Презентация " НЕПОКОРЕННЫЕ ....." к уроку в 5-9 классах
презентация к уроку (7 класс)
Материал предназначен для проведения классных часов, внеурочных занятий по теме "Блокадный Ленинград".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nepokorennye._1.pptx | 874.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
8 сентября 1941 года в Ленинграде началась блокада . Он был окружен врагами со всех сторон. В блокаде оказалось около 3-х миллионов человек. Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. По плану Гитлера, города не должно было быть на карте мира. Он решил стереть с лица земли город Ленинград. Было предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. Стремясь сравнять город с землей, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тысяч тяжелых снарядов, 5 тысяч фугасных, более 100 тысяч зажигательных бомб. Блокада Ленинграда 8 сентября 1941г-27 января 1944г 872 дня мужества
Поклонимся великим тем годам»
Город продолжал жить . Гитлеровцы просчитались. Город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы; вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов . Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах. Нечеловеческие страдания не сломили дух ленинградцев .
Дети блокадного Ленинграда. Главным подвигом юных жителей города была учеба. Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. В помещениях, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Вот что было написано в отчете одной из таких школ – 251 - й Октябрьского района: «Из двухсот двадцати учащихся пришедших в школу третьего ноября, систематически продолжали занятия 55. Это одна четвёртая часть. Недостаток питания сказывался на всех. В декабре – январе умерло одиннадцать мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школ. Остались только девочки ,но и те еле ходили».
Девчонка руки протянула И головой - на край стола... Сначала думали - уснула, А оказалось - умерла. Её из школы на носилках Домой ребята понесли. В ресницах у подруг слезинки То исчезали, то росли. Никто не обронил ни слова. Лишь хрипло, сквозь метельный сон, Учитель выдавил, что снова Занятья - после похорон.
Блокадный хлеб С каждым днем таяли запасы продовольствия. Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев. Рабочий получал 250 граммов, а служащие и дети — по 125 .
Хлебные крошки. В магазине было холодно и очень темно, только на прилавке у продавщицы мигала коптилка. Продавщица отпускала хлеб. У прилавка с одной стороны тянулась очередь. Люди подходили, протягивали карточки и получали кусочек хлеба, маленький, но тяжёлый и влажный, потому что муки в нём было совсем мало, а больше воды и хлопкового жмыха, который ленинградцы называли «дурандой». А у другой стороны прилавка кучкой столпились дети. Даже при слабом свете коптилки было видно, какие у них худые, измождённые лица. Шубки не облегали ребят, а висели на них, как на палочках. Головы их поверх шапок были закутаны тёплыми платками и шарфами. Ноги — в бурках и валенках, и только на руках не было варежек: руки были заняты делом. Как только у продавщицы, разрезавшей буханку, падала на прилавок хлебная крошка, чей-нибудь тоненький озябший палец торопливо, но деликатно скользил по прилавку, поддевал крошку и бережно нёс её в рот. Два пальца на прилавке не встречались: ребята соблюдали очередь. Продавщица не бранилась, не покрикивала на детей, не говорила: «Не мешайте работать! Уйдите!». Она молча делала своё дело: отпускала людям их блокадный паёк. Люди брали хлеб и отходили. А кучка ленинградских ребят тихо стояла у другой стороны прилавка, и каждый терпеливо ждал своей крошки.
Огороды на улицах Ленинграда в дни блокады Во время блокады Ленинграда, которую в годы Великой Отечественной войны устроили вражеские войска, большой вклад в снабжение горожан продуктами питания внесли огороды, хоть частично снабжающие их овощами. Под разбивку огородов городские власти выделили все возможные земельные наделы внутри города. Их разбивали в садах и на пустырях, в скверах и парках, на клумбах и газонах. Огород был разбит даже на Исаакиевской площади — там выращивали капусту, а на площади Декабристов — картошку. В Летнем саду на грядках росли белокочанная и цветная капуста, морковь, свекла, картофель и укроп.
ВОПРЕКИ ВОЙНЕ В городе выходили газеты, издавались книги, по радио звучали музыка и поэзия, выступали писатели, ученые, деятели культуры. В осажденном холодном Ленинграде, на голодном паике, Дмитрий Шостакович создал бессмертную Седьмую 44. симфонию, назвав ее Ленинградской. Это произведение навсегда вошло в историю как музыкальный символ блокады. Но, кроме этого известного филармонического концерта, в осажденном городе регулярно звучали и другие произведения .
Блокадный дневник Тани Савичевой Многие слышали историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Девочка сделала в своей записной книжке 9 коротких трагических записей. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. И когда читаешь это, цепенеешь: «28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи. 1941 года». «Бабушка умерла 25 января в З часа 1942 г.». «Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.». «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год». «Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год». «Мама — 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942» «Умерли все». «Осталась одна Таня». При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но врачам не удалось ее спасти. На могиле Тани был поставлен памятник, на котором высечены строки из ее дневника.
В мае 1972 года на могиле Тани был открыт памятник, который запечатлел в металле страницы ее блокадного дневника на красной кирпичной стене, символически изображающей разрушенное здание. Памятник построили школьники Шатковского района на заработанные деньги. Тане посвящены стихи, памятники, о ней сложены песни, ее именем в 1971 году названа одна из малых планет Солнечной системы, № 2127.
Прорыв блокады Ленинграда-операция «Искра» . И, хотя советские войска прорвали блокадное кольцо 18 января1943 года, Днем полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады считается именно январь1944 года, 14 января 1944 года советские войска перешли в наступление. 27 января была снята блокада Ленинграда,тогда в городе был дан торжественный салют в ознаменование окончания блокады. Страшным был итог блокады. За время блокады погибло 1 млн. 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: «Их имен благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто». За фигурой Родины-матери на гранитной стене строки Ольги Бергольц:
Нам наше прошлое свято и дорого. Гордость победами - горечь утрат... Вечная память защитникам города , Вечная слава защитникам города, Вечная слава тебе, Ленинград!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к итоговому уроку литературы в 5 классе по теме "Литература 19 века"
В ресурсе содержатся различные нестандартные задания ,позволяющие заинтересовать учащихся,провести урок в игровой форме....
Презентация и конспект урока для 9-го класса по теме:"Реформа политической системы:Цели,этапы,итоги". Перестройка 1985-1991 гг.
Презентацию по теме:" Реформа политической системы: цели, этапы, итоги".Перестройка в СССР 1985-1964 гг. Удобно использовать для сопровождения урока в 9-м классе по этой теме.План: 1. Кадровая революц...
Презентация и план урока истории в 11 классе "Социально-экономические противоречия в условиях форсированной модернизации. Рубеж XIX - ХХ вв."
В основе урока лежит проектная деятельность учащихся. Данная педтехнология позволяет включить учащихся в активную познавательную деятельность. Кроме того, применяются информационно-коммуник...
Презентация и план урока кубановедения в 10 классе "Летописец судеб народных М.А.Шолохов"
В основе урока лежит системно-деятельностный подход. Информация усваивается учащимися в активном режиме через анализ литературных источников. Применяются следующие педтехнологии: тех...
Презентация, конспект открытого урока математики в 9 классе "Умножение и деление целых чисел на трёхзначное число в пределах 1 000 000"
Урок выработки практических умений. Презентация, конспект урока могут быть использованы учителями коррекционной школы VIII вида,работающими по учебнику Антропов А.П., Ходот А.Ю., Ходот Т.Г. Математика...
Конспект урока с презентацией к обобщающему уроку по химии 8 класса на тему "Соединения химических элементов"
Обобщающий урок по теме "Соединения химических элементов" по химии 8 класс. Урок проводится в форме игры-путешествия. Такая форма способствует качественному закреплению материала. Цель урока: выявить ...
Презентация по теме Урок истории в 8 классе "Умереть- так только за Отчизну, жить – так только родиной дыша. (По отечественной войне 1812 г. Урок закрепления знаний)
мультимедийная презентация по теме "Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"....