Журналистика для начинающих
рабочая программа (8 класс)

Константин Владимирович Ярушин

Программа внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhurnalistika_dlya_nachinayushchih.docx52.19 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

к рабочей программе курса внеурочной деятельности

 «Журналистика для начинающих» для 8 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих» разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования; https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/
  • Авторская программа  «Журналистика для начинающих»; автор:  Т.В. Ковган; Сборник примерных рабочих программ по внеурочной деятельности; Учебное пособие для общеобразовательных организаций — М. : Просвещение, 2020. — 187 с

Цель курса: развивать и совершенствовать метапредметные умения, связанные с поиском, получением, анализом, обработкой и передачей информации, способствовать формированию деятельностной потребности в творческой и социальной активности учащихся через знакомство с особенностями конкретного вида социальной деятельности – журналистики.

Задачи курса: 

— сформировать у обучающихся представление  том, что такое журналистика как профессия, показать конкретные приемы работы  с информацией на конкретных примерах из разных видов СМИ, научить ориентироваться в современном информационном  пространстве;

- учить оценивать информацию с точки зрения законности и морали, достоверности  недостоверности;

- способствовать развитию медийной грамотности, навыков выстраивания продуктивных виртуальных и реальных коммуникаций;

- способствовать формированию у учащегося качеств  грамотного получателя информации, критичности, устойчивости к восприятию манипулятивных технологий, навязываемых современными масс медиа;

-  помочь определиться в выборе: является ли журналистика той областью деятельности, которой учащиеся хотели бы заниматься в дальнейшем

Пояснительная записка

к рабочей программе курса внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих» для 8 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих» разработана с учётом требований и положений, изложенных в следующих документах:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования; https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/
  • Авторская программа  «Журналистика для начинающих»; автор:  Т.В. Ковган; Сборник примерных рабочих программ по внеурочной деятельности; Учебное пособие для общеобразовательных организаций — М. : Просвещение, 2020. — 187 с

Цель курса внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих» — развитие  и совершенствование метапредметных умений, связанных с поиском, получением, анализом, обработкой и передачей информации, формирование деятельностной потребности в творческой и социальной активности учащихся через знакомство с особенностями конкретного вида социальной деятельности – журналистики.

Задачи курса: 

— сформировать у обучающихся представление  том, что такое журналистика как профессия, показать конкретные приемы работы  с информацией на конкретных примерах из разных видов СМИ, научить ориентироваться в современном информационном  пространстве;

- учить оценивать информацию с точки зрения законности и морали, достоверности  недостоверности;

- способствовать развитию медийной грамотности, навыков выстраивания продуктивных виртуальных и реальных коммуникаций;

- способствовать формированию у учащегося качеств  грамотного получателя информации, критичности, устойчивости к восприятию манипулятивных технологий, навязываемых современными масс медиа;

-  помочь определиться в выборе: является ли журналистика той областью деятельности, которой учащиеся хотели бы заниматься в дальнейшем.

 

Учебно-методический комплект:

Программа курса внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих» реализуется на основе УМК по предмету :

1. Журналистика для начинающих. 8-9 классы. Автор: Т.В. Ковган. Учебное пособие. ФГОС Издательство «Просвещение», 2021 год.  https://www.labirint.ru/books/688184

Пособие "Журналистика для начинающих", входящее в серию "Внеурочная деятельность", предназначено для работы с учащимися 8-9-х классов в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности. Курс в объёме 35 учебных часов направлен на развитие познавательных способностей, проблемно-ценностного общения и развитие коммуникативной компетенции. Учащиеся познакомятся с профессией журналиста, приемами работы в журналистике, научатся ориентироваться в современном информационном пространстве. Пособие рекомендуется для организации кружковой работы и факультативных занятий на уровне основного общего образования. Соответствует федеральному государственному стандарту основного общего образования

 

 «Журналистика для начинающих»

        Курс «Журналистика для начинающих» предназначен для организации занятий по практическому ознакомлению обучающихся 8—9 классов с принципами журналистской деятельности и особенностями некоторых жанров журналистики в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности.

Тот факт, что средства массовой информации формируют общественное мнение, давно уже не подлежит сомнению. Следовательно, мы должны принять как реальность и тот факт, что массмедиа значительно влияют на формирование личности подростка. Мы не можем оградить подростка от ежедневного влияния информации, которую он получает из радио— и телепередач, из прессы и Интернета, но мы можем научить его способам критического осмысления, поиска и отбора информации, пониманию структуры информационного журналистского текста и законов медийной коммуникации. Актуальность содержания данного курса определяется тем, что современный человек — человек медийный, следовательно, понимание алгоритмов, по которым живёт современное информационное общество, является важным фактором социализации в современном мире, помогающим молодому человеку грамотно выстраивать коммуникацию и самостоятельно вырабатывать правила личной информационной безопасности.

Программа курса отвечает задачам общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности и составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре Основной образовательной программы основного общего образования в части, касающейся внеурочной деятельности, а также с учётом содержания и планируемых результатов, предусмотренных в примерных программах по русскому языку и литературе для 8— 9 классов.

Место курса внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих» в учебном плане МОУ «СОШ №83»

        Согласно учебному плану МОУ «СОШ №83» на 2024-2025 учебный год, курс внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих» в 8 классе изучается в объёме 34 часов, 1 час в неделю.

Изменения в содержание тем авторской программы, изучаемых в 8 классе,  не вносились.

Формы и режим занятий

Формы организации обучения: проблемная беседа, практическая работа в группах, творческая работа, деловая игра, конференция, презентация, проектная деятельность, индивидуальные задания.

Поскольку журналистика — это публичная профессия, в основе которой постоянное ежедневное выстраивание коммуникативных взаимодействий, часть учебных занятий проходит в форме публичных выступлений — открытых презентаций, конференций, публичной защиты коллективных учебных проектов, в рамках которых у учащихся появляются дополнительные возможности совершенствования навыков донесения своей мысли до аудитории, отстаивания и аргументации своей позиции.

Формы контроля. Поскольку журналистика — это публичная профессия, ориентированная на взаимодействие с широкой аудиторией, то главное условие предъявления образовательного результата по курсу «Журналистика для начинающих» - это публичность. Данный курс предполагает, что все творческие работы, подготовленные учащимися в рамках изучения определённых тем и разделов, увидят своего читателя, слушателя, зрителя. Конкретная форма предъявления результата зависит от выбора учащихся и педагога, возможностей образовательного учреждения: публикация в школьной газете, на сайте школы, в социальных сетях, видеосюжет для школьного телевидения, размещённый в сети Интернет, выход в эфир на школьном радио.

По результатам изучения каждого раздела предусмотрена творческая работа. В качестве итоговой работы по результатам прохождения курса предусматривается один или несколько коллективных проектов. Кроме того, курс предусматривает публичную презентацию ученических проектов, рассчитанную на аудиторию образовательного учреждения (школьники, педагоги, родители).

Рекомендуется зачётная система оценивания работы учащихся. Как вариант возможна зачётно-рейтинговая (накопительная) система, учитывающая не только выполнение творческих работ по изученным темам, но также активность и продуктивность работы учащихся на каждом занятиии.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения курса внеурочной деятельности.

                                                                 В области предметных результатов учащийся научится:

    1.Создавать публицистические тексты различных жанров, определять и анализировать необходимые источники информации в соответствии с поставленными задачами;

     2.Писать информационные публицистические тексты в жанре жёсткой и мягкой новости в зависимости от характера фактов и требований, предъявляемых к новости в разных средствах массовой информации;

    3.Работать с заголовком и заголовочным комплексом, понимать функцию заголовка;

     4.Анализировать публицистический текст с точки зрения его жанровой специфики;

     5.Выстраивать диалог в рамках делового общения;

     6.Оценивать каждую конкретную ситуацию, сложившуюся в практике работы журналиста, с точки зрения морали и законности того или иного действия;

     7.Использовать ресурсы публицистического стиля речи в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

     8.Выявлять в публицистических текстах тему и проблему и выражать своё отношение к ним в развёрнутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

   9.Воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления;

 10.Проводить смысловой анализ текста на основе понимания принципиальных отличий публицистического текста от литературнохудожественного, научного и т. п.

В области метапредметных результатов учащийся научится:

1.Понимать структуру информационного сообщения, критично воспринимать информацию со страниц печатных СМИ, радио и телевидения, информацию, полученную из сети Интернет;

 2.Различать качественную (верифицированную) и некачественную информацию;

 3.Определять достоверность информации, используя проверенные источники;

 4.Выстраивать продуктивные коммуникативные отношения с окружающими людьми в ситуациях делового и неформального межличностного общения;

5.Использовать коммуникативные возможности языка, умение грамотно формулировать вопросы с целью получения наиболее полного ответа (соответствующего поставленным задачам коммуникации);

 6.Понимать логику взаимодействия средств массовой информации и общественного мнения, механизмы влияния, которое публичная информация оказывает на сознание человека;

 7.Создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении, сознательно планировать свою учебную деятельность;

8.Аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях как квалифицированный читатель/зритель со сформированными морально-нравственными ценностями.

В области личностных результатов учащийся научится:

1.Работать над расширением и систематизацией знаний о современном мире как об информационном обществе;

2.Понимать взаимосвязи происходящих в мире информационных процессов;

 3.Понимать значимость образования и самообразования как средств своего дальнейшего развития и продуктивного осмысленного существования в современном информационном обществе;

4.Сознательно планировать свою деятельность, используя навыки целеполагания, самоанализа и самооценки;

 5.Самостоятельно вырабатывать нравственные критерии выбора в конкретных жизненных ситуациях, понимать происходящие в обществе процессы и оценивать их с точки зрения этих критериев;

 6.Проявлять творческую и социальную активность

Содержание курса внеурочной деятельности
«Журналистика для начинающих»

                                                        Раздел 1. Основные принципы журналистской деятельности (14)

Тема 1. Роль журналистики в обществе.

Функции и виды СМИ (1 ч)

Самоопределение, формулирование индивидуальных ожиданий от изучения курса. Постановка образовательных целей и задач. Структурирование и систематизация информации, известной ранее учащимся на бытовом уровне. Понятия: информационная эпоха, СМИ, массмедиа (mass media). Журналистика как определенный социальный институт, имеющий в обществе свои функции и задачи. Виды СМИ: пресса, радио, телевидение, интернет-СМИ. Журналистика в сети

интернет: клоны, гибриды, оригинальные сетевые издания. Роль журналистики в обществе. Функции СМИ: информационная, аналитическая, образовательно-просветительская, развлекательная.

Виды деятельности. Практическая групповая работа с сайтами ведущих российских телеканалов — выявление соответствия конкретных телепередач определенным функциям журналистики.

Тема 2. Журналистика и общественное мнение. Рейтинг СМИ (1 ч)

Влияние публицистических материалов на действия и поступки людей. Понятие общественного мнения. Влияние средств массовой информации на общественное сознание, взгляды и убеждения отдельных людей. Ответственность журналиста и развлекательное телевидение. Зачем нужны рейтинги СМИ. Журналистика как бизнес. Как формируются рейтинги СМИ, как они влияют на эфирную сетку телеканалов. СМИ и аудитория: взаимообратная связь. Обобщённый портрет российского телезрителя.

Виды деятельности. Практическая работа в группах с материалами сайта исследовательской компании Mediascop.

Тема 3. Факт и его интерпретация. Доверять или не доверять? (1 ч)

Понятие миссии журналиста в обществе. Почему журналистов часто обвиняют во лжи. Ответственность журналиста перед аудиторией за достоверность информации. Интерпретация информации и дезинформация. Критерии достоверности: как понять, можно ли доверять информации, полученной из СМИ. Понятие «позиция ноль». Зачем журналисту при анализе сложных конфликтных ситуаций придерживаться «позиции ноль». Соотношение фактической информации и эмоций в журналистском сообщении.

Виды деятельности. Практическая работа в группах: определение недостающих источников информации. Как понять, является ли информация исчерпывающей. Критерии честности и объективности для журналиста.

Тема 4. Источники информации. Узнать, проверить, уточнить (1ч)

Интервью как источник информации. О чём могут рассказать люди — очевидцы, участники событий, виновники, пострадавшие, специалисты. Источники объективной информации: прямое наблюдение, работа с документами, государственные учреждения. Особенность информации в сети Интернет. Каким интернет-источникам можно доверять. Насколько важно в обычных жизненных ситуациях правильно выбирать источники информации. Недостаточность информации как способ искажения реальной картины действительности.

Виды деятельности. Практическая работа в группах с выпуском программы «Специальный репортаж» — анализ источников информации и их роли в интерпретации фактов.

Тема 5. Поиск новостей. Работа с источниками информации (1 ч)

Трансформация информации. Повторение: как недостаточность информации может повлиять на её объективность. Абстрактные и конкретные вопросы.

Виды деятельности. Моделирование рабочей ситуации — практическое задание в группах «Разговор на автобусной остановке»: разбор ситуации, анализ возможных источников информации, выстраивание алгоритма действий в работе с каждым источником. Прогнозирование рисков. Составление вопросов для интервью в зависимости от информации, которую необходимо получить.

Деловая игра, связанная с получением и передачей информации. Распределение ролей в игре, моделирование ситуации, передача информации. Просмотр видеозаписи игры, анализ диалогов. Отслеживание изменений информации на каждом этапе игры. Анализ, самоанализ.

Темы 6-7. Деловая игра «Трансформация информации». Манипуляции информацией. «Утиные истории» (1 ч)

Понятие манипуляции. Кто и зачем манипулирует информацией. Проведение пресс-конференции. Как рождаются «утки» и фейковые новости. Знаменитые розыгрыши в истории журналистики. «Большое лунное надувательство». Розыгрыши Эдгара По. Урожай спагетти в Швейцарии. «Мир Джимми». Вторжение с Марса, история знаменитой радиотрансляции романа Г. Уэллса. Фейковые новости — феномен современного медиапространства.

Виды деятельности. Деловая игра «Проведение пресс- конференции», дискуссия «Может ли фейковая новость навредить людям», «Оправдывает ли цель средства?», «Какими целями руководствуется журналист при создании фейковой новости?»

Темы 8-9. Особенности информации в эпоху Интернета. Информационное сообщество. Верификация информации. Проверка информации в сети Интернет (2 ч)

Понятие информационного общества. Специфика распространения информации в сети Интернет. Понятия верификации информации, верифицированной информации. Отличие блогера от журналиста, влияние блогера на сознание читателей. Цели индивидуального потребления информации в сети интернет.

Виды деятельности. Просмотр и обсуждение лекции А. А. Венедиктова «Лекция об информационном сообществе». Контрольное занятие: большая командная игра по проверке информации на достоверность.

Темы 10-11. СМИ и закон. Правовая ответственность журналиста. Журналист имеет право. Закон РФ «О средствах массовой информации» (2 ч)

Правовая ответственность журналиста. Нормы морали и требования закона в профессиональной деятельности журналиста. Основные законы, которые регулируют деятельность СМИ в России. Уголовный кодекс РФ. Конституция РФ. Закон РФ «О средствах массовой информации». Статус учредителя средства массовой информации. Недопустимость цензуры. Согласование интервью. Право на опровержение в СМИ, порядок опровержения. Регистрация СМИ. Права журналиста. Авторское право на журналистский текст. Конфиденциальная информация.

Виды деятельности. Практическая работа в группах с открытыми источниками базы «КонсультантПлюс». Разбор конкретных ситуаций из практики журналистской деятельности. Анализ отдельных статей Закона РФ «О средствах массовой информации».

Тема 12. Нравственные нормы деятельности журналиста. Профессиональная журналистская этика (2 ч)

Журналист: профессия и призвание. Имидж известных журналистов. Профессиональная журналистская этика. Сложность нравственного выбора. Разница между нормами морали и законом. Кодекс профессиональной этики российского журналиста, Хартия телерадиовещателей России, Декларация принципов поведения журналиста. Достойные и недостойные способы получения информации. Понятие «защита интересов общества» в контексте журналистской деятельности.

Виды деятельности. Практическое задание в группах: принятие ответственного решения (выпускать ли передачу в эфир). Практическая работа с официальным сайтом Общественной коллегии по жалобам на прессу. Обсуждение документов. Дискуссия «Зачем нужны кодексы профессиональной этики, если существует закон». Практическая работа в группах: какими нравственно-этическими, творческими, интеллектуальными качествами должен обладать журналист. Индивидуальная работа: самоанализ, рефлексия.

Темы 13-14. Журналист: профессия и призвание. Какими качествами должен обладать журналист в современном мире? Профессия журналист. Творческая работа (2 ч)

Контрольное занятие.

Виды деятельности. Индивидуальная творческая работа — написание эссе на одну из предложенных тем о журналистике и профессии журналист.

Раздел 2. Журналистский текст (20 ч)

Тема 15. Особенности журналистского текста (1 ч)

Основные качества текста, ориентированного на читателя и зрителя. Средства, которые помогают привлечь внимание аудитории. Особенности работы с фактами, интересные подробности, использование ярких деталей. Диалогичность, прямое обращение к читателю. Прямое и косвенное цитирование. Оперативность. Драматизм, конфликтность в подаче материала. Использование контрастных деталей. Способы вовлечения и погружения читателя в ситуацию. Роль заголовка в журналистском тексте.

Виды деятельности. Практическая работа в группах: анализ публицистических материалов.

Тема 16. Деловая игра «Редактирование текста для газеты» (1 ч)

Специфика текста для печатных СМИ. Работа с авторами, получение дополнительной информации.

Виды деятельности. Большая деловая игра: редакционная коллегия принимает решение, брать или нет в номер текст начинающего журналиста. Особенности работы с авторами. Почему текст не работает на читателя. Составление рекомендаций по доработке текста. Практическая работа по редактуре текста. Анализ допущенных ошибок.

Тема 17. Журналистский текст в прессе и на телевидении. В чём разница? (1 ч)

Общие законы и специфические требования к тексту в различных видах СМИ. Журналистский текст для печатного издания и для телевидения: различия между визуальным восприятием текста и восприятием на слух. Особенности звучащего текста: фонетика, синтаксис звучащего предложения, особенности использования лексики.

Виды деятельности. Практическая работа в группах: дикторское прочтение и анализ текста. Практическое задание по подготовке текста для телевидения.

Тема 18. Новость на телевидении. Текст и видеоряд (1 ч)

Текст и видеоряд. Особенности журналистского текста на телевидении. Стендап. Взаимодействие закадрового текста и видеоряда. Понятие раскадровки. Текст как необходимая составляющая телевизионной новости.

Виды деятельности. Практическая работа с новостными сюжетами телеканала «Культура». Практическая работа по раскадровке новостного текста. Эксперимент: новость без звука, закадровый текст без «картинки».

Тема 15. Диалог со слушателем. Особенности разговорного стиля в радиоэфире (1 ч)

Специфика разговорного стиля в радиоэфире. Дословная расшифровка радиоэфира. Особенности восприятия звучащего и печатного текста. Использование разговорного стиля в СМИ. Характеристики устной речи: избыточность, экономия речевых средств, эллипсисы, лексическая разнородность, особенности синтаксических конструкций, эмоционально-экспрессивная лексика. Сложности литературной обработки интервью.

Виды деятельности. Деловая игра: проведение блиц-интервью, дословная расшифровка и литературная обработка полученного материала.

Тема 20. Особенности журналистского текста в электронных СМИ. Пишем для сети Интернет (1 ч)

Специфические требования к тексту в сети Интернет. Способы оформления текста и подачи материала на веб-странице. Блоки текста и подзаголовки. Особенности использования иллюстраций. Гиперссылки. Оформление цитат. Врез. Язык и стиль. Графическое оформление текста как необходимая составляющая существования текста на веб-странице. Особенности восприятия текста с монитора и экрана смартфона. Психология потребителя информации в Интернете.

Виды деятельности. Практическая работа: размещение текста в сети Интернет.

Тема 21. Жанры журналистики. Цель и жанр (2ч)

Цель и жанр. Информационная заметка и репортаж: особенности работы с источниками информации. Целеполагание в журналистике. Цель как основная определяющая жанра и методов работы с источниками информации. Прямой репортаж — сложности и подводные камни жанра. Интервью и портретная зарисовка — особенности целеполагания. Интервью как жанр и как метод сбора информации. Обзорное ознакомление с жанрами: путевой очерк, обзор СМИ, обзор (книжных, музыкальных новинок, компьютерных игр и т. д.), анонс, новостная заметка, рецензия, аналитическая статья, дискуссия.

Журналистский жанр как постоянно развивающееся и взаимопроникающее явление. Причины появления новых жанровых форм. Развитие жанра интервью: пресс-конференция, брифинг, ток-шоу. Основные признаки жанров, различия жанровых форм. Изменение социальных реалий и развитие новых технологий как основные мотивы появления новых жанровых форм в журналистике. Реалити-шоу как новый жанр в журналистике.

Виды деятельности. Практическая работа с текстами информационной заметки, репортажа, портретной зарисовки и интервью.

Практическая работа с рейтингами СМИ исследовательской компании Mediascope: сопоставление тематики телепередач и запросов аудитории. Дискуссия «Могут ли ток-шоу и реалити-шоу нести в себе образовательный и воспитательный смысл», «Новые жанры — новые цели и смыслы».

Темы 22-23. Жанры журналистики: старое и новое. Как рождаются новые жанры. Ток-шоу: вчера и сегодня. Мост между гостем и публикой (1 ч)

Рождение жанра ток-шоу, Фил Донахью. Трансформация жанра ток-шоу. Лекция журналиста Владимира Познера о классическом понимании жанра и Филе Донахью. Ведущий ток-шоу как мост между гостем и публикой.

Виды деятельности. Анализ видеозаписи одной из передач Ф. Донахью в жанре ток-шоу.

Темы 24-25. Моя публицистическая работа. В поисках темы и жанра. Презентация творческих наработок и планов (2 ч)

Индивидуально-коллективный характер творчества журналиста. Цель и тематика коллективных и индивидуальных проектов. Определение цели и жанра.

Виды деятельности. Выбор итогового проекта по курсу «Журналистика для начинающих», постановка цели обучения. Работа в группах: определение коллективных и индивидуальных задач. Выбор тем и жанров для индивидуальных творческих работ. Презентация готовых материалов, а также дальнейших творческих планов.

Контрольное занятие в форме публичных выступлений — презентации уже сделанных и написанных материалов, а также дальнейших творческих планов. Анализ выступлений, обсуждение.

Темы 26-30. Журналистика новостей. Жёсткая новость. Особенности жёсткого информирования. Принцип перевёрнутой пирамиды. Творческая работа «Жёсткая новость: законы жанра». Мягкая новость. Особенности мягкого информирования. Мягкий и жёсткий лид. Выбор журналиста (4ч)

Понятие жёсткого информирования; информационный лид. Структура жёсткой новости — перевёрнутая пирамида. Особенности жёсткого информирования. Принцип перевёрнутой пирамиды. Жёсткая новость на телевидении, универсальность законов жанра для разных видов СМИ. Особенности мягкого информирования. Виды мягкого лида, целесообразность их использования в конкретной ситуации. Задачи мягкого информирования. Основное различие мягкой и жёсткой новости.

Виды деятельности. Практическая работа с образцами жёсткой новости, анализ заходов, поиск ответов на вопрос, чем руководствуется журналист, выбирая тот или иной заход при создании жёсткой новости. Индивидуальная работа с учебным материалом «Делаем новость. Жёсткий лид». Обсуждение: сопоставление выводов, сделанных в ходе работы с прочитанным учебным материалом.

Практическая работа: составление схемы перевёрнутой пирамиды для жёстких новостных материалов. Работа в группах с новостями школьной прессы на информационном портале «Школьная пресса».

Творческая игра «Репка» на отработку умения писать жёсткий лид. Обсуждение результатов: соответствует ли структура написанной жёсткой новости принципу перевернутой пирамиды.

Просмотр и обсуждение новостных телесюжетов.

Творческая работа: написание жесткой новости на основе видеосюжета детского юмористического киножурнала «Ералаш». Обсуждение и анализ результатов, рефлексия.

Практическая работа с материалами СМИ — печатные материалы и новостные выпуски телевидения. Работа с учебным материалом «Мягкая новость». Обсуждение: сопоставление выводов, сделанных в ходе работы с прочитанным учебным материалом.

Практическая работа в группах с новостями школьной прессы на информационном портале «Школьная пресса»: поиск и анализ новостных заметок, написанных в логике мягкого информирования. Творческая работа «Боевая ничья» в жанре мягкой новости на основе видеосюжета детского юмористического киножурнала «Ералаш». Обсуждение результатов, рефлексия.

Темы 31-33. Заголовок в публицистическом тексте. «Как корабль назовёшь...». Творческая работа «Сочиняем заголовок». Делаем новость. Однажды в Дании (2 ч)

Роль заголовка в публицистическом тексте. Виды заголовков. Функции и структура жёсткого заголовка. Специфика аудитории сайтов информационных агентств. Заголовок и подзаголовок: заголовочный комплекс. Заголовок в печатном издании и специфика аудитории печатных СМИ. Игровой заголовок. Специфика заголовка-цитаты: дословное цитирование, цитата без указания автора, замена слова в цитате. Заголовок-каламбур, заголовок-вопрос. Использование в заголовке таких языковых средств, как метафора, метонимия, аллитерация, смысловой контраст, окказионализмы и др. Обсуждение.

Виды деятельности. Практическая работа с заголовками новостной ленты информационного агентства ТАСС. Творческая работа: заголовок и подзаголовок в двух вариантах — для оперативного информирования на страницах новостного интернет-сайта (жёсткий заголовок) и для печатного издания или его сетевого клона широкой направленности (креативный заголовок). Обсуждение результатов. Анализ и самоанализ.

Тема 34. Итоговая работа. Презентация творческого проекта. Заявите о себе ярко (2 ч)

Контрольное занятие. Творческая работа по созданию новости для делового издания с имеющимися исходными данными — расшифровками интервью с различными собеседниками. Решение творческих задач: анализ и отбор фактов, использование прямого и косвенного цитирования. Обсуждение результатов, сопоставление результатов своей работы с образцом — новостным текстом на сайте информационного агентства ТАСС.

Открытая презентация творческого проекта на широкую аудиторию, выполненного в рамках курса итоговых проектов в любой из выбранных учащимися форм: выпуск теленовостей, ток-шоу, круглый стол и т. д.

                                                                                                              Средства обучения и воспитания

В качестве дидактических материалов для работы на занятиях учащимся предлагаются:

  • публицистические тексты ведущих российских информационных агентств ТАСС и РИА Новости, примеры публицистических материалов ведущих российских изданий «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Русский репортер», «Esquire», «Российская газета», радио «Эхо Москвы», телеканалы «Культура», «Вести», НТВ, 5 Канал и др.
  • открытые видеолекции известных российских журналистов;
  • открытые материалы сайтов информационной базы «КонсультантПлюс» и исследовательской компании Mediascop.

Список литературы и Интернет-ресурсов

  1. Вакурова Н. В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной

продукции : Учебное пособие.        - Москва,        1997. URL:

http://evartist.narod.ru/text3/08.htm

  1. Васильева Л. А. Делаем новости!: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003. URL: http: //evartist.narod.ru/text5/23 .htm
  2. Ворошилов В. В. Журналистика: Учебник. 2-е изд. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.
  3. Гальперина.        Е. Исповедь редактора // URL:

http://millionsbooks.org/book_183_glava_22_E._Galperina._Ispoved_redaktor.ht ml

  1. Жанры телевизионной журналистики // Телевизионная журналистика / ред. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский. — М. : Высшая школа, 2002. URL: http://evartist.narod.ru/text6/32.htm
  2. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2001. URL: http: //evartist.narod.ru/text6/3 9 .htm
  3. Лозовский Б. Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000. — URL: http://evartist.narod.ru/text5/62.htm
  4. Русский язык и культура речи : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений под ред. В. И. Максимова. - М., 2001. URL: http: //www.bibliotekar.ru/russkiy-yazyk/index.htm
  5. Система средств массовой информации России : Учебное пособие для вузов / под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001. URL: http://www.evartist.narod.ru/text/61.htm

10.

  1. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2002. URL: http: //www.evarti st .narod.ru/text2/01 .htm
  2. Шостак M. И. Репортёр: профессионализм и этика. - М.: Изд. РИП- холдинг, 2003. URL: http://evartist.narod.ru/text/08.htm
  3. BBC        Academy.        Школа        журналистики.        URL:

http: //www. bbc.co. uk/academy/russian

 

 

Основные требования к материально-техническому

обеспечению учебного процесса

Необходимым условием проведения занятий является наличие в учебной аудитории постоянной возможности выхода в Интернет для организации поисковой и исследовательской деятельности во время выполнения практических индивидуальных и групповых заданий учащихся. Для выполнения каждого практического задания в рамках данного курса учащимся предоставляется алгоритм поиска информации в сети Интернет, пользуясь которым они приобретают навыки работы с электронными информационными базами и медиаресурсами, нарабатывают опыт грамотной работы с верифицированными источниками информации.

В качестве дидактических материалов для работы на занятиях учащимся предлагаются:

           1.Публицистические тексты ведущих российских информационных агентств ТАСС и РИА Новости, примеры публицистических материалов ведущих российских изданий «Комсомольская правда», «Московский комсомолец», «Русский репортер», «Esquire», «Российская газета», радио «Эхо Москвы», телеканалы «Культура», «Вести», НТВ, 5 Канал и др.

             2.Открытые видеолекции известных российских журналистов;

             3.Открытые материалы сайтов информационной базы «Консультант Плюс» и исследовательской компании Mediascop.

Список литературы и Интернет-ресурсов

  1. Вакурова Н. В., Московкин Л.И. Типология жанров современной экранной

продукции : Учебное пособие.        - Москва,        1997. URL:

http://evartist.narod.ru/text3/08.htm

  1. Васильева Л. А. Делаем новости!: Учебное пособие. - М.: Аспект Пресс, 2003. URL: http: //evartist.narod.ru/text5/23 .htm

 

  1. Ворошилов В. В. Журналистика: Учебник. 2-е изд. - СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000.

 

  1. Гальперина.        Е. Исповедь редактора // URL:

http://millionsbooks.org/book_183_glava_22_E._Galperina._Ispoved_redaktor.ht ml

  1. Жанры телевизионной журналистики // Телевизионная журналистика / ред. Г. В. Кузнецов, В. Л. Цвик, А.Я. Юровский. — М. : Высшая школа, 2002. URL: http://evartist.narod.ru/text6/32.htm

 

  1. Лазутина Г. В. Основы творческой деятельности журналиста. - М.: Аспект Пресс, 2001. URL: http: //evartist.narod.ru/text6/3 9 .htm

 Лозовский Б. Н. Методика сбора информации // Основы творческой деятельности журналиста / ред.-сост. С. Г. Корконосенко. - СПб., 2000. — URL: http://evartist.narod.ru/text5/62.htm

 

  1. Русский язык и культура речи : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений под ред. В. И. Максимова. - М., 2001. URL: http: //www.bibliotekar.ru/russkiy-yazyk/index.htm

 

  1. Система средств массовой информации России : Учебное пособие для вузов / под ред. Я. Н. Засурского. - М.: Аспект Пресс, 2001. URL: http://www.evartist.narod.ru/text/61.htm

 

 

  1. Тертычный А. А. Жанры периодической печати. - М.: Аспект Пресс, 2002. URL: http: //www.evarti st .narod.ru/text2/01 .htm

 

  1. Шостак M. И. Репортёр: профессионализм и этика. - М.: Изд. РИП- холдинг, 2003. URL: http://evartist.narod.ru/text/08.htm

 

 

Формы аттестации. Поскольку журналистика — это публичная профессия, ориентированная на взаимодействие с широкой аудиторией, то главное условие предъявления образовательного результата по курсу «Журналистика для начинающих» - это публичность. Данный курс предполагает, что все творческие работы, подготовленные учащимися в рамках изучения определённых тем и разделов, увидят своего читателя, слушателя, зрителя. Конкретная форма предъявления результата зависит от выбора учащихся и педагога, возможностей образовательного учреждения: публикация в школьной газете, на сайте школы, в социальных сетях, видеосюжет для школьного телевидения, размещённый в сети Интернет, выход в эфир на школьном радио.

По результатам изучения каждого раздела предусмотрена творческая работа. В качестве итоговой работы по результатам прохождения курса предусматривается один или несколько коллективных проектов. Кроме того, курс предусматривает публичную презентацию ученических проектов, рассчитанную на аудиторию образовательного учреждения (школьники, педагоги, родители).

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10. Кружок "Введение в журналистику"

Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей...

программа курса "Основы журналистики"

Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских газет и журналов и призвана посодействовать формированию функциональной грамотности и устойчивого интереса к профессии ...

Технология проблемного диалога в обучении журналистике

Аннотация к мастер-классуПедагог: Сарахман М.В.Тема: Технология проблемного диалога в обучении журналистикеДевиз ПДО:«Открывать знания вместе с детьми».Проблемно-диалоговое обучение (ПДО) – это ...

План занятия творческого объединения "Журналистика" по теме "Виды и жанры журналистики" с использованием Обратной методики Ривина"

Занятие ориентировано на старшеклассников, умеющих работать с различными источниками информации. Цель-создать презентацию "Виды и жанры журналистики", которая будет базой для дальнейшего подробного зн...

Киберспортивная журналистика как новый вид журналистики

В статье анализируется   киберспортивная журналистика  как новый вид журналистики. Материалом исследования послужили киберспортивные журналисты стран СНГ и их каналы. В работе даётся кл...

Программа курса внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС ООО и с учетом основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ №17  на основ...