Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовоой грамотности" 5-9 классы
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Рабочая учебная программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности, базовый уровень, составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 9 классы общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5 г. Охи
Утверждена Приказ № _______- ОД От «29» августа 2019 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»
5-9 классы
базовый уровень
составлена на основе авторской программы «Финансовая грамотность» (Финансовая грамотность: учебная программа. 5 - 9 классы общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2015)
учителем истории и обществознания Савва С.А.
г.Оха
2019 г.
Раздел I.
Цели и задачи учебного предмета (курса):
Рабочая программа предназначена для 5, 6, 7, 8 и 9 класса, рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель в первом и во втором полугодии), и реализуется за счёт компонента образовательного учреждения в соответствии с Планом работы школы на 2019 – 2020 учебный год.
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;
3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.
Финансовая грамотность - необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков
Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно- деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.
Это определило цели данного курса:
- формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;
- создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;
- формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.
Задачи:
Формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе,
Приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Сроки реализации программы – 3 года.
Объем часов, отпущенных на занятия - 35 часа в год при 1 часе в неделю.
Основные содержательные линии курса:
• Деньги, их история, виды, функции;
• Семейный бюджет;
• Экономические отношения семьи и государства;
• Семья и финансовый бизнес;
• Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания и литературы.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные: • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; •
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Методы обучения.
На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.
В процессе обучения используются:
1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;
2. Методы диалога и полилога;
3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;
4. Игровые методы;
5. Методы диагностики и самодиагностики;
6. Технологии критического мышления;
7. Информационно-коммуникационные технологии;
8. Технологии коллективного метода обучения.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.
Раздел II.
Результаты освоения курса дополнительного образования.
Планируемые результаты:
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Раздел III.
Содержание курса дополнительного образования
5-9 класс (35 часов)
Рабочая программа предназначена для 5 класса, рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель); для 6 класса, рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель); для 7 класса, рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель); для 8 класса, рассчитана на 35 часов (1 час в неделю, 35 учебных недель);
5 класс (35 часов)
Литература:
Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Раздел 1. Доходы и расходы семьи (35 часов).
Тема 1. Деньги (10 часов).
История и причины возникновения денег. История денежных отношений на Руси. Объяснить выгоды обмена; рассмотреть различные формы денег и области их использования. Валюта РФ, Госхран РФ и история его создания. Что такое золотой запас и как он формируется. В чьей компетенции производство денег, защита от подделок. Современные деньги России и других стран. Что такое банк. Для чего нужны банки, история их возникновения.
Основные понятия: Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.
Тема 2. Доходы семьи (11 часов).
Рассмотреть различные источники доходов семьи, объяснить причины различий размеров доходов у разных семей.
Основные понятия: Потребности и потребители. Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.
Тема 3. Расходы семьи (8 часов).
Рассмотреть направления расходов семьи и объяснить, что принятие решений о покупках зависит от многих факторов.
Основные понятия: Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги и управление коммунальными платежами. Детские расходы.
Тема 4. Семейный бюджет (7 часов).
Рассмотреть соотношение доходов и расходов и объяснить последствия их неравенства или равенства. Управление доходами и расходами. Семейный бюджет, формирование личных и семейных сбережений. Обобщение изученного материала по теме «Семейный бюджет». Обобщение изученного материала по теме «Семейный бюджет». Повторение пройденного материала.
Основные понятия: Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения, виды сбережений, депозиты, пластиковые карты. Вклады. Проценты по вкладам.
6 класс (35 часов)
Литература:
Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Повторение пройденного (2 часа).
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (12 ч).
Тема 5. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (12 часов)
Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы, связанные с рождением детей. Страхование имущества, здоровья, жизни. Принципы работы страховой компании. Научиться описывать события, существенно влияющие на жизнь семьи (рождение ребёнка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные случаи и т.п.); определять последствия таких событий для бюджета семьи, различать обязательное и добровольное страхование; уметь объяснять, почему существует обязательное страхование, почему государство платит заболевшему человеку, сравнивать различные виды страхования.
Основные понятия: Аварии. Болезни. Несчастные случаи. Катастрофы. Страхование. Страховая компания. Страховой полис.
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (21 час).
Тема 6. Налоги (10 часов).
Налоги- обязательные платежи, собираемые государством. Направления государственных расходов. Виды налогов. Организация сбора налогов. Почему государство собирает налоги, примеры налогов, как и когда платятся налоги; что такое акзиз и НДС, какие последствия бывают за неуплату налогов; примеры выплаты налогов в семье.
Основные понятия: Налог. Налоговая инспекция. Подоходный налог. Налоговая ставка. Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.
Тема 7. Социальные пособия (11 часов).
Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных. Социальные выплаты, почему они существуют, кто имеет на них право.
Основные понятия: Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист. Пособие по безработице.
7 класс (35 часов)
Литература:
Липсиц И., Вигдорчик Е. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: учебная программа. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Вигдорчик Е., Липсиц И., Корлюгова Ю. Финансовая грамотность. 5—7 классы: материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Корлюгова Ю., Вигдорчик Е., Липсиц И. Финансовая грамотность. 5—7 классы: контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Тема 8. Повторение пройденного материала (7 ч).
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье.
Тема 9. Банковские услуги (15 часов).
Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам. Приводить примеры банковских услуг; описывать условия вкладов и кредитов; объяснять, от чего зависит размер выплат по вкладу; объяснять, почему и как страхуются вклады; находить информацию о вкладах и кредитах; объяснять причины и последствия решений о взятии кредита; объяснять условия кредита, приводить примеры; рассчитывать проценты по депозитам и кредитам; объяснять принцип работы пластиковой карты.
Основные понятия: Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.
Тема 10. Собственный бизнес (8 часов).
Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса. Сравнивать возможности работы по найму и собственного бизнеса; объяснять, как и почему государство и частные организации поддерживают малый бизнес; объяснять, что такое бизнес-план; приводить примеры бизнеса, которым занимаются подростки.
Основные понятия: Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.
Тема 11. Валюта в современном мире (5 часов).
Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте. Приводить примеры валют разных стран; объяснять, что такое валютный курс; находить информацию о валютных курсах; проводить расчёты с валютными курсами.
Основные понятия: Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.
8-9 классы (35 часов)
Литература:
Липсиц И.В., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для учащихся. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Методические рекомендации для учителя. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Материалы для родителей. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Липсиц И.В., Лавренова Е.Б., Рязанова О. Финансовая грамотность. 8–9 кл.: Контрольные измерительные материалы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи (8 часов).
Базовые понятия и знания:
Эмиссия денег, денежная масса, покупательная способность денег, Центральный банк, структура доходов населения, структура доходов семьи, структура личных доходов, человеческий капитал, благосостояние семьи, контроль расходов семьи, семейный бюджет: профицит, дефицит, личный бюджет. Знание того, каким именно образом в современной экономике осуществляется эмиссия денег; из чего состоит денежная масса; способов влияния государства на инфляцию; структуры доходов населения России и её изменений в конце XX – начале XXI в.; факторов, влияющих в России на размер доходов из различных источников; зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи; статей семейного и личного бюджета; обязательных ежемесячных трат семьи и личных трат.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– того, что наличные деньги не единственная форма оплаты товаров и услуг;
– роли денег в экономике страны как важнейшего элемента рыночной экономики;
– влияния образования на последующую карьеру и соответственно на личные доходы;
– того, что бесконтрольная трата семейных доходов лишает семью возможности обеспечить устойчивость своего благосостояния и может привести к финансовым трудностям семьи;
– различий в структуре семейного бюджета расходов и её изменения в зависимости от возраста членов семьи и других факторов; необходимости планировать доходы и расходы семьи.
Компетенции:
– устанавливать причинно-следственные связи между нормой инфляции и уровнем доходов семей;
– использовать различные источники для определения причин инфляции и её влияния на покупательную способность денег, имеющихся в наличии;
– определять и оценивать варианты повышения личного дохода;
– соотносить вклад в личное образование и последующий личный доход;
– сравнивать различные профессии и сферы занятости для оценки потенциала извлечения дохода и роста своего благосостояния на коротком и длительном жизненном горизонте;
– оценивать свои ежемесячные расходы;
– соотносить различные потребности и желания с точки зрения финансовых возможностей;
– определять приоритетные траты; исходя из этого строить бюджет на краткосрочную и долгосрочную перспективы;
– осуществлять анализ бюджета и оптимизировать его для формирования сбережений.
Тема 1. Происхождение денег (2 ч).
Тема 2. Источники денежных средств семьи (2 ч).
Тема 3. Контроль семейных расходов (1 ч).
Тема 4. Построение семейного бюджета (3 ч).
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния (7 часов).
Базовые понятия и знания:
Банк; инвестиционный фонд; страховая компания; финансовое планирование. Знание основных видов финансовых услуг и продуктов для физических лиц; знание возможных норм сбережения по этапам жизненного цикла.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– принципа хранения денег на банковском счёте;
–вариантов использования сбережения и инвестирования на разных стадиях жизненного цикла семьи;
– необходимости аккумулировать сбережения для будущих трат;
– возможных рисков при сбережении и инвестировании.
Умения:
– рассчитать реальный банковский процент;
– рассчитать доходность банковского вклада и других операций;
– анализировать договоры;
– отличать инвестиции от сбережений;
– сравнивать доходность инвестиционных продуктов.
Компетенции:
– искать необходимую информацию на сайтах банков, страховых компаний и др. финансовых учреждений;
– оценивать необходимость использования различных финансовых инструментов для повышения благосостояния семьи;
– откладывать деньги на определённые цели;
– выбирать рациональные схемы инвестирования семейных сбережений для обеспечения будущих крупных расходов семьи.
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (2 ч).
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния (5 ч).
Раздел 3. Риски в мире денег (7 часов).
Базовые понятия и знания:
Особые жизненные ситуации; социальные пособия; форс-мажор; страхование; виды страхования и страховых продуктов; финансовые риски; виды рисков. Знание видов различных особых жизненных ситуаций; способов государственной поддержки в случаях природных и техногенных катастроф и других форс-мажорных случаях; видов страхования; видов финансовых рисков: инфляция, девальвация, банкротство финансовых
компаний, управляющих семейными сбережениями, финансовое мошенничество; представление о способах сокращения финансовых рисков.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– того, что при рождении детей структура расходов семьи изменяется;
– необходимости иметь финансовую подушку безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
– возможности страхования жизни и семейного имущества для управления рисками;
Понимание причин финансовых рисков:
– необходимости быть осторожным в финансовой сфере, необходимости проверять поступающую информацию из различных источников (из рекламы, от граждан, из учреждений).
Компетенции:
– оценивать последствия сложных жизненных ситуаций с точки зрения пересмотра структуры финансов семьи и личных финансов;
– оценивать предлагаемые варианты страхования;
– анализировать и оценивать финансовые риски;
– развивать критическое мышление по отношению к рекламным сообщениям;
– способность реально оценивать свои финансовые возможности.
Тема 7. Особые жизненные ситуации, и как с ними справиться (3 ч).
Тема 8. Риски в мире денег (4 ч).
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем (8 часов).
Базовые понятия и знания:
Банк; коммерческий банк; Центральный банк; бизнес; бизнес-план; источники финансирования; валюта; мировой валютный рынок; курс валюты. Знание видов операций, осуществляемых банками; необходимость наличия у банка лицензии для осуществления банковских операций; какие бывают источники для создания бизнеса и способы защиты от банкротства; иметь представление о структуре бизнес-плана: иметь представление об основных финансовых правилах ведения бизнеса; знать типы валют; иметь представление о том, как мировой валютный рынок влияет на валютный рынок России; знать, как определяются курсы валют в экономике России.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– устройства банковской системы:
– того, что вступление в отношения с банком должны осуществлять не спонтанно, под воздействием рекламы, а по действительной необходимости и со знанием способов взаимодействия;
– ответственности и рискованности занятия бизнесом; понимание трудностей, с которыми приходится сталкиваться при выборе такого рода карьеры;
– того, что для начала бизнес-деятельности необходимо получить специальное образование;
– того, от чего зависят курсы валют; понимание условия при которых семья может выиграть, размещая семейные сбережения в валюте.
Компетенции:
– оценивать необходимость использования банковских услуг для решения своих финансовых проблем и проблем семьи;
– выделять круг вопросов, которые надо обдумать при создании своего бизнеса, а также типы рисков, такому бизнесу угрожающие;
– оценивать необходимость наличия сбережений в валюте в зависимости от экономической ситуации в стране.
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи (2 ч).
Тема 10. Собственный бизнес (2 ч).
Тема 11. Валюта в современном мире (4 ч).
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют (5 часов).
Базовые понятия и знания:
Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды. Знание основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.
Личностные характеристики и установки:
Представление об ответственности налогоплательщика;
Понимание:
– неотвратимости наказания (штрафов) за неуплату налогов и негативное влияние штрафов на семейный бюджет;
– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и создавать свои программы накопления средств и страхования на старость.
Компетенции:
– осознавать гражданскую ответственность при уплате налогов;
– планировать расходы на уплату налогов;
– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины
сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи (2 ч).
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости (3 ч).
Раздел IV.
Календарно-тематический план
по курсу «Основы финансовой грамотности»
в 5-9 классе, на 2019-2020 год
(1 час в неделю, всего 35 часов)
Рабочая программа рассчитана на 35 часов (1 урок в неделю из расчета 35 учебных недель).
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 5 - 7 классы общеобразовательных организаций. / И. В. Липсиц, Е. А. Вигдорчик. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 5–7 классы общеобразовательных организаций. / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 5 - 7 классы общеобразовательных организаций / Ю. Н. Корлюгова, Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 5 - 7 классы общеобразовательных организаций / Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
№ п/п | № урока в разделе | Название раздела/урока | Сроки проведения | Примечание | |||
план | факт | ||||||
5 класс | |||||||
Раздел I. Доходы и расходы семьи. | |||||||
Тема 1. Деньги (10 ч) | |||||||
1 | 1.1 | Зачем быть финансово грамотным или что такое финансовая грамотность? | 02-06.09 | ||||
2 | 1.2 | Деньги: а что это такое? | 09-13.09 | ||||
3 | 1.3 | Удивительные факты и истории о деньгах | 16-20.09 | ||||
4 | 1.4 | Фальшивые деньги: история и современность. Статья 186 УК. | 23-27.09 | ||||
5 | 1.5 | Какие бывают деньги и какая у них функция? | 30.09-04.10 | ||||
6 | 1.6 | Что такое «ограниченность»? | 07-11.10 | ||||
7 | 1.7 | Что такое нумизматика? И кого можно назвать нумизматом? Что такое «сувенирные деньги? | 14-18.10 | ||||
8 | 1.8 | Кто печатает деньги и где они хранятся? Что такое банк и для чего он нужен? | 21-25.10 | ||||
9 | 1.9 | Госхран РФ. Аукцион вопросов. | 5-8.11 | ||||
10 | 1.10 | Почему к деньгам нужно бережно относиться? Игра: Бартерный обмен. | 11-15.11 | ||||
Тема 2. Доходы семьи (10 часов) | |||||||
11 | 2.1 | «Каждому приходится выбирать…» | 18-22.11 | ||||
12 | 2.2 | Откуда берутся деньги? Виды доходов. | 25-29.11 | ||||
13 | 2.3 | Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это зависит? | 02-06.12 | ||||
14 | 2.4 | Собственность и доходы от неё. Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды. | 09-13.12 | ||||
15 | 2.5 | Социальные выплаты: пенсии, пособия. Материнский капитал. Кредит. | 16-20.12 | ||||
16 | 2.6 | Решение задач | 23-27.12 | ||||
17 | 2.7 | Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? «О пользе домашнего труда» | 13-17.01 | ||||
18 | 2.8 | Зачем нужны карманные деньги? Учимся считать карманные деньги. | 20-24.01 | ||||
19 | 2.9 | Дискуссия, путешествие в прошлое. | 27-31.01 | ||||
20 | 2.10 | Повторение Темы 2. Решаем кроссворды. | 03-07.02 | ||||
Тема 3. Расходы семьи (8 ч) | |||||||
21 | 3.1 | Куда уходят деньги? Как управлять расходами? Покупки. | 10-14.02 | ||||
22 | 3.2 | Основные статьи расходов в семье. Коммунальные расходы и управление коммунальными платежами. Отличие собственного жилья и муниципального. Кто такой судебный пристав? | 17-21.02 | ||||
23 | 3.3 | Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления и длительного пользования. | 24-28.02 | ||||
24 | 3.4 | Реклама и рекламные акции. Аукцион задач. | 02-06.03 | ||||
25 | 3.5 | Решаем задачи | 09-13.03 | ||||
26 | 3.6 | Деньги на отдых и развлечения. | 16-20.03 | ||||
27 | 3.7 | Игра «Планируем праздник» | 30.03-03.04 | ||||
28 | 3.8 | «Что могут деньги?» | 06-10.04 | ||||
Тема 4. Семейный бюджет (7 ч) | |||||||
29 | 4.1 | Что такое семейный бюджет и зачем он нужен? Соотношение доходов и расходов – профицит и дефицит. Сбалансированный бюджет. | 13-17.04 | ||||
30 | 4.2 | Кредиты, долги, сбережения семейные и личные, вклады, депозиты и пластиковые карты. Решение задач. | 20-24.04 | ||||
31 | 4.3 | Электронные формы составления бюджета. Сроки бюджета. Почему при составлении бюджета учитывают налоги и что это такое? | 27-30.04 | ||||
32 | 4.4 | Играя, решаем задачи. | 05-08.05 | ||||
33 | 4.5 | Игра «Составляем бюджет» | 11-15.05 | ||||
34 | 4.6 | Урок повторения «Из истории российских денег» и «Туда, где хранится история» | 18-22.05 | ||||
35 | 4.7 | Занятие обобщение по курсу «Финансовая грамотность» | 25-29.05 | ||||
6 класс | |||||||
1-2 | Повторение пройденного (2 ч) | 02-06.09 09-13.09 | |||||
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | |||||||
Тема 5. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (12 ч.) | |||||||
3 | 5.1 | В жизни всякое может случится.Форс-мажор. | 16-20.09 | ||||
4 | 5.2 | Страхование и страховой полис. Или как переложить свои страхи на других | 23-27.09 | ||||
5 | 5.3 | Рождение брата или сестры. Чтение экономической сказки «Как король с королевой поспорили» | 30.09-04.10 | ||||
6 | 5.4 | Болезнь родителей дома, в другом российском городе или за границей. Отличия добровольного и обязательного медицинского страхования. | 07-11.10 | ||||
7 | 5.5 | Затопление квартиры соседями с верхнего этажа, или вы затопили соседей. Наводнение, пострадало имущество. | 14-18.10 | ||||
8 | 5.6 | Автомобильная авария. Виды страхования и их отличие | 21-25.10 | ||||
9 | 5.7 | Потеря работы | 05-08.11 | ||||
10 | 5.8 | Что такое залог? | 11-15.11 | ||||
11 | 5.9 | Что такое резервный фонд семьи и зачем его формировать? | 25-29.11 | ||||
12 | 5.10 | Узнаем больше с помощью Интернета | 02-06.12 | ||||
13-14 | 5.11-5.12 | Итоговая работа по разделам 1 и 2: ролевая игра «Семейный бюджет» | 09-13.12 16-20.12 | ||||
Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют | |||||||
Тема 6. Налоги (10 ч.) | |||||||
15 | 6.1 | Что такое налоги и почему мы их должны платить? | 23-27.12 | ||||
16 | 6.2 | Налоговый Кодекс, налоговая инспекция и виды налогов. | 13-17.01 | ||||
17 | 6.3 | Подоходный налог. Сравнение подоходного налога в РФ и других странах. | 20-24.01 | ||||
18 | 6.4 | Налог на прибыль | 27-31.01 | ||||
19 | 6.5 | Налог на имущество | 03-07.02 | ||||
20 | 6.6 | Налог на добавленную стоимость | 10-14.02 | ||||
21 | 6.7 | Пеня и налоговые льготы. Викторина. | 17-21.02 | ||||
22 | 6.8 | Какие еще могут быть доходы у государства: акциз, пошлина. | 24-28.02 | ||||
23 | 6.9 | Что такое бюджет, для чего он нужен? На что расходуются налоговые сборы? «Как король министров нанимал» | 02-06.03 | ||||
24 | 6.10 | Узнаем больше с помощью Интернета. | 09-13.03 | ||||
Тема 7. Социальные пособия (11 ч) | |||||||
25 | 7.1 | Болельные деньги | |||||
26 | 7.2 | Виды социальных пособий | 16-20.03 | ||||
27 | 7.3 | Пенсия и пенсионный фонд | 30.03-03.04 | ||||
28 | 7.4 | Если человек потерял работу | 06-10.04 | ||||
29 | 7.5 | Диаграмма связей «Пособия» | 13-17.04 | ||||
30 | 7.6 | Мини-исследование в группах «Государство — это мы!» | 20-24.04 | ||||
31 | 7.7 | Аукцион вопросов | 27-30.04 | ||||
32 | 7.8 | Страна Кроссвордия | 05-08.05 | ||||
33 | 7.9 | Эссе: «Когда я буду пенсионером» | 11-15.05 | ||||
34-35 | 7.10-7.11 | Занятие обобщение курсу «Финансовая грамотность» 6 класс | 18-22.05 25-29.05 | ||||
7 класс | |||||||
Тема 8. Повторение за курс 5-6 классы (7 ч) | |||||||
1 | 8.1 | Игра: Большой аукцион вопросов | 02-06.09 | ||||
2 | 8.2 | Путешествие в страну Задач | 09-13.09 | ||||
3 | 8.3 | Составляем Диаграмму Связей | 16-20.09 | ||||
4-5 | 8.4-8.5 | «Брифинг исследователей» -выступления учащихся с темами исследований за курс «Финансовая грамотность», 6 класс | 23-27.09 30.09-04.10 | ||||
6-7 | 8.6-8.7 | Представление и защита проектов за курс «Финансовая грамотность», 6 класс | 07-11.10 14-18.10 | ||||
Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье | |||||||
Тема 9. Банковские услуги (15 ч) | |||||||
8 | 9.1 | Как накопить, чтобы купить? | 21-25.10 | ||||
9 | 9.2 | История возникновения банков | 05-08.11 | ||||
10 | 9.3 | Становление банковской системы. Функции современных банков. | 11-15.11 | ||||
11 | 9.4 | Всё про кредит | 18-22.11 | ||||
12 | 9.5 | С деньгами на «Ты» или зачем нужно быть финансово грамотным. | 25-29.11 | ||||
13 | 9.6 | Вклады: как сохранить и приумножить? | 02-06.12 | ||||
14 | 9.7 | Пластиковая карта – твой безопасный Банк в кармане. | 09-13.12 | ||||
15 | 9.8 | Как банки получают прибыль | 16-20.12 | ||||
16-17 | 9.9-9.10 | Экскурсия в банк | 23-27.12 13-17.01 | ||||
18-19 | 9.11-9.12 | Решение задач на проценты по вкладам и депозитам | 20-24.01 27-31.01 | ||||
20-21 | 9.13-9.14 | Решение задач на проценты по кредитам | 03-07.02 10-14.02 | ||||
22 | 9.15 | Узнаем больше с помощью Интернета | 17-21.02 | ||||
Тема 10. Собственный бизнес (8 ч) | |||||||
23 | 10.1 | Смелость - это хорошо, но одной её мало | 24-28.02 | ||||
24 | 10.2 | Бизнес и его формы. Малый бизнес | 02-06.03 | ||||
25 | 10.3 | Бизнес-инкубатор | 09-13.03 | ||||
26 | 10.4 | Бизнес-план, как создать свой бизнес | 16-20.03 | ||||
27 | 10.5 | Бизнес подростков и идеи | 30.03-03.04 | ||||
28 | 10.6 | Молодые предприниматели | 06-10.04 | ||||
29 | 10.7 | Риски предпринимательства | 13-17.04 | ||||
30 | 10.8 | Пригласить предпринимателя для беседы с детьми | 20-24.04 | ||||
Тема 11. Валюта в современном мире (5 ч) | |||||||
31 | 11.1 | Валюта в современном мире | 27-30.04 | ||||
32 | 11.2 | Резервные валюты и последствия второй мировой войны для валют | 05-08.05 | ||||
33 | 11.3 | Решение задач на расчеты с валютными курсами | 11-15.05 | ||||
34 | 11.4 | Денежные реформы | 18-22.05 | ||||
35 | 11.5 | Итоговая работа по курсу «Финансовая грамотность» | 25-29.05 | ||||
8 -9 класс | |||||||
Раздел 1. Управление денежными средствами семьи | |||||||
Тема 1. Происхождение денег (2 ч) | |||||||
1 | 1.1 | Деньги: что это такое? | 02-06.09 | ||||
2 | 1.2 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи | 9-13.09 | ||||
Тема 2. Источники денежных средств семьи (2 ч) | |||||||
3 | 1.3 | Какие бываю источники доходов | 16-20.09 | ||||
4 | 1.4 | От чего зависят личные и семейные доходы | 23-27.09 | ||||
Тема 3. Контроль семейных расходов (1 ч) | |||||||
5 | 3.1 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать | 30.09-04.10 | ||||
Тема 4. Построение семейного бюджета (3 ч) | |||||||
6 | 4.1 | Что такое семейный бюджет и как его построить | 07-11.10 | ||||
7 | 4.2 | Как оптимизировать семейный бюджет | 14-18.10 | ||||
8 | 4.3 | Проектная работа, итоговая работа | 21-25.10 | ||||
Раздел 2. Способы повышения семейного благосостояния | |||||||
Тема 5. Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций (2 ч) | |||||||
9 | 5.1 | Для чего нужны финансовые организации | 05-08.11 | ||||
10 | 5.2 | Как увеличить семейные доходы с использованием финансовых организаций | 11-15.11 | ||||
Тема 6. Финансовое планирование как способ повышения благосостояния (5 ч) | |||||||
11 | 6.1 | Для чего нужно осуществлять финансовое планирование | 18-22.11 | ||||
12 | 6.2 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | 25-29.11 | ||||
13 | 6.3 | Проектная работа | 02-06.12 | ||||
14-15 | 6.4-6.5 | Решаем КИМ | 09-13.12 16-20.12 | ||||
Раздел 3. Риски в мире денег. | |||||||
Тема 7. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться (3 ч) | |||||||
16 | 7.1 | ОСЖ: рождение ребёнка, потеря кормильца | 23-27.12 | ||||
17 | 7.2 | ОСЖ: потеря работы, природные и техногенные катастрофы | 13-17.01 | ||||
18 | 7.3 | Чем поможет страхование | 20-24.01 | ||||
Тема 8. Риски в мире денег (4 ч) | |||||||
19 | 8.1 | Какие бываю финансовые риски | 27-31.01 | ||||
20 | 8.2 | Что такое финансовые пирамиды | 03-07.02 | ||||
21 | 8.3 | Проектная работа | 10-14.02 | ||||
22 | 8.4 | Решаем КИМ | 17-21.02 | ||||
Раздел 4. Семья и финансовые организации: как сотрудничать без проблем | |||||||
Тема 9. Банки и их роль в жизни семьи (2 ч) | |||||||
23 | 9.1 | Что такое банк и чем он может быть вам полезен | 24-28.02 | ||||
24 | 9.2 | Польза и риски банковских карт | 02-06.03 | ||||
Тема 10. Собственный бизнес (2 ч) | |||||||
25 | 10.1 | Что такое бизнес | 09-13.03 | ||||
26 | 10.2 | Как создать свое дело | 16-20.03 | ||||
Тема 11. Валюта в современном мире (4 ч) | |||||||
27 | 11.1 | Что такое валютный рынок и как он устроен | 30.03-03.04 | ||||
28 | 11.2 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | 06-10.04 | ||||
29 | 11.3 | Проектная работа | 13-17.04 | ||||
30 | 11.4 | Решаем КИМ | 20-24.04 | ||||
Раздел 5. Человек и государство: как они взаимодействуют | |||||||
Тема 12. Налоги и их роль в жизни семьи (2 ч) | |||||||
31 | 12.1 | Что такое налоги и зачем их платить | 27-30.04 | ||||
32 | 12.2 | Какие налоги мы платим | 05-08.05 | ||||
Тема 13. Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости (3 ч) | |||||||
33 | 13.1 | Что такое пенсия и как сделать ее достойной | 11-15.05 | ||||
34 | 13.2 | Негосударственные пенсионные фонды: что это такое | 18-22.05 | ||||
35 | 13.3 | Итоговый контроль | 25-29.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"
Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"
В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...
рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"
В программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе
Программа организации внеурочной деятельности младших подростков по направлению «Исследовательская деятельность» предназначена для работы с учащимися 5 классов и является пропедевтическим ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"
Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 классов "Умники и умницы"...