Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством
методическая разработка по теме
Автор разработки с 2009 года является участником временной творческой группы, внедряющей инновационный проект программы развития МОУ ДОД Детско-юношеского центра "Сатурн" г. Томска - "Формирование навыков здорового образа жизни обучающихся центра". Основной целью инновации определили - внедрение в образовательный процесс инновационной здоровьесберегающей технологии, которая состоит в сочетании комплексного системного подхода к организации процесса образования с общепринятыми формами, методами, принципами здоровьесберегающей педагогики. Результат прохождения первого этапа работы по проектуотражен в материале данной разработки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Здоровьесбрегающие технологии в декоративно-прикладном творчестве | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
на занятиях декоративно – прикладным творчеством
Потапова М.П
ПДО МОУ ДОД ДЮЦ «Сатурн» г. Томска
Проблема здоровья сейчас у всех на слуху. Еще А. Шопенгауэр говорил: "Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля”.
Закономерно возросло внимание и к здоровью детей , потому что состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.
Естественно, что педагогическая общественность все больше осознает, что именно педагог может сделать для школьника в плане сохранения здоровья больше, чем врач. Но для этого нужно обучиться здоровьесберегающим образовательным технологиям, позволяющим работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих учеников и себе в том числе, и на своих занятиях , и в общей программе работы образовательного учреждения..
Что же такое здоровьесберегающие образовательные технологии?
Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ) в расширенном смысле можно понимать все технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном процессе.
В.А. Сухомлинский утверждал, что "…забота о здоровье ребенка-это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества”.
Продолжая мысль великого педагога, я убеждена, что задача любого учителя, в том числе и учителя изобразительного искусства состоит в следующем: создать условия для включения ребенка в процесс творчества и найти методы, адекватные его психофизиологическим особенностям, помогающие формированию позитивного мышления ребенка и его способности к "конструированию” собственного здоровья.
И мне хотелось бы далее рассказать о тех здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях по модифицированной образовательной программе «Рукоделие», рассчитанной на детей 9 -14 лет.
Так, в процессе занятий декоративно-прикладным творчеством, я часто использую разные техники – это и некоторые виды вязание крючком, макрамэ, декупаж, скрапбукинг, квиллинг, аппликация из манки, выляние (мокрое, сухое), бумажная мозаика, декорирование. Самое важное, что они позволяют эффективно развивать творческие способности ребенка – тем самым, осуществляя работу по формированию активной творческой личности, с которой можно продуктивно работать и в плане формирования здорового образа жизни.
Во – первых, занятия любым видом декоративно-прикладного творчества развивает мелкие мышцы кистей рук учащихся (мелкую моторику), что существенно облегчает нагрузку на руки детей и даже почерк у них становится лучше.
Во - вторых, эти занятия не ограничиваю фантазию ребенка, который дает волю своему остроумию и наблюдательности, украшая ее то неожиданно замысловато, то с наивной простотой. Давно известно, что наиболее интенсивное развитие ребенка идет, когда работа ума и чувств сопровождает практическую деятельность ребенка, «опредмечивается» в его собственных действиях.
Поэтому, с одной стороны, рукоделие – это возможность для ребенка выразить свое "Я” в явной адресной форме. Понимание этого побуждает его вложить свои умения, способности, талант, фантазию, вкус, изобретательность, чувство юмора, аккуратность и другие личностные характеристики в изготовленное изделие.
С другой стороны рукоделие– это приобщение ребенка к народной культуре.
По-моему, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
В настоящее время, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрения детей, очень остро стоит проблема нравственного здоровья учащихся.
Нравственное здоровье – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, но я считаю, что искусству здесь отведена особая, главная роль.
Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, известный психолог Б.М. Теплов писал: "Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности”.
Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.
На своих уроках я знакомлю детей с народным творчеством, показывая ее красоту – ту всемогущую любовь к жизни, которая заложена в ней. А если ты и сам без остатка, до самого донышка своей души влюблен и предан нашему русскому декоративно-прикладному искусству, то, наверное, можно представить, какой огромный энергетический потенциал получают дети на таких уроках.
По своему опыту могу сказать, что знакомство с народными художественными промыслами не только доступно детям, но и вызывает у них желание поучаствовать в процессе изготовления изделия – от росписи до вязания. Наблюдая за детьми во время урока, я вижу по их лицам, какое чувство удовлетворения они получают от своей работы, как они загораются желанием научиться создавать прекрасное.
Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому занятие рукоделием, как одним из видов декоративно-прикладного творчества, должно "увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский "в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”.
Задачу формирования у обучающихся осознания ценности здоровья, культуры здорового образа жизни можно выделить как наиболее распространённую и значимую в системе здоровьесберегающей деятельности.
Программа «Рукоделие» отвечает требованиям для осуществления инновационного проекта. Она педагогически целесообразна, так как приобщает детей к здоровому образу жизни, к пониманию значимости здоровья на всю будущую жизнь. Также программа научно обоснована (с позиций физиологии человека), так как учитывает внутреннюю (генетическую) потребность ребенка к движению.
С сентября 2009 г. введен в реализацию инновационный проект программы развития центра «Формирование навыков здорового образа жизни обучающихся МОУ ДОД ДЮЦ «Сатурн» г. Томска. Была создана творческая группа для реализации проекта, в состав которой включили мою образовательную программу. Определили цель инновации по проекту - внедрение в образовательный процесс инновационной здоровьесберегающей технологии, которая состоит в сочетании нового комплексного подхода к организации образовательного процесса с общепринятыми формами и методами здоровьесберегающей технологии и принципами здоровьесберегающей педагогики, а также системой психолого-педагогического сопровождения обучающихся, которая применяется: в виде витаминопрофилактики и формирования культуры здорового образа жизни.
В течение 2010-2011 учебного года я, как участник инновационной творческой группы изучила методическую литературу по данному вопросу, сформировала методическое обоснование здоровьесберегающей технологии в образовательном процессе, разработаны методические рекомендации по составлению занятия с точки зрения здоровьесбережения, а также были внесены необходимые дополнения в пояснительную записку образовательной программы (были прописаны основные формы и принципы здоровьесберегающих технологий)
Работа с крючком связана с нагрузкой на мелкие мышцы рук, на мышцы плечевого пояса, на позвоночник, также работая с крючком идёт большая на грузка на глаза, поэтому очень важно на занятиях использовать здоровьесберегающие технологии.
Для активизации и отдыха ребят на занятии, а также для предупреждения и снятия утомления на занятиях предусмотрены здоровьесберегающие технологии: релаксационные и кенезиологические упражнения, пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз (см приложение).
Также можно использовать на занятиях элементы арт – терапии, так как арт – терапия включает в себя несколько аспектов здоровьяесберегающих технологий .
Арт – терапия – в основе её лежит творческая деятельность. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму её разрешения. Через игру, сказку, ручной труд(вязание крючком) арт-терапия даёт выход внутренним конфликтам и сильным эмоциям, помогает понять собственные чувства и переживания, способствует повышению самооценки и помогает в развитии творческих способностей. Кроме того, активная творческая деятельность способствует расслаблению и снятию напряжения. Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания человека через творчество и в повешении его способностей.
Использование арт-терапии на занятии, создаёт положительный настрой в группе, снижает утомляемость, облегчает процессы коммуникаций, вызывает эмпатию среди участников, даёт положительные результаты в развитии внутреннего контроля и повышений адаптационных способностей детей, способствует творческому самовыражению.
ФОРМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ.
1 Рациональное чередование учебной и досуговой деятельности.
2 Индивидуальное дозирование объёма сложности.
3 Мониторинг состояния содержания мастерской и инструментов.
4 Беседы и просветительская работа с обучающимися.
ПРИНЦИПЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕЙ ПЕДАГОГИКИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В
ПРОГРАММЕ.
- Принцип ненанесения вреда.
- Принцип приоритета действенной заботы о здоровье обучающегося.
- Принцип соответствия содержание организации обучение возрастным особенностям обучающихся.
- Сочетание обучающих, воспитывающих и развивающих педагогических воздействий.
- Приоритет активных методов обучения.
- Принцип формирования ответственности обучающихся за свое здоровье.
Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках рукоделия в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для обучающихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.
Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны:
- подвижные игры (физкультминутки, игры в животных, игры на внимание);
- игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
- диалоги с героями книг, сказок, мультфильмов;
Дети, даже подросткового возраста, очень любят быть волшебниками; как они сами говорят, "играть в сказку”. Почему сказка любимый детьми жанр? Наверное, потому, что она несет в себе самое важное психологическое содержание, как говорят сами дети, "любовь, добро и счастье”, переходящее от одного поколения к другому и не утрачивающее со временем своего значения. Сказка дарит надежду и мечты – предощущение будущего, становится неким духовным оберегом детства. (Прием сказкотерапии)
Но как бы велико ни было значение сказки для поддержания душевного мира детей, не одна она используется в качестве терапевтического средства на занятиях рукоделием.
Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.
Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню.
Звучание музыки на занятии дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.
Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитииобучающихся , в формировании их мировоззрения.
Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья.
Известный советский писатель Василий Белов в своей книге "Лад” высказывает такую близкую мне мысль: "Каждый ребенок хочет играть, то есть жить творчески. Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом? Грубо говоря, потому что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта)”.
Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.
Литература:
- Абу Али Ибн Сина (Авиценна). Канон врачебной науки. Книга 2-я. Ташкент,1956.
- Адушт Оттоман. Наука о дыхании. – Лейпциг, 1909.
- Бурмин Ю.А., Зверев В.Л.. Подземные кладовые Подмосковья. – М.: Недра, 1982.
- Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В.Возвышаева // Школа здоровья. – 2001, №1.
- Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая /Статья/ Воспитание школьников. 1999,№1.
- Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ Н.В.Сократов и другие, – Оренбург, 2001.
- Кудряшова Н.И.. Лечение глиной. – М.: издатель Евгений Ващук, 1996.
- Москаленко О.Н. Физминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.
- Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
- Соковня- Семенова И.И.. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 1999.
- Сократов Н.В., Феофанов В.Н.. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург, 2001.
- Теплов Б.М.. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. /Выпуск 11. – М. – Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством
Обобщение опыта о здоровьесберегающих методах и приемах, которые используются мною на занятиях по дополнительной общеобразовательной программе коллектива «Паутинка» «Секреты рукоделия»...
"Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладным творчеством"
Презентация к выступлению...
Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладного творчества.
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является общей для всей образовательной сферы. Это связано с тем, что за последнее десятилетие резко снизился уровень здоровья населения на...
презентация "Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладного направления"
lПроблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном этапе развития общества. Здоровьесберегающие технологии –это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодейс...
Применение технологии развития экоцентрического экологического сознания на занятиях декоративно-прикладным творчеством
Организация творческой деятельности детей с природным материалом предоставляет огромные возможности для формирования экологической культуры,целостных представлений о природе. Важно показать особенност...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно – прикладным творчеством»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Здоровьесберегающие технологиина занятиях декоративно – прикладным творчеством»...
"Здоровьесберегающие технологии на занятиях декоративно-прикладного творчества"
описание опыта работы педагога по применению здоровьесберегающих технологий в своей работе...