Доклад «Модель образовательных отношений «ученик – ученик» – платформа для формирования функциональной грамотности у учащихся»
материал

Селиванова Анастасия Анатольевна

В докладе представлен педагогический опыт по внедрению формы "Наставничество" в работу танцевального коллектива. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад «Модель образовательных отношений «ученик – ученик» –

платформа для формирования функциональной грамотности у учащихся»

в рамках участия в муниципальном методическом Форуме педагогов дополнительного образования «Формирование функциональной грамотности ребёнка: целесообразность, многообразие инструментов, компетенции педагога»

14.11.2023 г.

А.А. Селиванова,

педагог дополнительного образования

МУ ДО «Центр творчества имени Г.А. Карчевского»,

руководитель образцового коллектива

студия восточного танца «Джуханна»

  1. Введение

В 2019 году Министерство просвещения России утвердило методологию наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Наставничество в образовании осуществляются по нескольким направлениям: «ученик – ученик», «учитель – учитель», «студент – ученик», «работодатель – ученик», «работодатель – студент».

Вспомним, что обозначает термин «наставничество».

Как сообщает самая популярная энциклопедия сети «Интернет» Википедия [https://ru.wikipedia.org/wiki/Наставничество]:

Наставничество – это отношения, в которых опытный или более сведущий человек помогает менее опытному или менее сведущему усвоить определенные компетенции.

Наставником (Наставницей) называют лицо, которое передает знания и опыт.

Своими корнями практики наставничества достигают доисторических времен.

В СССР наставничество распространялось в системе профессионально-технического образования и производственного обучения, с 1950-х годов приобрело характер массового движения. Октябрятам помогали пионеры, пионерам – комсомольцы...  

  1. Наставничество в «Джухане»

Педагогической целесообразностью программы «Студия восточного танца «Джухана» является то, что программа носит деятельностный характер, так как предполагает использование форм и методов работы, которые обеспечивают самостоятельную творческую работу учащихся (например, самостоятельная постановка комбинаций), самоконтроль и рефлексию собственных достижений.

Вид программы по уровню освоения: стартовая – 1-2 годы обучения, базовая – 3-6 годы обучения, продвинутая – 7-11 годы обучения.

На продвинутом уровне новым для учащихся становится форма наставничества над младшими (над учащимися стартового, а иногда и базового уровня): они самостоятельно проводят занятия в младших группах, делают постановки для младших, помогают на конкурсах и концертах, настраивают на выступление и т.д.

  1. Возрастные особенности старших подростков

Чтобы понять психологический аспект подобных методов и форм работы, и почему именно с продвинутого уровня вводится наставничество, обратимся к возрастным особенностям девочек старшего подросткового возраста [

https://nsportal.ru/shkola/materialy-dlya-roditelei/library/2017/01/18/vozrastnye-osobennosti-starshih-podrostkov-13-15 -  

18.01.2017 - Смоленова Анастасия Михайловна].

Центральным и специфическим новообразованием в личности старшего подростка является возникающее у него представление о себе как уже не о ребёнке, он начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть взрослым. Своеобразие этой особенности, называемой чувством взрослости, заключается в том, что подросток отвергает свою принадлежность к детям, но у него ещё нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, хотя есть потребность в признании его взрослости окружающими.

Взрослостью называется ощущение подростком себя как взрослого, стремление его поступать так, как поступает взрослый, и добиваться того, чтобы с ним считались так же, как со взрослым. У подростка формируются новые типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем.

Равнение подростка на взрослых проявляется в стремлении походить на них внешне, приобщиться к некоторым сторонам их жизни и деятельности, приобрести их качества и умения, права и привилегии, причем прежде всего те, в которых наиболее зримо проявляются их преимущества по сравнению с детьми.

Психолого-педагогическая и воспитательная работа со старшими подростками должна в полной мере учитывать актуальные возрастные потребности подростков и противоречия, возникающие при их реализации. Педагог или психолог целенаправленно формирует у подростка новые потребности и цели, наполненные положительным социальным смыслом, развивает его нравственные и волевые качества.

Отношения к подростку у взрослых постепенно меняются: если раньше он считался маленьким, о котором все заботились, то теперь, наоборот, требуется его забота о ком-то.

Но забота о другом не проявляется сама по себе, без всяких стимулов и мотивов.

В заботе друг о друге изменяется позиция подростков и их отношение к окружающей жизни. В общих делах рождается понимание того, что радостную, наполненную жизнь надо учиться активно строить самому. Тогда возникает ответственность за свои поступки перед собой и своими товарищами, стремление стать лучше. И такая позиция заставляет подростков иначе видеть свое будущее.

Цель товарищеской заботы взрослого – раскрытие и развитие творческих сил подростка в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу.

Подростка надо научить заботиться о другом так же, как взрослые заботятся о родных и близких. Сначала это забота о себе самом (если можешь что–то сделать для себя сам, не проси других), затем – поддержка другого (моральная и физическая), которая сначала носит эпизодический характер, а впоследствии перерастает в помощь другому, в потребность облегчить выполнение деятельности или выразить сочувствие.

Взрослым следует помнить: чем больше потребность во взрослости и самостоятельности, тем больше следует проявлять уважительности к подростку, предоставлять ему самостоятельность в принятии решений, но при этом он должен больше отвечать за свою самостоятельность.

  1. Выводы

Ребёнок начинает развиваться в тот момент, когда ему становится интересно и когда он чувствует, что ему доверяют.

Подводя итог, можно смело утверждать, что, практикуя наставничество, мы помогаем формировать у старших девочек чувство ответственности, многозадачность, понимание, насколько много всего нужно учитывать при подготовке какого-либо дела/мероприятия. Данная форма помогает старшим девочкам наладить партнёрские, наставнические, опекающие отношения, а младшим – научиться доверять старшим, прислушиваться к ним, контролировать своё поведение не только в присутствии родителя или педагога, но и старших девочек не из боязни, а из уважения к ним. Помогает развивать умение работать с текстом.

Вследствие подобной деятельности уже не одна из выпускниц студии выбрала себе профессию, связанную с обучением детей (воспитатель, педагог, инструктор, хореограф и т.д.).

Полученные коммуникативные навыки, чувство ответственности, умение решать задачи, связанные не только со своими потребностями, но и с потребностями других людей и т.д. – всё это помогает воспитывать гармонично развитую личность, владеющую функциональной грамотностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на семинаре «Смысловое чтение как основа читательской компетентности при формировании функциональной грамотности»

Доклад и стендовая защита к семинару, который состоялся в 2020 году на базе  Школы – интерната №25 ОАО «РЖД». Ст. Вихоревкана базе Школы – интерната №25 ОАО «РЖД&raq...

Модель урока по формированию функциональной грамотности

Формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способе изучения земных недр....

Аналитическая справка по формированию функциональной грамотности учеников МБОУ СОШ №1 имени А. А. Курбаева с. Вольно-Надеждинское Надеждинского района Приморского края

Аналитическая справка по формированию функциональной грамотности содержит цельи  время выполнения диагностических работ по формированию функциональной грамотности по 5 направлениям: читетельская ...

Презентация к семинару "Формирование функциональной грамотности у учащихся".

Как формировать глобальные компетенции у учащихся на уроках английского языка....

О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы

С 31 октября по 11 ноября  учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы  «Формирование ...

Модель формирования функциональной грамотности при реализации ФГОС

Когнитивная составляющая функциональной грамотности...