Дополнительная общеразвивающая программа "Азбука рукоделия"
рабочая программа
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления изделий, радость общения в труде, эстетическое наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой работы, является важным стимулом воспитания трудолюбия. Работа с различными материалами расширяет представление детей об окружающем мире. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики (согласованности глаз и рук), мелкой моторики, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. В процессе изготовления изделий постепенно образуется система специальных умений и навыков. На занятиях по программе «Азбука рукоделия» всегда присутствует новизна, творческий поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_rukodeliya.docx | 111.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
"Центр детского творчества"
(МАУДО «ЦДТ»)
«Челядьлöн творчество шöрин» содтöд тöдöм лунсетан муниципальнöй
асшöрлуна учреждение
("ЧТШ" СТС МАУ)
Дополнительная общеобразовательная программа -
дополнительная общеразвивающая программа
«Азбука рукоделия»
Направленность: художественная
Стартовый уровень
Возраст учащихся: 8-11 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
педагог дополнительного образования
Корепова Алёна Андреевна
Сыктывкар, 2021г.
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Азбука рукоделия» (далее программа) имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам декоративно-прикладного творчества, эмоционального восприятия и образного мышления, творческого подхода, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.
Настоящая программа разработана с учетом:
- Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
- Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года от 11 апреля 2019 года № 185;
- Стратегии социально-экономического развития МО ГО "Сыктывкар" до 2035 года от 8 июля 2011 г. № 03/2011-61;
- Санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года № 28;
- Приказа Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. № 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых";
- Приказа Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в Республике Коми» от 01.06.2018 года № 214-п;
- Приложения к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении информации» (Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы);
- Приложения к письму Министерства образования, науки и молодёжной политики Республики Коми от 27 января 2016 г. № 07-27/45 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных - дополнительных общеразвивающих программ в Республике Коми»;
-Типового положения по проектированию дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ в муниципальных образовательных организациях от 22.03.21 г. № 299;
- Устава МАУДО «ЦДТ».
Программа разработана с учетом проекта Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года.
Актуальность программы. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления изделий, радость общения в труде, эстетическое наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой работы, является важным стимулом воспитания трудолюбия. Работа с различными материалами расширяет представление детей об окружающем мире. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики (согласованности глаз и рук), мелкой моторики, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. В процессе изготовления изделий постепенно образуется система специальных умений и навыков. На занятиях по программе «Азбука рукоделия» всегда присутствует новизна, творческий поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.
Отличительная особенность программы заключается в том, что она создает все необходимые условия для творческого и личностного развития учащихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения. Вариативность, гибкость и мобильность программы позволяет использовать разнообразные материалы и техники, которые интересны и доступны ребенку любого возраста. Содержание программы построено таким образом, что каждый модуль программы знакомит учащихся с определенным видом творчества.
Интеграция со смежными дисциплинами – историей, основами композиции, основами цветоведения – значительно расширяет кругозор учащихся и способствует углублению знаний по предметам.
Реализация творческого потенциала учащихся осуществляется через активное участие в выставках, ярмарках, конкурсах, благотворительных акциях и в других мероприятиях.
Применение деятельностного подхода в обучении способствует формированию у учащихся умений и навыков, применяемых в быту: изготовление изделий из ткани, шерсти и бисера - подарки к праздникам, сувенирные украшения для дома.
Педагогическая целесообразность. Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что декоративно-прикладное творчество развивает фантазию и художественные возможности учащегося. Программа построена «от простого к сложному». Рассматриваются различные методики выполнения изделий из различных материалов с использованием разнообразных техник. Предполагается развитие учащихся художественно- эстетического вкуса, образного и пространственного мышления. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из различных материалов, учащиеся готовятся стать созидателями доброго мира.
При реализации программы у учащихся формируются ценностные эстетические ориентиры, развивается художественный вкус, воображение, расширяется кругозор. Организуется свободное время учащихся. В процессе обучения у каждого учащегося есть возможность открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Уровень сложности программы. Программа имеет стартовый уровень сложности, т.к. направлена на освоение определенного уровня деятельности, и развитие их интересов и навыков, расширение спектра специализированных занятий по различным дисциплинам; формирование устойчивой мотивации к выбранному виду деятельности; формирование специальных знаний и практических навыков, развитие творческих способностей учащихся.
Адресат программы. Программа адресована учащимся 8 – 11 лет.
Набор в группы осуществляется на добровольной основе, т.е. принимаются все желающие заниматься декоративно прикладным творчеством. К занятиям допускаются дети на основании личного заявления родителей (законных представителей). После завершения обучения по данной программе учащиеся могут продолжить обучение в ДХШ.
Объем программы - 108 часов.
Срок освоения программы – 36 недель, 9 учебных месяцев, 1 учебный год.
Формы организации образовательного процесса и виды занятий.
Реализация программы осуществляется в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся, темы формируются в соответствии с интересами учащихся и корректируются по уровню сложности, в зависимости от возраста и навыков.
Основной формой организации образовательного процесса является учебное занятие. В программе предусмотрены различные формы проведения занятий: аудиторные (групповые, практические работы, самостоятельные работы); внеаудиторные (выставки, экскурсии). Очно-заочная форма предполагается в период невозможности организации учебного процесса в очной форме: карантина, неблагоприятной эпидемиологической обстановки, актированных дней), форма занятий может быть организована с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Обучение осуществляется через портал ГИС ЭО, социальную сеть ВКонтакте.
Учащиеся знакомятся с материалами и инструментами, используемыми для работы, приобретают первоначальные навыки, изготавливают простейшие изделия из различных материалов.
Организация образовательного процесса строится на основе дидактической системы деятельностного метода обучения, в которой выделяются четыре типа занятий в зависимости от их целей: занятия «открытия» нового знания; занятия рефлексии; занятия построения системы знаний; занятия развивающего контроля.
Режим занятий. Занятия проводятся 1 раза в неделю: 3 часа (2 час 40 минут). Исходя, из СП 2.4-3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» продолжительность одного часа занятий для учащихся составляет 45 мин.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель – формирование интереса учащихся к занятиям декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с видами декоративно – прикладного творчества;
- познакомить с инструментами и материалами, используемыми в декоративно прикладном творчестве;
- познакомить с технологией изготовления мягкой игрушки;
- познакомить с традициями народных промыслов, с материалами и их свойствами, применяемыми для валяния из шерсти декоративных изделий;
- научить основным приемам и навыкам плетения из бисера.
Развивающие:
- развивать умение планировать предстоящую практическую работу, опираясь на образец, схему;
- развивать умение классифицировать объекты и материалы по различным признакам, анализировать образец, схему, сравнивать свойства материалов;
- развивать умение выполнять все основные приёмы различных видов работ;
- развивать умение определять и формулировать цель выполнения заданий;
- развивать умение соотносить выполненное задание с образцом, предложенным педагогом;
- развивать умение выполнять оценку результатов своей работы;
- формировать навык организовывать свое рабочее место;
- формировать навыки коммуникативного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и педагогом.
Воспитывающие:
- формировать личностные качества: терпеливость, аккуратность, усидчивость;
- формировать учебно-познавательный интерес учащихся к занятиям и новым видам практической деятельности;
- воспитывать аккуратность, целеустремленность, терпение, чувство коллективизма, культуру общения и поведения в социуме.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1.3.1 Учебный план
№ | Наименование модулей. | Общее кол-во часов | Кол-во часов | Формы аттестации/ контроля | |
Теория | Практика | ||||
1. | Введение Введение в деятельность. Инструктаж по ТБ. Входящая диагностика | 3 | 1 | 2 | Практическая работа Наблюдение |
2. | Модуль 1 «Плюшевые фантазии» | 36 | 4 | 32 | Практическая работа |
3. | Модуль 2 «Чудеса из шерсти» | 36 | 7 | 29 | Тест Практическая работа |
4. | Модуль 3 «Разноцветная россыпь» | 30 | 4 | 26 | Тест Практическая работа |
5. | Промежуточная аттестация | 3 | 0 | 3 | Тест Практическая работа |
Итого | 108 | 16 | 92 |
1.3.2. Содержание учебного плана.
Модуль 1 «Плюшевые фантазии».
Образовательная задача модуля: овладеть технологией изготовления мягкой игрушки.
Учебные задачи (подзадачи) модуля:
1. Познакомятся с историей тряпичой игрушки;
2. Освоить швы «вперёд иголку», «петельный», «тамбурный»;
3. Научиться подбирать материал;
4. Научиться работать с шаблонами;
5. Научиться последовательно изготавливать игрушки.
6. Создать творческие продукты: «Виды швов», «Мячик», «Игольница клубничка», «Фликер», «Ангел», «Цветочек», «Звездочка», «Яблоко с гусеницей», «Котик Валентинка».
Тематические рабочие группы и форматы: организация работы осуществляется в групповой индивидуальной форме.
Тематическая программа модуля:
№ п/п | Виды учебных занятий, учебных работ | Содержание | Колво часов |
Тема 1.1. «Виды швов» | Беседа. Практическая работа. | Просмотр презентаций. Знакомство с традиционными игрушками Коми края. История тряпичной игрушки. Технология изготовления мягкой игрушки. Виды швов. | 3 ч. |
Тема 1.2. «Мячик» | Беседа. Практическая работа. | Цветовая гармония. Используемые материалы, их цветосочетание. Правила кроя на ткани. Подготовка материала к работе. Раскрой деталей. Сборка деталей петельным швом. Выворачивание и набивка игрушки синтетической ватой. | 3 ч. |
Тема 1.3. «Игольница клубничка» | Практическая работа. | Подготовка материала к работе. Раскрой деталей. Сборка деталей петельным швом. Выворачивание и набивка игрушки синтетической ватой. | 3 ч. |
Тема 1.4. «Фликер» | Беседа. Практическая работа. | Беседа по теме, правила дорожного движения. Беседа о необходимости ношения фликера. Раскрой деталей. Сборка деталей петельным швом. Прикрепление застежки (карабин).Приклеивание светоотражательной тесьмы. | 3 ч. |
Тема 1.5. «Ангел» | Практическая работа. | Раскрой деталей. Сборка деталей петельным швом с использованием бисера. Выворачивание и набивка игрушки синтетической ватой. Оформление игрушки | 3 ч. |
Тема 1.6. «Цветочек»» | Практическая работа. | Раскрой деталей. Сборка деталей петельным швом. Выворачивание и набивка игрушки синтетической ватой. Оформление игрушки. | 3 ч. |
Тема 1.7. «Звездочка» | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Самостоятельная работа с шаблонами, раскрой, вырезание деталей. Сборка деталей петельным швом. Выворачивание и набивка игрушки синтетической ватой. Оформление игрушки бисером. | 3 ч. |
Тема 1.8. «Яблоко с гусеницей» | Беседа. Практическая работа. | Беседа по теме, особенности сборки объёмных игрушек. Просмотр готовой игрушки. Подбор материалов. Раскрой деталей игрушки. Сборка деталей петельным швом. Выворачивание и набивка игрушки синтетической ватой. Оформление игрушки бисером. | 6 ч. |
Тема 1.9. «Котик Валентинка» | Практическая работа. Выставка работ по окончанию модуля. | Просмотр готовой игрушки. Подбор материалов. Раскрой деталей игрушки. Сборка деталей петельным швом. Выворачивание и набивка игрушки синтетической ватой. Оформление игрушки бисером, бусинами. Анализ выставки детских работ. | 6 ч. |
Тема 1.10. Текущий контроль | Практическая работа. | Самостоятельно изготовить игольницу и декорировать, применяя различные виды швов, разные виды тканей. | 3 ч. |
Модуль 2 «Чудеса из шерсти».
Образовательная задача модуля: познакомиться с традициями народных промыслов, с материалами и их свойствами, применяемыми для валяния из шерсти декоративных изделий.
Учебные задачи (подзадачи) модуля:
1. Овладеть основными техниками: валяние иглами, валяние мылом, валяние с помощью форм.
2. Научиться правильно и безопасно пользоваться инструментами во время работы.
3. Научиться тщательно продумывать формы изделий.
4. Создать творческие продукты: «Шарик», «Ежик», «Божья коровка», «Валеночки»,
Тематические рабочие группы и форматы: организация работы осуществляется в групповой и индивидуальной формах.
Тематическая программа модуля:
№ п/п | Виды учебных занятий, учебных работ | Содержание | Кол-во часов |
Тема 2.1. «Бусина» | Беседа, практическая работа. | Просмотр презентации. Беседа по теме, легенды и история возникновения войлока. Использование войлока в разных странах. Свойство войлока. знакомство с техникой рукоделия – фильцевание. Материалы и инструменты для сухого валяния. Виды игл для фильцевания. Изготовление изделия. | 3ч. |
Тема 2.2. «Яблоко» | Беседа, практическая работа. | Беседа по теме, цветовой круг, холодные и теплые тона. Изготовление изделия. | 3ч. |
Тема 2.3. «Божья коровка». | Беседа, практическая работа. Самостоятельная работа. | Соблюдение пропорций фигурки, учёт шерсти при валянии. Изготовление изделия по образцу. Самостоятельное выполнение декоративных элементов деталей по собственному замыслу. | 6ч. |
Тема 2.4. «Ежик». | Практическая работа. | Изготовление изделия по образцу. Выполнение элементов деталей по собственному замыслу в технике фильцевания. Соединение деталей | 6ч. |
Тема 2.5. «Валеночки» | Беседа, практическая работа, посещение выставки. | Беседа по теме, знакомство с техникой мокрого валяния. Показ инструментов и приспособлений. Валяние на основе выкройки. Подготовка рабочего места. Показ техники раскладки. Изготовление изделия. Способы декорирования. Коми орнаментом. | 6ч. |
Тема 2.6. «Пчела» | Практическая работа. | Изготовление изделия. Выполнение декоративных элементов деталей по собственному замыслу. | 3ч. |
Тема 2.7. «Снеговик» | Практическая работа. Самостоятельная работа. | Изготовление изделия. Самостоятельное выполнение декоративных элементов деталей с применением полученных знаний. | 6ч. |
Тема 2.8. «Текущий контроль» | Теоретические знания, практическая работа | Тест. Изготовление брелока, сваляного на шаблоне. Выполнение декоративных элементов деталей по собственному замыслу. | 3 ч. |
Модуль 3 «Разноцветная россыпь».
Образовательная задача модуля: научиться основным приемам и навыкам плетения из бисера.
Учебные задачи (подзадачи) модуля:
1.Познакомятся с историей бисероплетения;
2.Научиться подбирать бисер.
3.Научиться читать схемы.
4. Создать творческие продукты: «Божья коровка», «Панно рыбки», «Бабочка», «Паучок», «Дерево», «Полевые цветы».
Тематические рабочие группы и форматы: организация работы осуществляется в групповой и индивидуальной формах.
Тематическая программа модуля:
№ п/п | Виды учебных занятий, учебных работ | Содержание | Кол-во часов |
Тема 3.1. «Божья коровка» | Беседа, практическая работа. | Демонстрация изделий. Просмотр презентации. История развития бисероплетения. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Классификация бисера. Выполнение работы. | 3ч. |
Тема 3.2. «Панно рыбки» | Беседа, практическая работа. | Беседа по теме, основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок на плоской основе: параллельное, игольчатое плетение. Работа с технологической картой -схемой. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка. Составление композиции. | 3ч. |
Тема 3.3. «Бабочка» | Практическая работа. | Выполнение работы по схеме на основе изученных приёмов. Сборка. | 3ч. |
Тема 3.4. «Паучок» | Практическая работа. | Выполнение работы по схеме на основе изученных приёмов (игольчатое, параллельное). Сборка. | 3ч. |
Тема 3.5. «Дерево» | Практическая работа | Выполнение работы по схеме на основе изученных приёмов. Сборка. | 6ч. |
Тема 3.6. «Полевые цветы» | Беседа, практическая работа. | Беседа по теме, комбинированные приёмы в бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, петельное, игольчатое плетение, низание дугами. Выполнение работы по схеме. «Незабудка», «Ромашка», «Колокольчик». Сборка букета. Анализ выставочных работ. | 9ч. |
Тема 3.7. «Текущий контроль» | Проверка теоретических знаний. Практическая работа. | Тест. Выставка по окончании модуля | 3ч. |
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения данного курса у учащихся будут сформирована следующая группа результатов.
Предметные результаты:
Учащийся будет:
- знать виды декоративно – прикладного творчества;
- знать инструменты и материалы, используемые в декоративном - прикладном творчестве;
- знать технологию изготовления мягкой игрушки;
- знать традиции народных промыслов, материалы и их свойства, применяемые для валяния из шерсти декоративных изделий;
- знать и владеть основными приемами плетения из бисера.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Учащийся будет:
- планировать предстоящую практическую работу, опираясь на образец, схему;
- классифицировать объекты и материалы по различным признакам, сравнивать свойства материалов;
- анализировать образец, схему, свойства материалов;
- выполнять все основные приёмы различных видов работ.
Регулятивные УУД:
Учащийся научится:
- определять и формулировать цель выполнения заданий;
- соотносить выполненное задание с образцом, предложенным педагогом;
- выполнять оценку результатов своей работы;
- организовывать свое рабочее место;
Коммуникативные УУД:
Учащийся научится:
- участвовать в диалоге на занятии;
- отвечать на вопросы педагога;
- слушать и понимать речь других;
- соблюдать простейшие нормы речевого этикета, совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- участвовать, взаимодействовать в паре.
Личностные результаты:
Учащийся будет:
- обладать такими качествами, как: терпеливость, аккуратность, усидчивость;
- проявлять интерес к занятиям в декоративно прикладной деятельности;
- проявлять аккуратность, целеустремленность, терпение, чувство коллективизма, культуру общения и поведения в социуме.
2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кадровое обеспечение.
Реализовывать программу может педагог, профессиональная компетентность которого, соответствует профилю программы: обладающий профессиональными знаниями в художественной области, знающий специфику декоративно-прикладного творчества, имеющий практические навыки в сфере организации художественной деятельности детей.
Материально-техническое обеспечение.
Занятия по дополнительной общеразвивающей программе «Азбука рукоделия» проводятся на базе МАУДО «ЦДТ». Занятия организуются в учебных кабинетах, соответствующих требованиям САНПиН и техники безопасности.
- Доска для демонстрации наглядного материала – 1 шт;
- Столы – 8 шт;
- Стулья – 16 шт;
- Шкаф – 2 шт;
- Выставочный подиум – 1 шт.
Методическое обеспечение.
Информационно-методическое обеспечение:
1. Информационно-методическое обеспечение программы:
-Агапова И.А.: Мягкая игрушка своими руками. - М.: Айрис-Пресс, 2004
-Шинковская К. Игрушки из войлока. Москва «АСТ-ПРЕСС»,2013
-Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера. М.: Изд. Дом МСП, 1999г.
2. Шаблоны мягких игрушек – 20 шт.;
3. Образцы мягкой игрушки – 10 шт.;
4. Образцы изделий из бисера – 15 шт.;
5. Схемы плетения из бисера– 10шт.;
6. Раздаточный материал для фильцевания –15компл.;
7. Образцы изделий в технике сухое и мокрое валяние-8 шт..
2.2. МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
В учебно-воспитательном процессе используются элементы педагогических технологий: деятельностного метода, модульного обучения.
1. Организация образовательного процесса по программе «Азбука рукоделия» строится на основе дидактической системы деятельностного метода обучения, в которой выделяются четыре типа занятий в зависимости от их целей
- уроки (занятия) «открытия» нового знания;
- уроки (занятия) рефлексии;
- уроки (занятия) построения системы знаний;
- уроки (занятия) развивающего контроля.
На занятиях «открытия» нового знания организуется процесс самостоятельного построения детьми новых способов действия. На занятиях рефлексии учащиеся закрепляют построенные знания, вырабатывают практические умения и навыки их применения и одновременно учатся выявлять причины своих ошибок и корректировать их. На занятиях построения системы знаний учащиеся структурируют и систематизируют изучаемый материал. Целью занятий развивающего контроля является контроль и самоконтроль изученного
Технология проведения занятий каждого типа реализует деятельностный метод обучения. Так, технология деятельностного метода (ТДМ) для занятий открытия нового знания в развитом варианте включает в себя следующие шаги.
- Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового знания. С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
- Актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в соответствии с принятыми нормами («надо»);
- Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
- Устанавливаются тематические рамки («могу»).
- Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
На данном этапе организуется подготовка мышления учащихся к новому шагу в учебной деятельности, самостоятельное выполнение ими пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
- Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
- Самостоятельное выполнение пробного учебного действия;
- Фиксирование учащимися своих индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия.
Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.
- Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе педагог организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
- Уточнить, какую конкретную задачу решали, т.е. место затруднения;
- Выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – назвать те знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа в целом.
- Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит педагог, используя подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.
- Реализация построенного проекта.
На данном этапе с помощью специально подобранных дидактических материалов осуществляется реализация построенного проекта. Полученное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
- Первичное закрепление во внешней речи.
На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действия с проговариванием нового знания вслух.
- Самостоятельная работа с самопроверкой.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого учащегося ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение новых знаний.
- Включение в систему знаний.
На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.
- Рефлексия учебной деятельности (итог занятия).
На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Организация образовательной среды в учебном процессе по ТДМ обеспечивается следующей системой дидактических принципов, построенных, как и сама технология, теоретическим способом.
1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей и общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми этапами обучения на уровне технологии, содержания и методики с учетом возрастных психологических особенностей детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: предложить учащемуся возможность освоения содержания образования на максимальном уровне, определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы, и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума.
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности
Представленная система дидактических принципов обеспечивает освоение детьми современного содержания образования в соответствии с основными дидактическими требованиями (принцип наглядности, доступности, активности, преемственности, сознательного усвоения знаний, научности и др.). При этом в ней отражены идеи ведущих российских педагогов и психологов о принципах организации развивающего обучения: В.В.Давыдова (принцип деятельности), Л.В. Занкова (принцип минимакса), Ш.А. Амонашвили (принцип психологической комфортности) и др.
Целевые ориентации модульного обучения:
- Освобождение педагога от чисто информационной функции в пользу консультационно-координирующей.
- Создание условий для совместного выбора педагогом и учащимися оптимального пути обучения.
- Развитие рефлексивных способностей учащихся.
- Создание для учащихся адаптивного развивающего образовательного пространства.
Концептуальные положения модульного обучения:
- Алгоритмизация учебной деятельности.
- Принцип модульности – структуризация содержания образования на обособленные законченные части.
- Согласованность и завершенность всех этапов познания.
- Деятельностный подход: реализация всей структуры деятельности (целеполагание, планирование, организация, рабочий процесс, контроль и оценивание результата).
- Принцип сотрудничества учащегося с педагогом.
- Дедуктивная логика подачи учебного материала в модуле: переход от всеобщего к общему и единичному.
- Гибкость (динамичность) - способность оперативно реагировать и мобильно адаптироваться к изменяющимся социально-педагогическим условиям (социальному заказу).
Модульное обучение – такая организация процесса обучения, которая предусматривает программу, составленную из модулей.
Обучающим модулем называют относительно автономную часть содержания учебного курса. Модуль состоит из следующих компонентов:
- точно сформулированная образовательная задача;
- учебные задачи;
- названия творческих продуктов;
- описание тематических рабочих групп и форматов;
- тематическая программа модуля.
Для формирования у детей позитивного отношения к занятиям используются следующие методы работы:
- Словесные методы: беседа для знакомства с новым материалом, закрепления пройденного; объяснение нового материала, технологии выполнения работы, технических приемов.
- Наглядные методы: демонстрация образцов, готовых работ, иллюстраций, наблюдения за явлениями природы.
- Практические методы: выполнение заданий, создание композиций, выставки.
Основные подходы к отбору содержания занятия и технике его проведения:
- Учебное занятие должно быть воспитывающим: в процессе обучения надо воспитывать аккуратность, терпение, настойчивость, доброжелательное отношение друг к другу;
- Учебное занятие должно вызывать интерес к обучению;
- Система занятий должна стимулировать и мотивировать положительное отношение учащихся к обучению, развитию творчества;
- Практические работы должны включать процесс творчества;
- Большая часть занятия отводится активной работе учащихся;
- На занятиях необходимо создавать доброжелательную атмосферу.
2.3. ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ
Определение уровня освоения программы осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации МАУДО «ЦДТ».
Для определения фактического состояния образовательного уровня проводится промежуточная аттестация.
Цель промежуточной аттестации – выявление уровня развития способностей учащихся и их соответствия с прогнозируемым результатом программы. В целях определения результатов и качества освоения программы необходима система мониторинга, то есть систематического контроля уровня знаний, умений, навыков и компетентностей учащихся.
Система контроля и оценки результатов дает возможность проследить развитие каждого ребенка, выявить наиболее способных, создать условия для их развития, определить степень освоения программы и внести своевременно коррективы. Результаты диагностики качества освоения программы вносятся в протоколы промежуточной аттестации.
Описание контрольно-измерительных материалов программы
Предмет оценивания | Формы и методы оценивания | Характеристика оценочных материалов | Показатели оценивания | Критерии оценивания | Вид аттестации | |
1. | Определение исходного уровня подготовки учащихся | Практическая работа. Наблюдение | Определить уровень подготовленности учащихся в начале уч.года | Умение использовать инструменты и материалы для ручного труда. Приложение 1 | Подробно критерии представлены в Приложении 1 | Входящая диагностика. Текущий контроль |
2. | Выявление уровня освоения программного материала 1 модуля «Плюшевые фантазии». | Практическая работа Анализ и оценка творческой работы | Проверка освоения знания техник, изученных в модуле, умения применять полученные знания при выполнении работ | - Знание техники, умение анализировать работу в полной мере. - Качество творческой работы, уровень ее выполнения. | Подробно критерии представлены в Приложении 2 | Текущий контроль |
3 | Выявление уровня освоения программного материала 2 модуля «Чудеса из шерсти». | Тест. Практическая работа Анализ и оценка творческой работы | Проверка освоения знания техник, изученных в модуле, умения применять полученные знания при выполнении работ | - Знание техник, их названий, умение анализировать работы в полной мере. - Качество творческой работы, уровень ее выполнения Приложение 2 | Подробно критерии представлены в Приложении 2 | Текущий контроль |
4 | Выявление уровня освоения программного материала 3 модуля «Разноцветная россыпь». | Тест. Практическая работа Анализ и оценка творческой работы | Проверка освоения знания техник, изученных в модуле, умения применять полученные знания при выполнении работ | Приложение 2 тест | Подробно критерии представлены в Приложении 2 | Текущий контроль |
5 | Личностные и метапредметные результаты | Наблюдение | Оценка сформированности личностных и метапредметныхрезультатов | - Личностные результаты. - Регулятивные результаты - Познавательные результаты - Коммуникативные результаты | Подробно критерии представлены в Приложении 3 | Текущий контроль |
7 | Определение уровня освоения образовательной программы | Тест Практическая работа Анализ и оценка творческой работы | Оценка теоретических знаний и практических умений | - Знание техники, умение анализировать работы в полной мере. - Качество творческой работы, уровень ее выполнения. | Подробно критерии представлены в Приложении 4 | Промежуточная аттестация |
Этапы аттестации учащихся и текущего контроля успеваемости
1 год обучения
Виды аттестации, сроки проведения | Цель | Содержание | Форма проведения | КИМ |
Текущий контроль успеваемости. Входящая диагностика. Сентябрь | Определить исходный уровень подготовки учащихся | Оценка практических умений в использование инструментов и материалы для ручного труда. | Практическая работа Наблюдение | Приложение 1 |
Текущий контроль успеваемости по окончании модуля «Плюшевые фантазии» Ноябрь | Выявить уровень освоения программного материала 1 модуля «Плюшевые фантазии» | Проверка освоения знания техник, изученных в модуле, умения применять полученные знания при выполнении работ | Практическая работа | Приложение 2 |
Текущий контроль успеваемости по окончании модуля «Чудеса из шерсти» Январь | Выявить уровень освоения программного материала 2 модуля «Чудеса из шерсти» | Проверка освоения знания техник, изученных в модуле, умения применять полученные знания при выполнении работ | Тест Практическая работа | Приложение 2 |
Текущий контроль успеваемости по окончании модуля «Разноцветная россыпь» Март | Выявить уровень освоения программного материала 3 модуля «Разноцветная россыпь» | Проверка освоения знания техник, изученных в модуле, умения применять полученные знания при выполнении работ | Тест Практическая работа | Приложение 2 |
Промежуточная аттестация. Апрель | Определение уровня освоения образовательной программы | Оценка теоретических знаний и практических умений | Тест Практическая работа | Приложение 3, 4 |
3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно – правовые документы
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.12.2012) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://graph-kremlin.consultant.ru/page.aspx?1646176
- Приказ Министерства просвещения России от 09 ноября 2018 г. N 196 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 «Об утверждении СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/566085656
- Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р «Об утверждении концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/14644/
- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. N 1726-р) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. //Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. –М.: Просвещение, 2009.
- Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Об утверждении стратегии развития воспитания на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://government.ru/docs/18312/
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р) [Электронный ресурс]. –Режим доступа:
http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.pdf
- Стратегия социально-экономического развития Республики Коми до 2035 года https://clck.ru/TjJbM
- Стратегия социально-экономического развития города Сыктывкара до 2030 года https://clck.ru/TjJea
- Устав муниципального автономного учреждения дополнительного образования «Центр детского творчества» // Зарегистрирован 15.03.2018//
Список литературы для педагога
Литература для педагога
1. Базулина Л. В., Новикова И.В. Бисер – Ярославль: Академия развития, 1999г.
2. Грибова А.С. Декоративно-прикладное искусство народов Коми. М.: Наука, 1980г.
3. Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. М.: Просвещение,1979г.
4. Ерзенкова И. В. Свой дом украшу я сама. Минск: Полымя, 1992г.
5. Журналы «Анна», «Лона», «Валентина», «Чудесные мгновения», «Пэчворк».
6. Котова И. Н., Котова А. С. Серия «Бисер». СПБ.: МиМ, 1998г.
7. Ляукина М. Бисер. М.: АСТ-Пресс, 1998г.
8. Молотобарова О. С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. М.: Просвещение, 1990г.
9. Нагибина М. Чудеса из ткани своими руками. Ярославль: Академия разватия, 1997г.
10. Петухова В.И., Савельева Л.М., Ширшикова Е.Н. Мягкая игрушка. М.: Ступень, 1995г.
11. Солга К. Забавные фигурки. Братислава: Интер Дайджест, 1997г.
12. Шинковская К. Игрушки из войлока. Москва «АСТ-ПРЕСС»,2013
13. Волкова Я.Детские куклы и обереги. Москва «Хоббитека»,2017
14.Проект концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года) https://clck.ru/RE9tR
Список литературы для учащихся
1. Богатеева З.А. Аппликации по мотивам народного орнамента. М.: Просвещение, 1982г.
2. Детям о культуре народа Коми. 1-4 части. Сыктывкар, 1995г..
3. Каменич М., Павловская Л., Савиных В. Рукоделие для детей. Минск: Полымя, 1997г.
4. Литвинец Э.Н. Сделай сам. // Забытое искусство. М.: Знание, 1992г.
5. Лежнева С.С., Булатова И.Н. Сказка своими руками. Минск: 1994г.
6. Максимова М., Кузина М. Лоскутики. М.: Экспресс, 1998г.
7. Наши руки не для скуки // Серия «Игрушки», «Кукольный театр». М.: Росмэн, 1996г.
8. Петрунькина А. Фененки из бисера. СПБ.: Кристалл, 1998г.
9. Рудакова И. Уроки бабушки Куми. М.: Аст-Пресс, 1995г.
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематический план
План мероприятий в д/о «Азбука рукоделия» по реализации программы воспитания, социализации и творческого развития МАУДО ЦДТ
Направления | Название мероприятия | Сроки |
ЛИДЕР (мероприятия по развитию детских объединений, профориентационная деятельность) | - Оформление постоянно действующей выставки в кабинете. - Беседы об профессиях. - Моя первая игрушка. - Мастерская Деда Мороза. - Выставка кукол. -Выставка поздравительных открыток - Игровая программа «Талант в каждом из нас» - | Сент- май октябрь декабрь ноябрь-апрель декабрь-май апрель ноябрь-май |
ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ (формирование представление о ЗОЖ, установок на сохранение и укрепление собственного здоровья) | - Беседы в д/о, выставки рисунков, плакатов: - «Нет терроризму» - «Мы за здоровый образ жизни» - проведение физкультминуток - Участие во флешмобах, акциях ЦДТ | Сентябрь Окт., Апр. Сент.- Май В теч. года |
АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ (формирование представлений о безопасном поведении в быту, на отдыхе, на улице, развитие установок на безопасный образ жизни) | - Беседы в д/о, выставки рисунков - «Не играй с огнем» - «Осторожно, тонкий лед» - «Осторожно, пиротехника» - «Безопасность на дорогах» - Изготовление световозвращающих фликеров - Участие в тестах ЦДТ по безопасности | . Октябр, Апр Ноябрь, Март Декабр, Апр Сент, Май Сент, Окт |
ЗЕЛЁНАЯ ПЛАНЕТА (формированиеценностного отношения к природе, первоначальных навыков природоохранительной деятельности.) | - Беседы о бережном отношении к природе - Изготовление кормушек в д/о - Уход за кормушками зимой - Участие в экологических конкурсах ЦДТ, интернет- викторинах по экологии, природе | В теч. года Ноябрь Нояб – Май В теч. года |
ДОБРОЕ СЕРДЦЕ (социально-значимая, волонтерская деятельность, мероприятия для детей с ОВЗ) | - Участие в социально-значимых акциях ЦДТ. - Операция «Открытка» - Поздравления с днем учителя, 8 марта в школы | Сент- май Сент, май Окт, март |
СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ (семейные праздники, детско-родительские мероприятия) | - Поздравления ко Дню матери, 23 февраля, 8 марта, 9 мая - Родительские собрания в д/о - Совместные мастер классы (родители, дети) | Ноябрь, февраль, март, май сент, май По плану |
ГРАЖДАНИН РОССИИ (мероприятия по гражданско-патриотическому, этнокультурному, экологическому воспитанию) | - Участие в игровых программах, викторинах, выставках рисунков. - Викторина, выставка рисунков «Наша армия» - Участие в «Гагаринском уроке» -Оформление окон к празднику 9 мая - Операция «Открытка» (к 9 мая) | По плану Февраль Апрель Май Май |
БУДУЩЕЕ В НАСТОЯЩЕМ (мероприятия по профилактике безнадзорности, правонарушений и преступлений) | - Беседа «Знаю не только свои права, но и обязанности» - Участие во встречах с представителями ОПДН, ГИБДД, ГИМС. - Участие в различных акциях по профилактике правонарушений, БДД, ППБ и других | Ноябрь По плану По плану |
План работы с родителями д/о «Азбука рукоделия»
№ | Организация совместной деятельности с родителями | Взаимодействие с родителями | ||||
Форма | Содержание деятельности | Результат | Форма | Содержание деятельности | Результат | |
сентябрь октябрь, ноябрь Декабрь Март, апрель февраль | День открытых дверей | Организация выставки детских работ, оформление. | Создание атмосферы сотворчества и содружества участников образовательного процесса. Поддержка традиций детского объединения. Привлечение родителей к воспитательному процессу. | Организационное родительское собрание | Ознакомление с дополнительной общеобразовательной-общеразвивающей программой. Цели и задачи на учебный год. Правила внутреннего распорядка учащихся. Составление плана совместной деятельности | Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс, создание атмосферы сотрудничества, нацеленность на формирование положительной мотивации ребёнка к занятиям. |
Профилактическое мероприятие «Дети-дорога-безопасность». Акция «Световозвращатель – моя безопасность!»в рамках работы родительской общественности «Родительский патруль» | Организация пешей экскурсии по маршруту безопасности «Школа-ЦДТ-Школа» Мастер класс по изготовлению световозвращателю. | Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, формирование положительной мотивации ребёнка к семейным ценностям. | Формирование основ безопасности. Обеспечение безопасности детей на дорогах | Оформление информационного стенда о работе объединения, фотостенда, выставка детских работ | Знакомство родителей с нормативными документами ЦДТ. Знакомство родителей с жизнью детей в объединении | |
«Мастерская Деда Мороза» | Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества. Изготовление новогодних сувениров вместе с родителями. | Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, формирование семейных ценностей. | Заседание родительского комитета | Подготовка к Новому году: приобретение сладких призов и сувениров для проведения игровых программ. Планирование работы в период каникул. | Активизация взаимодействия педагога с родителями. | |
Общероссий ская акция «Урок безопасности для детей и родителей» (подготовка детей к зимним каникулам) | Беседа о правилах поведения на улице и на дороге зимой. Изготовление открытки. | Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, формирование основ безопасности. | Индивидуаль- ные собеседования | Решение различных вопросов, связанных с личностными особенностями учащихся, темпов их развития, взаимоотношениями в коллективе. | Создание атмосферы сотрудничества, нацеленность на формирование положительной мотивации ребёнка к занятиям. | |
Общероссий ская акция «Урок безопасности для детей и родителей» (подготовка детей к весенним каникулам) | Беседа о правилах поведения у водоёмов, на тонком льду весной. | Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, формирование основ безопасности. | Информационный стенд | Оформление информационного стенда о работе объединения, фотостенда. | Знакомство родителей с нормативными документами ЦДТ. Знакомство родителей с жизнью детей в объединении. | |
Выставка детско-родит. плакатов «Мы с папой – лучшие друзья!» | Подбор материала из семейного архива, написание текста, оформление плаката, оформление выставки | Создание атмосферы сотрудничества, творчества, формирование положительногоотношения ребёнка к семейным ценностям | Индивидуальные собеседования | Различные вопросы, связанные с личностными особенностями учащихся, взаимоотношений в коллективе. | Создание атмосферы сотрудничества, доверия, нацеленность на формирование положительной мотивации ребёнка к занятиям, самосовершенствованию. | |
май | Совместный мастер-класс по изготовлению народной куклы «Рябинка» | Создание атмосферы сотрудничества | Создание атмосферы сотрудничества, сотворчества, формирование семейных ценностей. | Итоговое родительское собрание. | Результаты освоения программного материала за учебный год. Достижения учащихся за учебный год. Планирование летнего оздоровительного отдыха. Вручение благодарностей | Создание атмосферы сотрудничества, нацеленность на формирование положительной мотивации ребёнка к занятиям, самосовершенствованию и самореализации. |
Учебно-методический комплекс
1 год обучения
Входящая диагностика
Цель: Определение стартового уровня развития практических навыков учащихся.
Подготовлены рабочие места для учащихся: каждому выдается лист бумаги, ручка, игла, ножницы, нитки, ткань.
Практическая работа. Наблюдение
Задание 1 – а) вдеть нитку в иголку, сделать узелок; б) прошить на заранее заготовленном лоскуте ткани по прочерченной линии наметочным швом.
Задание 2 – обвести шаблон на бумаге.
Задание 3 – на заданном контуре круга нарисовать солнышку лучи, глаза, нос и другие детали на усмотрение ребенка.
Задание 4 – обвести шаблон и вырезать по контуру.
Лист контроля
Фамилия, имя учащегося | Критерии | Итог Уровень: В С Н | |
Сформированность самостоятельности (3-х бальная система) | Сформированность специальных ЗУНов (3-х бальная система) | ||
1. 2. 3. 4. |
1. Критерии владения иглой.
2. Умение обводить по шаблону изогнутые и прямые линии.
3. Уровень владения ножницами.
4. Развитие чувства симметрии.
5. Творческие задатки
Сформированность самостоятельности:
1 – Низко самостоятельный, все время ждет помощи, одобрения, не видит своих ошибок.
2 – Средне самостоятельный, выполняет задание сам, не видит своих ошибок.
3 – Высоко самостоятельный, учащийся сам берется за выполнение любого задания.
Сформированность специальных ЗУНов:
1 – Низкий уровень знаний: учащийся не разбирается в инструментах и материалах для ручного труда.
2 – Средний уровень знаний: учащийся разбирается в использовании инструментов и материалов только с помощью педагога.
3 – Высокий уровень знаний: учащийся с легкостью использует инструменты и материалы.
Итог:
2 балла – Низкий уровень: учащийся не готов к обучению по программе.
3-4 балла – Средний уровень: учащийся готов к обучению по программе, но нуждается в помощи педагога.
5-6 баллов – Высокий уровень: учащийся в полной мере готов к обучению по программе.
Приложение 2
Текущий контроль
По окончании каждого модуля
Цели: проанализировать знания техник, изученных в модуле, умения применять полученные знания при выполнении работ.
Лист контроля
Фамилия имя ребёнка | Критерии | Итог Уровень: В С Н | |
Теория | Практика | ||
Знание техник и материалов | Изготовление работы | ||
1. 2. 3. 4. 5. |
Общая сумма баллов: 9-10 баллов – высокий уровень;
8-6 баллов – средний уровень;
0-5 баллов – низкий уровень.
Критерии оценивания теоретической работы: задание оценивается по пяти бальной системе.
Полные и безошибочные ответы - «5» баллов (высокий уровень);
Ответы на вопросы с незначительными ошибками - «4» балла (средний уровень);
Значительные затруднения при ответах на вопросы - «2» балла (материал не усвоен).
Форма проведения оценки знаний: тестирование.
Критерии оценивания практической работы: задание оценивается по пяти бальной системе.
Работа выполнена правильно, самостоятельно - 5» баллов;
Работа выполнена правильно, самостоятельно, но имеются незначительные ошибки - «4» балла;
Учащиеся испытывает серьезные затруднения – 3 «балла» (материал не усвоен).
Тест для модуля «Чудеса из шерсти».
Задание: выберите нужный ответ.
1. Как называется материал, используемый с древних времен кочевыми народами?
а) войлок, б) ткань
2. Какое волокно можно считать самым теплым?
а) шерсть б) хлопок
3. Назовите волокна животного происхождения?
а) шерсть, б) вискоза
4. Как называется волосяной покров животных?
а) шерсть, б) шкура, в) оба варианта верны.
5. Шерсть каких животных используется человеком?
а) коза, б) овца, коза, в) кролик, г) кабан.
6. Под воздействием каких составляющих, волокна шерсти сваливаются?
а) вода, б) мыло, в) соль
7. Какой цвет может иметь натуральная шерсть?
а) синий, б) белый, в) черный, г) серый
8. Какие инструменты используются при валянии?
а) ножницы, б) игла для валяния, в) крючок
Критерии оценки:
Высокий уровень –7-8 ответов;
Средний уровень –5- 6 ответов;
Низкий уровень - 4-0 ответов.
Правильные ответы:
1.а
2.а
3.а
4.а
5.б
6.а, б
7.г
8.б
Тест для модуля ««Разноцветная россыпь».
Задание: выберите нужный ответ.
1.«Бусра» с арабского языка означает:
а) фальшивый жемчуг;
б) стекло;
в) бусы.
2. Из какого материала сделан бисер?
а) бумага;
б) дерево;
в) стекло;
г) железо;
д) пластмасса;
е) пластилин;
3. Бисер – это:
а) мелкие многоцветные бусинки со сквозным отверстием;
б) шарики с отверстием разной формы;
в) круглые или граненые шарики .
3. Какого вида бисера не существует?
а) матовый;
б) глянцевый;
в) зеркальный;
г) перламутровый.
4. Стеклярус — это:
а) короткие трубочки;
б) крупные бусинки различной формы;
в) трубочки, круглые или многогранные, длиной 0,5 см. и более.
5. Какая из техник плетения на проволоке соответствует данной картинке?
а) параллельное плетение;
б) игольчатая техника;
в) петельная техника.
6. Родиной бисера является:
А) Россия;
Б) Древний Египет;
В) Китай.
7. Центр стеклоделия в Европе находится?
а) в Германии;
б) в Испании;
в) в Венеции.
8. Производство бисера в нашей стране пытался осуществить?
а) А.Н. Толстой;
б) Д.И. Менделеев;
в) М.В. Ломоносов;
г) В. Мессинг.
9. Основными правилами техники безопасности являются:
а) не вкалывать иголку в одежду;
б) ни в коем случае не брать иголку в рот;
в) хранить иголки в определенной месте (в специальной коробочке, подушечке и т.п.);
г) не держать ножницы лезвием вверх, близко к лицу, не размахивать;
д) все ответы верны.
Критерии оценки:
Высокий уровень – 8-9 ответов;
Средний уровень –5-7 ответов;
Низкий уровень - 4-0 ответов.
Правильные ответы:
1.а
2.в, г, ж
3.в
4.а, в
5.б, в, а
6.б
7.в
8.в
9.д
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для самостоятельной работы, заключающейся в изготовлении по собственному замыслу изделия декоративно-прикладного творчества, рекомендуется следующий алгоритм действий:
- Поиск идеи, выбор темы.
- Работа с источниками.
- Разработка эскиза, составление композиции.
- Изготовление выкройки/шаблона.
- Выбор материала.
- Перенос выкройки на материал.
- Вырезание деталей.
- Изготовление изделия. Соединение деталей.
- Декорирование изделия.
- Составление композиции.
Диагностическая карта формирования универсальных учебных действий учащихся
№ | МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД | Общий балл | ||||||||
Познавательные (учащийся научится) | Регулятивные (учащийся научится) | Коммуникативные (учащийся научится) | ||||||||
Различать виды Д,П,Т.; применять инструменты и материалы; будут знать технологию изготовления м/игрушки, валяния из шерсти работы с бисером. | планировать предстоящую практическую работу | классифицировать объекты, сравнивать свойства материалов | анализировать образец, схему, свойства материалов | выполнять все основные приёмы различных видов работ | Участвовать в диалоге на занятии. | Соблюдать простейшие нормы речевого этикета, совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им | Слушать и понимать речь других | Участвовать, взаимодействовать в паре | ||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 |
ИТОГО: 18-15 баллов – высокий уровень; 14-9 баллов – средний уровень; 0-8 баллов – низкий уровень.
Критерии оценивания метапредметных УУД
Познавательные (учащийся научится)
Сравнивать, группировать, анализировать различные объекты, явления, факт:
2 б. – Умеет сравнивать, группировать. Находит ответы на простые вопросы.
1 б. – Умеет сравнивать, группировать, находить ответы на простые вопросы, но делает с ошибками.
0 б. – Низкая скорость мышления. Проблемы со сравнением, анализом.
Регулятивные (учащийся научится)
Организовывать свое рабочее место:
2 б. – Организует своё место в соответствии с требованиями педагога.
1 б. – Требуется повторное напоминание педагога.
0 б. – Не может организовать своё место.
Определять цель выполнения заданий на занятии:
2 б. – Определяет цель выполнения заданий самостоятельно.
1 б. – Определяет цель выполнения заданий с помощью педагога.
0б. – Требуется повторное напоминание о целях заданий. Быстро отвлекается от цели в процессе работы.
Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным педагогом:
2 б. – Отработанные способы применяет безошибочно, все ошибки у себя и у других учеников может увидеть и исправить самостоятельно.
1 б. – Отработанные способы применяет практически безошибочно, с помощью педагога обнаруживает свои ошибки, вносит коррективы.
0 б. – Без помощи педагога не может обнаружить свои ошибки, затрудняется одновременно выполнять учебные действия и контролировать их.
Оценивать результаты своей работы:
2 б. – Умеет самостоятельно оценить свои действия и соотнести с готовым результатом. Может оценить действия других учеников.
1 б. – Приступая к выполнению нового задания, пытается оценить свои возможности относительно его выполнения.
0б. – Может с помощью педагога соотнести свою работу с готовым результатом, оценка необъективна.
Коммуникативные (учащийся научится)
Участвовать в диалоге на занятии:
2 б. – Умеет договариваться, находить общее решение, умеет аргументировать свое предложение, убеждать и уступать. Владеет адекватными выходами из конфликта. Всегда предоставляет помощь.
1 б. – Не всегда может договориться, сохранить доброжелательность.
0 б. – Не может и не хочет договариваться, пассивен или агрессивен. Не предоставляет помощь.
Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить:
2 б. – Самостоятельно соблюдает простейшие нормы речевого этикета.
1 б. – Соблюдает простейшие нормы речевого этикета с помощью напоминания педагога.
0 б. – Не соблюдает простейшие нормы речевого этикета.
Слушать и понимать речь других:
2 б. – Слушает и понимать речь других.
1 б. – Старается высказать своё мнение, не слушая других собеседников.
0 б. – Не слушает и не понимает речь других.
Участвовать, взаимодействовать в паре:
2 б. – Может участвовать в паре с любым учеником.
1 б. – Участвует в паре только избирательно.
0 б. – Отказывается работать в паре.
Диагностическая карта формирования универсальных учебных действий учащихся
№ | Личностные универсальные учебные действия (У учащегося будут сформированы) | Общий балл | ||||||||
Проявляет интерес к занятиям в декоративно прикладной деятельности. | Проявляет целеустремленность, аккуратность, терпение, усидчивость. | Проявляет чувство коллективизма, культуру общения и поведения в социуме. | ||||||||
Задает разносторонние вопросы, охотно делится с товарищами своими знаниями и умениями | Интересуется в основном практической стороной дела | Неактивен, использует только привычные способы и методы работы | Самостоятельно и аккуратно выполнять задания. | Заканчивать начатое дело до конца. Не всегда работа выполнена аккуратно. | Не аккуратно выполняет задания, не заканчивает начатое дело до конца. | Справедлив в отношениях с товарищами, правдив, имеет представление о нравственных нормах | Не всегда справедлив в отношениях с товарищами, правдив, имеет неполное или неточное представление о нравственных нормах | Неправильное представление о моральных нормах, проблемы нравственно-этического характера в отношениях с товарищами | ||
2 б. | 1 б. | 0 б. | 2 б. | 1 б. | 0 б. | 2 б. | 1 б. | 0 б. | ||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 |
ИТОГО: 6-5 баллов – высокий уровень; 4-3баллов – средний уровень; 2-0балла – низкий уровень.
Протокол оценки достижения метапредметных результатов
№ | Метапредметные результаты (Универсальные учебные действия) | ||||||||||||||||
Познавательные | Регулятивные | Коммуникативные | Личностные | ||||||||||||||
Осуществлять поиск информации в различных источниках | Анализировать образец, схему, свойства материалов | Сравнивать, классифицировать объекты и материалы по различным признакам | Уровень сформированности УУД | Выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом, схемой или инструкцией | Уметь оценивать результаты собственной и коллективной работы | Воплощать свои замыслы | Уровень сформированности УУД | Уметь участвовать в диалоге на занятии. | Соблюдать простейшие нормы речевого этикета, совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать | Уровень сформированности УУД | Проявляет интерес к занятиям в декоративно прикладной деятельности. | Проявляет целеустремленность, аккуратность, терпение, усидчивость | Проявляет чувство коллективизма, культуру общения и поведения в социуме. | Уровень сформированности УУД | |||
1 | |||||||||||||||||
2 |
Промежуточная аттестация по итогам года.
Теоретические знания. Самостоятельная работа.
Цели: проследить творческий рост учащихся; проанализировать умения применять полученные знания при выполнении работ. Проанализировать результаты работы за год.
Лист контроля
№ | Критерии | Итог Уровень: С Н | |||||
Теория | Практика | ||||||
Проверка усвоения теоретических знаний | Терминология в декоративном творчестве | Владение техниками | Оригинальность идеи | Аккуратность | Самостоятельность | В С Н | |
1. 2. 3. 4. 5. |
Теоретическое задание считается выполненным, если учащийся правильно ответил на все вопросы, либо допустил несколько ошибок.
Практическое задание считается выполненным, если учащийся правильно выполнил задание, либо допустил несколько ошибок.
Каждый критерий оценивается в 3 балла.
Выполнение учащимся работы в целом определяется суммарным баллом, полученным им по результатам.
Общая сумма баллов: 18-16 баллов – высокий уровень;
15-9 баллов – средний уровень;
8-0 баллов – низкий уровень.
Критерии оценивания теоретической работы:
Полные и безошибочные ответы на все вопросы педагога - «3» балла (высокий уровень);
Ответы на вопросы с незначительными ошибками, либо с незначительной помощью - «2» балла (средний уровень);
Значительные затруднения при ответах на вопросы, отказ от ответа - «1» балла (низкий уровень).
Форма проведения оценки знаний: тест
Критерии оценивания практической работы:
Задание: Учащимся предлагается изготовить изделие по собственному замыслу с использованием различных материалов (ткань, шерстяные нитки, шерсть, бисер, пуговицы).
Высокий уровень – работа выполнена с элементами творчества, в соответствии с технологией. Работа выполнена аккуратно, в заданное время, имеет завершенный вид. Работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей, соблюдает правила ТБ. Самостоятельно готовит свое рабочее место к деятельности и убирает его за собой» - «3» балла
Средний уровень – работа выполнена с элементами творчества, завершена полностью, но допущены незначительные нарушения технологии; аккуратно, но позже установленного срока. Работает с оборудованием с помощью педагога; соблюдает правила ТБ. Самостоятельно организовывает свое рабочее место - «2» балла
Низкий уровень – отсутствуют элементы творчества, ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога. Ребенок выполняет работу небрежно, допускает нарушения в технологии изготовления, работа имеет незавершенный вид. Ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; не всегда соблюдает правила ТБ. Организовывает свое рабочее место под руководством педагога - «1» балл
Тест по технике безопасности.
Задание: выберите нужный ответ.
1.Как должны быть расположены ножницы на столе при работе? а) справа, кольцами к себе; б) слева, кольцами от себя; в) на полу.
2.Передавать ножницы следует: а) острием вперед; б) кольцами вперед с сомкнутыми концами; в) броском через голову
3.Чем необходимо пользоваться при шитье плотной ткани, чтобы избежать прокола пальца? а) наручником; б) напальчником; в) наперстком.
Тест на знание терминов.
4.Уплотнение из шерсти с помощью специальных иголок а) сухое валяние, б) квилинг, в) вышивка
5.Выберите название техник плетения из бисера на проволоке а) параллельное плетение; б) игольчатая техника; в) ступенчатое
Правильные ответы:
1.а
2.б
3.в
4.а
5.а, б
Протокол промежуточной аттестации учащихся
по дополнительной общеобразовательной программе - дополнительной общеразвивающей
программе «______________________»
Дата проведения: Год обучения № группы
№ п/п | Ф.И. учащегося | Теоретический материал (кол-во баллов) | Практический материал (кол-во баллов) | Итог (сумма баллов) | Общий уровень освоения программы (Высокий, средний, низкий) | Результаты входящей диагностики (Высокий, средний, низкий) | Динамика (увеличена, снижена, стабильна) | |||
Проверка усвоения теоретических знаний | Терминология в декоративном творчестве | Владение техниками | Оригинальность идеи | Аккуратность | ||||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 | ||||||||||
7 | ||||||||||
8 | ||||||||||
9 | ||||||||||
10 | ||||||||||
11 | ||||||||||
12 |
ИТОГО: общий уровень освоения программы в группе Входящая диагностика:
«В» - чел., % «С» - чел., % «Н» - чел., % «В» - чел., % «С» - чел., % «Н» - чел., %
По результатам промежуточной аттестации:
учащихся ( %) переведены на год обучения; учащихся ( %) оставлены на повторный курс обучения по программе.
Подпись педагога дополнительного образования _____________ Расшифровка подписи (ФИО) _____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Программа дополнительного образования "Креативное рукоделие"
Программа дополнительного образования "Креативное рукоделие" для учащихся 5-7 классов....
Рецензия на программу дополнительного образования "Креативное рукоделие"
Программа по дополнительному образованию "Креативное рукоделие"на 2018-2019 учебный год прошла рецензию....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукоделие» 2019-2020 на учебный год (8-10 лет, 11-13 лет, 14-17 лет)
Рабочая программа...
Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Рукоделие"
Программа внеклассной работы кружка "Рукоделие"...
Календарно-тематическое планирование к дополнительной общеразвивающей программе "Секреты рукоделия "
КТП "Секреты рукоделия "...
Диагностические материалы для реализации дополнительных общеразвивающих программ по направлению «Рукоделие»
При реализации любой программы (обучающей или досуговой) важным компонентом всегда является диагностика результата педагогической деятельности. Мной разработан критериальный аппарат для оценки динамик...