Индивидуализация и персонализация в обучении: сравнительный анализ
статья
Статья для магистерской диссертации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_publikatsii_s_perevodom_-_kopiya.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
УДК 373.1
Медкова Анна Константиновна,
МБОУ СОШ №1, г. Александровск-Сахалинский,
e-mail: anna_medkova@mail.ru
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ В ОБУЧЕНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
В статье проводится сравнительный анализ индивидуализированного и персонализированного обучения, описываются различные аспекты данных видов обучения, рассматривается пример использования двух подходов (индивидуализация и персонализация) при изучении темы: «Microsoft PowerPoint» на уроках информатики в школе.
Ключевые слова: индивидуализация обучения, персонализация обучения, обучающиеся, учебная среда, обучение информатике в школе.
Medkova Anna Konstantinovna,
MBOU SOSH №1, Aleksandrovsk-Sakhalinskiy,
e-mail: anna_medkova@mail.ru
INDIVIDUALIZATION AND PERSONALIZATION IN LEARNING: A COMPARATIVE ANALYSIS
The article provides a comparative analysis of individualized and personalized learning, describes various aspects of these types of learning, considers an example of using two approaches (individualization and personalization) when studying the topic: «Microsoft PowerPoint» in computer science lessons at school.
Key words: individualization of education, personalization of education, students, learning environment, teaching informatics at school.
Необходимость обучения на протяжении всей жизни является актуальной проблемой нескольких последних десятилетий. Требования к учителям, которые, по мнению специалистов в области педагогики, должны представлять собой «руководство учебным процессом», постепенно трансформируются с течением времени, поскольку к образованию предъявляются новые требования с учетом изменений в обществе. Роль учителей смещается с исходной директивной позиции на стратегию «быть ближе к учащимся». Поэтому логично, что современные методы обучения на сегодняшний день важны как никогда. В рамках данного исследования рассмотрим такие технологии обучения как индивидуализацию и персонализацию.
Изучением индивидуализированного и персонализированного обучения занимались такие ученые как Е.А. Бодина [1], В.А. Варламова [2], Э.Ф. Зеер [3], З.А. Каргина [4], Н.В. Савина [5].
Индивидуализация и персонализация представляются схожими подходами к образовательному процессу, однако среди них есть ряд отличий. Так, индивидуализация – это технология такого обучения, которое проводится в соответствии с учебными потребностями отдельных учеников. Цели обучения могут одинаковы для всех учащихся, однако их прогресс и вовлечение в учебный процесс может находится на разных уровнях, материал усваивается с разной скоростью в соответствии со своими потребностями в обучении. Например, обучающимся может потребоваться больше времени, чтобы продвинуться по заданной теме, или повторить темы, по которым им нужна дополнительная помощь либо же наоборот – пропустить темы, материал которых они ими уже изучен [1, c. 9].
Персонализация – это технология обучения, разработанная с учетом интересов, опыта, предпочтительных способов и темпов освоения знаний для конкретного обучающегося. Персонализированное обучение адаптировано к потребностям отдельного ученика, предпочтениям в обучении и предназначено для удовлетворения интересов разных учащихся. В полностью персонализированной среде цели и содержание обучения, а также методы и темп могут варьироваться (таким образом, персонализация может объединять в себе такие технологии как дифференциация и индивидуализация). Поэтому персонализация в обучении – термин гораздо более обширный, чем индивидуализация.
Важно отметить, что в персонализированной среде обучения видится ценность профиля обучения класса для всех учащихся, чтобы выявить, с помощью каких методов обучения материал усваивается лучше всего. Чтобы дети понимали, как они учатся, необходимо наладить обратную связь с педагогом, чтобы помочь школьникам поделиться со своими учителями тем, как они хотели бы получать информацию, выражать то, что они знают, и какими способами им нравится взаимодействовать с тем или иным учебным контентом. Ученики более мотивированы учиться и быть вовлеченными в процесс обучения, если учебная деятельность является значимой и актуальной для них. В этой связи, когда ученики персонализируют свое обучение, они активно участвуют в процессе и стимулируют его. [4, c. 172].
При индивидуализированном обучении, обучающиеся могут иметь те же цели, что и все учащиеся в классе. Однако должны быть поставлены конкретные цели для тех детей, которые нуждаются в индивидуальном подходе и требуют поддержки в образовательном пространстве. Поэтому цель педагога, реализующего индивидуализированное обучение, заключается в оказании поддержки и обеспечении комфортных условий для отдельных учеников.
Чтобы персонализировать обучение, учителя и ученики совместно разрабатывают цели, основанные на учебных целях исходя из возможностей, способностей и индивидуальных способностей каждого учащегося. Для каждого индивида существуют разные цели. Учащийся управляет своим обучением и владеет им, следует целям, отслеживает свой прогресс в достижении целей и должен размышлять о своем учебном прогрессе [5, c. 182].
В индивидуальной учебной среде инструменты и ресурсы выбираются педагогом. Инструменты данного типа обучения могут включать специализированное программное обеспечение и/или аппаратное обеспечение, поддерживающее конкретные образовательные цели. В лучшем случае учителя пробуют использовать эти специализированные инструменты и если они используются грамотно и последовательно, учащийся затем принимает их как часть своего инструментария.
В персонализированной среде обучения дети могут получить доступ к соответствующим инструментам для поддержки своего обучения. Поскольку школьники обладают навыками критического мышления, они могут самостоятельно выбирать инструменты, необходимые им для поддержки любой учебной задачи, будь то школа или дом. Грамотность в области информационно-коммуникационных технологий является важным навыком в персонализированной среде обучения [3, c. 104].
Оценка обучения (индивидуализация) относится к стратегиям, разработанным для подтверждения того, что знают дети, демонстрации того, достигли ли они результатов учебной программы или целей своих индивидуальных программ, или для подтверждения уровня знаний и принятия решений о будущих программах, которые будут использоваться в обучении [2, c. 18]. Оценка как обучение (персонализация) основана на исследованиях того, как происходит обучение, и характеризуется тем, что учащиеся думают о своем собственном обучении и вносят коррективы, чтобы достичь более глубокого вовлечения в образовательный процесс.
В таблице 1 отображен сравнительный анализ персонализации и индивидуализации учебного процесса.
Таблица 1 – Сравнительный анализ персонализации и индивидуализации в учебном процессе
Персонализация | Индивидуализация |
начинается с ученика | начинается с потребностей отдельного учащегося |
связывается с интересами, увлечениями и стремлениями | учитывает потребности в обучении отдельного ребенка |
учащиеся активно участвуют в разработке своего обучения | учитель дает четкие инструкции, основанные на потребностях в обучении отдельного школьника |
учащиеся имеют право голоса и выбора в отношении того, что они изучают | учителя разрабатывают уроки и задания для учащихся на основе индивидуальных потребностей |
различные цели для каждого учащегося | те же цели для учащихся с конкретными целями и для отдельных лиц, которые получают индивидуальную поддержку |
учащийся выбирает соответствующие технологии и ресурсы для поддержки своего обучения | технологии и ресурсы подбираются для поддержки потребностей в обучении отдельного индивида |
оценивается мастерство обучения | оцениваются уровни обучения |
В завершении хотелось бы рассмотреть пример использования подходов персонализации и индивидуализации в обучении работе с программой Power Point на уроке информатики. Так, в рамках персонализированного подхода, учителю необходимо провести урок таким образом, чтобы он был подстроен под уникальные потребности и помог в раскрытии потенциала обучающихся (качества, способности, таланты). В этой связи рекомендациями по проведению урока могут выступать:
- проведение анкетирования перед уроком, вопросы которого могут содержать информацию о стремлениях и желаниях учеников, а также о том, чего они ждут от урока и как бы им интереснее всего хотелось бы его провести;
- по мере получения первичных навыков в работе предложить ученикам сделать презентацию на ту тему, которая интересует их больше всего (например, на тему какого-либо мультфильма, хобби, литературного произведения, вида спорта и т.д.);
- попросить учеников выполнить презентации в разном оформлении и стиле, которые нравятся им самим;
- по завершении уроков запросить обратную связь от каждого ученика – что понравилось, что не понравилось, что можно улучшить.
Все эти рекомендации, на наш взгляд, помогут ученикам эффективно усвоить материал, поскольку они учитывают их индивидуальные потребности (стремления, увлечения, желания и др.).
Среди рекомендаций по проведению урока информатики в рамках индивидуализированного подхода можно выделить следующее:
- с учетом темпа обучения и усвоения знаний разделить класс на 3 группы и в соответствии с этим дать им задания разного уровня сложности;
- оказать поддержку и обеспечение комфортных условий для отдельных учеников в рамках изучения темы;
- активно отвечать на вопросы учеников, помогать им разобраться в теме, если возникает такая потребность;
- предложить обучающимся задания разных форматов с учетом познавательного стиля мышления каждого школьника (например, работа с числами, работа с текстом, работа с картинками и т.д.)
Все эти рекомендации помогут ученикам достичь положительных результатов обучения с учетом их способностей и индивидуальных особенностей.
Список литературы
- Бодина Е. А. Индивидуализация и персонализация в современном образовании / Е. А. Бодина, Н. Н. Телышева // Искусство и образование. – 2021. – № 3. – С. 9-14.
- Варламова В.А. Индивидуальная образовательная траектория в педагогических исследованиях / Современное образование: традиции и инновации. – 2020. – № 2. – С. 18-21.
- Зеер Э.Ф. Персонализированная учебная деятельность обучающихся как фактор их подготовки к профессиональному будущему // Профессиональное образование и рынок труда. – 2021. – № 1. – С. 104-114
- Каргина З. А. Индивидуализация, персонализация, персонификация – ведущие тренды развития образования в ХХI веке: обзор современных научных исследований// Наука и образование: современные тренды. – 2015. – №2. – С. 172-178
- Савина Н.В. Методологические основы персонализации образования // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - Омск, Изд-во: ОмГА, № 4 (14). – 2020. – С. 82-90.
References
1. Bodina E. A. Individualizaciya i personalizaciya v sovremennom obrazovanii / E. A. Bodina, N. N. Telysheva // Iskusstvo i obrazovanie. – 2021. – № 3. – Р. 9-14.
2. Varlamova V.A. Individual'naya obrazovatel'naya traektoriya v pedagogicheskih issledovaniyah / Sovremennoe obrazovanie: tradicii i innovacii. – 2020. – № 2. – Р. 18-21.
3. Zeer E.F. Personalizirovannaya uchebnaya deyatel'nost' obuchayushchihsya kak faktor ih podgotovki k professional'nomu budushchemu // Professional'noe obrazovanie i rynok truda. – 2021. – № 1. – Р. 104-114
4. Kargina Z. A. Individualizaciya, personalizaciya, personifikaciya – vedushchie trendy razvitiya obrazovaniya v HHI veke: obzor sovremennyh nauchnyh issledovanij// Nauka i obrazovanie: sovremennye trendy. – 2015. – №2. – Р. 172-178
5. Savina N.V. Metodologicheskie osnovy personalizacii obrazovaniya // Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. - Omsk, Izd-vo: OmGA, № 4 (14). – 2020. – Р. 82-90.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ традиционных форм, методов обучения и способствующих компетентностному развитию ученика.
Методы и формы обучения, в ходе которых развиваются компетентности....
Сравнительный анализ работы в параллели 5-х классов по ФГОС и традиционному обучению
Сравнительный анализ работы в параллели 5-х классов по ФГОС и традиционному обучению...
Сравнительный анализ результатов обучения учащихся 5 А, Б классов по истории
Цель исследования выявление уровня и динамики развития универсальных учебных действий (УУД) учащихся, обсуждение причин затруднений учеников с целью дальнейшей коррекции учебно-воспитательного процесс...
Тема самообразования: «Реализация задач индивидуализации и персонализации как этапов личностного становления обучающихся объединения «Театр мод»
Индивидуальный план повышения профессионального уровня...
Особенности поэтапного обучения в фототворчестве - сравнительный анализ работы программ Adobe Photoshop и Adobe Lightroom в работе со школьниками
Визуальные технологии и в частности фотография заняли прочное место в нашей жизни. Фотографировать сейчас модно. Почти все подростки ведут страницы в социальных сетях. Конечно, каждому хочется не толь...
ОБУЧЕНИЕ ВТОРОМУ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НЕМЕЦКИЙ) УЧЕНИКОВ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА.
В статье описаны преимущества обучения детей 5-9 классов немецкому языку, как второму иностранному, на основе сравнения с английским языком...
сравнительный анализ успеваемости и качества обученности за 2019-2020 уч.год
сравнительный анализ успеваемости и качества обученности за 2019-2020 уч.год...