Конспект урока по обществознанию на тему: "Терроризм как главная угроза современного мира"
план-конспект урока по обществознанию (10, 11 класс) на тему
Конспект урока по обществознанию для учащихся 10 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terrorizm.docx | 27.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока на тему: «Терроризм как главная угроза современного мира».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
Образовательная - сформировать целостное представление о терроризме как общественно опасном, угрожающем явлении современного мира;
Развивающая - продолжить формировать умение выделять главное, высказывать свою точку зрения;
Воспитательная – способствовать развитию интереса студентов к глобальным проблемам человечества, воспитанию толерантности.
Ход урока.
Приветствие. Проверка присутствующих. (2 мин)
Проверка домашнего задания.
На предыдущем уроке мы изучали глобальные проблемы человека. Давайте вспомним, что это за явление? Какие проблемы человечества вам знакомы? Приведите примеры. (10 мин)
Изучение нового материала.
Глобальные проблемы человечества охватывают всех землян, невзирая на их государственную принадлежность, касаются всех и каждого. Современный человек наконец-то осознал, что Земля не так велика, как ему казалось прежде. Мир хрупок, хрупка жизнь человека в нем и всех обитающих на нашей планете существ. Многое надо решить человечеству для продолжения своего существования. Парниковый эффект и скорое истощение ресурсов, перенаселённость ряда регионов и опасность ядерной войны – всё это лишь малая толика того, что угрожает жизни на земле.
Сегодня речь пойдет об одной из страшнейших угроз человечества – терроризме.
Кто может сказать, что такое терроризм? Давайте методом мозгового штурма попытаемся сформулировать понятие. (5 мин)
Под терроризмом понимается в науке метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Сами понятия "терроризм" и "террорист" появились в конце 18-го века. Согласно одному из французских толковых словарей, якобинцы часто употребляли это понятие устно и письменно по отношению к себе - и всегда с положительным оттенком. Однако уже в ходе Великой французской революции слово "террорист" стало носить оскорбительный смысл, превратившись в синоним "преступника". Впоследствии термин получил более расширенное толкование и стал означать всякую систему правления, основанную на страхе. Затем, до самых недавних пор, слово "терроризм", употреблялось очень широко и означало весь спектр различных оттенков насилия.
Современный терроризм - сложное, многоаспектное и крайне негативное социально-политическое явление, вышедшее за рамки национальных границ отдельных государств и превратившееся в масштабную угрозу для безопасности всего мирового сообщества. Были проведены множество международных конференций с участием руководителей государств, посвященных поиску эффективных методов и форм борьбы с этим глобальным злом. На этих форумах неоднократно констатировалось, что для эффективного противодействия терроризму нужна международная система борьбы с ним. Чтобы противодействовать терроризму нужно точное определение сущности терроризма.
В настоящее время более актуальным для нашего региона является определение терроризма, сформулированное Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) в июне 2001 г. в принятой ими Шанхайской конвенции о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом (в статье 1 п.1):
терроризм - это любое деяние, направленное на то, чтобы вызвать смерть какого-либо гражданского лица или любого другого лица, не принимающего активного участия в военных действиях в ситуации вооруженного конфликта. (10 мин)
У вас на партах лежат листы с набором фраз. Используя их составьте схему «Виды терроризма» и запишите в тетрадь. (10 мин) (приложение 1)
А. А. Зиновьев в своей книге «Как иголкой убить слона», написанной в 2005 году, сказал:
«Терроризм не есть нечто беспричинное или нечто коренящееся в каких-то дефектах человеческой биологической природы. Это — явление социальное, имеющее корни в условиях социального бытия людей».
А как считаете вы, каковы причины возникновения терроризма? (5 мин)
Борьба с терроризмом.
Специалисты, исследующие проблему терроризма, выделяют две возможные стратегии борьбы с терроризмом — «прогрессивную» и «консервативную»
«Консервативная» стратегия подразумевает частичные уступки требованиям террористов — выплату выкупа, территориальные и моральные уступки (например, признание ценностей, поддерживаемых террористами, признание лидеров террористов равноправными партнёрами по переговорам и т. д.).
«Прогрессивная» стратегия означает безоговорочное уничтожение террористов и их сторонников, а также поощрение лиц, идущих на сотрудничество с «демократическими» государствами в их борьбе с террором, отказ от каких бы то ни было переговоров с террористами, отказ от заключения перемирий. (5 мин)
А какие меры по борьбе с терроризмом применяются на территории РФ? у вас на партах лежит УК РФ, найдите и прочитайте статьи, относящиеся к терроризму. (7 мин)
Заслушивание сообщений студентов о наиболее известных террористических актов, обсуждение. (30 мин)
Первичное закрепление.
В какой стране впервые появилось понятие «терроризм»?
А. Великобритания. Б. Франция. В. США. Г. Ирак.
2. Что не является главной целью террористов?
А. Психологическое воздействие. Б. Уничтожение противника.
В. Самореклама. Г. Способ достижения цели.
3. Какие причины терроризма не являются политическими?
А. Столкновение интересов двух государств.
Б. Разжигание национальной розни.
В. Недовольство деятельностью правительства.
Г. Возрастание социальной дифференциации.
4. Террористическая группировка, захватившая в заложники Спортсменов Израиля на Олимпийских играх в Мюнхене
А. «Чёрный сентябрь». Б. «Бхагат Сингх».
В. «Молодой Египет». Г. «Мусульманское братство».
5. Жертва выстрела агента охранки Богрова
А. Александр II. Б. П. А. Столыпин. В. Александр I.
Г. Бисмарк.
6. В каком году в СССР произошёл взрыв в вагоне московского метро?
А. 1987. Б. 1997. В. 1967. Г. 1977.
7. Что такое «диверсия»?
А. убийство диктаторов. Б. партизанская война в городе.
В. операция по уничтожению коммуникаций и живой силы
противника в тылу врага.
8. Главный способ финансирования террористической деятельности
А. криминальная деятельность Б. банковские вложения
В. частные пожертвования Г. правительственные ассигнования.
9. Термин «терроризм» и «террор» стал широко употребляться со
времён:
А. Английской буржуазной революции XVII в.
Б. Французской буржуазной революции 1789 г.
В. Великой октябрьской социалистической революции в России в 1917 г.
Г. Нидерландской революции XVI в.
10. Несмотря на отсутствие общепринятого определения понятия «терроризм», тем не менее, практически все его определения трактуют «терроризм» как способ решения:
А. Политических проблем путем убеждения
Б. Экономических проблем путем реформирования
В. Политических проблем методом насилия
Г. Экономических проблем методом насилия.
11. Исследователи обычно выделяют два взгляда на причины появления современного международного терроризма и степени его высокой активности. Это причины цивилизационного и геополитического плана. Назовите цивилизационные причины:
А. Умножение социально-экономических противоречий
Б. Умножение межцивилизационных противоречий
В. Попытка стран «золотого миллиарда» навязать свои взгляды остальной части мирового сообщества, заставить ее следовать своему примеру
Г. Маргинализация мира (резкое понижение социального статуса)
Д. Рост пропасти между богатыми и бедными странами, народами, слоями населения
Е. Страны, не способные на конкуренцию, в том числе и особенно в военно-силовой сфере, с развитыми странами и их союзниками и партнерами, стремятся компенсировать свои слабости доступными им средствами, то есть методами террора, причем террора международного
Ж. Все вышеперечисленное.
12. При освобождении заложников возникла перестрелка. Что нужно, чтобы пуля не попала в тебя
А. сразу лечь,
Б. оглядеться в поисках укрытия,
В. можно укрыться за ближайшим автомобилем или под ним,
Г. проскользнуть в подворотню, подъезд или окно первого этажа.
13. Назовите орган управления или структурное подразделение министерств и ведомств Российской Федерации, задача которого - предупреждение, выявление и пресечение террористической деятельности с корыстными целями:
А. Министерство внутренних дел РФ
Б. Служба внешней разведки РФ
В. Федеральная служба безопасности РФ
Г. Министерство обороны РФ.
14. Найдите ошибку в перечисленных ниже правилах поведения при освобождении заложников:
А. расположитесь подальше от окон, дверей и самих террористов
Б. если во время операции используется газ, защитите органы дыхания (шарфом, платком или косынкой)
В. во время операции по освобождению, чтобы быстрее спастись, бегите навстречу сотрудникам спецслужб
Г. при освобождении выполняйте все требования сотрудников спецслужб.
15. Найдите ошибку в перечисленных ниже правилах поведения при обнаружении взрывного устройства:
А. немедленно сообщите об обнаруженном подозрительном предмете в правоохранительные органы
Б. исключите использование мобильных телефонов, средств связи и т.п., т.к. они способны вызвать срабатывание радио-взрывателя
В. не дожидаясь специалистов, унесите подозрительный предмет в безопасное место.
16. Назовите методы террористов:
А. обещание материальных благ и льгот населению
Б. взрывы и поджоги мест массового нахождения людей, захват больниц, роддомов и др.
В. правовое урегулирование проблемных ситуаций
Г. демонстрация катастрофических результатов террора
Д. использование бактериальных, химических и радиоактивных средств поражения населения.
17. Меры противодействия террористическим актам:
А. подвальные и чердачные помещения оставить свободными для входа
Б. в вагоне поезда, метро, в салоне автобуса не прикасаться к пакетам, оставленным без присмотра
В. на чердаках можно хранить макулатуру и другие непригодные вещи
Г. постарайтесь запомнить приметы подозрительных людей и сообщить о них сотрудникам правоохранительных органов
Д. на входные двери в подъезд в жилых домах необязательно устанавливать домофоны.
18. При захвате самолета или автобуса следует ...
А. не привлекать внимание террористов
Б. обращаться к террористам с просьбами
В. оказывать террористам содействие
Г. выдвигать требования и протестовать
19. Порекомендуйте безопасные действия для группы людей при захвате их террористами:
А. выражать свое неудовольствие, кричать, призывать на помощь
Б. проинформировать захватчиков о социальном статусе заложников
В. не задавать вопросы и не смотреть террористам в глаза.
20. Согласно ст. 205 УК РФ за терроризм предусмотрено наказание:
А. административный штраф и конфискация имущества
Б. лишение свободы на срок от 6 до 15 лет и более лет, а также пожизненное заключение
В. наложение ареста на недвижимость и заключение под стражу.
По характеру субъекта террористической деятельности
Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) — в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация
Идеологически заданный, социальный — преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме. Иногда этот вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый», экологический терроризм и др.
Религиозный — может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и иудеи) и внутри одной веры (католики-протестанты, сунниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную
По своим целям терроризм делится
Националистический — преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;
Это деление терроризма условно и сходства можно найти во всех его видах.
Организованный, коллективный — террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (народовольцы, эсеры, ИРА, Аль-Каида, и др.). Организованный терроризм — наиболее распространённый в современном мире.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)
Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...
Конспект урока по обществознанию "Глобальные проблемы современности"
Конспект урока по обществознанию "Глобальные проблемы современности"....
План-конспект урока по обществознанию в 10 классе тему: «Глобальная угроза международного терроризма».
Глобальная угроза международного терроризма, план - конспект в 10 классе,по обществознанию...
Конспект урока по обществознанию 11 класс "Молодёжь в современном обществе"
Открытый урок в 11 классе «Молодёжь в современном обществе» Форма урока - дискуссия Цель: выяснить, есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества...
Конспект урока ОБЖ в 9 классе "Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России."
Конспект урока ОБЖ в 9 классе на тему "Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России"....
Конспект урока английского языка по теме "Значение иностранных языков в современном мире"
Данный конспект для урока английского языка по теме "Значение иностранных языков в современном мире" подойдёт для работы по учебнику 9 класса В.П.Кузовлева, Это будет качественной подд...
Открытый урок по ОБЖ на тему: "Терроризм –угроза обществу"
Открытый урок по ОБЖ на тему:"Терроризм –угроза обществу"...