать диагностику «двигательной коммуникации».
1.2. Принципы Программы
- принцип психофизических и возрастных характеристик;
- принцип комплексности коррекционных методов и приёмов;
- принцип учёта зон актуального развития;
- принцип системности профилактических упражнений;
- принцип «от простого к сложному».
Сроки реализации программы – 2021 – 2022 учебный год
2. Характеристика двигательной коммуникации у детей с аутизмом
В первую очередь аутизм связан с нарушением адекватной эмоциональной связи с людьми. Ребенок будто бы не замечает никого. Не отвечает и не задает вопросов, не просит ничего, избегает взгляда в глаза, часто даже родителя. Эти трудности очень ярко проявляются в контактах со сверстниками. При настойчивой попытке привлечь внимание такого ребенка у него возникают тревога и напряженность.
РАС в МКБ-11 описываются в разделе «Общие расстройства психологического развития»
(«Первазивные нарушения развития») в разделе F84 и обозначается следующими кодами:
F84.0 — Детский аутизм (включая аутистическое расстройство, детский аутизм, детский
психоз, синдром Каннера).
F84.1 — Атипичный аутизм (включая атипичный детский психоз, умственную отсталость с
аутистическими чертами).
F84.4 — Гиперактивное расстройство, сочетающееся с умственной отсталостью и
стереотипными движениями (умственная отсталость с двигательной расторможенностью и
стереотипными движениями);
F84.5 — Синдром Аспергера (аутистическая психопатия, шизоидное расстройство детского
возраста);
F84.8 ⎯ Другие общие расстройства развития
F84.9 — Общее расстройство развития, неуточненное.
Степени аутистических проявлений.
Лёгкая умственная отсталость (ЛУО) — это специфическое состояние, вызванное особым уровнем деятельности ЦНС, а не психическим заболеванием. Поражение центральной нервной системы в лёгкой форме.
Умеренная умственная отсталость (УУО) — в данном случае нервная система поражения в умеренной форме.
Тяжелые множественные нарушения (ТМНР) — это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма.
У детей с РАС наблюдается ряд нарушений в коммуникативном развитии. Из-за особенностей развития эмоционально-волевой сферы у таких детей взаимодействие с собеседником может носить непродуктивный характер, манипулятивные действия с игрушками будут обладать рядом стереотипий. Таким детям характерно нарушение общемоторной сферы, навыков своеобразного поведения, а значит, не сформирован или недостаточно сформирован «Образ Я» и понятие «образ тела».
Отсутствие представлений о собственном теле у детей с аутизмом будет являться причиной несформированности предметно-орудийных действий, а так же проявлением манипулятивных стереотипий, для соотнесения образа тела в пространстве.
Поэтому у детей с РАС представления об образе своего тела фрагментарны и искажены. В программе представлен комплекс коррекционных упражнений направленных на понимание и осознание своего тела, как основы формирования личности, развитии коммуникативных навыков.
3. Планирование образовательной деятельности
Образовательная деятельность в группе направлена на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Коррекционно - развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А. Екжановой Е.А. Стребелевой и программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта, коррекционно-развивающее обучение и воспитание.
Учебный план направлен на дифференциацию обучения, на развитие ребёнка и его подготовку к школе, на сохранение и укрепление психического здоровья, коррекцию психических процессов, а также навыков, связанных с речью.
Учебный план составлен на год.
Продолжительность игровой деятельности– до 20 минут.
Материал для обучения отбирается с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка, щадящего режима, дополняется эмоциально-игровыми элементами. Поскольку эффективность проведения фронтальной формы игры очень низкая, непосредственно вся работа с ребёнком проводится в индивидуальной или подгрупповой форме. Количество двигательных игр в месяц не превышает установленных норм (1 игра в месяц).
Содержательный раздел.
В процессе осуществления обучающей программы активную работу выполняют следующие специалисты: воспитатели, педагоги-психологи, учителя-дефектологи. Каждый из них выполняет свою работу в рамках образовательного процесса.
Материально-техническое обеспечение:
Вид помещения. Функциональное использование | Оснащение |
Групповая комната: Создание благоприятных условий для развития двигательной коммуникации у детей. | ∙ Все необходимые игровые материалы. ∙ Использование безопасных техник и технологий. ∙ Проведение двигательно-коммуникативных игр. |
Учреждения дошкольного образования, соответствуют правилам охраны жизни и здоровья воспитанников.
Все кабинеты должны соответствовать требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от ЧС, а также антитеррористической безопасности.
В каком порядке должно проходить обучение ребенка с РАС.
Ребёнок с РАС, поступает в ДОУ |
Первая встреча с семьёй, сбор информации о развитии ребёнка, установление образовательного запроса. |
Первичные беседы и консультации со специалистами |
Проведение углубленной и детальной диагностики разных сфер жизни и деятельности ребёнка с РАС |
Разработка индивидуального обучающего плана. Выбор образовательного содержания видов помощи с учётом имеющихся нарушений у ребёнка с РАС |
Реализация индивидуального образовательного плана. |
Проведение промежуточной диагностики, корректировка (дополнение) содержания обучающей деятельности. |
Анализ и дальнейшая работа по плану образовательной программы для ребёнка с РАС |
Итоговая проверка разных сфер развития ребёнка с особенностями. |
Завершающая встреча с родителями (законными представителями), определение дальнейшего направления работы с ребёнком (рекомендации, памятки, буклеты, консультации). |
Основные направления коррекционной работы по освоению Программы
Для освоения данной программы должна быть соблюдена правильная организация режима дня в детском саду и дома, а также чередование различных видов деятельности и отдыха, это способствует четкой работе организма. В коррекционной работе рядом с образовательными и оздоровительными задачами решаются следующие коррекционные задачи:
∙ развивать коммуникацию посредством движения;
∙ учить ребенка управлять своей эмоциональной сферой;
∙ развивать морально-волевые качества личности, формирующихся в процессе специальных двигательных игр-занятий.
∙ формировать у ребенка осознанного отношения к своим силам;
∙ развивать способность к преодолению не только физических, но и психологических барьеров, препятствующих полноценной жизни;
∙ формировать компенсаторные навыки, умение использовать функции разных систем и органов вместо отсутствующих или нарушенных;
∙ развивать способность к преодолению физических нагрузок, необходимых для полноценного функционирования в обществе;
- познакомить ребенка со своими внутренними потребностями и возможностями, с элементарными навыками ухода за своим телом.
Чтобы выявить скорость прогресса развития детей, учителем-дефектологом проводится обследование ребенка в течение 2-х недель в начале и в конце срока выполнения индивидуальной программы.
I этап – Учитель-дефектолог собирает первоначальные данные об индивидуально-типологических особенностях ребенка, социальной ситуации его развития, выявляет структуру дефекта, разрабатывает индивидуальный план коррекционной работы на год, осуществляет вариативный набор разных по срокам обучения программы для детей с учётом их личностных особенностей и резервных возможностей.
II этап –Учитель-дефектолог определяет характер динамики усвоения программного материала и разрабатывает дальнейший индивидуальный образовательный маршрут ребёнка.
В сентябре и мае проводится анализ динамики развития ребёнка по результатам деятельности ребёнка. Динамика может быть выраженной положительной, умеренно – положительной, слабо - положительной, может быть отсутствие динамики, либо отрицательная. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов (диагностик) освоения программы и позволяет осуществлять оценку динамики достижений.
В мониторинговом исследовании используются следующие способы получения информации:
- Обследование по протоколу «Коммуникативные качества личности»
- Обследование по протоколу «Вербальные-невербальные средства коммуникации»
- Обследование по модифицированному тесту «Гомункулус»
4. Алгоритм подготовки к двигательно-коммуникативным играм
Образ тела | Движение | Действие |
1.Сенсорные стимулы и методы пассивных движений, а так же стимулирующая и направляющая помощь. |
| 1. Ощупывание головы, нахождение (лица, глаз, носа, ушей, рта). Повороты в сторону, круговые вращения. 2. Ощупывание рук, нахождение пальцев. Вращение руками. 3. Нахождение туловища, живота, поглаживание живота. Наклоны туловища, вращение туловищем. 4. Нахождение ног, ступней. Поднимание бедра, прыжки. |
2. Введение игровых упражнений с учетом психофизических особенностей детей. | 1. Проговаривание с замедленным темпом; 2. Описывание упражнений. | 1. Педагог проговаривает инструкцию с медленным темпом, с многократным повторением, средний темп, однократное повторение. 2. Педагог сначала объяснят правила игры, затем предлагает проявить инициативу детям. |
3. Выполнение сопряженных действий или действий по словесной инструкции. | 1. Простые действия; 2. Действия с усложнением . | 1. Педагог предлагает выполнить одно действие. 2. Педагог предлагает выполнить 2 и более действий с изменением темпа и последовательности. |
4. Правильная дозировка и регулировка нагрузки, изменение числа повторений, интенсивности и последовательности упражнений | 1. Сопровождение ритмичной рифмой; 2. Стимуляция к успеху. | 1. Используются элементы коммуникативной игры, музыкальное сопровождение. 2. Детям предлагается выполнить задание, за вознаграждение «Игрушка», «Любимый предмет». |
5. Двигательно-коммуникативные игры для старших дошкольников с РАС и умственной отсталостью
№ | Для детей с УУО и РАС | Для детей с ЛУО и РАС |
1 | Игра «Твоя ладошка, моя ладошка» Цель: формирование коммуникативных умений, эмоционального контакта. Педагог берет ребенка за руки и ритмично похлопывает своей рукой по руке ребенка, повторяя: «Твоя ладошка, моя ладошка…» | Игра «Ладушки» Цель: формирование коммуникативных умений, эмоционального контакта. Педагог садится напротив ребенка, выставляет руки ладонями навстречу друг другу. Взрослый приговаривает: «Ладушки, ладушки, где были? у бабушки…» |
2 | Игра «Где же наши ручки» Цель: формирование коммуникативных умений, зрительного контакта.Оборудование: массажные напаличники. Ход Где же наши ножки, вот наши ножки-топотошки. Где наши ручки, вот наши ушки-на мокушке. | Игра «Муха» Цель: формирование коммуникативных умений, зрительного контакта. Оборудование: пальчиковая игрушка «Муха». Ход Плюх, плюх, плюх, Ловим быстрых черных мух, Муха быстро полетела и (имя ребенка) на (часть тела села) |
3 | Игра «У жирафа» Цель: развитие коммуникативных умений, умения ориентироваться на своем теле и теле товарища. Оборудование: массажные напаличники. Ход У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде-2 раза. На лбу, ушах, на теле на локтях, есть на носах, на животах, коленях и носках. Необходимо побуждать детей к называнию частей тела: нос, уши, тело. | Игра «Я беру себя за…» Цель: развитие коммуникативных умений, умения ориентироваться на своем теле и теле товарища. Оборудование: массажные напаличники. Ход Игра сопровождается музыкальной композицией. Нам всем весело живется, вместе песенки поем, вот, вот, вот, я потрогаю…(названную часть тела). Можно задавать вопросы детям: где твой живот? А где живот у Маши? |
4 | Игра «Снежки» Цель: формирование положительных эмоций, активизация психической деятельности, развитие ручной координации. Оборудование: снежки из ваты. Педагог побуждает детей 1-й и 2-й групп подбрасывать вверх изготовленные из ваты снежки, а детей 3-й и 4-й групп – кидать снежки друг в друга. Затем необходимо побуждать каждого ребенка складывать «снежки» в коробку. | Игра «Снежок» Цель: формирование коммуникации между детьми группы. Оборудование: снежки из ваты. Педагог читает стихи: Встали дети в кружок, Увидали снежок: - Кому дать? Кому дать? Кому снежок передать? Дети передают «снежки» из ваты, называя имя ребёнка, например: «Передаю снежок Саше». |
5 | Игра «Покатаем мячик» Цель: формирование коммуникативных умений, эмоционального контакта. Оборудование: большой мяч. Педагог катит мяч ребенку на полу или на столе. Необходимо добиваться, чтобы ребенок возвращал мяч. Если ребенок сопротивляется, взрослый присоединяется к рассматриванию, манипулированию с мячом вместе с ребенком. | Игра «Передай мяч» Цель: формирование коммуникативных умений, эмоционального контакта с педагогом и другими детьми. Оборудование: большой мяч. Педагог передает мяч одному из детей и произносит его имя, ребенок должен передать мяч другому ребенку и т.д. |
7 | Игра «Водим хоровод» Цель: формирование коммуникативных умений, эмоционального контакта со всеми участниками группы. Игру хорошо проводить в музыкальном зале совместно с музыкальным руководителем. Дети, взявшись за руки, вместе со взрослыми водят хоровод под веселую музыку. Дети 1-2-й, а иногда и 3-й, 4-й групп на первых порах не могут войти в круг, затыкая уши, закрывают глаза, отворачиваются, убегают. Но со временем научаются удерживаться в круге, улыбаются, смеются, заглядывают в глаза. | Игра «Пузырь» (русская народная игра) Цель: формирование коммуникативных умений, эмоционального контакта со всеми участниками группы, активизация речи и дыхания. Педагог побуждает встать в круг, взявшись за руки, двигаться и расширять круг, затем опускать сцепленные руки и сужать круг. Игра проводится после адаптации детей в группе. Раздувайся, пузырь! Раздувайся большой! Оставайся, пузырь, Вот такой, вот такой! И не лопайся! Лопнул: «ш-ш-ш-ш»! |
7 | Игра «Кот Васька» Цель: Формировать коммуникативные умения. Учить детей двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения, бегать, стараясь не даться ловящему и не толкаясь. Оборудование: игрушка «Кот» Ход Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находящийся на противоположной стороне изображает «кота Ваську». Дети гурьбой тихонько подходят к нему, и произносят слова: Мыши водят хоровод, На печи дремлет кот, Тише мыши, не шумите, Кота Ваську не будите, Вот проснется Васька кот, Разобьет весь хоровод…. Как только заканчивается чтение стихотворения, кот «просыпается и догоняет «мышей». | Игра «Дружба» Цель: формирование коммуникативных и перцептивных умений. Ход Проводится в парах со сменой партнера по кругу Мы как мышки приседаем (пружинка) Словно зайцы в лапы ударяем (хлопки) Словно белочки кружимся (кружатся вокруг себя) В танце вместе подружимся (смена партнера) |
8 | Игра Коза рогатая Цель. Формирование коммуникативных умений. Оперативности. Оборудование: игрушка «Коза» Ход Чертой (стульчиками) отгораживается дом. Используется игрушка «коза». По площадке гуляет коза. Дети хором говорят: Идет коза рогатая, Идет коза бодатая, Ножками топ-топ, Глазками хлоп-хлоп! Ой, забодает, забодает! Коза делает из пальцев рога и бежит за детьми, говоря: «Забодаю, забодаю!» Дети прячутся в дом, коза их ловит. Пойманные становятся помощниками козы. Побуждать детей проговаривать «топ-топ», «хлоп-хлоп» и .д. | Игра «Кубик» Цель: Формирование коммуникации и организационных умений. Оборудование: 2 кубика. Ход Ребенок держит в руке кубик, другой-спрятан за спиной. Кубик к кубику пришел. Здравствуй! Я тебя нашел… Тук-тук-тук. Ты мой самый лучший друг (ритмический рисунок может быть любой) Дети стоят в кругу проговаривают слова Сначала ритмический рисунок должен показать педагог, затем любой ребенок всем детям или определенному ребенку, чье имя назовет. |
6. Этапы развития коммуникативных умений
Этап | Участники | Задачи | Методические рекомендации |
1 | Педагог-ребёнок |
| Педагог садится напротив ребенка, так же как будет потом располагаться сверстник. Вся инструкции четкие и краткие: «Я потом ты». |
2 | Ребёнок-ребёнок |
| Если ребенок не действует по инструкции сверстника, то лучше использовать физическую подсказку (подтолкнуть руку ребенка), а не вербальную, (дублировать инструкцию). |
3 | Ребёнок-дети |
| Игра подразумевает игру в паре, по перенос ее в группу позволяет сделать смену партнеров. Перед каждой сменой партнера обратить внимание ребенка: «Сейчас с тобой играет Маша». |
7. Работа с родителями ребенка с РАС
Месяц | Вид деятельности |
Сентябрь. | Беседа с родителями. Собрать информацию о проделанной работе, наблюдаются ли изменения в состоянии ребенка после летних каникул. Обсуждения с родителями задач, содержания и форм работы с ребенком. |
Октябрь – май. | Предоставить родителям цикл рекомендаций и консультаций по темам: «Роль игры в развитии ребенка», «Как помочь ребенку в домашних условиях», «Развиваем руку, а значит и речь», «Как выбрать игру» Обучение родителей элементам коррекционно-развивающей работы с ребенком в домашних условиях. Привлекать родителей к совместной плодотворной деятельности с ребенком в домашних условиях Ознакомление родителей с формами и результатами плодотворной деятельности ребенка в детском саду. |
Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знания и учет условий семейного воспитания, а родителями, в свою очередь– условий воспитания в детском саду. Также не обойтись без обоюдного желания родителей и инструктора по физкультуре поддерживать контакты друг с другом.
Взаимодействие учителя с родителями строится на принципе сотрудничества, как межличностного общения инструктора с родителями диалогической направленности, а не простому обмену информации. При этом решаются следующие приоритетные задачи:
• повышение педагогической культуры родителей;
• вовлечение родителей к участию в жизни детского сада;
• изучение семьи и установление контактов с ее членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
Родители должны стать полноценными и полноправными участниками в образовательной деятельности своего ребенка и занимать в нем не последнюю роль.
8. Двигательная диагностика
Цель: Выявить особенности сформированности коммуникативных умений у детей с различной степенью выраженности РАС, посредством двигательно-игровых упражнений».
В диагностике представлены разделы «коммуникативные навыки», «двигательные умения» и взаимодействие «педагог-ребенок», «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-дети».
В разделе коммуникативные умения обследуется:
Коммуникативное умение – способность взаимодействовать с другими людьми, на основе внутренних ресурсов и возможностей.
- Правила- умеет ли ребёнок с РАС слушать и воспринимать правила игры.
- Очередь - умеет ли ждать (сколько времени может продлиться ожидание).
- Вербально/невербально-(какими способами пользуется в игре: речь, жесты) .
- Внимание - (может ли ребёнок фиксировать взгляд на педагоге, ребёнке или детях (сколько времени может фиксировать взгляд).
В разделе двигательные умения обследуется:
Двигательное умение - способность к двигательному действию, характеризующиеся степенью владения техники, отличающейся концентрацией внимания на составные операции.
- Телесные - умения, требующие ориентировки в пространстве собственного тела.
- Пространственнвенные- умения, обеспечивающие различные виды перемещений ребёнка в пространстве – ползание, ходьба, бег, прыжки;
- Предметные/ без предметные – умение ориентироваться в пространстве с предметами и без.
- Партнёрское взаимодействие: «Педагог-ребёнок», «ребёнок-ребёнок», «ребёнок-дети».
Ф.И. ребёнка______________________________________________________________________ | |||||||||
Степень выраженности РАС_______________________________________________________ | |||||||||
Дата обследования_______________________________________ | |||||||||
Коммуникативные умения | Двигательный умения | Партнеры | |||||||
Правила | Очередь | Вербально (В)/ Невербально (Н) | Внимание | Телесные | Пространственные | Предметные (П)/ без предметные (Б) | «Педагог-ребёнок» | «Ребёнок-ребёнок» | «Ребёнок-дети» |
Заключение________________________________________________________ | |||||||||
Рекомендации______________________________________________________ |
Обследование ведется по системе оценивания «+» , «-».
Заключение
В конце учебного года по итогам реализации программы узкими специалистами проводится анализ итоговой диагностики двигательно-коммуникативной сферы детей.
Также в этот момент обосновывается внесение корректировок, формулируются рекомендации с целью обеспечения преемственности в процессе индивидуального сопровождения ребенка-инвалида специалистами на следующем этапе его воспитания и обучения.
В ходе реализации программы необходимо взаимодействие всех участников образовательного процесса: педагогов группы и семьи.
Постоянно отслеживать освоение намеченного по всем линиям развития, корректировать по мере необходимости.
Включать детей во все мероприятия группы: фронтальные и подгрупповые. Одобрять стремление детей принимать участие в совместной игровой деятельности со сверстниками и взрослыми.
Создавать положительную и комфортную атмосферу в группе.
Сравнивать продвижение детей с их показателями развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по логоритмике для детей старшего дошкольного возраста
Рабочая программа по логоритмике дла работы с детьми старшей и подготовительной групп, включает диагностику и перспективное планирование...
Баршевская И.И. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательное краеведение для детей старшего дошкольного возраста"
Программа была создана в 2007 году на основе занятий, проводимых в подготовительных группах детских садов, начиная с сентября 2006 года. Знания профессионального историка-краеведа ...
Дидактические игры для развития конструктивной деятельности у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ (легкой умственной отсталостью)
Коррекционно-развивающая работа с детьми с легкой умственной отсталостью в первую очередь направлена на формирование мышления детей: наглядно-действенного, наглядно-образного и становление элементов л...
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта»
Рабочая программа «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта» отражает современное понимание процесса воспитания и обучения детей данн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2019 - 2020учебный год....
Определение эффективности методики профилактики и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста
На современном этапе развития общества выявлена тенденция ухудшения здоровья детей: все ниже опускается порог жизненной устойчивости, выносливости и защитных механизмов в человечекой жизни....
Значимые для разработки и реализации Программы характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Рассматривая психологические особенности старших дошкольников с ЗПР, прежде всего, следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными возможностями....