«Информационная среда преподавателя шахмат»
методическая разработка (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Информационная среда преподавания шахмат
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Информационная среда преподавателя шахмат» | 42.72 КБ |
Предварительный просмотр:
«Информационная среда преподавателя шахмат»
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Тема | Стр. |
Содержание | 2 | |
1 | Краткая характеристика программы ChessAssistant. | 4 |
2 | Какие существуют профессиональные шахматные программы? | 5 |
3 | Механизм работы с электронными задачниками Peshka | 9 |
4 | Литература | 10 |
Краткая характеристика программы ChessAssistant.
Итак, мы начнем с рассмотрения компьютерного инструментария профессионального шахматиста. Неотъемлемой частью арсенала любого гроссмейстера, а сегодня, пожалуй, и мастера, является шахматная база данных. Она позволяет полностью подготовиться к сопернику в течение нескольких часов (это максимум) и освежить в своей памяти дебютные схемы и ключевые позиции. Мы рассмотрим два самых известных продукта, конкурентов которым в мире нет. Это отечественная разработка Chess Assistant и немецкая программа ChessBase.
Разработка Chess Assistant началась в конце 80-х годов группой программистов, выпускников МГУ. Первая версия вышла в 1990 году и включала всего 6 тысяч партий, собранных из шахматных бюллетеней, журналов и книг. Непосредственно шахматный отдел в 90-х годах составили выпускники МИФИ, мастера спорта.
Последней является версия 7.1. Вышла она в феврале 2003 года. Вот ее основные характеристики:
- информационно-аналитическая поисковая система;
- база 2 117 300 партий на 1.01.2003;
- дебютная энциклопедия;
- 7 встроенных игровых программ (Tiger 15.0 и Ruffian 1.0 - гроссмейстерская сила игры);
- интерфейс для игры в Интернете на ICC;
- учебник по эндшпилю
- СА 7.1 - это многофункциональная система для работы с шахматными партиями, для анализа и игры.
К ее основным функциям можно отнести:
Удобные ввод, редактирование, анализ и комментирование партий в одном режиме.
Быстрые поиски по заголовку партий (именам, годам, индексам и т.п.), по ЭЛО, по позиции или ее элементам, по соотношению материала, по комментариям, по маневру. Возможность найти любую партию по любому критерию или совокупности критериев.
Открытие любого количества баз партий, объединение и добавление партий.
Игра с программой гроссмейстерского уровня (Chess Tiger 15, рейтинг 2720 на Athlon1200/RAM 256, входит в четверку сильнейших игровых программ в мире) на любых контролях времени. Полноценная игровая программа с автоматической записью партии в базу.
Автоматический анализ позиций, партии и множества партий с использованием методов интерактивного и интеллектуального анализа. Автоматическое комментирование партии во всех стадиях. Одновременный анализ разными программами. Подключение большинства известных шахматных движков и сильнейшей программы Shredder 7.04 в качестве встроенного модуля. Турнир встроенных программ. Фоновый анализ. Подключение эндшпильных таблиц.
Шахматное дерево - мощнейший инструмент для работы над дебютом. Показывает в любой дебютной позиции статистику встречаемости и успеха, экспертную и компьютерную оценку. Позволяет в течение нескольких секунд выйти на интересующую позицию, увидеть ее статистику и оценку, а также перейти к партиям, в которой эта позиция встречалась.
Библиотека экспертных оценок: более 130 000 оцененных позиций и 150 000 ходов с оценками.
Встроенная дебютная энциклопедия на основе экспертных оценок по всем дебютам и индексам на 1.01.2003. Авторы: МГ А. Харитонов, ММ Я. Улько, ММ А. Митенков.
Удобный интерфейс для игры на известнейшем игровом сервере ICC.
Учебник по эндшпилю на основе известной книги гроссмейстера А. Панченко.
Автоматическое построение и печать энциклопедических таблиц.
Автоматическая подготовка к сопернику с построением его дебютного репертуара.
Поиск новинки/новинок в партии/множестве партий.
Автоматический поиск партий-"двойников" внутри одной базы и при сравнении двух баз.
Возможности сортировки базы, архивирования, отправки по e-mail.
Автоматическое редактирование библиотек.
Получение статистики по любому критерию в множестве партий.
Печать партий в фигурной нотации с диаграммами на любой принтер или в файлы RTF (Word).
Вывод в динамический HTML с возможностью удобного разыгрывания партий и вариантов.
Поддержка различных форматов (CA DOS, CA Windows, PGN, ChessBase).
Автоматическое скачивание более 1000 партий крупнейших турниров еженедельно для пополнения большой базы (для подключенных к Интернету).
И многое, многое другое.
в Chess Assistant входят 7 игровых программ.
программы играют в разную силу: кому-то может быть неприятно, что программа его всегда обыгрывает разные программы могут по разному "трактовать" позицию, давать разные варианты в анализе. В первую очередь это касается Tiger Gambit, который "заряжен" на атаку и получение инициативы. Он быстрее находит различные комбинационные возможности в динамических позициях. В СА можно в одном окне запустить на анализ сразу несколько программ.
Краткая характеристика программы ChessBase.
ChessBase была основана в 1986 г. Ее первый продукт, программа ChessBase 1.0, появился в январе 1987 г.
Разработчики ChessBase это Маттьяс Вюлленвебер, Маттьяс Файст (Matthias Feist), Kenw Нэбе (Lutz Nebe), Жерон ван ден Бельт (Jeroen van den Belt) и некоторые другие.
основные возможности ChessBase
ChessBase - эта система, позволяющая обрабатывать огромное количество партий. Сейчас у нас есть 2,5 млн. шахматных партий, поэтому очень важно, в каком виде информация о результатах поиска отображается на экране. Нескончаемые списки партий сегодня никому не нужны. ChessBase позволяет произвести кучу операций всего одним щелчком мыши. Например, "Get new games" заставит систему саму подсоединиться к Интернету и скачать новые партии за последнюю неделю (и предыдущие тоже, если программа обнаружит, что их у вас еще нет).
Функция "Player dossier" (буквально на русском - досье игрока) создает очень подробное описание конкретного игрока, с которым вам, возможно, придется завтра сразиться. За 90 секунд программа создаст отчет о любом из 120 тыс. турнирном игроке: возраст, национальность, динамика изменения рейтинга, крупные победы, очки против заданных игроков, полный репертуар, любимые и нелюбимые дебюты и т.д.
Еще один пример "Opening tree" (по-русски - дерево дебютов). Пользователь может получить полную информацию о любой позиции: как часто она возникает, какие есть ходы в ней, к каким результатам они приводят, как результат зависит от силы игры противника и т.д. Поиск может затрагивать и online-базу, которая содержит дополнительные партии и очень часто обновляется. В ней 2,9 млн. партий и 50 млн. позиций. Вместе с индексами это 11 Гб данных.
Есть функция "Openings report" (Отчет по дебюту). Один раз кликнув мышкой и подождав 60 секунд, пользователь может получить полный отчет о любой позиции в дебюте: как часто она встречалась в истории шахмат, когда впервые появилась, какие сильнейшие игроки ее предпочитают, к каким результатам она приводит, какие основные продолжения, какие идеи стоят за ними, каковы критические продолжения и т.д.
ChessBase меняет представление людей о том, как готовиться к партии. Вместо того чтобы тратить 80% времени на поиск необходимых материалов, можно тратить 80% (и более) времени на изучение материалов.
Сравнительная характеристика программ Chess Assistant и ChessBase
В ChessBase входит только аналитический модуль программы Fritz, с которым нельзя играть. В Chess Assistant же входят несколько аналитическо-игровых программ, в том числе и гроссмейстерского уровня.
- Какие существуют профессиональные шахматные программы?
Существуют буквально сотни “рейтинговых списков”, которые измеряют относительную силу шахматных движков, основываясь на том, сколько ходов они делают в минуту. В дополнение к ранжированию шахматных движков от лучших к худшим, эти списки также обеспечивают допустимость ошибок в заданных рейтингах.
Среди этих рейтинговых списков наиболее известными являются CCRL (Computer Chess Rating Lists) и CEGT (Chess Engines Grand Tournament). Имея в виду оба этих рейтинга, мы представляем самые передовые шахматные движки, которые демонстрируют господство машины над человечеством.
1. Stockfish
Рейтинг CCRL: 3564
Рейтинг CEGT: 3512
Stockfish – это движок UCI с открытым исходным кодом, доступный для различных настольных и мобильных платформ. Он основан на другом шахматном движке с открытым исходным кодом под названием Glaurung.
Написанный на языке C++, движок может использовать до 512 ядер процессора. Максимальный размер его таблицы транспозиции составляет 1 терабайт. Помимо реализации альфа-бета-поиска, движок имеет агрессивную обрезку и сокращение поздних перемещений.
Примечание: поскольку рейтинговые списки CCRL и CEGT постоянно меняются, рейтинг может время от времени меняться.
2. Leela Chess Zero
Рейтинг CCRL: 3463
Рейтинг CEGT: 3467
Вдохновленная исследованиями Deepmind об AlphaZero и AlphaGo Zero, Leela Chess Zero полагается на самоучку нейронной сети, чтобы делать умные ходы. Сеть учится с помощью методов глубокого обучения, играя против себя миллионы раз.
Вместо использования обычного алфавитного поиска с ручной функцией оценки он использует тип поиска по дереву Монте-Карло (MCTS), известный как puct. Чтобы полностью реализовать свой потенциал, вам нужно запустить шахматный движок на графическом процессоре с поддержкой CUDA.
3. Houdini
Рейтинг CCRL: 3529
Рейтинг CEGT: 3444
Гудини известен своим позиционным стилем двигателя, способностью сильно защищаться, упорством в трудных позициях и уходом с ничьей.
До сих пор он выиграл 3 сезона чемпионата Top Chess Engine Championship.
Новая версия Houdini поставляется в 2-х вариациях – Standard и Pro. В то время как предыдущая версия поддерживала только до 8 процессорных ядер, Pro-версия поддерживает до 128 ядер и 128 ГБ оперативной памяти. Он осведомлен о NUMA и может использовать Эндшпильную базу таблиц Налимова.
4. Komodo
Рейтинг CCRL: 3508
Рейтинг CEGT: 3424
Komodo был получен из более старой поисковой системы doch в качестве основного рерайта и порта Komodo на C++11. Поскольку он опирается на оценку (а не на глубину), у него совершенно другой позиционный стиль.
Движок поддерживает до 64 ядер, табличную базу Syzygy endgame и случайные шахматы Фишера. Kodomo позволяет сохранить анализ позиции движка, чтобы вы могли проверить его позже и возобновить анализ. Вы также можете контролировать, как движок делает долгосрочные жертвы пешечной структуры для динамической игры.
Комодо трижды выигрывал чемпионат лучших шахматных движков.
5. Fire
Рейтинг CCRL: 3430
Рейтинг CEGT: 3319
Fire – это бесплатный шахматный движок, который раньше был открытым исходным кодом, но позже стал закрытым исполняемым файлом Windows, доступным для новых процессоров Intel. Первоначально он был известен как Firebird, а позже переименован в Fire из-за конфликта имен товарных знаков.
Имеет волшебные битборды, сизигийные табличные базы, настраиваемый хэш и мультипв. Вы можете настроить его с помощью более чем 70 универсальных параметров шахматного интерфейса и применить параллельный поиск SMP.
6. Ethereal
Рейтинг CCRL: 3386
Рейтинг CEGT: 3290
Ethereal-это движок с открытым исходным кодом, разработанный Эндрю Грантом. Это UCI-совместимый шахматный движок, впервые выпущенный в 2016 году под лицензией GNU GPL.
Ethereal в дополнение к обычной альфа-бета-структуре, он использует различные улучшения, начиная от сокращения и обрезки до расширения.
7. Fizbo
Рейтинг CCRL: 3347
Рейтинг CEGT: 3211
Fizbo – шахматный движок связи протокола, впервые выпущенное в 2014 году. Он основан на bitboard и использует инструкцию подсчета населения. На данный момент движок совместим с Windows и требует процессора с инструкцией pop-count.
Кроме того, итеративного углубления, Физбо выполняет параллельный поиск на основе расширенного алгоритма трассировки РУ. Кроме того, в поиске покоя используется таблица транспозиции с 8-байтовыми записями.
8. Andscacs
Рейтинг CCRL: 3337
Рейтинг CEGT: 3209
Впервые опубликованный в 2014 году, Andscacs вскоре превратился в один из лучших шахматных движков в мире. Он использует магическую битборд для ускорения вычислений атаки. Он применяет поиск основных вариаций с таблицей транспозиции внутри итерационной структуры.
Andscacs имеет статическую оценку обмена и потоковый параллельный поиск. И он пробует хэш-ход в поиске покоя.
Чтобы сделать двигатель более мощным и эффективным (или свести к минимуму стандартное отклонение статической оценки), исследователи оптимизировали 200 оценочных функций с 750 000 позиций.
9. Booot
Конгрессов wccc 2011, Booot и Алексей Морозов
Рейтинг CCRL: 3326
Рейтинг CEGT: 3234
Booot – это шахматный движок с открытым исходным кодом, написанный на Delphi 6. Он определяет скользящие атаки кусков с повернутыми битбордами. Он упакован с ленивым SMP и полностью переработанной функцией оценки.
Движок применяет PVS со всеми основными улучшениями поиска, такими как сокращение поздних перемещений, обрезка нулевых перемещений и внутреннее итеративное углубление. Последняя версия поддерживает многопроцессорную архитектуру и имеет несколько вариантов сборки для 32 и 64 бит.
10. Deep Shredder
Рейтинг CCRL: 3324
Рейтинг CEGT: 3153
Shredder – это коммерческий шахматный движок, разработанный в 1993 году. Он выиграл более 20 титулов, в том числе чемпионат мира по микрокомпьютерным шахматам (1996, 2000), Чемпионат мира по компьютерным шахматам (1999, 2003), Чемпионат мира по программному обеспечению для шахмат (2010) и чемпионат мира по скоростным шахматам (5 раз).
Deep Shredder-это многопроцессорная версия Шредера. Он поставляется с графическим пользовательским интерфейсом, разработанным компанией Millennium Chess System, который поддерживает универсальный шахматный интерфейс и совместим с другими движками UCI, доступными для Mac OS, Windows и Linux.
11. Xiphos
Рейтинг CCRL: 3324
Рейтинг CEGT: 3193
Xiphos – это шахматный движок с открытым исходным кодом, написанный на языке Си и распространяемый под лицензией GNU General Public License. Это совместимый с UCI движок, который использует битовые платы с отображением ERLEF.
Xiphos использует откатная цельная атак, которые оцениваются либо PEXT bitboards (для BMI2) или Magic bitboards. Если вы хотите попробовать, вы можете запустить этот движок на Windows, macOS и Linux.
12. Schooner
Рейтинг CCRL: 3284
Schooner использует альфа-бета-поиска, сокращения в конце перемещения (ЛМР), принцип окне поиска (ПВС), и один вход хэш. Он поддерживает подмножество универсального шахматного интерфейса, чтобы автоматически играть в игры, не занимая много ресурсов.
Его производительность была значительно улучшена в последние годы: более простая оценка, вдохновленная Xiphos, поэтапная генерация перемещений и тонны тестирования и настройки отвечают за эти улучшения.
13. GullChess
Рейтинг CCRL: 3261
Рейтинг CEGT: 3183
GullChess – это шахматный движок с открытым исходным кодом, который применяет магические битовые доски для определения скользящих атак фигур. Он в основном написан на языке программирования C++ и содержит только один исходный файл.
Движок Gull Engine содержит общие шаблоны функций в процедурах рекурсивного поиска, а также несколько других функций для генерации перемещений (исключая “хэш-перемещение” и “боковое перемещение”).
14. Equinox
Рейтинг CCRL: 3253
Рейтинг CEGT: 3122
Equinox – это симметричный многопроцессорный шахматный движок, разработанный главным образом Джанкарло Делли колли. Он вдохновлен популярными движками с открытым исходным кодом, такими как Stockfish, Crafty и Ippolit.
Equinox активно участвует в нескольких частных турнирах по движкам, включая Italian Open Chess Software Cups и Thoresen Chess Engine Competition.
15. Chiron
Рейтинг CCRL: 3241
Рейтинг CEGT: 3123
Chiron – это коммерческий шахматный движок, который поддерживает как универсальный шахматный интерфейс, так и коммуникационный протокол шахматного движка, а также несколько форматов endgame tablebase и bitbase.
Он применяет параллельный поиск на многопроцессорных архитектурах и реализует обнаружение блокировки пешек, которое не только обнаруживает блокировки в пешечном эндшпиле, но и идентифицирует другие фигуры на доске.
Последняя версия была глубоко настроена, особенно в контексте прохождения пешек и мобильности. Также было введено несколько усовершенствований расширенного поиска, таких как ленивая симметричная многопроцессорная обработка, прямая обрезка и осведомленность NUMA.
16. AsmFish
Рейтинг CCRL: 3506
AsmFish – это порт движка Stockfish, написанный на ассемблере x86. Он опционально использует инструкции BMI2 и AVX2. Он собран с помощью FASM для платформ Linux и Windows.
AsmFish строится с использованием некоторых методов структурной оптимизации, таких как исключение штучных списков. Критические функции не соответствуют x86 ABI, что касается использования регистра и соглашения о вызовах. Однако менее важные по времени функции были перенесены через выходные данные сборки GCC.
Тем не менее, движок поддерживает NUMA (неравномерный доступ к памяти) и поддерживает параллельный поиск и большие страницы.
17. Suger XPro
Рейтинг CCRL: 3533
SugaR engine является производным от Stockfish и поддерживает до 128 ядер. Как и другие популярные движки, такие как Stockfish, SugaR не является полной шахматной программой. Требует совместимого графического интерфейса, такие как XBoard с арены, Полиглот, Шредер, Сигма шахматы, и шахматы.
Поскольку движок распространяется под общей публичной лицензией, вы можете модифицировать и продавать его.
18. Critter
Рейтинг CCRL: 3232
Рейтинг CEGT: 3098
Critter – это шахматный движок UCI, доступный для Windows, Mac, Android и Linux. Вы можете использовать его только в личных целях. Первоначально он был написан на Delphi, но позже преобразован в C++ с использованием технологии Bitboard. Это было сделано для повышения его производительности на 64-битных процессорах.
Этот шахматный движок включает в себя обрезку нулевого хода, прямую обрезку, поиск основных вариаций, параллельный поиск с количеством потоков до 8 и обнаружение блокировок в эндшпиле.
19. Hannibal
Рейтинг CCRL: 3229
Рейтинг CEGT: 3094
Hannibal – это универсальный шахматный интерфейс (UCI), который включает в себя идеи из более ранних движков, витую логику и LearningLemming. Он использует метод альфа-бета со многими другими специфическими шахматными эвристиками и опирается на метод выборочного поиска.
Помимо невероятного знания эндшпиля, движок обладает хорошим пониманием материальных дисбалансов. Он также понимает крепости и захваченные части и может пожертвовать материалом для инициативы в атаках короля.
Кроме того, управление временем Hannibal настроено на контроль времени Фишера.
- Механизм работы с электронными задачниками Peshka.
Для формирования профессиональной самостоятельности в образовательном процессе необходимо использовать электронный интерактивный задачник, выполняющий набор функций: информационную; координирующую; тренировочную и контролирующую.
После теоретического и практического освоения нового материала обучающийся должен выполнить лабораторные работы, либо выполнить самостоятельно индивидуальные задания. Перед сдачей следующей лабораторной работы обучающемуся необходимо ответить на контрольные вопросы в электронном учебном пособии, используя дополнительную литературу, и результат отправить преподавателю по электронной почте.
Основным режимом работы электронного задачника является режим интерактивной работы обучающегося при выполнении всех лабораторных работ и индивидуальных заданий, использования режима контекстной помощи.
- Литература
1. Фишер Роберт Джеймс « Мои 60 памятных партий. С послесловием А.Суэтина»,.
2. Тарраш Зигберт «300 шахматных партий»
3. Бронштейн Д.И. «Международный турнир гроссмейстеров»
4. Туров Б.И. «Пять шахматных олимпиад»
5. Каспаров Г.К. «Два матча».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные технологии в системе РО. Понятие информационной среды обучения/
Развивающее обучение — это личностно-ориентированная педагогическая система, обеспечивающая получение образования на основе создаваемой сети образовательных маршрутов, представляющих собой последов...
Понятие информационной среды процесса обучения
В этом реферате я попытаюсь рассмотреть вопросы продуктивного обучения и те методы, которые объединены термином информационные технологии обучения. Термин продуктивное мышление (productivethinking) ...
Воспитание в информационной среде
Информационная среда позволяет учителям и ученикам стать активными участниками образовательного и воспитательного пространства...
Статья по теме "Информационные компетентности преподавателя школы"
Рассматриваются составляющие информационной компетентности преподавателей школы....
«ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, КАК ЧАСТЬ КУЛЬТУРНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»
Аннотация Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти не...
информационная карта преподавателя
информационная карта преподавателя...
Методические конкурсы среди преподавателей СПО
Конкурс методических материалов«Лучшая методическая разработка-2023», посвящённый Году педагога и наставника и 100-летию со дня рождения педагога К.Ушинского,среди преподавателей общеобраз...