Внеурочная деятельность по предмету ИЗО
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Рукодельница"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_rukodelnitsa.doc | 530 КБ |
Предварительный просмотр:
I. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукодельница» разработана в соответствии с нормативно- правовыми документами:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукодельница» (далее - программа) разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
• Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
• «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приказ от 27 июля 2022 г. N 629);
• Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года (Распоряжение правительства РФ от 31 марта 2022 года N 678-р);
• СанПиН 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09. 2020 г. № 28);
• Распоряжением правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р;
• Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
• Уставом МБОУ «Перенская средняя школа»;
• Социальным заказом родителей.
Направленность программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Рукодельница» является программой художественной направленности.
Актуальность программы:
В настоящее время становится насущной проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций.
Декоративно прикладное творчество помогает ребенку постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетения. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приемами позволит развить эстетический вкус и художественное восприятие мира ребенка.
Программа модифицированная, разработана на основе типовых программ и методических разработок, дополняет и углубляет школьные программы. Программа носит прикладной практико-ориентированный характер и направлена на овладение обучающимися основными приемами бисероплетения.
Педагогическая целесообразность:
Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Программа построена на принципах личностно-ориентированного образования. Содержание программы ориентировано на общечеловеческие ценности и вместе с тем соответствует российским культурным традициям.
Программа доступна для мотивированных детей, для детей из сельской местности, для детей с ОВЗ за исключением детей имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и болезни глаз.
Учреждение (адрес): муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Перенская средняя школа» (216555, Смоленская область, Рославльский район, деревня Перенка, дом 99).
Количество часов по программе в год- 36 часов.
По продолжительности реализации программа – одногодичная.
Занятия проводятся с группой 1 раза в неделю по 45 минут
Форма организации образовательного процесса – групповая.
Адресат программы (возраст детей) - обучающиеся 9-12лет
Срок реализации программы - 2022-2023 учебный год.
По содержанию деятельности – интегрированная.
Уровень сложности – стартовый.
По уровню образования - общеразвивающая
Формы занятий: в процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий:
- учебное занятие (комбинированное);
- занятие-творческая мастерская;
- беседа;
- вернисаж;
- мастер-класс.
Содержание данной программы направлено на выполнение творческих работ, основой которых является индивидуальное и коллективное творчество.
В основном вся практическая деятельность основана на изготовлении изделий. Обучение планируется дифференцированно с обязательным учётом состояния здоровья учащихся. Программой предусмотрено выполнение практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из различных материалов. На учебных занятиях в процессе труда обращается внимание на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, на рациональную организацию рабочего места, бережного отношения к инструментам, оборудованию в процессе изготовления художественных изделий.
Обязательными условиями проведения занятий являются:
- использование игровых методов преподавания;
- смена видов деятельности;
- положительная оценка личных достижений каждого учащегося;
- отсутствие каких – либо отметок и домашних заданий.
В процессе занятий важна доброжелательность, творческая атмосфера, когда ребенок может высказывать свои мысли вслух, не боясь того, что его засмеют или подвергнут критике.
Ожидаемый результат освоения данной программы – дети освоят предложенные техники бисероплетения, познакомятся и научатся разбираться в гармонии цвета, а также будут совершенствовать свои творческие способности и выполнят несколько изделий.
Цель программы: формирование творческих способностей учащихся посредством расширения общекультурного кругозора и создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.
Задачи:
Обучающие:
- формировать у детей умения и навыки практической работы с бисером на основе теории цветоведения и композиции;
-обучать технологиям изготовления различных изделий из бисера с применением разнообразных материалов и инструментов;
-ознакомить с историей и развитием искусства бисероплетения; с миром труда взрослых.
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, терпение и аккуратность;
-воспитывать уважение к наследию предков, заботливое отношение к близким;
-воспитывать культуру взаимоотношений с детьми и взрослыми;
-воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
Развивающие:
-развивать творческие и интеллектуальные способности;
-формировать эстетическое восприятие окружающего мира;
-развивать художественный вкус.
Система оценки образовательных и личностных результатов
- наблюдение за детьми;
- тестирование уровня мотивации и ценностных ориентаций;
- организация и участие в выставках;
- проведение конкурсов;
- индивидуализация (учет продвижения личности в развитии).
Ожидаемый результат освоения данной программы – дети освоят предложенные техники бисероплетения, познакомятся и научатся разбираться в гармонии цвета, а также будут совершенствовать свои творческие способности и выполнят несколько изделий.
Итогами освоения программы является участие обучающихся в выставках различных уровней.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Рукодельница»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- учитывать выделенные в пособиях этапы работы;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
- выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся сможет:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- устанавливать аналогии;
- проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Метапредметные результаты:
- самостоятельно определяют цели своего обучения, ставят и формулируют для себя новые задачи в творческой и познавательной деятельности;
-компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
- организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
- соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
- оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам.
II. Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 | Наблюдение опрос, входная диагностика | |
2 | Основные сведения о бисере | 1 | 1 | Наблюдение, опрос | |
3 | Составление узоров. Цвет | 1 | 1 | Наблюдение, творческая работа | |
4 | Техники низания | 10 | 4 | 6 | Наблюдение, творческая работа |
5 | Удивительные насекомые | 8 | 2 | 6 | Наблюдение, опрос, творческая работа |
6 | Волшебные растения | 14 | 3 | 11 | Наблюдение, опрос, творческая работа |
7 | Итоговое занятие. Выставка работ | 1 | 1 | Наблюдение, опрос, итоговая диагностика | |
Итого | 36 | 11 | 25 |
III. Содержание учебного плана
Раздел 1. Вводное занятие. (1ч.)
Теория. Знакомство с программой занятий. Инструменты и материалы.
Раздел 2. Основные сведения о бисере (1ч.)
Теория. История бисероплетения. Подготовка к работе.
Раздел 3. Составление узоров. Цвет (1ч.)
Практика. Начало работы. Составление схемы узора. Полезные советы.
Раздел 4. Техники низания (10 ч.).
Теория. Цветовое сочетание в бисере. Условные обозначения на схемах. Перевод схем. Чтение схем. Техника низания простейших цепочек. Зарядка для глаз. ТБ при работе. Цепочки разной ширины с параллельным расположением бисеринок. Правила и приемы работы на двух концах проволоки. ТБ при работе.
Практика. Цепочки: «Пико», «Восьмерка», «Восьмерка с подплетением», «Зигзаг», «В 1,5 ряда», «Цветочки из 5 бусин», «Цветочки из 8 бусин»; плотное плетение. Цепочки: «Крестик», «Лодочка»; браслеты.
Раздел 5. Удивительные насекомые (8ч.).
Теория. Знакомство с насекомыми. Виды и характеристика насекомых.
Практика. Жуки, пауки, осы по схемам. Панно «Стрекозы». Сборка насекомых в композицию. ТБ при работе.
Раздел 6. Волшебные растения. (14 ч.).
Теория. Материалы и инструменты для работы. Техника плетения листочков для цветов на проволоке. Последовательность работы. Виды деревьев. Техника плетения листочков на проволоке. Петли сформированные в шарик, петли в виде плоской или объемной веточки, в виде лепестка.
Практика. Цветы техникой параллельного плетения. Выбор цвета. Последовательность работы. Правила сборки. Панно «Аленький цветочек». ТБ при работе. Листья петельным способом низания. Выбор цвета. Последовательность работы. Сборка дерева. ТБ при работе.
Раздел 7. Итоговое занятие. Выставка работ «Вернисаж» (1 ч.)
IV. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Месяц | Тема занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Форма контроля |
1 | сентябрь 06.09 | Вводное занятие | Беседа | 1 | Наблюдение опрос, входная диагностика |
2 | сентябрь 13.09 | Основные сведения о бисере | Лекция | 1 | Наблюдение, опрос |
3 | сентябрь 20.09 | Составление узоров. Цвет | Практикум | 1 | Наблюдение творческая работа |
4-5 | сентябрь, октябрь 27.09 04.10 | Техника низания | Мастер-класс Практикум | 2 | Наблюдение, опрос, творческая работа |
6-7 | октябрь 11.10 18.10 | Бусы и цепочки в одну нить | Беседа Практикум | 2 | Наблюдение, опрос, творческая работа |
8-9 | октябрь ноябрь 25.10 01.11 | Цепочки в шесть лепестков | Беседа Практикум | 2 | Наблюдение, опрос, творческая работа |
10-13 | ноябрь, декабрь 15.11 22.11 29.11 06.12 | Параллельное низание. Браслет | Беседа Творческая мастерская | 4 | Наблюдение, опрос, творческая работа |
14-16 | декабрь 13.12 20.12 27.12 | Удивительные насекомые: жуки, пауки, осы | Беседа Мастер-класс | 3 | Наблюдение, опрос, творческая работа |
17-21 | январь, февраль 10.01 17.01 24.01 31.01 07.02 | Панно «Стрекозы» | Беседа Творческая мастерская | 5 | Наблюдение, опрос, творческая работа |
22-25 | февраль, март 14.02 21.02 28.02 07.03 | Волшебные растения: листья, цветы | Беседа Мастер-класс | 4 | Наблюдение, опрос, творческая работа |
26-29 | март, апрель 14.03 21.03 28.03 04.04 | Панно «Аленький цветочек» | Беседа Творческая мастерская | 4 | Наблюдение, опрос, творческая работа |
30-35 | апрель, май 11.04 18.04 25.04 02.05 16.05 23.05 | Творческая работа «Дерево счастья» | Беседа Творческая мастерская | 6 | Наблюдение, опрос, творческая работа |
36 | май 30.05 | Итоговое занятие. Выставка работ | Вернисаж | 1 | Итоговая диагностика, опрос, наблюдение |
Итого за учебный год | 36 |
V. Методическое обеспечение программы
Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному”, (усложнение идёт “расширяющейся спиралью”), учёта возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения. На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение, демонстрация наглядных пособий). На этом этапе дети выполняют поделки точно по образцу и объяснению. Затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику бисероплетения, подключается методы продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод. Широко применяются игровые приёмы – “обыгрываются” свои поделки, сочиняются сказки по поводу игрушек и т.п.
Все учебные задания кроме формирования навыков и знаний по бисероплетению направлены на общее развитие ребёнка. Расширяется кругозор ребенка о народных традициях и праздниках во время изготовления подарков, даётся возможность проявить творческие способности ученика, воспитывается “деятельная любовь ” к близким, а также чужим людям, которым требуется помощь, например, больным или людям с ограниченными возможностями. Всё обучение у детей формируется осознание необходимости думать и понимать, а не просто повторять определённые движения. И, конечно, весь учебный материал связан с воспитанием у детей художественного вкуса и чувств радости и удовольствия от красивого. Выполняя практические задания, дети развивают у себя произвольные движения, которые необходимы для успешного обучения в школе. Обучение детей практическим приёмам неразрывно связано с ознакомлением с теоретическими сведениями.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, демонстрация педагогом, работы по образцу и др.);
- практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Требования к помещению
Помещение должно быть хорошо освещено и безопасно для занятий.
Оборудование и материалы:
- парты;
- стулья;
- доска;
- репродукции поделок;
- поделки из бисера;
- компьютер, проектор, экран.
Необходимые технические средства обучения:
Инструменты и материалы:
- бисер (зернистый бисер, бусины, стеклярус – прозрачный, перламутровый, матовый, внутри крашенный, сверху крашенный, с металликом внутри);
- проволока, леска, нить для бисероплетения;
- иглы для бисероплетения
- схемы плетения;
- ножницы;
- гипс или алебастр;
-мультимедийные презентации.
Использование технических средств и средств наглядности вызывает более активное восприятие, воспитанникам изучаемого материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность процесса трудового и эстетического воспитания. Конкретные примеры декоративно-прикладного искусства помогают обучающимся глубже осваивать абстрактные понятия бисероплетения.
Так же необходимо следить за выполнением правил техники безопасности. С правилами безопасности труда педагог знакомит кружковцев на первом же вводном занятии и систематически напоминает о них, дополняя объяснением безопасных приѐмов выполнения каждой технологической операции (приложение 1).
В процессе увлеченной, целенаправленной работы по бисероплетению и работами декоративно-прикладного искусства ребята нередко забывают, что нужно отдохнуть. Поэтому, через определенные промежутки, проводятся небольшие перерывы, игровые ситуации, гимнастика для глаз и физкультурные минутки (приложение 2).
VI. Диагностический инструментарий
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Рукодельница»
Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»
1. Знание основных методов плетения из бисера:
- высокий уровень – делает самостоятельно;
- средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей;
- низкий уровень – не может сделать.
2. Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия из бисера, пользуясь образцами и схемами:
Умение сделать изделие, следя за показом педагога и слушая устные пояснения:
-высокий уровень – делает самостоятельно;
-средний уровень – делает с помощью педагога или товарищей;
-низкий уровень – не может сделать.
3. Создание композиций из отдельных изделий:
Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии; творческий подход к выполнению работы:
-высокий уровень – работы отличаются ярко выраженной индивидуальностью;
-средний уровень – работы выполнены по образцу, соответствуют общему уровню группы;
-низкий уровень – работы выполнены на недостаточном уровне.
4. Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков:
-высокий уровень - делает поделки самостоятельно, умеет организовать свое рабочее место, рационально использовать необходимые материалы, качественно аккуратно выполняет и оформляет работы;
-средний уровень - делает поделки с помощью педагога или товарищей, умеет организовать свое рабочее место, рационально использовать необходимые материалы, качественно аккуратно выполняет и оформляет работы;
-низкий уровень - работу выполняет только с помощью педагога, не умеет организовать свое рабочее место, рационально использовать необходимые материалы, работа не сделана полностью.
№ п/п | Фамилия, имя | Знание основных методов плетения из бисера | Умение следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия из бисера, пользуясь образцами и схемами | Создание композиций из отдельных изделий | Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков | ||||
старт | итог | старт | итог | старт | итог | старт | итог | ||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
5 | |||||||||
6 | |||||||||
7 | |||||||||
8 | |||||||||
9 | |||||||||
10 | |||||||||
11 | |||||||||
12 | |||||||||
13 | |||||||||
14 | |||||||||
15 | |||||||||
16 | |||||||||
17 | |||||||||
18 |
VI. Список литературы
1. Артамонова Е.В., «Бисер», – М, Эксмо, 2014г.
2. Божко Л.А., «Бисер. Уроки мастерства», – М., 2004г.
3. Бедина М.В., Зверева М.В., «Скульптура из бисера», Белгород, 2014г.
4. Иванова Ю.В., «Плетение из бисера и проволоки», М. – АСТ-ПРЕСС, 2013г.
5. Качалова Е., «Сказочные деревья из бисера», М. – АСТ, 2016г.
6. Кожевникова Г.И., «Подарочные яйца из бисера», М., – Мартин, 2012г.
7. Кэрол Бэннер Дёльп, «Цветы, букеты и композиции из бисера», Харьков, 2013г.
8. Мари-Клод Бюрель, «Цветы из бисера. Новые идеи», – М., Контэнт – 2011г.
9. Стольная Е.А., «Цветы и деревья из бисера», – М. – Мартин, 2006г.
10. Фитцджеральд Диана, «Чудесные цветы, букеты и композиции из бисера», Белгород, 2014г.
11. Интернет ресурсы.
Приложение 1
Техника безопасности при выполнении ручных работ
Опасности в работе:
- повреждение пальцев иглой или булавкой;
- травма руки ножницами;
- травма глаз.
Что нужно сделать до начала работы:
- посчитать количество иголок и булавок в игольнице;
- положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
Что нужно делать во время работы:
- быть внимательной к работе;
- надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;
- вкалывать иглы и булавки только в игольницу;
- класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
- передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперед.
Что нужно сделать по окончании работы:
- посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы;
- убрать рабочее место.
Приложение 2
Упражнения для глаз снимающие утомление
Первый комплекс
- Плотно закрыть и широко открыть глаза. Повторять упражнение 5–6 раз с интервалом 30 секунд.
- Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы.
- Медленно вращать глазами: вниз, вправо, вверх, влево и в обратную сторону.
Второе и третье упражнение рекомендуется делать не только с открытыми глазами, но и с закрытыми. Выполнять их надо сидя, с интервалом 1–2 минуты.
Второй комплекс
- Стоя смотрите прямо перед собой 2–3 секунды. Затем поставьте палец руки на расстоянии 25–30 см. от глаз, переведите взгляд на кончик пальца и смотрите на него 3–5 секунд. Опустите руку. Повторите 10–12 раз. Упражнение снимает утомление глаз, облегчает зрительную работу на близком расстоянии. Тем, кто пользуется очками, надо выполнять упражнения, не снимая их.
- Сидя, тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхнее веко, спустя 1–2 секунды уберите пальцы. Повторите 3–4 раза.
- Очень полезно несколько секунд посмотреть вдаль, окинуть взглядом горизонт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ
Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения истории.Использование информационно-коммуникационных техноло...
Мероприятие внеурочной деятельности по предмету английский язык «Путешествие в Лондон»
С целью совершенствования учебно - методического обеспечения учебного процесс и повышения качества знания учащихся предлагается сценарии мероприятия «Путешествие в Лондон». Данная разработка пре...
Формирование исследовательской компетенции учащихся во внеурочной деятельности по предмету на основе технологии развивающего обучения.
Сегодня в сфере образования набирают силу новые критерии оценки качества обучения, учитывающие динамику развития каждого учащегося. Это связано с нарастающей скоростью перемен в обществе: меняются гос...
Конференция, как форма внеурочной деятельности по предмету
Презентация по педагогике, представленная на методическое объединение учителей биологии...
Внеурочная деятельность по предмету
Список творческих работ.Список победителей конкурсов.Сценарии внеклассных мероприятий....
Проектная деятельность на уроках физики и во внеурочной деятельности по предмету
В современных условиях образования особенно актуальным становится применение на уроках новых технологий, целью которых является не только донесение знаний до учащихся, но и выявление, развитие, рост т...
Внеурочная деятельность по предмету «Информатика и ИКТ» как средство повышения мотивации к изучению предмета
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в условиях перехода образовательных учреждений на новый Федеральный государственный стандарт она позволяет разнообразить организационные формы работы...