«Грамматическое развитие детей раннего онтогенеза и дошкольного возраста в норме при речевом дизонтогенезе»
методическая разработка
Гвоздев А.Н. выделял четыре периода процесса формирования правил грамматического строя речи у детей. Это исследование ясно демонстрирует тесную взаимосвязь между морфологической и синтаксической языковыми системами. Рассмотрим подробно каждый из этих периодов.
Первый период
Это этап, когда ребенок, в возрасте от 1 года и 3 месяцев до года и 10 месяцев, формирует предложения, состоящие в основном из слов-корней.
Причем данный период можно условно разделить на два важных этапа:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
«Грамматическое развитие детей раннего онтогенеза и дошкольного возраста в норме при речевом дизонтогенезе»
Гвоздев А.Н. выделял четыре периода процесса формирования правил грамматического строя речи у детей. Это исследование ясно демонстрирует тесную взаимосвязь между морфологической и синтаксической языковыми системами. Рассмотрим подробно каждый из этих периодов.
Первый период
Это этап, когда ребенок, в возрасте от 1 года и 3 месяцев до года и 10 месяцев, формирует предложения, состоящие в основном из слов-корней.
Причем данный период можно условно разделить на два важных этапа:
Время, когда ребенок строит однословные предложения.
Время, когда ребенок начинает строить предложения, состоящие из нескольких слов-корней
1 этап первый период ( 1г.3м. – 1г.8м.)
В эти пять месяцев своего развития ребенок в основном использует однословные предложения. Ребенок знает очень немного слов, но это главные слова в его жизни – они помогают сформулировать и донести до родителей свои желания и впечатления. А так как для полноты выражения чувств запаса слов часто не хватает, ребенок начинает использовать жесты, мимику и интонацию.
Первые слова в жизни ребенка чаще всего не подчиняются грамматическим основам языка и являются аморфными словами-корнями. В разных предложениях независимо от требуемой грамматической конструкции, слова звучат одинаково без изменений.
Больше всего ребенок на этом этапе употребляет существительных, которые либо являются звукоподражательствами либо обозначают названия предметов и людей. Причем многие слова ребенок искажает (моко, бака).
I этап второй период (1г.8м. – 1г. 10м.)
Этот этап знаменуется тем, что ребенок начинает говорить фразами. Сначала он объединяет в словосочетания по два слова. Постепенно он учится связывать в фразу три слова. При этом нет никакой грамматической связи в этих словах. Для того, чтобы объяснить, как эти слова взаимосвязаны между собой, ребенок активно использует жесты, мимику и интонацию.
Слова по прежнему не претерпевают изменений и употребляются в одной аморфной форме. Например, существительные ребенок либо искажает в единую неизменную форму, либо без искажений в именительном падеже. Начинают появляться глаголы, но они также используются только в одной усвоенной ребенком форме.
Если проанализировать речь ребенка на этом этапе его развития, то становится очевидным то, что дети склонны воспринимать лишь общую смысловую нагрузку речи, не сосредотачиваясь при этом на деталях построения слов и предложений. Дети не только не способны выбирать правильную грамматическую форму слова, но даже и не пытаются это сделать.
Второй период (1г.10м. – 3 года)
Это период, когда малыш начинает усваивать первые основы грамматической структуры. Разделим этот период на три последовательных этапа.
Этап 1 (1г.10м. – 2г.1м.)
В этот период ребенок начинает осваивать первые простейшие формы слова. Дети уже достаточно хорошо анализируют связь слов, входящих в состав предложения.
Именно в этом возрасте от детей можно услышать, как они начинают произносить одно и то же слово в разных форма. Если раньше малыш говорил «хочу мама», то сейчас он в состоянии сказать «хочу к маме».
Первые слова, которые претерпевают трансформацию – это имена существительные. Ребенок начинает усваивать формы множественного числа тех слов, которые во множественном числе получают окончания – ы, — и. Также ребенок использует некоторые слова в винительном падеже с окончанием – у (дай сосу). Иногда от него можно услышать слова в родительном падеже (сосы нету).
Также для того, чтобы показать место, где что-то находится, дошколенок уже способен менять окончание на – е без использования предлога.
Также именно в этом возрасте ребенок начинает менять формы и у глаголов. Все чаще можно услышать от него глаголы в повелительном наклонении (дай). Также он использует глаголы 3 лица (мама спит).
Иногда можно услышать первые случаи использования прилагательных. Но эту форму речи ребенок использует пока в качестве отдельных слов без связи с существительными. Он не может сказать, что молоко вкусно, зато может выразить свои чувства словом (куса вместо вкусно).
Итак, речь ребенка начинает значительно обогащаться, благодаря первым попыткам применения грамматических правил построения слов. Слова уже употребляются в сочетании друг с другом. Все чаще можно услышать фразы, состоящие из существительных и глаголов в правильной форме (дай моко, папа спит). Также все чаще звучат предложения, состоящие из трех или даже четырех слов.
II этап второй период (2г.1м. – 2г.6м.)
Для того, чтобы показать связи между словами, ребенок использует флексии.
Русский язык богат на использования разнообразных флексий с целью изменения форм слова. Это создает определенные сложности в обучению языку и дети не в состоянии одновременно усвоить все возможные способы изменения слов в зависимости от склонения имен или спряжения глаголов.
Грамматические формы в словах усваиваются детьми в зависимости от того, как часто эти форму звучат в речи людей, их окружающих. Естественно, что первыми флексиями, которые усваиваются детьми, являются те, которые наиболее часто звучат от окружающих людей. На ранних этапах освоения нового навыка ребенок все чаще использует только одну флексию, ту, что он усвоил в первую очередь.
Гвоздев А.Н. использует термин «главенствующее окончание» для характеристики этой флексии.
Причем какое то время остальные виды окончаний в речи не присутствуют, они как бы вытесняются одним главенствующим.
Например, малыш начинает присоединять одно и то же окончание к слову в разных формах. Если речь идет о ложках, то ребенок говорит «много ложков», а не «много ложек».
В русском языке очень много флексий используется для разных слов, употребляемых примерно в одной и той же конструкции. Это значительно усложняет ребенку их восприятие и запоминание.
При изменении своей формы, многие слова русского языка претерпевают значительные трансформации. Малыш не в состоянии проконтролировать это. И поначалу он просто присоединяет к знакомой ему форме слова усвоенное им окончание. Вот и получаются смешные «человеки» и другие забавные термины.
На первых порах ребенок хорошо понимает и использует самые важные и продуктивные законы словообразования. И только со временем он начинает замечать другие детальные аспекты и усваивать их. Пока что дошкольник не способен понять, что существуют общие правила для языка в целом, а есть и частные правила, применяемые к отдельным видам слов. Также есть и исключения из правил, о существовании которых малыш даже не догадывается.
Поэтому родители часто могут услышать в речи детей множество неточностей с грамматической точки зрения. Дошкольник путает использование флексий, заменяя одни на другие.
Если говорить о существительных, то пока для ребенка понятные винительный, творительный и родительный падежи кроме именительного. При этом дети употребляют эти существительные без использования предлогов. (столе вместо на столе).
Дети на этом этапе своего развития начинают различать единственное и множественное число у глаголов. При этом даже можно наблюдать, как дети начинают справляться с задачей образования глаголов настоящего и прошедшего времени. Хотя с прошедшим временем возникают определенные трудности – ребенок путает мужской и женский род.
Прилагательные пока употребляются в своей начальной форме, но малыш уже делает первые попытки употреблять прилагательные в сочетании с существительными, правда иногда при этом совершает грубые ошибки. Ребенок не способен пока употреблять прилагательное во множеством числе иначе как в именительном падеже.
Часто путаются местами прилагательные и существительные.
Если говорить о личных местоимениях, то на данном этапе они уже полноценно и без ошибок используются.
Малыш даже начинает произносить все чаще простые предлоги. Однако он часто делает ошибки в виде неправильного применения предлога к контексту и проблемы с окончаниями в существительных, к которым применяются предлоги.
Предложения становятся все длиннее и иногда достигают уровня восьми слов.
III этап второго периода (2г.6м. – 3г.)
Этот этап характеризуется для ребенка тем, что тот начинает использовать синтаксические отношения в построении своей речи.
Естественно, что предлоги более-менее полноценно начинают использоваться только после того, как хорошо усваиваются основные элементы грамматики – флексии.
Сначала малыш не использует в свое речи предлоги, при этом достаточно хорошо справляется с применением флексий (толе вместо на столе). Но это длиться недолго.
Как только ребенок хорошо усваивает определенную флексию, так тут же он начинает использовать недостающий элемент – предлог.
Продолжается этап приобретения навыков использования наиболее частых законов словообразования, звучащих в повседневной речи. Уже наблюдается успешное использование окончаний множественного числа для имен существительных даже в различных падежах.
Все чаще дошколенок правильно произносит прилагательные в сочетании с существительными, используя косвенные падежи.
Дети все чаще также начинают применять сложные предложения (как сложносочиненные, так и сложноподчиненные). Причем уже довольно часто слышны и служебные слова в устной речи ребенка.
Третий период (от трех до семи лет)
Это период, когда и дальше продолжается усвоение и закрепление морфологии.
Уже хорошо получается справляться со склонением и спряжением, запоминать исключения из правил и грамматические законы, используемые в речи человека нечасто. Наблюдается, что ребенок все реже свободно использует морфологические элементы и все чаще подчиняет свою речь общим правилам языка.
Хотя до четырех лет иногда можно услышать от ребенка примеры неправильного использования ударения при изменении формы слова, однако после четырех лет эти примеры исчезают из речи. Сохраняются лишь иногда ошибки в сложных словоизменениях форм глаголов.
Уже неплохо получается согласовывать прилагательные с существительными и глаголами.
Четвертый период
На этом этапе дошкольник уже достаточно хорош владеет грамматикой языка в устной речи. И синтаксис, и морфология освоены достаточно хорошо и успешно используются в речи. Но это касается только повседневного бытового стиля общения.
Элементы высокоразвитого литературного языка начинают познаваться в школьном возрасте – в период изучения письменной речи.
В первом классе дети начинают изучать грамоту. Очень важно, чтобы уже к этому возрасту дошкольник мог хорошо слышать и различать отдельные звуки и слова. В процессе обучения в школе дети учатся проводить анализ буквенного и звукового состава слов.
Речь в жизни человека играет очень важную роль. Во-первых, она помогает ему обозначить окружающие явления и предметы. Во-вторых, речь помогает усвоить навык обобщения. В-третьих, она способствует полноценному общению с другим людьми.
Речь помогает передавать на расстоянии свои знания и опыт, мысли и чувства, отношение к чему-либо и эмоции. Таким образом, мы с помощью речи мы не только лучше узнаем других людей и окружающий нас мир, но и оказываем на них мощное влияние.
Итак, к младшему дошкольному возрасту дети уже имеют обширный словарный запас и достаточно хорошо применяют в устной речи грамматику своего языка. Этого уровня знаний и навыков достаточно для того, чтобы перейти к следующему этапу развития своей речи – осознанного изучения русского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по развитию детей со зрительными проблемами. Дошкольный возраст.
В этой статье содержатся рекомендации для родителей, имеющих детей со зрительными нарушениями.Рекомендации даны по развитию у детей зрительного, слухового и тактильного восприятий; по развитию активно...
«Программа развития детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях специализированного детского Дома ребенка»
Проект парциальной развивающей образовательной программы, для детей раннего дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях КУ «Урайского специализированного Дома ребенка»...
Учебно-методическрй комплекс "Теоретические и методические основы физического развития детей раннего и дошкольного возраста!
В материале представлены программа, вопросы для повторения к экзамену, квалификационный экзамен...
Статья. "Речевое развитие детей раннего возраста"
Основными задачами детей ясельного и младшего возраста (до четвертого года жизни) является общее развитие речи, обогащение словаря, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, о...
Опыт работы «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ И ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Данный опыт посвящен одной из важных проблем современного образования: охране и укреплению физического и...
Музыкально-игровая программа для детей раннего и младшего дошкольного возраста "Петрушкины игрушки"
Один из видов деятельности на музыкальном занятии в дошкольном учреждении - это игра на детских музыкальных инструментах, знакомство с которыми начинается с самого раннего возраста. Ни для кого не сек...
#СИДИМДОМА Упражнения для утренней гимнастики детей раннего и младшего дошкольного возраста вместе с мамой
Гимнастика всегда вызывает большой интерес, как у детей, так и взрослых. Она уникальна по своему физиологическому воздействию на организм. Предлагаю вниманию игровые упражнения, которые можно ис...