Классный час "Экстримизм и терроризм - проблема современного мира"
классный час
Классный час "Экстримизм и терроризм - проблема современного мира"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekstrimizm_i_terrorizm_-_problemy_sovremennogo_mira.docx | 24.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
Задачи:
- формирование негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
- формирование уважения и признания культуры других народов;
- развитие способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
- развитие способности к толерантному общению, к взаимодействию с представителями социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
- формирование умения определять границы толерантности.
Оборудование: презентация, листы ватмана, фломастеры, мультимедийный проектор.
Ход классного часа
1 этап.
Вступительная беседа
- Ребята, мы собрались сегодня здесь, чтобы поговорить об одной из актуальных проблем современного общества. Перед вами ряд фото на определенную тему. Попробуйте определить ее – это и будет тема нашего классного часа.
Показ фото на экстремистскую тематику (приложение 1), вызов ассоциаций, чувств. Определение темы мероприятия.
- Да, это действительно экстремизм и терроризм.
Бернард Шоу в своё время сказал: «Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научится жить на земле, как люди»
Сегодня на классном часе мы с вами будем говорить о страшных и опасных явлениях, как терроризм и экстремизм.
Человечество всегда воевало. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 больших и малых войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. Более 70 лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но всеобщий мир так и не наступил.
Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу, казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается такое зловещее явление, как терроризм. Терроризм — это тоже война. И от него не застрахован никто. В том числе и мы.
2. Тренинг «Поезд «Добра»
Тренинг «Поезд «Добра»» позволит обратить внимание подростков на существование предрассудков и стереотипов в отношении самых разных групп людей. С его помощью можно также обсудить, где лежат истоки наших представлений о незнакомых нам людях, и каковы пределы нашей терпимости.
Проведение тренинга
1. Участникам классного часа выдается «Список пассажиров поезда».
2. Предлагаемая ситуация: поезд напрвляется из точки А в точку Б. Представьте себе, что вы садитесь в вагон этого поезда, и в пути вы будите находится неделю. В вашем купе должны ехать еще четыре человека. С кем из перечисленных пассажиров вы бы хотели ехать вместе? Выберите четырех человек. С кем вы бы предпочли не ехать? Выберите еще четверых. Подумайте над причинами своего выбора.
3. Ведущий просит участников самостоятельно прочитать список.
4. Каждому участнику лично предлагается выбрать пассажиров, с которыми он хотел бы ехать в одном купе, и четверых, с которыми он предпочел бы не ехать.
4. После того как выбор будет сделан, ведущий просит ребят разбиться на 4 группы и сделать следующее:
• сравнить выбор каждого из участников, найти сходства и различия;
• подумать над причинами, которые предопределили выбор разных людей;
• совместно подготовить общий список четырех наиболее желательных и четырех наиболее нежелательных попутчиков;
• обратить внимание на персонажей, которые вызывают наибольшие
разногласия, и отметить их особо.
Если группа никак не может прийти к общему мнению, подготовить рассказ о персонажах, по поводу которых было наибольшее количество споров; запомнить доводы «за» и «против».
6. Каждая группа должна рассказать, какие из вариантов вызвали больше всего разногласий. Обратить внимание на предпочтения ребят, на тех, кто оказался в списке отвергаемых, а также на то, как ребята объясняют свой выбор. Делают ли ребята обобщения («они все такие, они все этакие»)? Используются ли распространенные мнения о представителях тех или иных групп или национальностей?
Список пассажиров «Поезда «Добра»»
1. Учительница средних лет из небольшого городка.
2. Солдат-контрактник, следующий из отпуска в Чечню.
3. Православный священник.
4. Узбек – рабочий, живущий в Казахстане нелегально.
5. Американский турист, который хочет посмотреть на Казахстан из окна
поезда.
6. Мусульманин-молда.
7. Милиционер-сержант.
8. Хозяйка палатки с вещевого рынка, следующая в Алматы за товаром.
9. Молодой человек – футбольный болельщик с бритой наголо головой и в шарфике цветов любимой команды.
10.Чиновник среднего ранга.
11. Девушка ультрасовременного вида, очень модно и нестандартно одетая
12. Бизнесмен.
13. Переселенец из Таджикистана, ищущий работу.
14. «Бизнес-леди» – женщина, очень уверенная в себе и своих способностях вести дела с мужчинами на равных.
15. Человек, одетый примерно так же, как вы.
16. Мужчина-чеченец, приехавший на заработки.
17. Инженер нефтедобывающей компании.
18. Черноволосый, черноглазый, смуглый человек.
19. Китаец, студент педуниверситета.
20. Шахтер.
Обсуждение результатов работы:
Сравнение результатов работы разных групп – это хороший способ начать обсуждение. Группы поочередно отвечают на вопросы ведущего.
Вопросы для обсуждения (следует выбрать несколько наиболее интересных для вас вопросов, так как обсудить все не удастся из-за не достатка времени):
• Какие основные факторы оказались решающими в вашем личном выборе?
• Если группа не пришла к единому мнению, то почему?
• Что было труднее всего в обсуждении внутри группы?
• Какие представления о разных группах людей стали определяющими в подготовке списка желательных и нежелательных пассажиров? Всегда ли истинны, с вашей точки зрения, эти представления в отношении членов данных групп или часто являются лишь плодом нашего воображения?
• Чем руководствовались при выборе попутчиков?
• Что цените и что не важно в окружающих людях?
• Оказывался ли кто-либо из присутствующих в ситуации, когда о нем
судили как о представителе некоей группы, а не как о самостоятельной личности?
• Откуда исходят эти представления?
• Что почувствовали бы вы, если бы никто не захотел ехать с вами в од-
ном купе?
Обсуждение, почему я не поеду с этими людьми?
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Как вы думаете, каковы причины возникновения экстремизма?
К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:
- большое имущественное расслоение населения, которое приводит к тому, что общество перестает функционировать как целостный организм, объединенный общими целями, идеями, ценностями.
- нарастание социальной напряженности.
- снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе, что привело к утрате нравственных ценностей.
- отсутствие четких представлений об истории и перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу родины.
Социальную базу экстремистских групп составляют люди, не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Молодые люди, не способные критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят неформальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология, внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает молодежь.
Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадет после окончания школы. Адаптация человека к новым условиям возможна лишь при наличии сформировавшихся социальных умений и качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.
Учитель: Мы видим, что есть два пути развития личности - толерантный и интолерантный. Интолерантный путь характеризуется представлением о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, преобладанием чувства дискомфортности существования в окружающей действительности, желанием власти, материального достатка любой ценой, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.
Другой путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Классный руководитель делает вывод, что мы не в полной мере являемся толерантными и нельзя в одночасье сделаться таковыми, невозможно в одно мгновение изменить свое поведение и поведение других людей, и не надо себя корить за это. Однако надо учиться быть терпимыми, уважительными и милосердными по отношению к другим людям. Это очень важно в современном мире.
4.Легенда (читается в кругу)
Жила-была девушка по имени Любовь. Скучно было ей жить на свете без подружки. И обратилась она к 100-летнему седому старцу:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы дружила я с ней до конца отпущенных мне Богом дней. Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра раненько утром, когда только запоют первые птицы и роса не обсохнет на траве.
Утром, когда тёплое солнышко только встало, пришла Любовь в условленное место… Пришла и увидела пять девушек, одна краше другой.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь, - не знаю, кого выбрать…
Твоя правда, ответил волшебник, они все хороши. Ты в жизни встретишься с ними. Может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе, стала внимательно рассматривать. Задумалась Любовь.
Останавливается чтение и задаётся вопрос: - А кого бы выбрали вы? Дети дают свои варианты.
Качества, которые выбирают дети | Кол-во человек |
Удача | |
Доброта | |
Радость | |
Красота | |
Печаль |
Приводят доводы в пользу выбранного качества .
- После обсуждения учитель дочитывает конец легенды:
Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.
Почему же Любовь выбрала Доброту?
Э. Асадов «Разные свойства».
Заяц труслив, но труслив оттого,
Что вынужден жить в тревоге,
Что нету могучих клыков у него,
А всё спасение – ноги.
Волк жаден скорее всего потому,
Что редко бывает сытым,
А зол оттого, что, наверно, ему
Не хочется быть убитым.
Лисица хитрит и дурачит всех
Тоже не без причины:
Чуть зазевалась – и всё! Твой мех
Уже лежит в магазине.
Щука жестоко собратьев жрёт,
Но сделайте мирными воды,
Она кверху брюхом тотчас всплывёт
По всем законам природы.
Меняет окраску хамелеон
Бессовестно и умело.
- Пусть буду двуличным, - решает он. –
Зато абсолютно целым.
Деревья глушат друг друга затем,
Что жизни им нет без света,
А в поле, где солнца хватает всем,
Друг к другу полны привета.
Змея премерзко среди травы
Ползает, пресмыкается.
Она б, может, встала, но ей, увы,
Ноги не полагаются…
Те жизнь защищают. А эти – мех.
Тот бьётся за лучик света.
А вот – человек. Он сильнее всех!
Ему-то зачем всё это?
Благодарю вас за взаимопонимание, взаимодействие и толерантность к мнению других.
Приложение 2. (памятки детям)
- Помните, что самые главные вопросы задаются не людям, а самому себе, но ответы на них следует искать вместе. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого молодого человека. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием.
- Учитесь путем тренировок отстраняться от своего привычного взгляда и смотреть на проблему и людей беспристрастно, вырабатывайте психологический взгляд стороннего наблюдателя.
- Становясь старше, все больше внимания обращайте на появление и преодоление своих возрастных и профессиональных стереотипов. Изменение взглядов, мыслей и поведения требует многих усилий, большой внутренней работы и активности.
- Помните, если другие не разделяют ваших точек зрения, это не показатель их несостоятельности.
- Относитесь с иронией к значимости своей персоны, чаще улыбайтесь.
- Не страдайте оттого, что не все упорядочено, строго, правильно в окружающей действительности и людях, принимайте окружающий мир таким, какой он есть, ведь для нас этот мир - единственный.
- Взаимоотношения с единомышленниками и оппонентами стимулируют творческие процессы, больше общайтесь с разными людьми.
- Если вы заинтересованы в продуктивном общении с людьми, обращайтесь к тому позитивному, что в них есть, поворачивайте людей к себе хорошей стороной. Никогда не критикуйте личность, а давайте оценку только негативному поступку (не “ты плохой”, а “ты плохо поступил”).
- Будьте терпимы к человеческим недостаткам и слабостям. В любой конфликтной ситуации учитесь находить и предлагать оптимальное решение. Умейте признавать свою неправоту и при необходимости - извиняться.
- Делайте выбор самостоятельно, помня, что никто не может нам навязать толерантные отношения, и если для вас они малоэффективны и психологически вы не готовы их принять, это ваше право.
- Развивайте наблюдательность, воображение, учитесь понимать эмоциональное состояние другого, верно истолковывать его поведение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока английского языка в 9 классе "Терроризм - глобальная проблема современности"
Воспитательная цель урока:Воспитание личности учащегося на основе общечеловеческих ценностей, формирование у школьников инициативности и самостоятельности, толерантности и уважения к другим наци...
Глобальные проблемы современности. Терроризм.
Тема занятия: Глобальные проблемы современности. Терроризм.Цели направленные не результат:ПРЕДМЕТНЫЙ:Сформировать представление о понятие «терроризм», его роли в современном обществе;МЕТАПРЕДМЕТ...
Методическая разработка "Терроризм -глобальная проблема современности"
СОДЕРЖАНИЕВведение……………………………………………………………….2Современный урок как система…………………………………….3Методическая разработка «Терроризм – глобальная проблема современности»………………...
Урок в 8 классе. Проблемы современного мира. Технология педагогических мастерских
Требуется видео и фон на задний план...
Конспект урока по обществознанию на тему: "Терроризм как главная угроза современного мира"
Конспект урока по обществознанию для учащихся 10 классов....
Терроризм в современном мире
класный час на тему: "Терроризм в современном мире"....
Классный час Выбор профессии в современном мире
Классный час Выбор профессии в современном мире...