Дополнительная общеразвивающая программа кружка "Рукоделие"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Программа внеклассной работы кружка "Рукоделие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_rukodelie.doc | 188 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« МАНТУРОВСКАЯ ШКОЛА- ИНТЕРНАТ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДАЮ»
На педагогическом совете
Протокол № __ «Мантуровская школа- интернат»
От ____20_______ О.Л.Полякова
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА КРУЖКА
«РУКОДЕЛИЕ»
Программа рассчитана на учащихся 4-9классов
Срок реализации – 1 год
Составила:
Руководитель кружка
Смирнова Е.В
(учитель трудового обучения)
2020год
Пояснительная записка
Каждый из нас любит получать подарки. Но делать подарки ещё приятнее. Задумываясь над тем, что подарить любимым людям, мы стараемся угадать их желание и вкладываем в подарок свою душу. А если подарок изготовлен своими руками, то его хранят всю жизнь.
Дети не могут подарить маме на день рождения или 8 марта букет живых цветов, но они могут сделать своими руками цветы, игрушку или сувенир из различных материалов, например, из ткани, бисера или даже из бумаги.
Любое изделие, выполненное ребёнком – это его труд, в который вложено много старания, усилий, терпения, времени, желание сделать хорошо, оригинально и красиво, чтобы поделка понравилась его любимому близкому человеку.
Работа кружка «Рукоделие» направлена на развитие творческих возможностей учащихся, расширение кругозора, обогащение представлений о распространенных в жизни человека материалах и их свойствах, уточнение знаний и умений учащихся по обработке.
На занятиях кружка дети приобщаются к миру народного искусства, учатся в совершенстве владеть иглой, пяльцами, раскраивать по шаблону, конструировать изделия из лоскутков, приучаются планировать предстоящую работу, изготовлять панно, прихватки, сувениры, игрушки.
Использование на занятиях различных видов творчества дает возможность ребенку найти себя в одном из рукоделий и наиболее полно реализовать в нем свои способности.
Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у учащихся высокий уровень интереса к рукоделию. Кроме того, занятие рукоделием развивает мелкую моторику рук, пространственную ориентировку, внимание, сосредоточенность, аккуратность, а также является средством эмоционально-эстетического воспитания и развития детей.
Работа в кружке делится на 3 этапа:
1. работа с бумагой,
2. работа с бисером,
3. работа с тканью.
Цели программы:
расширить кругозор детей в направлении декоративно- прикладного искусства, сформировать у учащихся устойчивый интерес к рукоделию, способствовать развитию творческого воображения, эстетического вкуса.
Основные задачи:
Образовательные:
-формировать у учащихся умение работать с различными видами материалов;
- познакомить учащихся с основными техниками работы с бумагой и плетения из бисера;
- совершенствовать умения и навыки шитья;
-учить применять полученные знания и умения в своей практической деятельности.
Развивающие:
– развивать творческие способности учащихся, моторные навыки, образное мышление, внимание, фантазию, формировать эстетический и художественный вкус.
Коррекционные:
корригировать умственные и двигательные дефекты развития в процессе трудовой деятельности, развивать мелкую моторику, умение планировать предстоящую работу, ориентироваться в задании, осуществлять самоконтроль.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, умение работать в коллективе, добиваться качественного выполнения изделия и завершенности работы.
Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)
Кружковая работа организуется по перспективному плану, составленному к началу учебного года. Работа рассчитана на 1 год обучения детей. Годовой курс программы рассчитан на 153 часа (4,5 час в неделю). периодичность занятий - соответственно календарно-тематическому планированию, 3 раза в неделю.
Группа формируется из детей в возрасте 10-16 лет. Оптимальное количество – 12 детей, чтобы педагог смог оказать индивидуальную помощь каждому ребёнку. Занятия строятся на принципе индивидуального подхода к ребенку. При создании коллективной работы дети объединяются в группы.
Руководитель кружка следит за дисциплиной, правильной организацией рабочего места, хранением законченных и незавершенных работ, пособий и материала. Материал, необходимый для работы, хранится в определенном месте.
Материально- техническое обеспечение:
- Бумага цветная двусторонняя, картон цветной, цветная креповая бумага, клей ПВА, пластилин;
- бисер, бусинки, тонкая проволока, леска;
- ткани, мех, нитки швейные, вата, синтепон, пуговицы, ножницы.
Формы и методы работы:
- Объяснительно-иллюстрированный;
- Рассказ;
- Беседы;
- Работа с книгой;
- Демонстрация;
- Упражнение;
- Практические работы репродуктивного и творческого характера;
- Методы мотивации и стимулирования;
- Контроль, взаимоконтроль и самоконтроль;
- Познавательная игра;
- Индивидуальная работа;
- Коллективно-творческая работа;
- Экскурсия;
- Оформление выставки.
Контрольная диагностика.
Важнейшим звеном деятельности является учет, проверка знаний, умений и навыков учащихся.
На занятиях кружка используются разные виды контроля:
- Текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий;
- Промежуточный – фронтальная и индивидуальная беседа, выполнение дифференцированных практических занятий различных уровней сложности, решение кроссвордов, игровые формы контроля. Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках прикладного творчества разного уровня.
- Итоговый - итоговый контроль проводится по сумме показателей за все время обучения в творческой группе, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме, открытие и зачетные занятия, участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
Ожидаемый результат:
В процессе реализации программы кружка «Рукоделие» дети должны:
- знать разнообразный материал и уметь его применять для изготовления поделок;
- уметь работать с различными видами бумаги и ткани;
- знать основы бисероплетения;
- знать основные приемы шитья;
- планировать работу над изделием, соотносить параметры частей изделия;
- самостоятельно использовать подручные средства для отделки изделий;
- уметь составлять простейшие композиции.
У детей должно быть развито:
- желание самостоятельно что–то создавать, творить;
- мелкая моторика рук;
У детей должно быть воспитано:
- трудолюбие,
- аккуратность,
- умение работать в коллективе, необходимое в трудовой деятельности,
- чувство взаимопомощи и умение представлять работу, как совместный труд;
- эстетическое чувство.
Структура занятия:
- Показ и объяснение педагога.
- Изготовление поделки детьми по образцу, с помощью педагога
- Самостоятельная творческая работа детей.
Тематический план занятий
Тема | Кол-во часов | Теорет. | Практич. |
Вводное занятие. | 1 | 1 | |
Работа с бумагой -изготовление игрушек, открыток, панно в технике торцевания и бумагокручения. | 35 | 4 | 31 |
Работа с бисером- изготовление плоских и объёмных игрушек, цветов. | 40,5 | 6 | 34,5 |
Изготовление мягких игрушек | 40,5 | 5 | 35,5 |
Изготовление изделий из лоскута- прихватки, подушки, панно. | 36 | 5 | 31 |
Итого: | 153 | 21 | 132 |
Содержание изучаемого курса дополнительной образовательной программы:
Тема №1 Работа с бумагой -изготовление игрушек, открыток, панно в технике торцевания и бумагокручения. -35 часов.
Теория:
Виды бумаги. Изучение техники торцевания. Торцевание на пластилине. Техника бумагокручения. Правила безопасного труда при работе с ножницами, клеем.
Практика:
Изготовление поделок с применением техники торцевания: торцевание по пластелину - изготовлении игрушек-сувениров «Кактус», «Крокус»; торцевание по бумаге - изготовление панно «Разноцветный букет». Изготовление рамки для панно из бумаги. Украшение рамки в технике бумагокручения.
Тема № 2 Работа с бисером - изготовление плоских и объёмных игрушек, цветов- 40,5 часов.
Теория:
Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для бисероплетения. Правила безопасности. Знакомство с разными техниками плетения из бисера, демонстрация образцов. Изучение техники параллельного плетения.
Практика:
Изготовление плоских фигурок из бисера методом параллельного плетения: стрекоза, ящерица, крокодил , бабочка, человечек, обезьянка, краб, скорпион, Дед Мороз, Снегурочка, новогодняя ёлка, снежинки, цветы.
Тема №3 Изготовление мягких игрушек 40,5 часов.
Теория:
Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для изготовления мягких игрушек. Правила безопасной заботы с иглой, булавками и ножницами. Виды ручных швов.
Практика:
изготовление мягких игрушек из искусственного меха: зайчик, медвежонок, котенок , собачки.
Темам № 4: Изготовление изделий из лоскута- прихватки, подушки, панно. 36 часов
Теория: работа на швейной машине. Правила безопасной работы на швейной машине. Соединительные машинные швы. Изучение самых простых схем соединения тканей в стиле пэчворка.
Практика: изготовление прихваток по схеме «колодец», декоративной подушки, панно из лоскута.
Перспективное календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема занятия | Кол-во Час. | Примечание | |
план | факт | ||||
1 Работа с бумагой -изготовление игрушек, открыток, панно в технике торцевания и бумагокручения. -36 часов. | |||||
1 | Вводное занятие. Правила ТБ при работе в швейной мастерской. | 2 час | Инструктаж по ТБ | ||
2 | Правила ТБ при работе с клеем и ножницами. Торцевание по пластелину. Выбор изделия, подготовка к практической работе. | 1ч. 15мин | Инструктаж по ТБ Практическая работа | ||
3 | Изготовление «кактуса» в технике торцевания | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
4 | Изготовление «кактуса» в технике торцевания | 2 час. | Практическая работа | ||
5 | Изготовление «кактуса» в технике торцевания Окончательная отделка игрушки | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
6 | Изготовление «крокуса» в технике торцевания | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
7 | Изготовление «крокуса» в технике торцевания | 2 час. | Практическая работа | ||
8 | Изготовление «крокуса» в технике торцевания | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
9 | Изготовление «крокуса» в технике торцевания | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
10 | Изготовление «крокуса» в технике торцевания | 2 час. | Практическая работа | ||
11 | Окончательная отделка цветка | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
12 | Выбор рисунка для панно в технике торцевания. Перевод рисунка | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
13 | Подбор бумаги по цвету для панно. Подготовка бумаги к работе. | 2 час. | Практическая работа | ||
14 | Торцевание цветов панно. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
15 | Торцевание панно. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
16 | Торцевание панно. | 2 час | Практическая работа | ||
17 | Торцевание панно. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
18 | Торцевание панно. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
19 | Торцевание панно | 2 час | Практическая работа | ||
20 | Составление частей панно | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
21 | Окончательная отделка панно | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
22 | Изготовление рамки для панно | 2 час | Практическая работа | ||
23 | Украшение рамки для панно в технике бумагокручения. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
24 | Окончательна отделка изделия | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
Работа с бисером- изготовление плоских и объёмных игрушек, цветов. - -40.5 час | |||||
1 | Работа с бисером. Правила техники безопасности при работе с бисером | 2 час | Инструктаж по ТБ | ||
2 | Техника параллельного плетения | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
3 | Выполнение стрекозы из бисера | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
4 | Выполнение бабочки из бисера | 2 час | Практическая работа | ||
5 | Выполнение бабочки из бисера | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
6 | Выполнение ящерицы из бисера | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
7 | Выполнение человечка из бисера | 2 час | Практическая работа | ||
8 | Выполнение человечка из бисера | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
9 | Выполнение обезьянки из бисера | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
10 | Выполнение обезьянки из бисера | 2 час | Практическая работа | ||
11 | Выполнение часиков из бисера | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
12 | Выполнение скорпиона из бисера | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
13 | Выполнение скорпиона из бисера | 2 час | Практическая работа | ||
14 | Выполнение скорпиона из бисера | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
15 | Выполнение краба из бисера | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
16 | Выполнение краба из бисера | 2 час | Практическая работа | ||
17 | Выполнение краба из бисера | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
18 | Выполнение новогодней ёлки из бисера | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
19 | Выполнение Деда Мороза из бисера | 2 час | Практическая работа | ||
20 | Выполнение Деда Мороза из бисера | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
21 | Выполнение Снегурочки из бисера | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
22 | Выполнение Снегурочки из бисера | 2 час | Практическая работа | ||
23 | Выполнение снежинки из бисера | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
24 | Выполнение снежинки из бисера | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
25 | Выполнение снеговика из бисера | 2 час | Практическая работа | ||
26 | Выполнение снеговика из бисера | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
27 | Выполнение новогоднего панно | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
Изготовление мягких игрушек-40,5 час. | |||||
1 | Виды материалов для изготовления мягкой игрушки. Правила ТБ при работе с тканью | 2 час | Инструктаж по ТБ | ||
2 | Инструменты и приспособления для изготовления мягкой игрушки | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
3 | Выбор изделия. Раскрой деталей игрушки. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
4 | Изготовление ушей игрушки. | 2 час | Практическая работа | ||
5 | Соединение деталей головы игрушки. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
6 | Соединение деталей головы игрушки. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
7 | Соединение деталей туловища. | 2 час | Практическая работа | ||
8 | Изготовление передних лап игрушки. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
9 | Изготовление задних лап и соединение лап с туловищем. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
10 | Изготовление хвостика игрушки. | 2 час | Практическая работа | ||
11 | Соединение головы с туловищем. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
12 | Оформление «мордочки» игрушки. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
13 | Соединение всех деталей мягкой игрушки. | 2 час | Практическая работа | ||
14 | Окончательная отделка. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
15 | Мягкая игрушка «Медвежонок». Подбор ткани и раскрой деталей игрушки. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
16 | Изготовление ушей игрушки. | 2 час | Практическая работа | ||
17 | Соединение деталей лба. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
18 | Соединение деталей головы. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
19 | Соединение деталей груди игрушки. | 2 час | Практическая работа | ||
20 | Соединение деталей туловища. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
21 | Соединение головы с туловищем. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
22 | Набивка игрушки синтепоном. | 2 час | Практическая работа | ||
23 | Оформление «мордочки» медвежонка. Окончательная отделка игрушки. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
24 | Изготовление игольницы. Раскрой деталей. Вышивка бисером. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
25 | Вышивка бисером. | 2 час | Практическая работа | ||
26 | Соединение деталей игольницы. | 1 ч. 15 мин | Практическая работа | ||
27 | Окончательная отделка игольницы. | 1 ч. 15 мин | Практическая работа | ||
Изготовление изделий из лоскута- прихватки, подушки, панно-36 час. | |||||
1 | Работа на швейной машине. Правила ТБ при работе в швейной мастерской | 2 час | Инструктаж по ТБ | ||
2 | Соединительные машинные швы. Выполнение стачного шва на образце | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
3 | Виды прихваток. Подбор лоскутков ткани для изготовления прихватки | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
4 | Виды простых схем пэчворка Изготовления схемы «колодец» на образце | 2 час | Практическая работа | ||
5 | Изготовления схемы «колодец» на образце | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
6 | Изготовление прихватки из лоскута | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
7 | Окантовочный шов | 2 час | Практическая работа | ||
8 | Окантовывание срезов прихватки | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
9 | Окончательная отделка прихватки | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
10 | Выбор рисунка наволочки декоративной подушки, составление схемы рисунка в натуральную величину. | 2 час | Практическая работа | ||
11 | Подбор ткани, раскрой деталей декоративной подушки | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
12 | Соединение деталей декоративной подушки | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
13 | Соединение деталей декоративной подушки | 2 час | Практическая работа | ||
14 | Соединение деталей декоративной подушки | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
15 | Соединение деталей декоративной подушки | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
16 | Набивка декоративной подушки синтепоном. Окончательная отделка изделия. | 2 час | Практическая работа | ||
17 | Выбор рисунка панно из лоскута. Перевод рисунка на ткань. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
18 | Раскрой деталей панно из лоскута. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
19 | Намётывание деталей рисунка на основную ткань. | 2 час | Практическая работа | ||
20 | Намётывание деталей рисунка на основную ткань. | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
21 | Настрачивание зигзагом деталей рисунка панно | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
22 | Настрачивание зигзагом деталей рисунка панно | 2 час | Практическая работа | ||
23 | Обработка срезов панно окантовочным швом | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
24 | Окончательная отделка изделия | 1ч. 15мин | Практическая работа | ||
Итого | 153 час. |
Литература:
1. З. Неботова, Т. Колонович «Мягкая игрушка» М.: «Эксмо», 2004 г.
2. И. Силецкая «Мягкая игрушка» М.: «Эксмо», 2004 г.
3. Войдинова Н.М. «Мягкая игрушка» М.: «Эксмо», 2005 г
4. Джелина Кадж «Мишки» М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2006 г.
5. Калинич М., Савиных В. «Шитье из лоскута» М.: Полымя, 2000 г.
6. Ирина Костикова «Лоскутная техника. Шитье из полос.» М.: Культура и традиции, 2002 г.
7.Н. Гусева «Поделки из бисера». М.: АИГИС ПРЕСС, 2005 г.
СПИСОК ДЕТЕЙ КРУЖКА
«РУКОДЕЛИЕ»
- Соколова Карина
- Степанова Оля
- Фролова Наташа
- Баранова Галя
- Дедюрина Настя
- Дорогина Оля
- Иванченко Анжелика
- Кузьмичёва Марианна
- Пяткина Наташа
- Смирнова Наташа
- Соколова Соня
- Лебедев Миша
- Смирнов Паша
- Шигин Дима
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»
Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»
Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА – ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. «ДОМИСОЛЬКА»
программа кружка вокального пения...
Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»
Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...
Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта
Программа обеспечивает развитие интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...