Социально-значимая деятельность школьного музея как эффективный инструмент воспитания юного гражданина
статья

Школьный историко-краеведческий музей Лента времени

Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через уроки, экскурсии, встречи и праздники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-значимая деятельность школьного музея как эффективный инструмент воспитания юного гражданина

Горина Наталья Константиновна

ГБОУ ООШ с. Старый Буян

муниципального района Красноярский

руководитель музея

gorina.natalya@mail.ru

В приоритетных направлениях государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у школьников чувства патриотизма и формирование твердой гражданской позиции.

Именно в этом возрасте дети более любознательны и восприимчивы их легко можно чем-то заинтересовать, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. На мой взгляд, действительно, детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-

патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.

Музей – активно действующее звено в деле формирования личности. Социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено: «Цели воспитания и образования - историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов».

В статье 2 Закона РФ «Об образовании» среди приоритетов отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации сформулированы теоретические основы патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства.

Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:

  • чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
  • уважительное отношение к языку своего народа;
  • заботу об интересах Родины;
  • осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
  • проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
  • гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
  • гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
  • уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
  • ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
  • гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.

Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания обучающихся заключается в участии в социально-значимых мероприятиях.

Одним из основных видов социально-значимой деятельности музеев является экскурсия, которая создает благоприятные условия для усвоения информации.

Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии.

В школьных музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации. Во время музейных экскурсии очень часто используется метод чувственного восприятия.

Включение в деятельность активных форм работы приводит к тому, что школьники проявляют интерес к проводимым мероприятия в музее, с большим удовольствием посещают музейные занятия. У детей формируется уважительное отношение к музеям. На экскурсиях в музее школьники становятся более внимательными, сосредоточенными.

За время существования музея «Лента времени» накоплен богатый материал и опыт музейной работы. Наш музей имеет историко-краеведческую направленность, что дает возможность рационально использовать его в учебном процессе и воспитательной работе.

В музейную деятельность вовлечена вся школа, но основную часть работы выполняет актив. Он постоянно пополняется новыми обучающимися.

Актив изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей профилю музея тематики; систематически пополняет фонды музея, обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге музея; создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки, проводит экскурсионно-лекторскую работу; оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе.

В школьном музее учащиеся активно проводят поисковую и исследовательскую работу, разрабатывают проекты: «История одной вещи», «Моя родословная».

Еще одним из направлений деятельности музея в образовательном процессе школы является научно-исследовательская деятельность школьников. Участие в конференциях формирует у учащихся навыки публичных научных выступлений, участия в дискуссиях и умения аргументировано, и доказательно выражать свое мнение перед оппонентами.

С активом музея и обучающимися школы мы участвуем во всех социально-значимых мероприятиях гражданско-патриотической направленности разных уровней:

Всероссийская Акция «Читаем детям о войне»;

XX всероссийский конкурс «Моя страна – моя Россия»;

Всероссийский конкурс «История России в стихах»;

III Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Слава России»;

Областной конкурс «По следам Самарской белой козы»;

Областная эстафета музеев образовательных организаций «Жизнь замечательных людей»;

Областной конкурс музеев образовательных организаций   «История одного экспоната…»;

Областная эстафета музеев образовательных организаций «Листая страницы истории»;

Конкурс добровольческих социальных акций в рамках реализации областного-социально-патриотического проекта «Я Помню»;

Областная Акция «День толерантности»;

Окружная акция «Георгиевская ленточка»;

Музейные уроки;

Единые уроки истории.

Благодаря тому, что дети вовлечены в социально-инициативную деятельность, происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социальной деятельности, участвуя в различных акциях, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации.

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"

Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....

Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании

Статья о роли школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся...

Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся

Презентация к статье "Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся"...

Классный руководитель - ключевая фигура в воспитании юного гражданина

Статья: Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Ключевой фигурой в решении задач воспита...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Социально-значимая деятельность школьного музея как эффективный инструмент воспитания юного гражданина

Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через уроки, экскурсии, встречи и праздники....