рабочая программа по внеурочной деятельности "Функциональная грамотность. Модуль "Читательская грамотность"
рабочая программа
рабочая программа и КТП повнеурочной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.1 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа -Югры
Комитет образования администрации Березовского района
МАОУ «Сосьвинская СОШ»
Основная образовательная программа основного общего образования
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
Модуль: «Читательская грамотность»
8-9, 11 классы
2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для учащихся 5-9 классов составлена с опорой на:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189);
• Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования");
• Информационное письмо МОиН РФ №03-296 от 12 мая 2011г. «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
• Приказ МОиН РФ от 31 декабря 2015 года №1577«О внесении изменений в ФГОС ООО»;
• Письмо Министерства образования и науки РФ «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» от 12 мая 2011 г. № 03-2960;
«Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом . Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности .
Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте . Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения.
Цель программы:
Создать условия, актуализирующие потребность в свободном, осмысленном, развивающем чтении с учетом изменившихся реалий существования текста как социокультурного и образовательного феномена.
Задачи:
Способствовать мотивации школьников к чтению через формирование интереса к книге, работе с текстом;
Инициировать расширение поля читательских ориентаций школьников за счет обогащения интеллектуального, духовного и социального потенциала чтения;
Содействовать формированию читательских компетенций, включая такие умения как: поиск информации и понимание прочитанного; преобразование и интерпретация информации; оценка информации;
Поддерживать читательскую активность школьников через включение в различные формы социального и учебно-исследовательского проектирования с использованием потенциала текстов разной природы;
Осуществлять педагогическое сопровождение читателя-школьника с помощью своевременной диагностики и коррекции возникающих проблем;
Создать предпосылки (образовательную среду, событийный контекст) для формирования полноценного читательского сообщества школьников, учителей, родителей и социальных партнеров, готовых к принятию чтения как личностно-значимой ценности.
В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди них занимает чтение и работа с информацией. В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».
У развитого читателя должны быть сформированы две группы умений:
- умения, целиком основанные на тексте:
– извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения;
– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;
– основываясь на тексте, делать простые выводы;
- умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном:
– интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»;
– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;
– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;
– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).
Планируемые результаты
Предметные результаты
Учащиеся получат возможность использовать навыки смыслового чтения на уроках различных предметных областей, где есть необходимость работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; обогатить, углубить знания, расширить культурный кругозор.
Личностные результаты
В сфере личностных результатов приоритетное внимание уделяется формированию:
• основ гражданской идентичности личности (включая когнитивный, эмоционально-ценностный и поведенческий компоненты); патриотизм, уважение к Отечеству, осознание субъективной значимости использования русского языка;
• основ социальных компетенций (включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание);
• осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи;
• развитого морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора;
• нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
• целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• готовности и способности к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебниках (система обозначений, структура текста, рубрики, словарь, содержание).
- Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя).
- Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.
- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
- Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
- Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
- Вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное).
- Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.
- Участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.
- Сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Регулятивные УУД:
- Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.
- Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
- Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом).
- В сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Место учебного курса
- По учебному плану на курс «Читательская грамотность» рассчитана на 15 учебных часов (8класс -5 часов, 9 класс-5 часов, 11 класс -5 часов)
Календарно-тематическое планирование 8 класс
п/п | тема | Основное содержание | Основные виды | час |
1 | Человек и книга | Особенности понимания и чтения электронных текстов | практикум | 1 |
2 | Человек и книга | Особенности понимания и чтения электронных текстов | практикум | 1 |
3 | Познание | Научная информация: анализ и оценка | конференция | 1 |
4 | Познание | Научная информация: анализ и оценка | конференция | 1 |
5 | Смысл жизни(я и моя жизнь) | Художественный текст как средство осмысления действительности | Творческая лаборатория | 1 |
Календарно-тематическое планирование 9 класс
п/п | тема | Основное содержание | Основные виды | час |
1 | Смысл жизни(я и моя жизнь) | Авторский замысел читательской установки | Творческая лаборатория | 1 |
2 | Самоопределение | Альтернативные точки зрения и их ос | практикум | 1 |
3 | Познание | Научная информация: анализ и оценка | конференция | 1 |
4 | Познание | Научная информация: анализ и оценка | конференция | 1 |
5 | Смысл жизни(я и моя жизнь) | Художественный текст как средство осмысления действительности | Творческая лаборатория | 1 |
Календарно-тематическое планирование 11 класс
п/п | тема | Основное содержание | Основные виды | час |
1 | Понятие «Информационная культура» | Информационная культура и культура чтения: роль библиографии в их развитии. Интегративные компоненты функциональной грамотности. | Творческая лаборатория | 1 |
2 | Создание текстов с учетом требований информационной грамотности | Информационная культура и культура чтения: роль библиографии в их развитии. Интегративные компоненты функциональной грамотности. | практикум | 1 |
3 | Специфика устной и письменной реализации речи | Формы графической фиксации и пунктуационного оформления устной речи на письме. Переработка письменных текстов для их устной реализации: адаптация сложного текста в устном изложении; передача психологических состояний и особенностей чужой речи в устном представлении письменного текста. | конференция | 1 |
4 | Специфика устной и письменной реализации речи | Формы графической фиксации и пунктуационного оформления устной речи на письме. Переработка письменных текстов для их устной реализации: адаптация сложного текста в устном изложении; передача психологических состояний и особенностей чужой речи в устном представлении письменного текста. | конференция | 1 |
5 | Особенности обработки и переработки художественных текстов Художественный текст как выражение творческого сознания автора | Художественный текст как средство осмысления действительности | Творческая лаборатория | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Начальная компьютерная грамотность"
Программа курса внеурочной деятельности «Начальная компьютерная грамотность» разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Основы финансовой грамотности»
Содержание курса Личное финансовое планирование. Роль денег в нашей жизни. Потребление или инвестиции. Активы в трех измерениях. Модель трех капит...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности" для 5-6 классов
Финансовая грамотность для 5-6 классов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 6-9 классы
Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 6-9 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовател...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовоой грамотности" 5-9 классы
Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности, базовый уровень, составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансов...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» 9 класс
В 9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подр...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности"...