Логопедическое занятие по развитию лексико-граммаических категорий и связной речи. Тема: Составление творческого рассказа по стихотворению С.В.Михалкова "Мой щенок" с пересказом произошедших событий от другого лица.
план-конспект

Бавтрук Светлана Николаевна

Цель: развитие связной речи и лексико-грамматических категорий путём использования элементов технологий «пересказ стихотворного текста своими словами», «пересказ произошедших событий от другого лица»

 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнить и закрепить  знания детей  о творчестве С. В. Михалкова;

- познакомить с произведением С.В.Михалкова «Мой щенок», совершенствовать умение отвечать на вопросы по тексту литературного произведения;

- закрепить навык пересказа стихотворного текста своими словами по картинному плану,

- упражнять  в пересказе произошедших событий от другого лица;

- совершенствовать навык употребления сформированных ранее грамматических категорий; 

- продолжить работу по автоматизации правильного произношения звуков всех групп

 

Коррекционно-развивающие:

- развивать словесно-логическое мышление детей, активизировать внимание, память;

- развивать слуховое внимание;

-развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.

 

Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительную мотивацию на занятии

- развивать навыки речевого общения с  друг с другом, умение слушать.

- воспитывать  желание говорить красиво, правильно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_-_moy_shchenok_s.mihalkova.docx31.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 254» Тракторозаводского района г.Волгограда

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе для детей

с задержкой психического развития

подготовила и провела

учитель-логопед

Бавтрук

Светлана Николаевна

26 апреля 2018 года

Тема: Составление творческого рассказа по стихотворению С.В.Михалкова "Мой щенок" с пересказом произошедших событий от другого лица.

Тип: совершенствование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи и речевого общения

Вид: творческое занятие

Группа: подготовительная (ЗПР)

Форма проведения: подгрупповое

Цель: развитие связной речи и лексико-грамматических категорий путём использования элементов технологий «пересказ стихотворного текста своими словами», «пересказ произошедших событий от другого лица»

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнить и закрепить знания детей о творчестве С. В. Михалкова;

- познакомить с произведением С.В.Михалкова «Мой щенок», совершенствовать умение отвечать на вопросы по тексту литературного произведения;

- закрепить навык пересказа стихотворного текста своими словами по картинному плану,

- упражнять в пересказе произошедших событий от другого лица;

- совершенствовать навык употребления сформированных ранее грамматических категорий;

- продолжить работу по автоматизации правильного произношения звуков всех групп

Коррекционно-развивающие:

- развивать словесно-логическое мышление детей, активизировать внимание, память;

- развивать слуховое внимание;

-развивать чёткость дикции, интонационную выразительность.

Коррекционно-воспитательные:

- формировать положительную мотивацию на занятии

- развивать навыки речевого общения с друг с другом, умение слушать.

- воспитывать желание говорить красиво, правильно.

Предварительная работа: чтение произведений С.В. Михалкова, пересказ известных детских стихов своими словами (по картинному плану и без него)

Наглядный дидактический материал: плакат с изображением С.В. Михалкова, книга с зашифрованным названием, ключ к расшифровке, листы с заданиями, картинки с сюжетами из стихотворения «Мой щенок» для составления картинного плана.

Ход занятия (НОД):

I. Оргмомент, сообщение цели.

-Ребята, сегодня нам принесли вот такую посылку. Отгадайте, откуда нам её прислали.

Найдёшь любые КНИГИ здесь

Для жизни человека,

То место интересное

Зовут... (библиотека)

- Так, посылка из библиотеки, что в ней? Листы с заданиями. Выполняя эти задания, мы познакомимся с произведением известного российского поэта, писателя, поупражняемся в пересказе.

II. Упражнение на развитие общей и мелкой моторики.

- Начнём наше занятие с физминутки под известную песенку, она поможет нам немного размяться, а внимательным детям даже подскажет ответы на вопросы из библиотеки.

Мы едем, едем, едем

В далёкие края,

Хорошие соседи,

Счастливые друзья.

Нам весело живётся,

Мы песенку поём,

И в песенке поётся

О том, как мы живём

Идут по кругу, взявшись за руки.

Идут в обратном направлении.

Красота!

Красота!

Мы везём с собой

Кота, чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая –

Вот компания какая!

Хлопки с правой стороны

Хлопки с левой стороны

Изображение вращения руля перед собой

Загибают поочерёдно пальчики.

Руки на поясе, с приседаниями повороты вправо-влево.

III. Закрепление, обобщение ранее приобретённых знаний.

- Присаживайтесь за столы, внимательно посмотрите на листы-задания и ответьте на вопросы.

  1. Что находится вверху слева на листе? (Портрет)
  2. Чей это портрет? (С.В. Михалкова).
  3. Кто он? Чем знаменит?
  4. Какие стихи С.В.Михалкова вам известны?

Если дети затрудняются ответить, чей портрет, даются подсказки:

  1. Это - известный российский поэт, писатель, написавший стихи к песенке, прозвучавшей в начале нашего занятия.
  2. Он – автор слов к главной песне нашей страны (гимну).
  3. Он придумал стихотворение про дядю Стёпу.

Здесь – портрет известного российского поэта, писателя Сергея Владимировича Михалкова. Со многими его стихами вы знакомы. Самые известные из них – стихи про дядю Стёпу, песенка друзей, с которой мы начинали своё занятие, и самое важное для всей страны – наш Гимн, гимн России. Но посмотрите, в листах-заданиях вверху справа размещена книга. Её название неизвестно – зашифровано. Расшифровав его, мы узнаем, с какой книгой нас ждёт встреча сегодня. Название состоит из двух слов.

Расшифруйте это слово. Вот ключ к нему.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

О

Й

М

Е

Н

К

Щ

А

Т

Я

П

(Дети выполняют задания на листах, один - на доске).

- Ребята, какое название у нас получилось? («Мой щенок»)

IV. Знакомство с новым материалом

  1. Словарная работа

- С первыми заданиями из библиотеки вы справились – отгадали название книги, а сейчас настало время послушать стихотворение С.В.Михалкова «Мой щенок», но при чтении вам встретятся новые для вас слова и выражения. Давайте выясним, что они обозначают.

  • Жбан
  • Кладовка
  • Лежать пластом

(Попытка детей объяснить значения слов, в случае неточного объяснения - показ иллюстраций и объяснение значений предложенных слов педагогом).

  1. Чтение стихотворения
  2. Вопросы по содержанию

- Вам понравилось? Посмотрите на лист с заданиями. В его центре изображены различные персонажи. Кто здесь? (Бабушка, дедушка, мама, папа, девочка, мальчик, собака и кошка)

- Подумайте и ответьте, от чьего имени идёт рассказ в стихотворении? (От имени девочки). Обведите в листах правильный ответ. (Выполнение задания детьми).

- Ребята, прослушав стихотворение, вы узнали, как зовут девочку? (Нет). Имя девочки зашифровано в левом нижнем уголке листа с заданиями. Расшифруем его. (Дети выполняют задания на листах, один - на доске).

- Как же зовут девочку? (Катя)

- Что же случилось у Кати? (Ответы детей)

- Давайте узнаем, как зовут Катиного щенка. Его кличка зашифрована в правом нижнем уголке листа с заданиями. (Дети выполняют задания на листах, один - на доске)

- Как получилось, что Тяпа пропал? (Ответы детей)

- Чем всё закончилось? (Ответы детей)

- Катя сразу угадала своего щенка? Почему? (Ответы детей)

- Кто лечил щенка от укусов пчёл? (Ответы детей)

- Девочка какая? (Ответы детей) А щенок? (Ответы детей)

  1. Пересказ стихотворения
  1. Подготовительная работа

- Ребята, посмотрите на листы с заданиями. Нужно расположить эпизоды стихотворения в правильной последовательности, соединив их стрелочками. Вначале мы это сделаем на доске. Каждый получает картинки по стихотворению. (Раздача картинок, уточнение понимания детьми изображённых на них событий)

- Я ещё раз прочитаю стихотворение, вы – внимательно слушаете. Если услышите, что речь идёт о событиях, изображённых у вас на картинке – поднимаете руку, выходите к доске и прикрепляете свой эпизод.

  1. Повторное чтение с параллельным выполнением задания детьми

- В листах с заданиями стрелочками покажите, в какой последовательности происходили события.

  1. Пересказ стихотворения своими словами

- Ребята, обратите внимание, у нас получился план, который поможет пересказать стихотворение своими словами от имени Кати. Давайте это сделаем по цепочке. (Выполнение задания детьми).

  1. Пересказ стихотворения своими словами от другого имени

- Ребята, а давайте теперь попробуем пересказать историю про щенка от другого имени:

  • от имени мамы (папы, бабушки, брата)
  • от имени самого щенка (с предварительным обсуждением того, что произошло с щенком, почему он вернулся весь покусанный пчёлами)

VI. Итог

I. Оргмомент, сообщение цели.

-Ребята, сегодня нам принесли вот такую посылку. Отгадайте, откуда нам её прислали.

Найдёшь любые КНИГИ здесь

Для жизни человека,

То место интересное

Зовут... (библиотека)

- Так, посылка из библиотеки, что в ней? Листы с заданиями. Выполняя эти задания, мы познакомимся с произведением известного российского поэта, писателя, поупражняемся в пересказе.

II. Упражнение на развитие общей и мелкой моторики.

- Начнём наше занятие с физминутки под известную песенку, она поможет нам немного размяться, а внимательным детям даже подскажет ответы на вопросы из библиотеки.

III. Закрепление, обобщение ранее приобретённых знаний.

- Присаживайтесь за столы, внимательно посмотрите на листы-задания и ответьте на вопросы.

  1. Что находится вверху слева на листе? (Портрет)
  2. Чей это портрет? (С.В. Михалкова).
  3. Кто он? Чем знаменит?
  4. Какие стихи С.В.Михалкова вам известны?

Если дети затрудняются ответить, чей портрет, даются подсказки:

  1. Это - известный российский поэт, писатель, написавший стихи к песенке, прозвучавшей в начале нашего занятия.
  2. Он – автор слов к главной песне нашей страны (гимну).
  3. Он придумал стихотворение про дядю Стёпу.
  4. Здесь – портрет известного российского поэта, писателя Сергея Владимировича Михалкова. Со многими его стихами вы знакомы. Самые известные из них – стихи про дядю Стёпу, песенка друзей, с которой мы начинали своё занятие, и самое важное для всей страны – наш Гимн, гимн России. Но посмотрите, в листах-заданиях вверху справа размещена книга. Её название неизвестно – зашифровано. Расшифровав его, мы узнаем, с какой книгой нас ждёт встреча сегодня. Название состоит из двух слов.
  5. Расшифруйте это слово. Вот ключ к нему.

(Дети выполняют задания на листах, один - на доске).

- Ребята, какое название у нас получилось? («Мой щенок»)

IV. Знакомство с новым материалом

  1. Словарная работа

- С первыми заданиями из библиотеки вы справились – отгадали название книги, а сейчас настало время послушать стихотворение С.В.Михалкова «Мой щенок», но при чтении вам встретятся новые для вас слова и выражения. Давайте выясним, что они обозначают.

  • Жбан
  • Кладовка
  • Лежать пластом

(Попытка детей объяснить значения слов, в случае неточного объяснения - показ иллюстраций и объяснение значений предложенных слов педагогом).

  1. Чтение стихотворения
  2. Вопросы по содержанию

- Вам понравилось? Посмотрите на лист с заданиями. В его центре изображены различные персонажи. Кто здесь? (Бабушка, дедушка, мама, папа, девочка, мальчик, собака и кошка)

- Подумайте и ответьте, от чьего имени идёт рассказ в стихотворении? (От имени девочки). Обведите в листах правильный ответ. (Выполнение задания детьми).

- Ребята, прослушав стихотворение, вы узнали, как зовут девочку? (Нет). Имя девочки зашифровано в левом нижнем уголке листа с заданиями. Расшифруем его. (Дети выполняют задания на листах, один - на доске).

- Как же зовут девочку? (Катя)

- Что же случилось у Кати? (Ответы детей)

- Давайте узнаем, как зовут Катиного щенка. Его кличка зашифрована в правом нижнем уголке листа с заданиями. (Дети выполняют задания на листах, один - на доске)

- Как получилось, что Тяпа пропал? (Ответы детей)

- Чем всё закончилось? (Ответы детей)

- Катя сразу угадала своего щенка? Почему? (Ответы детей)

- Кто лечил щенка от укусов пчёл? (Ответы детей)

- Девочка какая? (Ответы детей) А щенок? (Ответы детей)

  1. Пересказ стихотворения
  1. Подготовительная работа

- Ребята, посмотрите на листы с заданиями. Нужно расположить эпизоды стихотворения в правильной последовательности, соединив их стрелочками. Вначале мы это сделаем на доске. Каждый получает картинки по стихотворению. (Раздача картинок, уточнение понимания детьми изображённых на них событий)

- Я ещё раз прочитаю стихотворение, вы – внимательно слушаете. Если услышите, что речь идёт о событиях, изображённых у вас на картинке – поднимаете руку, выходите к доске и прикрепляете свой эпизод.

  1. Повторное чтение с параллельным выполнением задания детьми

- В листах с заданиями стрелочками покажите, в какой последовательности происходили события.

  1. Пересказ стихотворения своими словами

- Ребята, обратите внимание, у нас получился план, который поможет пересказать стихотворение своими словами от имени Кати. Давайте это сделаем по цепочке. (Выполнение задания детьми).

  1. Пересказ стихотворения своими словами от другого имени

- Ребята, а давайте теперь попробуем пересказать историю про щенка от другого имени:

  • от имени мамы (папы, бабушки, брата)
  • от имени самого щенка (с предварительным обсуждением того, что произошло с щенком, почему он вернулся весь покусанный пчёлами)

VI. Итог


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Осень. Деревья."

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Фронтальное занятие для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи."Праздник урожая.Овощи и фрукты."

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. Старший дошкольный возраст....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи. "Сад.Фрукты.Ягоды.

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Семья».

План-конспект логопедического занятия по развитию лексико -грамматических категорий и связной речи  по теме «Семья»...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи «Домашние животные и их детеныши. Пересказ по опорным картинкам»

Цель: Закрепление и расширение знаний детей о домашних животных и их детенышей. Пересказ текста "Найда и щенята" по опорным картинкам....

Конспект группового занятия по развитию связной речи. Тема «Составление описательного рассказа о людях разных профессий с использованием мнемотаблицы».

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯразвитие связной речи дошкольников с помощью мнемотехнических приемов.ЗАДАЧИКоррекционно - образовательные:дать детям представление о людях разных профессий;пополнить и активизировать слов...