"Образ семьи в культуре народов России"
план-конспект урока (5 класс)
Познакомить с семейнными ценностями народов России, дать базовое представление о взаимосвязи истории семьи и истории народа, государства, человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka._obraz_semi_v_kulture_narodov_rossii_dlya_5_klassa_doc.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Образ семьи в культуре народов России»
Автор: педагог-предметник Киришчьян Галина Игоревна
Тип урока: изучение нового материала
Цель урока: познакомить с семейными ценностями народов России, дать базовое представление о взаимосвязи истории семьи и истории народа, государства, человечества.
УУД:
Образовательные:
- знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о семье, семейных обязанностях;
- уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в фольклорных сюжетах;
- знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в произведениях художественной культуры;
- понимать и обосновывать важность семейных ценностей с использованием различного иллюстративного материала.
Познавательные:
- определение темы урока;
- формирование проблемы урока, создание алгоритма деятельности для решения этой проблемы;
- извлечение информации, представленной в разных формах (текст, видеоряд, иллюстрация).
Коммуникативные:
- применение информации из собственного опыта;
- умение классифицировать информацию с учетом полученных знаний;
- проявление активности в решении поставленных задач.
Регулятивные:
- оценивают и сравнивают разные точки зрения и свою собственную;
- применяют правила сотрудничества.
Технологии обучения:
- технология проблемно-диалогического обучения;
- здоровье сберегающая технология ;
- технология оценки образовательных достижений.
Оборудование: доска, учебник, компьютер, презентация, рабочий лист.
Ход урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть. Вы готовы активно работать на уроке? Молодцы! Начнем.
Установка: подумать о смысле, заложенном в песне «Родительский дом» — 2 мин.
Обсуждение: Какой смысл заложен в песне? Что нам хотели сказать авторы? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Учащиеся высказывают предположения. Формулируют и записывают тему: «Образ семьи в культуре народов России».
2.Актуализация знаний.
Обсуждение: у В.А.Сухомлинского есть замечательные слова: «Семья – это та среда, где человек должен учиться творить добро».
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли мы задумываемся о том, что оно обозначает? Какое определение вы бы дали понятию «семья»? Назовите качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании.
Предполагаемые ответы: родные люди, общий дом, тепло семейного очага, общее хозяйство, забота о старшем поколении, воспитание детей, совместный труд, совместный досуг и т.д.
Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей стране. В нашей стране проживает много народов и каким представляется образ семьи у них, мы сегодня и узнаем.
3.Изучение нового материала.
Приглашаю вместе со мной отправиться в путешествие на поезде. С собой берем посадочный талон, где прописаны станции, которые мы сегодня посетим.
Станция 1. Сказочная.
Я вам предлагаю прочитать чувашскую сказку «Два кума» и подумать, какие ценности заложены в этой сказке и какие из них относятся к семье? Какие слова вы услышали впервые?
Поехал как-то раз в дальнее село на базар богатый мужик. Задержался он там и вспомнил, что в этом селе кум его живет. «На постоялом дворе за постой надо платить да коню сена купить», - думает. И заехал к куму. Кум с женой приняли гостя радушно, угостили на славу. На другой день поднялась такая метель - свету не видно. Принялись хозяин с женой гостя уговаривать:
- Повремени, куманёк дорогой, погости, покуда непогода пройдет! Метет вьюга день, другой и третий.
Богатый мужик думает: «Вот бы на постоялом дворе такая непогода застала, сколько денег пришлось бы потерять, а тут конь в тепле и сам в холе. Худо ли?».
На четвертый день унялась метель, запряг гость коня. Стал с хозяевами прощаться:
- Спасибо за хлеб-соль, за угощение! Через неделю моя жена именинница. Приезжайте к нам в гости!
Через неделю в назначенный день приехали званые гости. Выбежал богатей на двор гостей встречать, а приезжий кум, глянув в окно, успел заметить, как хозяйка поспешно убирала со стола угощение: тарелку с блинами сунула в печь, а сваренную баранью голову на блюде запихнула под печь. Спрятала все и дверь открыла, с поклоном гостей встретила:
- Вот спасибо, что не побрезговали, приехал, желанные гости! А мне, как на беду, занедужилось, и не поспели ни с чем управиться, не обессудьте, коли что не так. Постных щей кое-как сварила и хлебы испекла. Голодными не отпустим!
- Вот ведь какая вышла незадача, - поддакивает хозяин, - так ли бы следовало принять тебя, куманёк дорогой, коли б не эта напасть!
А приезжий кум раздевается и говорит:
- Это все ничего, лишь бы хозяйка скорее поправилась. А вот мы дорогой страху натерпелись - век не забыть.
- Что же с вами приключилось? - спросили хозяева.
- Да вот когда ехали сюда, - стал рассказывать гость, - увидели мы с женой страшного змея! Лежал он возле самой дороги и шипел так, что схватил я большущий камень - не меньше, чем баранья голова у вас под печкой, - и так ударил змея по голове, что она расплющилась, ни дать, ни взять, как блины, что у вас в печи! Нечего делать скупым хозяевам, пришлось всё угощение на стол поставить.
Примерные ответы учеников: необходимость поддерживать доброжелательные отношения среди близких, приходить на помощь в трудную минуту, быть честными и открытыми.
Станция 2. Музыкальная.
Есть ещё одно направление культуры, которое отражает ценности и традиции разных народов. Это музыка.
В нашей стране есть красивый регион, наполненный историями и особыми смыслами – Калмыкия. Первые расселения здесь происходили еще в древние времена, больше тысячи лет назад. Основной религией является буддизм.
Я вам предлагаю послушать песню «Джунгары». После мы с вами подумаем, какие ценности здесь отражены и как они связаны с семьей?
https://www.youtube.com/watch?v=LjRZd0mx528/
Ответы учеников: преемственность поколений, важность сохранения исторической памяти о своих близких, связь между народом и отдельно взятой семьей.
Станция 3. Поговоркино.
Ребята, пока я шла к вам, у меня выпали пословицы и поговорки о семье и все перемешались. Помогите мне собрать их правильно (в рабочем листе пословицы представлены в разбросанном виде.
• В гостях хорошо, а дома лучше.
• В дружной семье и в холод тепло.
• В недружной семье добра не бывает.
• В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.
• В семье разлад, так и дому не рад.
• Вся семья вместе, так и душа на месте.
• Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
• На что и клад, когда в семье лад.
• Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.
Ответы учеников: выполняют задание.
Станция 4. Творческая.
Нарисуйте "Оберег семьи"- "Ожерелье мудрости" (Пока рисуют звучит музыка "Гимн семьи").
- Давайте покажем и расскажем о своём "Ожерелье мудрости". (Кто желает - может подарить кому - то из присутствующих).
Если вы находитесь здесь, в этом классе, значит, у вас есть семья. Цените и берегите её, потому что именно она нужна вам для душевного комфорта. Эта ваша крепость от бурь и невзгод современной жизни, которая может, с одной стороны, защитить от отрицательных воздействий среды, а с другой — приспособить к жизни в обществе.
Ещё раз обратите внимание на доску – на эту замечательную композицию –дом, солнце и счастливые семьи. Я хочу, чтоб в Ваших семьях было также мило и тепло и чтоб царило только счастье.
Берегите свои семейные ценности, храните их, чтобы они смогли передаваться из поколения в поколение, ведь именно они являются той «изюминкой», которая отличает все семьи друг от друга.
Ответы учеников: выполняют задание, презентация работ.
Рефлексия. Карточки.
Фамилия, Имя, класс ____________________
Тема урока: ____________________________
Ответьте на вопросы.
1. Какое определение вы бы дали понятию «семья»? _____________________________________________________
2. Вспомни качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании____________________________________________
3. Что такое традиция? _________________________________
4. Какие традиции могут быть в семье? ___________________
5.Как ты оцениваешь свою работу на уроке? _______________
6.Что бы ты хотел еще узнать по данной теме? _____________
Задание на дом. Придумать мини-рассказ о своей семье (4-5 предложений).
Материалы для использования по подготовке к уроку:
1. Учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России: 5 класс: учебник /Н.Ф.Виноградова.- 2-е изд., стер.-Москва: Просвещение, 2022. – 123, (5) с.: ил.
2. Толковый словарь С.И Ожегова.
3. https://stihi.ru/2022/07/08/3733
4. https://skazkibasni.com/archives/10891?ysclid=lo1px5bo538218252
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование ИКТ на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе»
Статья о применении ИКТ в процессе обучения детей начальной школы...
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»
Тематическое планирование курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур народов России»...
Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"
Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых, творчески...
Из опыта проведения уроков об истории Кузбасса в рамках предметов «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе и «Основы духовно-нравственной культуры народов России в основной школе
Хорошо знакомая нам истина «Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение» актуальна и сегодня....
Формирование общероссийской идентичности средствами учебных курсов «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
Огромное значение для духовно-нравственного развития младших школьников имеет направленность содержания учебных курсов ОРКСЭ и ОДНКНР на воспитание гражданина и патриота своего Отечества - России....
БРЕЙН-РИНГ «PROнацию» в рамках цикла городских мероприятий посвященных знакомству с культурой народов России "Народы Средней Азии"
laquo;Брэйн ринг» — это интеллектуальная игра, в рамках которой участники соревнуются друг с другом в знании и умении быстро и правильно отвечать на вопросы. Быстрый ход брейн-ринга помог...
Культурное пространство России в первой половине XIX в. художественная культура народов России. История России 9 класс
Культурное пространство России в первой половине XIX в.: художественная культура народов России...