Доклад « Духовно – нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коррекционной школе»
материал
Доклад « Духовно – нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коррекционной школе» для научно -практической конференции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kochneva_n_v.docx | 22 КБ |
Предварительный просмотр:
nadiacochneva@yandex.ru
Кочнева Надежда Викторовна, учитель русского языка и литературы
Государственное бюджетное образовательное учреждение «Селенгинская (специальная) коррекционная общеобразовательная школа»
« Духовно – нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коррекционной школе»
«Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» Антон Семёнович Макаренко
А правильное воспитание – это, прежде всего, воспитание нравственной духовно наполненной личности. Программа развития образования в России ставит перед собой задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.
Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Сегодня, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности. При этом, конечно, я ничуть не умаляю роль родителей и семейного воспитания.
У школьников с нарушением интеллекта может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка. Здесь стоит отметить, что учащиеся с ОВР часто страдают расстройством поведения, поэтому они, как никто другой, нуждаются в педагоге как наставнике, как образце культуры и нравственных ценностей.
В школьном возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед нашими учащимися общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали, овладевая которой дети с ОВЗ постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости. Такие памятки ребята получают на занятиях, классных часах и в беседах с педагогами. Их также можно разместить в классном уголке.
Без хорошо организованной практической деятельности и её умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения. Для достижения главной цели необходимо строить внеурочную деятельность в соответствии со следующими принципами: принцип гуманистической направленности, принцип системности, принцип вариативности, принцип креативности, принцип успешности и социальной значимости.
Реализация внеурочной деятельности в коррекционной школе позволяет также решить ряд очень важных задач:
обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; снизить учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка;
учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: экскурсии, кружки, секции, олимпиады, соревнования и направлена не столько на достижение результатов освоения основной образовательной программы, сколько на достижение личностных и метапредметных результатов.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность в нашей школе осуществляется через:
- учебный план образовательного учреждения; дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения;
образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; классное руководство;
деятельность иных педагогических работников.
Для организации внеурочной деятельности и воспитания нравственно развитой личности наша школа взаимодействует: с учреждениями дополнительного образования; учреждениями культуры и спорта; средствами массовой информации.
Социальное партнёрство с различными учреждениями позволяет нам социализировать и лучше адаптировать учащихся с ОВЗ, развивать у ребят коммуникативные навыки. Так наши воспитанники с интеллектуальными нарушениями участвуют в мероприятиях наравне с другими школьниками. Это и спортивные соревнования, и литературно – художественные конкурсы.
Для реализации программы духовно-нравственного воспитания в рамках внеурочной деятельности педагогами нашей школы постоянно проводятся классные часы, осуществляется посещение школьной библиотеки и детской библиотеки, посещение музеев, выставок, экскурсий на природу, различные экологические акции «Покорми птиц зимой!», «Чистый двор», организация выставок поделок и рисунков и т.д.
Мы постоянно сотрудничаем с православным Приходом храма в честь Архистратига Божия Михаила в п. Селенгинске Кабанского района. Приход стал победителем в конкурсе «Православная инициатива 2017 -2018», в результате была организована Воскресная школа, которую регулярно посещают наши воспитанники.
В процессе сотрудничества с Воскресной школой были отмечены положительные изменения в поведении учащихся. Те ребята, которые страдают различными тяжёлыми расстройствами, становились более спокойными, им было проще контролировать своё поведение.
Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на решение специфических задач – коррекция недостатков познавательной деятельности и эмоционально – волевой сферы, социально психологической адаптации, подготовка учащихся к активной жизни.
Мы стараемся воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их неравнодушными людьми, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.
В результате реализации программы и проведения мероприятий, при выходе из школы мы планируем получить выпускника со следующими личностными характеристиками: любящего свой народ, свою Родину; уважающего и принимающего ценности общества; любознательного; готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки; доброжелательного; выполняющего правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Следуем в своей работе словам Сократа «В каждом человеке солнце – только дайте ему светить»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы нравственного воспитания учащихся надомного обучения в коррекционной школе.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей в коррекционных школах является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом и государством в целом. Учащиеся, обучающиеся на индивидуальном (надомн...
Доклад «Духовно-нравственное воспитание учащихся через приобщение к культурно-историческому наследию родного края»
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения в настоящее время является одним из приоритетных направлений образовательной системы, это отражено в законе об образовании, концепциях...
Доклад."Духовно-нравственное воспитание учащихся в рамках реализации ФГОС"
."Духовно-нравственное воспитание учащихся в рамках реализации ФГОС"...
Доклад: « Духовно-нравственное воспитание учащихся средствами музейной педагогики»
Доклад был представлен на районных образовательных Рождественских Чтениях г.Луховицы 2016г....
Доклад "Духовно - нравственное воспитание учащихся на уроках родного языка и литературы
Доклад "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках родного языка и литературы"...
Презентация к докладу « Духовно – нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коррекционной школе»
Презентация к докладу « Духовно – нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коррекционной школе». Может быть использована на НПК....
« Духовно – нравственное воспитание учащихся с ОВЗ в коррекционной школе»
Доклад на конференции "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ: проблемы и перспективы"...