« Духовно – нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коррекционной школе»
статья
Доклад на конференции "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: проблемы и перспективы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_duhovno_-_nravstvennoe_vospitanie_uchashchihsya_s_ovz_v_korrektsionnoy_shkole.docx | 18.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор : Кочнева Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ «Селенгинская СКОШИ». Название доклада «Социально -педагогическое сопровождение выпускников как актуальная проблема коррекционного образования»»
«Социально -педагогическое сопровождение выпускников как актуальная проблема коррекционного образования»»
Хочу начать доклад строчками стихотворения нашей коллеги Калиман Натальи Адамовны из г. Оренбурга.
МИР «ОСОБОГО» РЕБЁНКА
Мир «особого» ребёнка –
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка –
Многообразен и красив.
Неуклюж, немного страшен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка.
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он молчалив?
Почему он так испуган?
И совсем не говорит?
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.
Российское образование знаменует новый период своего развития, так как с 1 сентября 2013 года вступил в силу принятый 31 декабря 2012 года Закон Российской Федерации «Об образовании». Реализовывать новое необходимо с подведения итогов уже сделанного. Определение качества полученных результатов, выявление трудностей, проблем в педагогическом процессе, обоснование цели и задач того, что уже осуществлено и будущих перспектив.
Теперь вся педагогическая работа законодательно обоснована, так как в Законе даны определения понятий объектов и субъектов образования. Для педагогической деятельности коррекционной школы VIII вида всё происходящее теперь приобретает ясность и значимость.
Понятна социальная роль данных образовательных учреждений. Государственная цель деятельности коррекционных образовательных учреждений – создать наиболее оптимальные жизненные условия для полноценной социальной самостоятельной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, способными к адаптации, получению профессиональных навыков, возможности трудоустройства. Становятся очевидными некоторые положительные тенденции в развитии собственно научной области коррекционной педагогики и её прикладной области. Так совершенствуется просветительно – информационная база, которая помогает родителям, воспитывающим ребёнка с ограниченными возможностями здоровья реально оценивать психологические, соматические возможности своего ребёнка, из чего, в дальнейшем, строится его социальная принадлежность.
Родители становятся активными участниками коррекционно – развивающего процесса, активными получателями и потребителями образовательных услуг, «лакмусовой бумажкой» качества коррекции и развития ребёнка в образовательном учреждении. При этом, главное, работает законодательное определение родителей, которое дано в Законе РФ «Об образовании». Вместе с педагогами у родителей появилась реальная правовая возможность регулировать образовательный, коррекционно – развивающий процесс, то есть индивидуальный путь обучения ребёнка. Она наглядно показывает родителям особенности развития каждого обучающегося индивидуально, шире раскрывает их потенциал, позволяет родителям продолжить коррекционно - развивающие мероприятия с ребёнком дома.
Развитие каждого педагога в разных ипостасях – есть один из путей возникновения в нашей школе нового учителя, отвечающего требованиям современных модернизационных процессов, что может форсировать реализацию внедрения инноваций в коррекционно – развивающий процесс и процесс обучения.
Из собственного опыта работы сделала следующие выводы: если ребёнок инвалид –нельзя относиться к нему как к беспомощному инвалиду. Каждый может и должен развиваться, и состояние здоровья здесь не является мерилом. И даже аббревиатуру ОВЗ я бы предпочла расшифровывать не как ограниченные, а особенные возможности здоровья. Ведь многие ограничения можно преодолеть, а возможности расширить.
А ещё хочу отметить, что есть дети, которые по окончании школы нуждаются в дальнейшем сопровождении, хотя бы минимальном.
Сейчас у нас в обществе такое сопровождение недостаточно развито, присутствует частично, с опорой на уже существующие образовательные учреждения и общественные организации.
Коррекционное образование за последние годы претерпело значительные изменения. Разрабатывается система непрерывного специального коррекционного образования : детский сад – школа – получение профессии. Такая система очень эффективна на практике. Но меня беспокоит другой вопрос – а после школы и даже после училища сможет ли вчерашний выпускник найти себя, своё место в жизни.
Выпускники нашей школы получают предпрофессиональную подготовку по швейному и столярному делу. По окончании школы дети могут поступить в Каменский филиал Политехнического техникума , получить профессиональную подготовку по профессии повар ( слайд фото школы и выпускников). Поступают также наши дети и в г.Улан- Удэ в ГБПОУ «Бурятский республиканский техникум пищевой и перерабатывающей промышленности» для подготовки по специальностям : изготовитель мясных полуфабрикатов и оператор швейного оборудования.
Но перечень специальностей, которые можно получить после окончания коррекционной школы, очень ограничен.
Промониторив в сети интернет запросы от родителей детей с ОВЗ ,я пришла к выводу, что большой проблемой остаётся послешкольное образование и жизнеустройство выпускников.
Понятны чувства выпускников и их родителей, когда приходится искать место для дальнейшего самоопределения и получения профессии, а большинство дверей оказываются закрытыми. Вот здесь ,думаю, будет эффективным создание центров помощи ,где можно получить консультацию психолога, социального педагога, совет, поддержку.
Опираясь на опыт коллег, можно сказать, что это очень эффективный и человечный способ – помочь выпускнику в дальнейшей адаптации и интеграции. В отдельных городах России, по инициативе родительской общественности, с помощью различных благотворителей и грантовой поддержки все же создаются условия для жизнеустройства людей с тяжелыми нарушениями развития.
Благодаря консолидации усилий общественных организаций, государственных структур и благотворителей, создана и работает система комплексного сопровождения людей с тяжелыми нарушениями развития от рождения и до конца жизни. Эта модель ориентирована на жизнь человека с ментальной инвалидностью в обществе.
Здесь я бы хотела обратить внимание власти на возможность создания института пожизненного сопровождения нуждающихся в этом выпускников коррекционных школ. Это не значит, что дети будут становиться несамостоятельными, неспособными принимать решения. Напротив, больше будет тех, кто сможет трудоустроиться, создать семью, полностью социализироваться.
Коррекционное образование – одновременно и консервативная, и требующая постоянных изменений область образования. И организацию института непрерывного сопровождения нуждающихся в этом выпускников коррекционных школ я считаю одним из необходимых организационных решений гуманного современного общества.
Хочу вернуться к строчкам, с которых начала доклад:
Мир «особого» ребёнка…
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка
Допускает лишь своих.
Считаю, что только совместными усилиями, упорядочив работу всех систем, организовав работу институтов сопровождения , можно сохранить мир особого ребёнка, сделать его богаче и разнообразнее, а общество добрее и человечнее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Совершенствование духовно-нравственного воспитания учащихся в современной школе».
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одним из ключевых вопросов, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Данное направление в моей работе является приоритет...
ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В ШКОЛЕ ЛИЧНОСТНО- РАЗВИВАЮЩЕГО ДИАЛОГА
Практикой нашей школы накоплен значительный опыт в данном направлении. Надо отметить, что школа всегда находилась в режим...
"Духовно - нравственное воспитание учащихся коррекционной школы"
Модернизация современной образовательной системы затронула все элементы образования. Это отвечает, прежде всего, запросам государства и общества. Сегодня обществу требуется не ученик, напичканны...
Проблемы нравственного воспитания учащихся надомного обучения в коррекционной школе.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей в коррекционных школах является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом и государством в целом. Учащиеся, обучающиеся на индивидуальном (надомн...
Доклад « Духовно – нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коррекционной школе»
Доклад « Духовно – нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коррекционной школе» для научно -практической конференции....
Презентация к докладу « Духовно – нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коррекционной школе»
Презентация к докладу « Духовно – нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коррекционной школе». Может быть использована на НПК....