ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Лего-конструирование»
рабочая программа

Долгова Ирина Александровна

                Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа   «LEGO - конструирование» разработана в соответствии  с  Федеральным законом от 29.12.2012 г.   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам  (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013 № 1008) имеет  техническую  направленность. Программа «LEGO - конструирование» реализуется на базе «Точка роста» МБОУ СШ г. Горбатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_lego_2022-2023.docx60.83 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

Павловского муниципального района Нижегородской области

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа г. Горбатов

Рассмотрена и принята на                                                                    Утверждаю

заседании педагогического совета                                                      Директор МБОУ СШ  г. Горбатов

МБОУ СШ г. Горбатов                                                                          ________________ Е.А. Лукошина

Протокол № 1 от 30.08.2022г.                                                           Приказ № 358-д от 01.09.2022г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

 «Лего-конструирование»

Возраст учащихся: 3-4  классы

Срок реализации – 1 год

Составитель:

Долгова Ирина Александровна

учитель информатики

г. Горбатов, 2022 г.

Пояснительная записка

                Дополнительная общеобразовательная   общеразвивающая  программа   «LEGO - конструирование» разработана в соответствии  с  Федеральным законом от 29.12.2012 г.   № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р), Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам  (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08. 2013 № 1008) имеет  техническую  направленность. Программа «LEGO - конструирование» реализуется на базе «Точка роста» МБОУ СШ г. Горбатов.

Актуальность.

Конструктор «LEGO» знакомит детей с миром моделирования и  конструирования. Работа с образовательными конструкторами LEGO позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знания – от теории механики до психологии, – что является вполне естественным. В содержание программы включены коллективные творческие проекты, в совместной работе дети развивают свои индивидуальные творческие способности, коллективно преодолевают творческие проблемы, получают важные фундаментальные и технические знания. Они становятся более коммуникабельными, развивают навыки организации и проведения исследований, что, безусловно, способствует их успехам в освоении новых знаний.

LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей обучающихся. Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности, поэтому данная программа является актуальной.

Направленность – техническая

         Новизна программы заключается в том, что обучающая среда  LEGO позволяет учащимся использовать и развивать навыки конкретного познания, строить новые знания на привычном фундаменте. В то же время новым для учащихся является работа над проектами. И хотя этапы работы над проектом отличаются от этапов, по которым идет работа над проектами с детьми старшего возраста, но цели остаются теми же. В ходе работы над проектами дети начинают учиться работать с дополнительной литературой. Идет активная работа по обучению ребят анализу собранного материала и аргументации в правильности выбора данного материала. В ходе занятий повышается коммуникативная активность каждого ребенка, происходит развитие его творческих способностей.

Отличительные особенности программы является то, что содержание программы спланировано  по принципу от простого к сложному, чтобы помочь обучающимся  постепенно, шаг за шагом  освоить основные принципы конструирования,  раскрыть в себе творческие возможности и самореализоваться в современном мире.  Образовательная система LEGO предлагает такие методики и такие решения, которые помогают становиться творчески мыслящими, обучают работе в команде. Эта система предлагает детям проблемы, дает в руки инструменты, позволяющие им найти своё собственное решение. Благодаря этому учащиеся испытывают удовольствие подлинного достижения. Самостоятельная работа выполняется обучающимися в форме проектной деятельности, может быть индивидуальной, парной и групповой. Выполнение проектов требует от учащихся широкого поиска, структурирования и анализирования дополнительной информации по теме.

Адресат программы. данная программа ориентирована на учащихся 9– 10 лет.

Цель программы - развитие творческого потенциала личности ребенка, через обучение элементарным основам конструирования и моделирования.

Задачи:

Предметные:

  • Познакомить обучающихся с историей возникновения конструктора «LEGO», названиями основных деталей конструктора «LEGO»;
  • Обучить основным приемам, принципам  конструирования и  моделирования;
  • Учить обучающихся созданию  моделей  трех основных  видов конструирования: по образцу, условиям, замыслу;

Метапредметные:

  • Развивать у  обучающихся творческие способности и интерес  к  занятиям с конструктором  «LEGO»;
  • Развивать мелкую моторику,  изобретательность;
  • Развивать психические познавательные процессы:  память, внимание, зрительное восприятие, воображение;

Личностные:

  • Повысить мотивацию обучающихся к изобретательству, стремлению достижения цели;
  • Воспитывать самостоятельность, аккуратность и внимательность в работе;
  • Формировать коммуникативную  культуру;

Объем и срок реализации программы, режим занятий.

Программа рассчитана на детей  школьного возраста 3-4  классов на 1 год обучения. Время, отведенное на обучение, составляет 136 часов в год, причем практические занятия составляют большую часть программы. Продолжительность занятий в учебную неделю 2 часа по 40 минут. Форма обучения – очная. Учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 27 мая.

Формы обучения.

Основной формой являются групповые занятия или парами (командами)

Технологии, применяемые в программе:

  • проблемного обучения (проблемное изложение, частично-поисковые или эвристические, исследовательские);
  • организации учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические; аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые; самостоятельной работы и работы по руководству);
  • стимулирования и мотивации (стимулирования к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций; стимулирования долга и ответственности: убеждения, предъявление требований, поощрения, наказания);
  • контроля и самоконтроля (индивидуальный опрос, фронтальный опрос, устная проверка знаний, контрольные письменные работы, письменный самоконтроль);
  • самостоятельной познавательной деятельности (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование усвоенных знаний и умений, выработка и совершенствование навыков; наблюдение, работа с книгой; работа по заданному образцу, по правилу или системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода).

Методы, применяемые в программе:

  • наглядные методы:

- показ способов действия с инструментами и материалами;

- обследование предметов, образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях;

- показ способов выполнения работы.

  • словесные методы:

- объяснение способов действия с инструментами и материалами, объяснение способов выполнения работы;

- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы и т.д.)

- совместный анализ выполненной работы;

- анализ детских работ самими детьми.

  • практические методы:

- упражнение;

- обучение детей приёмам и способам выполнения работы;

- самостоятельное выполнение детьми работы.

  • игровые методы:

- сюрпризные моменты;

- игровые ситуации;

- использование пальчиковых игр и упражнений;

- использование динамических упражнений;

- обыгрывание своих поделок.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Обучающиеся узнают историю возникновения конструктора «LEGO», освоят терминологию деталей конструктора «LEGO»;
  • Освоят основные приемы и  принципы  конструирования ;
  • Научатся  создавать  модели по образцу, условиям, замыслу;

Метапредметные:

  • Обучающиеся проявят интерес к занятиям с  «LEGO» – конструктором;
  • Сформированы творческие способности через занятия с конструктором  «LEGO»;
  • Способны работать над проектом в команде, эффективно распределять  обязанности;

Личностные:

  • Обучающиеся научатся  доводить  начатое дело до конца;
  • Получат опыт коллективного общения при конструировании  моделей;
  • Примут участие в соревнованиях и мероприятиях различного уровня.

Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости обучающихся.

Выставка, наблюдение, анализ,   оценка и взаимооценка, опрос, защита проектов. 

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

1. Предварительный   контроль.

2. Промежуточный контроль.

3. Итоговый контроль.

Предварительный контроль осуществляется в виде собеседования,

анкетирования, чтобы выявить уровень знаний и умений обучающихся.

Промежуточный  контроль осуществляется в ходе практических занятий, творческих заданий, выставок, итоговых работ.

Итоговый контроль проводится в конце учебного года в виде конкурса, выставки, соревнований. 

Курс «Лего-конструирование»

1 год обучения

разделы программы

Формы текущего контроля

История возникновения «LEGO»

-

Конструктор и его детали.

-

Начинаем строить

выставка

Такие разные герои

творческая работа

Геометрическая мозаика

творческая работа

Мы любим «LEGO»

-

Я конструктор – инженер

-

Конструируем, фантазируем

проект

Результаты текущего контроля анализируются педагогом дополнительного образования по следующим уровням:

- высокий уровень;

- средний уровень;

- базовый уровень

(приложение «Оценочные и методические материалы к программе «Лего-конструирование»)

Формы проведения промежуточной аттестации.

Форма проведения промежуточной аттестации: проект.  

Порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится по итогам учебного года (май).

Промежуточная аттестация проводится самостоятельно педагогом дополнительного образования. Во время проведения промежуточной аттестации может присутствовать администрация МБОУ СШ г. Горбатов.

Оценка, оформление и анализ результатов промежуточной аттестации: проект

Для определения уровня обученности учащихся по дополнительной общеразвивающей программе «Лего-конструирование» используется система оценивания теоретических знаний и практической подготовки учащихся.

Теоретическая подготовка проверяется через проект и фиксируется в оценочном листе

Оценочный лист теоретической части

Ф.И. учащегося

Уровень

1

Иванов И.

высокий

Критерии оценки уровня теоретической подготовки:

- высокий уровень - успешное освоение обучающимся более 70% содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, обучающийся употребляет специальные термины осознанно и в их полном соответствии с содержанием;

- средний уровень - успешное освоение учащимся от 50% до 70% содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, обучающийся сочетает специальную терминологию с бытовой;

- базовый уровень - успешное освоение обучающимся менее 50% содержания дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, обучающийся, как правило, избегает употреблять специальные термины.

Практическая подготовка проверяется через проект и фиксируется в оценочном листе

Оценочный лист практической части

Ф.И. учащегося

Уровень

1

Иванов И.

высокий

Критерии оценки уровня практической подготовки:

- высокий уровень – обучающийся овладел практически всеми умениями и навыками предусмотренными программой, самостоятельно работает со специальным оборудованием, не испытывает особых затруднений, практически задания выполняет с элементами творчества, проводит объективный анализ результатов своей деятельности в объединении, проявляет творческий подход в разработке проектов;

- средний уровень – у обучающихся объем усвоенных умений и навыков составляет более 50%, со специальным оборудованием работает с помощью педагога, задания выполняет на основе образца, может выдвинуть интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить;

- базовый уровень -  обучающийся овладел  менее чем  50%  предусмотренных программой умений и навыков, испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием, выполняет лишь простейшие практические задания.

Результатом промежуточной аттестации является суммарное значение теоретической и практической части программы, которые фиксируются в протоколе.

Протокол

результатов промежуточной аттестации обучающихся по дополнительным

общеобразовательным общеразвивающим программам

МБОУ СШ г. Горбатов

20____/20____учебный год

Объединение:  _______________________________________________________________

Год обучения _______________________________________________________________

ФИО педагога_______________________________________________________________

Дата проведения аттестации____________________________________________________

Форма проведения___________________________________________________________

Форма оценки результатов аттестации: уровень (высокий, средний, базовый)

РЕЗУЛЬТАТЫ АТТЕСТАЦИИ

ФИО учащегося

Теоретическая подготовка

Практическая подготовка

Итоги аттестации

1

2

ПО ИТОГАМ АТТЕСТАЦИИ

Высокий (В)  уровень (чел.)

Средний (С) уровень (чел.)

Базовый (Б) уровень (чел.)

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АТТЕСТАЦИИ

Переведено на следующий год (чел.)

Оставлено для продолжения

обучения на этом же году (чел.) ФИО

Подпись педагога

Календарный учебный график дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Лего-конструирование» на 2022-2023 учебный год

Комплектование групп проводится с 01 по 15 сентября 2022 года.

Продолжительность учебного года составляет 34 учебные недели.

Учебные занятия в МБОУ СШ г. Горбатов начинаются с 01 сентября  и заканчиваются 27 мая  

Учебные занятия проводятся в четверг 1 раз в неделю: Каникулы:  осенние каникулы – 7 дней, зимние -14 дней, весенние каникулы  - 8 дней

В каникулярное время занятия в объединениях не проводятся в соответствии с планом работы МБОУ СШ г. Горбатов

Год обучения

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Все-го

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

6 неделя

7 неделя

8 неделя

9 неделя

10 неделя

11 неделя

12 неделя

13 неделя

14 неделя

15 неделя

16 неделя

17 неделя

18 неделя

19 неделя

20 неделя

21 неделя

22 неделя

23 неделя

24 неделя

25 неделя

26 неделя

27 неделя

28 неделя

29 неделя

30 неделя

31 неделя

32  неделя

33 неделя

34 неделя

Ча-сов в неделю

(учеб-ных)

1 год

2

2

2

2

2

2

2

2

к

2

2

2

2

2

2

2

2

к

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

к

2

2

2

2

2

2

2

2

68

Условные обозначения:

Промежуточная аттестация –                                     Каникулярный период   –

          Ведение занятий по расписанию –              

Рабочая программа курса

«Лего-конструирование» включена в основную программу и включает: планирование и содержание

(136 часов с нагрузкой 4 часа в неделю)

1-й год обучения

№ урока

Тема

Кол-во часов

Дата

Примечание

Планируемая

Фактическая

История возникновения «LEGO»

5

Конструктор и его детали.

8

Начинаем строить

6

Такие разные герои

4

Геометрическая мозаика

9

Мы любим «LEGO»

4

Я конструктор – инженер

15

Конструируем, фантазируем

16

Итоговые занятия

1

Итого

68

Содержание курса «Лего-конструирование»

1. Мир «LEGO»

Тема занятия. История возникновения «LEGO».

 Введение. Знакомство. ТБ.

Теория. Знакомство с учащимися. Техника безопасности.

Практика. Игра-квест:  «Строим корабль дружбы» 

Форма контроля. Опрос, анкетирование.

2. Конструктор и его детали

Тема занятия. Конструктор и его детали. Презентация.

Теория. Знакомство с конструктором «LEGO». Что входит в  Конструктор ЛЕГО. Организация рабочего места.

Практика. Знакомство с конструктором «LEGO».   Классификация деталей, способы соединения. Основные задачи при конструировании. Знакомство с инструкциями.

Теория. Классификация деталей по цвету, форме. Игра «Что изменилось?»

Практика. Составление узора, закрепление основных деталей конструктора, знание терминологии. Форма контроля. Практическая работа, наблюдение.

3.Начинаем строить.

Тема занятия. Я – строитель.

Теория. Основные этапы постройки. Способы создания стен, крыш различных построек. Размещение окон и дверей. Реализация цветовой гаммы в моделях.

Практика. Конструирование здания, деревьев.

Форма контроля. Построение композиции «Дом моей мечты». Опрос, Проверка сборки конструктора

Тема занятия. Коллективный творческий проект «Замок».

Теория. История создания «Замка». Отработка умения слушать инструкцию педагога и авать инструкции друг другу.

Практика. Конструирование по замыслу.

Форма контроля. Выставка, защита проекта.

4. Такие разные герои.

Тема занятия. В мире животных.

Теория. Животные дикие и домашние. Растения и деревья. Древние животные (динозавры).

Практика. Организация рабочего места. Конструирование животного. Работа со схемами.

Знать основные способы соединения деталей, сборки моделей по схемам. Коллективная   «LEGO» -  игра.

Форма контроля. Выставка  композиции «В мире животных». Проверка сборки конструктора.

Тема занятия. Коллективный творческий проект «Зоопарк».

Теория. Классификация животных. Практика. Игра «Угадай по описанию». Моделирование любимого животного по замыслу.

Форма контроля. Выставка, защита проекта.

 5. Геометрическая мозаика

Тема занятия. Виды мозаики.

Теория. Фигуры в пространстве. Симметрия. Закрепление названий геометрических фигур.

Практика. Составление геометрических узоров. Геометрические ребусы. Работа со схемами. Дидактическая игра «Найти предмет такой же формы». Геометрические головоломки.

Форма контроля. Наблюдение. Проверка симметрии.

6. Мы любим «LEGO»

Тема занятия. Занятие - праздник «Мы любим Лего»

Теория. Фантазии и воображения детей. Презентация: « Леголенд» .

Практика. Закрепление навыков построения устойчивых и симметричных моделей,  создание сюжетной композиции. Проект «Город будущего».

 7. Я конструктор – инженер

Тема занятия. Транспорт.

Теория. Виды транспорта. Обобщение знаний по теме «Транспорт»

Практика. Конструирование поэтапное основных частей машины, самолета.

Форма контроля. Построение композиции «Транспорт моей мечты». Опрос, Проверка сборки конструктора.              

Тема занятия. Создание коллективного творческого проекта «Автопарк».

Теория. Роль и значение в жизни человека транспорта.

Практика. Конструирование по замыслу. Презентация проектов по теме «Транспорт»

Форма контроля. Выставка, защита проекта.

 8. Конструируем, фантазируем

Тема занятия. Создание сюжетных композиций. Работа с мелкими деталями  «LEGO» Теория. Соединения элементов, их различие. Конструирование по замыслу.

Практика. «Храмы», «Космодром».

 9. Итоговое занятие.

Тема занятия. Создание творческого проекта.

Теория. Итоговая диагностика. Анализ работы по программе.

Практика. Создание творческого проекта. Анкетирование.

Форма контроля. Защита проекта. Выставка.

Условия реализации программы

Техническое оснащение занятий

Для проведения занятий по программе «ЛЕГО – конструирование» необходимо:

Кабинет, учебные парты и стулья.

Конструктор ЛЕГО Классик.

Компьютеры. Мультимедийное оборудование.

Инструкции, схемы  для моделирования.

Шкафы для хранения конструкторов.

Методическая литература, видеоматериалы.

Информационное обеспечение: использование собственного презентативного материала, видеоролики.

Учебно-методический комплекс: тематические подборки  наглядных материалов ( игрушки, модели, иллюстрации техники, приспособлений, инструментов, схемы, шаблоны, развертки и др.); подборка литературно - художественного материала (загадки, рассказы); занимательный материал (викторины, ребусы); подборка заданий развивающего и творческого характера по темам; разработки теоретических и практических занятий, инструкции (чертежи) для  конструирования.

Беседы: «История появления Лего»,  «Техника в жизни человека», «Профессии человек-техника», «Едем, плаваем, летаем», и др. Презентации по темам: «Виды соединения деталей». Для реализации задач здоровьесбережения имеется подборка профилактических, развивающих упражнений (для глаз, для рук, для снятия напряжения и профилактики утомления и т.п.)

Список рекомендуемой литературы:

Для педагога:

1. Волкова С.И. «Конструирование», - М.: «Просвещение», 2009

2. Злаказов А.С., Горшков Г.А., Шевалдин С.Г. Уроки Лего-конструирования в школе. – М.: Бином, 2011

3. Катулина Е.Р. Внеурочная деятельность Легоконструирования и Робототехника. 2013

4. Комарова Л.Г. Строим из Лего. «ЛИНКА-ПРЕСС» - М. 2007

5. Лиштван З.В. Конструирование. –М.: Владос, 2011

6. Лусс Т.В. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. –М. ВЛАДОС. 2011

7. Селезнёва Г.А. Сборник материалов центр развивающих игр Леготека в ГОУ центр образования № 1317– М., 2007г .-58с.

8.Устинова Л.В. Рабочая программа по курсу «Лего-конструирование». Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия №30» г. Курган, 2011

9. Шайдурова Н. В.  Развитие ребёнка в конструктивной деятельности. Справочное пособие.  – М. «ТЦ Сфера», 2008г.

10. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника. Вопросы психологии. 1996г. №3.

Для обучающихся:

1.Альбомы заданий к конструкторам и играм.

2. Бедфорд А. «Большая книга LEGO»

3.Журналы «Лего самоделки» за  2012,2013 год.

4. Комарова Л.Г. Строим из Лего. «ЛИНКА-ПРЕСС» - М. 2007

5. Схемы конструкций.

Оценочные и методические материалы текущего контроля

к программе «Лего-конструирование»

        Промежуточная аттестация курса «Лего-конструирование»

1 год обучения.

Защита проектов  по любой понравившейся теме раздела первого  года обучения

Форма проведения: проект «Лего»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Рабочая программа "Лего-конструирование и робототехника"

Рабочая программа "Лего-конструирование и робототехника"...

Адаптированная дополнительная образовательная (общеразвивающая) программа Лего-конструирование

Программа адресована обучающимся c ОВЗ 6-12 лет, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере инженерного конструирования, развитие их технологической культуры. Представленная программа «...

Рабочая программа Лего-конструирование

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  «ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЕ»Направленность: техническаяВозраст учащихся: 8 – 14 летСрок реализации: 1 год (70 часов)...