Рабочая программа по предмету "Основы педагогики" для классов с психолого-педагогическим направлением
рабочая программа (10, 11 класс)
В помощь учителям, работающим в классах с психолого-педагогическим направлением
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_osnovy_pedagogiki.docx | 21.47 КБ |
2_raboch.progr_._po_pedagogike.docx | 53.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование
на 2023– 2024 учебный год
по предмету «Основы педагогики»
для обучающихся 11 Б класса
психолого-педагогической направленности
учителя Курмашевой Найли Равилевны
КТП «Основы педагогики» 2-й год обучения (11 класс)
№ | Тема урока | Количество часов | Дата изучения |
Вводное занятие. | 1 | ||
«Современное образование: универсальные компетенции для жизни и учебы» | |||
Искусство навыков ХХI века. Учимся учиться на протяжении всей жизни | 1 | ||
Функциональная грамотность | 1 | ||
Креативное мышление | 1 | ||
Критическое мышление | 1 | ||
Эмоциональный интеллект | 1 | ||
Социальный интеллект. Коммуникативные навыки | 1 | ||
Лидерство | 1 | ||
«Теория и методика воспитания» | |||
Педагогический процесс как целостная система. | 1 | ||
Теория воспитания. Сущность процесса воспитания. Типы воспитания. Самовоспитание и перевоспитание личности | 1 | ||
Учебно-воспитательный коллектив. Законы, этапы и условия развития учебно-воспитательного коллектива. | 1 | ||
Методика определения уровня развития учебно-воспитательного коллектива. Педагогическая диагностика и анализ уровня сформированности и развития классного коллектива | 1 | ||
Детское движение: современные детско-юношеские организации. Неформальные объединения детей и молодежи | 1 | ||
Направления воспитательной работы. Воспитательная деятельность: стратегия, тактика, техника. Роль игры в воспитании личности | 1 | ||
Правила и алгоритм разработки сценария воспитательного мероприятия | 1 | ||
Групповая творческая работа «Разработка, оформление и защита сценария воспитательного мероприятия в подшефном классе начальной школы» | 1 | ||
Групповая творческая работа «Разработка, оформление и защитасценария воспитательного мероприятия в подшефном классе начальной школы» | 1 | ||
Групповая творческая работа «Разработка, оформление и защитасценария воспитательного мероприятия в подшефном классе начальной школы» | 1 | ||
Групповая творческая работа «Разработка, оформление и защитасценария воспитательного мероприятия в подшефном классе начальной школы» | 1 | ||
Нравственные основы семейного воспитания | |||
Семья: понятие, функции, этапы развития. Роль семьи в жизни человека | 1 | ||
Специфика семейного воспитания. Традиции семьи, рода, народа в семейном воспитании | 1 | ||
Реализация нравственного воспитательного потенциала семьи. Роль отца и матери в семейном воспитании | 1 | ||
Реализация нравственного воспитательного потенциала семьи. Роль отца и матери в семейном воспитании | 1 | ||
Различные подходы и стили в семейном воспитании, их влияние на формирование и развитие личности ребенка. | 1 | ||
Типичные ошибки семейного воспитания | 1 | ||
Практикум по решению педагогических ситуаций по вопросам семейного воспитания | 1 | ||
Практикум по решению педагогических ситуаций по вопросам семейного воспитания | 1 | ||
Значимость осознанного и компетентного родительства в вопросах эффективного воспитаниядетей в семье. Правила семейного воспитания | 1 | ||
Практикум по составлению правил семейного воспитания | 1 | ||
Взаимодействие семьи, школы исоциума в воспитании детей. Педагогическая поддержка семьи | 1 | ||
Заключительные уроки по курсу | |||
Обобщение и систематизация знаний по курсу. Подготовка к итоговой аттестации по учебному курсу. | 1 | ||
Обобщение и систематизация знаний по курсу. Подготовка к итоговой аттестации по учебному курсу. | 1 | ||
Итоговый зачет по курсу | 1 | ||
Итоговый зачет по курсу | 1 | ||
ИТОГО в 11-м классе | 34 |
Составила учитель русского языка и литературы: /Курмашева Н.Р./
Согласовано с зам. дир. по УВР: /……………….../
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
с. СРЕДНЯЯ ЕЛЮЗАНЬ ГОРОДИЩЕНСКОГО РАЙОНА
Рассмотрено на заседании МО Протокол № 1 от 29.08.23 г. | Принято педагогическим советом МБОУСОШ №1 с. Средняя Елюзань Протокол №1 от 31.08.23г. | «Утверждаю» Директор МБОУСОШ №1 с. Средняя Елюзань __________ /З.Д.Гурдина/ Приказ № 173 от 30.08.2023г. |
Рабочая программа
по предмету
«Основы педагогики»
для 10-11 класса
с. Средняя Елюзань
2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы педагогики» для 10-11 классов составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования Российской Федерации, закона Российской Федерации «Об образовании», программы курса «Введение в педагогику».
Программа предназначена для подготовки обучающихся старших классов профильного обучения. Знания по истории отечественной и зарубежной истории педагогики необходимы школьникам и специалистам, работающим в системе «человек - человек», т.к. наряду с другими знаниями в области гуманитарных дисциплин, имеют значение знания по истории педагогической мысли, развитии образования и воспитания с древнейших времен у разных народов.
Содержание учебного материала программы соответствует целям профильного обучения, обладает новизной для учащихся. Предлагаемый курс «Основы педагогики» предполагает активизацию у старшеклассников процесса личностного, жизненного и профессионального самоопределения. Знания по истории отечественной и зарубежной истории педагогики необходимы школьникам и специалистам, работающим в системе «человек-человек», т.к., наряду с другими знаниями в области гуманитарных дисциплин, имеют значение знания по истории педагогической мысли, развитии образования и воспитания с древнейших времен у разных народов.
Программа составлена на основе авторских учебников по педагогике и психологии (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, И.Ф. Исаев, И.А. Зимняя, Е.Н. Шиянов, В.А. Сластенин, Н.Е. Щурковой и др.), раскрывает основные направления деятельности учителя. Программа элективного курса имеет профильную (гуманитарную) и профориентационную направленность. На уроках и практических занятиях необходимо показать старшеклассникам не только особенность профессии, но и значимость ее для реформируемого российского общества. Устанавливая межпредметные связи, необходимо показать, как помогают полученные гуманитарные знания школьных предметов в дальнейшем обучении и труде при выборе профессии типа «человек- человек». Изучив данный курс, учащиеся должны сделать выводы о своей профессиональной пригодности в сфере профессий, связанных с взаимодействием между людьми. Это обеспечивается не только проведением теоретических занятий, но и диагностированием склонностей и способностей, а также практикумы и тренинги с учащимися. Для изучения этих вопросов, предварительно учащиеся могут написать эссе, рефераты, доклады для выступления на школьных конференциях. При этом школьники, выбравшие профессию педагога приобретут опыт в работе с информацией, печатными источниками, опыт публичных выступлений.
Основным элементом программы курса являются практические занятия по разработке и проведению уроков в рамках регионального проекта «Дети - детям».
Основанием для выбора обучающимися данного курса будут являться их жизненные планы, склонности и интересы к будущей педагогической деятельности.
Цели курса:
- Формирование у учащихся положительной установки на педагогическую деятельность, раскрытие возможностей педагогической деятельности для творческой самореализации личности.
Задачи:
- Изучение педагогической практики, плодотворных педагогических идей, выдвинутых прогрессивными педагогами и видными мыслителями всех времен и народов.
- развитие критического творческого педагогического мышления, интереса к педагогическому труду;
- создание условий для осознанного выбора профиля и профессии; - знакомство с историей школы.
- повышение мировоззренческой и педагогической культуры, более глубокое понимание ими принципов, методов, форм содержания обучения и воспитания;
- практическая разработка сценариев уроков при реализации ФГОС
Количество часов учебного времени
Курс рассчитан на 34 часа, один час в неделю.
Формы организации учебного процесса:
- Теоретические и практические занятия
- Ролевые игры
- Тренинги общения
- Экскурсии
- Посещение и анализ уроков
- Выполнение и защита обучающимися заданий и проектов
- Решение ими проблемных педагогических ситуаций
- Зачет
- Групповой и индивидуальный проект
Требования к результатам:
В результате освоения элективного курса, школьники научатся и ознакомятся с
- Предметом истории педагогики, современными целями образования и воспитания;
- Основными педагогическими школами, основным представителями философской ипедагогической мысли Европы и
России;
- Компонентами и методиками оценки педагогического опыта, педагогического мастерства,педагогической культуры, такта и общения.
Получат возможность:
- проводить анализ исторической эпохи и развития образования, используя материалыпрошлых и современных источников;
- проявлять компетентность в области будущей профессии педагога, методики преподаванияи организации учебного и воспитательного процесса;
- творчески использовать исторический и передовой опыт в своей будущей педагогическойдеятельности;
- развивать самостоятельность мышления обучающихся, приобретения новыхкоммуникативных качеств, повысить мотивацию к самообразованию и творчеству;
- усвоить навыки планирования и организации своей работы, технологии самообразования исаморазвития;
- Навыки организации учебного и воспитательного процесса.
- Навыки профессионального самоопределения, т.е. готовностью к осознанному выборупрофиля и ориентацией в выбранной профессиональной области.
- практическими навыками организации внеклассной деятельности.
Содержание
В содержание курса «Основы педагогики» входят темы, раскрывающие социальное значение и характер педагогического труда. Программа построена так, чтобы школьники имели представление об умениях, навыках, необходимых в работе учителя, познакомились с методикой проведения внеклассного мероприятия. Большое внимание уделяется анализу психолого- педагогических ситуаций и решению и решению педагогических задач как средствам формирования профессионально-педагогической направленности.
Тема № 1. История становление педагогики как науки Образование и воспитание на Руси с древнейших времен до конца ХVII века. Воспитание и образование в Киевской (Х- ХIII вв.) и Московской (ХIV - ХVII вв.) Руси. Славяно-греко-латинская академия (1687 г.). Образование и педагогическая мысль в России ХVIII первой половины XIX вв. Цифирные и гарнизонные школы. Открытие Академии наук (1725г.). Образовательная деятельность Л.Ф. Магницкого. Выдающиеся представители отечественного образование и педагогической мысли второй половины XIX-начала XX века: К.Л. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.И. Водовозов, П.Г. Редкий, В.Я. Стоюнин, Д.И. Менделеев, Л.Н. Толстой, С.А. Рачинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров. К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, А.С. Макаренко и др. Входящее тестирование: выявление педагогических интересов и педагогической направленности школьников, знаний истории зарождения педагогической мысли. Рейтинг-опрос по темам:
«История становления педагогики»;
«Зависимость содержания и характера воспитания от образа жизни людей и социальныхусловий»;
«Педагогические идеи в русском народном творчестве: русских народных сказках, былинах, потешках, колыбельных песнях».
Практическое задание: Школьники получают задание для аргументации «за» и «против», перед ними стоит задача проанализировать высказывания великих педагогов и высказать своемнение:
«Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях» (Я.
Корчак);
«Вам не удается никогда создать мудрецов, если вы не создадите сначала шалунов» (Ж.Ж. Руссо);
«Утверждая право отдельной личности добровольно состоять в коллективе, коллектив требует от этой личности, пока она состоит в нем, беспрекословного подчинения» (А.С. Макаренко);
«Детей нельзя истязать неразумной любовью; закон должен взять их по защиту» (Я. Корчак).
Задания для самостоятельной работы: Написать эссе на тему «Мой идеал учителя».Провести опрос
«Ценности моих родителей»
Тема 2. Предмет и задачи педагогики. Методические основы педагогики.
Исторически педагогика как наука о воспитании детей. Происхождение слова "педагогика". Основной предмет изучения педагогики (воспитание, обучение и образование). Сущность процессов самообразования и самовоспитания.
Общая методология педагогики. Основные методы педагогической науки
(методы накопления фактов и проверки гипотезы в педагогическом исследовании и методы обработки и осмысления полученных педагогических данных). Методы накопления фактов и проверки гипотезы в педагогическом исследовании.
Тема 3. Воспитание в первобытном обществе
Зарождение воспитания в первобытном обществе. Происхождение воспитания и его развитие в условиях первобытного общества. Зарождение организованных форм обучения и воспитания. Передача опыта от старших младшим, обряды инициации.
Тема 4. Средневековая монастырская школа
Начало христианских школ. Основные типы церковных школ: приходская, монастырская, соборная, или епископальная (кафедральная). Развитие монастырских школ. Правила обучения св. Бенедикта Нурсийского. Учителя средневековых монастырских школ.
Характеризующие признаки христианских учебных заведений.
Тема 5. Общие вопросы педагогической науки
Общие вопросы педагогической науки. Какими принципами следует руководствоваться при осуществлении педагогического процесса? Система комплексной организации учебно-воспитательной работы. Основные направления разработки проблемы соотношения обучения и развития детей. Основные направления и этапы изучения и обобщения передового педагогического опыта вам известны. Пути и формы внедрения передового опыта в учебно- воспитательную практику. Активная жизненная позиция. Ее роль в педагогическом процессе.
Тема 6. Ученые, внесшие большой вклад в развитие педагогики в России
Реформы Петра I в России. В период с 1701 по1721 гг. открытие Морской академии, Навигацкой, Артиллерийской, Медицинской и Инженерной школ. Открытие гарнизонных, архиерейских и разноязычных школ. Просветительская деятельность И.Т. Посошкова, М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, А.Я. Поленова, Ф.И. Янковича де Мириево и др. в развитии педагогических идей в русской общественной мысли XVIII в..
Роль в развитии отечественного образования великого русского учѐного МихаилаВасильевича Ломоносова.
Работа А.Я. Поленова «О крепостном состоянии крестьян в России». Первый масштабный проект создания системы народного образования в России
Фѐдора Ивановича Янковича деМириево.
Тема 7. Возникновение и становление педагогической профессии
Образование и воспитание на Руси с древнейших времен до конца ХVII века. Воспитание и образование в Киевской (Х-ХIII вв.) и Московской (ХIV - ХVII вв.) Руси. Славяно-греко- латинская академия (1687 г.). Образование и педагогическая мысль в России ХVIII первой половины XIX вв. Цифирные и гарнизонные школы. Открытие Академии наук (1725г.). Образовательная деятельность Л.Ф. Магницкого. Выдающиеся представителиотечественного образование и педагогической мысли второй половины XIX-начала XX века: К.Л. Ушинский, Н.И. Пирогов, В.И. Водовозов, П.Г. Редкий, В.Я. Стоюнин, Д.И. Менделеев, Л.Н. Толстой, С.А. Рачинский, П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров. К.Н. Вентцель, С.И. Гессен, А.С. Макаренко и др.
Профессия и специальность педагога. Профессии типа «Человек – Человек». Возникновение и становление педагогической профессии. Содержание педагогического труда. Условия труда учителя. Творческий характер учительской деятельности. Компоненты профессиональной деятельности учителя-предметника. Карьера в рамках образования: тест
«В педагоги я пойду – стану карьеристом…». Практическое задание:
Предложить ответы на вопросы:
- Профессия учителя – талант или квалификация.
- М.И. Калинину принадлежат слова: «Учителем надо родиться». А.С.Макаренко утверждал: «Успех педагогического дела решает не талант учителя, а мастерство, основанное на умении, на квалификации», т.е. учителем можно стать?
Каково ваше мнение? Аргументируйте его. Задание для самостоятельной работы: Организовать встречу с ветеранами педагогического труда, работниками школы. (Сбор материала и подготовка сообщений о педагогической деятельности своего представителя)
Входящее тестирование: выявление педагогических интересов и педагогической направленности школьников, знаний истории зарождения педагогической мысли. Рейтинг- опрос по темам:
«История становления педагогики»;
«Зависимость содержания и характера воспитания от образа жизни людей и социальныхусловий»;
«Педагогические идеи в русском народном творчестве: русских народных сказках, былинах, потешках, колыбельных песнях».
Практическое задание: Школьники получают задание для аргументации «за» и
«против», перед ними стоит задача проанализировать высказывания великих педагогов и высказать свое мнение:
«Чем больше у ребенка свободы, тем меньше необходимость в наказаниях» (Я.
Корчак);
«Вам не удается никогда создать мудрецов, если вы не создадите сначала шалунов» (Ж.Ж. Руссо);
«Утверждая право отдельной личности добровольно состоять в коллективе, коллектив требует от этой личности, пока она состоит в нем, беспрекословного подчинения» (А.С. Макаренко);
«Детей нельзя истязать неразумной любовью; закон должен взять их по защиту» (Я. Корчак).
Задания для самостоятельной работы:
Написать эссе на тему «Мой идеал учителя». Провести опрос «Ценности моих родителей».
Тема 8. Роль педагога в учебно-воспитательном процессе школы
Социальная значимость педагогической деятельности. Педагогический процесс как взаимодействие личностей. Структурные компоненты психологического портрета педагога любой учебной дисциплины. Структура общих педагогических способностей. Педагогическая умелость. Педагогическое мастерство. Педагогическое творчество. Новаторство.
Тема 9. Знакомство с профессиограммой учителя
Профессиограмма учителя- перечень требований, предъявляемых к его личности, способностям, мастерству и психолого-физическим возможностям. Умственные, эстетические, экспрессивные, организаторские и особенно коммуникативные способности. Потребности профессии учителя: в сотрудничестве, в достижениях, творчестве, в самопознании, в эмоциональных контактах. Образ «Я» учителя должен включать представление о своих качествах и свойствах, самооценку своего общения с учащимися, желаемое *Я*, самоуважение. Отличительными чертами учителя: наблюдательность, терпимость, выдержка, чувство юмора, доброта, организованность, оптимизм, самостоятельность, ответственность, общительность, готовность к симпатии, сочувствию, эмпатии, умение разбираться в настроениях учащихся, изучать и учитывать их индивидуальные и возрастные способности.
Тема 10. Знакомство с портфолио учителя
Портфолио – набор материалов, документов и иных свидетельств достижений в профессиональной педагогической деятельности, предназначенный для определения уровня квалификации педагогического работника, его личностного профессионального роста, а также для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии. Цель создания портфолио учителя. Виды портфолио учителя. Структура портфолио учителя.
Тема 11. Карьера в рамках образования
Как выглядит карьерная лестница учителя? Становление карьеры учителя: профессиональная карьера, профессиональное развитие, модель становления карьеры педагога, принципы карьерного развития.
Тема 12. Экскурсия в педагогический колледж
Знакомство с перечнем педагогических профессий, которые готовит учреждение. Основные направления работы педагогического колледжа, его традиции. Условия поступления. Сроки обучения. Социальные гарантии.
Тема 13. Встреча с ветераном педагогического труда
Подготовка к встрече. Составление перечня вопросов, связанных с профессиональным становлением педагога. Оформление кабинета. Подготовка выставки.
Составлениестаршеклассниками отчета о мероприятии.
Тема 14. Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога
Основные признаки психолого-педагогической культуры педагога: психолого- педагогическая грамотность, уровень педагогического мастерства, степень развития педагогических способностей, нравственно-профессиональная воспитанность.
Тема 15. Требования, предъявляемые к учителю, работающему в учебных заведениях
Этические и психологические установки педагога: отношение к обучающимся, отношение к организации коллективной деятельности, отношение к самому себе.
Практическое задание: Решение педагогических задач. (Например, слово «такт» – мера или чувство меры? Вспомните слова К.Д. Ушинского: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма… носитель этих качеств учитель».
Как вы думаете? Достоинства педагога могут превратиться в недостатки?
Тема 16-17. Педагогические способности будущего педагога
Педагогическим способностями называют совокупность индивидуально- психологических особенностей личности учителя, отвечающих требованиям педагогической деятельности и определяющих успех в овладении этой деятельностью. Отличие педагогических способностей от педагогических умений заключается в том, что педагогические способности - это особенности личности, а педагогические умения - это отдельные акты педагогической деятельности, осуществляемые человеком на высоком уровне.
Понятие о структуре педагогических способностей. Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства.
- Ведущими свойствами в педагогических способностях являются: o педагогический такт; o наблюдательность; o любовь к детям; o потребность в передаче знаний.
Педагогический такт - это соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьмив самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к учащимся (Российская…, 1999. С. 411; см. аннотацию).
- Педагогический такт предполагает:
o уважение к школьнику и требовательность к нему; o развитие самостоятельности учащихся во всех видах
деятельности и твердоепедагогическое руководство их работой; o внимательность к психическому состоянию школьника и
разумность ипоследовательность требований к нему; o доверие к учащимся и систематическая проверка их учебной работы; o педагогически оправданное сочетание делового и
эмоционального характераотношений с учениками и др.
Тема 18. Изучение рекомендаций по формированию способностей к педагогическомуобщению, организаторских способностей.
Психологические основы самовоспитания при подготовке к педагогическойдеятельности. Освоение одной из
методик регулирования эмоций.
Тема 19. Интерес и склонность к педагогической работе
Интерес и склонность к педагогической работе – условие развития педагогическихспособностей. Трудолюбие как фактор, способствующий развитию способностей.
Тема 20. Психологические основы самовоспитания при подготовке к педагогическойдеятельности
Методы оптимизации эмоционального состояния педагога: дыхательные упражнения,техники самовнушения и аутотренинга. Тема 21. Круглый стол – «Современный учитель - …. »
Тема 22. Встречи с выпускниками школы, выбравшими профессию учитель
Подготовка к встрече. Составление перечня вопросов, связанных с профессиональным становлением педагога. Оформление кабинета. Подготовка
выставки. Составление старшеклассниками отчета о мероприятии.
Тема 23. Эссе на тему «Имидж современного педагога»
Задание для самостоятельной работы: Написать эссе «Каким должен быть современный учитель?» или «Имидж современного педагога».
Тема 24. Тренинг общения
Развитие профессионально важных качеств: эффективный индивидуальный стиль профессиональной деятельности, умение успешно общаться с коллегами по работе и руководством школы, учащимися и их родителями, а также с членами своей семьи. Выработка качеств: позитивное отношение к ребенку, эмоциональное принятие школьника, коммуникативные средства развивающего общения с ним, способы эффективной саморегуляции.
Одной из задач ролевой игры является подведение ее участников к осмыслению, с одной стороны, помех, затруднений, характерных для ситуаций межличностного общения, а с другой стороны, к уяснению условий и факторов, благоприятствующих, оптимизирующих общение.
Тема 25. Тренинг лидерских способностей
Отслеживание лидерских качеств у будущих педагогов – участников тренинга;
выявление их творческого потенциала; способствование развития коммуникативных качеств;снижение барьеров, препятствующие развитию педагогической деятельности. Тема 26. Актерский тренинг
Знакомство с основами театральной педагогики, с технологией проведения урока, основанной на ее принципах; направлена на формирование навыков проектировочной деятельности педагога, а также основами актерского мастерства и режиссуры в профессиональной деятельности учителя. Анализ методологического и методического аспекта самовоспитания, самосовершенствования учителя, узнавания и расширения природных возможностей человека, стремящегося жить в искусстве под названием
«педагогика», вернее педагогика нового века. Способы передачи смысла художественного текста. Средства вербальной и невербальной коммуникации. Эмоциональное воздействие.
Тема 27. Посещение уроков учителей-мастеров
Возможные задания обучающимся для наблюдения при посещении урока:
- Оценить, в какой степени педагог, ведущий учебное занятие, умеет (владеет навыком):
- Управлять своим психофизическим состоянием.
- Слышать настроение в классе.
- Распределять внимание при работе с обучающимися на уроке.
- Выразительностью своего отношения к происходящему. 1.5. Выразительностью речи и
т.п. 2.Попробовать:
- Определить, в чѐм состоят главные особенности общения данного учителя с классом.
- Составить схему (модель) взаимоотношений, которая, на взгляд посещающего, наиболее точно отражает взаимоотношения в коллективе класса, в котором проходит урок (обсуждениеполученных результатов лучше проводить в присутствии учителя, на уроке которого присутствовали школьники, классного руководителя этого класса).
- Выделить учеников, которые находятся, по мнению посещающего, в состоянии конфликта с преподавателем, предположить возможные причины его возникновения, выявитьинициатора.
- Выделить ребят, которые, по вашему мнению, относятся к наиболее популярным среди своих одноклассников и «отвергаемых», т.е. тех, которые сами хотели бы иметь друзей в классе, но с ними никто не хочет иметь дело, а также тех, кто не проявляет никакой инициативы для общения с другими. Затем (при анализе, рефлексии увиденного) можно проанализировать, во-первых, почему тот или иной ученик был отнесѐн в ту или иную группу, во-вторых, каковы причины того, что он оказался в этой группе, охарактеризовать эмоциональную атмосферу в классе. Назвать тех учеников, которым преподаваемый учителемпредмет нравится (не нравится), и пояснить почему. 3. Опираясь на имеющиеся знания о педагогическом взаимодействии, попробовать описатьего характер на данном уроке.
Пояснения:
Предложенные примерные вопросы разбиты на три группы. В первой группе собраны вопросы, относящиеся к профессиональной оснащѐнности педагога, во второй – характеризующие взаимоотношения в 11 классе.
Третье задание – обобщающее. Ученику предлагается описать характер педагогического взаимодействия на основе тех знаний по педагогике и психологии, которые он имеет. Часы, выделенные на занятие этого вида, могут быть использованы несколькими способами. Например, посещение уроков может быть организовано после прохождения какой-либо темы и полученный материал может быть использован на последующих занятиях. Полученный материал станет основой для проведения итогового диспута. Тема 28-29. Решение психолого-педагогических задач
Практическое задание: Решение педагогических задач. (Например, слово «такт» – мера или чувство меры? Вспомните слова К.Д. Ушинского: «В школе должна царствовать серьѐзность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма… носительэтих качеств учитель». Как вы думаете? Достоинства педагога могут превратиться в недостатки?
Тема 30-31. Семинар-диспут «Чего мне не хватает сегодня, чтобы статьучителем?» Задание:
- Подготовить эссе на тему: «Портрет учителя – героя нашего времени».
- Составить схему (модель) взаимоотношений классного руководителя и учеников (обсуждение полученных результатов лучше проводить в присутствии учителя и учеников).
- Заполните таблицу:
Педагогические способности, которыеследует в себе развить | Характеристика педагогических способностей |
Тема 32. Эссе на тему: «Портрет учителя – героя нашего времени»
Тема 33-34. Мини проект «Учениками славитсяРоссия, учителя приносят славу ей!»
Актуальность проекта. Составление плана работы. Подбор необходимого материала.
Сбор исторических сведений. Выполнение творческих заданий. Подготовка к защите проекта.
2- й год обучения (11 класс)
«Современное образование: универсальные компетенции для жизни и учебы».
Теория: Искусство навыков ХХI века. Креативное и критическое мышление. Эмоциональный и социальный интеллект. Коммуникативные навыки. Функциональная грамотность. Лидерство. Учимся учиться на протяжении всей жизни.
Практика: Групповая творческая работа «Как развить универсальные компетенции». «Теория и методика воспитания».
Теория: Педагогический процесс как целостная система. Теория воспитания. Сущность процесса воспитания. Типы воспитания. Самовоспитание и перевоспитание личности. Учебно-воспитательный коллектив. Законы, этапы и условия развития учебно-воспитательного коллектива. Методика определения уровня развития учебно-воспитательного коллектива. Детское движение: современные детско-юношеские организации. Неформальные объединения детей и молодежи. Направления воспитательной работы. Воспитательная деятельность: стратегия, тактика, техника. Роль игры в воспитании личности. Правила и алгоритм разработки сценария воспитательного мероприятия.
Практикум: Разработка, оформление и защита сценария воспитательного мероприятия в подшефном классе начальной школы. Педагогическая диагностика и анализ уровня сформированности и развития классного коллектива.
«Нравственные основы семейного воспитания».
Теория: Семья: понятие, функции, этапы развития. Роль семьи в жизни человека. Специфика семейного воспитания. Традиции семьи, рода, народа в семейном воспитании. Реализация нравственного воспитательного потенциала семьи. Роль отца и матери в семейном воспитании. Различные подходы и стили в семейном воспитании, их влияние на формирование и развитие личности ребенка. Значимость осознанного и компетентного родительства в вопросах эффективного воспитания детей в семье. Правила семейного воспитания. Типичные ошибки семейного воспитания. Взаимодействие семьи, школы и социума в воспитании детей. Педагогическая поддержка семьи.
Практикум: Практикум по составлению правил семейного воспитания. Практикум по решению педагогических ситуаций по вопросам семейного воспитания. Заключительные уроки по учебному курсу. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка к итоговой аттестации по учебному курсу. Итоговая аттестация по учебному курсу.
Тематическое планирование 10 класс
№ | тема | «школьн ый урок» | практик а | итого | |
1 | История становления педагогики как науки | 1 | 3 | 6 часов | |
2 | Особенности педагогической профессии | 1 | 4 | 7 | |
3 | Портрет личности учителя и требования к ней | 2 | 5 | 10 | |
4. | Введение в педагогическую психологию | 1 | 3 | 7 | |
5 | Мини проект «Учениками славится Россия, учителя приносят славу ей!» | 2 | 3 | 5 | 5 |
2-й год обучения (11 класс)
№ п/п | Тематическое планирование | Общее количест во часов | Теор ия | Практи ка |
5. | Модуль 5. «Современное образование: универсальные компетенции для жизни и учебы» | 4 | 1 | 3 |
5.1. | Искусство навыков ХХI века. Учимся учиться на протяжении всей жизни | 1 | 1 |
|
5.2. | Функциональная грамотность | 0,5 |
| 0,5 |
5.3. | Креативное мышление | 0,5 |
| 0,5 |
5.4. | Критическое мышление | 0,5 |
| 0,5 |
5.5. | Эмоциональный интеллект | 0,5 |
| 0,5 |
5.6. | Социальный интеллект. Коммуникативные навыки | 0,5 |
| 0,5 |
5.7. | Лидерство | 0,5 |
| 0,5 |
6. | Модуль 6. «Теория и методика воспитания» | 10 | 5 | 5 |
6.1. | Педагогический процесс как целостная система. Теория воспитания. Сущность процесса воспитания. Типы воспитания. Самовоспитание и перевоспитание личности | 1 | 1 |
|
6.2. | Учебно-воспитательный коллектив. Законы, этапы и условия развития учебно-воспитательного коллектива. | 1 | 1 |
|
6.3. | Методика определения уровня развития учебно-воспитательного коллектива. Педагогическая диагностика и анализ уровня сформированности и развития классного коллектива | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.4. | Детское движение: современные детско-юношеские организации. Неформальные объединения детей и молодежи | 1 | 1 |
|
6.5. | Направления воспитательной работы. Воспитательная деятельность: стратегия, тактика, техника. Роль игры | 1 | 0,5 | 0,5 |
6.6. | Правила и алгоритм разработки сценария воспитательного мероприятия | 1 | 1 |
|
6.7. | Групповая творческая работа «Разработка, оформление и защитасценария воспитательного мероприятия в подшефном классе начальной школы» | 4 |
| 4 |
7. | Модуль 7. Нравственные основы семейного воспитания | 16 | 7,5 | 8,5 |
7.1. | Семья: понятие, функции, этапы развития. Роль семьи в жизни человека | 2 | 1 | 1 |
7.2. | Специфика семейного воспитания. Традиции семьи, рода, народа в семейном воспитании | 4 | 2 | 2 |
7.3. | Реализация нравственного воспитательного потенциала семьи.Роль отца и матери в семейном воспитании | 2 | 1 | 1 |
7.4. | Различные подходы и стили в семейном воспитании, их влияние наформирование и развитие личности ребенка. | 2 | 1 | 1 |
7.5. | Типичные ошибки семейного Воспитания | 1 | 1 |
|
7.6. | Практикум по решению педагогических ситуаций по вопросамсемейного воспитания | 2 |
| 2 |
7.7. | Значимость осознанного и компетентного родительства в вопросах эффективного воспитаниядетей в семье. Правила семейного воспитания | 1 | 1 |
|
7.8. | Практикум по составлению правил семейного воспитания | 1 |
| 1 |
7.9. | Взаимодействие семьи, школы исоциума в воспитании детей, Педагогическая поддержка семьи | 1 | 0,5 | 0,5 |
| Заключительные уроки по курсу | 4 |
| 4 |
| Обобщение и систематизация знанийпо курсу. Подготовка к итоговой аттестации по учебному курсу. | 2
|
| 2 |
| Итоговый зачет по курсу | 2 |
| 2 |
| ИТОГО в 11-м классе | 34 | 13,5 | 20,5 |
УМК по курсу
- Балакирева Э.В. «Старшеклассники в поле профессионального выбора: педагогическийпрофиль» / Учебно-методическое пособие для учителей. – С-П.:
КАРО, 2005.
- Белова С.В. Элективные курсы гуманитарной направленности для различных профилейобучения: учеб.-метод. пособие. – М.: Глобус, 2007.
- Болдина Е., Ащеулова К. «Педагогические ситуации». – М.: Школьная пресса, 2000.
- Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб: изд-во «Питер», 2000. 5. Гаврюшин Н.К. «Сокровища у порога: Эстетическое воспитание в краеведческой работе» /книга для учителя. – М.: Просвещение, 1982.
- Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для
студ. вуза. – М.:Изд.центр «Академия», 2008.
- Журнал «Учитель»: 2002 № 6; 2003 № 4, 2002005 № 1, 3; 2006 № 1. 8. Иркутский городской центр занятости населения «Всѐ о профессиях» / Сборникпрофессиографического материала. / Выпуск 1.
– Иркутск, 2003.
- Канн-Калик В.А. «Учителю о педагогическом общении» / Книга для учителя. – М.:Просвещение, 1987.
- Каспаржак А.Г. «Проблема выбора: элективные курсы в школе». – М.: Новая школа, 2004.
- Мудрик А.В. «Учитель: мастерство и вдохновение» / Книга для старшеклассников. – М.:Просвещение, 1986.
- Научно-практический журнал «Завуч» № 5, 2000.
Рекомендуемый перечень тем для написания реферата
- Воспитание как явление, практика и проблема педагогической науки
- Развитие, воспитание и формирование личности
- Развитие системы образования в РФ
- Роль учителя в воспитании подрастающего поколения; функции учителя
- Педагогическое мастерство, новаторство и творчество.
- Задачи и содержание воспитательной работы в современной школе
- Совместная воспитательная работа школы и семьи
- Единство процессов обучения и воспитания; целостный педагогический процесс;образование
- Современные научные теории и концепции развития личности.
- Основные категории теории воспитания.
- Учение как познавательная деятельность школьника; философские и психологическиеосновы учения.
- Преподавание как управление познавательной деятельностью ученика.
- Эволюция форм организации обучения в школе.
- Приемы мотивации на различных уровнях.
- Принципы личностно-ориентированного образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию компетенций познавательной, эмоционально-личностной, мотивационной сферы
Программа индивидуального психологического сопровождения, направленная на развитие внутреннего потенциала ребенка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию поведения подростков, находящихся в группе риска
Индивидуальная психологическая программа подростков с нарушением слуха группы риска...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы «Я все смогу»
Индивидуальная программа психологического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и коммуникативной сферы подростка с нарушением слуха...
Групповая программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций познавательной и эмоционально-волевой сферы
Групповая программа психологического сопровождения подростков с нарушением слуха с легкой степенью умственной отсталости...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие процесса социализации подростка во внешнюю среду слышащих людей
Индивидуальная программа психологического сопровождения процесса социализации подростка с нарушением слуха...
Индивидуальная программа психолого-педагогического сопровождения, направленная на коррекцию и развитие компетенций эмоционально-волевой и личностной сферы
Индивидуальная программа психологического сопровождения подростка с нарушением слуха с УО...
Рабочая программа по предмету "Основы психологии" для классов с психолого-педагогическим направлением
В помощь учителям, работающим в классах с психолого-педагогическим направлением...