Налоги
план-конспект урока (10 класс)

Высочина Елена Дмитриевна

разработка урока на тему «Налоги» является первым уроком  «Финансовая грамотность 1», раскрывает такие экономические понятия, как налог на доходы физических лиц (НДФЛ), транспортный налог, земельный налог, налог на имущество физических лиц; виды налогов, уплачиваемые физическими лицами в России, основания для взимания налогов с граждан в России, способы расчёта сумм налогов к уплате. Формирует умение определять элементы налогов; рассчитывать размер личных налогов; понимание различий между видами налогов; понимание оснований уплаты личных налогов физическими лицами; понимание механизма расчёта суммы налога к уплате, а также оценивать влияние налоговой нагрузки на семейный бюджет. Знакомит с различными типами заданий ЕГЭ из открытого банка заданий КИМ ЕГЭ по обществознанию. В то же время данная разработка может использоваться на уроках экономики, обществознания, информатики и на внеурочных занятиях по основам финансовой грамотности (в рамках «Недели финансовой грамотности», «Предметной недели по экономике», «Дня экономических знаний»), на классных часах. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Налоги»

Тип занятия: изучение нового материала.

Цель: Повышение финансовой грамотности обучающихся в области налоговой политики государства.

Задачи:

Образовательные:

  •  познакомить с основным понятием «налоги», виды налогов;
  • рассказать историю появления налогов, изменения и современное состояние; 
  • формировать представления о принципах построения налоговой системы Российской Федерации;
  • рассказать о налогообложении и на что тратятся налоги.

 

Развивающие:

  • формировать у обучающихся основы налоговой культуры;
  • развивать аналитическое и логическое мышление;
  • развивать познавательный интерес к экономическим процессам, происходящим в государстве;
  • развивать память, внимательность, логическое мышление.

 

Воспитательные: 

 

  • формировать адекватное отношение обучающихся к налогам;
  • воспитывать грамотного, отвечающего за свои решения гражданина;
  • воспитывать чувства общности между гражданами и государством, ответственности, правильной гражданской позиции, выполнение обязанностей гражданина по Конституции РФ.

Дидактические средства: мультимедийная презентация, вопросы и задания по теме, наглядные карточки с заданиями.

Методы: словесный, репродуктивный, наглядный, аналитический, практический, игровой, проблемный. 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ (45 минут)

I Организационный этап (1 минута)

  1. Приветствие.
  2. Организация внимания всех обучающихся.

II Этап подготовки к занятию (7 минут)

Мозговой штурм.

Цитаты выдающихся людей  по теме.

Обсуждение высказываний.

Налоги для государства – то же, что паруса для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать всегда в открытом море и чтоб, наконец, потопить его. (Екатерина II Великая)

Налог — это дозволенная форма грабежа. (Фома Аквинский)

Государство прекращает войну всех против всех, и налоги являются ценой, которой покупается общественный мир. (Томас Гоббс)

Безопасность и собственность могут существовать лишь в таком государстве, где налоговая шкала не меняется каждый год. (Наполеон 1 Бонапарт)

Какое понятие их объединяет. Тема занятия «Налоги».

III Этап объяснения нового материала (20 минут) 

  1. Налоги – это обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц. Налоги являются средством покрытия расходов государства при выполнении им своих задач и функций. Налоговые (поступления) – главная статья доходов государства.

Подскажите, какие налоги Вы знаете?

На что же тратятся налоги? (Ответы)

Налоги поступают в доход государства, затем они идут на содержание армии, милиции, научных учреждений. На выплату пенсии пожилым и больным людям.

Государство оплачивает и расходы на образование (стипендии, з/плата учителям, строительство школ, детдомов и т.д.). Строит новые дороги, мосты.

Скажите, много налогов? (да). 

Можно ли было придумать 1 налог? (нет)

Почему? (Разные налоги оплачиваются по разному исчислению для граждан и

предприятий)

Самый главный налог – прогрессивный подоходный налог – зависит от величины заработка человека, чем больше заработок, тем больше налог.

Как Вы считаете, это правильно? (да)

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый на законных основаниях органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

Предлагаю обобщить все то, что вы рассказали о налогах и посмотреть анимированную презентацию «Какие налоги мы платим»

  1. «Иной охоч, да не горазд, иной и горазд, да не охоч!»

Объяснение смысла пословицы.

Вот почему считается, что уплата налогов – одна их основных обязанностей гражданина. В ст. 57 Российской Конституции говорится просто и ясно: «Каждый обязан платить законно устанавливаемые налоги и сборы». Может вы подскажите, о каких сборах говорится? (таможенный сбор, пошлины в загсе и т.д.)

За все документы и бумаги, которые тебе выдает государство, нужно платить такой вид налога, как пошлина. За уклонение от уплаты налогов наступает административная или уголовная ответственность.

  1. Отгадывание кроссворда на доске. 

1) Средства, получаемые в результате какой-либо деятельности (доход).

2) Список доходов и расходов (бюджет).

3) Один из видов косвенного налога (вклад).

4)Денежные сборы с населения и предприятий за определенные услуги (пошлина).

5) Денежная единица какой-либо страны (валюта).

6) Вывоз товаров за границу (экспорт).

7) Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц (налоги).

8) Обесценивание денег (инфляция).

9) Печатание гос. денег и иных бумаг (эмиссия).

10) Денежное обеспечение нетрудоспособных и пожилых людей (пенсия).

  1. История налогов.

В древние времена государство собирало налоги натурой: продуктами, шкурами зверей, глиняными горшками и другими полезными в быту предметами. Как правило, размер этих налогов был не фиксированным и всё зависело от аппетита конкретного руководителя: короля, вождя племени или князя. Очень часто он действовал по принципу «беру столько, сколько считаю нужным», что нередко приводило к недовольству подданных.

Несмотря на это, взамен даже такие горе-правители обеспечивали своим поданным защиту, как минимум от уплаты налогов другим «господам».

Позднее шотландский экономист Адам Смит предложил четыре принципа налогообложения:

  • подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства соразмерно своему доходу;
  • налог, который будет уплачивать каждый, должен быть точно определён. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны плательщику;
  • каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;
  • каждый налог должен быть так устроен так, чтобы извлекать из кармана плательщика как можно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.

Во-первых, платить налоги теперь нужно деньгами. Так их удобно считать и договариваться об их размерах. Во-вторых, законом чётко определены разные виды налогов и установлены их размеры.

Финансовая система на Руси начала складываться с конца 9 в., с момента образования Древнерусского государства. История знает множество разнообразных форм изымания денег и ценностей у населения: дань, барщина, полюдье, оброк, церковная десятина.

Хочу рассказать о некоторых старинных налогах, о которых Вы не знаете. Начну с барщины – обязанности крепостных крестьян работать даром в хозяйстве своего господина несколько дней в неделю. Все городские жители, владевшие имуществом, платили – подомовой налог. Сейчас такой налог называется имущественным налогом. Крупные промышленники и купечество облагались промысловым налогом. Состоятельные люди платили налог на роскошь. Для выкупа пленных (взятых в полон) государство собирало полоняничные деньги, на которые их выкупало.

Были налоги «на печи», на «бороды» и многие др. Я рассказала о них с одной целью – показать, что налоги всегда были, есть и будут.

Сейчас в нашей стране существуют налоги трёх видов: федеральные, региональные и местные. Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом Российской Федерации – это закон, который определяет, кто, когда и в каких размерах должен платить налоги.

Основная масса россиян платит подоходный налог. В нашей стране он составляет 13 %. Официально он называется НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Когда ты начнёшь получать зарплату, то, допустим, из начисленных 50 000 рублей на руки выдадут на 13 % меньше: 43 500 рублей.

В большинстве случаев налогоплательщикам не нужно предпринимать активных действий для уплаты налога на доход физических лиц. Как правило, этот налог автоматически с зарплат удерживает работодатель и переводит в Федеральную налоговую службу – специальную государственную организацию, которая занимается сбором и учётом налогов в нашей стране.

Однако в некоторых случаях необходимо самостоятельно рассчитать и уплатить налог на доходы физических лиц. В частности, это касается людей, занимающихся предпринимательской деятельностью и получающих доход от продажи имущества.

Помимо налога на доходы физических лиц, для граждан нашей страны есть и другие налоги. И не только на доходы физических лиц, но также на имущество, выигрыши, призы и проценты по вкладам, дивиденды с ценных бумаг, транспортные и земельные. Ещё целый ряд обязательных платежей существует для предпринимателей и организаций.

Налоги есть прямые и косвенные, или скрытые. Прямой – это когда взимается с дохода и имущества (например, автомобиля или загородного дома). А косвенный – это когда в цене товара (например, молока или хлеба), который покупается в магазине или в стоимости услуги (типа стрижки в парикмахерской) заложена надбавка. Возможно, ты слышал такую аббревиатуру – НДС, или налог на добавленную стоимость. Это как раз то самое. Представьте себе торт, который нарезан на кусочки, так вот, как минимум один из кусочков всегда съедает государство, в виде НДС.

IV Этап закрепления ЗУН (12 мин) 

  1. В статье 7 Конституции Российской Федерации отмечается, что наша страна- «социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Какую функцию в связи с этим выполняют налоги?
  2. Налог на транспортное средство. Величина этого налога различается по регионам России, но везде рассчитывается исходя из мощности двигателя.

Чем мощнее двигатель, тем выше налог.

Решите задачу. Сережины родители собираются купить автомобиль. Но они не могут выбрать какой именно- Lada Priora или Honda Civic Type R. Помогите им сделать правильный выбор с учетом величины транспортного налога, если мощность двигателя первого автомобиля составляет 132 л/с, а второго- 201 л/с, из расчета, что они владели бы автомобилем 6 месяцев.

Подсказка: транспортный налог на автомобили

Ставка транспортного налога меняется в зависимости от мощности автомобиля. Мощность измеряется в лошадиных силах (л/с). Чем больше мощность, тем больше сумма денег, которую владелец платит за каждую лошадиную силу.

  1. Делимся на команды. Каждой команде в течение 5 минут необходимо будет придумать и представить:

– рекламный слоган; 

– лаконичную, легко запоминающуюся фразу, выражающую суть рекламного сообщения; которыми вы должны убедить граждан о необходимости и важности уплаты налогов. Я думаю, что каждый из вас уже составил своё мнение о налогах. Итак, давайте попробуем ответить на проблемный вопрос: Налоги – зло или благо?

V Заключительный этап (5 минуты)

  1. Подведение итогов
  2. Что такое налоги?

Выберите слова, которые характеризуют налог

– необязательный;

– безвозмездный;

– добровольный;

– обязательный;

– по возможностям.

На что государство тратит деньги, собранные в качестве налогов?

Что делает государство, если граждане не платят налоги?

Сколько процентов в Казахстане составляет подоходный налог?

Что такое пеня?

  1. Тест «Да»- «нет» (да «+», нет «-»).

1.Налог является обязательным платежом +

2.Налоги нужны государству для содержания государственных структур +

3.Налогоплательщикам могут быть только фирмы –

4.Юридические лица – это фирмы, учреждения и организации +

5.Примером товара (услуги) общественного пользования может служить услуга портного –

2.РефлексияУчитель задаёт учащимся вопросы, направленные на организацию рефлексии по поводу учебных результатов: «Чем было полезно для вас сегодняшнее занятие? Посмотрите на список тех задач, которые мы ставили перед собой в начале урока. Достигли ли мы желаемого результата? Какие новые вопросы у вас появились? Какие выводы вы сделали при выполнении заданий? Какой из числа сделанных на занятии выводов оказался самым трудным для вас? Поясните почему». Посчитайте полученные за работу на уроке жетоны, внесите в Лицевой счет. Подойдите ко мне за подписью. Кто хочет, можно перевести жетоны в отметку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час по теме "Налог. Налоговый кодекс"

Разработка классного часа по теме "Налог. Налоговый кодекс" поможет классному руководителю объяснить детям, что такое "налог", "налоговый кодекс"...

Налоги и бюджет

Презентация по теме "Налоги и бюджет"  для уроков обществознания, экономики. Содержит дедактивный материал: можно испоьзовать и в электронном и бумажном варианте....

Налоги и налоговые системы

Данный материал можно использовать на уроке по обществознанию или по экономике в старших классах по теме "Налоги"...

Буклет проекта "Зачем нужны налоги?"

В буклете отражены дидактические цели проекта, история налоговой системы, основные исходные моменты проекта и сущность налоговой системы....

Материалы урока по теме: "Основы экономики: Налоги".

  Конспекты предложенных занятий  составлены таким образом, чтобы способствовать формированию основ финансовой  грамотности среди учащихся среднего звена, закрепить способн...

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

«Налоги: система налогов, их функции» Конспект урока по обществознанию, 8 класс

Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)Предметные результаты.  Научатся: характеризовать налоговую политику государства, понимать необходимость своевременной уплаты налого...