Социально-значимая деятельность школьного музея как эффективный инструмент воспитания юного гражданина
статья
Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через уроки, экскурсии, встречи и праздники.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Социально-значимая деятельность школьного музея как эффективный инструмент воспитания юного гражданина
Горина Наталья Константиновна
ГБОУ ООШ с. Старый Буян
муниципального района Красноярский
руководитель музея
В приоритетных направлениях государственной молодежной политики важное место занимает воспитание у школьников чувства патриотизма и формирование твердой гражданской позиции.
Именно в этом возрасте дети более любознательны и восприимчивы их легко можно чем-то заинтересовать, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. На мой взгляд, действительно, детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданско-
патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение школьного климата можно достигнуть успехов в этом направлении.
Музей – активно действующее звено в деле формирования личности. Социально-значимая деятельность музея сплачивает и детей, и взрослых. Музей формирует чувство причастности и уважения к прошлому, сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания обучающихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач.
В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечено: «Цели воспитания и образования - историческая преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России, воспитание патриотов».
В статье 2 Закона РФ «Об образовании» среди приоритетов отмечается формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.
В Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации сформулированы теоретические основы патриотического воспитания как важнейшего направления деятельности общества и государства.
Гражданско-патриотическое воспитание предполагает:
- чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос;
- уважительное отношение к языку своего народа;
- заботу об интересах Родины;
- осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости (защита Отечества);
- проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине;
- гордость за социальные и культурные достижения своей страны;
- гордость за свое Отечество, за символы государства, за свой народ;
- уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего народа, его обычаям и традициям;
- ответственность за судьбу Родины и своего народа, их будущее, выраженное в стремлении посвящать свой труд, способности укреплению могущества и расцвету Родины;
- гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности.
Практическая значимость гражданско-патриотического воспитания обучающихся заключается в участии в социально-значимых мероприятиях.
Одним из основных видов социально-значимой деятельности музеев является экскурсия, которая создает благоприятные условия для усвоения информации.
Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии.
В школьных музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод, приёмы игры, театрализации. Во время музейных экскурсии очень часто используется метод чувственного восприятия.
Включение в деятельность активных форм работы приводит к тому, что школьники проявляют интерес к проводимым мероприятия в музее, с большим удовольствием посещают музейные занятия. У детей формируется уважительное отношение к музеям. На экскурсиях в музее школьники становятся более внимательными, сосредоточенными.
За время существования музея «Лента времени» накоплен богатый материал и опыт музейной работы. Наш музей имеет историко-краеведческую направленность, что дает возможность рационально использовать его в учебном процессе и воспитательной работе.
В музейную деятельность вовлечена вся школа, но основную часть работы выполняет актив. Он постоянно пополняется новыми обучающимися.
Актив изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей профилю музея тематики; систематически пополняет фонды музея, обеспечивает сохранность музейных предметов, организует их учет в инвентарной книге музея; создает и обновляет экспозиции, стационарные и передвижные выставки, проводит экскурсионно-лекторскую работу; оказывает содействие в использовании экспозиции и фондов музея в учебно-воспитательном процессе.
В школьном музее учащиеся активно проводят поисковую и исследовательскую работу, разрабатывают проекты: «История одной вещи», «Моя родословная».
Еще одним из направлений деятельности музея в образовательном процессе школы является научно-исследовательская деятельность школьников. Участие в конференциях формирует у учащихся навыки публичных научных выступлений, участия в дискуссиях и умения аргументировано, и доказательно выражать свое мнение перед оппонентами.
С активом музея и обучающимися школы мы участвуем во всех социально-значимых мероприятиях гражданско-патриотической направленности разных уровней:
Всероссийская Акция «Читаем детям о войне»;
XX всероссийский конкурс «Моя страна – моя Россия»;
Всероссийский конкурс «История России в стихах»;
III Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Слава России»;
Областной конкурс «По следам Самарской белой козы»;
Областная эстафета музеев образовательных организаций «Жизнь замечательных людей»;
Областной конкурс музеев образовательных организаций «История одного экспоната…»;
Областная эстафета музеев образовательных организаций «Листая страницы истории»;
Конкурс добровольческих социальных акций в рамках реализации областного-социально-патриотического проекта «Я Помню»;
Областная Акция «День толерантности»;
Окружная акция «Георгиевская ленточка»;
Музейные уроки;
Единые уроки истории.
Благодаря тому, что дети вовлечены в социально-инициативную деятельность, происходит личностный рост подростка, осознание своих возможностей и способностей, углубление сферы эмоциональных переживаний. Ребенок, получая признание и осознавая возможность самореализации в одном или нескольких видах социальной деятельности, участвуя в различных акциях, стремится к достижению подобного успеха в любой другой ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация деятельности школьного музея в рамках районного проекта "Школьный музей"
Презентация деятельности школьного музея "Боевой путь 12 Приморской и 9 Ленинградской партизанских бригад" в рамках районной программы воспитания, проекта "Школьный музей"....
Социально- значимый проект "Наша школьная страна"
Социальный проект...
Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании
Статья о роли школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся...
Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся
Презентация к статье "Роль школьного музея в духовно-нравственном воспитании обучающихся"...
Классный руководитель - ключевая фигура в воспитании юного гражданина
Статья: Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Ключевой фигурой в решении задач воспита...
«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)
Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...
Социально-значимая деятельность школьного музея как эффективный инструмент воспитания юного гражданина
Музей – это мощная река жизни, которая пробуждает лучшие мысли и чувства своих посетителей через уроки, экскурсии, встречи и праздники....