Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства
статья по изобразительному искусству (изо, 6 класс) по теме

Астраханцева Татьяна Евграфовна

 

 Использование ИКТ на школьных уроках дело новое, поэтому накопление программно методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и программ – актуально на сегодняшний день. Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Используя возможности программы PowerPoint, мною и учениками были разработаны презентации некоторых тем уроков. Создание и представление учащимися творческих проектов  с использованием ИКТ на уроках учит детей самостоятельным и творческим подходам к работе. В приложении работа в соавторстве с ученицей 6 класса  использованная на уроке изо. К результативности своей деятельности отношу: положительную мотивацию на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                              МКОУ СОШ с.Пасегово

Кирово –Чепецкого района

                                                                                                 Кировской области

учитель изобразительного искусства, МХК

Татьяна Евграфовна Астраханцева

Высшая квалификационная категория

Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства

 Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства  одна из актуальных проблем школьного художественного образования. Использование ИКТ позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся. Это позволяет перейти на новый, более высокий уровень обучения, направленный на творческую самореализацию развивающейся  личности, развитие её интеллектуальных и художественно-творческих способностей. Использование ИКТ повышает интерес к уроку, влияет на качество обучения, развивает  познавательные  навыки  учащихся, помогает учащимся ориентироваться в информационном пространстве, дает возможность развития творческих способностей каждого ребенка, расширяет возможности учащихся в их исследовательской деятельности, повышает интерес к искусству,  развивает творческое мышление, фантазию, практические умения и навыки.

Уроки изобразительного искусства –  разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видео записей.  Всё это может обеспечивать компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. И именно для уроков изобразительного искусства учителя и учащиеся могут готовить самые замечательные, самые интересные проекты, это уроки путешествия в мир живописи, архитектуры, скульптуры, в мир выдающихся мастеров российского и зарубежного  изобразительного искусства. Использование компьютера дает возможность увидеть мир глазами многих живописцев, услышать актерское прочтение стихов на фоне классической музыки. Такие уроки    воспитывают чувство прекрасного, расширяют кругозор учащихся, позволяют за ограниченное время дать обширный искусствоведческий материал.

         В этой связи  считаю необходимым учитывать те новые цели и задачи, которые определяют направление развития современной системы художественного образования:

-адаптация детей к современной социокультурной среде;

-активизация использования современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий для освоения содержания образования и общего развития детей;

-интеграция технологий медиаобразования в систему развивающих занятий для активизации познавательной деятельности школьников.

Цели использования информационных технологий на уроке:

-сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

-приблизить урок к мировосприятию современного ребенка, так как он больше смотрит и слушает, чем читает и говорит; предпочитает использовать информацию, добытую с помощью технических средств;

-установить отношения взаимопонимания, взаимопомощи между учителем и учеником;

-помочь учителю в возможности эмоционально и образно подать материал.

  Остановимся на некоторых положениях стандарта медиаобразования, наиболее актуальных для решения поставленных задач:

-умение находить и перерабатывать информацию в разных источниках;

-умение переводить информацию визуальную в вербальную и наоборот;

-умение устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениями;

-умение воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них.

Выделение именно этих элементов стандарта медиаобразования обусловлено целями и задачами преподавания предметов образовательной области «Искусство». Концепция содержания  данной области базируется на:

-воспитании духовно богатого и эстетически развитого человека;

-развитии способности к художественному творчеству;

-формировании у учащихся знаний и навыков практической деятельности в конкретных видах искусства;

-воспитании учащихся как зрителей художественных произведений, развитии потребности в общении с искусством, способности самостоятельно постигать художественный замысел автора, особенности различных стилей и направлений;

-развитии воображения, образного мышления, пространственного представления, сенсорных способностей, навыков, которые необходимы не только в художественном творчестве, но помогут ученикам стать в будущем творческими и квалифицированными специалистами в ряде традиционных и современных профессий, не связанных с искусством непосредственно.

Я выделила следующие условия, обеспечивающие эффективность  использования ИКТ в образовательном процессе:

  • Разработка системы уроков по ИЗО  с приложениями (компьютерными презентациями).  
  • Проведение компьютерного тестирования уровня знаний учащихся.
  • Использование ЦОР,  ЭОР,  Интернет – ресурсов при подготовке и проведению уроков.
  • Создание электронной базы кабинета ИЗО.

Роль ИКТ в учебном процессе.

 Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на школьном уроке.  Задача состоит в том, чтобы использование  информационно-коммуникационных технологий стало обычным и привычным в деятельности  учителя предметника, стало неотъемлемой, органичной частью любого урока.

  По данным современных исследований, в памяти человека остается 1/4  часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть услышанного и увиденного одновременно, ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности образовательного процесса, раздвигает возрастные возможности обучения.

Сегодня функциональные возможности многих современных средств информатизации значительно опережают возможности их использования.

Использование компьютерных программных средств.

Изобразительное искусство. Компьютерное рисование в программных средствах Corel Draw, Pain-brash. Энциклопедии шедевров мирового искусства.

Цели использования информационных технологий в обучении:

-повысить наглядность учебного материала;

-расширить спектр активных методов обучения;

-разнообразить содержание учебного материала;

-разнообразить формы подачи учебного материала.

Мотивация учащихся на уроке при использований ИКТ:

-наглядность

-активизация методов обучения

-разнообразие форм обучения на уроке

Мотивация учителя:

-снижение трудоемкости процесса (обучения и контроля)

-способность быть «современным учителем».

На уроках изобразительного искусства при изложении учебного материала я использую готовые программные средства или созданные мной электронные разработки и презентации, что дает возможность повысить эффективность процесса обучения.

С помощью компьютерных программных средств мы знакомимся с творчеством великих художников, скульпторов, архитекторов, с шедеврами мирового искусства

 Использование ИКТ на школьных уроках дело новое, поэтому накопление программно методических материалов для образовательного процесса, их совершенствование, разработка новых методик и программ – актуально на сегодняшний день.

  Педагогическая цель, которую я поставила перед собой, заключается в следующем:

-повышение качества знаний  учащихся;

-совершенствование методики проведения уроков по изобразительному искусству с применением ИКТ;

-обеспечение дифференцированного подхода    к учащимся  в образовательном  процессе;

-обеспечение условий для адаптации ребят в современном информационном обществе.

Для достижения поставленных целей  необходимо решить следующие задачи:

-совершенствовать накопленные компьютерные программные продукты по искусству. Создавать новые компьютерные программные продукты для  образовательного процесса в школе;

-продолжать разработку методик использования ИКТ в преподавании изобразительного искусства; совершенствовать технологию применения разработанных методик в учебном процессе общеобразовательной школы;

-широко внедрять накопленные программно – методические материалы в образовательный процесс;

-совершенствовать профессиональную ИКТ- компетентность педагога;

-обобщать и передавать опыт работы учителям своей школы, района.

-проводить психологические исследования и диагностику деятельности учителя и ученика с целью определения степени влияния ИКТ на психическое и физическое состояние участников образовательного процесса.

Технология использования ИКТ на уроках искусства

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки искусства, открывает новые возможности. В этом случае, учителям на предметах искусства необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) новым средством художественно-творческого развития учащихся.

 Варианты применения ИКТ в образовательном процессе:

1. Урок с мультимедийной поддержкой -  в классе стоит один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски». Учитель использует готовые  электронные образовательные ресурсы или мультимедиа презентации,  и ученики для защиты проектов.

2. Урок с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди.

3. Уроки с выходом во всемирную сеть Интернет (могут быть как с мультимедийной, так и компьютерной поддержкой).

Урок с мультимедийной поддержкой.

Проектируя будущий мультимедийный урок, учитель должен продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Стоит сразу же задуматься о том, как учитель будет управлять учебным процессом, каким образом будут обеспечиваться педагогическое общение на уроке, постоянная обратная связь с учащимися, развивающий эффект обучения.

Определимся еще с несколькими терминами. Назовем мультимедийным урок, на котором используется многосредовое представление информации с помощью технических средств, прежде всего, компьютера.

В многочисленных статьях, посвященных данной теме, часто встречается выражение «урок с мультимедийной поддержкой». Вполне очевидно, что так называется урок, где мультимедиа используется для усиления обучающего эффекта. На таком уроке учитель остается одним из главных участников образовательного процесса, часто и главным источником информации, а мультимедийные технологии применяются им для усиления наглядности, для подключения одновременно нескольких каналов представления информации, для более доступного объяснения учебного материала.

При проектировании будущего мультимедийного урока разработчик должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса. Для чего предназначен мультимедийный урок:

-для изучения нового материала, предъявления новой информации;

-для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

-для повторения, практического применения полученных знаний, умений навыков;

-для обобщения, систематизации знаний?

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени, нежели при работе у классной доски. Он не должен думать о том, что ему не хватит места на доске, не стоит беспокоиться о том, какого качества мел, понятно и все написанное. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Снимается и другая проблема. Когда учитель отворачивается к доске, он невольно теряет контакт с классом. Иногда он даже слышит шум за спиной. В режиме мультимедийного сопровождения учитель имеет возможность постоянно «держать руку на пульсе», видеть реакцию учеников, вовремя реагировать на изменяющуюся ситуацию.

 Использование электронных образовательных ресурсов

После посещения курсов ИКТ в ИРО  я начала активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения. Преимущества таких технологий по сравнению с традиционными очевидны. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений произведений архитектуры, скульптуры и живописи и сопровождение их текстовой информацией, музыкальными произведениями оказывает эмоциональное воздействие, развивает художественный вкус детей и даёт возможность получать знания в области культуры и искусства. Кроме большого количества иллюстраций и наглядного материала, эффективной проверки знаний и всего прочего, к ним можно отнести и многообразие организационных форм в работе учащихся, методических приёмов в работе учителя. Кроме того, компьютерные программы с видеосюжетами, возможностью “управления” процессами, схемами, подвижными графиками – дополнительное средство развития образного мышления.

На этапе подготовки к уроку учителю необходимо проанализировать электронные и информационные ресурсы, отобрать необходимый материал по теме урока, структурировать и оформить его на электронных или бумажных носителях. Большую помощь в поиске необходимой информации учителю может оказать каталог образовательных ресурсов по искусству, размещенный во всемирной сети Интернет.

При объяснении нового материала на уроке учитель может использовать предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, репродукции картин изучаемых художников, видеоэкскурсии, видеофрагменты), динамические таблицы и схемы, интерактивные модели, проектируя их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения – учитель комментирует информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождая ее дополнительными объяснениями и примерами.

 Мультимедиа презентации на уроках

 Используя возможности компьютера и прикладных программ и приложений, я формирую собственные средства обучения, составляю свои презентации и осуществляю образовательные проекты, создавая тем самым многочисленные варианты работы, которые помогают разнообразить уроки искусства. Это небольшие мультимедиа презентации по творчеству того или иного  художника, тесты - опросники по различным темам, как в электронном, так и традиционном (бумажном) виде.

Использование мультимедиа презентаций целесообразно на любом этапе изучения новой темы и на любом этапе урока, как с помощью компьютера, так и с помощью мультимедийного проекционного экрана.

Используя возможности программы PowerPoint, мною были разработаны презентации некоторых тем уроков. Они помогают разнообразить уроки. Так, уроки-презентации широко использую: на уроках знакомства с жанрами изобразительного искусства;

при изучении таких тем по изобразительному искусству как “Живопись”, “Музеи России”, “Искусство Гжели”, «Стили дизайна и их отражение в интерьере» и др.

Создание данных уроков требует от учителя умения пользоваться компьютерной техникой и большого количества времени, что в итоге оправдывается повышением познавательного интереса к предмету.

Использование на уроке презентаций имеет следующие преимущества перед традиционным ведением урока:

-возможность обеспечить не только аудиальное, но и визуальное восприятие информации;

-обеспечивает последовательность рассмотрения темы;

-иллюстрации доступны всем учащимся, изображение на экране дает возможность рассмотреть мелкие детали, достоинства художественного произведения;

-применение новых компьютерных технологий позволяет ускорить учебный процесс и заинтересовать детей.

Создание и представление учащимися творческих проектов  с использованием ИКТ

Учащиеся - не просто пассивные поглотители информации, целью учителя становится формирование у учащихся навыков нахождения и отбора нужной информации. Это достигается через подготовку проектов. Тема творческого мультимедийного проекта должна вызывать живой интерес участников проекта.

При выполнении проекта учащиеся показывают самый высокий уровень самостоятельности - творческий. Он проявляется в ходе выполнения заданий исследовательского характера, когда необходимо овладеть методами и приемами познания, которые позволяют увидеть новую проблему в знакомой ситуации, найти новые способы применения усвоенных знаний.

Так при опросе детей в начале года, я всегда интересуюсь, где они провели отпуск, в каких городах, странах.  Прошу подготовить презентации и затем их защитить на уроках при изучении тем «Архитектура и стили», «Музеи  мира», «Визитные карточки городов, стран». Так как – этот опрос  провожу не первый год, в моей копилке есть проекты – презентации  учеников. Работа в соавторстве с ученицей 6 класса, стала победителем на районном   конкурсе медиапрезентаций: «Лучший урок с использованием мультимедийной презентации». Так же есть работа опубликованная в Интернете: «Активные методы обучения в образовании». Представлена работа на Всероссийский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - «Архитектура Х – ХIIвв». Готовится исследовательская работа  по искусству «Влияние цвета на настроение человека».

В ходе работы над проектом ученикам приходится переработать большое количество информации, в результате чего они хорошо ориентируются в данном вопросе, и сложно представить себе ситуацию, чтобы дети плохо отвечали на вопросы по данной теме. Они настолько увлекаются изучаемой темой, что изучают достаточно много материала и с удовольствием показывают свои умения оформлять результаты работы на компьютере в виде презентации.

В конце четверти в 5-11 классах в качестве зачетной работы я предлагаю учащимся создать презентации по искусству. В моей копилке имеются такие работы как «Роль народных промыслов в современной жизни», «Портрет в живописи», «Тематическая картина в искусстве ХХ века», «Дизайн и архитектура как среда жизни человека», «Фильм – искусство и технология» и другие.

Итак, создание творческого мультимедийного проекта учащимися - это мощный инструмент, позволяющий формировать у детей необходимые знания и познавательные приемы, а также развивать мотивацию учебной деятельности, способствуя тем самым развитию мотивационного и процессуального компонентов познавательной самостоятельности. И в этом дидактическом процессе учителю принадлежит ведущая роль.  К результативности своей деятельности я отношу: положительную мотивацию на уроках искусства с применением ИКТ, создание условий для получения учебной информации из различных источников (традиционных и новейших);

-обретение компьютерной грамотности и оптимальное использование информационных технологий в учебном процессе;

-умение разрабатывать современные дидактические материалы и эффективное их использование в учебном процессе;

-возможность организации промежуточного и итогового контроля знаний с помощью компьютерных программ;

-повышение уровня использования наглядности на уроке,-повышение производительности урока.

Появляется возможность организации проектной деятельности учащихся по созданию презентаций. Преподаватель создающий, или использующий информационные технологии вынужден обращать огромное внимание на логику подачи учебного материала, что положительным образом сказывается на  уровне знаний учащихся. Применение ИКТ способствует развитию познавательного интереса учащихся и умения оперировать полученными знаниями. Вовлечение учащихся в процесс использования ИКТ, создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию организационных, интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом уроке.

Преимущество ИКТ – гибкость:  можно использовать один и тот же материал, как на уроках объяснения нового материала, так и на повторительно-обобщающих уроках, как на уроках, так и на групповых занятиях, в разных классах, частично и полностью.                                                             Формирование информационной культуры учителя и учащихся предполагает работу по развитию информационно-коммуникативных УН учащихся.

Так мы понимаем, что для того, чтобы научить ребёнка искать информацию, необходимо широко вводить в учебный процесс работу со всевозможными дополнительными источниками информации. Вовлечение учащихся в процесс использования ИКТ, создания собственных мультимедийных проектов невозможно без кропотливой работы по развитию и совершенствованию организационных, интеллектуальных, информационных и коммуникативных умений и навыков на каждом уроке.

Таким образом, показателем эффективности и результативности работы по использованию ИКТ в учебно-воспитательном процессе может служить уровень сформированности информационно-коммуникативной деятельности и качество знаний по изо. Качество знаний по изобразительному искусству. Систематическое и целенаправленное использование программно-методического комплекса, являющегося логическим продолжением традиционной работы и ставящего своей целью организовать индивидуальную работу по овладению мыслительными операциями, в комплексе с другими средствами обучения даёт более высокий уровень грамотности учащихся, способствует развитию логического мышления, культуры умственного труда, формированию навыков самостоятельной работы, а также оказывает существенное влияние на мотивационную сферу учебного процесса, его деятельностную структуру и на развитие стойкого интереса учащихся к  изобразительному искусству.

Да, использование информационных технологий помогает учителю повышать мотивацию обучения детей по предмету изобразительного искусства и приводит к целому ряду положительных следствий

-обогащает учащихся знаниями в их образно-понятийной целостности и эмоциональной окрашенности;

-психологически облегчает процесс усвоения  материала школьниками;

-возбуждает живой интерес к предмету познания;

-расширяет общий кругозор детей;

-возрастает уровень использования наглядности на уроке;

-повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Не менее важны и современные педагогические технологии и инновации в процессе обучения, которые позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся. Информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания. Анализируя свою работу, могу отметить, что у детей проявляется большой интерес к предмету, заинтересованность в подготовке и участии в различных выставках и конкурсах.

Использованная литература

1.http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm (дата обращения 01.12.12)

2. Афанасьева О. В. Использование ИКТ в образовательном процессе. – www. pedsovet.org

3.Кодесникова И.В. Информационно-компьютерные технологии на уроках искусства. – www.festival.1september.ru

4.Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: учебно - методическое пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 224 с.

5.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. - М., 1988.

6.Островский С.Л., Д.Ю.Усенков «Как сделать презентацию к уроку? ООО Чистые пруды», Москва

7.Селевко К.Г. «Современные образовательные технологии» М.; Народное образование, 1998 г -256с.

8.Чернов А.И. Концепция и методика. www. lesson-history.narod.ru

9.Эффективность компьютерного обучения // Новые информационные технологии в образовании. - М., 1991. - Вып. 6.

11.Ястребов Л.И. Создание мультимедийных презентаций в программе MS PowerPoint 2002. – Ж-л «Вопросы Интернет-образования»,  № 44

                                                             

МКОУ СОШ с.Пасегово

Кирово –Чепецкого района

                                                                                                 Кировской области

учитель изобразительного искусства, МХК

Татьяна Евграфовна Астраханцева

Высшая квалификационная категория

Разработка урока «Маски.Карнавал в Венеции»

План-конспект урока изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского

Класс: 6

Тема раздела: «Образ человека – главная тема искусства»»

Тема урока: «Маски. Карнавал в Венеции»

Общедидактическая цель: создать условия для развития творческих способностей ученика, через ознакомление и изготовление карнавальной маски

Тип урока: комбинированный

Цели и задачи урока:

а) образовательные:

- познакомить учащихся  с историей возникновения и проведения  маскарада в Венеции;

- сформировать понятия, представления  учащихся о значении масок, о месте ее в современной культуре;

- формировать компетентность в использовании технологии активных методов обучения;

б) развивающие:

- развивать и совершенствовать, творческие способности, умение работать с бумагой, ножницами, клеем;

- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение

в) воспитательные:

- пробудить в учащихся понимание чувства прекрасного, уважения к искусству в целом;

- воспитать уважение к творчеству других людей.

-заинтересовать изучением культуры других стран;

Методы обучения: рассказ, показ медиапрезентаций, практическая работа

Форма организации познавательной деятельности: презентация учителя и ученика, учебно-наглядные пособия, видеофильм о карнавале в Венеции;

Музыкальный ряд: итальянская  музыка

Литература: интернет-ресурсы: http://ru.wikipedia.org/

                                         

                                               Ход урока

1.Организационный момент                                                                            1 мин.

Приветствие учащихся.

2. Беседа по теме урока                                                        

а) Повторение. Закрепление пройденного материала.                            3 мин.

Ученики рассматривают репродукции портретной живописи выставленные на демонстрационном стенде слева. Справа один из учеников размещает карточки с фамилиями художников. (Леонардо да Винчи. «Джаконда», Фра Филиппо Липпи. «Портрет неизвестной дамы», А.Венецианов. «Спящий пастушок», Д.Левицкий. «Екатерина II», Р.Ван дер Вейден. «Мадонна с младенцем», Э.Мунк. «Крик», В Серов. «Портрет Микки Морозовой», И.Штилер. «Портрет И.-В.Гёте».

На прошлом уроке мы познакомились с творчеством художников портретистов, узнали, что в человеке самое главное, самое выразительное - это его внешний облик и особенно лицо. Выполнили рисунок головы и попробовали передать черты лица. Рисовали портреты греческих героев. Узнали, что портрет не должен льстить оригиналу, а должен выглядеть подлинно.

Художник пытается передать, то, что видит. Но существует и другая позиция, где человек, хочет выглядеть красиво  и  чтобы его никто не узнал, и в этом ему поможет художник. Он нарисует  маску.

б) Беседа по теме урока. Презентация  «Венеция»                         5 мин.

Вы уже знаете, что искусство театра пришло к нам еще из далекой Древней Греции. Драматические пьесы — трагедии и комедии — исполнялись актёрами и хором. Число актёров не превышало трёх, так что одному и тому же актёру приходилось играть иногда несколько ролей. Женские роли исполнялись мужчинами. Как же мужчина изображал женщину? Чтобы скрыть личину актеры надевали маски.

 МАСКА - накладка на лицо из какого-либо материала с вырезом для глаз. (От франц. masque.— "насмехаться, "насмешка", "шутка"). Маски бывают обрядовые и театральные. Маска театральная часто является эмблемой театрального искусства в целом. СЛАЙД 3

Как вы думаете, что обозначает слово карнавал? (Ответы детей).

        Существует множество красивых праздников на которых может проводиться бал-маскара́д (от фр. mascarade из итал. mascarata, mascherata, от итал. maschera «маска») — бал, на котором присутствующие одеты в различные характерные, национальные, исторические или фантастические костюмы, большею частью с масками на лицах. Маскарады возникли в Италии, а оттуда распространились по другим странам. Они составляют одно из любимых развлечений карнавала. СЛАЙД 4

            Истоки венецианского карнавала лежат в древних римских Сатурналиях - ежегодных праздниках в честь бога Сатурна, которые справлялись после уборки урожая во время зимнего солнцестояния и сопровождались массовыми гуляньями. Отсюда ведут происхождение и карнавальные маски: во время Сатурналий рабам разрешалось сидеть за столами вместе с хозяевами, и, чтобы сословные предрассудки не испортили веселья, все прятали свои лица под масками. СЛАЙД 5

Когда и откуда появилось само слово «карнавал» точно неизвестно. Самая распространенная версия утверждает, что слово произошло от латинского «carne vale» и означает «прощание с мясом». Стремясь приспособить дохристианские традиции к новой вере, церковь использовала старинный праздник для подготовки христиан к самому длинному в году посту — великому посту перед Пасхой.

Из Венеции карнавалы постепенно распространились по другим городам и странам.

Во время карнавала разрешалось всё и карнавал был отдушиной для людей, живших под строгими религиозными запретами. СЛАЙД 6-7

Как вы думаете, из какого материала делаются маски? (Ответы детей)

Венецианские маски делаются из кожи или папье-маше. Самые первые маски были довольно простыми по дизайну, часто имели как символическое, так и практическое значение. Современные маски раскрашивают от руки, с использованием грунта и сусального золота. Их украшают птичьими перьями и драгоценными камнями.

Каждый год свыше полумиллиона туристов приезжают в Венецию на карнавальные мероприятия — в том числе и для участия в них. Слайд 8

         На площади Святого Марка Слайд 9 устраиваются представления, а потом на зрителей обрушиваются тонны конфетти. Затем начинается карнавальное шествие. На городских площадях проводятся концерты, устраиваются фейерверки, в театрах ставятся спектакли на тему карнавала, в старинных дворцах города даются балы-маскарады.

На улицы Венеции выходят горожане в костюмах всемирно известных персонажей итальянской комедии дель арте — Арлекино, Пьеро, Панталоне, а Коломбина становится эмблемой праздника. Слайд 10

В этом году в Венеции посчастливилось побывать ученице вашего класса Алене Брыляковой. Она расскажет о достопримечательностях этого города.

Презентация Алены.                                                                       3 мин.

А сейчас мы посмотрим фильм «Карнавал в Венеции».       4 мин.

в) Практическая часть                                                              25 мин.                                                  

Главным действующим лицом Венецианского карнавала конечно же, является карнавальная маска. Совсем немногие знают, что некогда карнавальный костюм состоял лишь из белой маски, черной накидки и черной треуголки, а размалеванные лица и фигуры из комедии дель арте появились значительно позже. И мы сегодня с вами попробуем сделать такую  карнавальную маску.

(Беседа по ТБ с острыми предметами)

- приготовить лист бумаги

- согнуть пополам (вдоль)

Схема СЛАЙД 11

1) Ножницами отрезать  сверху и снизу листа фигуру треугольной формы;

- отметить линию переносицы и кончика носа - карандашом

2). Под точкой кончика носа сделать  надрез;

3). У точки переносицы, отступив 1 см сделать овальные прорези для глаз;

4). Линию носа резать наискосок не вырезая до конца линии сгиба;

5).Выбрать шаблон губ

6). Украсить вырез глаз и раскрасить губы (использовать картинки масок);

-  из  полоски ( шириной 4 см) по размеру головы сделать ободок

- приклеить к маске (примерить)

г). Итог урока.                                                                 4 мин.

Примерить маску.

Нарядиться.

Полюбоваться.

Представить, что вы находитесь на карнавале.  (Итальянская музыка)

Рефлексия.

ЛЮБОВАНИЕ МАСКАМИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроке изобразительного искусства

Выступление на педагогическом совете....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Использование ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития информационного общества и необходимым компонентом общей модернизации образования.Применяя данные технологии на уроках ...

Использование цветотерапии на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе.

В статье раскрывается значение использования элементов цветотерапии на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе....

Доклад на тему: "Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства, как средство развития познавательного интереса обучающихся"

Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении и в кино, распространение игровых приставок, электронных игрушек оказывают большое влияние на воспитание школь...

Использование ИКТ на уроках изобразительного искусства.

Описание работы  с использованием ИКТ на уроках ИЗО....

Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"

Методическая разработка для преподавателей изобразительного искусства ДШИ на тему: "Использование НРК на уроках изобразительного искусства"...

Статья на тему:«Кинопедагогика. Эффективность использования кинофильмов на уроках изобразительного искусства».

В данной статье вы познакомитесь с понятием "Кинопедагогика", особенностями реализации на уроках Изо принципа Икт при помощи кинофильмов....