Пять советов тем, кто хочет научить на «5», или о том, как педагоги школы №13 г. Ирбита готовятся к внедрению ФГОС основного общего образования
статья на тему

Коростелева Оксана Юрьевна

Методическая статья содержит практические советы по внедрению ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korostelyova.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Коростелёва Оксана Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

 МКОУ МО г. Ирбит

 «Средняя общеобразовательная школа №13»

Пять советов тем, кто хочет научить на «5»,

или о том, как педагоги школы №13 г. Ирбита  готовятся к  внедрению  ФГОС основного общего образования

           Текст ФГОС сейчас не изучает только ленивый. Кто-то читает его вдумчиво и подробно, кто-то бегло перелистывает страницы, у кого – то  этот   документ  есть, но ждёт  лучших времен.  Педагоги школы №13 г. Ирбита, которая является базовой площадкой ИРО по внедрению ФГОС общего образования, внедряют стандарт в начальной школе и  целенаправленно готовятся в 2012 – 2013 году к его реализации на ступени основного общего образования.

         Впервые с новым стандартом   я познакомилась три  года назад. Тогда это был проект, адресованный преподавателям начальной школы. Меня привлекли  те новшества, которые предстояло внедрить в школьную жизнь учителям начальных классов, и  мне очень хотелось дождаться, что предложит новый стандарт нам, педагогам  основной и старшей школы. Сначала  были попытки самостоятельно осмыслить текст: прочитала, все поняла (как мне тогда казалось), закрыла и через полгода практически все забыла. В марте 2012 г. в нашей школе началась курсовая подготовка по образовательной программе «Федеральный стандарт основного общего образования: идеология, содержание и технологии внедрения», и тогда пришло понимание, что мало изучать важный и нужный документ – необходимо  кардинально  менять  свою деятельность. Отсюда совет 1: прочитал – примени!

       Однако что и как менять и  в своей работе -  оставалось малопонятным. ФГОС оказался сложнейшей задачей, в которой  подробно прописан  ответ (какие результаты мы должны получить), а все слагаемые  (как это практически  сделать) оставались неизвестными. Вот и получается: каждый педагог сам себе и  теоретик,  и методист, и практик. Придётся  апробировать новые  учебники,  разрабатывать стандартизированные измерительные материалы, осваивать интерактивное  оборудование.   Но если есть  твердое желание, что необходимо работать по – новому – не отчаивайтесь.  Совет 2: начните с выбора  педагогических технологий.

      Выбор педагогических технологий, основанных на системно-деятельностном подходе, огромен. Это  проектные и развивающие технологии, информационно – коммуникационные и практико-ориентированные, технология проблемно-диалогического обучения и развития критического мышления.  Я остановила свой выбор на технологиях, применяемых в учебном комплексе «Школа 2100»: они подробно описаны, в них даны пошаговые инструкции по внедрению, приводится большое количество учебных ситуаций.

      Хочется предостеречь  от типичной ошибки.  Бывает,  что  педагог, начитавшись множества «умных» книжек, использует на уроке «коктейль» из элементов различных педагогических технологий, вкус которого ему изначально неизвестен.  Результат применения часто вообще трудно предсказать или  он минимален, так как подобный «кулинарный шедевр» никто никогда еще не апробировал.

Итак,  совет 3: используйте технологию, которую вы внедряете, грамотно,  стараясь   её не искажать.

    Уже два месяца прошло с момента моей курсовой подготовки по внедрению стандарта в основной школе.  Всё это  время медленно, шаг за шагом, аккуратно взвешивая новые приемы, иду на урок с новыми взглядами и подходами, твердо следуя главной цели: дать детям узнать всё самим. Да, это трудно, иногда очень медленно, иногда неудачно. Сталкиваюсь с типичной учительской бедой: временной цейтнот на уроке ,  необходимость выполнения  программы по своему предмету. Но оказывается, что дети схватывают новые возможности легче и активнее, чем мы,  взрослые. И урок за уроком приходит понимание, что ребята начинают с любопытством присматриваться, положительно реагировать и активно использовать те возможности, которые им предоставляют новые подходы к системе преподавания. Итак, совет 4: доверяйте детям,  дайте им возможность узнать всё самим. 

       У педагога уже нет путей к отступлению.  Нельзя обмануть детские ожидания. Детям  тоже предстоит работать по – новому:  самостоятельно определять тему и цели своей работы,   оценивать  свою деятельность, контролировать свои действия на уроке,  искать ответы на проблемные и спорные вопросы в паре или в группе, потому что «одна голова – хорошо, а две – лучше». Они будут  делиться, что знают по теме урока до того, как об этом расскажет учитель. Они будут искать момента, когда можно высказать свое мнение по изучаемым на уроке вопросам.

        Всего два месяца, а сколько положительных моментов! Есть результаты, но сложностей,  увы,   в работе тоже немало.

        Во-первых, следуя требованиям нового стандарта, приходится тратить много времени на подготовку к урокам.  Надеюсь, что  со временем появятся новые методические пособия, да и опыт, который позволит компенсировать временные затраты. Во-вторых, начинать легче с младшими ребятами, так как они ещё недостаточно «изнежены» нашим «назидательным обучением», где зачастую нужно тихо сидеть и правильно отвечать тогда, когда тебя спросят. В-третьих, сложно в работе тем педагогам, которые имеют ограниченный доступ к современному оборудованию, т.к. для внедрения в практику стандарта в арсенале преподавателя должны быть все технические средства, облегчающие процесс преподавания и вносящие в него разнообразия. Поэтому совет 5: не бойтесь трудностей, ведь вы профессионал!

        Впереди долгожданные летние каникулы.  Для детей – пора отдыха, для педагогов – возможность подготовиться к новому учебному году, в который многие из нас, педагогов- практиков, войдут с новыми взглядами и желанием всегда работать на «5». Если вам предстоит начать учебный год с внедрения ФГОС ООО в 5 классах, то надеюсь, что эти размышления помогут вам сделать первые шаги легче и увереннее.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление "Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результатам обучения учащихся по географии (основная школа)"

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования: от идей к практике. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Требования к результа...

Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».

Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...

Советы тем, кто хочет научиться петь

консультация для родителей...

Презентация к педагогическому совету "ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках."

ФГОС начального и основного общего образования. Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках....

Рабочая учебная программа для основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)

Рабочая учебная программа для основной школы в соответствии с Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО)...

"Советы тем, кто хочет научиться петь"

Консультация для родителей....

Дистанционный семинар для педагогов «Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основного общего образования»

Представляю выполненные задания по предложенным модулям дистанционного семинара "Совершенствование единых подходов к формированию и оцениванию основных видов речевой деятельности учащихся основно...