Логопедическое занятие по развитию лексико-граммаических категорий и связной речи. Тема: Составление творческого рассказа по стихотворению С.В.Михалкова "Мой щенок" с пересказом произошедших событий от другого лица.
план-конспект
Цель: развитие связной речи и лексико-грамматических категорий путём использования элементов технологий «пересказ стихотворного текста своими словами», «пересказ произошедших событий от другого лица»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить и закрепить знания детей о творчестве С. В. Михалкова;
- познакомить с произведением С.В.Михалкова «Мой щенок», совершенствовать умение отвечать на вопросы по тексту литературного произведения;
- закрепить навык пересказа стихотворного текста своими словами по картинному плану,
- упражнять в пересказе произошедших событий от другого лица;
- совершенствовать навык употребления сформированных ранее грамматических категорий;
- продолжить работу по автоматизации правильного произношения звуков всех групп
Коррекционно-развивающие:
- развивать словесно-логическое мышление детей, активизировать внимание, память;
- развивать слуховое внимание;
-развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии
- развивать навыки речевого общения с друг с другом, умение слушать.
- воспитывать желание говорить красиво, правильно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_-_moy_shchenok_s.mihalkova.docx | 31.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 254» Тракторозаводского района г.Волгограда
Конспект
непосредственно-образовательной деятельности
в подготовительной к школе группе для детей
с задержкой психического развития
подготовила и провела
учитель-логопед
Бавтрук
Светлана Николаевна
26 апреля 2018 года
Тема: Составление творческого рассказа по стихотворению С.В.Михалкова "Мой щенок" с пересказом произошедших событий от другого лица.
Тип: совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи и речевого общения
Вид: творческое занятие
Группа: подготовительная (ЗПР)
Форма проведения: подгрупповое
Цель: развитие связной речи и лексико-грамматических категорий путём использования элементов технологий «пересказ стихотворного текста своими словами», «пересказ произошедших событий от другого лица»
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить и закрепить знания детей о творчестве С. В. Михалкова;
- познакомить с произведением С.В.Михалкова «Мой щенок», совершенствовать умение отвечать на вопросы по тексту литературного произведения;
- закрепить навык пересказа стихотворного текста своими словами по картинному плану,
- упражнять в пересказе произошедших событий от другого лица;
- совершенствовать навык употребления сформированных ранее грамматических категорий;
- продолжить работу по автоматизации правильного произношения звуков всех групп
Коррекционно-развивающие:
- развивать словесно-логическое мышление детей, активизировать внимание, память;
- развивать слуховое внимание;
-развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать положительную мотивацию на занятии
- развивать навыки речевого общения с друг с другом, умение слушать.
- воспитывать желание говорить красиво, правильно.
Предварительная работа: чтение произведений С.В. Михалкова, пересказ известных детских стихов своими словами (по картинному плану и без него)
Наглядный дидактический материал: плакат с изображением С.В. Михалкова, книга с зашифрованным названием, ключ к расшифровке, листы с заданиями, картинки с сюжетами из стихотворения «Мой щенок» для составления картинного плана.
Ход занятия (НОД):
I. Оргмомент, сообщение цели.
-Ребята, сегодня нам принесли вот такую посылку. Отгадайте, откуда нам её прислали.
Найдёшь любые КНИГИ здесь
Для жизни человека,
То место интересное
Зовут... (библиотека)
- Так, посылка из библиотеки, что в ней? Листы с заданиями. Выполняя эти задания, мы познакомимся с произведением известного российского поэта, писателя, поупражняемся в пересказе.
II. Упражнение на развитие общей и мелкой моторики.
- Начнём наше занятие с физминутки под известную песенку, она поможет нам немного размяться, а внимательным детям даже подскажет ответы на вопросы из библиотеки.
Мы едем, едем, едем В далёкие края, Хорошие соседи, Счастливые друзья. Нам весело живётся, Мы песенку поём, И в песенке поётся О том, как мы живём | Идут по кругу, взявшись за руки. Идут в обратном направлении. |
Красота! Красота! Мы везём с собой Кота, чижика, собаку, Петьку-забияку, Обезьяну, попугая – Вот компания какая! | Хлопки с правой стороны Хлопки с левой стороны Изображение вращения руля перед собой Загибают поочерёдно пальчики. Руки на поясе, с приседаниями повороты вправо-влево. |
III. Закрепление, обобщение ранее приобретённых знаний.
- Присаживайтесь за столы, внимательно посмотрите на листы-задания и ответьте на вопросы.
- Что находится вверху слева на листе? (Портрет)
- Чей это портрет? (С.В. Михалкова).
- Кто он? Чем знаменит?
- Какие стихи С.В.Михалкова вам известны?
Если дети затрудняются ответить, чей портрет, даются подсказки:
- Это - известный российский поэт, писатель, написавший стихи к песенке, прозвучавшей в начале нашего занятия.
- Он – автор слов к главной песне нашей страны (гимну).
- Он придумал стихотворение про дядю Стёпу.
Здесь – портрет известного российского поэта, писателя Сергея Владимировича Михалкова. Со многими его стихами вы знакомы. Самые известные из них – стихи про дядю Стёпу, песенка друзей, с которой мы начинали своё занятие, и самое важное для всей страны – наш Гимн, гимн России. Но посмотрите, в листах-заданиях вверху справа размещена книга. Её название неизвестно – зашифровано. Расшифровав его, мы узнаем, с какой книгой нас ждёт встреча сегодня. Название состоит из двух слов.
Расшифруйте это слово. Вот ключ к нему.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
О | Й | М | Е | Н | К | Щ | А | Т | Я | П |
(Дети выполняют задания на листах, один - на доске).
- Ребята, какое название у нас получилось? («Мой щенок»)
IV. Знакомство с новым материалом
- Словарная работа
- С первыми заданиями из библиотеки вы справились – отгадали название книги, а сейчас настало время послушать стихотворение С.В.Михалкова «Мой щенок», но при чтении вам встретятся новые для вас слова и выражения. Давайте выясним, что они обозначают.
- Жбан
- Кладовка
- Лежать пластом
(Попытка детей объяснить значения слов, в случае неточного объяснения - показ иллюстраций и объяснение значений предложенных слов педагогом).
- Чтение стихотворения
- Вопросы по содержанию
- Вам понравилось? Посмотрите на лист с заданиями. В его центре изображены различные персонажи. Кто здесь? (Бабушка, дедушка, мама, папа, девочка, мальчик, собака и кошка)
- Подумайте и ответьте, от чьего имени идёт рассказ в стихотворении? (От имени девочки). Обведите в листах правильный ответ. (Выполнение задания детьми).
- Ребята, прослушав стихотворение, вы узнали, как зовут девочку? (Нет). Имя девочки зашифровано в левом нижнем уголке листа с заданиями. Расшифруем его. (Дети выполняют задания на листах, один - на доске).
- Как же зовут девочку? (Катя)
- Что же случилось у Кати? (Ответы детей)
- Давайте узнаем, как зовут Катиного щенка. Его кличка зашифрована в правом нижнем уголке листа с заданиями. (Дети выполняют задания на листах, один - на доске)
- Как получилось, что Тяпа пропал? (Ответы детей)
- Чем всё закончилось? (Ответы детей)
- Катя сразу угадала своего щенка? Почему? (Ответы детей)
- Кто лечил щенка от укусов пчёл? (Ответы детей)
- Девочка какая? (Ответы детей) А щенок? (Ответы детей)
- Пересказ стихотворения
- Подготовительная работа
- Ребята, посмотрите на листы с заданиями. Нужно расположить эпизоды стихотворения в правильной последовательности, соединив их стрелочками. Вначале мы это сделаем на доске. Каждый получает картинки по стихотворению. (Раздача картинок, уточнение понимания детьми изображённых на них событий)
- Я ещё раз прочитаю стихотворение, вы – внимательно слушаете. Если услышите, что речь идёт о событиях, изображённых у вас на картинке – поднимаете руку, выходите к доске и прикрепляете свой эпизод.
- Повторное чтение с параллельным выполнением задания детьми
- В листах с заданиями стрелочками покажите, в какой последовательности происходили события.
- Пересказ стихотворения своими словами
- Ребята, обратите внимание, у нас получился план, который поможет пересказать стихотворение своими словами от имени Кати. Давайте это сделаем по цепочке. (Выполнение задания детьми).
- Пересказ стихотворения своими словами от другого имени
- Ребята, а давайте теперь попробуем пересказать историю про щенка от другого имени:
- от имени мамы (папы, бабушки, брата)
- от имени самого щенка (с предварительным обсуждением того, что произошло с щенком, почему он вернулся весь покусанный пчёлами)
VI. Итог
I. Оргмомент, сообщение цели.
-Ребята, сегодня нам принесли вот такую посылку. Отгадайте, откуда нам её прислали.
Найдёшь любые КНИГИ здесь
Для жизни человека,
То место интересное
Зовут... (библиотека)
- Так, посылка из библиотеки, что в ней? Листы с заданиями. Выполняя эти задания, мы познакомимся с произведением известного российского поэта, писателя, поупражняемся в пересказе.
II. Упражнение на развитие общей и мелкой моторики.
- Начнём наше занятие с физминутки под известную песенку, она поможет нам немного размяться, а внимательным детям даже подскажет ответы на вопросы из библиотеки.
III. Закрепление, обобщение ранее приобретённых знаний.
- Присаживайтесь за столы, внимательно посмотрите на листы-задания и ответьте на вопросы.
- Что находится вверху слева на листе? (Портрет)
- Чей это портрет? (С.В. Михалкова).
- Кто он? Чем знаменит?
- Какие стихи С.В.Михалкова вам известны?
Если дети затрудняются ответить, чей портрет, даются подсказки:
- Это - известный российский поэт, писатель, написавший стихи к песенке, прозвучавшей в начале нашего занятия.
- Он – автор слов к главной песне нашей страны (гимну).
- Он придумал стихотворение про дядю Стёпу.
- Здесь – портрет известного российского поэта, писателя Сергея Владимировича Михалкова. Со многими его стихами вы знакомы. Самые известные из них – стихи про дядю Стёпу, песенка друзей, с которой мы начинали своё занятие, и самое важное для всей страны – наш Гимн, гимн России. Но посмотрите, в листах-заданиях вверху справа размещена книга. Её название неизвестно – зашифровано. Расшифровав его, мы узнаем, с какой книгой нас ждёт встреча сегодня. Название состоит из двух слов.
- Расшифруйте это слово. Вот ключ к нему.
(Дети выполняют задания на листах, один - на доске).
- Ребята, какое название у нас получилось? («Мой щенок»)
IV. Знакомство с новым материалом
- Словарная работа
- С первыми заданиями из библиотеки вы справились – отгадали название книги, а сейчас настало время послушать стихотворение С.В.Михалкова «Мой щенок», но при чтении вам встретятся новые для вас слова и выражения. Давайте выясним, что они обозначают.
- Жбан
- Кладовка
- Лежать пластом
(Попытка детей объяснить значения слов, в случае неточного объяснения - показ иллюстраций и объяснение значений предложенных слов педагогом).
- Чтение стихотворения
- Вопросы по содержанию
- Вам понравилось? Посмотрите на лист с заданиями. В его центре изображены различные персонажи. Кто здесь? (Бабушка, дедушка, мама, папа, девочка, мальчик, собака и кошка)
- Подумайте и ответьте, от чьего имени идёт рассказ в стихотворении? (От имени девочки). Обведите в листах правильный ответ. (Выполнение задания детьми).
- Ребята, прослушав стихотворение, вы узнали, как зовут девочку? (Нет). Имя девочки зашифровано в левом нижнем уголке листа с заданиями. Расшифруем его. (Дети выполняют задания на листах, один - на доске).
- Как же зовут девочку? (Катя)
- Что же случилось у Кати? (Ответы детей)
- Давайте узнаем, как зовут Катиного щенка. Его кличка зашифрована в правом нижнем уголке листа с заданиями. (Дети выполняют задания на листах, один - на доске)
- Как получилось, что Тяпа пропал? (Ответы детей)
- Чем всё закончилось? (Ответы детей)
- Катя сразу угадала своего щенка? Почему? (Ответы детей)
- Кто лечил щенка от укусов пчёл? (Ответы детей)
- Девочка какая? (Ответы детей) А щенок? (Ответы детей)
- Пересказ стихотворения
- Подготовительная работа
- Ребята, посмотрите на листы с заданиями. Нужно расположить эпизоды стихотворения в правильной последовательности, соединив их стрелочками. Вначале мы это сделаем на доске. Каждый получает картинки по стихотворению. (Раздача картинок, уточнение понимания детьми изображённых на них событий)
- Я ещё раз прочитаю стихотворение, вы – внимательно слушаете. Если услышите, что речь идёт о событиях, изображённых у вас на картинке – поднимаете руку, выходите к доске и прикрепляете свой эпизод.
- Повторное чтение с параллельным выполнением задания детьми
- В листах с заданиями стрелочками покажите, в какой последовательности происходили события.
- Пересказ стихотворения своими словами
- Ребята, обратите внимание, у нас получился план, который поможет пересказать стихотворение своими словами от имени Кати. Давайте это сделаем по цепочке. (Выполнение задания детьми).
- Пересказ стихотворения своими словами от другого имени
- Ребята, а давайте теперь попробуем пересказать историю про щенка от другого имени:
- от имени мамы (папы, бабушки, брата)
- от имени самого щенка (с предварительным обсуждением того, что произошло с щенком, почему он вернулся весь покусанный пчёлами)
VI. Итог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Осень. Деревья."
Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Фронтальное занятие для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Праздник урожая.Овощи и фрукты."
Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Старший дошкольный возраст....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Сад.Фрукты.Ягоды.
Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».
План-конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий и связной речи по теме «Семья»...
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Домашние животные и их детеныши. Пересказ по опорным картинкам»
Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышей. Пересказ текста "Найда и щенята" по опорным картинкам....
КОНСПЕКТ НОД ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ «День рождения. Составление предложений по картинно-графической схеме»
Цель: Обучение детей составлению предложений по картинно-графической схеме...
Конспект группового занятия по развитию связной речи. Тема «Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием мнемотаблицы».
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯразвитие связной речи дошкольников с помощью мнемотехнических приемов.ЗАДАЧИКоррекционно - образовательные:дать детям представление о людях разных профессий;пополнить и активизировать слов...