Учебно- исследовательская и проектная деятельность как одна из форм промежуточной аттестации
материал
Учебно- исследовательская и проектная деятельность как одна из форм промежуточной аттестации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебно- исследовательская и проектная деятельность как одна из форм промежуточной аттестации
Подготовила:Шульжик Ивона, учитель изо и технологии
МБОУ «СШ№7»
Мы живём в быстро меняющемся мире. Каждый новый день приносит новые открытия в науке, технике, образовании. Поэтому задача современной школы – формироватьспособность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося современного общества. Решению стоящих перед современной школой задач способствует применение педагогических технологий. Среди множества современных педагогических технологий особое место занимает исследовательская и проектная деятельность.
Век информации оставляет свой отпечаток прежде всего на подрастающем поколении. Современные школьники свободно владеют новейшими информационными технологиями: умеют находить и анализировать новую информацию, ведут блоги и сайты. Им уже недостаточно знаний, получаемых из школьных учебников. Потребность в новых знаниях толкает учащихся к исследовательской деятельности, которая, в свою очередь, выливается в конечный продукт такой работы – проект. В современной школе сейчас нет предмета, при изучении которого не использовался бы метод проекта. Начиная с первого класса дети выполняют различные проекты в школе и дома в соответствии с возрастом, учебным предметом и собственными возможностями. В девятом классе основной школы все учащиеся готовят проекты по выбранному предмету и защищают ихв рамках итоговой аттестации. Проектная деятельность широко используется и во внеурочное время. В настоящее время дети принимают активное участие в различных конкурсах (очных и заочных), где представляют свои проекты самой разной направленности. Поэтому проектная деятельность уже достаточное время является привычной нормой каждого современного школьника.
В современной педагогике широко распространен и изучается метод проектов. Проект, как элемент творчества учащихся, часто рассматривается как альтернатива классно-урочной системе, как органичная составная часть современных педагогических технологий. Учебно - исследовательская и проектная деятельность может быть также одной из форм промежуточной аттестации в основной и средней школе. Она хорошо применяется как форма аттестации предметов творческой направленности – музыки, технологии, изобразительного искусства.
Уроки изобразительного искусства через творчество дают ученику возможность по – новому увидеть мир во всех его немыслимых оттенках, научиться видеть и ценить красоту и всё прекрасное, чем так богата детская душа – доброту, любовь, сопереживание, радость. Творчество увлекает и побуждает ребёнка к исследовательской деятельности, позволяющей прикоснуться к миру искусства. Поэтому промежуточная аттестация по предмету изобразительное искусство может проходить в виде проекта.
Метод проектов имеет свои преимущества. Он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой; успешно интегрируется в образовательный процесс; обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность; позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникабельность.
Основной целью художественного образования является воспитание творческой, свободной, самоопределяющейся личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.
В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников самообразовательной и творческой активности, направленной на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, дети учатся проводить исследования, анализировать различную информацию и представлять новые идеи. Таким образом, в основе методов проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания.В работе над проектом ребёнок выступает в роли исследователя, а учитель – консультанта и вдохновителя.
Что мы понимаем под методом проектов
Проект – это творческое решение учебных и практических задач, самостоятельное выполнение творческих работ – создание собственных произведений, идеальных или реальных моделей объектов, процессов, явлений, в том числе использование мультимедийных технологий.
В основе метода проектов - развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его направленность на результат, который можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Основные требования к использованию метода проектов
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
2. Практическая значимость предполагаемых результатов;
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.
4. Структурирование содержательной части проекта.
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.
Типыпроектов:
- исследовательские — по структуре приближены к научному исследованию: имеют доказательства актуальности темы, определение проблемы, предмета и объекта исследования, обозначение задач, методов, источников информации, выдвижение гипотез, обобщение результатов, выводы, оформление результатов, обозначение новых проблем;
- творческие — не имеют детально проработанной структуры, подчиняются жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершённой форме (сценарий фильма или праздника);
- информационные — сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов; схожи с исследовательскими проектами и являются их составной частью, требуют презентации;
- социально значимые — с самого начала чётко обозначается результат деятельности, ориентированный на интересы какой-либо группы людей; требуют распределения ролей участников, плана действий, внешней экспертизы.
Основные характеристики проектной деятельности:
- Наличие проблемы;
- Планирование деятельности;
- Работа по поиску и анализу информации;
- Получение нового продукта;
- Презентация полученного продукта.
План учебного проекта
- Тема проекта
- Название проекта
- Проблема проекта (Цель)
- Задачи проекта
- Планирование
Проектирование-осуществление
- Продукт – презентация
- Защита проекта
Продукты проектной деятельности в рамках предмета изобразительное искусство:
- Рисунки
- Тематические альбомы
- Макеты
- Мультимедийные альбомы
- Плакаты
- Костюмы, маски
- Слайд-фильмы
- Видеосюжеты
- Рефераты
Проектная деятельность способствует развитию следующих способностей у школьников:
- коммуникативных, которые развиваются в процессе обсуждения творческих заданий, организации консультации с учителем, защиты в общении со сверстниками самых смелых идей;
- личностных: развитие фантазии, любознательности, здоровых творческих амбиций;
- социальных: способности к коллективной деятельности, готовности соблюдать самодисциплину, терпимости к мнению других.
Деятельность учащихся может быть индивидуальная, парная или групповая. Работа выполняется в течение определенного отрезка времени и направлена на решение конкретной проблемы.
План работы над проектом
1. Информационным этапом проекта служит урок, на котором рассказывается о проекте, его целях и задачах, определяется направление работы, демонстрируется презентация, включающая предыдущие работы детей. На этом же уроке говорится о сроках выполнения работы, и о том, что работы украсят не только школьную выставку, которую видят и учащиеся, и родители, и учителя школы, но и останутся наглядными пособиями в кабинетах школы (по желанию детей). Это является для ребят мощным стимулирующим фактором.
2. Плановый этап проекта - обсуждение темы, включающий определение цели и задач, этапов, форм и средства выполнения проекта, что дает возможность каждому выбрать подтему внутри общей темы. Определяются цели, задачи, структура и форма индивидуальных и групповых проектов. Обдумываются условия, необходимые для реализации проекта. Определяется поле деятельности. Составляется план работы. Выслушиваются мнения, выбираются наиболее интересные. На левой половине альбомного листа записывается каждым ребенком необходимые виды материалов и их количество для работы, инструменты, которыми он будет работать, а на правом – то здание, панно или поделка, которые он будет делать. Здесь же ребята выбирают: будут они работать группой, в паре или индивидуально.
3. Поисковый этап.
Определяется комплекс необходимых данных. Выбираются места и способы сбора информации.
4. Основной, практический этап. Роль педагога на этом этапе, в основном, консультационная.
5. Этап представления и защиты проекта. Ребята демонстрируют свои работы, рассказывают, какие цели ставили, какие трудности встретили, что не получилось и почему. Часто проекты в процессе работы меняются, дополняются. Одноклассники оценивают проекты, выражают одобрение, советуют, чем мог бы проект дополниться. На этом этапе очень важны ситуации успеха. Итоговый продукт проекта используется в оформлении класса, школы или дома.
#1040;налитический этап. Анализируются результаты работы над проектами.
В процессе творческой работы необходимо создавать ситуацию успеха, которая в свою очередь принесёт положительную динамику качества знаний учащихся, способствует развитию интереса к изучению предмета и повысит стимул работы.
Примерные темы проектов:
Русская изба (реферат, макет, презентация), русская народная вышивка (реферат, изделие, презентация), русский народный костюм (реферат, изделие – кукла в русском костюме, презентация), витраж (реферат, изделие, презентация), панно для оформления школьной столовой, тюнинг автомобиля (реферат, макет), Третьяковская галерея (реферат, презентация).
В процессе выполнения проекта учащиеся не только изготовляют конечный продукт, но и проводят своеобразные исследования. Это поисково-исследовательское начало напрямую связано с внедрением в технологическую подготовку школьников метода проектов. У детей появляется желание и возможность разработать, проанализировать, проверить и воплотить свои идеи на практике.
Литература
1. Кульневич С.В. Не совсем обычный урок: Практическое пособие. – Воронеж. 2012.
2. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4: Альтернативные уроки. – из-во «Учитель», 2012.
3. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: ИППТ практ. психологии; Воронеж: НПОМОДЭК, 2010.
4. Волков И.П. Цель одна, дорог много: Проектирование процессов обучения: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2010.
5. Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования”. М., 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...
Презентация выступления "Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности"
Презентация к выступлению в рамках круглого стола...

Учебно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий формирования УУД
Учебно – исследовательская и проектная деятельность как одно из условий формирования УУД...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность, как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.
Целью учебно-исследовательской и проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении определенных тем по предмету....
«Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности»
Выступление на районом МО учителей русского языка и литературы...

Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности....