Пакет контрольно-измерительных материалов для измерения уровней УУД в рамках внедрения ФГОС основного общего образования (8 класс)
материал

Гладкова Анна Вячеславовна

Измерение уровня УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Измерение уровня УУД186.69 КБ

Предварительный просмотр:

Пакет контрольно-измерительных материалов для измерения уровней УУД  в рамках внедрения ФГОС основного общего образования

(8 класс)

Пояснительная записка

ФГОС нового поколения задают  новое представление о том, каким должно быть теперь содержание общего образования и его образовательный результат.  Изменения распространились на содержание и способы оценки результата образования.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки процесса развития универсальных учебных действий является мониторинг.

          Диагностика УУД не может быть только психологической или только педагогической. Нужен комплексный психолого-педагогический подход, единый диагностический инструмент. Ниже представлена программа мониторинга в условиях МАОУ СОШ№ 32 и контрольно-измерительные материалы, которые являются продолжением мониторинга, начатого в 5, 6 и 7 классе. В осуществлении  мониторинга уровня сформированности УУД у обучающихся основной школы  принимают участие заместители директоров, курирующие  процесс введения ФГОС, учителя-предметники, классные руководители, педагоги-психологи, зав. библиотекой, педагоги дополнительного образования и др.

Оценка уровня сформированности отдельных универсальных учебных действий  проводится педагогом – психологом в течение всего обучения в основной школе с целью получения объективной информации о динамике развития этих универсальных учебных действий. Данные психологической диагностики  дополняются результатами  педагогической диагностики, что позволяет  в полном объёме оценить динамику индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения программы основного общего образования.

Программа психологического мониторинга

 уровня сформированности универсальных учебных действий

 учащихся основного общего образования

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, А.Г. Асмолов выделяет четыре блока:

1) личностный;

2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

3) познавательный;

 4) коммуникативный. 

        Соответственно предметом и целью мониторинга являются следующие универсальные учебные действия:

  • личностные — смыслообразование на основе развития мотивации и целеполагания учения; развитие Я-концепции и самооценки; развитие морального сознания и ориентировки учащегося в сфере нравственно-этических отношений;
  • регулятивные — целеполагание и построение жизненных планов во временной перспективе; планирование и организация деятельности; целеобразование; самоконтроль и самооценивание; действие во внутреннем плане;
  • познавательные исследовательские действия (поиск информации, исследование); сложные формы опосредствования познавательной деятельности; переработка и структурирование информации (работа с текстом, смысловое чтение); формирование элементов комбинаторного мышления как одного из компонентов гипотетико-дедуктивного интеллекта; работа с научными понятиями и освоение общего приёма доказательства как компонента воспитания логического мышления;
  • коммуникативные действия, направленные на осуществление межличностного общения (ориентация в личностных особенностях партнёра, его позиции в общении и взаимодействии, учёт разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие, аргументация и пр.); действия, направленные на кооперацию — совместную деятельность (организация и планирование работы в группе, в том числе умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие формирование личностной и познавательной рефлексии.

Примерная основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) содержит перечень универсальных  учебных действий по каждому блоку -   «выпускник научится» и  «выпускник получит возможность научиться». В целях определения уровня сформированности тех или иных универсальных учебных действий в МАОУ СОШ № 32 разработана программа внутришкольного мониторинга, включающая:

  • проведение комплексных итоговых  и тематических работ;
  • наблюдение на уроке и во внеурочной деятельности;
  • анкетирование;
  • педагогическое и психологическое тестирование.

Задачи психологического мониторинга:

  • определение уровня сформированности отдельных универсальных учебных действий у каждого ученика на разных этапах обучения в средней школе;
  • определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и выбор возможных путей их ликвидации;
  • разработка стратегии помощи учащимся, имеющим недостаточный уровень сформированности тех или иных УУД;
  • психологическое сопровождение учителей, классных руководителей в процессе диагностики УУД.

Объекты психолого-педагогического мониторинга:

  • универсальные учебные действия учащихся 8 класса основной школы.

Условия реализации психолого–педагогического мониторинга: (какие ресурсы и условия нужны, чтобы программа была реализована):

  • банк диагностических методик;
  •  кадровый ресурс.

Срок реализации: - 1 год (8 класс).

Области применения данных психолого-педагогического мониторинга: данные, полученные в результате психодиагностических исследований,  используются для оперативной коррекции учебно-воспитательного процесса.

Инструментарий для проведения психодиагностических исследований:

I. Диагностика личностных УУД:

  • Опросник по определению уровня самоуважения, под. ред. С.Ковалева (для старшеклассников)
  • Методика «Мотивы учебной деятельности»(5-8 класс);

II. Диагностика регулятивных УУД:

  • Методика ГИТ (исполнение инструкций)
  • Методика «Кодировка»

III. Диагностика коммуникативных УУД

  • Диагностика коммуникативного контроля / М .Шнайдер/
  • Тест коммуникативных умений под ред. Карелина (для старшеклассников)

IV. Диагностика познавательных УУД

  • Методика ГИТ (установление аналогий).
  • Методика ГИТ (определение сходства и различия понятий)
  • Тест на сформированность навыков чтения Ясюковой

Обоснование выбора диагностического инструментария.

Выбор диагностического инструментария основывался на следующих критериях:

показательность конкретного вида УУД для общей характеристики уровня развития личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;

учет системного характера видов УУД (одно универсальное учебное действие может быть рассмотрено как принадлежащее к различным классам. Например, рефлексивная самооценка может рассматриваться и как личностное, и как регулятивное действие. Речевое отображение действия может быть проинтерпретировано и как коммуникативное, и как регулятивное, и как знаково-символическое действие и пр.);

– учет возрастной специфики сформированности видов УУД. Показательность видов УУД и их значение для развития учащихся меняется при переходе с одной возрастной ступени на другую, поэтому выбор диагностического инструментария может меняться.

             Требования к методам, инструментарию и организации оценивания уровня развития универсальных учебных действий.

  • адекватность методик целям и задачам исследования;
  • теоретическая обоснованность диагностической направленности методик;
  • адекватность методов (процедур, содержания конкретных заданий и уровня их сложности) возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся;
  • валидность надежность применяемых методик;
  • профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов;
  • этические стандарты деятельности психологов.

 Адекватность методического комплекса оценки УУД целям и задачам исследования. Система критериев и задач при оценке УУД должна быть направлена на определение уровня развития базовых составляющих учебной деятельности, что обеспечивает ее соответствие поставленным целям и задачам.

Теоретическая обоснованность методик

Смысл данного требования состоит в использовании только таких методик, содержательная сторона которых получила достаточный психологический анализ. В результате в них должна быть четко объективирована диагностическая направленность, а также показатели и критерии оценки исследуемой стороны развития ребенка.

Адекватность методов возрастным и социокультурным особенностям оцениваемых групп учащихся. Согласно данному требованию, применяемые методики должны содержать только такие задания, которые по своей процедуре, а также уровню сложности отвечают реальным возрастным интересам и возможностям исследуемых детей.

Валидность и надежность методик. Валидность методики – это свидетельство ее достаточно высокого соответствия заявляемому диагностическому предназначению. Под надежностью методики понимается ее достаточная устойчивость к внешним помехам. В состав диагностического комплекса для оценки УУД включены преимущественно те методики, валидность и надежность которых подтверждена значительным числом психологических исследований, в рамках которых они ранее применялись. В то же время часть заданий, составленных специально для данной системы оценивания УУД, прошла необходимое опробование.

Профессиональная компетентность и специальная подготовленность лиц, осуществляющих обследование (сбор диагностических данных), обработку и интерпретацию результатов. В психологической диагностике принципиальное значение придается требованию, чтобы диагностические методики использовались только достаточно квалифицированными специалистами–психологами, что является необходимой и обязательной мерой по защите прав человека – будь то ребенок или взрослый – от неправильного использования средств оценки их интеллекта, личностных и иных социально значимых качеств. Для правильного применения диагностического инструментария требуется достаточно длинный период обучения и специальной подготовки. Только квалифицированный психолог может обеспечить необходимые условия для правильной процедуры проведения обследования и последующей правильной интерпретации диагностических оценок.

Контрольно-измерительные материалы для измерения уровней УУД  в рамках внедрения ФГОС ООО

Методики  для диагностики личностных УУД

Опросник по определению уровня самооценки, под ред. С.Ковалева

Опросник включает 32 суждения, по поводу которых возможны пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по схеме:

Очень часто – 4 балла;

Часто – 3 балла;

Иногда – 2 балла;

Редко – 1 балл;

Никогда – 0 баллов.

Суждения

  1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  2. Постоянно чувствую свою ответственность по работе.
  3. Я беспокоюсь о своем будущем.
  4. Многие меня ненавидят.
  5. Я обладаю меньшей инициативой, нежели другие.
  6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
  7. Я боюсь выглядеть глупцом.
  8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми  людьми.
  10. Я часто допускаю ошибки.
  11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.
  12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
  13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
  14. Я слишком скромен.
  15. Моя жизнь бесполезна.
  16. Многие неправильного мнения обо мне.
  17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  18. Люди ждут от меня очень много.
  19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.
  20. Я слишком смущаюсь.
  21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
  22. Я чувствую себя в безопасности.
  23. Я часто волнуюсь, и понапрасну.
  24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
  25. Я чувствую себя скованным.
  26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за спиной.
  27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.
  28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.
  29. Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
  30. Как жаль, что я не так общителен.
  31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
  32. Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.

 Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, оказывается не отягощенным комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других,  редко сомневается в своих действиях.

Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь время от времени старается поделиться под мнение других.

Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критические замечания в свой адрес, старается всегда считаться с мнением других и часто страдает от «комплекса неполноценности».

Шкала самооценки и уровня притязаний

 Т. Дембо и С.Я. Рубинштейн (модификация А.М. Прихожан)

Описание

Ниже описанная методика представляет собой вариант известной методики Дембо-Рубинштейн, отличающийся от общепринятых, прежде всего, введением дополнительного параметра уровня притязаний. А.М. Прихожан в своей модификации метода предлагает следующие шкалы: здоровье, ум/способности, характер, авторитет у сверстников, умение многое делать своими руками/умелые руки, внешность, уверенность в себе. Введен также ряд дополнительных параметров для обработки результатов. Отмечается, что различий между учащимися разных параллелей, а также между юношами и девушками по этой методике не обнаружено.

Тамара Дембо (Dembo), сотрудница Курта Левина, предложила использовать эту методику для исследования представления о счастье [Блейхер В.М. Клиническая патопсихология. – Ташкент, 1976. – С. 140-142.]. Сусанна Яковлевна Рубинштейн, классик отечественной патопсихологии, модифицировала методику Дембо для исследования самооценки. В 70-м году был издан ее учебник по экспериментальным методам патопсихологии и опыту их применения в клинике с кратким описанием этой психодиагностической процедуры. 

Цель методики: изучение особенностей самооценки.

Процедура проведения:

Испытуемому выдается бланк, на котором изображено семь линий, высота каждой — 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отмечаются заметными чертами, середина — едва заметной точкой.
Шкала имеет два полюса и середину. Шкала – это то, что позже Дж. Келли назвал «индивидуальным конструктом» или «личностным конструктом». Каждый человек имеет массу таких конструктов, так или иначе связанных друг с другом. Как правило, индивидуальные конструкты имеют форму двухполюсных шкал. Однако, бывают шкалы не двухполюсные, а трехполюсные. Трехполюсная шкала – это шкала, отметка идеальной самооценки на которой падает в середину. С.Я. Рубинштейн рекомендует четыре обязательные шкалы: «здоровье», «ум», «характер» и «счастье». По всей видимости, они отражают четыре основных сегмента человеческой реальности (Я – концепции, самооценки), которые есть у каждого человека. П.В. Яньшин предлагает давать две дополнительные шкалы: «удовлетворенность собой» и «оптимизм». Все остальные шкалы, по П.В. Яньшину, «извлекаются» из ответов испытуемого в клинической беседе. Шкал может быть столько, сколько посчитает нужным исследователь. Полюса – это ценности: то, что человек декларирует как желательное или нежелательное состояние. На верхних полюсах находятся положительные ценности (к этому испытуемый стремится). Внизу находятся отрицательные ценности – то, чего человек старается (или, по крайней мере, верит, что старается) избежать. [4]

Методика может проводиться как фронтально — с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый испытуемый заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10-12 мин.

Обработка:

Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная — «здоровье» — не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Длина каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы получают количественную характеристику (например, 54 мм соответствует 54 баллам).

1. По каждой из шести шкал определить:

— уровень притязаний — расстояние в мм от нижней точки шкалы («0») до знака «х»;

— высоту самооценки — от «о» до знака «—»;

— значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой — расстояние от знака «х» до знака «-», если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.

2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.

БЛАНК
prihozan

Интерпретация:

1. Уровень притязаний

Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов.
Оптимальный — сравнительно
высокий уровень — от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития.

Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение испытуемых к собственным возможностям. Нереалистический уровень притязаний свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели.
Результат менее
60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он — индикатор неблагоприятного развития личности. Чем ниже уровень притязаний, тем более данный показатель свидетельствует о неблагополучии.

Если очень низкий или очень высокий уровень притязаний отмечен по какой-либо одной шкале, то это может характеризовать повышенную значимость (или декларируемое пренебрежение) того или иного качества для школьника.

2. Высота самооценки

Количество баллов от 45 до 74 («средняя» и «высокая» самооценка) свидетельствует о реалистичной (адекватной) самооценке. При этом оптимальным для личностного развития следует признать результат, находящийся в верхней части этого интервала — от 60 до 74 баллов.
           Количество баллов от
75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности — «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих.

Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска», их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная», когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.

3. Расхождения между уровнем притязаний и уровнем самооценки.

За норму здесь принимается расхождение от 8 до 22 баллов, свидетельствующее, что школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремится достичь. Притязания в значительной степени основываются на оценке им своих возможностей и служат стимулом личностного развития.

Расхождение от 1 до 7 баллов, и особенно случаи полного совпадения уровня притязания и уровня самооценки, указывают на то, что притязания не служат стимулом личностного развития, становления той или иной стороны личности.

Расхождение в 23 балла и более характеризует резкий разрыв между уровнем притязаний и уровнем самооценки. Такой разрыв указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремится,  и тем, что он считает для себя возможным.

Дифференцированность уровня притязаний и самооценки. Оценка дифференцированности, т.е. расхождения в высоте уровня притязаний и самооценки по разным шкалам у одного испытуемого зависит от того, при какой средней высоте самооценки наблюдается та или иная степень дифференцированности.

В таблице ниже даны количественные характеристики уровня притязаний и самооценки, полученные для учащихся 7-10 классов городских школ (около 900 чел.).


Таблица

Количественные характеристики уровня притязаний и самооценки

учащихся 7-10 классов городских школ

Параметр

Количественная
характеристика (балл)

низкий

средний

высокий

Очень
высокий

Уровень
притязаний

Менее 60

60-74

75-89

90-100

Уровень
самооценки

Менее 45

45-59

60-74

75-100


Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя — наивысшее. Вам предлагаются семь таких линий.

Они обозначают:

  1. Здоровье.
  2. Ум, способности.
  3. Характер.
  4. Авторитет у сверстников.
  5. Умение многое делать своими руками, умелые руки.
  6. Внешность.
  7. Уверенность в себе.

На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств, сторон вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя».

Оформление результатов

Фамилия, имя учащегося

Класс

Уровень притязания

Высота самооценки

Расхождение

1

Иванов Василий

С

В

Норм.

2

Петрова Василиса

О

Н

К

Обозначения:

Н – низкий уровень

С- средний уровень

В – высокий уровень

О – очень высокий уровень

Норм. – расхождений нет

К – конфликт между уровнем притязаний и уровнем самооценки

Методика «Мотивы учебной деятельности»

(5 – 8-е классы)

Цель: выявить мотивы учебной деятельности школьников.

Инструкция: учитель ставит перед учеником задачу: «Внимательно прочитай анкету и подчеркни те пункты, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям».

Анкета

  1. Учусь потому, что на уроках (по такому-то предмету) интересно.
  2. Учусь потому, что заставляют родители.
  3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.
  4. Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей профессии.
  5. Учусь потому, что в наше время учатся все, «незнайкой» быть нельзя.
  6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет у товарищей по учебе.
  7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.
  8. Учусь потому, что нравится учитель (по такому-то предмету).
  9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
  10. Учусь потому, что хочу больше знать.
  11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.
  12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

Обработка и анализ результатов:

1. Проведите классификацию мотивов; их можно разделить на следующие группы:

           а) широкие социальные мотивы – 4, 5;

           б) мотивация благополучия – 1, 11;

           в) мотивация престижа – 6, 12;

           г) мотивация содержания – 7, 10;

           д) мотивация прессом -2, 9;

           е) узкие социальные мотивы – 3, 8.

2. Выделите ведущие мотивы учебной деятельности школьника, проведите качественный анализ  и установите соответствие критериям:

          а) богатство и разнообразие мотивов;

          б) социальная ценность мотивов;

          в) присутствие в структуре мотивации познавательных интересов.

Оформление результатов

Фамилия, имя учащегося

Класс

Группы мотивов

Ведущие мотивы

Отрицательные факторы

1

Иванов Василий

ШПН

С

+

2

Петрова Василиса

БУС

П

-

Обозначения:

Ш – широкие социальные мотивы                        С – мотивация содержания

П – мотивация престижа                                Н – негативные факторы

Б – мотивация благополучия                        У – узкие социальные мотивы

«+» - негативные факторы имеют место

«-»  - отрицательные факторы отсутствуют

Методики для диагностики регулятивных УУД

Методика «ГИТ» 

(исполнение инструкций)  (4 мин)

УУД: действия, направленные на понимание простых указаний и их осуществление.

Прочти внимательно следующие указания и постарайся выполнить их как можно быстрее и точнее.

  1. Зачеркни самое большое из следующих чисел: 2 4 6 8 и нарисуй два кружка между следующими двумя именами: Щура __________Кира.
  2. Подчеркни среднюю из следующих букв: О П Р С Т и после самого длинного из слов: юноша девочка сестра поставь запятую.
  3. Если Международный женский день отмечается иногда в августе, поставь крестик здесь ____, если это не так, то допиши отсутствующее слово в предложении: Солнце ________________ на западе.
  4. Если ты убежден, что Колумб был самым знаменитым французским полководцем, то зачеркни слово «Солнце» в предыдущем предложении. Если это был кто-то другой, то дополни соответствующим числом следующее предложение: У собаки ___  глаза.
  5. Прочитай внимательно следующие слова: фрукты грибы дерево утро. Зачеркни предпоследнюю букву в четвертом слове и вторую букву в предпоследнем слове.
  6. Независимо от того, является ли Ярославль самым большим городом России, обведи кружком слово «нет» и напиши здесь____ любое число, которое является неправильным ответом на вопрос, сколько часов в сутках.
  7. Теперь напиши здесь ____ любую букву, кроме В, и здесь ______ напиши «да», если результат 7 х 8 = 56 является правильным.
  8. Посмотри на следующие два числа: 5 и 4. Если железо тяжелее воды, то напиши число, которое больше здесь ______, а если вода тяжелее железа, то напиши число, которое меньше, здесь ______ .
  9. Если в слове копейка больше букв, чем в слове станция, то зачеркни первую букву в слове лев, если в нем меньше букв, то зачеркни вторую букву в ЭТОМ слове, но в любом случае зачеркни последнюю букву.
  10. Если можно попасть во Львов на теплоходе, то реши задачу: 7x5 =___, если это невозможно, то напиши вместо результата букву X.
  11. Если не противоречит опыту утверждение, что в грозу опасно стоять под высоким деревом, то поставь крестик в первом из следующих квадратов, □□ если наоборот, то напиши третью букву алфавита во втором квадрате.
  12. Зачеркни в следующем утверждении неправильный ответ. 5x8 больше меньше, чем 12x4.
  13. Только три слова из следующих: весна остров конец завтра содержат одну и ту же букву; подчеркни слово, в котором эта буква отсутствует.
  14. Напиши первую букву названия месяца, который следует после июня, в последнем из трех кружков и последнюю букву названия месяца, который предшествует маю, напиши в первом из этих трех кружков ○○○

Уровни

Критерий оценивания: подсчитывается количество ошибок.

Высокий

0-1 ошибки

Средний

2-3 ошибки

Низкий

более 3 ошибок

Оформление результатов

Фамилия, имя учащегося

Класс

Уровень тревожности

1

Иванов Василий

Н

2

Петрова Василиса

В

3

Васильев Петр

С

Обозначения: Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень.

Методика «Кодировка»

УУД: знаково-символические действия – кодирование (замещение); регулятивные действия контроляcode2

Оформление результатов

Фамилия, имя учащегося

Класс

Уровень сформированности регулятивного действия

1

Иванов Василий

Н

2

Петрова Василиса

С

3

Васильев Петр

В

Критерий: сформированность действий

Оценки

Н

Ребенок не понимает или плохо понимает инструкцию, выполняет задание правильно только на тренировочном этапе и фактически сразу же прекращает или делает много ошибок на этапе самостоятельного выполнения. Умение кодировать не сформировано

С

Ребенок адекватно выполняет задания кодирования, но допускает достаточно много ошибок (до 25% от выполненного объема), либо работает крайне медленно

В

Сформированность действий кодирования (замещения), ребенок быстро понимает инструкцию, действует адекватно, количество ошибок незначительно

Обозначения: Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень.

Методики для диагностики коммуникативных УУД

Диагностика коммуникативного контроля
(М. Шнайдер)

Описание:
             Методика предназначена для изучения уровня коммуникативного контроля. Согласно М. Шнайдеру (М. Снайдеру), люди с высоким коммуникативным контролем постоянно следят за собой, хорошо осведомлены, где и как себя вести. Управляют своими эмоциональными проявлениями. Вместе с тем они испытывают значительные трудности в спонтанности самовыражения, не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким коммуникативным контролем непосредственны и открыты, но могут восприниматься окружающими как излишне прямолинейные и навязчивые.

Инструкция: 

«Внимательно прочтите десять предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации. Каждое из них вы должны оценить как верное или неверное применительно к себе. Если предложение кажется вам верным или преимущественно верным, поставьте рядом с порядковым номером букву «В», если неверным или преимущественно неверным – букву «Н».

Обработка:
           По 1 баллу начисляется на ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов.


Интерпретация: 

  • 0-3 балла - низкий коммуникативный контроль; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей;
  • 4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей;
  • 7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.


Текст опросника

1. Мне кажется трудным подражать другим людям.

2. Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих.

3. Из меня мог бы выйти неплохой актер.

4. Другим людям иногда кажется, что мои переживания более глубоки, чем это есть на самом деле.

5. В компании я редко оказываюсь в центре внимания.

6. В различных ситуациях в общении с другими людьми я часто веду себя по-разному.
7. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден.

8. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть.

9. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.

10. Я не всегда такой, каким кажусь.

Оформление результатов

Фамилия, имя учащегося

Класс

Уровень тревожности

1

Иванов Василий

Н

2

Петрова Василиса

В

3

Васильев Петр

С

Обозначения: Н – низкий уровень коммуникативного контроля, С – средний уровень  коммуникативного контроля, В – высокий уровень коммуникативного контроля.

Тест. Коммуникативные способности. Под ред. Карелина

(да «+», нет « - »)

  1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
  2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненное вам кем - то из ваших товарищей?
  3. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми.
  4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким – либо другим занятием, чем с людьми?
  5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые значительно старше вас по возрасту?
  6. Трудно ли для вас включиться в новые для вас компании?
  7. Легко ли вам удается установить контакты с незнакомыми для вас людьми?
  8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
  9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с незнакомыми людьми?
  10. Раздражают ли вас окружающие люди и хочется ли вам побыть одному?
  11. Нравится ли вам постоянно находиться среди людей?
  12. Испытываете ли вы затруднение, неудобства или стеснение, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
  13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
  14. Правда ли, что вы чествуете себя не уверенно среди малознакомых вам людей?
  15. Полагаете ли вы, что вам не доставляет особого труда внести оживление в малознакомую для вас компанию?
  16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
  17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
  18. Правда ли, что вы чествуете себя достаточно уверенным и спокойным , когда приходится говорить что либо большой группе людей?
  19. Верно ли, что у вас много друзей?
  20. Часто ли вы находитесь в центре внимания у своих товарищей?

Обработка результатов:
Сверти ваши результаты с ключом (всем выдается ключ для обработки результатов) и подсчитайте количество совпадающих ответов. Вычислите оценочный коэффициент коммуникативных способностей 
К=Х / 20,(деление) где К – величина оценочного коэффициента; 
Х – количество совпадающих ответов с ключом, 
20- максимально возможное число совпадений

Ключ к определению коммуникативных способностей.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

+

-

+

-

-

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

+

-

Шкала оценок коммуникативных способностей.

Коэффициент

Оценка

Уровень проявления коммуникативных способностей.

0,10 – 0,45

1

Низкий

0,46 – 0, 55

2

Ниже среднего

0,56 – 0, 65

3

Средний

0, 66 – 0, 75

4

Высокий

0, 76 – 1,00

5

Очень высокий

Интерпретация результатов
Оценка «1». Получившие ее, испытуемые, характеризуются крайне низким уровнем проявления способностей к коммуникативной деятельности.
Оценка «2». Для испытуемых получивших такую оценку характерно отсутствие стремления к общению. Они чувствуют себя скованно в незнакомой компании и новом коллективе. Они предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства с новыми людьми. Им трудно выступать перед аудиторией. Они плохо ориентируются в незнакомой ситуации. Не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды.
Оценка «3». Получившие такую оценку испытуемые, обладая средними данными, стремятся к новым контактам с людьми, не ограничивая круг своих привычных знакомств. Они охотно проявляют лидерское поведение, отстаивают свое мнение. Однако потенциал их способностей не отличается устойчивостью. Если они хотят быть успешными в общении с людьми, нуждаются в серьезной и планомерной работе по формированию и развитию способностей.
Оценка «4». Испытуемые этой группы не теряются в новой для них обстановке, быстро находят друзей, постоянно расширяют круг своих знакомств. Они охотно занимаются общественной работой, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении.
Оценка «5». Люди с высоким уровнем проявления коммуникативных способностей быстро ориентируются в сложных ситуациях, они непринужденно ведут себя в новом коллективе. Испытуемые этой группы инициативны. Предпочитают самостоятельность в выборе и принятии решений, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято. Они легко вливаются в незнакомую компанию. 

Оформление результатов

Фамилия, имя учащегося

Класс

Уровень тревожности

1

Иванов Василий

Н

2

Петрова Василиса

В

3

Васильев Петр

С

Обозначения: Н – низкий уровень коммуникативного контроля, НС – ниже среднего, С – средний уровень  коммуникативного контроля, В – высокий уровень коммуникативного контроля, ОВ – очень высокий..

Методики для диагностики познавательных УУД

Методика «ГИТ»

(установление аналогий)

УУД: умение мыслить по аналогии.

Прочтите внимательно первые три слова в каждой строчке. Первые два слова связаны между собой.

Найди к третьему слову такое четвертое, которое будет с ним связано так же, как первое со вторым, и подчеркни его.

Примеры:

ботинок: нога = шляпа:        пальто нос видеть голова

птица: петь = собака: кусать лаять сторожить бегать

небо; синее = трава: растет  лето зеленая высокая

платье: ткань = ботинки: бумага гуталин гулять кожа

лампа

светить

печь

стоять комната греть стена

1

ехать

машина

лететь

вокзал самолет город  аэродром

2

оса

насекомое

гадюка

насекомое змея млекопитающее яд

3

соленый

соль

сладкий

кислый горький хлеб сахар

4

Россия

Москва

Венгрия

Прага Будапешт Урал Ярославль

5

рот

лицо

пятка

человек нога ходить тело

6

февраль

март

вторник

воскресенье месяц среда неделя

7

морковь

овощи

фиалка

одуванчик цветы долина пахучая

8

склад

товар.

гардероб

клуб гардеробщица пальто театр

9

рыба

вода

птица

хвост насекомое червяк воздух

10

3

30

40

100    1000     400    4000

11

дуб

листья

елка

пихта хвоя ствол дерево

12

фрукты

собирать

рыба

карп жарить ловить грузди

13

слушаться

похвала

шалить

наказание учитель ученик парта

14

часы

время

барометр

погода гроза давление шкала

15

картина

стена

люстра

потолок лампа хрустальный желтый

16

жара

пыль

дождь

облако лето солнце слякоть

17

коньки

лед

яхта

река воскресенье вода лето

18

художник

кисть

кузнец

черный огонь молот лето

19

есть

еда

пить

жажда чай завтракать напиток

20

фермер

хлеб

шахтер

шахта мельник уголь скот

21

север

юг

А

Я   В   Н   Д

22

минута

час

час

секунда сутки время стрелка

23

слюна

еда

пот

лоб капля лимон усилие

24

6

30

5

15   55   25   50

25

тренировка

сильный

лень

слабый спорт медленный безделье

26

город

дома

поле

деревня колосья мыши жара

27

добрый

злой

помогать

честный работать приятный вредить

28

уважение

презрение

друг

ненависть враг любовь болезнь

29

рота

командир

завод

рабочий депутат директор мастер

30

ложка

суп

нож

вилка прибор хлеб тарелка

31

красивый

уродливый

высокий

длинный короткий низкий гора

32

доска

мел

бумага

тетрадь писать карандаш книга

33

волк

овца

кошка

кролик мышь собака крыша

34

слабость

сила.

покой

болезнь лень полнота движение

35

покупка

продажа

приобрести

деньги заработок потерять торговать

36

внизу

вверху

пол

комната потолок линолеум подметать

37

растение

травоядное

травоядное

корова детеныш хищник пресмыкающееся

38

рождение

смерть

начало

жизнь ребенок конец распад

39

сомнительный

вероятный

вероятный

знакомый достоверный чужой возможный

40

Уровни

Критерий оценивания: подсчитывается количество ошибок.

Высокий

0-2 ошибки

Средний

3-4 ошибки

Низкий

более 5 ошибок

Оформление результатов

Фамилия, имя учащегося

Класс

Уровень тревожности

1

Иванов Василий

Н

2

Петрова Василиса

В

3

Васильев Петр

С

Обозначения: Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень.

Методика «ГИТ»

(определение сходства и различия понятий)

УУД: умение анализировать понятия, сравнивать их на основе выделения существенных признаков 

Если два слова имеют одинаковое или очень сходное значение, напиши между ними С. Если у них разные значения, напиши между ними Р.

Примеры:

Большой Р маленький,                 мощный С сильный,                  сухо Р мокро.

Богатый

бедный

1

Милый

приятный

2

Быстрый

медленный

3

Все

ничего

4

Галоши

боты

5

Прямая

извилистая

6

Вопрос

ответ

7

Твердый

жидкий

8

Плоский

ровный

9

Лечь

встать

10

Любовь

ненависть

11

Ученый

необразованный

12

Далекий

близкий

13

Доброжелательный

завистливый

14

Часть

доля

15

Внутренний

внешний

16

Подлый

честный

17

Имущество

достояние

18

Позволить

запретить

19

Сходный

различный

20

Сердитый

вспыльчивый

21

Живой

подвижный

22

Красота

великолепие

23

Беспомощный

растерянный

24

Спор

ссора

25

Закономерность

регулярность

26

Простить

наказать

27

Ловкий

умелый

28

Взгляд

мнение

29

Снизить

уменьшить

30

Легкомысленный

беззаботный

31

Согласиться

одобрить

32

Преходящий

постоянный

33

Непрерывный

постоянный

34

Раздражитель

стимул

35

Прославленный

популярный

36

Причина

результат

37

Ограничить

подавить

38

Существенный

побочный

39

Сверстник

современник

40

Уровни

Критерий оценивания: подсчитывается количество ошибок.

Высокий

0-2 ошибки

Средний

3-4 ошибки

Низкий

более 5  ошибок

Оформление результатов

Фамилия, имя учащегося

Класс

Уровень тревожности

1

Иванов Василий

Н

2

Петрова Василиса

В

3

Васильев Петр

С

Обозначения: Н – низкий уровень, С – средний уровень, В – высокий уровень.

Тест на оценку сформированности навыков чтения

Цель: изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.

Регистрация данных: групповая форма проведения  https://docs.google.com/forms/d/1bcEwn-SnSMZvpXG2FEsWzc3MCFukhEmkKlPA05PFcy4/edit

Инструкция:. Инструкция: Прочитайте  отрывок из сказки ( он разделен на предложения), но в предложениях пропущены слова. Вам надо подобрать подходящие по смыслу слово, которое можно вставить на месте пропуска и напечатать его в строке ответа. Если в каком-то предложении не знаете, какое слово подходит, то можно пропустить. Слова должны подходить по смыслу, чтобы предложения получались правильные. если пропущено несколько слов, то напечайтайте их через запятую, соблюдая последовательность.  Когда все сделаете, нажмите  "Отправить". Время выполнения теста 4-5 минут.

БЛАНК ОТВЕТОВ

Скоро она зашла в самую чащу ______________. Ни одна ____________________ не залетала сюда, ни единый ____________________ не проникал сквозь ___________________ ветви. Высокие стволы ___________________ плотными рядами, точно стены. Кругом было так ___________________, что Элиза ______________________ свои собственные шаги, слышала шуршание каждого сухого ________________________, попадавшего ей __________________ ноги. Никогда еще Элиза _______________________________ в такой глуши.

Обработка осуществляется посредством сравнения слов, вставленных ребенком, со словами, приведенными в ключе. Если ребенок использует аналогичные ключевым слова, подходящие по смыслу и лингвистическим правилам, ответ также считается правильным.

Ключ к тесту навыка чтения:

1 – леса

2 – птица, птичка

3 – луч света, лучик, луч, звук

4 – густые

5 – стояли, деревьев стояли, встали

6 – тихо

7 – слышала

8 – листа, листочка, листика

9 – под

10 – не бывала, не была, не ходила

За каждое совпадение дается 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов (максимум – 10), которая сравнивается с нормативными данными для учащихся и определяет уровень (зону) развития навыка чтения.

Содержание

показателя

Уровни

1

2

3

4

5

слабый уровень

средний уровень

хороший уровень

высокий уровень

Навык чтения

0–4

5–7

8–9

10

Интерпретация: каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка. Если ребенок ошибается при подборе слов только в 1, 3, и 4 случаях (вписывая, например: «и заблудилась», «зверь», «переплетенные»), то это может свидетельствовать об отсутствии вербальной беглости, некоторых недостатках речевого развития, но само чтение, понимание смысла текстов при этом может быть вполне полноценным (то есть соответствовать 4 зоне).

Слабый уровень сформированности навыка чтения. Единицей восприятия текста выступает отдельное слово или части слова (слоги). Ребенок медленно разбирает каждое слово и с трудом понимает то, что читает. Может правильно воспринимать смысл только таких текстов, которые состоят из коротких простых фраз, написанных крупным шрифтом, и по объему не прочитает не только книги, но и тексты в учебниках. Когда его заставляют это делать, то он, видя перед собой большие по объему тексты, и не пытается их медленно разбирать, а пользуется методом угадывания слов по их общему виду, ориентируясь на начало слова или на корневую основу и опуская второстепенные части, обычно суффиксы и окончания. Предлоги с их управляющей ролью также не воспринимаются. При таком чтении все предложение может пониматься неверно. Смысл длинных предложений оказывается недоступен ребенку еще и потому, что, добираясь до их конца, он уже не помнит слов, с которых они начинались. Мелкий шрифт осложняет понимание, так как восприятие слов осуществляется по элементам (по слогам и по буквам), а зрительное их выделение оказывается затруднительным. Если ребенок не ведет пальцем по тексту, то вообще не может воспринимать последовательность букв, так как они зрительно сливаются в неподдающиеся узнаванию комплексы, выпадающие из поля внимания. При слабом уровне сформированности навыка чтения ребенок пишет настолько неграмотно, что обычно получает диагноз «дисграфия». Много ошибок делает при списывании текстов, так как не может пользоваться смысловым контролем, а использует только визуальный, диктанты же, изложения и сочинения не может писать совсем.

Навык чтения сформирован не полностью. Единицей восприятия текста является словосочетание. Смысл предложения ребенок понимает не сразу, а как бы складывает из двух-трех частей. При медленном чтении может разобрать любые тексты. Просто построенные тексты на знакомые темы понимает легко. Вполне адекватно может понимать только короткие тексты на незнакомые темы, так как «согласен» их читать медленно. Длинные, стилистически усложненные предложения ребенок понимает с большим трудом. Для проработки больших объемов использует свой «метод» быстрого чтения, суть которого состоит в том, что ребенок «просматривает» текст и пытается угадать его содержание, «подставляя» стандартные речевые обороты и штампы (несоответствие «подстановки» и реального текста он обычно не замечает). Поскольку ребенок обладает весьма ограниченным набором речевых шаблонов, смысл текста может восприниматься весьма приблизительно или вообще искажаться. При чтении литературных произведений ребенок с удовольствием ограничивается «кусками», где излагаются события или герои ведут диалоги, и опускает распространенные описания природы или философские рассуждения. Большие по объему книги он обычно не читает, так как из-за «фрагментарного» восприятия у него не возникает целостного представления о содержании, и книга становится неинтересной. Толстые книги способны читать только дети, склонные к фантазированию. В этом случае то, что вычитывает ребенок в книге, выступает только как основа для его собственных представлений и фантазий, часто имеющих мало общего с реальным содержанием: не идентифицируется время и место событий, культурная и национальная принадлежность героев, особенности родственных и эмоциональных отношений. В основном воспринимаются только события и разговоры. Общий фон не вполне осознанно определяется ребенком как «про нас, здесь и теперь» (возможны варианты: «про заграницу, про Америку») вне зависимости от того, где и когда происходят события, описываемые в книге. Письмо также страдает специфической неграмотностью. Стилистические и пунктуационные ошибки неискоренимы. Может быть много ошибок в окончаниях, если надо согласовывать отдельные части сложно построенного предложения. Такие ошибки ребенок может допускать и при списывании, так как сознательно он может контролировать только словосочетания, отдельные части предложения, но не все предложение целиком. Могут встречаться описки (даже в диктантах), когда ребенок вместо реального текста «подставляет» привычный ему речевой штамп (например, учитель диктует: «большой, красивый воздушный шар», а ребенок пишет: «большой, красивый, красный шар»). Относительно грамотного письма ребенок может добиться только в том случае, если будет пользоваться простыми, короткими фразами.

Навык чтения развит хорошо. Единицей восприятия текста является целое предложение, смысл которого ребенок схватывает сразу. Читает ребенок обычно много и с удовольствием, пониманию доступны любые тексты. Сложности с пониманием могут возникать только из-за ограниченного словарного запаса и недостаточной общей осведомленности. Но поскольку ребенок много читает, то его словарный запас и общая осведомленность быстро расширяются и проблемы исчезают. При хорошем развитии навыка чтения возможны стилистические ошибки при письме, в остальном оно может быть вполне грамотным. Если ребенок пишет неграмотно, то надо искать другие причины.

Навык чтения развит очень хорошо. Чтение беглое. Единицей восприятия текста является целое предложение, причем сразу схватывается не только его смысл, но и литературные, языковые особенности. Пониманию доступны любые тексты. При чтении ребенок не только легко воспринимает содержание, но и невольно отмечает особенности литературного языка, характерные для того или иного автора. Закладывается база гуманитарных и лингвистических способностей, формируется литературный вкус, развивается эстетическое восприятие. Грамотность может быть абсолютной. Если ребенок все же пишет неграмотно, то тому имеются другие причины.

Рекомендации для педагогов

Способы формирования УУД в учебном процессе.

 - развивать умение  учеников оценивать свою работу с использованием предложенных алгоритмов.

- обращать внимание на развивающую ценность любого задания.

- не сравнивать обучающихся  между собой, а оценивать достижения каждого ученика в рамках успешности его собственной деятельности.

 - осуществлять связь учебных заданий с жизненным опытом обучающихся.

 - объяснять на уроке новый материал, привлекая детей к открытию дополнительных знаний.

 - обучать приемам работы в группах, показывая способы принятия единых решений.

 - помогать разрешать учебные конфликты, показывая возможные варианты решения.

 - уделять внимание самопроверке.

 - учить школьников навыкам работы с информацией – пересказу, составлению плана, знакомить с разными источниками, используемыми для поиска информации.

 - обращать внимание на развитие памяти и логических операций мышления.

 - учить работе по алгоритму и применяя  нестандартные способы решения учебных задач.

 - использовать проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

- учить делать нравственный выбор в различных жизненных ситуациях.

  - показывать необходимость умения планировать и прогнозировать свои действия.

 - включать учеников в конструктивную деятельность, привлекая их к организации мероприятий и поощряя инициативы детей.

 - давать шанс исправить ошибку, учить детей не бояться допускать ошибки и стремиться к их исправлению

- показывать и объяснять, за что была поставлена та или иная отметка, учить детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки.

 - позволять школьникам участвовать в процессе оценивания ответов друг друга.

 - помогать ученику найти самого себя, моделируя индивидуальный образовательный маршрут, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.

 - учить школьников ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем.

 - учить составлять план действий, перед началом работы.

 - транслировать позитивные ценности.

 - учить различным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

- учить способам эффективного запоминания и организации деятельности.

- показывать, как распределять роли и обязанности, работая в команде

- активно включать каждого в учебный процесс, а также поощрять учебное сотрудничество между учениками.

 - организовывать работу в парах сменного состава, конструктивную совместную деятельность.

Памятка для учителя

Как помочь ученику освоить УУД?

Краткий глоссарий:

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия (УУД) делятся на четыре основные группы:

Коммуникативные УУД- обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Личностные действия УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

Регулятивные действия УУД - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

- целеполагание; - планирование; - прогнозирование; - контроль в форме сличения способа действия и его результата; - коррекция; - оценка. - волевая саморегуляция.

Познавательные УУД- включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.

Рекомендации по развитию универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

1. Помните, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.

2. В жизни ребенка, в каком бы возрасте он не был, взрослый это тот человек, который «открывает» ему реальный мир. Помогите раскрыть и развить в каждом ученике его сильные и позитивные личные качества и умения.

3. Организуя учебную деятельность по предмету, учитывайте индивидуально-психологические особенности каждого ученика. Используйте данные психологической диагностики.

4. Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.

Познавательные УУД:

1. Если вы хотите чтобы дети усвоили материал, по вашему предмету научите их мыслить системно (например, основное понятие (правило) - пример - значение материала)

2. Постарайтесь, помочь ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться. Используйте схемы, планы, чтобы обеспечить усвоение системы знаний

3. Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике. Найдите способ научить ребенка применять свои знания.

4. Творческое мышление развивайте всесторонним анализом проблем; познавательные задачи решайте несколькими способами, чаще практикуйте творческие задачи.

Коммуникативные УУД:

1.Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.

2. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету.

3. Составите для учеников алгоритм пересказа текста материала, за следование которого вы будете причислять дополнительный балл, например.

4. Организовывая групповую работу или в парах, напомните ребятам о правилах ведения дискуссии, беседы.

5. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.) переспрашивать, уточнять;

6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Регулятивные УУД:

1. Научите ребенка контролировать свою речь при выражении своей точки зрения по заданной тематике.

2. Научите ученика: контролировать, выполнять свои действия по заданному образцу и правилу.

3. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подходы к преподаванию географии в 5 классе в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

В связи с изменением учебного плана и с ведением с пятого класса учебного предмета географии вопрос «какие изменения будет включать общеобразовательная программа по географии?» считаю актуальным. ...

Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования. (Баландина М.Б.,заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2" г. Магнитогорска

Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования. (Баландина М.Б., заместитель директора по научно-методической работе МОУ «СШИ№2" г. Магнитогорск...

Подходы к преподаванию географии в 5 классе в рамках реализации ФГОС основного общего образования.

В связи с изменением учебного плана и с ведением с пятого класса учебного предмета географии вопрос «какие изменения будет включать общеобразовательная программа по географии?» считаю актуальным. ...

Статья на тему:"Системно-деятельностный подход как методологическая основа внедрения ФГОС основного общего образования"

«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически требуя его обновления. Сегодня...

Разработка методических приемов формирования регулятивных УУД по предмету физическая культура в рамках деятельности лицея как городской экспериментальной площадки « Создание вариативной модели внедрения ФГОС основного общего образования».Самообразование

Развитие современных информационных технологий привело к тому, что дети разучились общаться и играть друг с другом в реальном мире. Страх родителей, не выпускающих на улицу детей, за их жизнь и здоров...

Методы и приемы рефлексии на уроках технологии в рамках внедрения ФГОС основного общего образования

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.  Рефлексия, как структурный компонент урока,  направлена на достижение различных целей: эмоци...