Презентация выступления "Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности"
презентация к уроку
Презентация к выступлению в рамках круглого стола
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_organizatsii_osh_no_5.ppt | 757.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учебно-исследовательская и проектная деятельность – один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе
Формы организации учебно-исследовательской деятельности
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на уроках математики: • нетрадиционные уроки : урок-исследование, урок-лаборатория, урок— творческий отчёт, урок изобретательства, урок «Удивительное рядом», урок—рассказ об учёных, урок— защита исследовательских проектов, урок-экспертиза, урок «Патент на открытие», урок открытых мыслей; • учебный эксперимент позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов; • домашнее задание исследовательского характера может сочетать в себе разнообразные виды, причём позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.
Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях: • исследовательская практика обучающихся; • образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера; • факультативные занятия , предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;
• ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с УНИО других школ; • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.
Экспериментальная математика в школе. Исследовательское обучение : коллективная монография / М.В. Шабанова, Р.П. Овчинникова, А.В. Ястребов и др. ‒ М.: Издательский дом Академии Естествознания, 2016. – 300 с. Этапы применения исследовательского метода : 1) наблюдение и постановка вопросов; 2) построение предположительных решений; 3) исследование предположительных решений и выбор одного из них как наиболее вероятного; 4) проверка гипотезы и окончательное ее утверждение. Методический поиск и экспериментальные исследования позволили говорить о возможности выделения уровней исследовательского обучения . Уровень 1 . Проведение контрольных, подтверждающих исследований. Уровень 2 . Проведение исследований по заданному плану. Уровень 3 . Проведение исследований под руководством учителя. Уровень 4 . Свободные (подлинные) исследования.
При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся может быть представлена по следующим основаниям: • видам проектов : информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения); • содержанию : монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
количеству участников : индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете); длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта; дидактической цели : ознакомление обучающихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения, поддержка мотивации в обучении, реализация потенциала личности и пр.
Внеурочная работа – естественное продолжение работы на уроке или же, наоборот, подготовка к усвоению нового программного материала. В любом случае она является составной частью учебного процесса, хотя в отдельных своих формах имеет отличные от урока дидактические задачи.
Формы внеурочной деятельности Одна из наиболее действенных и эффективных форм внеурочных занятий – математический кружок . В основе кружковой работы лежит принцип строгой добровольности. В 1966 году в среднюю школу были введены факультативы . В учебно- методической литературе они рассматриваются как форма учебной работы, которая способствует углублению и расширению знаний учащихся по предмету, развитию интереса к предмету, приобщению к исследовательской работе и т.д. Своеобразным итогом проделанной работы (кружковой работы) с обучающимися является – олимпиада . Олимпиада - соревнование, которое, несомненно, стимулирует рост обучающихся в смысле их математического образования.
Прочно вошли в практику как урочной, так и внеурочной работы математические викторины . Их можно проводить на общешкольных и классных вечерах, математическом вечере, на заседаниях математического кружка. Также викторину можно проводить и как самостоятельное мероприятие. Один из наиболее интересных видов командных соревнований по математике – математический бой . Турниры могут быть проведены между математическими кружками, между параллельными классами. Так же между классами одной параллели проводятся математические эстафеты . Основная цель математической экскурсии состоит в том, чтобы показать на практике изученные теоретические положения, на основе наблюдений, собрать фактический материал для дальнейшей обработки, воспитать у учащихся глубокое уважение к труду.
Предметная неделя является одним из средств привлечения внимания к предметам, т.к. она предполагает развитие у обучающихся не только интерес к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно- популярной литературой. Одной из наиболее распространенных развлекательных форм внеурочной работы являются математические КВНы. В тех школах, где внеурочная математическая работа поставлена основательно, где имеется несколько математических кружков, творческие математические группы, где активно внедряются формы аудиторных занятий по математике, в последнее время получило распространение создание научных математических обществ школьников (НМОШ).
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать - не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие обучающихся, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать; - уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Умелое сочетание различных форм организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности Научит ребенка самостоятельно мыслить, анализировать не только учебные, но и жизненные ситуации, а значит, и подготовит ко взрослой жизни. Прочное усвоение знаний обучающимися возможно при условии готовности и способности их к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, на основе непрерывного образования и компетенции "уметь учиться".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации учебно-исследовательской и проектной деятельности
В презентации рассматриваются как общие, так и специфические черты учебно-исследовательской и проектной деятельности ...
Организация проектно – исследовательской и проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности.
Обобщение опыта работы...
Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеклассной работе по биологии
в статье расскрывается опыт по организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках и внеклассной работе по биологии...
Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности
Проектно-исследовательская деятельность– это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, п...
Формирование готовности личности к саморазвитию через исследовательскую и проектную деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности
Методический семинар (областной конкурс «Учитель города Мурманска-2019»)...
Выступление "Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство реализации ФГОС"
Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что они узнают, с чем–то знакомым и понятным...
Педагогический проект "Организация проектной деятельности на уроках математики и во внеурочной деятельности, как единый процесс самореализации и социализации личности"
Данный педагогический проект показывает, как важно в настоящее время создать условия для самостоятельных действий учащихся в решении определенных задач, вызванных жизненной ситуацией и как необходимо ...