Модель урока по формированию функциональной грамотности
план-конспект урока по географии (6 класс)
Формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способе изучения земных недр.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
model_uroka_napravlennogo_na_formirovanie_funktsionalnoy_gramotnosti.shurunova_i.l.docx | 55.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель урока по формированию функциональной грамотности
Ф И О(полностью) | Шурунова Ирина Леонидовна |
Место работы | МБОУ СШ№2 г.Вязьмы Смоленской области |
Должность | учитель |
Предмет | География |
Класс | 6 |
Тема и номер урока в теме | Внутреннее строение земного шара урок№1 |
Базовый учебник | Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский ГЕОГРАФИЯ Физическая география. |
Тип урока: Урок изучение нового материала
Цель урока:
Формирование представлений о внутреннем строении Земного шара: ядре, мантии, земной коре, литосфере, о способе изучения земных недр.
Задачи:
Формирование функциональной грамотности.
Ознакомить детей с внутренними слоями: земная кора, мантия, ядро; установить сходство и различия в строении материковой и океанической земной коры; дать понятия: литосфера; дать представление об изучении земной коры.
продолжить формирование умений наблюдать, анализировать, делать выводы Планируемые результаты.
Личностные:
Формировать ответственное отношение к учёбе, готовности к самообразованию и саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию, устойчивый познавательный интерес.
Формировать умение слушать и слышать партнёра, готовность к преодолению трудностей при изучении материала.
Формировать уважение к окружающим ( одноклассникам, учителям, родителям).
Формировать чувство гордости за российскую науку.
Метапредметные:
Умение определять цели своего обучения, ставить и решать задачи.
Определять проблемы и находить пути их решения.
Использовать знаковое моделирование.
Умение получать информацию из различных источников и анализировать её.
Проводить опосредованное наблюдение.
.
Предметные:
Используя знания по предмету, определить тему раздела.
Использовать при изучении новой темы понятия глобус – модель земли.
Изучая тему урока по составленному учащимися плану дать понятия: земная кора, мантия, ядро, литосфера
Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная., групповая.
Оборудование: глобус, карточки с таблицей «Внутреннее строение Земли» и др., ноутбук, проектор, экран, презентация, составленная с помощью программы Power Point;
Структура и ход урока
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР(с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Организационный момент. . | _ | Вступительное слово учителя., | Слушают учителя. . |
2 | Повторение изученного материала. Сообщение новой темы: определить тему, решив тест, вспоминая материал прошлых разделов. Постановка целей. | Слайд 1 Слайд 2 Слайд 3-4 | Учитель подчёркивает значение нового материала. | Решают тест. Определяют тему раздела, тему урока. Формулируют цель урока. |
3 | Изучение нового материала | Слайд 5 | Чтение по ролям рассказа Конфета Земля | Демонстрирует слайды. Вместе с учащимися подводит итоги рассказа. |
4 | Изучение нового материала | Слайд 6 | Работа с рисунком «С чем можно сравнить Землю» | Демонстрирует слайд. Подводит детей к выводу: Земля имеет послойное строение. |
5 | Изучение нового материала. Работа с учебником | Слайд 7 | Работа с учебником. Используя материал учебника стр. 57 пар.9 заполнить в предлагаемой таблице «Внутреннее строение Земли» пустые ячейки. | Учащиеся работают парами. Взаимопроверка. |
6 | Работа с учебником. | Слайд 8 | Рис. 30, стр.58 заполнить пропуски в предлагаемой схеме «Земная кора» | Ученики работают с карточками « Схема строения земной коры». Учитель отвечает на возникающие вопросы. |
7 | Физкультминутка. На партах разложены хаотично карточки с характеристиками внутренних слоев Земли и названием слоев Земли. | - | Учащиеся должны быстро найти карточку с правильным ответом на поставленный вопрос учителя. | Учитель задает вопросы. |
8 | Изучение недр Земли | Слайд-видео 10 | Учитель демонстрирует видеофрагмент о методах изучения земных недр. | Ученики смотрят. В конце просмотра отвечают на поставленные вопросы учителя. |
9 | Закрепление изученного материала | - Слайд 11 | Задание 3: найти соответствие. Кластер. Ключевая фраза Строение земного шара. | Ученики выполняют задания (групповая работа) |
10 | Заключительная часть | - | Ученикам предлагается ответить на вопрос «Мы выполнили поставленную перед собой цель?» | Учитель задает домашнее задание. Пар.9, ответить на вопросы в конце параграфа. |
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты ,тест модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | Строение Земного шара | ЭОР | Презентация видеофрагменты, иллюстрация, тест, модель (глобус) | Презентация, видеофрагмент |
Ход урока
План урока
I Организационный момент (рефлексия) (1 мин)
1I Сообщение новой темы. Постановка целей. (5 мин)
Мы с вами переходим к изучению 3 раздела под названием … А это мы узнаем, выполнив тест. Вспомним материал прошлых разделов.
ТЕСТ
1.Естественный спутник Земли
А. Луна
Б. Марс
В. Плутон
2. Один из видов масштаба
А. Именованный
Б. Фамильный
3. Как называются параллели на которых в дни солнцестояния солнце находится в зените
А. Тропики
Б. Экватор
В. полярные круги
4. дополните выражение: пояса…
А. Спасательные
Б. Освещенности
А. Астероидов
5. Как называется система в которую входит планета Земля?
_________________________
6. Как называется карта, на которой изображен рельеф местности?
А. физическая
Б. топографическая
В .синоптическая
7. Назовите самый большой материк планеты
А. Австралия
Б. Евразия
В. Южная Америка
8. Особенные дни весной и осенью
А. равнозначные
Б. равновеликие
Г. равноденствия
9. Угол между направлением на север и направлением на объект называется
А. масштаб
Б. азимут
В. Условный знак
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
л | и | т | о | с | ф | е | р | а |
Демонстрация глобуса. Что такое глобус? Модель Земли. Возникло ли желание узнать и увидеть что у Земли внутри? Сегодня мы об этом узнаем и во всем разберемся. И так. Какая же тема урока на сегодня? Учащиеся предлагают варианты тем урока.
Тема урока «Строение земного шара»
Исходя из темы, учащиеся формулируют цель урока.
Предлагается просмотреть текст в учебнике и разбить его на части.
Совместно составляется план урока:
- Внутреннее строение Земли
- Изучение недр Земли
- Литосфера
ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (22 мин.)
- Строение земного шара.
Предлагается прочитать по ролям шуточный рассказ «Конфета Земля». (Учитель раздает участникам текст рассказа.)
Прослушав рассказ учащиеся подводят итог и делают вывод: Земля имеет послойное строение.
Работа с рисунками «С чем можно сравнить Землю?» Сравнить планету можно с яйцом, персиком, вишней, яблоком. В чем сходство?
- Скорлупа, кожица – земная кора; белок, мякоть – мантия; желток, косточка, сердцевина – ядро.
Работа с учебником. Заполнение таблицы. (работа по парам)
Использовать материал учебника стр. 57 пар. 9 заполнить в таблице пустые ячейки.
№ | Название оболочки | Размер (толщина) | Состояние | Температура слоя |
1 | Земная кора | Твердая | ||
2 | Мантия | 2000 С | ||
3 | Ядро | 3,5 тыс. км |
На изучении самого верхнего слоя Земли – земной коры остановимся более подробно.
Работа с рис. 30 на стр. 58 , заполнение пропусков в схеме «Земная кора»
Физкультминутка
На партах разложены хаотично карточки с характеристиками внутренних слоев Земли и названием слоев Земли. Учащиеся должны быстро найти карточку с правильным ответом на поставленный вопрос учителя и поднять ее вверх.
- Изучение недр Земли.
Изучение внутреннего строения Земли производится различными методами.
- Геологические методы – основаны на изучении обнаженных горных пород, разрезов шахт, буровых скважин. Самая глубокая скважина в мире пробурена в России на кольском полуострове, достигает глубины более 12 км. В проекте 15тикилометровая скважина
- Геофизические методы.
- Сейсмический метод – один из важнейших методов изучения недр Земли.
3. Литосфера.
Найти в тексте учебника определение литосферы. Литос – камень, сфера – шар. Литосфера твердая, каменная оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА (7 мин)
Найти соответствие:
А) мантия | 1) твердая, толщина 5-80 км, температура увеличивается на з градуса на каждые 100 м |
Б) ядро | 2) имеет 3 слоя, температура 2000 градусов |
В) земная кора | 3) состоит из железа, температура 6000 градусов |
Клестер. Ключевая фраза – строение земного шара. (групповая работа).
Заключительная часть (5 мин) (рефлексия)
- Ответить на вопрос: «Мы выполнили поставленную перед собой цель? Знаем что такое литосфера. Знаем строение Земного шара? Как вы оцениваете свою работу на уроке?»
- Домашнее задание: параграф 9, вопросы в конце параграфа.
На протяжении всего урока идет формирование УУД: личностных, регулятивных, коммуникативных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по формированию функциональной грамотности в области здоровья
конспект урока по формированию функциональной грамотности в области здоровья...
Естественнонаучная грамотность. Современный урок – пространство формирования функциональной грамотности.
Задания в формате PISA позволяют мне оценить уровень развития читательской компетенции учащихся, т. е. насколько ученик в состоянии разобраться в тексте задачи или задания и извлечь из него ...
Функциональная грамотность. Сборник заданий по формированию функциональной грамотности.
Сборник заданий для развития функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка...
О реализации модуля 2.7. «Механизмы формирования функциональной грамотности обучающихся: практикум с использованием ресурсов региональных площадок» в рамках ДПП ПК «Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка и родных язы
С 31 октября по 11 ноября учителя русского языка и родных языков народов РФ, работающие в образовательных учреждениях г.Тюмени и районах Тюменской области прошли курсы «Формирование ...
урок по формированию функциональной грамотности на уроках математики
Конспект урока по формированию функциональной математической грамотности..Очень интересно и актуально. Задачи в данном конспекте очень интересны детям....
Доклад «Модель образовательных отношений «ученик – ученик» – платформа для формирования функциональной грамотности у учащихся»
В докладе представлен педагогический опыт по внедрению формы "Наставничество" в работу танцевального коллектива....
Модель формирования функциональной грамотности при реализации ФГОС
Когнитивная составляющая функциональной грамотности...