«Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства»
материал

«Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_ikt_na_urokah_izobrazitelnogo_iskusstva.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства»

Подготовила:Шульжик Ивона, учитель изо и технологии

МБОУ «СШ№7»

Уроки изобразительного искусства – это уроки творчества. Поэтому они должны быть яркими и эмоциональными, с привлечением большого наглядного иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей, позволяющихприкоснуться к искусству и повысить интерес учащихся к предмету.

Главной целью предмета изобразительное искусство является развитие у детей эстетического отношения к окружающему миру.

Основные задачи уроков изобразительного искусства:

- развитие способностей к эмоционально – ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру; формирование понимания красоты, гармонии цветового богатства действительности;

- способствовать освоению школьниками знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно – прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

- способствовать овладению учащимися умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Большую роль в решении этих задач оказывают информационно коммуникационные технологии.

Использование информационно коммуникационных технологийпомогает в получении учебной информации из различных источников, повышает уровень использования наглядности на уроке, повышает производительность урока, способствует развитию умения оперировать полученными знаниями, психологически облегчает процесс усвоения материала школьниками, возбуждает живой интерес к предмету познания, расширяет общий кругозор детей, увеличивает производительность труда учителя и учащихся.Учитель и учащиеся могут готовить замечательные и интересные проекты, уроки путешествия в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного изобразительного искусства.

При использовании ИКТ на уроках решаются задачи:

  • сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
  • приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;
  • установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;
  • развивать мотивацию учащихся и как следствие повышение качества знаний;
  • расширять возможности для самостоятельной творческой деятельности учащихся, особенно при исследовании и систематизации учебного материала;
  • развивать творческие способности учащихся.

Уроки с использованием ИКТ базируются на следующих принципах обучения:

  • принцип сознательности и активности учащихся в обучении - обучение эффективно, когда учащийся проявляет познавательную активность, является субъектом образовательной деятельности;
  • принцип научности - содержание образования включает объективные научные факты, теории, законы, которые могут быть найдены в информационной базе Интернет, электронных справочниках, энциклопедиях и т.д.;
  • принцип связи обучения с практикой – компьютерные технологии предоставляют широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения заданий;
  • принцип системности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, логике построения, как содержания, так и процесса обучения;
  • принцип доступности требует учитывать особенности развития учащихся, их уровень усвоения дисциплины;
  • принцип наглядности - эффективность обучения зависит от целесообразности привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала. ИКТ включают в работу максимальное количество органов чувств зрительный, слуховой и тактильный;
  • принцип развивающего и воспитывающего характера обучения взаимосвязан с предыдущими принципами.

Формы применения ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности

Компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения, позволяет усилить мотивацию ученика. Возможности компьютера неисчерпаемы, но очень важно, чтобы эта занимательность не заслоняла учебные цели. Но, применять компьютер может не только учитель при подготовке и во время урока, но и ученик в процессе своей работы.

Урок с мультимедийной поддержкой.

Компьютер применяется в качестве «электронной доски» для демонстрации рисунков, виртуальных путешествий и экскурсий. Используются готовые электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации.Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности.

Фильм – презентация может быть использован на уроках – лекциях, беседах, диспутах, путешествиях, вернисажах. Слайды – фильмы можно использовать на всех темах и включать в любой этап урока. Их демонстрация сопровождается кратким комментарием учителя.

При создании презентации требуется тщательный отбор материала, что даёт возможность заострить внимание учащихся на главных понятиях, ключевых словах, интересных фактах, особенностях построения изображений или звучащего музыкального произведения. Используются возможности программы PowerPoint присоздании презентаций.

Создание и представление учащимися творческих проектов с использованием ИКТ.

На сегодняшний день невозможно представить современный урок без проектной деятельности учащихся. При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий. Проект с использованием ИКТ дает обучающимся необходимые знания и познавательные приемы, создаёт пространство для самовыражения, а также развивает мотивацию учебной деятельности.

Уроки с выходом в сеть Интернет.

При изучении отдельных тем я применяю возможности Интернета на уроках с мультимедийной поддержкой. «Крупнейшие музеи изобразительного искусства» в 7 классе при выходе в сеть мы используем материалы, представленные на сайте Государственной Третьяковской галереи, Шедевры русской живописи Эрмитаж. Искусство Западной Европы Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.

Применение компьютера на каждом этапе урока.

1. Организационный этап.
Для организованного начала урока можно провести ролевую игру: дежурный системный администратор. Дежурный системный администратор выбирается из числа учеников, которые достаточно хорошо разбираются в компьютерных хитростях. Именно он и подготавливает компьютерный класс к уроку: загружает, инсталлирует, устанавливает программы, документы.

2. Этап проверки домашнего задания.
На данном этапе предполагается индивидуальный подход к учащимся: электронное домашнее задание выполнятся по желанию, учащимися, которые хорошо владеют компьютером. По мере изучения курса информатики, использования компьютера на других уроках количество желающих увеличивается. Задание не обязательно выполнять дома – можно использовать школьный компьютерный класс.

3. Этап проверки знаний.
Проверять необходимо не столько память, сколько мышление ребенка. Опрос должен быть интересен ученикам, а для этого известный фактический материал должен рассматриваться в новом свете, теоретические знания применяться на практике.
Сетевая рецензия дает возможность провести проверку знаний, используя возможности локальной сети и заранее подготовив папку с общим доступом.
Так же на данном этапе можно провести тестирование по пройденной теме.

4. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
Тематические и предметные интернет - ресурсы могут выступить как один из способов повышения интереса учеников, постановки перед учащимися целей и задач урока, показа практической значимости изучаемого материала. Наглядные пособия, мультимедиа, видео и анимационные материалы – все это может показать новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны.

5. Этап усвоения новых знаний.
Условия достижения положительных результатов на данном этапе следующие:

  • Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения. Максимальное творческое участие детей.
  • Использование сменных пар, групп.
  • Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. В Интернете есть различные словари, справочники, энциклопедии. Можно, выделив определенный терминологический ряд, относящийся к конкретному уроку или теме, и перенеся на рабочие компьютеры 3-5 справочных Интернет-ресурса, дать детям задание подобрать те определения, которые понятны и удобны им самим.
  • Систематизация новых для учащихся знаний.


6. Этап закрепления новых знаний.
При наличии сканера можно сформировать электронную галерею детских работ. Подобрать к работам художественные описания, стихотворные строки.
При закреплении пройденного материала, учитель может предложить учащимся работу с текстом электронного учебника или учебного пособия, электронными хрестоматиями, справочниками, словарями и т.д. На этом этапе могут использоваться фронтальные, групповые, индивидуальные и дифференцированные формы организации учебной деятельности учащихся. Для организации дифференцированного обучения целесообразно на основе использования этих ресурсов разработать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.). Раздаточный материал может быть подготовлен как в электронном, так и бумажном виде.
Для осуществления контроля знаний учащихся по пройденной теме учитель может организовать промежуточное тестирование (фронтальное или дифференцированное, на компьютере или письменно, с автоматической проверкой на компьютере или с последующей проверкой учителем), решить головоломки, кроссворды, игровых ситуаций с применением полученных знаний.

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и необходимым компонентом общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности.


Список используемой литературы:

Интернет-источники

  1. - Центр системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…».
  2. - Портал "Сетевое образование. Экспертиза. Учебники".
  3. - Цифровой конструктор урока (разработчик Селихова Татьяна Юрьевна.)
  4. -Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроке изобразительного искусства

Выступление на педагогическом совете....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и необходимым компонентом общей модернизации образования.Применяя данные технологии на уроках ...

Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства

Использование ИКТ на школьных уроках дело новое, поэтому накопление программно методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и прогр...

Использование цветотерапии на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе.

В статье раскрывается значение использования элементов цветотерапии на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе....

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства, как средство развития познавательного интереса обучающихся"

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школь...

Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства.

Описание работы  с использованием ИКТ на уроках ИЗО....

Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"

Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"...