Рабочая программа по предмету "Основы психологии" для классов с психолого-педагогическим направлением
календарно-тематическое планирование (10, 11 класс)
В помощь учителям, работающим в классах с психолого-педагогическим направлением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_raboch._progr._po_psiholog.docx | 31.38 КБ |
ktp_osnovy_psihologii.docx | 22.33 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Пензенской области
Отдел образования Городищенского района
МБОУ СОШ №1 с. Средняя Елюзань
РАССМОТРЕНО Методическим объединением учителей. Протокол №1 от «29» 08 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Кленкова Х.Г. Протокол №1 от «30» 08 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Гурдина З.Д. Приказ №173 от «30» 08. 2023г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы психологии»
для обучающихся 10-11 классов
психолого-педагогической напрвленности
Срок реализации – 2 года
с.Средняя Елюзань
2023
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ»
Пояснительная записка.
Программа «Основы психологии» составлена на основе учебных пособий Р.С. Немова «Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов», рекомендованной Главным управлением развития общего и среднего образования Министерства образования РФ, Я.Л. Коломинский «Основы психологии».
Общая характеристика учебного предмета.
Важнейшая задача школы – формирование полноценного гражданина своей страны. Решение этой задачи во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. В нашей школе открывается педагогический класс. Его открытие было не случайным выбором, так как в настоящее время востребованность педагогической профессии очевидна. Актуальной проблемой становится обучение будущего педагога в соответствии с новой парадигмой образования, которая требует нового учителя, творческая индивидуальность которого должна проявиться не только в стремлении создавать нечто новое, но прежде всего способного к изменению самого себя, готового к совместному поиску, к сотрудничеству. Для этого старшеклассники, которые собираются стать педагогами, уже в школе должны представить себе, что это за профессия и какие требования предъявляются к современному педагогу обществом.
Данная программа представляет собой профильный курс педагогического образования, который должен сформировать у старшеклассников первоначальные общие представления о педагогической деятельности, основах психологии, необходимые для их осознанного выбора профессии учителя по окончании школы.
Программа педагогического класса предназначена для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы. Обучение осуществляется в течение 36 учебных часов в 10 классе и 34 часов в 11 классе..
В ходе обучения старшеклассники познакомятся с основами основами психологии, где наряду с теоретическим материалом обязательно будет проводится работа, направленная на самопознание, повышение уровня психологической компетентности; они получат прикладные знания современной психологии. Использование тестов, опросных методик, тренинговых занятий позволит старшеклассникам соотнести самонаблюдение с данными исследований и наметить пути развития необходимых качеств для будущей профессии.
Цели изучения предмета: освоение обучающимися основных фундаментальных понятий психологии, изучение теоретических аспектов и подходов науки к проблемам развития и воспитания детей, овладение практическими навыками педагогической деятельности.
Задачи:
- Дать учащимся представление о значении, характере и специфических особенностях педагогической профессии.
- Познакомить с основными теоретическими и прикладными знаниями психологии.
- Развить необходимые психологические качества для будущей профессии.
- Научить эффективному деловому общению, умению конструктивно выстраивать межличностные отношения.
Тематический план
«Основы психологии» в 10 классе
№ п/п | Тема | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Введение в психологию | 2 | 1 |
2 | Познавательные процессы | 9 | 5 |
3 | Индивидуально-психологические особенности личности | 8 | 6 |
4 | Эмоционально-волевая сфера личности | 2 | 3 |
Всего | 21 | 15 |
«Основы психологии» в 11 классе
№ п/п | Тема | Количество часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Личность в деятельности и общении | 14 | 10 |
2 | Возрастная психология | 7 | 3 |
Всего | 21 | 13 |
Основное содержание учебного предмета
«Основы психологии» в 10 классе
Введение в психологию.
Тема 1. Предмет и задачи психологии.
(1 час, теория). Психология, как наука. Задачи психологии. Психика, как свойство мозга. Основные формы проявления психики и их взаимосвязь. Личность, как психологическое понятие.
Тема 2. Отрасли и методы психологии.
(1 час, теория). Отрасли психологии: общая психология, возрастная психология, педагогическая психология, социальная психология и др. Методы психологии: наблюдение, эксперимент, тесты, опросы, экспертные оценки, статистические методы и др.
(1 час, практика). Практическая работа: используя один их методов психологии, провести самостоятельное исследование и проанализировать результаты.
Познавательные процессы
Тема 3. Ощущения, восприятие и представления.
(1 час, теория). Ощущение. Виды ощущений. Закономерности ощущений. Порог чувствительности. Восприятие. Типы восприятия. Свойства восприятия. Виды восприятия. Представления.
(1 час, практика). Экспериментальные опыты: явления цветового контраста, порога различения отрезков, выделение фигуры из фона, расслоение изображения на фигуру и фон.
Тема 4. Внимание.
(2 часа, теория) Внимание, как психический процесс. Виды внимания. Свойства внимания. Изучение особенностей внимания и методы его развития.
(1 час, практика). Практическая работа: изучить особенности внимания одного из школьников и проанализировать результаты.
Тема 5. Память.
(2 часа, теория) Память, как психический процесс. Процессы памяти. Виды памяти. Личностные проявления памяти. Мнемотехнические приёмы запоминания.
(1 час, практика). Практическая работа: изучить особенности памяти одного из школьников и проанализировать результаты.
Тема 6. Мышление.
(2 часа, теория) Мышление, как психический процесс. Виды мышления. Этапы мыслительной задачи. Характеристика мыслительных операций. Качества умственной деятельности. Единство мышления и речи. Индивидуальные особенности мышления. Методы диагностики интеллектуальных особенностей человека.
(1 час, практика). Практическая работа: изучить особенности мышления одного из школьников и проанализировать результаты.
Тема 7. Воображение и творчество.
(2 часа, теория) Воображение, как психический процесс. Природа и своеобразие воображения, как познавательного психического процесса. Виды воображения. Способы создания образов воображения. Место воображения в творческой деятельности человека. Методы изучения воображения и творческих особенностей человека.
(1 час, практика). Практическая работа: изучить творческие особенности одного из школьников и проанализировать результаты. Тестирование по разделу «Познавательные процессы».
Индивидуально-психологические особенности личности
Тема 8. Темперамент.
(2 часа, теория) Организм, нервная система и темперамент. Основные свойства темперамента. Отличительные признаки темперамента. Психологическая характеристика типов темперамента. Методы диагностики темперамента.
(2 часа, практика). Подготовка рефератов и презентаций по темам: «Можно ли изменить темперамент?», «Темперамент и стиль деятельности», «Темперамент и особенности умственной деятельности», «Влияние темперамента на выбор профессии». Практическая работа: изучить особенности темперамента одного из школьников и проанализировать результаты.
Тема 9. Характер.
(1 час, теория) Темперамент и характер. Структура характера. Классификация черт характера. Условия формирования характера. Акцентуации характера. Методы изучения характера.
(1 час, практика). Практическая работа: изучить особенности характера одного из школьников и проанализировать результаты.
Тема 10. Способности.
(2 часа, теория) Понятие о способностях. Виды способностей. Задатки и способности. Структура способностей. Условия формирования способностей. Талант и одарённость. Методы изучения способностей.
(1 час, практика). Подготовка рефератов и презентаций на тему «Уникальные способности человека» на примере конкретных людей.
Тема 11. Личность и профессия.
(3 часа, теория) Психологические основы профессиональной ориентации. Общее понятие о профессиональной пригодности и. Психологическая структура профессиональной деятельности. Формула профессии. Профессиональные интересы, склонности и способности. Методы диагностирования профессиональной пригодности.
(2часа, практика) Подготовка и защита личного профессионального плана «Моя будущая профессия». Тестирование по разделу «Индивидуально-психологические особенности личности»
Эмоционально-волевая сфера личности
Тема 12. Чувства.
(1 час, теория) Понятие об эмоциях и чувствах. Виды эмоциональных процессов и состояний. Эмоции и чувства как продукт работы организма. Стресс и фрустрация, аффект, агрессивность. Методы изучения чувств.
(2 часа, практика) Практическое занятие: «Управление эмоциями. Овладение навыками саморегуляции. Кинезиологические упражнения. Релаксация». Рефераты «Методы эмоционального контроля».
Тема 13. Воля.
(1 час, теория) Природа и сущность волевой регуляции. Волевые свойства личности. Структура волевого действия. Воспитание и развитие воли.
(1 час, практика) Презентации «Как развивать волю?». Тестирование по разделу «Эмоционально-волевая сфера личности»
Основное содержание учебного предмета
«Основы психологии» в 11 классе
Личность в деятельности и общении
Тема 1. Соотношение понятий - «человек», «личность», «индивидуальность».
(1 час, теория) Личность, как базовое понятие в психологии. Индивид, человек, как представитель биологического вида. Критерии сформировавшейся личности.
Тема 2. Психологическая структура личности.
(1 час, теория) Отечественный подход к изучению структуры личности. Зарубежные теории.
Тема 3. Направленность личности.
(1 час, теория) Структура личностной направленности. Виды направленности и их характеристика.
(1 час, практика) Практическая работа: изучить особенности одного из видов направленности школьников и проанализировать результаты.
Тема 4. Потребности личности.
(1 час, теория) Виды потребностей. Социальные потребности личности. Потребности и мотивы личности. Потребности и интересы личности. Духовные потребности личности.
(1 час, практика) Практическая работа: изучить потребности школьников старших и младших классов и проанализировать результаты.
Тема 5. Личность и деятельность.
(1 час, теория) Общее понятие о деятельности как форме взаимодействия человека с окружающей средой. Физиологический, психологический, социальный аспект деятельности личности. Структура деятельности.
(1 час, практика) Рефераты и презентации по теме «Личность и деятельность», «Классификация видов деятельности», «Психологическая характеристика игры», «Психологическая характеристика учения», «Психологическая характеристика трудовой деятельности».
Тема 6. Общение и межличностные отношения.
(2 часа, теория) Понятие об общении. Функции общения. Общение и личность. Общение, как взаимодействие. Перцептивная сторона общения. Деловое общение. Педагогическое общение: общение учителя и обучающихся, общение в учительском коллективе.
(1 час, практика) Тренинг общения.
Тема 7. Группы и коллективы.
(1 час, теория) Социально-психологическая характеристика группы и коллектива: понятие группы в социальной психологии, классификация групп, развитие группы, как коллектива. Основные характеристики коллектива. Межличностные и межгрупповые отношения. Методы их изучения. Социально-психологический климат в коллективе.
(2 часа, практика) Практическая работа: изучить межличностные отношения в одном из школьных классов и проанализировать результаты; изучить уровень сотрудничества в одном из классов школы и проанализировать результаты.
Тема 8. Уровни развития коллектива.
(1 час, теория) А. Макаренко и А. Петровский, А. Лутошкин об уровнях развития коллектива. Основные элементы работы в группе.
(1 час, практика) Тренинг по сплочению коллектива.
Тема 9. Взаимодействия и взаимоотношения между людьми.
(1 час, теория) Вербальное и невербальное общение. Межличностное взаимодействие. Межгрупповое взаимодействие. Виды взаимоотношений (деловые, личные). Система взаимоотношений.
(1 час, практика) Презентация об особенностях вербального и невербального общения.
Практическая работа: изучить особенности взаимодействия ребёнка и родителя и проанализировать результаты.
Тема 10. Конфликты и способы их разрешения.
(2 часа, теория) Конфликт в общении. Причины конфликтов. Типы конфликтов. Динамика развития конфликтов. Стратегии поведения человека в условиях конфликта. Социально-психологические способы управления конфликтами. Правила поведения в конфликтных ситуациях. Методы улучшения взаимоотношений. Внутриличностный конфликт.
( 1 час, практика) Тренинг по конфликтологии.
Тема 11. Медиация, как способ взаимовыгодного разрешения конфликтных ситуаций
(2 часа, теория) Нормативно-правовое регулирование института медиации. Принципы медиации. Функции медиации. Стадии медиации. Техники коммуникации.
(1 час, практика) Медиативное разрешение конфликтных ситуаций (спроектированные ситуации из жизни школы). Тестирование по разделу «Личность в деятельности и общении».
Возрастная психология
Тема 12. Младенчество
(1 час, теория) Характеристика возраста. Ведущая деятельность. Линии развития. Формы общения. Ранняя социализация.
Тема13. Ранее детство
(1 час, теория) Социальная ситуация развития. Развитие познавательной сферы ребёнка. Личностные образования. Кризис 3-х лет. Ведущий вид деятельности.
Тема 14. Дошкольное детство
(1 час, теория) Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Развитие познавательной сферы. Развитие мотивационной сферы и самосознания.
Тема 15. Младший школьный возраст
(1 час, теория) Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность. Развитие познавательной сферы. Развитие мотивационной сферы и самосознания.
(1 час, практика) Практическая работа: исследование когнитивной сферы младших школьников и их личностных качеств. Проанализировать результаты.
Тема 16. Подростковый возраст
(2 часа, теория) Общая характеристика подросткового возраста. Анатомо-физиологические особенности. Развитие познавательной сферы. Эмоциональная сфера. Личность подростка. Причины неустойчивости поведения. Общение со сверстниками.
(1 час, практика) Практическая работа: исследование когнитивной сферы и личностных особенностей подростков. Проанализировать результаты.
Тема 17. Юность.
(1 час, теория) Юность, как стадия жизненного пути. Психическое развитие и формирование личности. Взаимоотношения со взрослыми. Общество сверстников и юношеская субкультура. Дружба. Социальное самоопределение.
(1 час, практика) Практическая работа: исследование своих личностных особенностей. Проанализировать результаты. Тестирование по разделу «Возрастная психология».
В результате изучения дисциплин учащиеся должны
Иметь представления о:
- Значении, характере и специфических особенностях педагогической профессии.
- Социальной значимости труда учителя.
- Роли и сущности педагогической профессии.
- Закономерностях становления и развития личности, индивидуально-психологических особенностях человека.
Знать:
- Требования, предъявляемые к личности педагога;
- Основные теоретические и прикладные положения психологии.
Уметь:
- Анализировать свою деятельность.
- Организовывать жизнь и деятельность детей.
- Осуществлять самосовершенствование с позиций требований, предъявляемых к учителю.
- Иметь навыки конструктивного взаимодействия и общения, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, теста, работы с учебной литературой.
- Применять полученные теоретические знания и практические навыки.
Программа предусматривает использование разнообразных форм обучения: лекций, практических занятий, тестов, экспериментальных опытов, тренинговых занятий, решения проблемных задач, защиту рефератов.
Литература для учителя:
Введение в педагогическую деятельность (под ред. Е.И.Соколова, М.,Академия, 2000)
Воспитательная деятельность педагога / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковай. – М., 2006.
Гамезо М.В., Герасимова B.C. Возрастная психология: личность от молодости к старости: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество
России, 2001
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб., 2004
Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987
Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. – М., 1982.
Кукушин В.,С. Введение в педагогическую деятельность. Ростов-на-Дону, 2002.
Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.:Академия, 2001
Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. – М., 202.
Мудрик А.В. «Общение в процессе воспитания». - М., 2001.
Практикум по общей психологии. Под ред. А.И.Щербакова. –М., 1990
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М., 2002.
Радугина А.А. Психология и педагогика. - М., 1999.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М., 2008.
Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. - М.-К., 1995.
Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.:ЭКСМО-Пресс, 2001
Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, псум. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008
Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: изд-во МПСИ, 2002 Шмелев И.А. Введение в профессию. Психология. Учебное пособие. СПб: Питер, 2007.
Литература для учащихся:
Гальперин П.А. Ведение в психологию. Учебное пособие. М.: Книжный дом, 2000
Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. – СПб.: Питер, 2008.
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – М.: «Академия», 2004.
Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками». – М: Генезис, 1997.
Лидерс А.Г., 2001. Психологический тренинг с подростками. – М.: Издательский центр «Академия».
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М. 1978.
Немов Р.С. «Психология. Пособие для учащихся 10-11 классов», «Практикум по общей психологии».-М., 1995.
Петрусинский В.В. Игры для активного отдыха в процессе обучения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. – 127с.
Прихожан A.M., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., Сфера, 2000.
Профессия – учитель под ред. Роботовой А.С. - М., 2005.
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- М. 1991
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.:ВАКО, 2005.
Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. – 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
Рогов Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала. М., 2003.
Филимонова О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов. – М, серия «Школьный психолог», 2008.
Филимонова О.Г. Модификация «Карты интересов» // Школьный психолог, №2, 2007.
Якушева С.Д. «Основы педагогического мастерства». –М., 2008.
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ№1
с. Средняя Елюзань
__________ /Гурдина З.Д./
Приказ №173
от «30» августа 2023года
Календарно – тематическое планирование
на 2023– 2024 учебный год
по курсу «Основы психологии»
для обучающихся 11Б класса
психолого-педагогической напрвленности
учителя Курмашевой Найли Равилевны
11 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения |
Раздел «Личность в деятельности и общении». 24ч | |||
Соотношение понятий - «человек», «личность», «индивидуальность». | 1 | 4.09.2023 | |
Психологическая структура личности. | 1 | 11.09. | |
Направленность личности. | 1 | 18.09. | |
Практическая работа. Изучение особенности одного из видов направленности школьников. Анализ результатов. | 1 | 25.09. | |
Потребности личности. | 1 | 4.09. | |
Практическая работа. Изучение потребности школьников старших и младших классов. Анализ результатов. | 1 | 02.10. | |
Личность и деятельность. | 1 | 09.10 | |
Защита рефератов и презентации по теме «Личность и деятельность», «Классификация видов деятельности», «Психологическая характеристика игры», «Психологическая характеристика учения», «Психологическая характеристика трудовой деятельности». | 1 | 16.10 | |
Общение и межличностные отношения. | 1 | 23.10 | |
Педагогическое общение: общение учителя и обучающихся, общение в учительском коллективе. | 1 | 13.11 | |
Практическая работа. Тренинг общения. | 1 | 20.11 | |
Группы и коллективы. | 1 | 27.11 | |
Практическая работа: изучить межличностные отношения в одном из школьных классов и проанализировать результаты. | 1 | 04.12. | |
Практическая работа: изучить уровень сотрудничества в одном из классов школы и проанализировать результаты. | 1 | 11.12 | |
Уровни развития коллектива. Основные элементы работы в группе. | 1 | 18.12 | |
Тренинг по сплочению коллектива. | 1 | 25.12 | |
Взаимодействия и взаимоотношения между людьми. | 1 | 15.01.2024 | |
Практическая работа. Изучение особенностей взаимодействия ребёнка и родителя. Анализ результатов. | 1 | 22.01. | |
Конфликты и способы их разрешения. | 1 | 29.01. | |
Стратегии поведения человека в условиях конфликта. | 1 | 05.02. | |
Тренинг по конфликтологии. | 1 | 12.02. | |
Медиаци как способ взаимовыгодного разрешения конфликтных ситуаций | 1 | 19.02. | |
Медиаци как способ взаимовыгодного разрешения конфликтных ситуаций | 1 | 26.02. | |
Тестирование по разделу «Личность в деятельности и общении». | 1 | 04.03. | |
Раздел «Возрастная психология» 10 ч | |||
Младенчество | 1 | 11.03. | |
Ранее детство | 1 | 18.03. | |
Дошкольное детство | 01.04 | ||
Младший школьный возраст | 1 | 08.04 | |
Практическая работа. Исследование когнитивной сферы младших школьников и их личностных качеств. Анализ результатов. | 1 | 15.04 | |
Подростковый возраст | 1 | 22.04 | |
Практическая работа. Исследование когнитивной сферы и личностных особенностей подростков. Анализ результатов. | 1 | 29.04 | |
Юность. | 1 | 06.05. | |
Практическая работа. Исследование своих личностных особенностей. Анализ результатов. | 1 | 13.05 | |
Итоговая работа по разделу «Возрастная психология» и всем пройденным разделам. | 1 | 20.05 | |
Итого | 34 |
Составила учитель русского языка и литературы: /Курмашева Н.Р./
Согласовано с зам. дир. по УВР: /Кленкова Х.Г./
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы
Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию поведения подростков, находящихся в группе риска
Индивидуальная психологическая программа подростков с нарушением слуха группы риска...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»
Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...
Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций познавательной и эмоционально-волевой сферы
Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с легкой степенью умственной отсталости...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие процесса социализации подростка во внешнюю среду слышащих людей
Индивидуальная программа психологического сопровождения процесса социализации подростка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и личностной сферы
Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка с нарушением слуха с УО...
Рабочая программа по предмету "Основы педагогики" для классов с психолого-педагогическим направлением
В помощь учителям, работающим в классах с психолого-педагогическим направлением...